Музыка сестра живописи сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Музыка и живопись, пожалуй, одни из самых древних видов искусства. Мы знаем, что первобытные люди делали наскальные рисунки, а все обряды сопровождали музыкой и ритуальными танцами.
Поэтому эти два древних искусства постоянно идут рядом. Музыка, как и живопись, может выполнять "декоративную", изобразительную функцию, изображая звуки природы, разных стихий. Но может и глубоко передавать внутренний мир человека. Именно поэтому мы так ценим в живописи изображение человека, а в музыке образы, которые связаны с человеческими эмоциями.
Музыка и живопись даже пользуются одними терминами, такими как краска, фактура, масштаб, образность и др.

Если сомневаешься в правильности ответа или его просто нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие вопросы по предмету Музыка либо задай свой вопрос и получи ответ в течении нескольких минут.

Пушина Галина Викторовна

Цель данной работы - провести параллель между музыкой и живописью и на основе исследования создать собственный музыкальный отрывок и художественную работу передавая свои впечатления.

Задачи:

•Создать музыкальный отрывок и художественную работу, как синтез искусств, взяв за основу творческий опыт М.К. Чюрлёниса.

ВложениеРазмер
Исследовательская работа "Музыка - сестра живописи" 2.19 МБ
Презентация к исследовательской работе "Музыка - сестра живописи" 1.44 МБ
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Есть картины, в которых звучит музыка. Есть музыка, которую хочется рисовать. А есть удивительные совпадения, которые многократно усиливают очарование жизни!

Микалоюс Константинас Чюрленис 1875-1911

Анданте(Соната весны) Финал (Соната весны) Скерцо (Лето)

Музыка и изобразительное искусство. Музыка - сестра живописи

Тема: Музыка и изобразительное искусство. Музыка - сестра живописи.

Цели урока: Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством; рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения музыки и изобразительного искусства; понимать специфику деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художественной выразительности музыки и живописи.

Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

Работа по теме урока:

1. Повторение изученного материала.

- Мелодии обычно вызывают у слушателя определённые мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные либо более или менее ясные картины когда-то увиденного. И эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать. А у хорошего художника и сама картина приобретает музыкальность, с полотна, написанного им, как будто звучит музыка.

Аналогию между красками в живописи и тембрами в музыке Римский-Корсаков считал несомненной. Много общего между музыкой и живописью мы найдем даже в терминах, употребляемых музыкантами и художниками. И те, и другие, говорят о тональности, о колорите и красочности полотен и музыкальных сочинений.

На прошлом уроке мы с вами начали разговор о том, что общего есть у живописи и музыки. Какие общие черты вы можете назвать? (Динамика - распределение в произведении уровней громкости, которые называются оттенками и нюансами, точно такие же понятия есть и в музыке.)

Конечно, в музыке своя шкала, а в живописи своя. Давайте представим себя переводчиками итальянского языка и попробуем перевести некоторые итальянские слова. (Учитель показывает карточки с оттенками музыкальной динамики, а дети отвечают).

Сочетание на картине приближённых и отдалённых предметов составляют рельеф (передний план) и фон (задний план) произведения.

А не вспомните ли вы направление художников, к которым принадлежит Клод Моне, нарисовавший эту картину? (Это направление называется импрессионизм, изображение передаётся в движении.)

В музыке, помимо простого эффекта эха, они находят воплощение в сочетании солирующего голоса и инструментального или хорового сопровождения, в организации оперной драматургии, где на фоне сквозных сцен порой возникает крупный план - арии, ариозо, ансамбли, в последовательности главной и побочной тем в сонатной форме.

Послушайте фрагмент из II части Первого фортепианного концерта П. И. Чайковского.

Слушание: П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II часть.

Партию солирующего голоса в начале этой части исполняет флейта, которая звучит на фоне лёгкого оркестрового сопровождения. Нежная мелодия начальной темы, звучащая на переднем плане и проходящей затем у других инструментов, определяет характер этой музыки. А роль оркестра от начала до конца остаётся фоновой.

В литературе сочетание рельефа и фона проявляет себя в отношениях центральных и второстепенных персонажей, действий, картин.

3. Понятие контраста.

- Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним универсальным понятием, а называется оно - контраст, в литературе - антоним (темно - светло, высоко - низко, далеко - близко. ).

В живописи контраст - это сопоставление цветов или масштабов. В музыке - сопоставление мажора и минора, быстрого и медленного темпов, громкого или тихого звучания (динамики), высоких или низких звуков.

Контраст светлого и тёмного на этой картине подобен контрасту света и тени: светлая фигура Жизни обладает и подробно выраженными чертами лица - мягкого, женственного, и детальностью в изображении одежды и даже причёски.

Тёмная фигура Смерти представляет только силуэт - без лица, без деталей, но этот силуэт точно соответствует силуэту светлой фигуры. Единственная подробность сосредоточена в руках темной фигуры - предметы, которые здесь изображены, символизируют возможный итог жизни: богатство, множество исписанных страниц. Светлая же фигура таит только возможности - в её руках лишь зародыш жизни - со всеми будущими делами и свершениями.

Контраст присутствует почти в каждом музыкальном произведении. Даже в тех фрагментах, которые вы слушали в этом году, можно найти смены настроения, темпа или громкости, например, в мазурках М. Глинки и Ф. Шопена.

Музыка этой пьесы рисует характеры двух очень разных людей. Образ первого – богатого – отличает уверенное, громкое, важное звучание. Второй – бедный – изображён жалкой, просящей, суетливой интонацией.

Неравенство образов выражается и в том, что богатый оказывается сильнее. Его музыкальная тема поглощает тему бедного и завершает пьесу не просто уверенно, а победоносно. Эта сценка производит столь зримое впечатление, что становится понятной яркая выразительность музыкального контраста.

Французский композитор Клод Ашиль Дебюсси был одним из самых значительных французских композиторов, повлиявших на развитие музыки ХХ века, основоположником музыкального импрессионизма. Дебюсси, как и художники-импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего мира.

Известно, что музыка строится всего на семи нотах: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ноты различаются между собой по высоте – каждая последующая нота гаммы выше предыдущей. Но ведь это означает, что в основе звукового различия также лежит пространственное понятие. Высокое и низкое звучание голоса, хора, оркестра - это основа выразительности музыки, и наряду с движением во времени (ритмом) существует движение музыки в пространстве: вниз - к сумрачному рокоту басов, вверх - к сияющей звонкости высоких голосов. Не случайно первые образцы музыки, сочетающей эти голоса в одновременности, возникли в пространстве соборов, в своей архитектуре отражающих стремление ввысь.

Может быть, поэтому великий мыслитель Гёте говорил о том, что архитектура - это застывшая музыка, так настаивал на родстве архитектуры и музыки: собор как символ умолкнувшей музыки, музыка как устремление линий собора.

Музыкальное пространство дышит и пульсирует, расширяется и сужается, поражает красочностью звуковых сочетаний и истончается до одного-единственного звука. Искусство звучащего пространства - такое определение вполне подходит для музыки, давно уже отданной во власть хоровых и оркестровых исполнений. Но даже помимо сложных многоголосных произведений: разве одинокий поющий голос - это не звучащее пространство?

Пространственные возможности музыки, присущее ей свойство звуковой изобразительности,- в этом состоит причина того, что музыке подвластно воплощение идей изобразительного искусства. Смотрим ли мы портрет, любуемся пейзажем или натюрмортом - во всех этих образах есть своя музыкальность, и все это по-своему может быть передано в звуках.

Вопросы и задания:

Презентация

 Наш интересный детский блог

понедельник, 23 июня 2014 г.

Музыка-сестра живописи

"Музыка-сестра живописи"- сказал однажды Леонардо да Винчи. И действительно, как только мы вслушиваемся в прекрасные звуки музыки-перед глазами тот час же предстает образ, который так и просится быть воплощенным в красках на листе бумаги. В то же время, когда мы смотрим на картину, у нас внутри начинает невольно звучать музыка. А дети, с их ярким образным мышлением, еще не ограниченным стереотипами, должны чувствовать эту связь, как никто другой. Я решила в этом убедиться и подготовила для них занятие, посвященное дружбе двух искусств-музыки и живописи.



Прежде, чем мы взялись за кисть и краски, и начали "рисовать музыку", я решила подготовить детей к этому эксперименту, и попросила в начале представить свой образ под звуки природы-пение птиц, звуки леса. Ответы были у всех различные-кто-то прогуливался по парку, кто-то по площадке нашего детского сада (значит нравится), у кого-то лес был вечерний, у кого-то ночной-вот и проглядывается в каждом индивидуальность. А потом я плавно подвела детей к мысли о том, что эти звуки слышали древние люди и захотели им подразить сначала голосом, а затем, однажды срезав бамбук и подув в него, поняли, что он звучит очень мелодично и-произошло чудо, родился первый в мире музыкальный инструмент! Вся эта увлекательная история создания инструментов была рассказана детям в сопровождении слайдов на интерактивной доске.

Пришло время для небольшой музыкальной разминки, но даже она была не простой, а проверяла детей на умение внимательно слушать музыку, различную по жанру и импровизировать под нее какие-нибудь движения. Для большего интереса дети разделились на 3 команды и каждая должна была двигаться только под "свою" музыку. Справились с переменным успехом.

И вот, наше занятие подошло с самому ключевому моменту, ради которого мы и собрались в зале. Дети закрывают глаза и погружаются в прекрасный, чарующий мир чистых музыкальных гармоний, вслушиваются в каждую нотку и ощущают в глубине своей детской души ту саму связь искусств, о которой сказал Леонардо да Винчи. Но интересно, какую картинку навеет им эта пьеса? Настроение ее уловили все-были такие ответы, как "добрая", "ласковая", "душевная" музыка. Немного обговорили с детьми, в каких тонах они будут рисовать свою картину и они с увлечением принялись за работу. Один лишь Андрей сидел печальным и задумчивым. На вопрос "что случилось" ответил: "Я не знаю, что мне нарисовать". Пытаюсь ему подсказать, чтобы он представил себе утреннее солнце, красивую природу. Он немного подумал и решил: "Нет, лучше я нарисую ночное отражение солнца". (именно солнца, не луны, вот так фантазия!) Его работа действительно ярко выделяется из остальных, ведь ночное солнце не представил никто из детей.

Но остальных я тоже не хочу оставлять без внимания, ведь дети старались все, никто не отказался рисовать и видно было, что им это необычное задание-рисунок под музыку-доставил огромное удовольствие. Достаточно просто взглянуть на их творения.

Завершила наше занятие еще одна небольшая музыкально-цветовая игра: дети слушали музыкальные отрывки и подбирали к ним один из цветов, разложенных перед ними в виде разрезных квадратиков. И напоследок, мы спели песенку, очень любимую детьми, посвященную им-юным художникам: "Я умею рисовать".

Конечно, для меня и для детей это был первый эксперимент, и занятие мое не было столь безупречно подготовленным, но я обязательно сделаю работу над ошибками и надеюсь, что следующее мое занятие пройдет, как по семи нотам и цветам радуги.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Музыка- сестра живописи 5 класс учитель музыки Макарихина Татьяна Феликсовна.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Музыка- сестра живописи 5 класс учитель музыки Макарихина Татьяна Феликсовна.

Музыка- сестра живописи 5 класс учитель музыки Макарихина Татьяна Феликсовна г Кирс


Эта картина- сельский пейзаж. Мы видим стог сена, деревенские домики, полевые.

Эта картина- сельский пейзаж. Мы видим стог сена, деревенские домики, полевые цветы, лесные дали. И всё это изображено по-разному. Так стог сена на переднем плане как будто звучит громче, рельефнее(размеры) Фон – (домики, цветы, лес)изображен более отдаленно Сочетание на картине приближенных и отдаленных предметов составляют рельеф (передний план) и фон (задний план) произведения

Пространственные понятия важны и для музыкальных произведений. В музыке релье.

Пространственные понятия важны и для музыкальных произведений. В музыке рельеф и фон могут выражать себя в сочетании солирующего голоса и инструментального сопровождения

Петр Ильич Чайковский Концерт №1 для фортепиано с оркестром

Петр Ильич Чайковский Концерт №1 для фортепиано с оркестром

Партию солирующего голоса в начале исполняет флейта, которая звучит на фоне л.

Партию солирующего голоса в начале исполняет флейта, которая звучит на фоне легкого оркестрового сопровождения. Нежная мелодия звучит на переднем плане и проходит потом у других инструментов, определяя характер музыки

На картине сопоставлены две фигуры- светлая темная. Светлая- фигура Жизни обл.

На картине сопоставлены две фигуры- светлая темная. Светлая- фигура Жизни обладает выраженными чертами лица- мягкого, женственного, и детальным изображением одежды и прически Темная –фигура Смерти представляет силуэт- без лица, без деталей

В руках темной фигуры предметы символизирующие итог жизни: богатство, множест.

В руках темной фигуры предметы символизирующие итог жизни: богатство, множество исписанных страниц. Светлая фигура таит только возможности. В её руках зародыш жизни. Контраст и в музыке играет большую роль. Он может выражаться в сопоставлении противоположных характеров, быстрого и медленного темпов, громкого и тихого звучания…

Контраст присутствует почти в каждом музыкальном произведении

Контраст присутствует почти в каждом музыкальном произведении

Контраст заложен в самом названии- богатый и бедный Музыка пьесы рисует харак.

Контраст заложен в самом названии- богатый и бедный Музыка пьесы рисует характеры двух разных людей Образ первого- богатого- отличает уверенное, громкое, важное звучание. Второй- бедный- изображен жалкой, просящей, суетливой интонацией.

Неравенство образов выражается в том, что богатый оказывается сильнее. Его му.

Неравенство образов выражается в том, что богатый оказывается сильнее. Его музыкальная тема поглощает тему бедного и завершает пьесу победоносно. Эта сценка производит зримое впечатление, что становится понятной яркая выразительность музыкального контраста.

Понятия из области живописи вошли и в музыку. Музыкальная краска Колорит Отте.

Понятия из области живописи вошли и в музыку. Музыкальная краска Колорит Оттенок Холодные и теплые тембры Светлые и сумрачные тона Портрет, пейзаж, натюрморт- во всех этих образах есть своя музыкальность

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 831 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.10.2015 3013
  • PPTX 3.6 мбайт
  • 30 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Макарихина Татьяна Феликсовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: