Музыка к драме ибсена пер гюнт сообщение

Обновлено: 05.07.2024

В пьесе Ибсена раскрывается один из вечных сюжетов искусства: странствия человека в поисках счастья. Герой пьесы Пер Гюнт - крестьянский парень из норвежской деревушки. Жители одной из норвежских деревень рассказывали автору пьесы о том, что в их краях действительно жил человек, мечтавший о путешествиях в дальние страны. И однажды он отправился искать счастья.

В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты - сказочного богатства. Но, приобретая его обманом, он каждый раз теряет все. Через сорок лет усталый, измученный Пер возвращается на родину. Он стар и одинок. Его охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена попусту. Но есть лишь одно спасение – любовь Сольвейг, которую он вновь обретает в её избушке - последнем своём пристанище.

Музыка Грига так поправилась публике, что впоследствии, для того чтобы она могла звучать не только в драматическом театре, но и в концертном исполнении, композитор составил две сюиты для оркестра.

Этой пьесой-пейзажем начинается первая сюита. В спектакле она звучала как воспоминание Пера о родине.

Мелодия, напоминающая незатейливый пастуший наигрыш, спокойна и светла, передаёт не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы – солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника.

. Пер сидит у постели умирающей матери и рассказывает одну из самых своих красивых сказок: они оба приглашены в волшебный замок. Вороной уже запряжён, они едут по снежному полю, по лесу. Их встречает сам святой Пётр. Пусть же хозяин волшебного замка воздаст Озе за доброту и заботу, которые раньше не ценил Пер!

. Но тут сын замечает, что мать умирает. Увлекаемая в волшебный сказочный мир, Озе, умиротворённая, засыпает.

Начинается пьеса изложением печальной и строгой мелодии. Andante doloroso (не спеша, со скорбью) - так обозначил автор темп и характер пьесы. Мелодическая линия развивается как бы с трудом: тяжело поднимаясь к невысоким вершинам, она горестно ниспадает. На протяжении всей пьесы выдержан монотонный, словно скованный, ритмический рисунок: так ритм воссоздаёт характер траурного шествия. Строгость и торжественность аккордовой фактуры (она напоминает звучание церковного хора), сумрачная тональность си минор, медленный темп передают состояние горестного оцепенения.

После нарастания скорби вдруг, словно на миг где-то высоко засиял свет. Возможно, это свет сказочного дворца-рая - куда, по драме Ибсена, мчится Пер с матерью на лихом коне.

Там ждёт святой Пётр у ворот нас с ключами,
С поклоном тебя пригласит он туда.
. Нельзя ли впустить мою мать поскорее?
Что скажешь на это, отец пресвятой?
. А я поручусь - в целом мире добрее,
Честнее не сыщешь души ни одной!

По преданию, святой Пётр, ученик Христа, стал хранителем ключей от ворот рая. Он пропускал в рай только достойных людей, а грешники попадали в ад.

Разбогатевший Пер мечтает о власти и славе. Путешествуя по жаркой Аравийской пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю племени бедуинов. Дочь вождя Анитра - пытается очаровать Пера своей красотой.

Выпросив у Пера деньги и драгоценности, Анитра внезапно бьёт его хлыстом по рукам и скачет галопом обратно в пустыню, оставив Пера одного.

Музыка Грига образно и ярко рисует фантастическое шествие.

В основе пьесы – всего одна тема в характере марша. Она несколько раз повторяется, оставаясь неизменной. Зато композитор каждый раз варьирует ее сопровождение.

После тихого загадочного зова валторны начинается тема троллей. Она звучит pianissimo, настороженно и невесомо. Легкие штрихи pizzicato струнных, перенесённых в низкий регистр, изображают крадущиеся шаги троллей. Музыка фантастична, загадочна, таинственна.

Постепенно мелодия переносится все выше, появляются более мелкие длительности, они вносят в движение некоторую суетливость. Звучность усиливается. Вступает весь оркестр. Ускоряется темп – к концу он становится очень быстрым. И, кажется, будто сказочные обитатели пещеры, точно подгоняемые неведомой силой, завертелись в стремительном вихре.

Внезапно все прерывается резкими аккордами. Ещё дважды мелодия пытается возобновить свой неукротимый бег. Но настойчивые аккорды, словно повелительные жесты пещерного владыки, прекращают шествие. Мираж сказочной картины мгновенно исчезает.

Из второй сюиты, включающей пять пьес, расскажем о наиболее известной из них.

. Сольвейг ждала Пера долгих сорок лет! И он вернулся к ней.

Песня обрамлена коротким вступлением и заключением - печальной напевной мелодией в народном духе. В песне два куплета. Каждый куплет состоит из двух контрастных частей - запева и припева.

Мелодия запева повествовательна и спокойна. В музыке выражены и щемящая грусть, и покорность судьбе, и просветлённость чувства, а главное - вера.

Припев звучит изящно и легко, в характере оживлённого танца. Музыка припева - воспоминание Сольвейг о первой встрече с Пером. Тогда этот танцевальный напев звучал на шумном деревенском празднике. Он звучит всю жизнь в душе Сольвейг. Он для неё - музыка надежды и счастья.

Печальная и нежная мелодия песни – одно из самых вдохновенных творений Грига.

Вопросы и задания:

Презентация

История создания сюиты

История создания

КТО ТАКОЙ ГЕНРИК ИБСЕН?

ЭДВАРД ГРИГ – КТО ЭТО?

ЧТО ТАКОЕ СЮИТА?

В музыке сюита – это произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей. Все части объединяются общей темой, художественным замыслом. Появилась сюита в 16 веке и называлась поначалу партитой. Части могут быть совершенно разными, контрастными. Сюита строится так, что количество частей, их характер и последовательность не регламентируется (в отличие от сонаты или симфонии).

Генрик Ибсен сочинял историю Пера под впечатлением старинных норвежских сказаний. Главный герой поэмы – обычный деревенский парень Пер, сын Йона Гюнта. Йон был когда-то очень богат и уважаем, но пагубная страсть сгубила его жизнь.
Безалаберный Пер встречается с троллями, которые ничему хорошему научить юношу, конечно же, не могут. Он начинает совершать гадкие поступки. За это односельчане прогоняют Пера вон из деревни.
Так начинается сорокалетнее странствие молодого человека. А на родине остается его ждать прекрасная Сольвейг.
За 40 лет где только не побывал путник! Это и Африка, и Китай, и Америка. Много раз он становился сказочно богат, но растерял все свои сокровища.
Дряхлым, несчастным старцем возвращается Пер Гюнт в свою деревню. Он желает поскорее закончить свою никчемную жизнь, но появляется Сольвейг, которая верно ждала его все эти годы. В избушке Сольвей обретает истинную любовь и последний приют.

Ибсен старался изобразить персонажей драмы в сатирическом ключе. Все действующие лица жестоки, грубы и уродливы. Лишь Сольвейг чиста и прекрасна. Поначалу зрители восприняли пьесу очень негативно именно в связи с неприятием такой трактовки характеров героев пьесы. Лишь музыка Грига смогла изменить впечатление от драмы.

Григ, вдохновленный произведением Ибсена, не стал изображать главного героя в сатирическом ключе. Он решил, что Пер остался самим собой в сердце Сольвейг – добрым и мужественным мечтателем. Именно так изобразил Пера композитор, пользуясь средствами музыкальной выразительности. Пер – романтик, которого судьба бросает в дальние странствия. Музыка Грига пронизана подлинно народными мелодиями. Она прекрасна и светла.

Публика была восхищена музыкой к спектаклю. После премьеры Э. Григ решил составить из всех музыкальных фрагментов две сюиты. В спектакле прозвучали 23 музыкальные пьесы. Из них в свои сюиты Григ включил только восемь. Но какие!

Части первой сюиты:

Части второй сюиты:

Знаменитая на весь мир Песня Сольвейг в спектакле звучит неоднократно со словами. А в сюите — это отдельная пьеса. Григ был особенно восхищен образом девушки и создал светлую, печальную мелодию, используя народные норвежские напевы. Мелодия стала лейтмотивом всего спектакля, олицетворяя образ любимой и далекой родины.

Музыка к спектаклю и обе сюиты написаны для симфонического оркестра. Но позднее автор решил переложить все восемь пьес для фортепианного исполнения.

Миллионы зрителей и слушателей по сей день с восхищением слушают музыку великого Грига.

Два великих норвежца – Генрик Ибсен и Эдвард Григ — воспели в своих бессмертных произведениях величавую и прекрасную Норвегию.

История создания

Генрик Ибсен

Работа над пьесой продолжалась на протяжении 1867 года. Осенью, когда писатель находился в Сорренто он окончательно закончил работу над сочинением, состоящим из 5 актов, и не делящегося на картины. За основу был взят герой из народного фольклора Норвегии, при этом Ибсен постарался наполнить его характерными качествами романтика, который находится в постоянных странствиях, поисках, и упускает в своей жизни по-настоящему важное чувство. Тем не менее, главными качествами Пер Гюнта можно считать отважность, смелость и желание совершать отчаянные поступки.

В конце 1873 года началась редакция произведения для постановки. Ибсен был очень внимательным к каждой детали, особенно важную роль для него играла музыка. Писатель подумал, что никто лучше не справится с задачей сочинить такое музыкальное сопровождение, которое могло бы передать атмосферу действия, чем Эдвард Григ . В те времена композитор был известен на весь мир. До этого Григ не единожды писал романсы на стихи Ибсена, поэтому музыкант охотно согласился на сотрудничество. При этом писатель точно знал, какую музыку хочет для конкретного акта.

Эдвард Григ

Творческому человеку, имеющему собственный взгляд и представление, достаточно сложно писать музыку, придерживаясь строгих рамок и авторских указаний. Возможно, именно по этой причине работа над сочинением музыки шла долго. Лирическая музыка, с использованием народных норвежских мотивов была закончена первой, остальная танцевальная часть представляла сложность. В первый срок постановки работа была не закончена, осенью композитор отправился в поездку по Европе, но и там продолжал активно сочинять новые номера и оркестровать уже готовые. Весной 1875 года партитура была полностью завершена.

Премьера спектакля состоялась в феврале следующего года, успех был ошеломительный. За сезон спектакль был поставлен 36 раз. Ибсен и Григ – это творческий союз, который сумел создать по-настоящему интересное театральное представление.

Спустя 10 лет, в Копенгагене состоялась повторная премьера, для которой композитор полностью переоркестровал музыкальный материал. Вновь успех и положительные рецензии, как театральных, так и музыкальных критиков.


В дальнейшем из наиболее ярких и самостоятельных номеров композитор создал две потрясающие сюиты. Первая сюита op.46 была полностью закончена в 1888 году, вторая сюита была составлена спустя три года. Музыка была узнаваема, поэтому многие дирижеры того времени мгновенно включили произведения в собственный репертуар. На сегодняшний день музыка не теряет собственной актуальности, она по-прежнему отражает национальный норвежский колорит, свойственный творчеству Эдварда Грига.





Интересные факты


Проходит время, мать Пер Гюнта Озе умирает. Оставив отчий дом и Сольвейг, герой отправляется в путь, за синее море. Его ждут приключения в разных странах. Всю жизнь герой странствовал, менял профессии, пока не состарился. Все это время верная Сольвейг ждала и верила, что Пер Гюнт вернется. Она молилась за него, и ее молитва оберегала и спасала путешественника. После стольких лет Пер Гюгт возвращается в родное место и встречает ту, что провела всю жизнь в ожидании. Для нее он всегда будет оставаться самим собой.

Содержание

Природа Норвегии, ощущение пространства дарит слушателю чувство спокойствия. Все бури улягутся сами собой, преграды будут преодолены, лишь бы был тот, кто верит и ждет, несмотря ни на что.

Смерть Озе

Невероятно лиричный и трагичный номер. В нем Григу удается передать целую палитру чувств от сосредоточенности до отчаяния и безудержного порыва к осуществлению дальнего путешествия. Постепенно эмоциональная температура нарастает и доходит до кульминации с использованием хорала, как символа смерти и конечности человеческого пути. Но вдруг наступает тишина, сменяющаяся на тихую и удивительно светлую музыку. Струнные инструменты позволяют передать теплоту момента прощания матери и сына. Лишь хроматические интонации, как символы болезни, омрачают музыкальный материал. Сочинение поражает сдержанностью и лаконичностью и вместе с тем, чувственностью и возвышенной лирикой.

Танец Анитры

Иллюстрация сцены танцующей Анитры, дочери шейха, сопровождается оригинальным танцем. Номер контрастен по сравнению с предыдущими сценами, связанными с норвежским колоритом. Гибкость, грациозность мелодии, и ее восточная красота подчеркивают ориентальный образ героини, сочетающей в себе пленительность и коварство. В качестве украшений композитор использует звенящие трели.

Жалоба Ингрид

Яркая многохарактерная зарисовка открывается небольшим эпизодом в стремительном темпе. Использование всех инструментов, за исключением тяжелой меди позволяет сразу привлечь внимание. Это гнев похищенной невесты. Продолжает миниатюру тема, имеющая прямое отношение к норвежскому фольклору, а именно свадебный народный танец. Секундовые интонации – это изображение плача невесты, продолжаются протяжной мелодией и завершается неистовым материалом вступления.

Арабский танец

Жара аравийской пустыни. Пер Гюнт бродит, проходя сквозь зыбучие пески. Он слышит изломанную мелодию в исполнении высоких духовых инструментов. Чёткий ритм большого барабана заставляет буквально пускаться в пляс. Постепенно извилистая мелодия переходит в партию струнных инструментов, воссоздавая ориентальность восточной музыки.

Пер Гюнт Арабский танец

Возвращение Пера Гюнта

Годы странствий наложили видимый след на Пер Гюнта, и вот, он решил вернуться обратно. Но и здесь его ждут трудности. Море неспокойно, стихия бушует, волны вздымаются все выше и выше. Это стихийное бедствие использовано, как аллегория личной трагедии. Жизнь прожита зря, скитания не принесли ничего, кроме морщин на лице. Номер можно считать не только смысловой, но и трагической кульминацией.

Песня Сольвейг

Лирическая песня Сольвейг завершает сюиту. Двое на пустой дороге встретились спустя десятилетия. Они уже не молоды, годы никого не щадят. Но верная Сольвейг всегда знала, что дождется Пер Гюнта. Изящная, нежная музыка, наполнена искренностью. В ее образе композитор хочет воплотить черты родины, поэтому использует подлинную народную мелодию. Чистота, мудрость и поэтичность – вот, что характеризует героиню.

Богатство образов, стилистическое разнообразие, использование необычных художественных приемов делают музыку по-настоящему уникальной и неповторимой. Эдварду Григу удалось воплотить в жизнь музыкальные образы и подчеркнуть характеры, прописанные Генриком Ибсеном. Мастерство и талант помогли возвысить театральную музыку, дав ей право на самостоятельное существование.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Никифорова Ирина Марковна

Знакомство с музыкой норвежского композитора Э.Грига к драме Г.Ибсена "Пер Гюнт".

ВложениеРазмер
Презентация к уроку "Музыка Э.Грига " 2.55 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты - сказочного богатства. Но, приобретая его обманом, он каждый раз теряет все. Через сорок лет усталый, измученный Пер возвращается на родину. Он стар и одинок. Его охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена попусту. Но есть лишь одно спасение – любовь Сольвейг , которую он вновь обретает в её избушке - последнем своём пристанище.

Вывод: В музыке Грига звучит красота норвежской природы, то могущественной, то скромной. Простота музыкального выражения и в то же время его оригинальность подкупают слушателя. “Неудивительно,- писал П. И. Чайковский, что Грига все любят, что он везде популярен. ”. Музыка Грига узнается сразу же. Ее особая выразительность и запоминаемость связаны с ярким песенным богатством.

Сочинение, обессмертившее имя композитора, воплотившее характерные черты творчества. В своей пьесе Г. Ибсен использовал элементы норвежских сказок, насытив их новым содержанием. Его драма проникнута пафосом протеста человеческой личности против сковывающих её социальных условий. Кроме того, бичуется и образ Пера, эгоизм которого ведёт его к разладу с действительностью.

В I части драмы герой показан в условиях норвежского крестьянского быта как простой деревенский парень, наделённый фантазией, противоречивыми чувствами. Лучшие стороны характера раскрываются в любви к Сольвейг, к матери Озе. Но в ненасытной жажде приключений изменяет Сольвейг, похищает чужую невесту Ингрид, увлекается дочерью горного короля Доврского Деда. Он отправляется странствовать, умирает Озе, только Сольвейг как символ верности ждёт его возвращения.

Во II части Ибсен отходит от народно-поэтических источников, вскрывает

Пагубное влияние морали современного общества. После долгих странствий разбогатевший Пер возвращается домой. Корабль разбивается, гибнет богатство, а вместе с ним и его мечты о новой жизни. Терзаемый совестью он возвращается домой, умирая на руках Сольвейг. Её любовь служит ему прощением.

Драма написана в 1867 г., через 7 лет поставлена в Норвегии. Григ написал 23 номера, разработав план музыкальной композиции. Его музыка рисует лирико-драматические, пейзажные и жанрово-бытовые эпизоды. В конце 80-х годов составил 2 сюиты из 9 номеров ор. 46 и ор. 55.

Создавая своего Пер Гюнта Григ не стремился охватить философскую, сатирическую проблематику драмы во всей полноте. Он отразил лирику, поэзию природы, народно-жанровую сферу. Не искажая сущности драмы, интерпретация Грига позволяет увидеть в ней лирические качества, позитивную сторону, мир возвышенных чувств, воплощённых в образе солнечной Сольвейг. Она – то прекрасное, к чему стремится душа человека. Этот образ стоит в центре концепции Грига. Композитор создал трогательный образ матери Озе. Передаёт глубину человеческой скорби, неисчеспаемую силу материнской любви. В лирические тона окрашены образы Ингрид и дикарки Анитры (грация, изящество).

В состав музыкальной композиции входят симфонические эпизоды, танцы, мелодрамы, хоры и сольные песни. Номера неравнозначны, на I месте законченные симфонические и вокальные номера, которые свободно чередуются. Характерны лаконизм высказывания, строгость и изящество формы, красочная оркестровка. Главная роль принадлежит теме Сольвейг (лейттема звучит во вступлении, III, IV и V актах).

Драматургическое развитие музыки Грига подчинено концепции Ибсена. В каждом из 5 актов выделяет стержневую линию.

I – картины норвежского крестьянского быта;

II – сказочная фантастика;

III – лирическая драма Озе и Сольвейг;

IV – картины арабского востока;

V – лирико-философский эпилог.

Песня Сольвейг – совершенное творение, сохранившее первозданность народных напевов, близких шведской народной песне. В ней непринуждённость народного напева и хрупкая женская грация, переданная в оживлённом танцевальном припеве (диатоника в сочетании с хроматикой, ладовая переменность). Сценой смерти Озе заканчиваются норвежские акты в драме Ибсена. Возвышенная строгость и чистота, сжатость масштабов, намеренная сдержанность без излишней чувствительности. Вопрос – ответ, подъём – спад, просветление – угасание.

Читайте также: