Музыка германии сообщение кратко

Обновлено: 18.05.2024

Движение Реформации содействовало распространению хоровой музыки. Руководитель Реформации Мартин Лютер считал музыку могучим фактором воздействия на верующих. Он содействовал организации певческих школ, переводил латинские и церковные тексты на немецкий язык, сочинял тексты и мелодии хоралов.

С 15 века на развитие немецкой музыки оказывал влияние полифонический стиль нидерландской школы. Её выдающиеся представители – композиторы: Орландо Лассо, Йоханнес Окегем работали в это время при дворах немецких князей.

В 16 веке в развитии немецкой музыкальной культуры наблюдался некоторый застой, связанный с сильным влиянием итальянского и французского искусства. Одним из наиболее известных немецких композиторов этого времени был Генрих Шютц, создававший преимущественно церковную музыку: кантаты, пассионы, духовные концерты.

Основой немецкого музыкального искусства 17 – середины 18 века была церковная музыка: кантаты, пассионы, органные произведения. Как правило, руководителями музыкальной жизни немецкого города были органисты крупнейших церквей.

Наивысшего рассвета органные и ораториальные жанры достигли в творчестве И.С.Баха, предопределившего пути развития европейской музыки 19 – 20веков.

В середине 18 века появляется зингшпиль – немецкая комическая опера, с танцами и разговорным текстом. Тогда же композиторами мангеймской школы окончательно формируется жанр классической симфонии.

На развитие немецкой инструментальной и симфонической музыки 19 века мощное влияние оказало творчество Людвига ван Бетховена. Его музыка, открывшая дорогу романтизму, тесно связана с идеями немецкой классической литературы и философии. Основная тема произведений Бетховена – борьба против деспотизма и тирании, оптимистическое разрешение сложных трагедийных конфликтов.

В области симфонической музыки выдающееся место занимает творчество Феликса Мендельсона. Мендельсон, кроме того, основал в Лейпциге первую в Германии консерваторию. Вслед за Лейпцигом, консерватории открылись в Кёльне, Штутгарте, Франкфурте, Берлине.

Вершиной немецкой инструментальной и вокальной музыки 30 – 40 годов 19 века стало творчество Роберта Шумана, выражающее мечты и стремления его современников.

Антиподом Вагнера в области симфонического творчества был Иоганнес Брамс, крупнейший немецкий симфонист – романтик второй половины 19 века.

В конце 19 начале 20 века в немецкой музыкальной культуре еще были сильны традиции Вагнера и Брамса. Тем не менее, это время отмечено исканиями новых путей. В музыке переплетаются течения неоклассицизма, экспрессионизма и неоромантизма. Нередко признаки всех этих влияний можно проследить в творчестве одного и того же композитора. К самым талантливым композиторам этого периода относятся Рихард Штраус, Макс Регер, Пауль Хиндемит.

В 20 – 30 годы двадцатого столетия в музыкальной культуре Германии наступает расцвет исполнительского искусства. В многочисленных концертных залах и оперных театрах выступают крупнейшие певцы, инструменталисты, дирижёры: Бруно Вальтер, Вильгельм Фуртвенглер, Отто Клемперер, пианисты Вальтер Гизекинг, Артур Шнабель.

Но в годы фашизма многие выдающиеся музыканты и композиторы вынуждены были покинуть Германию.

Сейчас в Германии работают: оркестр Баварского радио, оркестр Берлинской филармонии, Гамбургская опера, Берлинская опера, Дрезденская Штатскапелла и другие коллективы.

Гордостью немецкого искусства стали дирижёры: Герберт фон Караян, Карлос Клайбер, Рафаэль Кубелик, певцы: Дитрих Фишер-Дискау, Элизабет Шварцкопф, пианист Вильгельм Кемпф и другие.

История музыки Австрии

Австрийская музыка развивалась в тесном взаимодействии с культурами соседних народов: славян и венгров. Носителями традиций австро-немецкой культуры издревле были странствующие музыканты – шпильманы и ваганты, важнейшими центрами музыкальной культуры – монастыри, где развивались традиции духовной музыки и музыкального образования.

С 12 – 13 веков при дворах тирольских и штирийских вельмож развивалась светская культура, а также рыцарское искусство миннезингеров.

В эпоху Возрождения здесь возникают многочисленные хоровые и инструментальные капеллы.

В 15 – 16 веках центры музыкальной культуры перемещаются в города.

В 1620 году в Вене открывается первый общедоступный театр, где ставятся музыкально – драматические произведения – кайзершпили.

Испытав, как и другие страны, влияние итальянской музыки, австрийская музыкальная культура постепенно обретает свою самобытность и к середине 18 века превращается в одну из самых значительных в Европе. Вена становится крупнейшим европейским центром музыкальной жизни. Здесь открываются Кертнертертеатр, Бургертеатр, общество музыкантов профессионалов, общество любительских концертов.

Во второй половине 18 века сформировалась Венская классическая школа, к которой принадлежали Гайдн, Моцарт, Бетховен. Их деятельность, синтезирующая достижения не только австрийской, но и европейской музыки, охватывала все существующие жанры и стили. Венская классическая школа определила дальнейшие пути развития европейской музыкальной культуры.

Начало 19 века в европейской музыке знаменуется переходом от классицизма к романтизму. Выдающимся выразителем этого нового направления в Австрии стал Франц Шуберт. Он создал новые песенные жанры, основанные на венской народной песне.

Венские танцевальные капеллы способствовали возникновению венского вальса, который в последствии приобрёл черты самостоятельного жанра. Его создателями считаются композиторы Йозеф Ланнер и семейство Штраусов.

Вторая половина 19 века ознаменовалась расцветом венской оперетты. Авторами классических оперетт были Иоганн Штраус – сын, Франц Зуппе, Карл Миллёкер.

В начале 20 века в Австрии возникла новая венская школа, оказавшая влияние на ряд течений современного музыкального искусства. Её представители – Арнольд Шёнберг, Антон Веберн, Альбан Берг – внесли большой вклад в развитие экспрессионизма о тональности, серийной и додекафонной техники.

Приемником классических традиций был немецкий композитор Иоганнес Брамс, работавший в Вене, крупнейшие австрийские симфонисты конца 19 века – Антон Брукнер и Густав Малер.

Австрия всегда славилась высочайшей исполнительской культурой. В первой половине 20 века прославились пианисты: Теодор Лешетицкий, Леопольд Годовский и Эмиль Зауэр; скрипач Фриц Крейслер; дирижёры: Густав Малер, Рихард Штраус, Эрнст Краузе.

После второй мировой войны в Вене работали дирижёры: Герберт фон Караян, Карл Бём, Лорин Маазель; певцы: Элизабет Шварцкопф, Криста Людвиг и многие другие.

В Австрии действуют многочисленные музыкальные коллективы, среди которых выделяются Венская Государственная опера, Венский филармонический оркестр, Народная опера, Общество друзей музыки, Моцартеум. На родине Моцарта, в Зальцбурге, регулярно проводятся фестивали, имеющие большое значение в музыкальной жизни Австрии.

Развитие музыки в Германии

Музыка по-прежнему играет важную роль в немецкоязычном мире, где появилось гораздо больше композиторов и исполнителей, чем можно было ожидать от территории такого размера.

В Германии невероятное количество оркестров, в том числе и мирового класса, таких как Берлинский филармонический оркестр или Лейпцигский Гевандхаус, а оперные театры есть даже в промышленных городах. В стране проводится много фестивалей, в том числе ежегодный Вагнеровский фестиваль в Байройте.

История развития музыки в Германии cсамого начала до барокко.

Судя по всему, первые германские музыканты играли на длинных искривленных бронзовых духовых инструментах - лурах, образцы которых датируются 1-й половиной I тысячелетия до н. э. От римлян мы знаем также, что германские племена шли в бой с песней. В начале Средневековья музыка была прерогативой церкви, где на латинском языке исполнялись григорианские песнопения.

История развития немецкой музыки начинается в XII в., когда лирические поэты миннезингеры под влиянием трубадуров из Прованса воспевали придворную любовь, иногда в сопровождении скрипки, лютни или арфы. Крупнейшим миннезингером был Вальтер фон дер-Фогельвейде (1170-1230). Предполагают, что он принимал участие е легендарном состязании миннезингеров в Вартбурге.


Миннезингеры также затрагивали религиозные, социальные и политические темы, как и странствующие певцы ваганты. Поздние произведения вагантов вошли в сборник Кармина Бурана 1280 г., позднее переработанный Карлом Орфомв кантате 1937 г. Преемниками миннезингеров были мейстерзингеры, сплотившиеся в цеха. Самым знаменитым мейстерзингером был Ганс Сакс (1494-1576), прославленный Рихардом Вагнером в опере Нюрнбергские мейстерзингеры.

Мартин Лютер, перу которого принадлежат церковные гимны, например Нерушимая твердыня, понимал важность музыки в религиозном культе.

В Хоралы его времени позднее развились в кантаты, признанным мастером которых стал Иоганн Себастьян Бах (1685-1750). Важнейшей заслугой выдающегося композитора, вероятно, является и полифония.


Бах служил при дворах Веймаре и Кетене. Позднее, в 1723 г. он стал кантором собора Св. Фомы в Лейпциге, кем и оставался вплоть до своей смерти. Слава Баха продолжала расти, хотя при его жизни большей известностью пользовался Георг Филипп Телеман (1681-1767). Другой ключевой фигурой для музыки в стиле барокко был Георг Фридрих Гендель (1685 - 1759). Благоприятной средой для музыкантов со всех концов Германии был герцогский двор в Мангейме; именно здесь были заложены основы симфонической музыки.

История развития музыки в Германии от классицизма к романтизму.

Развитием симфонии и созданием струнного квартета мы обязаны в основном австрийским композиторам Йозефу Гайдну (1732-1809) и Вольфгангу Амадею Моцарту (1756-1791), нона новую ступень эти формы были подняты немцем Людвигом ван Бетховеном (1770-1827). В его девяти симфониях отразилась вся глубина человеческих чувств, а способность композитора к исследованию тайников человеческой души проложила путь течению романтизма.


Людвиг ван Бетховен.

Крупнейшим достижением Франца Шуберта (1797-1828) были его песни, в которых в идеальной гармонии сливаются текст, голос и музыка фортепиано. Виртуозный пианист Роберт Шуман (1810-1856) также создал много выразительных песен, носам считал крупнейшим своим произведением доминорную симфонию.

После Волшебной флейты Моцарта и Фиделио Бетховена загремела слава немецкой оперы. Музыкально-драматическое единство Вольного стрелка Карла Марии фон Вебера предвосхищает произведения Рихарда Вагнера. Иоганне-с Брамс (1833-1897) успешно сочетал романтизм и классическую традицию, а его поклонники считали, что он преодолел вагнеровскую бесформенность. Рихард Штраус виртуозно работал во всех музыкальных жанрах.

XX В. Немцы и австрийцы полностью или частично были авторами многих музыкальных нововведений XX в., включая использование атональности (Арнольд Шенберг, 1874-1951) и электроники (Карл-Хайнц Штокхаузен, 1928 г.).

Сатирические оперы Курта Вейля (1900-1950) Трехгрошовая опера и Возвышение и падение города Махагони входят в число наиболее популярных и понятных музыкальных произведений столетия.



Литература : Иванов-Борецкий М. В., Материалы и документы по истории музыки, т. 2, М., 1934; Ливанова Т. Н., Музыкальная классика XVIII в. (Гендель, И. С. Бах, Глюк, Гайдн), М., 1939; её же, История западноевропейской музыки до 1789 г., М. - Л., 1940; Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1-2, М. - Л., 1941, т. 2, ч. 2- (Музыкальная культура Германии XIV - XVI вв.), М., 1959; его же, Всеобщая история музыки, ч. 1, M., 1965; Буттинг М., История музыки, пережитая мной, пер. с нем., М., 1959; Избр, статьи музыковедов ГДР, пер. с нем., М., 1960; Ферман В. Э., Немецкая романтическая опера, в его кн.: Оперный театр, М., 1961: Конен В. Д., История зарубежной музыки, вып. 3, M, 1965; Кершнер Л, Немецкая народная музыка, M., 1965; Васина-Гроссман В. А., Романтическая песня XIX в., M., 1966; Музыка французской революции XVIII века. Бетховен, M., 1967; Друскин M. С., История зарубежной музыки, вып 4, M., 1967; его же, О западноевропейской музыке XX века, M., 1973; Bцhme F. M., Geschichte des Tanzes in Deutschland, Bd 1, Lpz., 1886; Friedlдnder M., Das deutsche Lied im 18 Jahrhundert, Bd 1-2, Stuttg., 1902; Schering A., Deutsche Musikgeschichte im UmriЯ, Lpz., 1917; Moser H. J., Geschichte der deutschen Musik, Bd 1-3, Stuttg. - В., 1920-1924, 1930; Maisch R., Geschichte der deutschen Musik, ihrer Formen, ihres Stils und ihrer Stellung im deutschen Geistes- und Kulturleben, В., 1926, 1949; Mersmann H., Die Moderne Musik Seit der Romantik, Wildpark-Potsdam, (1928); его же, Eine deutsche Musikgeschichte, Potsdam - B., 1934; его же, Deutsche Musik des 20 Jahrhunderts im Spiegei des Weltgeschehens, Bodenkirchen/Rhein, (1958); Rebling E., Die soziologischen Grundlagen der Stilwandlung der Musik in Deutschland um die Mitte des 18 Jahrhunderts, B., 1935; PreuЯner E, Die bьrgerliche Musikkultur Ein Beitrag zur deutschen Musikgeschichte des 18 Jahrhunderts, Hdlb., 1935, Kassel - Basel (1954); его же, Musikgeschichte des Abendlandes, W., (1958); Mьller-Blattau J, Geschichte der deutschen Musik, B., 1938; Bьcken E., Musik der Deutschen Eine Kulturgeschichte der deutschen Musik, Kцln, 1941; Liess A., Die Musik im Weltbild der Gegenwart, W., (1949); Adorno-Wlesengrund Th., Philosophie der neuen Musik, Tьbingen, 1949; Laux K., Musik und Musiker der Gegenwart, Essen, 1949; Graf M., Geschichte und Geist der modernen Musik, Stuttg. - W., (1953); Wцrner K. H., Neue Musik in der Entscheidung, Mainz, (1954), 1956; Stuckenschmidt H. H., Schцpfer der neuen Musik, (Frankfurt|M.), 1958; Einstein A., Von Schьtz bis Hindemith, Z. - Stuttg., (1957), Ruppel K. H., Musik in unserer Zeit, Mьnch., (1960); Aus dem Leben und Schaffen unserer Komponisten, Bd 1-2, B., 1960-61; Knepler G., Musikgeschichte des 19 Jahrhunderts, Bd 2 - Цsterreich-Deutschland, B., 1961; Кestenberg L., Bewegte Zeiten-Musisch-musikantische Lebenserinnerungen, Wolfenbьttel - Z., 1961; Zillig W., Die neue Musik Linien und Portraits, Mьnch., (1963); его же, Von Wagner bis StrauЯ, Wegbereiter der neuen Musik, (Mьnch., 1966); Das Musikleben in der DDR (1945-59), Lpz., (1963); Wulf J., Musik im Dritten Reich Eine Dokumentation, (Gьtersloh, 1963); Rohwer J., Neueste Musik, Stuttg., 1964; Dibelius U., Moderne Musik, 1945-1965, Munch., 1966.

E. M. Царёва, О. T. Леонтьева.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

С давних пор Германию прославляли известнейшие музыканты, подарившие ей уникальную музыкальную культуру. Немецкая музыка всемирно известна благодаря таким титанам как Бетховен и Бах, Вагнер и Гендель, Шуберт и Брамс. На сегодняшний день власть страны всеми силами старается развивать музыкальную сферу, благодаря чему музыкальные фестивали в Германии не редкость, также как концерты, посвященные великим композиторам.

В Германии много известных оркестров, некоторые из которых считаются лучшими. Это Берлинский филармонический оркестр, Дрезденский и Мюнхенский филармонический оркестры. Великолепная подготовка вокалистов и постановка спектаклей привлекают в германские театры множество зрителей.

Народная музыка представлена 2 видами: вокальной и танцевальной. Хоры, большие и малые специализируются на вокальном жанре. Большие частенько выступают на каких-нибудь праздниках для большого количества собравшихся прямо на площадях и улицах. Причем в их составе отсутствуют женщины.

Выступления малых, тех, в которых менее 10 человек, можно было услышать на улицах летом и в залах зимой. Сейчас такие исполнительские составы встречаются редко, хотя сами немцы дружной компанией за кружечкой пива с большим удовольствием поют народные песни и романсы.

Немецкие песни представляют танцевальный жанр в музыке. Короткие и заводные, они способны подтолкнуть к пляскам и танцам любого. Характерная их черта – это шуточные тексты песен, на волнующие народ темы. Напоминающие русские частушки, они исполняются на местных диалектах. Немецкая музыка неотделима от танца: их тесное переплетение мелодичности и ритма с пластикой и языком тела выражает разнообразные эмоции и чувства.

Популярная немецкая музыка широко представлена группами и исполнителями с мировым именем. Самым ярким примером являются рок-группы: Ramshtein, OOMPH, Scorpions, Tokio Hotel.

Читайте также: