Музы парнаса сообщение по мхк

Обновлено: 02.07.2024

Аполлон и музы Парнаса

Цель работы: используя визуальный ряд, вырабатывать умения характеризовать Аполлона и его окружение, формировать умения и навыки работы с учебником

Задачи: рассказать об окружении Аполлона, проанализировать живописные произведения А. А. Иванова, Рафаэля, А. Мантеньи

1. Организационный момент

2. Введение в тему

3. Основной этап урока: анализ живописных полотен и фрески

4. Закрепление новых знаний

5. Подведение итогов урока

6. Домашнее задание

Аполлон (Феб) – в греческой мифологии олимпийский бог, сын Зевса и Лето. С одной стороны, это бог-губитель, стреловержец, он насылает смерть, болезни, с другой - это бог солнца, света, покровитель пастухов, путников и мореходов, а так же бог врачеватель, бог муз. Свое прозвище Аполлон Мусагет он получил, после того как Гермес подарил ему лиру. Мусагет означает повелитель муз. Изображался с кифарой или лирой. Позже Аполлон становится покровителем искусства поэзии и музыки. В Москве на здании Большого театра на колеснице изображен именно Аполлон. Аполлон также предсказатель будущего. Известно его самое большое святилище в Дельфах, где жрица-пифия делала предсказания. Еще одним центром поклонения Аполлону был остров Делос, где раз в четыре года проходили празднества в его честь. Священными животными Аполлона считались: волк, дельфин, лебедь; растения - олива, лавр, пальма. Древние статуи Аполлона работы греческих мастеров Скопаса, Леохара, Праксителя дошли до нас только в римских копиях (самые известные Аполлон Бельведерский и Аполлон Мусагет).

Покровитель муз Аполлон Мусагет вошел и в историю мирового балета.

Мельпомена – покровительница трагедии. Изображалась в венке из плюща с трагической маской и палицей в руке.

Терпсихора – покровительница танца и пения. Изображалась увенчанной венком, с виолой, лирой или другим – непременно струнным инструментом; начиная с XVII века – часто с арфой.

Полигимния – покровительница героических гимнов. Частым атрибутом в живописи являются музыкальные инструменты – орган-портатив, реже лютня или другой инструмент.

Каллиопа – покровительница эпической поэзии. Изображается с трубой – как здесь, с вощеной дощечкой и стилом (античные письменные инструменты).

По левую руку Аполлона:

Клио – покровительница истории. Изображалась увенчанной лавровым венком; с грифелем и папирусным свитком или со шкатулкой для свитков или с книгой.

Талия – покровительница комедии и пасторальной поэзии. Изображалась со свитком, небольшой виолой, реже с другими музыкальными инструментами; начиная с XVII века – c масками.

Эвтерпа – покровительница музыки, лирической поэзии. Изображалась с флейтой (часто – с двойной, или авлосом) или иногда с трубой или другим музыкальным инструментом.

Урания – покровительница астрономии. Изображалась с шаром и циркулем; начиная с XVII века, ее голову венчает полумесяц из звезд.

Эрато – покровительница лирической и любовной поэзии. Изображалась с тамбурином, лирой, виолой или, реже, треугольником (один из ударных музыкальных инструментов).

Как воплощена аллегория красоты и грации? Танцующие и поющие музы движутся в собственном ритме и смотрят в определенном направлении. Художнику мастерски удалось передать мягкую пластику форм, свободу и грациозность их движений, гибкость и певучесть линий. Согласно преданию, пение девяти муз-сестер способно было вызвать извержения вулканов, землетрясение и другие природные катаклизмы.

Почему здесь изображен сказочный крылатый конь Пегас? Лишь он один способен прекратить ударом копыта о землю любые стихийные бедствия.

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос№1 (Творческая мастерская): Рассмотрите скульптурные изображения бога Аполлона над зданиями Большого театра в Москве или Александринского театра в Санкт-Петербурге. Как вы думаете, почему фасады этих, да и многих других оперных театров мира украшают именно изображения Аполлона? Какие характерные черты его облика запечатлены в данных скульптурных группах?

Кажется, именно из рук лучезарного Феба Пушкин получил лиру, свой поэтический дар. Действительно, Аполлон в первую очередь воспринимается нами как покровитель искусства. Он обитает на горе Парнас, у подножия Кастальского ключа, в обществе девяти муз — богинь поэтического вдохновения и творческих искусств. Среди них: Клио (история), Каллиопа (эпос), Мельпомена (трагедия), Терпсихора (танец), Талия (комедия), Эрато (любовная поэзия, мимика), Евтерпа (лирическая поэзия, музыка), Полигймния (красноречие, гимны), Урания (астрономия).


Аполлон Мусагет. Мраморная статуя из Тиволи. Римская копия с греческого оригинала. II в. до н. э. Музеи Ватикана, Рим


А. А. Иванов. Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением. 1831—1834 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва

С одним из лучших описаний этой картины, принадлежащим исследователю М. В. Алпатову, мы предлагаем вам познакомиться:


Действие спектакля происходит на острове Делос в Эгейском море. Именно здесь был рожден Аполлон, которому две богини вручают лиру. Он еще не знает, как играть на ней, и несмелыми движениями касается струн. Те вторят ему едва слышным звоном. Вскоре Аполлон в совершенстве овладевает искусством музицирования.

Рядом с Аполлоном три музы: Каллиопа, Полигимния и Терпсихора. Они склоняются перед своим покровителем Мусагетом, который начинает обучать каждую из них особому искусству. Музе поэзии Каллиопе он вручает дощечку для письма. Полигимнии, музе мимического искусства, дарит маску — символ небесного молчания и жеста. Музе пения и танца Терпсихоре он дарит лиру. Радостно и почтительно принимают музы дары Аполлона и пробуют воспользоваться ими.

Не сразу музы овладевают искусством пения и танца, но Аполлон терпеливо и сдержанно объясняет им тайны этого мастерства. После неудачных попыток им наконец удается достичь вершин искусства. В финале балета Зевс, отец Аполлона, призывает его на небо. Вместе с музами Аполлон торжественно взбирается на Парнас и окончательно поселяется там. В окружении муз он танцует прекрасный заключительный танец, прославляющий красоту и великую силу искусства.


А. Мантенья. Парнас. 1497 г. Лувр, Париж

Согласно преданию, пение девяти муз-сестер способно было вызвать извержения вулканов, землетрясение и другие природные катаклизмы. Может быть, именно поэтому здесь изображен сказочный крылатый конь Пегас? Лишь он один способен прекратить ударом копыта о землю любые стихийные бедствия.

На вершине Парнаса — любящие друг друга Венера и Марс. А слева, из глубины своей кузницы, обрушивает громы и молнии обманутый муж Вулкан. Постоянные насмешки Амура повергли его в ярость. Чуть ниже с лирой в руках — Аполлон. Он занимает здесь свое привычное место в окружении муз.


Рафаэль. Парнас. Фреска. 1510 г. Музеи Ватикана, Рим

Чтобы достигнуть впечатления торжественности и упорядочить композицию с таким большим количеством фигур, художник прибегает к строгой симметрии. Большую эмоциональную выразительность росписи придает пейзаж. Это не просто изящная и красивая декорация, служащая фоном для изображения, а нечто большее, слитое с образами, неотделимыми от голубого неба, скалистой вершины горы, украшенной лаврами с тонкими стройными стволами и трепещущей зеленой листвой. Общий ритм композиции словно вторит тихо звучащей мелодии, льющейся из-под смычка Аполлона.

Для Рафаэля все изображенное не столько античный миф, сколько выражение собственных воззрений на современное искусство, идеал художественного творчества и поэтического вдохновения.

Вопросы и задания


С. Пименов. Колесница Аполлона на здании Александринского театра в Санкт-Петербурге. XIX в.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Аполлон и музы Парнаса 5 класс . Презентация на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Рассмотрите скульптурные композиции О чем они нам рассказывают? Кто изображен на них? Что их объединяет?

Аполлон – бог ….. Света, искусства, жестокости, мужской красоты Лук с серебряными стрелами, лира, лавр, солнечные лучи. 9 муз Парнаса

Прочитайте строки. Выпишите имена муз. Подумайте, за что каждая из них отвечает Клио прошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена трагический вопль исторгает печали, Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа, Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея, С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом, Песни времен героических в книге хранит Каллиопа, Звезды небес изучает Урания, неба вращенье, Жестами все выражая, Полигимния славит героев.

Мельпомена Она всегда закутана в театральную мантию, а её символ – скорбная маска, которую она держит в правой руке. В её левой руке – меч, символизирующий кару за дерзость. Две её дочери обладали волшебными голосами и решили бросить вызов музам, но проиграли и чтобы наказать их за гордыню Зевс или Посейдон, тут мнения мифосоздателей расходятся, превратил их в сирен. Тех самых, что едва не погубили аргонавтов. Мельпомена поклялась вечно сожалеть об их судьбе и всех тех, кто бросает вызов воле небес.

Талия муза комедии, сестра Мельпомены, но никогда не принимала безоговорочной веры сестры в то, что наказание неизбежно, это часто становилось причиной их ссор. Она всегда изображается с комедийной маской в руках, её голову украшает венок из плюща, отличается весёлым нравом и оптимизмом. Обе сестры символизируют жизненный опыт и отражают образ мыслей, свойственный жителям древней Греции о том, что весь мир – это театр богов, а люди в нём лишь исполняют предписанные им роли.

Полигимния муза священных гимнов, веры, нашедшей своё выражение в музыке. Покровительница ораторов, от её благосклонности зависела пламенность их речей и заинтересованность слушателей. Накануне выступления следовало просить музу о помощи, тогда она снисходила к просящему и внушала ему дар красноречия, способность проникнуть в каждую душу. Постоянный атрибут Полигимнии – лира.

Эвтерпа муза поэзии и лирики. Выделялась среди остальных муз особенным, чувственным восприятием поэзии. Под тихий аккомпанемент арфы Орфея её стихи услаждали слух богов на олимпийском холме. Считаясь самой прекрасной и женственной из муз, она стала для него, потерявшего Эвридику, спасительницей души. Атрибутом Эвтерпы служит двойная флейта и венок из живых цветов. Как правило, изображалась в окружении лесных нимф.

Терпсихора муза танца, который исполняется в едином ритме с ударами сердца. Совершенное искусство танца Терпсихоры выражало полную гармонию природного начала, движений человеческого тела и душевных эмоций. Изображалась муза в простой тунике, с венком из плюща на голове и с лирой в руках.

Эрато муза любовной и свадебной поэзии. Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца. Поэты-песенники призывали музу вдохновить их на создание новых прекрасных произведений. Атрибутом Эрато служит лира или тамбурин, её голову украшают чудесные розы как символ вечной любви.

Эллада подарила миру не только увлекательные мифы о богах и героях. Музы Древней Греции, эти образы дочерей Зевса, издавна ассоциировались с искусством, вдохновением, озарением, мечтой и светлыми моментами. Каждую из них наделяли особыми чертами и атрибутами, к ним обращались за благословением и открывали в честь муз храмы. Какими были эти девять муз и какой след они оставили в мировой культуре?

Музы Древней Греции

9 муз Древней Греции

Каллиопа (Καλλιόπη) покровительствовала эпической поэзии и риторике и считалась самой благородной из муз. Её довольно часто изображали в мечтательной позе со стилосом (палочкой для письма) и табличками или же со свитком.

Каллиопа нередко воспринималась греками как главная из всех муз — не зря её голову украшал лавровый или золотой венок. Эта муза символизировала любовь к своей земле, поэтому воины, уходившие в бой, брали с собой её изображения. Умеющая говорить пламенные речи и отличающаяся своим красноречием, Каллиопа мгновенно пробуждала в человеке героизм и чувство жертвенности.

Согласно некоторым источникам, Каллиопа считалась девственницей, по другим версиям — была матерью Орфея, Лина или Иолема от Аполлона. Некоторые даже утверждали, что её сыном был Гомер.

Эвтерпа (Ευτέρπη) считалась музой лирической поэзии и музыки, которая часто изображалась в компании лесных нимф. Её называли Дарящей Удовольствие.

Среди прочих муз она выделялась утончённостью и женственностью, а её стихами боги могли наслаждаться бесконечно. Атрибутами Эвтерпы были музыкальные инструменты сиринга и авлос (прародители флейты и гобоя), а также цветочный венок.

Одной из самых известных муз, имя которой знакомо каждому, является Мельпомена (Μελπομένη). Она была не только покровительницей трагедии, но и матерью обладательниц чарующих голосов, которые бросили музам вызов и вполне ожидаемо проиграли — боги обратили их в сирен.

Тогда Мельпомена, сожалеющая о судьбе дочерей, навечно обрела свои атрибуты: трагическую маску, театральную мантию и меч как напоминание о неотвратимости наказания для тех, кто нарушает волю богов.

Мельпомена вместе с другими музами сопровождала Аполлона. Её считают создательницей варвитоса — древнего струнного инструмента типа лиры. Через катастрофы и неудачи муза познала трагедию со всех сторон, но всегда в трагедии рождается торжество человеческого духа, что и показывает Мельпомена людям.

Как противоположность Мельпомене — Талия (Θάλεια). Эту музу комедии изображали с комической маской. В отличие от сестры, ей был присущ оптимизм и лёгкий нрав, что и служило причиной ссор с Мельпоменой, а наиболее близка она была к Терпсихоре.

Распространена трактовка, по которой маска в руке Талии символизировала смех. Но всё чаще звучат версии о том, что маски этой музы и Мельпомены означали лицедейство человека в театре богов. Талию считали божеством хорошего настроения и веселья.

Что касается музы Эрато (Ερατώ), она покровительствовала лирической или любовной поэзии, а также была защитницей любви и брака.

Эрато вдохновляла поэтов на создание романтических произведений, а её неизменными атрибутами были тамбурин и лира. Часто её изображали совершенно обнаженной.

В качестве символа вечной любви — розы, украшающие голову. Вдохновлённые Эрато поэты и музыканты создавали такие произведения, что любая влюблённая пара, услышавшая их, тотчас чувствовала желание быть вместе навсегда.

А вот Полигимния (Πολύμνια) в мифологии считалась музой пантомимы и гимнов. Она покровительствовала в изучении ораторского искусства и при написании гимнов. Отсюда и самая древняя трактовка её имени: πολύ + ύμνος. Именно ей античный мир был благодарен за ритуальные танцы и песни, прославлявшие олимпийских богов, и именно по её воле речь оратора становилась пламенной.

Эту музу представляли всегда серьезной, погруженной в размышления, иногда с пальцем, прижатым к губам в призыве молчания. Более поздняя версия её имени πολύ + μνεία означало помощь в учении, в запоминании, то есть тут она приближается к Мнемосине.

С верой в силы Полигимнии греки шли на важные выступления — надо было только заранее позвать её, чтобы муза успела одарить человека необходимыми ораторскими качествами. Иногда Полигимнию считали также музой геометрии, медитации и земледелия.

Считается, что искусство Терпсихоры символизировало единство душевных порывов, природного начала и движений тела. Именно выражение полного единения человека и природы было главной целью танцев. Если танцор хотел научиться движениям в ритме своего сердца, он тут же звал на помощь Терпсихору.

В мифологии покровительницей истории была Клио (Κλειώ), которую изображали с одухотворённым и задумчивым лицом. В руках она держала то свиток папируса, то шкатулку для свитков. Голову Клио украшал лавровый венок — символ благородства. Часто её изображали с песочными часами или с горном, в который она трубила, чтобы сообщить о каком-то славном событии.

Муза внушала любовь к прошлому и истории, которая всегда была ценной для греков. В свои свитки Клио вносила даже мельчайшие события — ничто не ускользало из её внимания и не забывалось. Она отвечала за точность описания событий как в устном, так и письменном виде.

Как-то Клио позволила себе иронию по поводу чувств Афродиты к Адонису, в отместку за это та наслала на Клио страсть к герою Пиеру (от его имени — греческая область Пиерия). В результате этой связи у Клио родился сын Иакинф.

Ещё одна, девятая, муза — Урания (Ουρανία). Эта муза покровительствовала астрономии и астрологии и являлась одной из мудрейших дочерей Зевса. В руках у неё всегда были циркуль для определения расстояний между звёздами и глобус.

Причём греки считали Уранию покровительницей других наук в том числе. Интересно, что эта муза в ряду остальных покровительствовала не искусству, а значит символизировала полную гармонию музыки, поэзии и небесных сфер — одно без другого невозможно. Часто Урании приписывали качества прорицательницы.

Местом жительства Урании была небесная сфера, небо — ουρανός.

Почитание муз в культуре

Читайте также: