Музей природы в детском саду сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Обобщение опыта работы педагогов

Подготовила и обобщила:

Платоненко Людмила Михайловна

Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений. Образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения направлен на выполнение социального заказа родителей, общества, государства.
Стандарт дошкольного образования, как целевой ориентир выделяет развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Одно из таких направлений – познавательное развитие, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
При формировании познавательной мотивации, особое значение имеет включение в образовательный процесс нетрадиционных форм работы. Мы считаем, что одной из эффективных форм является организация экологических мини-музеев.Мини-музей стал для нас новой формой работы с детьми и родителями.

Для чего и зачем мы решили создать экологические мини – музеи?

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина.

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Дети замечают всё: муравьишку на лесной полянке, подвижного жука, крохотного паука в густой траве. Искренний интерес ребёнка к окружающей среде необходимо поддерживать и воспитывать.

Природа – могучий древний источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её. Красота родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где ты живёшь. Величайшие писатели, поэты, композиторы, художники, учёные создали свои бессмертные произведения под влиянием родной природы.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение положительно влияет на ребёнка, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождает не только интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Цель создания мини-музеев в нашем ДОУ – создание максимальных условий для развития познавательной активности и любознательности детей и дополнительных условий для организации самостоятельной, совместной работы педагогов и детей.

Задачи:

2. Обогащение воспитательного, образовательного пространства новыми формами.

3. Формирование у дошкольников представления о музее.

4. Расширение кругозора у дошкольников.

5. Развитие любознательности и познавательной мотивации.

6. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

7.Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

8. Развитие творческого и логического мышления, воображения.

9.Формирование активной жизненной позиции (умение ребенка использовать полученные знания и умения в повседневной жизни).

10. Содействие укреплению связей ДОУ с семьёй.

Принципы, которые мы использовали при создании экологических мини-музеев:

Мы разработали алгоритм по созданию мини-музеев в группе:

1) Выбор темы и названия мини-музея.

2) Определение места размещения мини-музея.

3) Содержание экспозиций.

4) Выбор дизайна оформления мини-музея.

5) Подбор и изучение методической литературы.

6) Подбор экспонатов.

7) Оформление визитной карточки мини-музея.

8) Разработка форм работы с экспозициями мини-музея (экскурсии, конспекты занятий, дидактические игры).

9) Планирование организации познавательно-исследовательской деятельности в мини-музеях ДОУ.

10) Подведение итогов - что было сделано? что понравилось? что узнали нового? что хотели бы еще узнать? с кем можно поделиться знаниями?

Характеристика экологических мини-музеев

В нашем детском саду педагогами, детьми и родителями было создано 4 экологических мини – музея.

В музее представлены игрушки, статуэтки, сувениры домашних животных, их жилище. Представлена художественная литература, картинки, плакат, дидактические игры.

В музее собраны пластмассовые, резиновые игрушки насекомых. Имеются пазлы с насекомыми, настольно-печатные игры, раскраски, картинки с насекомыми, художественная литература, энциклопедия, плакат и альбомы с насекомыми, гербарий насекомых. Поделки, изготовленные детьми. Экспонаты находятся в свободном доступе для детей и могут быть использованы в процессе непосредственно - образовательной деятельности.

Создание таких экологических мини-музеев не только возможно, но и необходимо по ряду объективных причин:

1. Использование экспонатов музея помогает выйти за круг явлений, доступных ребёнку для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально или просто невидимо ребёнку. Важная особенность экспонатов – их статичность, дающая возможность подробно рассмотреть их, описать, установить между ними содержательные связи.

2.Учитываются особенности детской субкультуры – стремление к коллекционированию.

Ни для кого не секрет, что дети собирают и хранят как сокровища всевозможные, ненужные, по мнению взрослых, вещи: фантики, вкладыши и прочие предметы. Дети с радостью откликнулись на предложение собирать коллекции для музея.

3. Расширяется образовательное пространство детского сада, позволяющее разнообразить детскую деятельность, что в итоге дает высокий личностный развивающий эффект.

4. Экспозиции музея помогают формировать в течение всего года не только конкретные представления об объектах природы, но и знания о взаимосвязях живых организмов, представления о явлениях природы.

Важная особенность экологических мини – музеев: участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствовали свою причастность к мини – музею: они приносили из дома экспонаты, музеи пополнялись детскими поделками и рисунками.

В процессе проделанной работы удалось заинтересовать и вовлечь в организацию экологических мини-музеев педагогов ДОУ и родительскую общественность. Накопленный опыт по музейной педагогике показывает, что создание музея способствует установлению эмоциональной близости в детско – родительских отношениях.

Каждый мини – музей – это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Результативность опыта

Со стороны педагогов

v Инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса.

v Повышение качества воспитания и образования обучающихся.

v Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через использование инновационных форм работы.

v Овладение педагогами практических навыков в организации познавательно-исследовательской деятельности, в разработке и реализации педагогических проектов.

v Активизация интереса по вопросу познавательно-исследовательской и проектной деятельности детей в ДОУ.

v Создание развивающей предметно - пространственной среды в группах ДОУ, соответствующей требованиям ФГОС.

v Интерес к опыту учреждения педагогами других ДОУ.

v Повышение престижа ДОУ.

Со стороны родителей (законных представителей)

v Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах познавательно-исследовательской и проектной деятельности детей.

v Проявление интереса к образовательному процессу со стороны родителей (законных представителей) обучающихся ДОУ. Родители имели возможность принять участие в создании и организации экологических мини-музеев.

Со стороны обучающихся

v Появление интереса к познавательно-исследовательской и проектной деятельности.

v Положительная мотивация к познавательно-исследовательской деятельности.

v Развитие личностных качеств дошкольников.

v Повышение уровня эмоционального благополучия и комфорта каждого ребенка.

Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике

Данный опыт рекомендуется для массовой педагогической практики педагогам образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования.

Список литературы:

1. Малюшова Н. Здравствуй, музей // Дошкольное воспитание. - 2009. - N11. - С. 24-29.

2. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008.

4. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

6. Дыбина. О.В. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010. -192с.

7. Емельянова Е. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.

8.Паршукова Н.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ №1155 от 17 октября 2013 г. Министерства Образования и науки Российской Федерации.

10. Столяров Б.А.Музейная педагогика. История, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004.

Можем ли мы, педагоги малых городов, приблизить дошколят к музейным ценностям? В нашем городе Междуреченске есть для этого определенные условия: городской краеведческий музей, школьные музеи боевой славы, истории города, национальной культуры, выставочный зал, где экспонируются работы местных художников. Все это открыто для посещения малышами. Так же в детских садах создаются мини-музеи, фольклорные избы и уголки русского быта.

В нашем детском саду создан музей природы. Целесообразно ли создание такого музея в детском саду? Ведь детей привлекает все движущееся, цветущее, яркое, а не застывшие экспонаты природы. Пятилетний опыт работы в музее показал, что создание такого музея не только возможно, но и необходимо по ряду объективных причин:

• Использование экспонатов музея помогает выйти за круг явлений, доступных ребенку для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо ребенку. Важная особенность экспонатов – их статичность, дающая возможность подробно рассмотреть их, описать, установить между ними содержательные связи.

• Учитываются особенности детской субкультуры – стремление к коллекционированию. Ни для кого не секрет, что дети собирают и хранят как сокровища всевозможные, ненужные, по мнению взрослых, вещи: фантики, вкладыши, кэпсы, и прочие предметы. Дети с радостью откликнулись на предложение собирать коллекции для музея.

• Расширилось образовательное пространство детского сада, позволяющее разнообразить детскую деятельность, что в конечном итоге дает высокий личностный развивающий эффект.

• Экспозиции музея помогают формировать в течение всего года (т. к. у нас слишком короткое лето, благоприятное для наблюдений за живой природой) не только конкретные представления об объектах природы, но и знания о взаимосвязях живых организмов в экосистемах, обобщенные представления о явлениях природы, которые позволяют детям в дальнейшем ориентироваться в новых фактах в других условиях.

Какого же оформление и предметно – развивающая среда нашего музея?

В помещении музея расположены несколько экспозиций:

Все панно изготовлены из подручных материалов, ярких кусочков ткани, бросового материала, животные – из пластмассы.

Семена дикорастущих и культурных растений

Гербарии травянистых растений и древесных пород

Спилы различных деревьев с хорошо заметными годичными кольцами

Разнообразные камни, полезные ископаемые

Чудеса природы (необычной формы овощи, фрукты, причудливой формы трутовики, ветки деревьев)

Коллекция засушенных букетов, злаков и тд.

Акватерритория – любимое место детей в пространстве музея. У стены устроена горка из камней, по которой, сбегая вниз, журчит веселый ручеек. Он впадает в небольшое озерце, на дне которого в прозрачной воде видны камешки разной формы и цвета, модели животных живущих в воде. Детей завораживает бег хрустальной воды по камням, они по долгу разглядывают озерце, воображая загадочную жизнь на его дне.

Как в любом музее для учета экспонатов у нас имеется инвентарная книга, в которой записываются номер экспоната, дата его появления, фамилия и имя человека принёсшего, подарившего его. Для того, чтобы экспонатами музея в качестве наглядного, обучающего средства могли пользоваться все педагоги, составлены тематические каталоги, в которых дается краткая информация о музейном предмете, его особенностях и вариантах использования в работе с детьми.

Однако, самое основное при создании подобного музея заключается не в его оснащении, а в развивающем взаимодействии педагога с детьми в музее природы. Технология нашего взаимодействия с детьми представлена в трех моделях:

• Коммуникативно-диалоговая модель. Цель данной модели познавательной деятельности заключается в развитии у детей самостоятельности и активной позиции в процессе познания природы на основе включения в разнообразные по содержанию диалоги и коммуникации.

Основные методы этой модели: решение проблемных ситуаций, вопросы-задания, вопросы, прогнозирующие путь изучения ребенком отдельных объектов, символические игры, словесные игры, игры – воображения.

Логика использования данных моделей основывается на том, что ребенок познает мир посредством образов, и игровые способы облегчают ему процесс усвоения знаний, поэтому он вначале включается в учебно-игровую деятельность. Затем в коммуникативно-диалоговую деятельность, так как уже приобрел способы и опыт познания явлений природы и ее художественные образы и способен на этой основе вступать в коммуникации с педагогом и детьми. На заключительном этапе организуется поисково-исследовательская деятельность, в которой ребенок становится в позицию разрешения ситуаций, отражающих законы природы на уровне проектирования, осмысления и выражения собственных суждений.

Мини-музей музыкальных инструментов в детском саду

Мини-музей музыкальных инструментов в детском саду Всевозможные музеи – неотъемлемая часть развивающей предметно-пространственной среды детского сада. В музыкальном зале, например, можно.

Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе

Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе Музейная педагогика в детском саду Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Творчески мыслящий педагог.

Мини — музей в детском саду (из опыта работы).

Мини — музей в детском саду (из опыта работы). Здравствуйте, дорогие коллеги. Музейная педагогика и мини-музеи прочно вошли в жизнь дошкольных учреждений. Цель музейной педагогики: создание.

Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями в соответствии с ФГОС ДО

Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями в соответствии с ФГОС ДО Мини-музей - это результат общения и совместной работы детей и их родителей. Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается.

Мини-музей в детском саду, посвященный Победе в Великой Отечественной Войне

Мини-музей в детском саду, посвященный Победе в Великой Отечественной Войне К празднованию Дня Победы мы решили сделать в группе мини-музей. Обратились к родителям воспитанников и сотрудникам детского сада с просьбой.

Экскурсия в музей краеведения в детском саду

Экскурсия в музей краеведения в детском саду Цель экскурсии Дать детям элементарные знания о крае, в котором они живут. Познакомить детей с жизнью, бытом, обычаями и традициями казаков.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №.

Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык на.

Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать. Н. Гарин

Музей – научное и научно- просветительское учреждение, осуществляющее ком.

Для чего и зачем мы решили создать этот мини – музей: Может быть, дети ещё н.

Для чего и зачем мы решили создать этот мини – музей: Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы. В.А. Сухомлинский


Задачи: Формировать у дошкольников представление о музее. Формировать умения.

Задачи: Формировать у дошкольников представление о музее. Формировать умения самостоятельно анализировать полученные знания. Расширять кругозор дошкольников. Развивать интеллектуальные и творческие способности личности ребенка. Вовлечь воспитателей, родителей и детей в совместную деятельность по созданию экспонатов музея в детском саду. Воспитать бережное отношение к музейным предметам, как результату труда и творчества.

Принципы: Принцип учёта возрастных особенностей детей. Принцип опоры на интер.

Принципы: Принцип учёта возрастных особенностей детей. Принцип опоры на интересы ребёнка. Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого. Принцип наглядности. Принцип последовательности. Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Расположение. Наш музей расположен рядом с центром природы. Экспонаты размещ.

Расположение. Наш музей расположен рядом с центром природы. Экспонаты размещены на полках, в свободном доступе для детей . В создании нашего музея активное участие принимали дети группы №8 , их мамы, папы, бабушки и дедушки. Руководитель мини – музея: воспитатель Коршикова Г.В.

План работы музея Тематический план занятий Работа мини- музея по формировани.

План работы музея Тематический план занятий Работа мини- музея по формированию экологической культуры у дошкольников старшей группы: мини-музей открыт для детей каждый день, занятия с дошкольниками проводятся 2 раза в месяц (1 и 3 неделя) по 25 минут. Структура занятия: - знакомство с экспонатами - рассматривание экспонатов -экологические игры - итог занятия

Животный мир нашего леса

Животный мир нашего леса

Здесь представлены семейства животных. Дети обыгрывают экологические ситуации.

Здесь представлены семейства животных. Дети обыгрывают экологические ситуации и сказки. Коллекцию животных леса подарил нам Коваленко Тима.

3 Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

5 Содержание мини-музеев природы: Фотографии, альбомы, слайды, картины, рисунки, гербарий, поделки детей, макеты, на которых представлены тематически подобранный материал. Коллекции, материал, отображающий предмет с разных сторон (пример музей песка), музыкальные и художественные подборки. Дидактические, логические игры, материал для экспериментирования, цепи последовательности, журналы для наблюдений.

8 Возраст детей. Содержание, оформление и назначение мини- музея обязательно отражает специфику возраста детей данной группы.

9 Продумайте тему, название, вид, место расположения вашего музея. Обговорите с детьми и родителями свои идеи. Попробуйте себя в роли биолога, зоолога, историка, дизайнера, экскурсовода. Начинайте сбор материалов, подготовку тематических экскурсий, оформление музея. Предложите своим воспитанникам продумать представление- презентацию мини-музея для детей детского сада. Работа мини музея может продлиться бесконечно долго, если вы сможете удерживать интерес детей, дополнять материалы, находить новые стороны изучения выбранного материала.


Ключевые слова: мини-музей, мир деревьев, экспериментально-исследовательская деятельность.

В зависимости от возраста человека музей воспринимается по-разному. Для взрослого — это хранилище истинных культурных ценностей, а для ребенка — мир невиданных вещей и открытий. Музей обладает большим образовательным потенциалом. Выступая в качестве источника информации о живой и неживой природы, он способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности.

Работа началась с того, что однажды Настя принесла в группу деревянную заколку для волос. Мы вместе рассмотрели её, и у детей возникли вопросы: Какие можно сделать украшения из дерева? Какие еще бывают деревянные изделия? Зачем нужны деревья?

Цель: формирование у детей познавательного интереса к разнообразию деревьев через организацию мини-музея.

Задачи:

‒ расширить представление детей о пользе деревьев для человека

‒ сформировать знание ребят об условия, без которых дерево не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми.

‒ — развивать творческие способности детей;

‒ — воспитывать бережное отношение к природе.

В своей работе я использовала целевые экскурсии с детьми к деревьям на территории детского сада. Особое внимание уделялось особенностям внешнего вида деревьев сходству и различию по внешнему облику. Также дети побывали на виртуальной экскурсии, на фабрику изготовлению бумаги [6] и в мастерской по изготовлению деревянной игрушки. [7]

Дети сами попробовали роль экскурсовода, когда проводили экскурсию по мини — музею для своих родителей и для детей параллельной группы.

Во время экскурсий по участку детского сада дети заметили, что не все деревья растут на нашем участке. Ваня принес саженец русского клёна, который он с мамой вырастил у себя дома. Мы с детьми посадили этот саженец на своём участке, и даже выбрали ему имя. Моя задача была в том, как привить любовь к этому дереву и поэтому дать ему имя, значит стать дереву настоящим другом. У детей появился интерес к росту этого дерева, к его изменениям. Они на каждой прогулке с удовольствием поливали, рыхлили землю вокруг саженца.

Совместно с детьми была организована экспериментально — исследовательская деятельность по знакомству с деревьями.

а) Приготовить ванночки с водой и налить туда немного клея и крахмала, после попросить детей добавить небольшое количество древесных опилок. Дети все перемешивают и получают однородную массу в виде пластилина. Дальше дать волю фантазии у детей, что можно слепить из этой массы. Вывод: из древесных опилок можно вылепить разные фигурки.

б). Положить опилки в неглубокую посуду и пропитать их эфирным маслом. Когда опилки высохнут, можно положить их в тканевый мешочек и завязать. Можно этот мешочек положить в детский шкафчик для приятного запаха. Вывод: благодаря отличным впитывающим свойствам опилки можно использовать как натуральный ароматизатор.

В образовательную деятельность были вовлечены и родители воспитанников. Вместе с детьми они, фотографировались с деревьями, которые растут во дворах, а после приносили фотографии в группу и рассказывали о том почему данное дерево их так впечатлило. Родители с детьми, делали открытки с пожеланием для полюбившегося дерева. Собирали коллекцию плодов, семян и листьев деревьев.

Таким образом, при создании мини — музея и работы в нём, идёт постоянное обогащение представлений детей о мире деревьев, идёт развитие умения работать в группе, практических навыков речевого общения, любознательности, гордости за результат труда. Перед детьми раскрываются новые представления о красивых величественных деревьях.

Основные термины (генерируются автоматически): дерево, ребенок, раздел, время прогулки, детский сад, кора дерева, мир деревьев, неживая природа, семя тополя, солнечный свет.

Читайте также: