Музей мордовской народной культуры саранск сообщение

Обновлено: 25.06.2024

Музей мордовской народной культуры — филиал Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени Эрьзи. Расположен в Саранске.

Музей был открыт в 1999 году.

Располагается музей в здании, являющемся памятником городской архитектуры начала XX века, построенном ещё до Октябрьской революции.

Надпись на мордовском (мокшанском и эрзянском) языках. Мордва́ (мордви́ны, мордо́вцы) — финно-угорский народ, который делится на два субэтноса — мокша и эрзя. Эрзяне и мокшане имеют различное этническое самосознание, имеют свои литературные языки, существенные различия в антропологическом (расовом) типе, расселении, традиционном быте, материальной и духовной культуре

В фондах музея более 3,5 тысяч экспонатов: мордовская национальная одежда, бытовые предметы, сельскохозяйственные орудия, иконы, деревянные скульптуры, книги и фотографии.

Имеется несколько тематических залов, в которых посетители могут посмотреть экспонаты, посвящённые сезонным обрядам мордвы, мордовским праздникам, свадебным обычаям, быту мордовских женщин, жизни и воспитанию детей в мордовском селе. В выставочном зале музея регулярно проходят выставки творчества мордовских художников и изделий народного промысла.

ни мокшане, ни эрзяне мордвой себя не называют — само слово отсутствует в словарях этих народов и имеет грубый, уничижительный оттенок. И главное — отсутствует само понятие „мордовский язык“. Эрзяне и мокшане используют два разных языка, причём эрзяне и мокшане — т. н. „мордва“ — не понимают друг друга

Обычно первым упоминанием экзоэтнонима мордва считается его форма Mordens в итинерарии готского историка Иордана (VI век н. э.). В. В. Напольских при этом замечал, что нельзя быть полностью уверенными, что под иранским экзоэтнонимом mordens in Miscaris скрываются именно мокша и эрзя. В X веке этот экзоэтноним упоминается византийским императором Константином Багрянородным в форме Μορδια в качестве географического названия для локализации одной из пачинакитских (печенежских) фем

Мокшанки. Этноним мордва в древнерусских летописях встречается с IX века, а к XII веку относится первое достоверное упоминание этнонима эрзя (персидский государственный деятель Рашид ад-Дин) и этнонима мокши (у фламандского путешественника Вильгельма де Рубрука). ". К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно Татары вели их вместе с собою до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряет Германцев, надеясь, что при их посредстве они ещё освободятся от рабства Татар… Среди них живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис, и они — Сарацины. — Гильом де Рубрук". "Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. ", 1253 год

Эрзянки. В быту и духовной и бытовой культуре у мокши и эрзя прослеживаются значительные различия, а также наблюдается близость мокши к марийцам, а эрзя - к прибалтийским финнам

Эрзянки. К искусству мордва равнодушнее чуваш и черемис, у которых, например, многие предметы украшаются резьбой; только мордовские женщины не менее заботятся об украшении своего костюма и старательно вышивают свои рубашки и головные уборы. И, конечно, я отметил кучу монет - украшений на груди. Они как сороки. Монеты на груди любят все финно-угорские женщины. И даже в Эстонии и Псковской области

Молодые девушки, которые вышли замуж в течение года после Троицы одевали лучшие наряды, украшали головы венками и проходили по селу.

У мордвы сохранились языческие поверья, которые по своей отрывочности и сбивчивости не позволяют восстановить точнее древнюю мордовскую мифологию. Известно, что мордва почитала много пасов (мокш. павас) — богов, ава — духов, отцов, кирьди — хранителей, которые представлялись антропоморфно и отчасти слились с русскими представлениями о домовых, водяных, леших и т. д. Предметами поклонения были также солнце, гром и молния, заря, ветер и т. д. Можно различить следы дуализма — антагонизма между Шкаем (небом) и Шайтаном, которыми созданы, между прочим, Алганжеи (носители болезней). У мордвы сохранились ещё местами моляны — остатки прежних языческих жертвоприношений, отчасти христианские праздники приурочены к ним

Эрзянская свадьба. В свадебных обрядах и обычаях мордвы сохранились многие черты старины, отголоски старинного брачного и родового права. В давние времена практиковалось многожёнство. Нередко мальчиков женили на взрослых девушках, чтобы взять в дом работницу

Атрибуты сельских молений "Радонь штатол" (Родовая свеча). Как раньше, так и в настоящее время с помощью родовой свечи старейшины проводили моления-озксы, просили у Инешкипаза (Верховного Бога эрзян) и Шкая (Верховного Бога мокшан) здоровья, счастья, добра, тёплых дождей, богатого урожая, благополучия и многое другое.

Затем исполнялись протяжные молебные песни (шкайморот — мокшанские, пазморот — эрзянские), обращенные к духам-покровителям с просьбой о ниспослании обильного урожая, увеличении семьи и приплода домашних животных. Их поэтические тексты представляли собой лаконичные формулы традиционных заговоров. Во многих сёлах первая ночь в доме посвящалась духу — покровителю свиней. Под или после пения молебных песен старикам и пастухам подавали обрядовую еду — варёную свинину, старейшему (озатя — мокшанское, эрзянское) — голову свиньи. Плясавшим девушкам оказывали почести и уважение: дома в период праздника их старались кормить лучше, освобождали от работы. Характерными были ритуальные пляски с поднятыми вверх руками, символизировавшие дерево и обращение к солнцу. Наигрыши и пляски чередовались с плясовыми песнями, загадками стариков на аграрные темы (реликт архаичного обряда инициаций), развёрнутыми диалогами присутствовавших с ряжеными, которым, по традиции, можно было исполнять песни и разыгрывать сцены эротического характера (функция — плодородие). Обычай снимать избы на время праздника существовал в мордовских сёлах до 1950-х гг.

В XIX веке исследователи отмечали, что мордва живёт лучше других народностей в тех же местностях; в Саратовской губернии, например, задолженность её меньше, чем чуваш, русских и татар. Во внешнем быту мордвы, её жилищах, способах земледелия и т. д. сохранилось мало оригинального, хотя в старину мордовские селения и избы отличались от русских большей разбросанностью и постановкой избы посреди двора или, если и на улицу, то окнами только в сторону двора. К специально-мордовским промыслам принадлежат в некоторых местностях, производства поташа, конопляного масла, домашних сукон (любимый цвет мордвы — белый).

М узей мордовской народной культуры открыт 6 октября 1999 года. Он располагается в здании, являющемся памятником провинциальной городской архитектуры начала ХХ века. До 1917 года дом принадлежал саранскому купцу и предпринимателю К.Х. Бараблину.

Собрание музея насчитывает почти 4 тысячи экспонатов и включает коллекции мордовской народной одежды, икон, керамики, бытовой утвари, сельскохозяйственных орудий, инструментов. Постоянная экспозиция музея наглядно и ярко демонстрирует жизнь, быт, традиционные обряды мордвы, а также умение, вкус и выдумку народных мастеров, создателей великолепных образцов народного и художественного самодеятельного творчества.

Музей мордовской народной культуры - филиал ГБУК

М узей мордовской народной культуры открыт 6 октября 1999 года. Он располагается в здании, являющемся памятником провинциальной городской архитектуры начала ХХ века. До 1917 года дом принадлежал саранскому купцу и предпринимателю К. Х. Бараблину.

Собрание музея насчитывает почти 4 тысячи экспонатов и включает коллекции мордовской народной одежды, икон, керамики, бытовой утвари, сельскохозяйственных орудий, инструментов. Постоянная экспозиция музея наглядно и ярко демонстрирует жизнь, быт, традиционные обряды мордвы, а также умение, вкус и выдумку народных мастеров, создателей великолепных образцов народного и художественного самодеятельного творчества.

В городе Саранске есть несколько музеев, мы успели посетить четыре, один из которых называется "музей мордовской народной культуры", является филиалом Мордовского музея изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи, где мы тоже побывали. Музей расположен на Советской улице в старинном особняке, который до 1917 года принадлежал купцу К. Х. Бараблину, был открыт в 1999 году.

Что тут можно увидеть? Все, что связано с жизнью, бытом и традиционными обрядами жителей Мордовии: одежда, керамика, бытовая утварь, инструменты, сельскохозяйственные орудия и так далее, а также проводятся временные выставки. Музей довольно маленький, всю эскпозицию можно посмотреть максимум за 15-20 минут, к сожалению, нет подробного описания тех или иных стендов, но зато с нами находилась сотрудница музея, которая была очень любезна и все подробно рассказывала, хотя мы не просили и за экскурсию не платили.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Нас сразу же пригласили на выставку "От пейзажей до валенок", которая открылась 13 августа и продлится до 24 сентября 2019 года, находится на первом этаже. Здесь можно увидеть всевозможные работы, выполненные в технике валяния из шерсти.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Честно говоря, рассказывать тут особо нечего, описаний нет, кроме того, кто выполнил тут или иную работу, когда и из какого материала.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Насколько я понимаю, все это сделано руками местных жительниц.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Игрушки также выполнены из войлока.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Красиво смотрятся войлочные накидки.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

А более всего мне понравились красочные панно, сделанные также по технологии войлочное валяние.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Насколько я знаю, существует два способа валяния: мокрое, при котором используется специальный (мыльный) раствор, и сухой, когда необходимо шерсть проткнуть иглой многократное количество раз до состояния сваливания. Труд непростой, впрочем, любой ручной труд требует уважения!

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Ну ладно, а мы поднимаемся на второй этаж, где в небольших комнатах располагается основная экспозиция. Вот здесь с нами была сотрудница, которая все подробно рассказывала, за что хочется ей сказать огромное спасибо, увы, имя-отчество не узнала. Если что, мы были в музее 24 августа перед футбольным матчем))

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Вот, например, предметы, связанные с обрядом девичьих посиделок.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Стенд, посвященный свадебным обрядам. Как я уже сказала, подробного описания нет, только в общем, поэтому, что запомнила, то и расскажу. Чтобы сыграть свадьбу, невесте необходимо было иметь для даров порядка 10-20 вышитых женских и мужских рубах, головных уборов, полотенец.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Персонаж рождественских гуляний, называется "Роштува баба" (Бабушка рождество).

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

А самое интересное, что описание на трех языках: русском, мокшанском и эрзянском. Точно также в Саранске подписаны улицы на трех языках. Интересно, а многие говорят на мокшанском и эрзянском??

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Прочитать невозможно - язык сломаешь))

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Персонаж осеннего праздника Покрова - "Покров баба".

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Атрибут сельских молений - "родонь штатол", где полотенце, зерно и хмель олицетворяли собой богатый урожай, в жертву приносили хлеб, пироги, блины и так далее.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

В настоящее время, конечно же, многие обряды изменились, а то и совсем исчезли, разве что только похоронный и поминальный обряды в сельской местности продолжают сохраняться в своем первозданном виде, то есть в каждой семье готовится одежда и покрыло (савон) на свою смерть, в день поминовения усопших принято ходить на кладбище, беря с собой различную еду и брагу. По-моему, у нас поступают точно также.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Предметы одежды и быта, связанные с похоронным обрядом.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

А больше всего мне нравятся старинные фотографии.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Кстати, в Мордовии проживают не только русские, но и мокшане, и эрзяне.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Во так выглядит эрзянская семья (начало 20 века) и молодые девушки-эрзянки.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

А так выглядели мокшане (начало 20 века).

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Следующая комната посвящена исключительно "мордовской женщине", повседневному быту и многочисленным домашним заботам.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Всевозможные глиняные горшки и кувшины, а также маслобойка.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Сундук для хранения одежды.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

А это наряд "дамы" из зажиточной семьи, ибо иметь сапоги могла далеко не каждая женщина того времени.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Приборы для изготовления х/б и шерстяных нитей и прялка.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Швейная машинка Зингер.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Мальчики и девочки в национальных одеждах.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Одежда деревенской девочки и ее игрушки: куклы из ткани и вышитый кошелек.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Одежда деревенского мальчика и его игрушки: ножички и глиняные свистульки.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Мужчинам ничего не посвящено, зато можно посмотреть старинные фотографии и убедиться, что мужчины все же не сидели сложа руки, а тоже занимались полезными делами: работали в кузнице, на полях, занимались гончарным ремеслом и даже выполняли домашнюю работу.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Надо полагать, что это стенд с современной одеждой, которую носят в сельской местности.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

В музее есть комната, где проводятся мастер-классы. Что тут делают? Шьют игрушки, занимаются рукоделием.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

А еще сотрудница нам рассказала, как в прошлом году в музее было много иностранцев, которые приехали на матчи своих национальных футбольных команд и они были в восторге от увиденных орудий труда и необычной одежды)))

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Музей небольшой, но вполне интересный и познавательный, здесь можно получить представление о быте, жизни и культуре жителей Мордовии. Все же я рекомендую посетить его с экскурсией, чтобы вам рассказали те или иные подробности, иначе мало что понятно, если просто смотреть на витрины, а может быть, вам повезет также, как и нам, и сотрудницы по собственной инициативе проведут для вас бесплатную экскурсию.

Музей мордовской народной культуры (Россия, Саранск) фото

Отмечу еще раз невероятную приветливость и доброжелательность сотрудниц музея, начиная от кассира и заканчивая смотрительницами: все здороваются, общаются, что-то рассказывают и расспрашивают, откуда мы приехали и на какой футбол собрались идти, так как мы были в музее в фанатских шарфах перед началом матча, советуют что посмотреть в городе, все дружно прощаются, желают победы нашей команде))) Эх, нам бы таких сотрудниц в московских музеях, цены бы не было, а то вечно сидят хмурые, недовольные жизнью и всем, что их окружает, а особенно ненавидят посетителей с фотоаппаратами))

А мне остается только напомнить, что "музей мордовской народной культуры" работает каждый день, кроме понедельника, время работы с 9.00 до 17.00 часов. Цены очень адекватные, за фотосъемку денег не брали, на кассе можно приобрести сувениры ручной работы. Расположен удачно, на Советской улице, недалеко от площади Победы, от стадиона "Мордовия Арена", да и вообще в пешей доступности от основных достопримечательностей города Саранска.

В фондах музея более 3,5 тысяч экспонатов [2] : мордовская национальная одежда, бытовые предметы, сельскохозяйственные орудия, иконы, деревянные скульптуры, книги и фотографии. Имеется несколько тематических залов, в которых посетители могут посмотреть экспонаты, посвящённые сезонным обрядам мордвы, мордовским праздникам, свадебным обычаям, быту мордовских женщин, жизни и воспитанию детей в мордовском селе. В выставочном зале музея регулярно проходят выставки творчества мордовских художников и изделий народного промысла.

Читайте также: