Музей кустодиева в астрахани сообщение

Обновлено: 06.07.2024

Известный художник Борис Кустодиев родился в Астрахани. Именно на малой родине проявились первые задатки Бориса Михайловича к рисованию. Он уехал из города в юношеском возрасте, но часто приезжал в гости к родственникам, поэтому местные жители решили увековечить память знаменитого земляка, основав дом-музей художника.

Дом, выбранный под помещение музея, был отреставрирован перед открытием музея. Но самому семейству Кустодиевых никогда не принадлежал, здесь лишь недолго проживала его мать с сестрой, а значительное время до этого дом занимала крестная мать художника, к которой часто в гости наведывался Борис Михайлович.

В возрасте 18 лет Кустодиев покинул Астрахань, отправившись на учебу в художественную академию Петербурга. После окончания учебы он не стал возвращаться в город, но часто бывал здесь. Первые попытки живописи художник осуществлял именно в Астрахани, под руководством Власова — известного деятеля искусства города.

В музее выставлены картины художника, которые он сам передал в фонд музея перед своей смертью, а также другие предметы, предоставленные в дар музею внучкой Кустодиева. Среди вещей есть билеты и афиши выставок, семейные фотографии, письма и черновые зарисовки художника.

Музей демонстрирует мастерскую художника, хотя он никогда не работал в этом доме. Но экспозиция весьма правдоподобна и состоит из личных вещей художника, которые подарила музею его семья.

В музее висит портрет Власова (авторства Кустодиева), который открыл в нем задатки талантливого художника и помог ему с поступлением в Петербург. Власов и сам был одаренным художником, в отдельном зале музея выставлены его картины, фотографии и документы.

Цифровые технологии в музее позволяют ознакомиться с произведениями художника, которые хранятся в музеях по всему миру.

Старинная усадьба на пересечении улицы Свердлова (бывшая Большая Демидовская) и Калинина (бывшая Воздвиженская, она же Запасная и Царицынская) – именно здесь жил когда-то знаменитый художник. Признанный живописец, интересный скульптор, выдающийся график, Борис Михайлович Кустодиев родился в 1878 году в Астрахани, здесь же и зародился его талант.

Кустодиев

Зал живописи

Интерес к жизни во всех ее проявлениях – вот секрет великих творческих людей. Возможно поэтому идиллические картины жизни волжской провинции до сих пор радуют посетителей игрой красок, гармонией и жизнелюбием – яркий тому пример картина “Летний праздник”.

В зените славы художника подстерегало нелегкое испытание тяжелой болезнью, которая не спрашивает, когда прийти – забирая сразу всё, терзая душу, изматывая организм. После нескольких операций страшный диагноз – необратимый паралич нижней части тела. Награжденный даром понимать красоту и фанатически любить искусство, именно в это время Кустодиев создает праздничные солнечные полотна и остается верен оптимизму.

Кустодиев

Общий вид зала поздней графики

Общий вид зала поздней графики

Открытое письмо Б.М. Кустодиева жене (1904), фото Бориса Кустодиева (1901).

Открытое письмо Б.М. Кустодиева жене (1904), фото Бориса Кустодиева (1901).

11 — копия

Открытием и развитием таланта астраханского художника мы обязаны именно ему – Павлу Власову. Художник, педагог, талантливый организатор художественной жизни Астрахани, он обладал редким даром угадывать и развивать чужой талант. Власов не только подготовил своего ученика для поступления в Императорскую Академию художеств, но и стал его духовным наставником до конца жизни. В 1925 году Борис Михайлович создает последний портрет учителя, открывшего ему путь в большое искусство. На листе – авторская подпись: “Дорогому Павлу Алексеевичу на добрую память в мой последний приезд в Астрахань. Б. Кустодиев. 8 июня 1925.”

Творчеству П. А. Власова посвящен один из залов музея.

Власов Кустодиев

Документы и фотографии П.А. Власова

Власов Кустодиев

Зал произведений П.А. Власова

В 2012-2013 годах в музее были проведены масштабные ремонтно-реставрационные работы, обновлена экспозиция, появился новый демонстрационный модуль “В мастерской художника”.

В мастерской художника

Кустодиев

Фрагмент экспозиции мемориального зала

Кустодиев

Татьяна Кирилловна Кустодиева также передала Дому-музею один из семейных фотоальбомов. Научные исследования и реставрационная работа с изображениями позволили создать проект “Путешествуя с Кустодиевым” (автор – старший научный сотрудник Власта Ватаман), организовать и провести выставки Кустодиева-фотохудожника в Астрахани, Петербурге, Омске, Екатеринбурге, Курганинске и г. Чугуеве (Украина). Их посетило более 30 тысяч человек, впервые познакомившихся с фотоискусством известного мастера.

Дом-музей Бориса Кустодиева всегда рад гостям!

11 — копия

Ольга Иванова

____________________

ул. Калинина, 26
8 (8512) 51‑16-29
ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00

Дом-музей Кустодиева (Астрахань) открыл свои двери для всех ценителей живописи этого известного астраханца в мае 2002 года. Открытию предшествовали почти двенадцать лет реставрационных работ. Но история здания началась несколько раньше.

дом музей кустодиева астрахань

История здания и музея

В начале XX века сын купца И. К. Моисеева построил на пересечении улицы Свердлова (бывшая Большая Демидовская) и Калинина (бывшая Воздвиженская, она же Запасная, она же Царицынская) этот небольшой дом, типичный для архитектуры периода эклектики. В 1912 году хозяином его стал мещанин Л. В. Злобин. В западной части одноэтажного кирпичного дома располагались торговые лавки, северная же часть была жилой. Какое-то время в маленьком деревянном флигеле у А. С. Шавердовой, крестной будущего выдающегося художника, жили его мать и одна из сестер. В последние предреволюционные годы часть помещений была отдана под типографию. В этом доме и провел свое детство Борис Кустодиев.

Уехав учиться в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, Кустодиев периодически возвращается в родной город, который вдохновил его на создание целого ряда полотен, изображающих жизнь и быт Астрахани и астраханцев. Достигнув всемирной известности, Кустодиев не теряет связи со своей малой родиной и дарит свои полотна картинной галерее Догадина, филиалом которой сегодня является его дом-музей.

Экспозиция музея Кустодиева

В одном из залов дома-музея можно познакомиться с работами человека, который оказал огромное влияние на Кустодиева, привил ему любовь к искусству. Здесь выставлены студенческие и более поздние произведения его первого учителя и духовного наставника астраханского художника Павла Алексеевича Власова.

Также после реконструкции в музее появился интерактивный стол с вопросами, где можно закрепить полученные знания, сложить мозаику или посмотреть медиафайлы.

Посетить дом-музей Кустодиева (Астрахань) можно по адресу: ул. Калинина, 26. Работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00 (пятница с 13:00 до 21:00). Последний день месяца – санитарный день.

Одной из целей поездки в Астрахань было обязательное посещение Дома-музея академика живописи, русского советского художника Бориса Михайловича Кустодиева, чьё творчество любим всей семьёй.

Находится музей в центре города на пересечении улиц Свердлова 68 и Калинина 26 в старинном особняке астраханских купцов.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

На фасаде дома установлена мемориальная доска.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

На входной двери в музей есть необходимая информация для посетителей.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

В качестве приветствия при входе в первый зал служат слова Б. М. Кустодиева.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Его автопортрет со цветами у подножия встречает меня, как бы приглашая к дальнейшему знакомству с его творчеством.
А по обе стороны от картины написана краткая автобиография.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Родился Борис в интеллигентной семье в Астрахани в 1878 году, о чём есть выписка из астраханской метрической книги Христо-Воздвиженской церкви.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Первым учителем художественному мастерству 15-летнего юноши был выпускник Императорской Академии художеств П. А. Власов.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Внизу представлены живописные картины этого художника. В центре портрет инженера В. П. Власова.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Пройдя успешно первоначальное обучение у П. А. Власова, Борис поступает в художественную школу Императорской Академии художеств.

В первые же годы Кустодиев принимает участие в международных выставках, на одной из них - VIII Международной выставке в Мюнхене он получает золотую медаль II степени.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

В 1903 году Борис Кустодиев с золотой медалью окончил эту Академию и получил официальное звание "художник".

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Вскоре после этого он на натурных зарисовках в другом городе встречает свою любовь Юлию Евстафьевну Прошинскую, ставшую Кустодиевой.

В одной из экспозиций представлены вещи семьи Кустодиевых, подаренные музею потомками.
Внизу в витрине личные вещи Бориса Михайловича.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

А в этой витрине дары внучки художника -Т. Кустодиевой.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

На стене - копия портрета матери художника - Е. П. Смирновой.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

В семье родились сын Кирилл (справа на фото), ставший впоследствии также художником, и дочь Ирина.

Дом-музей В. Хлебникова.

На столе детская фотография самого Бориса Кустодиева.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Б. М. Кустодиев не просто известный художник-портретист, но ещё и театральный художник, декоратор, а также он работал несколько лет в сатирических журналах, иллюстрировал издания современников, как например, "Штопальщик" Н. Лескова.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Внизу забавная иллюстрация к книге И. Павлович "Паровоз-гуляка", нарисованная в 1925 году.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

В нескольких залах представлено немало рисунков художника на бумаге.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Так, внизу рисунок карандашом и акварелью на бумаге "Ю. Е. Кустодиева"

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Ещё один пример - "Мужчина с гитарой" 1917 г, бумага свинцовый карандаш.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Есть зал, где можно увидеть работы из альбома "Шестнадцать автолитографий".

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Одна автогравюра имеет смешное название: " Матрос и милая". 1924 г.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

В 1921 году им была написана "Масленица".

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

В этом же году художник рисует "Трактир".

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

После окончания Академии художеств Б. М. Кустодиев полгода проводит в творческой командировке в Европе, где посещает Германию, Италию, Францию, Испанию. Там он много работает, но душа его стремится к родным - русским просторам.

Не случайно большинство картин и рисунков художника посвящены провинциальной жизни русских крестьян, мещан, купцов.

Одна из самых узнаваемых и знаменитых его полотен написана в 1918 году "Купчиха за чаем" стала олицетворением русского купеческого быта и примером любви художника ко всему русскому.
Эта фотография - копия картины выставлена в отделе "Мастерская художника" данного музея.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Б. М. Кустодиев всемирно признанный портретист. Его живописные полотна написаны ярко и реалистично.

Вот, к примеру, "Портрет И. Б. Кустодиевой" (его дочь), 1926 г, холст, масло.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

"Портрет Н. И. Зелинской", 1912 год, холст, масло.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

А эту картину художник написал со своего дяди: "Портрет С. А. Никольского", 1901 год, холст, масло.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Ярким примером широты русской души явилась его картина "Ф. И. Шаляпин на ярмарке", написанная им в 1921 году. Сейчас она хранится в Доме-музее Ф. И. Шаляпина в Санкт-Петербурге, а вот его копия - в Русском музее.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Б. М. Кустодиев один из немногих художников России, чьи работы удостоены чести быть представленными во Флоренции в галерее Уффицы, а именно "Автопортрет", написанный им в 1912 году.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Несколько слов о том, что начиная с 1909 года у Кустодиева прогрессировала опухоль спинного мозга, не смотря на которую он всё-таки продолжал работать. А когда болезнь привела его к инвалидному креслу, то он и тогда не сдавался, превозмогая боль, создавал свои шедевры лёжа на кровати.

В этой связи хорошо сказал о душевной стойкости художника великий русский певец Фёдор Иванович Шаляпин:

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

После просмотра всех экспозиций дома-музея Б. М. Кустодиева можно сделать памятные снимки рядом с копиями известных картин художника в импровизированной его мастерской.

Дом-музей Б. М. Кустодиева.

Настоятельно рекомендую посетить этот замечательный Дом-музей великого русского советского художника Бориса Михайловича Кустодиева.

Адрес: ул. Калинина, 26 или ул. Свердлова, 68.
Музей работает: с 10:00 до 18:00 ежедневно, кроме понедельника; во вторник с 13:00 до 21:00.
Стоимость билета 100 руб.

Б.Кустодиев-Автопортрет-1899

Борис Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году.
Отец Бориса, Михаил Лукич Кустодиев, происходил родом из Саратовской губернии. В Астрахань он приехал ещё юношей, в 1859-м году, когда его старший брат Степан был назначен по духовному ведомству наставником в Астраханскую семинарию. В неё же из Саратовской семинарии перевёлся доучиваться Михаил - поближе к брату. В 1862-м году как один из лучших учеников он направляется для дальнейшего обучения в Казанскую духовную Академию. Получив степень доктора богословия, Михаил в 1867 году возвращается в Астрахань. Преподаёт здесь логику, словесность, русский язык в духовной семинарии, духовном училище, а позже - ещё и в Мариинской женской гимназии и в реальном училище.

В начале 1870-х он женился на Екатерине Прохоровне Смирновой, дочери протоиерея. Но своим домом в Астрахани молодые не успели обзавестись, так как Михаил Ильич очень рано умер, в октябре 1879 года, оставив свою супругу с 3-мя малолетними детьми на руках да с четвертым на подходе. Борису было тогда всего полтора года.

В общем, в списках астраханских домовладельцев того времени фамилия Кустодиевых отсутствует. Они жили в съёмном жилье. Это-то как раз и затрудняет определение точного адреса их проживания.

Рассмотрим некоторые версии.

1.Дом-музей Бориса Кустодиева

На пересечении улиц Калинина и Свердлова, находится музей Бориса Кустодиева, астраханца по рождению и по духу своих картин.

То, что Борис в детстве не жил в этом доме, очевидно и из его воспоминаний, и из известных фактов. Тем не менее версия, что этот дом является местом его детского проживания, одна из самых распространённых. Скорее всего, причина заблуждения кроется в самом определении "дом-музей", смысл которого и заключается в том, что когда-то это был дом данного человека, а после его сделали музеем. Правильнее будет всё-таки называть просто "Музей Кустодиева", без приставки "дом".

В "Таблице домов и улиц города Астрахани" за 1884 год этот дом является первым на Биржевой улице по чётной стороне и определён как дом "Моисеева к аменный ":

Таблица домов и улиц г.Астрахани-1884-дом Моисеева

В воспоминаниях же самого Бориса Кустодиева (к примеру, записанных В.В.Воиновым и опубликованных в его монографии "Б.М.Кустодиев" ещё при жизни художника, в 1925 г.) местом проживания называется усадьба купца Догадина.

2. Усадьба Догадиных на Эспланадной улице, д.25

Эта усадьба знаменита в Астрахани ещё и тем, что в ней вырос основатель Астраханской картинной галереи Павел Догадин. Находится она на пересечении улиц Эспланадной и Володарского:


Она также выходила и на параллельную Эспланадной - Большую Демидовскую улицу (сейчас - ул.Свердлова).
Её как место проживания будущего художника указывает Аркадий Кудря, автор книги "Кустодиев" (серия "ЖЗЛ").
Но в этом случае появляется очень много несостыковок и вопросов, и в первую очередь: почему Павел Догадин и Борис Кустодиев, росшие в одной усадьбе, практически ровесники (Догадин старше Кустодиева всего на 2 года), оказались незнакомы? Собирая свою коллекцию картин, Павел Догадин обращается ко многим живописцам, а, например, кустодиевская "Жатва" приобретается для него с выставки, без непосредственной связи с художником? При такой общности интересов они вообще должны бы были состоять в тесной дружбе и переписке.
Почему зарисовки и картины по воспоминаниям Кустодиева относят нас совершенно к другим астраханским местам, а тутошние и не вспоминаются? И ещё целый ряд вопросов.
Да и, в конце концов, снимать флигель в самом центре города - слишком дорогое удовольствие для небогатой семьи.

3.Усадьба Догадиных на ул.Свердлова, 69

Недалеко от дома-музея Кустодиева, на противоположной стороне ул.Свердлова (раньше - ул.Биржевая) находится ещё одна усадьба Догадиных, о чём свидетельствует запись в уже упоминаемой "Таблице домов и улиц города Астрахани" за 1884 год: дом под номером 3, деревянный, сразу за зданием Окружного суда:

Таблица домов и улиц г.Астрахани-1884-дом Догадиных

Так сейчас выглядит усадебный домик, выходящий на улицу (взято из панорамы гугл):


На плане 2ГИС именно эта усадьба отмечена как дом, где провёл своё детство художник. Это место действительно хорошо соответствует его картинам-воспоминаниям.
Взглянем на карту, где отмечены основные ориентиры (дом, мост, пожарная часть с каланчой):


и на картины Кустодиева "Мост"(1918) и "Чаепитие"(1913) - обе писались по воспоминаниям:



И будто даже "Чаепитие" написано почти на месте догадинской усадьбы. "Почти" - потому что на картине ворота усадьбы выходят на каланчу, т.е. на набережную Кутума, а согласно той же "Таблице домов и улиц" выхода на противоположную улицу усадьба не имела - только на Биржевую. Скорее, это как бы вид двора ближайших соседей.

Но есть 2 факта, которые снова порождают вопросы.

Во-первых, усадебка-то здесь совсем тесная, а Борис Михайлович упоминает о том, что в ней были, кроме флигеля и большого хозяйского дома, и конюшня, и сеновал, и каретный сарай, и голубятня. И столы во дворе накрывались для нищих в поминки. И детям было раздолье. Т.е. по всему получается, усадьба должна быть достаточно большой.

Во-вторых, Аркадий Кудря, исследуя жизнь Кустодиева, использовал в том числе записи церковных книг и отмечает, что они жили в приходе церкви Рождества Христова. Там крестили детей, там же отпевали Михаила Лукича. Но христорождественская церковь находилась за Кутумом, а здесь был приход Крестовоздвиженской церкви, что стояла совсем не далеко: там, где сейчас находится скверик со Святым Крестом в честь Кирилла и Мефодия, напротив Благовещенского женского монастыря. В честь неё и название ближайшего моста - Воздвиженский.

4.Усадьба Догадиных на Рождественской площади, д.24

Почему-то не встречала версии, что Кустодиевы жили у Догадиных в Закутумье, в их усадьбе на Рождественской площади (сейчас-площадь К.Маркса).

Снова смотрим "Таблицу домов и улиц. "- "От Поперечно-Кутумовской до Поперечно-Луковской" следует переводить на современный язык как от ул.Мельникова до ул.Победы.:


Обратимся к плану города той поры, составленному дореволюционным астраханским краеведом А.Штылько (план Штылько). Интересующий нас кусочек города:


На мой взгляд, это место более всего соответствует всем известным критериям: здесь приход церкви Рождества Христова, здесь же рядом каланча рождественской пожарной части и Воздвиженский мост, по которому постоянно надо ходить в училище, в семинарию, на занятия к художнику П.Власову и вообще в центр. А также здесь достаточно места и под большую усадьбу, и под детские шалости и развлечения, вспоминаемые художником.
Примечательно, что нумерация домов на пл.К.Маркса, бывшей Рождественской, осталась той же, что в справочнике 1884 года. Но, к великому сожалению, дома на этом месте сожжены (как это водится обычно у астраханцев), и только остался погорелый остаток маленького флигеля дома 24 - как раз догадинского. Может, именно он и служил кровом семье Кустодиевых. Вот только из-за образовавшихся вокруг него пустырей непонятно, справа или слева были остальные усадебные постройки, в том числе главный дом.

В старых панорамах Яндекса, за 2011 год, ещё стоит часть строений.
Вот сам флигелёк:


Дома рядом, с левой стороны флигеля - он находится сразу за ними:


Снимок с другой стороны, справа от флигеля:


Вид из космоса (усадьбу приблизительно обвела красным) - остатки погоревших построек:


Вот такая печальная картина. Рассмотреть бывшие здесь усадьбы можем очень и очень приблизительно, да и то только благодаря Яндекс-снимкам.

А это рисунок Кустодиева на тему его детства из монографии В.В.Воинова - мальчишки с крыш своего двора смотрят на пожар, на каланче подняты сигнальные флаги:


Кстати, от этой догадинской усадьбы до каланчи даже немного ближе, чем от усадьбы на Биржевой (Свердлова) улице. Не верите - померьте расстояния по карте.
На приведённом выше рисунке рядом с домами, где сидят мальчишки, со стороны каланчи нарисованы воротца. А с обратной стороны усадьбы, на параллельной улице Пестеля (бывшей Садо-Аптекарской), до сих пор сохранились похожие:


И такие детские развлечения в усадьбе:


Давайте ещё раз посмотрим на старый план:


Где, как не здесь, на пустыре, можно вольготно запускать воздушного змея:


А в ближайшем ильмене удить рыбу и любоваться на окружающиеся сады с поливными чигирями:


Возвращение после рыбалки с братом Михаилом:


А вот и конный базар за церковью - эскиз картины 1917 г. - может, тот, что на плане?


Конный базар на плане Штылько находится за церковью Рождества Христова. В самом конце 19 - начале 20 вв. были частично перестроены и церковь, и колокольня, а в 1911 - заменён купол. Как церковь выглядела до всех этих преобразований, во времена детства Бориса Кустодиева, изображений не сохранилось. Возможно, это её он набросал с левого края картины. К тому же в 1940-х годах храм был передан старообрядцам заместо снесённого старообрядческого на ул.Свердлова и переименован ими в честь Покрова Пресвятой Богородицы (вид в настоящее время). Так что, вроде, и есть та церковь - и нет её уже. А раньше и улица, что вела от храма к Воздвиженскому мосту, называлась Рождественской в садах (теперь - ул.Калинина), а сам храм - Рождества Христова в садах. Когда смотришь на штыльковский план, эти названия очевидны: тут кругом располагались сады.

Для соотнесения с планом Штылько приведём современный план того же района - уже совершенно не в садах:


Ещё немного кустодиевской Астрахани:
Торговля воблой - так, оказывается, её разносили в связках на коромысле:


Торговля арбузами и дынями:


Продавец ковров (Татарин). 1920-из серии Русь.Русские типы-музей-квартира Бродского в С-Петербурге

Базар на Кутуме (открытка издания Кнебеля):


Да и, пожалуй, надо немного сказать о пожарной каланче рождественской пожарной части, что так часто упоминается в нашей истории. Постройки этой части сохранились до сих пор, в том числе и здание, на котором была установлена каланча - только сама деревянная каланча сгорела в 1975 году. Здание, бывшее под каланчой, находится на набережной Кутума на углу с ул.Мельникова:


По своему проекту оно в точности такое, как с частично сохранившейся каланчой за Татар-Базаром у храма Иоанна Златоуста, сравните:


Во дворе рождественской пожарной части сохранилась также сушильная башня (для пожарных рукавов). Среди малоэтажной застройки эта башня хорошо видна с соседних улиц - вот, к примеру, её вид с улицы Нечаева (бывш. Старо-Птичная), т.е. и со стороны догадинской усадьбы:


Общий вид пожарной части с ещё не сгоревшей каланчой (фото с сайта Архив культурного наследия):

Читайте также: