Музей кустодиева в астрахани сообщение
Обновлено: 06.07.2024
Известный художник Борис Кустодиев родился в Астрахани. Именно на малой родине проявились первые задатки Бориса Михайловича к рисованию. Он уехал из города в юношеском возрасте, но часто приезжал в гости к родственникам, поэтому местные жители решили увековечить память знаменитого земляка, основав дом-музей художника.
Дом, выбранный под помещение музея, был отреставрирован перед открытием музея. Но самому семейству Кустодиевых никогда не принадлежал, здесь лишь недолго проживала его мать с сестрой, а значительное время до этого дом занимала крестная мать художника, к которой часто в гости наведывался Борис Михайлович.
В возрасте 18 лет Кустодиев покинул Астрахань, отправившись на учебу в художественную академию Петербурга. После окончания учебы он не стал возвращаться в город, но часто бывал здесь. Первые попытки живописи художник осуществлял именно в Астрахани, под руководством Власова — известного деятеля искусства города.
В музее выставлены картины художника, которые он сам передал в фонд музея перед своей смертью, а также другие предметы, предоставленные в дар музею внучкой Кустодиева. Среди вещей есть билеты и афиши выставок, семейные фотографии, письма и черновые зарисовки художника.
Музей демонстрирует мастерскую художника, хотя он никогда не работал в этом доме. Но экспозиция весьма правдоподобна и состоит из личных вещей художника, которые подарила музею его семья.
В музее висит портрет Власова (авторства Кустодиева), который открыл в нем задатки талантливого художника и помог ему с поступлением в Петербург. Власов и сам был одаренным художником, в отдельном зале музея выставлены его картины, фотографии и документы.
Цифровые технологии в музее позволяют ознакомиться с произведениями художника, которые хранятся в музеях по всему миру.
Старинная усадьба на пересечении улицы Свердлова (бывшая Большая Демидовская) и Калинина (бывшая Воздвиженская, она же Запасная и Царицынская) – именно здесь жил когда-то знаменитый художник. Признанный живописец, интересный скульптор, выдающийся график, Борис Михайлович Кустодиев родился в 1878 году в Астрахани, здесь же и зародился его талант.
Интерес к жизни во всех ее проявлениях – вот секрет великих творческих людей. Возможно поэтому идиллические картины жизни волжской провинции до сих пор радуют посетителей игрой красок, гармонией и жизнелюбием – яркий тому пример картина “Летний праздник”.
В зените славы художника подстерегало нелегкое испытание тяжелой болезнью, которая не спрашивает, когда прийти – забирая сразу всё, терзая душу, изматывая организм. После нескольких операций страшный диагноз – необратимый паралич нижней части тела. Награжденный даром понимать красоту и фанатически любить искусство, именно в это время Кустодиев создает праздничные солнечные полотна и остается верен оптимизму.
Общий вид зала поздней графики
Открытое письмо Б.М. Кустодиева жене (1904), фото Бориса Кустодиева (1901).
Открытием и развитием таланта астраханского художника мы обязаны именно ему – Павлу Власову. Художник, педагог, талантливый организатор художественной жизни Астрахани, он обладал редким даром угадывать и развивать чужой талант. Власов не только подготовил своего ученика для поступления в Императорскую Академию художеств, но и стал его духовным наставником до конца жизни. В 1925 году Борис Михайлович создает последний портрет учителя, открывшего ему путь в большое искусство. На листе – авторская подпись: “Дорогому Павлу Алексеевичу на добрую память в мой последний приезд в Астрахань. Б. Кустодиев. 8 июня 1925.”
Творчеству П. А. Власова посвящен один из залов музея.
Документы и фотографии П.А. Власова
Зал произведений П.А. Власова
В 2012-2013 годах в музее были проведены масштабные ремонтно-реставрационные работы, обновлена экспозиция, появился новый демонстрационный модуль “В мастерской художника”.
В мастерской художника
Фрагмент экспозиции мемориального зала
Татьяна Кирилловна Кустодиева также передала Дому-музею один из семейных фотоальбомов. Научные исследования и реставрационная работа с изображениями позволили создать проект “Путешествуя с Кустодиевым” (автор – старший научный сотрудник Власта Ватаман), организовать и провести выставки Кустодиева-фотохудожника в Астрахани, Петербурге, Омске, Екатеринбурге, Курганинске и г. Чугуеве (Украина). Их посетило более 30 тысяч человек, впервые познакомившихся с фотоискусством известного мастера.
Дом-музей Бориса Кустодиева всегда рад гостям!
Ольга Иванова
____________________
ул. Калинина, 26
8 (8512) 51‑16-29
ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00
Дом-музей Кустодиева (Астрахань) открыл свои двери для всех ценителей живописи этого известного астраханца в мае 2002 года. Открытию предшествовали почти двенадцать лет реставрационных работ. Но история здания началась несколько раньше.
История здания и музея
В начале XX века сын купца И. К. Моисеева построил на пересечении улицы Свердлова (бывшая Большая Демидовская) и Калинина (бывшая Воздвиженская, она же Запасная, она же Царицынская) этот небольшой дом, типичный для архитектуры периода эклектики. В 1912 году хозяином его стал мещанин Л. В. Злобин. В западной части одноэтажного кирпичного дома располагались торговые лавки, северная же часть была жилой. Какое-то время в маленьком деревянном флигеле у А. С. Шавердовой, крестной будущего выдающегося художника, жили его мать и одна из сестер. В последние предреволюционные годы часть помещений была отдана под типографию. В этом доме и провел свое детство Борис Кустодиев.
Уехав учиться в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, Кустодиев периодически возвращается в родной город, который вдохновил его на создание целого ряда полотен, изображающих жизнь и быт Астрахани и астраханцев. Достигнув всемирной известности, Кустодиев не теряет связи со своей малой родиной и дарит свои полотна картинной галерее Догадина, филиалом которой сегодня является его дом-музей.
Экспозиция музея Кустодиева
В одном из залов дома-музея можно познакомиться с работами человека, который оказал огромное влияние на Кустодиева, привил ему любовь к искусству. Здесь выставлены студенческие и более поздние произведения его первого учителя и духовного наставника астраханского художника Павла Алексеевича Власова.
Также после реконструкции в музее появился интерактивный стол с вопросами, где можно закрепить полученные знания, сложить мозаику или посмотреть медиафайлы.
Посетить дом-музей Кустодиева (Астрахань) можно по адресу: ул. Калинина, 26. Работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00 (пятница с 13:00 до 21:00). Последний день месяца – санитарный день.
Одной из целей поездки в Астрахань было обязательное посещение Дома-музея академика живописи, русского советского художника Бориса Михайловича Кустодиева, чьё творчество любим всей семьёй.
Находится музей в центре города на пересечении улиц Свердлова 68 и Калинина 26 в старинном особняке астраханских купцов.
На фасаде дома установлена мемориальная доска.
На входной двери в музей есть необходимая информация для посетителей.
В качестве приветствия при входе в первый зал служат слова Б. М. Кустодиева.
Его автопортрет со цветами у подножия встречает меня, как бы приглашая к дальнейшему знакомству с его творчеством.
А по обе стороны от картины написана краткая автобиография.
Родился Борис в интеллигентной семье в Астрахани в 1878 году, о чём есть выписка из астраханской метрической книги Христо-Воздвиженской церкви.
Первым учителем художественному мастерству 15-летнего юноши был выпускник Императорской Академии художеств П. А. Власов.
Внизу представлены живописные картины этого художника. В центре портрет инженера В. П. Власова.
Пройдя успешно первоначальное обучение у П. А. Власова, Борис поступает в художественную школу Императорской Академии художеств.
В первые же годы Кустодиев принимает участие в международных выставках, на одной из них - VIII Международной выставке в Мюнхене он получает золотую медаль II степени.
В 1903 году Борис Кустодиев с золотой медалью окончил эту Академию и получил официальное звание "художник".
Вскоре после этого он на натурных зарисовках в другом городе встречает свою любовь Юлию Евстафьевну Прошинскую, ставшую Кустодиевой.
В одной из экспозиций представлены вещи семьи Кустодиевых, подаренные музею потомками.
Внизу в витрине личные вещи Бориса Михайловича.
А в этой витрине дары внучки художника -Т. Кустодиевой.
На стене - копия портрета матери художника - Е. П. Смирновой.
В семье родились сын Кирилл (справа на фото), ставший впоследствии также художником, и дочь Ирина.
На столе детская фотография самого Бориса Кустодиева.
Б. М. Кустодиев не просто известный художник-портретист, но ещё и театральный художник, декоратор, а также он работал несколько лет в сатирических журналах, иллюстрировал издания современников, как например, "Штопальщик" Н. Лескова.
Внизу забавная иллюстрация к книге И. Павлович "Паровоз-гуляка", нарисованная в 1925 году.
В нескольких залах представлено немало рисунков художника на бумаге.
Так, внизу рисунок карандашом и акварелью на бумаге "Ю. Е. Кустодиева"
Ещё один пример - "Мужчина с гитарой" 1917 г, бумага свинцовый карандаш.
Есть зал, где можно увидеть работы из альбома "Шестнадцать автолитографий".
Одна автогравюра имеет смешное название: " Матрос и милая". 1924 г.
В 1921 году им была написана "Масленица".
В этом же году художник рисует "Трактир".
После окончания Академии художеств Б. М. Кустодиев полгода проводит в творческой командировке в Европе, где посещает Германию, Италию, Францию, Испанию. Там он много работает, но душа его стремится к родным - русским просторам.
Не случайно большинство картин и рисунков художника посвящены провинциальной жизни русских крестьян, мещан, купцов.
Одна из самых узнаваемых и знаменитых его полотен написана в 1918 году "Купчиха за чаем" стала олицетворением русского купеческого быта и примером любви художника ко всему русскому.
Эта фотография - копия картины выставлена в отделе "Мастерская художника" данного музея.
Б. М. Кустодиев всемирно признанный портретист. Его живописные полотна написаны ярко и реалистично.
Вот, к примеру, "Портрет И. Б. Кустодиевой" (его дочь), 1926 г, холст, масло.
"Портрет Н. И. Зелинской", 1912 год, холст, масло.
А эту картину художник написал со своего дяди: "Портрет С. А. Никольского", 1901 год, холст, масло.
Ярким примером широты русской души явилась его картина "Ф. И. Шаляпин на ярмарке", написанная им в 1921 году. Сейчас она хранится в Доме-музее Ф. И. Шаляпина в Санкт-Петербурге, а вот его копия - в Русском музее.
Б. М. Кустодиев один из немногих художников России, чьи работы удостоены чести быть представленными во Флоренции в галерее Уффицы, а именно "Автопортрет", написанный им в 1912 году.
Несколько слов о том, что начиная с 1909 года у Кустодиева прогрессировала опухоль спинного мозга, не смотря на которую он всё-таки продолжал работать. А когда болезнь привела его к инвалидному креслу, то он и тогда не сдавался, превозмогая боль, создавал свои шедевры лёжа на кровати.
В этой связи хорошо сказал о душевной стойкости художника великий русский певец Фёдор Иванович Шаляпин:
После просмотра всех экспозиций дома-музея Б. М. Кустодиева можно сделать памятные снимки рядом с копиями известных картин художника в импровизированной его мастерской.
Настоятельно рекомендую посетить этот замечательный Дом-музей великого русского советского художника Бориса Михайловича Кустодиева.
Адрес: ул. Калинина, 26 или ул. Свердлова, 68.
Музей работает: с 10:00 до 18:00 ежедневно, кроме понедельника; во вторник с 13:00 до 21:00.
Стоимость билета 100 руб.
Борис Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году.
Отец Бориса, Михаил Лукич Кустодиев, происходил родом из Саратовской губернии. В Астрахань он приехал ещё юношей, в 1859-м году, когда его старший брат Степан был назначен по духовному ведомству наставником в Астраханскую семинарию. В неё же из Саратовской семинарии перевёлся доучиваться Михаил - поближе к брату. В 1862-м году как один из лучших учеников он направляется для дальнейшего обучения в Казанскую духовную Академию. Получив степень доктора богословия, Михаил в 1867 году возвращается в Астрахань. Преподаёт здесь логику, словесность, русский язык в духовной семинарии, духовном училище, а позже - ещё и в Мариинской женской гимназии и в реальном училище.
В начале 1870-х он женился на Екатерине Прохоровне Смирновой, дочери протоиерея. Но своим домом в Астрахани молодые не успели обзавестись, так как Михаил Ильич очень рано умер, в октябре 1879 года, оставив свою супругу с 3-мя малолетними детьми на руках да с четвертым на подходе. Борису было тогда всего полтора года.
В общем, в списках астраханских домовладельцев того времени фамилия Кустодиевых отсутствует. Они жили в съёмном жилье. Это-то как раз и затрудняет определение точного адреса их проживания.
Рассмотрим некоторые версии.
1.Дом-музей Бориса Кустодиева
На пересечении улиц Калинина и Свердлова, находится музей Бориса Кустодиева, астраханца по рождению и по духу своих картин.
То, что Борис в детстве не жил в этом доме, очевидно и из его воспоминаний, и из известных фактов. Тем не менее версия, что этот дом является местом его детского проживания, одна из самых распространённых. Скорее всего, причина заблуждения кроется в самом определении "дом-музей", смысл которого и заключается в том, что когда-то это был дом данного человека, а после его сделали музеем. Правильнее будет всё-таки называть просто "Музей Кустодиева", без приставки "дом".
В "Таблице домов и улиц города Астрахани" за 1884 год этот дом является первым на Биржевой улице по чётной стороне и определён как дом "Моисеева к аменный ":
В воспоминаниях же самого Бориса Кустодиева (к примеру, записанных В.В.Воиновым и опубликованных в его монографии "Б.М.Кустодиев" ещё при жизни художника, в 1925 г.) местом проживания называется усадьба купца Догадина.
2. Усадьба Догадиных на Эспланадной улице, д.25
Эта усадьба знаменита в Астрахани ещё и тем, что в ней вырос основатель Астраханской картинной галереи Павел Догадин. Находится она на пересечении улиц Эспланадной и Володарского:
Она также выходила и на параллельную Эспланадной - Большую Демидовскую улицу (сейчас - ул.Свердлова).
Её как место проживания будущего художника указывает Аркадий Кудря, автор книги "Кустодиев" (серия "ЖЗЛ").
Но в этом случае появляется очень много несостыковок и вопросов, и в первую очередь: почему Павел Догадин и Борис Кустодиев, росшие в одной усадьбе, практически ровесники (Догадин старше Кустодиева всего на 2 года), оказались незнакомы? Собирая свою коллекцию картин, Павел Догадин обращается ко многим живописцам, а, например, кустодиевская "Жатва" приобретается для него с выставки, без непосредственной связи с художником? При такой общности интересов они вообще должны бы были состоять в тесной дружбе и переписке.
Почему зарисовки и картины по воспоминаниям Кустодиева относят нас совершенно к другим астраханским местам, а тутошние и не вспоминаются? И ещё целый ряд вопросов.
Да и, в конце концов, снимать флигель в самом центре города - слишком дорогое удовольствие для небогатой семьи.
3.Усадьба Догадиных на ул.Свердлова, 69
Недалеко от дома-музея Кустодиева, на противоположной стороне ул.Свердлова (раньше - ул.Биржевая) находится ещё одна усадьба Догадиных, о чём свидетельствует запись в уже упоминаемой "Таблице домов и улиц города Астрахани" за 1884 год: дом под номером 3, деревянный, сразу за зданием Окружного суда:
Так сейчас выглядит усадебный домик, выходящий на улицу (взято из панорамы гугл):
На плане 2ГИС именно эта усадьба отмечена как дом, где провёл своё детство художник. Это место действительно хорошо соответствует его картинам-воспоминаниям.
Взглянем на карту, где отмечены основные ориентиры (дом, мост, пожарная часть с каланчой):
и на картины Кустодиева "Мост"(1918) и "Чаепитие"(1913) - обе писались по воспоминаниям:
И будто даже "Чаепитие" написано почти на месте догадинской усадьбы. "Почти" - потому что на картине ворота усадьбы выходят на каланчу, т.е. на набережную Кутума, а согласно той же "Таблице домов и улиц" выхода на противоположную улицу усадьба не имела - только на Биржевую. Скорее, это как бы вид двора ближайших соседей.
Но есть 2 факта, которые снова порождают вопросы.
Во-первых, усадебка-то здесь совсем тесная, а Борис Михайлович упоминает о том, что в ней были, кроме флигеля и большого хозяйского дома, и конюшня, и сеновал, и каретный сарай, и голубятня. И столы во дворе накрывались для нищих в поминки. И детям было раздолье. Т.е. по всему получается, усадьба должна быть достаточно большой.
Во-вторых, Аркадий Кудря, исследуя жизнь Кустодиева, использовал в том числе записи церковных книг и отмечает, что они жили в приходе церкви Рождества Христова. Там крестили детей, там же отпевали Михаила Лукича. Но христорождественская церковь находилась за Кутумом, а здесь был приход Крестовоздвиженской церкви, что стояла совсем не далеко: там, где сейчас находится скверик со Святым Крестом в честь Кирилла и Мефодия, напротив Благовещенского женского монастыря. В честь неё и название ближайшего моста - Воздвиженский.
4.Усадьба Догадиных на Рождественской площади, д.24
Почему-то не встречала версии, что Кустодиевы жили у Догадиных в Закутумье, в их усадьбе на Рождественской площади (сейчас-площадь К.Маркса).
Снова смотрим "Таблицу домов и улиц. "- "От Поперечно-Кутумовской до Поперечно-Луковской" следует переводить на современный язык как от ул.Мельникова до ул.Победы.:
Обратимся к плану города той поры, составленному дореволюционным астраханским краеведом А.Штылько (план Штылько). Интересующий нас кусочек города:
На мой взгляд, это место более всего соответствует всем известным критериям: здесь приход церкви Рождества Христова, здесь же рядом каланча рождественской пожарной части и Воздвиженский мост, по которому постоянно надо ходить в училище, в семинарию, на занятия к художнику П.Власову и вообще в центр. А также здесь достаточно места и под большую усадьбу, и под детские шалости и развлечения, вспоминаемые художником.
Примечательно, что нумерация домов на пл.К.Маркса, бывшей Рождественской, осталась той же, что в справочнике 1884 года. Но, к великому сожалению, дома на этом месте сожжены (как это водится обычно у астраханцев), и только остался погорелый остаток маленького флигеля дома 24 - как раз догадинского. Может, именно он и служил кровом семье Кустодиевых. Вот только из-за образовавшихся вокруг него пустырей непонятно, справа или слева были остальные усадебные постройки, в том числе главный дом.
В старых панорамах Яндекса, за 2011 год, ещё стоит часть строений.
Вот сам флигелёк:
Дома рядом, с левой стороны флигеля - он находится сразу за ними:
Снимок с другой стороны, справа от флигеля:
Вид из космоса (усадьбу приблизительно обвела красным) - остатки погоревших построек:
Вот такая печальная картина. Рассмотреть бывшие здесь усадьбы можем очень и очень приблизительно, да и то только благодаря Яндекс-снимкам.
А это рисунок Кустодиева на тему его детства из монографии В.В.Воинова - мальчишки с крыш своего двора смотрят на пожар, на каланче подняты сигнальные флаги:
Кстати, от этой догадинской усадьбы до каланчи даже немного ближе, чем от усадьбы на Биржевой (Свердлова) улице. Не верите - померьте расстояния по карте.
На приведённом выше рисунке рядом с домами, где сидят мальчишки, со стороны каланчи нарисованы воротца. А с обратной стороны усадьбы, на параллельной улице Пестеля (бывшей Садо-Аптекарской), до сих пор сохранились похожие:
И такие детские развлечения в усадьбе:
Давайте ещё раз посмотрим на старый план:
Где, как не здесь, на пустыре, можно вольготно запускать воздушного змея:
А в ближайшем ильмене удить рыбу и любоваться на окружающиеся сады с поливными чигирями:
Возвращение после рыбалки с братом Михаилом:
А вот и конный базар за церковью - эскиз картины 1917 г. - может, тот, что на плане?
Конный базар на плане Штылько находится за церковью Рождества Христова. В самом конце 19 - начале 20 вв. были частично перестроены и церковь, и колокольня, а в 1911 - заменён купол. Как церковь выглядела до всех этих преобразований, во времена детства Бориса Кустодиева, изображений не сохранилось. Возможно, это её он набросал с левого края картины. К тому же в 1940-х годах храм был передан старообрядцам заместо снесённого старообрядческого на ул.Свердлова и переименован ими в честь Покрова Пресвятой Богородицы (вид в настоящее время). Так что, вроде, и есть та церковь - и нет её уже. А раньше и улица, что вела от храма к Воздвиженскому мосту, называлась Рождественской в садах (теперь - ул.Калинина), а сам храм - Рождества Христова в садах. Когда смотришь на штыльковский план, эти названия очевидны: тут кругом располагались сады.
Для соотнесения с планом Штылько приведём современный план того же района - уже совершенно не в садах:
Ещё немного кустодиевской Астрахани:
Торговля воблой - так, оказывается, её разносили в связках на коромысле:
Торговля арбузами и дынями:
Базар на Кутуме (открытка издания Кнебеля):
Да и, пожалуй, надо немного сказать о пожарной каланче рождественской пожарной части, что так часто упоминается в нашей истории. Постройки этой части сохранились до сих пор, в том числе и здание, на котором была установлена каланча - только сама деревянная каланча сгорела в 1975 году. Здание, бывшее под каланчой, находится на набережной Кутума на углу с ул.Мельникова:
По своему проекту оно в точности такое, как с частично сохранившейся каланчой за Татар-Базаром у храма Иоанна Златоуста, сравните:
Во дворе рождественской пожарной части сохранилась также сушильная башня (для пожарных рукавов). Среди малоэтажной застройки эта башня хорошо видна с соседних улиц - вот, к примеру, её вид с улицы Нечаева (бывш. Старо-Птичная), т.е. и со стороны догадинской усадьбы:
Общий вид пожарной части с ещё не сгоревшей каланчой (фото с сайта Архив культурного наследия):
Читайте также: