Моральные нормы и нравственность в общении сообщение по психологии

Обновлено: 30.06.2024

Общение — это взаимодействие, связь между людьми в любом виде деятельности: в производ­стве вещей, в образовательном и научном процес­сах, в семейно-бытовой сфере, политике, местах общественного пользования, в свободное время — словом везде, где люди вступают в контакты.

В процессе обучения создаются и осваивают­ся культурные ценности, происходит передача культурного опыта, формируются сами люди как социальные индивиды, личности с их знаниями и умениями, системой ценностей, творческими спо­собностями.

Общение — это единственная возможность для человеческого существа стать человеком, лич­ностью.

Общение носит межсубъектный характер, ко­торый может быть опосредованным, созданным людьми миром вещей, природой, ибо они — ре­зультат деятельности людей, в них запечатлен че­ловеческий опыт, знания, ценности.

Общение — это деятельность в культуре, в со­ответствии с культурными образцами-идеями, цен­ностями, нормами: политическими, правовыми, моральными, этикетными; обычаями и традициями. Все эти нормативно-ценностные образования призваны ориентировать человека в мире, помочь освоиться в нем, сделать его своим, человеческим миром.

Нормы и ценности (политические, правовые, моральные, эстетические, этикетные) переплета­ются и взаимодействуют в организации культуры общения, т.е. общения, агенты которого — лично­сти, равноправные субъекты, взаимодействие меж­ду которыми носит гуманный характер, ориенти­рованный на отношение к человеку и человеческо­му как к цели и высшей ценности.

Стержнем модели культуры общения являет­ся мораль, специфика которой состоит в том, что она в отличие от других ценностно-нормативных явлений включена во все сферы общественной жизнедеятельности.

Моральное сознание оценивает все явления общественной и личной жизни с точки зрения со­ответствия или несоответствия их моральным цен­ностям и нормам. Моральное сознание судит о достоинстве или недостоинстве всех социально значимых духовных явлений и человеческой прак­тики и тем самым либо способствует их поддер­жанию, воспроизводству, либо, в случае отрица­тельной оценки, ставит под сомнение целесообраз­ность их существования, мобилизует волю людей на их уничтожение.

Мораль — это сознание, поведение (деятель­ность), отношения. Общественное и индивидуаль­ное моральное сознание оказывает всестороннее влияние на духовный образ культурного общения. Моральное сознание мыслит о человеческой дей­ствительности системно, целостно. Оно формирует образ достойных человека социальных обстоя­тельств, модель нравственно достойного образа жизни, представляет личностный образец челове­ка, соответствующего понятию о нем как о разум­ном и гуманном существе.

Моральное сознание предлагает эти культур­ные образцы в обобщенном виде, наделяет их об­щечеловеческой значимостью, обращается к лю­дям, обладающим свободной волей. Морально одобренные образцы предстают перед человеком не просто как некоторые пожелания, но как та­кие, которые стремятся объективироваться через поступки, поведение вступающих в общение инди­видов и социальных групп.

Моральное сознание моделирует ценностное восприятие действительности на всем ее простран­стве и на всех ее уровнях с точки зрения критери­ев гуманизма, добра, справедливости, полагая субъектов общения как культурно развитых инди­видов, у которых сформирована подлинно челове­ческая ценностная ориентация, гуманные убеж­дения, готовность и способность видеть в другом человеке и человечестве в целом самоценную лич­ность и их совокупность.

Непосредственно моральные идеи и ценности воплощаются в поведении и отношениях в межин­дивидуальных контактах: в семье, в быту, в сосед­ских связях — везде, где встречаются человек с человеком. Мораль в этой сфере общения ориен­тирует людей на уважительное отношение, взаим­ную помощь и поддержку, определяет содержа­ние отношений между супругами (любовь, друж­ба, верность, долг), между родителями и детьми (взаимная привязанность и любовь, уважение прав, забота друг о друге и т.д.), между соседями (вни­мательное отношение друг к другу, уважение к их образу жизни, если оно не нарушает правила об­щежития, оказание помощи и поддержки в каких-то ситуациях, соблюдение правил вежливости).

В таком общении большую роль играет этикет — нормы внешней культуры поведения. Этикет оформляет многие моральные нормы непосред­ственного общения индивидов: необходимость ока­зать помощь ребенку, старику, женщине с ребен­ком, больному; обязательность приветствии, веж­ливых обращении и др.

Мораль влияет и на другие нормативные яв­ления культуры. Так, правовая культура общения в своем содержании основана на моральных прин­ципах: уважении к правам человека, к его досто­инству, отрицание правомерности психологического или физического насилия над ним.

Общение в политической деятельности также строится в соответствии с требованиями морали: заботы о благе граждан государства, обществен­ной справедливости, опоры на творческую актив­ность масс. Влияние морали на политическую куль­туру обнаруживается и в том, что гласности пре­даются противоречащие моральным нормам фак­ты лоббирования, использование политиками слу­жебного положения в корыстных целях. Парла­ментские комиссии во многих странах создают эти­ческие кодексы, разрабатывают механизм конт­роля за моральным значение деятельности поли­тиков и политических объединений.

Общечеловечески значимая мораль задает цен­ностные ориентиры деловому общению, в качестве основных принципов которого предписываются: деловитость, честность, верность слову, долг пе­ред обществом и т.д.

Таким образом, культура общения в качестве ценностно-значимого универсального фактора вклю­чает моральные идеи, ценности и нормы, которые ориентируют все сферы и виды общения на гуман­ные принципы и нормы.

Содержание

Введение. 3
1 Общение как нравственная ценность: сущность и предназначение. 5
2 Культура и антикультура в общении. 6
3 Общение и этика. 9
4 Деловой этикет. 16
Заключение. 25
Список литературы. 26

Вложенные файлы: 1 файл

Нравственные основы общения.docx

Кафедра философии, психологии и социально - гуманитарных дисциплин.

Автор: Горбатенко Ирина Евгеньевна специальность 030901.65 - Правовое обеспечение национальной безопасности, гр.ПОНБ-12-2 Научный руководитель: доцент кафедры - кандидат исторических наук, доцент, полковник полиции Кузнецов Алексей Александрович

1 Общение как нравственная ценность: сущность и предназначение. 5

2 Культура и антикультура в общении. . . 6

3 Общение и этика. . . . 9

4 Деловой этикет. . . . 16

Список литературы. . . . 26

Итак, суть нравственности, как реального общественного явления, существование которого сопряжено с первыми усилиями людей жить и действовать сообща, сначала стихийно, а затем преднамеренно объединяясь, состоит в том, что она является жизненно необходимым условием выживания людей, упорядочения их общественного образа жизни. Подобная альтернатива породила ряд теоретических обоснований, согласно которым нравственный человек строго приспособлен к условиям внешней среды (английский философ Спенсер), а природа может быть названа первым учителем нравственного начала для человека (П.А. Кропоткин). Г. Селье, автор общепризнанной теории стресса, считает, что биологически полезно, а поэтому нравственные нормативы должны быть основаны на биологических законах, на законах человеческого самосохранения. Поэтому исходя из вышесказанного, считаю данную тему реферата актуальной и многозначащей в жизни всего общества.

Цель работы: рассмотреть нравственнее основы общения. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть общение как нравственную ценность: сущность и предназначение

2. ознакомиться с культурой и антикультурой в общении

3. рассмотреть общение и этику

4. ознакомиться с делововым этикетом

1. Общение как нравственная ценность: сущность и предназначение

Пожалуй, главным достижением демократизации и гуманизации нашего общества стали тенденции, изменившие содержание и форму общения людей друг с другом. Прежде всего, оно стало более свободным. Это новое качество общения проявляется во всём: сегодня нет тем, запретных для обсуждения, люди почувствовали вкус свободы самовыражения, и этого уже у них не отнять. Свобода проявляется и в раскованности, с которой мы стали общаться друг с другом, и в расширении сферы общения.

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, можно утверждать, что отношение к общению как ценности существенно изменилось. Люди не только почувствовали, но и осознали потребность в общении как жизненной необходимости, и как следствие возросло внимание к культуре общения.

Таким образом, общение - это взаимодеятельность, базирующаяся на потребности человека в человеке, поэтому это не только роскошь, сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включённость в социум и культуру.

Субъектами общения могут выступать: личность, социальная группа, общество в целом. Выделяются основные формы общения: межличностные, межгрупповые, межсоциумные, общение между личностью и группой, между группой и обществом, между личностью и обществом.

Чтобы осмыслить нравственный смысл процесса общения, важно выявить его ценностные ориентиры - те морально значимые факторы, которые определяют его основные содержательные характеристики. Идеальное общение неотделимо, например, от таких моральных ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь.

2. Культура и антикультура в общении

Продуктивность общения достигается при соблюдении определённых условий:

- уважительное отношение к партнёру, сдержанность, вежливость, бережное отношение со словом, которое может глубоко ранить человека;

- ясность целей общения, готовность понять, оценить и принять суждения собеседника;

- постоянное самосовершенствование, подготовка себя к общению;

- соблюдение принципа толерантности, порождающего взаимное доверие и помогающего предупреждать и преодолевать конфликтные ситуации.3

Нравственный вакуум - человек или не знает необходимых для общения норм и принципов поведения.

Отсутствие нравственной инициативы - человек занимает выжидательную позицию, ждёт от другого тепла, заботы, внимания и только потом отвечает на них.

Нравственный камуфляж - стремление произвести хорошее впечатление, замаскировать отсутствие подлинной нравственной культуры.

Нравственный анахронизм - человек руководствуется отжившими нормами общения, не соответствующими ожиданиям окружающих и требованиям современной морали.

Нравственная регрессия - упрощение и опрощение нравов, потеря достигнутого, сопровождающиеся неуважением к традициям, пренебрежением к опыту и заслуженным авторитетам.

Нравственная глухота - отсутствие ориентации на другого, неумение и нежелание слышать его.

Нравственный примитивизм - бесстыдно-неприкрытая сделка с собственной совестью во имя личного интереса.

Нравственная нетерпимость характерна для авторитарного одновременного мышления, признающего единственную истину и правоту.

3. Общение и этика

Взаимодействие общения и этики многогранно. Оно охватывает структурные, функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения - как сложного процесса установления и вития контактов между людьми.

Такие психологические механизмы, как подражание, заражение, внушение, убеждение, свойственные процессу общения позволяют вносить этические мысли и идеи в сознание людей и передавать их из поколения в поколение. Этика же должна гуманизировать, облагораживать общение между людьми. Анализ взаимодействия этики и общения предполагает прежде выяснение содержания морали, изучаемой этикой как наукой. Она стремилась ответить на эти вопросы не в житейском понимании, а в теоретической форме.

Слово, "этика" происходит от греческого "еthos", слово "мораль" - от латинского "mos". Смысл этих слов один - нрав, обычай. Нравы и обычаи наших предков составляли их мораль, общепринятые нормы поведения. Так как те или иные нормы поведения приобретают устойчивый характер, они образуют нравы и обычаи, а также моральные традиции и привычки.

Нравы и обычаи - это устойчиво проявляющиеся в поступках людей нормы поведения, соответствующие требованиям определенного общества. Они составляют традиционный порядок поведения, характерный для массы людей данного общества, данного класса. Под нравами и обычаями принято понимать не только указанные нормы поведения людей, но также устойчивые, характерные для данного народа формы или особенности его быта и общения: национальная кухня, жилище, приветствия и одежда, праздники и многое другое.

Происхождение многих нравов и обычаев восходит к отдаленным временам, их связь с историческими условиями развития данного общества часто трудно обнаружить. Они обладают очень большой устойчивостью, за ними стоит могущественная сила традиций. Пережив свое время, многие обычаи и нравы становятся неприемлемыми для новых условий. Однако изживаются они очень медленно именно потому, что за ними сила традиций.

В каждую эпоху в обществе, в его различных социальных группах существуют различные нравы и обычаи, но общество относит к области нравственности лишь те нравы и обычаи, в которых выражаются его интересы, его требования к поступкам и людей.

Мораль, или нравственность, всегда выражает в своих нормах интересы общества или определенной социальной группы, их требования к поведению людей, к их поступкам, т.е. формирует нормы поведения. При этом речь идет не только о поведении человека в рамках частной жизни (в семье, узком кругу людей), а о нормах поведения человека по отношению к другим людям и обществу. Особый характер отношений человека к обществу и другим людям, существующий в определенных исторических условиях, накладывает свой отпечаток на всю частную жизнь человека.

Итак, этика исследует ряд вопросов: о сущности морали, закономерности ее изменения и развития, принципах и нормах поведения; научно обосновывает положения о моральных отношениях, моральном сознании, моральной ответственности, нравственной культуре поведения людей и многое другое.

Повышение роли общения в жизнедеятельности связано с ростом его культуры, в том числе и нравственной.

Нравственная культура - это не просто сумма этических знаний и не только совокупность моральных ценностей и принципов. Это уровень нравственного развития человека и общества. Охарактеризовать нравственную культуру можно как системное свойство общества, группы личности, выражающее меру усвоения ими нравственных норм ценностей. Это определенное нравственное состояние личности и общества. Качество нравственной жизни проявляется главным образом в социально и гуманности отношений между людьми, сочетании личных групповых и общественных интересов.

Основные этические нормы и принципы общения

Этика речевого общения и речевой этикет. Основные этические принципы и нормы общения. Зависимость этических норм от мотивов общения. К чему приводит несоблюдение норм и правил общения?

Основные этические нормы и принципы общения

Основные этические нормы и принципы общения

Человеческое общение базируется на некоторых этических принципах, нормах и правилах. Без их соблюдения общение скатится до удовлетворения собственных потребностей, что приведет к разрушению взаимосвязей между людьми.

Задачей всех этических норм и правил поведения является сплочение и объединение всех членов общества.

. важнейшее правило общения с сильными людьми: нельзя прилюдно сомневаться в их непогрешимости.
Дженнифер Иган. Цитадель

У каждого человека существует потребность в общении с окружающими. Кто-то более общителен, кто-то менее, но для главных двух форм человеческого взаимодействия – дружбы и любви – общение необходимо. Любые человеческие действия всегда имеют какие-то рамки, границы и правила. Какие же нормы и правила регулируют наше общение и определяют культуру речи?

Проблема этики общения

Этика речевого общения определяется культурой речи. Этика предписывает людям правила нравственного поведения, этикет определяет манеры поведения в определенных ситуациях и конкретные формулы вежливости. Человек, который соблюдает этикет, но нарушает этические нормы общения, лицемерен и обманчив. Этичное и высокоморальное поведение с несоблюдением правил этикета со стороны также выглядит довольно странно и доверия не вызывает.

Таким образом, понятия этики речевого общения и речевого этикета нужно рассматривать вместе. Основные этические принципы и моральные нормы общения всегда рассматривают наряду с конкретными правилами ведения беседы: приветствием, просьбой, вопросом, благодарностью, прощанием и т.д. И если с речевым этикетом знакомы практически все (способы приветствия, благодарности, поздравления, выражение благодарности и сочувствия и т.д. знакомы многим), то об этических принципах и нормах мы часто забываем.

Этические принципы общения

Существует так называемое золотое правило общения, суть которого заключается в том, что к другим следует относиться так, как хотелось бы, чтобы другие относились к вам. Это правило можно распространить на любые ситуации. Таким образом, рассматриваются следующие основные этические принципы общения:

    (готовность чем-то пожертвовать ради другого),
    добродетельность (установление отношений с окружающими с позиций добра и блага),
    требовательность (предъявление требований к себе и окружающим к выполнению морального долга, ответственность),
    справедливость,
    паритетность (равенство между людьми) и т.д.

Благодаря доброжелательности, искренности и открытости возникает доверие между людьми, без которого общение невозможно. В общении также проявляются следующие моральные качества человека: честность, правдивость, доброта, уважительное отношение к окружающим, забота о других, вежливость и т.д.

Также этические принципы общения затрагивают и содержание самой речи. Она должна быть логичной, понятной обеим сторонам, вежливой, содержательной, правдивой и целесообразной. Вопрос с краткостью как сестрой таланта каждый решает сам. Кому-то краткая речь кажется неестественной (это зависит только от личностных характеристик человека).

Виды этических норм

Рекомендуемые этические нормы общения: сохранение чувства собственного достоинства, скромность, уважительное отношение к другим и т.д.

Этические нормы также определяются и мотивами общения:

    Есть мотивы эмоционально положительные: доставить радость, удовлетворить потребность собеседника в понимании, уважении и любви, заинтересовать.
    Есть мотивы эмоционально нейтральные: передать информацию.
    Есть мотивы эмоционально отрицательные: возмутиться в ответ на плохой поступок, выразить гнев на несправедливость.

Все они считаются этичными, поскольку основаны на высоких моральных побуждениях. А вот когда человек исходит из низменных побуждений (обмануть другого, отомстить, испортить настроение), это не этично, хотя и может быть облачено в приемлемую форму.

Несоблюдение этических норм

Когда этика речевого общения не соблюдается (человек грубит, оскорбляет, противопоставляет себя окружающим, навязывает собственное мнение окружающим и т.д.), это приводит к ущербу, как для говорящего, так и для слушателя. Нравственный человек всегда испытывает стыд не только тогда, когда он сам вольно или невольно делает что-то неэтичное, но и когда это делают другие. К тому же несоблюдение норм и правил может приводить к нарушению коммуникации, возникновению барьеров и помех в общении.

Этика в деловом общении

Наряду с общими этическими принципами, в деловом мире существуют и свои, дополнительные правила и нормы общения. Главное отличие делового общения от обычного, повседневного – это наличие большего числа формальностей. Здесь действуют практически те же законы и нормы морали:

    В морали отсутствует абсолютная истина и высший судья среди людей.
    Всегда нужно начинать с себя: других хвалим, к себе предъявляем претензии; не делаем из мухи слона в случае промахов окружающих и поступаем наоборот по отношению к себе.
    Нравственное отношение других к нам зависит только от нас самих.

Основные этические принципы общения в деловом мире рассматриваются не только применительно ко всякому межличностному взаимодействию, но и разделяются на общение по вертикали (подчиненный-руководитель) и по горизонтали (сотрудник-сотрудник).

Любой организации нужно стремиться к повышению этичности общения: разработке этических нормативов, созданию специальных комиссий по этике, обучению и прививанию этических норм у работников. Благодаря этому улучшится нравственная атмосфера всего предприятия, что приведет к повышению лояльности сотрудников, осуществлению правильного морального выбора при принятии решений, укреплению репутации фирмы.

В любом общении, с друзьями, родственниками или коллегами, нужно придерживаться основных этических норм и правил. Это позволит выстраивать доверительные отношения с окружающими, давать и получать поддержку и помощь от них, удовлетворять свои и чужие потребности в уважении, признании и любви. Чтобы воспитать высокодуховное общество, передавать нравственные ценности другим поколениям, стоит начинать, прежде всего, с себя. Возможно, этот маленький вклад каждого отдельного человека в собственное развитие и воспитание позволит изменить мир.

Обновлена: 11.02.2020, 23:00 Количество слов: 877 Время на чтение: 4 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 62 132 раз!
Спасибо нашим читателям, которые оставили 9 комментариев и уже оценили статью 31 раз!

В каждом обществе есть свод правил, оценок, принципов и норм поведения, которые основываются на исторически сложившемся понимании того, что такое хорошо, что такое плохо, и не подлежит критике. Такая организация жизни в обществе называется моралью. Для многих людей это синоним нравственного поведения.

Нравственное поведение

В психологии данное понятие рассматривается не только в коллективном, но и индивидуальном смысле, под моралью понимают уровень самоконтроля личности.

Как появилась мораль, ее сущность

Кроме того, общество имеет классовую стратификацию, в различных его слоях господствуют разные правила и нормы поведения. Отождествляя себя с той или иной социальной группой, человек принимает ее правовые устои. У него формируются чувство ответственности за свои поступки, эмпатия, чувство вины, раскаяние.

  • Когнитивный подход базируется на уверенности ученых в том, что нравственность проходит в своем развитии несколько этапов и соотносится с возрастной периодизацией развития. Основоположниками этого подхода стали Ж. Пиаже, Л. Кольберг, Э. Тюриель.
  • Биологический подход связывает нравственность с развитием психики. Маленький ребенок еще не способен понимать моральные правила и анализировать поведение других. Взрослый человек, психические функции которого достигли своего максимума, наблюдая то или иное поведение людей, может с уверенностью сказать, морально это или нет. Сторонниками этого подхода стали Д. Хайдт и М. Хоффман.
  • Психоаналитический подход объясняет появление у ребенка способности следовать правилам развития чувства вины и стыда. Основоположником этого подхода является З. Фрейд.

Чувство вины и стыда

Чувство вины и стыда

Внимание! В разных странах нравоучительные нормы различны. Их содержание обуславливается национальностью, ценностными ориентирами жителей и стремлением государственной власти охранять спокойную жизнь граждан.

Определение морали в разных науках

Науки, изучающие поведение людей, право и законы, особенности разных слоев населения, предлагают различные толкования нравоучений. Однако все эти определения схожи в том, что мораль – это оценка человеком своих поступков с точки зрения их правильности или неправильности.

Важно! В разных обществах отношение к одному и тому же поступку может быть различным, потому что мораль и нравственность личности – это условные характеристики.

Физиологи и биологи установили, что в мозге человека в момент обдумывания вопросов морали не формируется отдельная когнитивная система. Решение вопросов, связанных с нравственным выбором, активизирует нейронные отделы мозга, которые отвечают за объяснение человеком намерений других людей. Эти же отделы мозга отвечают за понимание человеком социальных эмоций. На основании этого исследователи сделали вывод, что мораль участвует в возникновении взаимопонимания между людьми. Физиологическим развитием отдела мозга объясняется и формирование нравственных основ личности в процессе ее взросления.

Психологи, отвечая на вопрос, что значит мораль, связывают ее с личностным развитием человека, с появлением у него способности сопереживать другим, анализировать свое и чужое поведение. С точки зрения психологии, формирование нравственности невозможно без воспитания. Нормы и ценности формируются в семье. Именно здесь опыт нравственного поведения должен передаваться от одного поколения к другому.

Важно! В философии мораль – это этика. В физиологии доказано, что мораль – это такой результат развития мозга. В психологии понятие морали связывается с высоким уровнем воспитанности.

Высокое воспитание

Нормы и принципы морали

Моральные нормы – это регуляторы поведения людей во всех видах общественной жизни: дома, в семье, на работе, в общении с друзьями. Мораль распространяется и на отношения между группами в составе одного общества, а также на отношения между государствами. Через осуждение противоправных действий членами общества реализуется профильный контроль соблюдения норм и правил взаимодействия. Во внутреннем плане контроль нравственности поведения осуществляется совестью человека.

Моральные нормы можно сравнить со шкалой для оценки правовых, политических и эстетических действий индивида. Понять, как морально организована жизнь в обществе, можно, если познакомиться с особенностями государственного управления в нем, его традициями и формами выражения общественного мнения.

Однако не всегда соблюдение моральных норм – это результат хорошего воспитания, сформированности у человека нравственных образцов поведения. Человек может контролировать свое поведение и поступки из страха наказания. Нарушение норм морали влечет за собой ответственность и санкции.

Дополнительная информация. Моральные нормы – это не просто обычаи и традиции. Они имеют идейную основу в сознании человека. Руководствуясь ими, человек не только решает, как поступить в той или иной ситуации, он имеет представления о допустимости и недопустимости того или иного поведения в общем.

Принципы морали – это кратко сформулированные основные нравственные требования общества. Они направляют поведение людей и действуют одновременно на всех членов общества. Через них формируется национальная культура. К основным нравственным принципам относятся:

  • Принцип гуманизма, согласно которому человек – это наиболее важная ценность;
  • Принцип альтруизма, требующий бескорыстного служения близким;
  • Принцип милосердия говорит о том, что любовь должна быть сострадательной и деятельной, любящий человек должен быть готов помочь близкому;
  • Принцип коллективизма говорит о воспитании потребности человека содействовать достижению общей цели;
  • Принцип отказа от индивидуализма означает запрет противопоставления отдельного индивида группе, осуждение эгоизма;
  • Принцип сознательности отражает, насколько вдумчиво человек относится к своим поступкам.

Важно! Нравственные принципы являются критериями воспитанности граждан.

Воспитание

Назначение морали в жизни человека

Моральностью пронизана вся жизнь человека. Это объясняется тем, что в повседневной жизни индивид взаимодействует с разными людьми. Люди зависят друг от друга, испытывают потребность в социальном взаимодействии и общении. Один человек не может достичь высоких результатов, но, работая в коллективе, он ощущает свой вклад в общее дело. Чтобы люди, работая вместе, сохраняли уважительное отношение друг к другу, было решено ввести правила жизни в обществе, которые равноценны моральным принципам. Их элементами являются:

  • Моральное сознание;
  • Моральная деятельность;
  • Высоконравственные отношения.

Внимание! Мораль не является специально организованной деятельностью, в отличие от таких явлений общественной жизни, как искусство, религия, наука. Сегодня не существует таких учреждений, которые регулировали бы развитие моральности. В развитие морали не вкладываются силы и средства, какие предусмотрены для развития науки и искусства. В этом заключается парадоксальный смысл морали: она неуловимая, но всеобъемлющая.

Мораль выполняет такие функции, как регулятивная, оценочная, воспитательная, контролирующая, интегрирующая.

Регулятивная функция

Это главная функция морали. К ней относятся определение признаков допустимого поведения и самоконтроль действий индивида.

Оценочная функция

Мораль разделяет все социальные явления на характерные группы: хорошие и плохие. Примерами такого разделения могут стать милосердие, помощь, взаимовыручка, оцениваемые людьми как положительные проявления личности; кража, обман, подлость, рассматриваемые как вред и безнравственное поведение.

Примечание. Если человек способен дать оценку тому или иному явлению, значит, у него сформированы моральные основы мировоззрения.

Оценивание – показатель развитой нравственности

Оценивание – показатель развитой нравственности

Воспитательная функция

Посредством воспитательных воздействий формируется нравственность. Перенимая от старших поколений образцы поведения, младшие усваивают законы жизни в обществе. Воспитание позволяет соединить в человеке общественные интересы и личные. Главная задача воспитания – научить человека добиваться своей цели, не ущемляя при этом интересы других людей.

Контролирующая функция

Данная функция предписывает морали осуществлять контроль выполнения норм и правил поведения в обществе. В качестве способов реализации этой функции выступают осуждение, санкции и совесть.

Интегрирующая функция

Данная функция призывает мораль устанавливать единство между человечеством в целом и духовным миром отдельной личности в частности.

Мораль и этика

Мораль и этика имеют определенное сходство. У них есть и различные черты. Главные различия этики и морали заключаются в следующем:

Дополнительная информация. Сегодня этика признается практическим вариантом философии, один из разделов которой посвящен изучению моральной системы общественного поведения.

Значение морали в человеческом обществе

Для жизни современного человека значение морали – это определение способа взаимодействия с людьми. Этические условия совместной деятельности оправданы необходимостью взаимного уважения людей в коллективе.

Человек не может жить вне общества. Для успешной социализации и возможности быть полезным он должен подчиняться нормам и правилам группового взаимодействия. Когда человек стоит перед моральным выбором, он всегда должен думать о том, как отреагируют на его поступок близкие.

Роль морали в обществе

Роль морали в обществе

Видео

Читайте также: