Детский портрет в творчестве русских художников 18 века сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Тема Выпускной Квалификационной работы — Феномен детского портрета в русской живописи XVIII века. Цель исследования — изучение эволюции детского портрета в русской живописи XVIII века. Для достижения цели было поставлено ряд задач: 1. Определить своеобразие детского портрета в каждом из периодов развития русского искусства– в первой четверти XVIII века, в искусстве середины века (1730-е —1750-е годы) и в искусстве последней трети XVIII столетия (1760-е —1790-е годы). 2. Проанализировать картины художников не только первого, но и второго ряда, поскольку материал крепостных художников провинции все еще сравнительно мало изучен, а вместе с тем позволяет получить более полную картину эволюции детского портрета. 3. Сравнить русский материал с зарубежным для получения более точного представления о характере его развития и о его своеобразии. Работа состоит из введения, историографии, трех глав, заключения, списка использованной литературы и иллюстраций. В результате исследования сформулированы следующие выводы: в живописи первой четверти XVIII столетия детский портрет представлен по большей части в творчестве мастеров россики. Дети выступают костюмированными героями, одетыми во взрослую одежду; круг моделей представлен детьми высокого происхождения; портреты тяготеют к камерности. В середине столетия появляется больше русских художников, обращающихся к теме детского портрета. Во второй половине — конце XVIII столетия русская живопись достигает общеевропейского уровня, в ней сосуществуют разные стили. Детский портрет проходит путь от несколько неуклюжего изображения ребенка как маленького взрослого начала XVIII столетия к физиологической точности изображения детей на всех этапах взросления во второй половине века.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Как прекрасны наши дети! Чистота и прозрачность глаз, а в них светится божество любви! Человеку взрослому не выиграть с ними в игру "Кто кого переглядит". Детям нечего скрывать, потому они смотрят тебе в глаза открыто и без задней мысли.

Я проработала в начальных классах средней общеобразовательной школы 24 года. Сколько милых мордашек я повидала! Когда они бегут к тебе с криками радости от встречи с тобой, наперебой стараются рассказать что-то, обнимают со всех сторон. А потом, на уроке внимают тебе, стараются нарисовать так, как ты показываешь и рассказываешь, а потом, получив оценку (чаще всего я ставила 5), радуются каждый по-своему.

Вот уже почти 10 лет я не работаю с детьми, но они мне снятся, приходят ко мне во сне и опять я веду уроки, а детки шалят, но всё так же стараются и улыбаются мне в моих снах. Я часто вижу их, уже повзрослевших, со своими детками. Не всех узнаю я, они тоже не все узнают меня. Но я помню их милые, звонкие голоса и опущенные над альбомами головки, испачканные в красках пальчики и счастливые улыбки. Я люблю вас, мои ученики!

Мне нравятся портреты деток с картин русских художников XVIII - XIX- XX веков. Детский портрет не сразу стал самостоятельным жанром. Ребёнок появлялся на портрете взрослого, как показатель семейного статуса. А ещё раньше - в образе ангела, амурчика или купидона. Одним из первых художников детства стал И.Я. Вишняков (1699 год), один из представителей стиля Рококо. С 15 лет и до самой смерти он трудился на ниве искусства, от подмастерья до руководителя Живописной команды Канцелярии от строений. Несмотря на многочисленные работы, монументальные и декоративные, сохранились лишь 10 портретов его руки. В том числе и несколько детских портретов.

В современном мире взрослых тема детей и подростков актуальна в самых различных аспектах. Выставочные проекты, посвящённые образам детства в искусстве былых эпох, игрушкам и играм, педагогическим идеям, отвечают общественной потребности разобраться в том, как же воспринимать нынешнее подрастающее поколение с их новыми запросами по-своему творить окружающий мир.

Дети в семье, с родными, прежде всего с матерью; дети в школе; дети среди своих любимых игрушек, захваченные чтением, рисованием, игрой; дети, познавшие бедность и тяжёлый труд; дети и природа, дети и история – вот далеко не полный перечень тем русской живописи, позволяющий проникнуть в душевный мир ребёнка.

Глядя на лица детей, мы с любопытством и надеждой пытаемся увидеть открывающиеся перед ними возможности, задатки, которые в дальнейшем воплотятся в единственный в жизни путь каждого из них. Судьбы детей, запечатлённых на многих портретах русских художников, уже состоялись; некоторые из них известны в подробностях, о других можно догадываться исходя из сословной принадлежности или исторического контекста. Загадка их будущего разгадана во времени и может отчасти раскрыть перед нами важность детства в становлении человеческой личности.

Цель: описать как русские художники различных исторических эпох и художественных школ решали задачи детского портрета

  1. Определить особенности изображения ребёнка в иконописи.
  2. Выявить когда появился детский портрет как самостоятельный жанр.
  3. Обосновать какова главная функция детского портрета в различные исторические эпохи.

Гипотеза: Портреты, исторические и жанровые картины воссоздают не только окружение и облик детей прошлых эпох, но и философские представления о детстве различные во все времена.

1. Детские образы в иконописи

Мир детства – неотъемлемая сторона образа и культуры любого народа. Однако научно-познавательный и художественно-гуманитарный интерес к этому вопросу возникает лишь на определённом этапе социального и культурного развития общества. Большой вклад в понимание этого мира внесли литература и искусство.

В древнерусском искусстве изображение детей непосредственно связано с религиозной тематикой. Русская церковь настойчиво требовала изгонять из духовной живописи все земное. Поэтому детский образ отличается определенной условностью.

Перед иконописцем стояла задача создания образа, созвучного христианскому пониманию. Персонажи иконы вне возраста – дети условны, они не обладают чертами детскости. Условный образ младенца используется иконописцами и при изображении души: художник писал спеленатого младенца, чтобы напомнить зрителю о детской чистоте, безгрешности и невинности.

Таким образом, можно сделать вывод, что прием превращения взрослых в детей, а детей во взрослых свойственен преимущественно древнерусской иконописи.

2. Образ ребёнка в русской живописи

конца XVII – начала XVIII века

Особый мир сокровенных чувств открывается в творчестве художников, для которых дети служили вечным источником красоты и вдохновения. Живописцы, изображая детские образы, следовали культурным и нравственным канонам своего общества. Если западно-европейские художники в течение нескольких веков осваивали духовную сферу детского портрета, то русским мастерам приходилось ускоренными темпами искать и разрабатывать изобразительные средства и способы отражения мира детства. Детские образы в русской живописи наделены непередаваемой самобытностью, психологизмом, присущим отечественным мастерам.

История Руси до XVII века во многом была безличной – это не была история лиц, отдельных персонажей. Жизнь средневековой Руси была общественной, в которой не находилось места индивидуальности. А где нет осознания себя как человеческой личности, нет понимания себя как взрослого, не будет и адекватного отношения к детству.

Путь человеку задавался изначально при рождении, и отклонений практически не было. Дети в те времена в точности воспроизводили путь своих родителей: они наследовали их социальный статус, уровень достатка и образованности.

Начиная с 1712 года, пишет портреты сподвижников Петра I и членов царской семьи художник Иван Никитин. Среди ранних работ привлекают своей искренностью и теплой добротой детские портреты. Они во многом наивны, в них чувствуются отголоски парсунной живописи, но композиция и колорит уже приближены к европейским требованиям. Художник стремится понять и передать движения души портретируемых, человеческую индивидуальность.

Простодушна и лукава семилетняя царевна Анна. Серьезно и немного настороженно смотрит на мир будущая императрица четырехлетняя Елизавета Петровна. Портрет дочери Петра I, Елизаветы, будущей императрицы – самое раннее из известных восемнадцати полотен придворного художника. В нем ощущается некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона, но живой образ девочки полон обаяния. Чувствуется стремление художника к передаче не только внешнего сходства, но и настроения, к раскрытию внутреннего мира портретируемой. Пышный парадный костюм ребенка, тяжелое платье с большим декольте, горностаевая мантия на плечах, высокая прическа взрослой дамы – дань требованиям времени

Вильгельм Георг Фермор был почти на десять лет моложе своей сестры Сары-Элеоноры. Возможно, такой же срок разделяет вншняковские портреты этих детей. Лицо десятилетнего мальчика, на первый взгляд, кажется схожим по живописи с лицом сестры; незаметные в своей легкости мазки белой, порой чуть подцвеченной краски, в нужных местах оставляющие открытым желтый грунт с проступающей текстурой холста, создают впечатление бесплотности, воздушного сияния. Родственно раннему портрету и ощущение безмятежной тишины, высокого целомудрия.

Декоративно исполненный портрет (красное платье на темном фоне, лежащая рядом с рукой пышная роза) донес до нас черты малолетней дочери сенатора Пуговишникова.

3. Образ ребёнка в русской живописи

второй половины XVIII века

Во второй половине XVIII века в искусстве происходит открытие детства, детского тела, манер, речи. Детство начинает осознаваться как особое время в жизни человека, которое имеет периоды: младенчество, детство, подростковый возраст, юность. Само время детства удлиняется, так как в шестнадцать лет юный дворянин вступал во взрослую службу. В семье ребенок не просто наследует честь и имущество семьи, он должен воспитать в себе качества и умения, которые поддерживают социальный статус. Появляется представление о том, что детей надо специально учить и уделять этому громадное внимание. В искусстве, наряду с элементами барокко и рококо, царит классицизм. На создание идеального образа нацелена работа художника, в портрете подчеркиваются идеальные черты.

Сценка, написанная И. Фирсовым, кажется выхваченной из жизни. Художник искусно передает непринужденную естественность поз и движений. С меткой наблюдательностью, свойственной подлинному реалисту, изображены спокойная и ласковая строгость матери, лукавство и нетерпение маленькой натурщицы, самозабвенное увлечение юного живописца. Правдивая верность характеров и создает то чувство поэтического очарования, которым проникнута вся картина.

У истоков жанра детского портрета в русской живописи стоял Дмитрий Григорьевич Левицкий. Единодушно этот жанр признается одной из труднейших разновидностей портрета. Тем очевиднее заслуга художника на этом поприще. Прелесть и чистота светлого мира юной души увлекли и захватили Д.Г. Левицкого во время работы над портретами детей Воронцовых. В конце 1780-х – начале 1790-х годов мастер исполнил портреты сестер Воронцовых. Левицкий учитывает возрастное различие девочек и несхожее состояние их внутреннего мира, которое проявляется внешне в своеобразной мимике лица, выражении глаз, рисунка губ. В старшей – Марии художник видит острый ум, в средней Анне – наблюдательность и усидчивость, в Екатерине – повышенную эмоциональность, а в маленькой Прасковье – несмелость и застенчивость. Стройные, хрупкие девочки очень похожи друг на друга чертами лица. И в то же время они очень разные. Восемнадцатый век сумел оценить неповторимую ценность детства, которое согревает и наполняет новым смыслом жизнь семьи, открывает людям новые радости.

4. Образ ребёнка в русской живописи XIX века

4.1. Образ ребёнка в изобразительном искусстве

первой половины XIX века

Истинное понимание детской психологии в русской культуре произошло в первой половине XIX века, в эпоху романтизма, когда детство стало восприниматься лучшей порой в жизни человека, прекрасной увертюрой, концентрирующей в себе максимум возможностей.

4.2. Изображение ребёнка в изобразительном искусстве

второй половины XIX века

5. Образы детей в живописи конца XIX – начала ХХ века

Живопись рубежа XIX – ХХ веков – эпоха, когда художники создают на своих полотнах особый мир детства, смело выплескивают на холст всё богатство окружающего мира, совмещают жанры: здесь портрет и пейзаж, интерьер и натюрморт. И в центре – юное существо, воплощающее цветение весны.

6. Образы детей в живописи советского периода

Советская школа живописи основывалась на лучших достижениях изобразительного искусства второй половины ХIХ – начала ХХ веков. Детские образы остаются по-прежнему трогательными и непосредственными. В советской живописи характерно стремление выразить новые, значительные черты жизни детей этого периода: все пронизано любовью к жизни, ощущением счастья и оптимизма. Продолжая традиции русской реалистической школы, советские живописцы великолепно владели рисунком, мастерски передавали форму и цвет. Их творчество сохраняет высокий духовный потенциал.

Аркадий Александрович Пластов писал детей, обобранных революцией и раскулачиванием, осиротевших в войну и пораженных в гражданских правах. Эти дети рано становились взрослыми, разделяя с отцами недетские заботы о хлебе насущном.

Анализ научно-методической литературы по данной теме позволяет сделать следующие выводы :

Главные функции детского портрета в различные исторические эпохи были разными:

3.2. Живопись в начале первой половины XVIII в. приобретает европейские черты: художники осваивали перспективу, объемы предметов, изучали анатомию. Главной функцией этой эпохи была передача пропорций тела, выражения лица на портрете которое будет принадлежать ребёнку. Однако, одетый по-взрослому, ребенок пытается играть роль взрослого.

3.3. Во второй половине XVIII в. происходит открытие детства, детского тела, манер, речи. На создание идеального образа нацелена работа художника, в портрете подчёркиваются идеальные черты.

3.4. В XIX в. художники стремились к большей естественности и раскрепощенности при написании детского образа. Больше уделялось внимание обыденной жизни ребёнка из низших слоёв, его тяжелая жизнь.

3.5. Живопись рубежа XIX – ХХ веков – эпоха, когда художники создают на своих полотнах особый мир детства, смело выплескивают на холст всё богатство окружающего мира, совмещают жанры: здесь портрет и пейзаж, интерьер и натюрморт. И в центре – юное существо, воплощающее цветение весны.

3.6. В живописи советского периода можно увидеть самые обычные жизненные ситуации, в которых дети выглядят совершенно естественно: ребёнок, играющий на улице, отдыхающий на свежем воздухе; ребёнок, который получил в школе плохую отметку. Все эти примеры говорят о внутреннем состоянии детей, об их радостях, переживаниях.

Детский портрет – это самостоятельный в своем развитии тип портретного жанра. Изображения детей всегда привлекали зрителя своей непосредственностью, искренностью и чистотой. Детский портрет связан с укладом жизни семьи, в нем как в зеркале отражаются общая атмосфера дома, отношения поколений. Очаровательные кудряшки, застенчивая улыбка, блестящие глазки, выглядывающие с портрета, привносят в интерьер дома уют и гармонию.

Первые детские портреты в русском изобразительном искусстве

В русском искусстве появление первых детских портретов связано с западноевропейской модой изображения детей в образе мифологических персонажей. Известны портреты детей кисти французского художника-портретиста Луи Каравакка, например, портрет мальчика – двухлетнего царевича Петра Петровича в виде Купидона, царевны Елизаветы Петровны в образе Венеры.

В елизаветинское время дети изображались как маленькие дамы и кавалеры, мальчики – обязательно в военных мундирчиках с деревянными ружьями, барабанами, ведь военное будущее было предопределено для всех дворянских детей.

Портреты детей в русской живописи XVIII века

В конце XVIII века идеи сентиментализма с его устремленностью к естественности и гармоничному развитию человеческой личности, расширили представление о душевной жизни человека. Возникает культ дома, семьи, теплых родительских отношений.

Настя. Детский портрет акварелью. Худ. М.Л. Медовикова

Портрет ребенка и образ детства в русском искусстве XIX века и современной живописи

Именно в XIX веке в русском изобразительном искусстве формируется образ детства, выражающий непосредственность, открытость, душевную чистоту, искренность. Детство – это утро мира, прекрасная мимолетная пора безмятежного счастья.

Детский портрет на заказ

Алеша. Детский портрет акварелью. Худ. М.Л. Медовикова

Детские портреты в основном заказывают родители. Естественно, что они хотят видеть в картине отражение лучших черт своего ребенка, хотят, чтобы был запечатлен его внимательный, веселый, ласковый взгляд, чтобы это был обаятельный портрет малышки, а не слащавого пупса. И хотя ребенок редко бывает совершенным, на портрете его образ должен быть идеален. При этом малыш не должен выглядеть как Наполеон, даже если он и является маленьким семейным деспотом.

Детский портрет всегда связан с укладом жизни семьи, в нем как в зеркале отражается общая атмосфера дома, отношения поколений. Рисование портрета ребенка сложно потому, что он не может как взрослый спокойно позировать художнику, трудно уловить его характер, понять строй его души. В ребенке все очень подвижно, его чувства и эмоции проявляются не так как у взрослых. Просто правильно изобразить черты лица, передать сходство с моделью еще недостаточно для создания художественного образа. Передать его непосредственность, чистоту, характер вместе с портретным сходством - вот более важная задача, которая волнует портретиста.

В творчестве художника М.Л. Медовиковой детские образы занимают особое место. С уверенностью можно сказать, что детские портреты ей особенно удаются. Будучи опытным и чутким педагогом, она хорошо знает и понимает детей. В ее детских портретах образ ребенка всегда многогранен, в них нет какой-то одной доминирующей эмоции. Именно поэтому дети на портретах М.Л. Медовиковой выглядят живыми и непосредственными.

Марина Медовикова выполняет портреты детей на заказ в любой технике (портрет на холсте маслом, акварель, пастель, ретушь), владеет всеми техническими приемами живописи и секретами старых русских мастеров-портретистов, сохраняя и развивая традиции всемирно знаменитой русской портретной живописи.

Автор статьи
искусствовед С.С. Морозова

Александровская колонна, пейзаж, бумага, акварель
Пейзаж на заказ выполнен маслом на холсте, Синопская набережная
Пейзаж пастелью Ночная улица Стокгольма.
Тропинка к церкви. Пейзаж акварелью на бумаге.
Семейный портрет

Копирование любых материалов без разрешения правообладателя запрещено
© Марина Медовикова, 2012

Читайте также: