Монархическая форма правления сообщение

Обновлено: 07.07.2024

МОНАРХИЯ - фор­ма прав­ле­ния, при ко­торой вер­хов­ная власть в го­су­дар­ст­ве пол­но­стью или ча­стич­но при­над­ле­жит од­но­му ли­цу – мо­нар­ху (в ря­де слу­ча­ев мо­нар­хам-со­пра­ви­те­лям), об­ла­даю­ще­му су­ве­ре­ни­те­том и яв­ляю­ще­му­ся объ­ек­том под­дан­ст­ва.

Ус­та­нов­ле­ние монархии яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том рас­ши­ре­ния вла­сти пра­ви­те­ля (вож­дя пле­ме­ни, сою­за пле­мён, гла­вы ран­не­по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ния), са­мо­про­воз­гла­ше­ния, во­ле­изъ­яв­ле­ния на­ро­да.

В древ­но­сти монархия при­ни­ма­ла фор­му пре­имущественно не­ог­ра­ниченной де­спо­тии (наи­бо­лее ха­рак­тер­на для го­су­дар­ств Древ­не­го Во­сто­ка). Выс­шей фор­мой монархии в ан­тич­ном ми­ре ста­ла императорская власть в Ри­ме. В сред­ние ве­ка наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ная фор­ма прав­ле­ния - со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ная мо­нар­хия. На ис­хо­де Сред­не­ве­ко­вья и в на­ча­ле Но­во­го вре­ме­ни в Ев­ро­пе ут­верж­да­ет­ся аб­со­лют­ная монархия (см. Аб­со­лю­тизм, в Рос­сии - са­мо­дер­жа­вие).

Основные мо­нар­хические ти­ту­лы: гер­цог, им­пе­ра­тор, князь, ко­роль, царь и др., в стра­нах Во­сто­ка - сул­тан, хан, фа­ра­он, шах, эмир и др.

В про­цес­се ста­нов­ле­ния ка­пи­та­ли­стических об­щест­ва монархия во мно­гих стра­нах бы­ла сверг­ну­та и за­ме­не­на рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой прав­ле­ния (см. Рес­пуб­ли­ка) ли­бо транс­фор­ми­ро­ва­лась в кон­сти­туционную монархию. В ря­де стран (Рос­сия, Гер­ма­ния, Ав­ст­ро-Венг­рия и др.) монархия па­ла в ре­зуль­та­те ре­во­лю­ций. Од­ной из форм монрахии яв­ля­ет­ся тео­кра­тия, по­лу­чив­шая рас­про­стра­не­ние с древ­них вре­мён и со­хра­няю­щая­ся до на­ших дней.

Ча­ще все­го мо­нар­хическая власть нас­лед­ст­вен­ная, ког­да фор­ми­ру­ет­ся ди­на­стия, но не ис­клю­ча­ют­ся и вы­бо­ры мо­нар­ха, в част­но­сти при пре­ры­ва­нии ди­на­стии. Су­щест­ву­ют три по­ряд­ка на­сле­до­ва­ния: се­ньо­рат­ный (пре­стол на­сле­ду­ет стар­ший в ро­ду), май­орат­ный (пре­стол на­сле­ду­ет стар­ший сын мо­нар­ха) и на­сле­до­ва­ние по пра­ву пер­во­род­ст­ва (пре­стол пе­ре­хо­дит к ни­схо­дя­ще­му по­том­ст­ву в од­ной ли­нии - его на­сле­ду­ет стар­ший сын, а ес­ли он умер рань­ше от­ца, то его стар­ший сын, а по пре­кра­ще­нию до­пу­сти­мых пре­сто­ло­на­след­ни­ков в стар­шей ли­нии пре­стол пе­ре­хо­дит к стар­ше­му пред­ста­ви­те­лю сле­дую­щей по стар­шин­ст­ву ли­нии).

В си­сте­ме пре­сто­ло­на­сле­дия в за­ви­си­мо­сти от прав жен­щин раз­ли­ча­ют­ся сле­дую­щие ти­пы при­мо­ге­ни­ту­ры: са­ли­че­ская (например, Япо­ния), ко­гда трон мо­нар­ха мо­гут за­ни­мать толь­ко муж­чи­ны; кас­тиль­ская (Ис­па­ния и др.), ко­гда до­че­ри за­ни­ма­ют трон, ес­ли у по­кой­но­го или от­рёк­ше­го­ся от пре­сто­ла мо­нар­ха нет сы­но­вей (при этом млад­ший сын име­ет пре­иму­ще­ст­во пе­ред стар­шей до­че­рью); ав­ст­рий­ская, до­пус­каю­щая цар­ст­во­ва­ние жен­щи­ны, ес­ли в оп­ре­де­лён­ных по­ко­ле­ни­ях ди­на­стии нет муж­чин (дав­но не при­ме­ня­ет­ся); скан­ди­нав­ская (Шве­ция и др.), ус­та­нав­ли­ваю­щая ра­вен­ст­во прав жен­щин и муж­чин на трон по пра­ву пер­во­род­ст­ва.

В кон­сти­ту­ци­он­ной монархии при­ня­та кон­сти­ту­ция и дей­ст­ву­ет пар­ла­мент. Кон­сти­ту­ци­он­ная монархия име­ет две раз­но­вид­но­сти: монархия дуа­ли­сти­че­ская и монархия пар­ла­мен­тар­ная.

В пер­вой юри­ди­че­ски су­ще­ст­ву­ют два цен­тра вла­сти (от­сю­да - дуа­ли­сти­че­ская): мо­нарх уже не из­да­ёт за­ко­ны, их при­ни­ма­ет пар­ла­мент, но управ­ле­ние го­су­дар­ст­вом на­хо­дит­ся в ру­ках мо­нар­ха (например, Иор­да­ния, Ку­вейт, Ма­рок­ко). Он на­зна­ча­ет пра­ви­тель­ст­во (со­вет, ка­би­нет ми­ни­ст­ров), и оно от­вет­ст­вен­но толь­ко пе­ред ним, но не пе­ред пар­ла­мен­том. Кро­ме то­го, мо­нарх впра­ве из­да­вать указ­ное за­ко­но­да­тель­ст­во (ука­зы, дек­ре­ты, ре­ск­рип­ты и др.), ко­то­рое име­ет не мень­шую, а фак­ти­че­ски бóльшую си­лу, чем за­кон. Дуа­ли­сти­че­ская монархия су­ще­ст­во­ва­ла в стра­нах Ев­ро­пы и отдельных го­су­дар­ст­вах Азии (Не­пал, Таи­ланд, Япо­ния) при пе­ре­хо­де от аб­со­лют­ной монархии к пар­ла­мен­тар­ной или пре­имущественно пар­ла­мен­тар­ной.

Монархия — форма правления, при которой верховная, государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю,царю,императору) и передается по принципу наследования.

Признаки монархии

  1. Глава государства, пользующийся своей властью пожизненно (король,царь,император)
  2. Наследственная передача власти
  3. Монарх олицетворяет правительство на международной арене;
  4. Независимость главы единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство и юридическая независимость монарха

Виды монархии

Абсолютная монархия предполагает неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии все органы власти полностью подчинены монарху. В настоящее время к абсолютным монархиям можно отнести Саудовскую Аравию, ОАЭ, Оман, Катар.


Ограниченная монархия - это вид монархии в которой власть монарха сдерживается конституцией либо парламентом
Конституционная монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией
Парламентарная монархия - вид ограниченной монархии, в которой власть монарха ограничена законодательным органом, избранным народом - парламентом. К ограниченным монархиям можно отнести большинство европейских монархий: Великобританию, Испанию, Швецию, Норвегию, Нидерланды. В этих государствах монарх обладает существенными полномочиями лишь по закону, в реальности монарх выполняет только представительскую функцию и является символом единства нации.


Дуалистическая монархия - (лат. dualis — двойственный) — монархия, в которой может действовать парламент и существовать конституция, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия. Монарх в частности имеет неограниченное право роспуска парламента и право абсолютного вето в отношении принимаемых законов. Правительство формирует монарх, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха К дуалистическим монархиям в современном мире можно отнести Бахрейн, Иорданию, Кувейт, Люксембург, Монако, Лихтенштейн. 1

Монархические государства современности 2.

Европа

Андорра — со-князья Франсуа Олланд (с 2012) и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилья (c 2003)
Бельгия — король Филипп (с 2013
Ватикан — папа Франциск (с 2013)
Великобритания — королева Елизавета II (с 1952)

Дания — королева Маргрете II (с 1972)
Испания — король Хуан Карлос I (с 1975)
Лихтенштейн — князь Ханс-Адам II (с 1989)
Люксембург — великий герцог Анри (с 2000)
Мальтийский орден — князь и великий магистр фра Мэтью Фестинг (с 2008)
Монако — князь Альберт II (с 2005)
Нидерланды — король Виллем-Александр (с 2013)
Норвегия — король Харальд V (с 1991)
Швеция — король Карл XVI Густав (с 1973)

Бахрейн — король Хамад ибн Иса аль-Халифа (с 2002, эмир в 1999—2002)
Бруней — султан Хассанал Болкиах (с 1967)
Бутан — король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук (с 2006)
Иордания — король Абдалла II (с 1999)
Камбоджа — король Нородом Сиамони (с 2004)
Катар — эмир Тамим бин Хамад Аль Тани (с 2013)
Кувейт — эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах (с 2006)
Малайзия — король Абдул Халим Муадзам Шах (с 2011)
ОАЭ — президент Халифа ибн Зайд ан-Нахайян (с 2004)
Оман — султан Кабус бен Саид (с 1970)
Саудовская Аравия — король Абдалла ибн Абдель Азиз ас-Сауд (с 2005)
Таиланд — король Пумипон Адульядет (с 1946)
Япония — император Акихито (с 1989)

Африка

Лесото — король Летсие III (с 1996, первый раз в 1990—1995)
Марокко — король Мухаммед VI (с 1999)
Свазиленд — король Мсвати III (с 1986)

Океания

Тонга - король Тупоу VI (с 2012)

Необычные монархии

Во многих случаях государство, традиционно считающиеся монархическими, не удовлетворяют основным признакам монархии. Более того иногда сложно провести черту между монархией и республикой.

Особая форма монархии существует в некоторых государствах — членах британского Содружества (Австралия, Канада, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Ямайка и др.). Считается, что их главой является британский монарх, который представлен в этих странах назначаемым им генерал-губернатором. На деле же кандидатуру генерал-губернатора называет местное правительство, а иногда его избирает местный парламент.
Объединённые Арабские Эмираты — республика, состоящая из семи эмиратов, каждый из которых представляет собой карликовое государство с абсолютной монархией: Абу-Даби, Аджман, Дубай, Рас-эль-Хайма, Умм-эль-Кайвайн, Эль-Фуджайра и Шарджа.

Цитаты про монархию

Бюджетные расходы на содержание монархии

Бельгийский профессор государственного управления и финансов Герман Маттис представил доклад на тему "Бюджетная стоимость европейских монархий". В 2011 году он проанализировал восемь стран с монархическими формами правления на предмет стоимости их содержания. В его списке оказались Люксембург, Норвегия, Дания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Великобритания и Испания.

Если сравнивать монархии по уровню дотаций, то, согласно докладу Маттиса, больше остальных на своих правителей тратят британцы — 45,6 млн евро в год. При населении Британии более 60 млн человек каждый подданный, таким образом, тратит на главный символ Великобритании менее евро в год.
Не очень сильно от них отстали подданные нидерландской монархии. Их затраты составляют 39,1 млн евро в год. Замыкающие тройку жители Норвегии тратят 25,1 млн евро. Последнее место в этом списке занимает королевская семья Испании — всего 8,4 млн евро.

Для сравнения, власти Франции получают дотации из бюджета в размере 112 млн евро, а Германии — 28,7 млн евро.

Самый высокий заработок оказался у короля Норвегии Харальда V. При вычете всех налогов в год он получает в чистом виде 1,2 млн евро. В тройку самых высоких зарплат монархов входят также доходы королевы Нидерландов Беатрикс — 829 000 евро, а также великого герцога Люксембурга Анри — 645 000 евро.

Король Испании Хуан Карлос I со своим ежегодным доходом в 175 622 евро и в этом списке снова занимает последнее место.

Для сравнения президент Германии получает ежегодно 277 000 евро, президент Франции — 273 000 евро, а ежегодная зарплата председателя Европейского совета Хермана ван Ромпея составляет 261 300 евро.

Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных её органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании.

Критериями разграничения форм правления являются:

- порядок замещения должности главы государства;

- объем полномочий главы государства;

- распределение полномочий между главой государства и представительным органом (парламентом);

- ответственность высших государственных органов.

Формы государственного правления делятся на монархии и республики.

Республика и монархия являются древнейшими институтами, которые существовали еще на заре цивилизации и продолжают существовать поныне. Первоначально (Древний мир, Средние века) большее распространение получили монархии. Республики (например, Рим, древнегреческие полисы, Венеция и др.) были скорее исключением из правил.

В настоящее время и монархии, и республики имеют свои разновидности.

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Монархия отличается следующими признаками:

- главой государства является монарх;

- власть монарха передается по наследству;

- деятельность монарха не ограничена определенным сроком, монарх исполняет свои обязанности пожизненно;

- монарх не избирается народом;

- отсутствие юридической ответственности монарха;

- монарх не может быть принудительно смещен с должности.

Монархия может быть абсолютной и ограниченной (конституционной, парламентской, дуалистической).

Абсолютная монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть по закону всецело принадлежит одному лицу – царю, королю, императору т.п. В абсолютных монархиях, как правило, отсутствует высший законодательный и представительный орган (парламент). Монарх неподконтролен обществу и неподсуден, им осуществляются все назначения и принимаются государственные решения. Нередко монарх является главой судебной власти и церкви.

Конституционная (парламентарная) монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом, и это конституционно закреплено (Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.). Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.

Парламентарной монархия характеризуется следующими признаками:

- наряду с монархом имеются высшие органы государственной власти – парламент правительство и др.;

- парламент избирается народом;

- правительство формируется и несет ответственность перед парламентом;

- имеет место разделение властей;

- монарх принимает участие в политической жизни, однако его властные функции минимальны и носят церемониальный характер (принятие отставки правительства, представление государства за рубежом, вручение государственных наград и т.д.);

- лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви – Великобритания), однако на практике многие реальные рычаги власти практически не применяются.

Конституционная монархия – результат многовековой борьбы народов за ограничение абсолютной власти монархов. Данная форма монархии, с одной стороны, наиболее приемлема для современного демократического государства, поскольку в конституционной монархии развит парламентаризм, соблюдаются права и свободы человека, регулярно, по результатам выборов, меняется правительство.

С другой стороны, монарх, приготовленный для выполнения своей роли с детства, придает дополнительный авторитет государственной власти, символизирует преемственность и поколений и эпох, препятствует радикализму, выступает арбитром в случаях возникновения разногласий в обществе (не дает обществу расколоться), не дает резко развернуть политический курс, выступает высшей инстанцией, которая в любой момент может повлиять на ситуацию в стране.




Таким образом, конституционная монархия по своей сути очень близка к республике, воплотила в себе многие лучшие республиканские черты. В то же время институт монархии избавляет эти государства от многих крайностей, присущих республикам, кризисов, снижает остроту борьбы за власть (поскольку ни одна партия, ни одна личность не может захватить власть, весь авторитет, стать выше монарха), придает данным странам дополнительную устойчивость и стабильность.

В настоящее время конституционными монархиями являются наиболее развитые и стабильные государства как в Европе (почти половина западноевропейских стран – членов Европейского Союза), так и на других континентах: Великобритания, Норвегия, Швеция, Испания, Голландия, Канада, Бельгия, Австралия, Дания, Япония и др.

Дуалистическая монархия носит двойственный характер. Власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Можно выделить следующие признаки дуалистической монархии:

- наличие наряду с монархом иных высших органов государственной власти – парламента и правительства;

- назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);

- назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично перед монархом;

- монарх выполняет функции реального главы государства.

Примеры дуалистической монархии сегодня: Непал, Кувейт, Иордания, Таиланд.

Особой разновидностью монархий являются выборные монархии, в которых существуют монархическая форма правления, но сам монарх избирается.

В настоящее время к таким государствам относятся 2 государства:

- Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) – федерация 7 княжеств. Эмир федерации, официально именуемы президентом, избирается на 5-летний срок семью эмирами входящих в состав ОАЭ эмиратов из их числа;

- Малайзия – федерация 9 султанатов (княжеств) и 4 республики. Верховный правитель избирается султанами 9 входящих в федерацию султанатов на 5-летний срок.

Наиболее распространенной в современном мире формой правления является республика (в переводе с латинского res publica – общенародное дело).

Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных её органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании.

Критериями разграничения форм правления являются:

- порядок замещения должности главы государства;

- объем полномочий главы государства;

- распределение полномочий между главой государства и представительным органом (парламентом);

- ответственность высших государственных органов.

Формы государственного правления делятся на монархии и республики.

Республика и монархия являются древнейшими институтами, которые существовали еще на заре цивилизации и продолжают существовать поныне. Первоначально (Древний мир, Средние века) большее распространение получили монархии. Республики (например, Рим, древнегреческие полисы, Венеция и др.) были скорее исключением из правил.

В настоящее время и монархии, и республики имеют свои разновидности.

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Монархия отличается следующими признаками:

- главой государства является монарх;

- власть монарха передается по наследству;

- деятельность монарха не ограничена определенным сроком, монарх исполняет свои обязанности пожизненно;

- монарх не избирается народом;

- отсутствие юридической ответственности монарха;

- монарх не может быть принудительно смещен с должности.

Монархия может быть абсолютной и ограниченной (конституционной, парламентской, дуалистической).

Абсолютная монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть по закону всецело принадлежит одному лицу – царю, королю, императору т.п. В абсолютных монархиях, как правило, отсутствует высший законодательный и представительный орган (парламент). Монарх неподконтролен обществу и неподсуден, им осуществляются все назначения и принимаются государственные решения. Нередко монарх является главой судебной власти и церкви.

Конституционная (парламентарная) монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом, и это конституционно закреплено (Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.). Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.

Парламентарной монархия характеризуется следующими признаками:

- наряду с монархом имеются высшие органы государственной власти – парламент правительство и др.;

- парламент избирается народом;

- правительство формируется и несет ответственность перед парламентом;

- имеет место разделение властей;

- монарх принимает участие в политической жизни, однако его властные функции минимальны и носят церемониальный характер (принятие отставки правительства, представление государства за рубежом, вручение государственных наград и т.д.);

- лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви – Великобритания), однако на практике многие реальные рычаги власти практически не применяются.

Конституционная монархия – результат многовековой борьбы народов за ограничение абсолютной власти монархов. Данная форма монархии, с одной стороны, наиболее приемлема для современного демократического государства, поскольку в конституционной монархии развит парламентаризм, соблюдаются права и свободы человека, регулярно, по результатам выборов, меняется правительство.

С другой стороны, монарх, приготовленный для выполнения своей роли с детства, придает дополнительный авторитет государственной власти, символизирует преемственность и поколений и эпох, препятствует радикализму, выступает арбитром в случаях возникновения разногласий в обществе (не дает обществу расколоться), не дает резко развернуть политический курс, выступает высшей инстанцией, которая в любой момент может повлиять на ситуацию в стране.

Таким образом, конституционная монархия по своей сути очень близка к республике, воплотила в себе многие лучшие республиканские черты. В то же время институт монархии избавляет эти государства от многих крайностей, присущих республикам, кризисов, снижает остроту борьбы за власть (поскольку ни одна партия, ни одна личность не может захватить власть, весь авторитет, стать выше монарха), придает данным странам дополнительную устойчивость и стабильность.

В настоящее время конституционными монархиями являются наиболее развитые и стабильные государства как в Европе (почти половина западноевропейских стран – членов Европейского Союза), так и на других континентах: Великобритания, Норвегия, Швеция, Испания, Голландия, Канада, Бельгия, Австралия, Дания, Япония и др.

Дуалистическая монархия носит двойственный характер. Власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Можно выделить следующие признаки дуалистической монархии:

- наличие наряду с монархом иных высших органов государственной власти – парламента и правительства;

- назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);

- назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично перед монархом;

- монарх выполняет функции реального главы государства.

Примеры дуалистической монархии сегодня: Непал, Кувейт, Иордания, Таиланд.

Особой разновидностью монархий являются выборные монархии, в которых существуют монархическая форма правления, но сам монарх избирается.

В настоящее время к таким государствам относятся 2 государства:

- Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) – федерация 7 княжеств. Эмир федерации, официально именуемы президентом, избирается на 5-летний срок семью эмирами входящих в состав ОАЭ эмиратов из их числа;

- Малайзия – федерация 9 султанатов (княжеств) и 4 республики. Верховный правитель избирается султанами 9 входящих в федерацию султанатов на 5-летний срок.

Наиболее распространенной в современном мире формой правления является республика (в переводе с латинского res publica – общенародное дело).


На уроках обществознания школьники проходят много тем, которые связаны с государственными устоями. Одну из них рассмотрим в этом материале: форму государственного правления.

О чем эта статья:

10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Определение формы правления

Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.

  • В узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
  • В широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Формы власти показывают:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.

Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.

Монархия

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.

Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.

Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.

Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.

Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.

Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.

В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.

Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.

Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.

Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.

Виды монархий Основные черты
Абсолютная (неограниченная) Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др.
Конституционная Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую.
Дуалистическая Монарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко.
Парламентская Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании.

Основные виды монархий и их признаки

Линии сравнения Абсолютная (неограниченная) Дуалистическая Ограниченная (парламентская, конституционная)
Принадлежность законодательной власти Монарх Разделена между монархом и парламентом Парламент
Осуществление исполнительной власти Монарх Формально — монарх, фактически — правительство
Назначение главы правительства Монарх Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов
Ответственность правительства Перед монархом Перед парламентом
Право роспуска парламента — (парламент отсутствует) У монарха (неограниченное) У монарха (по рекомендации правительства)
Право вето монарха на решения парламента Абсолютное вето Предусмотрено, но не используется
Чрезвычайно-указное законодательство монарха Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется
Современные государства Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия Иордания, Марокко, Непал Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония

Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!

Республика

Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.

Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.

Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).

Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).

Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).

Читайте также: