Многоколоночная блочная верстка сообщение

Обновлено: 28.06.2024

Основной особенностью оформления любой газеты является многоколоночная верстка. Поскольку трудно себе представить строку длиной во всю полосу газеты, дизайнер разбивает полосу на отдельные колонки; число их зависит от формата газеты.

При верстке дизайнер примерно определяет объем статьи и соответственно отводит ей место на полосе. Высота и ширина статьи не должны резко отличаться. Считается неудачным решением, если статья занимает всего одну колонку, но растянута на бульшую часть полосы по высоте; точно так же нежелательно делать статью шириной в полосу, но с колонками в 10–20 строк высотой.

Примечание

Заголовок статьи растягивается по ширине на все колонки, чтобы было сразу видно, что он относится ко всему материалу. Если в статье дополнительно есть подзаголовки, они верстаются отдельно в каждой колонке.

На рис. 3.1 схематически показаны различные варианты компоновки материалов и их заголовков на газетной полосе.

Рис. 3.1. Компоновка материалов на газетной полосе

При компоновке материалов следует учитывать, что ширина и число колонок не могут меняться от полосы к полосе. К примеру, нельзя сделать пять колонок на первой полосе и восемь на последней. Однако при размещении материалов дизайнер может вдвое (втрое, вчетверо) увеличить ширину колонок материала – так, чтобы в статье стало вдвое меньше колонок или же она оказалась сверстанной в одну колонку (по сути, вообще без колонок).

При таком кратном увеличении ширины достигается необходимый эффект, и в то же время остальные материалы на полосе не подвергаются изменениям. Однако не принято так верстать все материалы; как правило, часть полосы оставляют сверстанной обычным образом.

Чаще всего полосу делят на две части по вертикали, одну из которых верстают на обычное количество колонок, а во второй кратно увеличивают их ширину (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Неправильное (слева) и правильное (справа) изменение числа колонок на странице

Рис. 3.3. Неправильное (слева) и правильное (справа) размещение иллюстраций в колонках текста

Примечание

При многоколоночной верстке иллюстрации заверстываются посреди текста с их обтеканием текстом. Такая верстка называется глухой версткой.

Не все варианты заверстывания иллюстрации в текст используются в газетной верстке. Мы подробнее рассмотрим их в главе 4.

Если фотография, иллюстрация или врезка разрывает колонку (а надо сказать, что такое будет случаться постоянно, ведь трудно представить себе фотографию настолько узкую, чтобы она была меньше одной колонки по ширине), то текст должен продолжаться под фотографией (рис. 3.4, справа). Начинающие дизайнеры иногда верстают колонки так, что, дойдя до фотографии, текст начинается в следующей колонке сверху, а это неверно (рис. 3.4, слева).

Рис. 3.4. Схема неправильного (слева) и правильного (справа) продолжения текста при разрыве колонки иллюстрацией или врезкой

При многоколоночной верстке необходимо выполнять следующие требования (рис. 3.5):

• соседние колонки должны быть выровнены по высоте (за исключением последней колонки, которая может быть короче остальных, чтобы вместить подпись автора, указание на то, что статья продолжается на другой странице, и т. д.);

• строки в соседних колонках должны совпадать по высоте (одно из требований приводной верстки, которая имеет особое значение при верстке газетной полосы);

• подзаголовки в соседних колонках не должны совпадать по высоте.

Рис. 3.5. Неравные по высоте колонки (слева вверху), совпадающие по высоте подзаголовки (слева внизу) и правильный вариант (справа)

В газетной верстке существует специфическое правило белого пространства, связанное с распределением пустого пространства на странице. Точнее даже будет сказать, что существуют два варианта этого правила, почти полностью противоположные.

Первый подход более распространен в русской традиции верстки. Он гласит, что на странице не должно быть пустых мест. Таким образом, например, заголовки должны заполнять всю ширину статьи, без свободного пространства по сторонам, а статьи не должны отделяться друг от друга пустым пространством, вместо этого используют тонкие разграничивающие линии (рис. 3.6, слева).

Рис. 3.6. Плотная верстка (слева) и верстка с белым пространством (справа)

В последнее время можно заметить тенденцию параллельного использования обоих подходов; разграничение происходит сообразно тематической направленности издания. Для новостных и деловых газет характерна лаконичная, плотная верстка без пустого пространства, которая визуально подчеркивает информационную наполненность выпуска. В то же время развлекательные издания часто сверстаны более свободно, что забавно согласуется с более легковесной информацией, публикуемой такими газетами.

Однако следует признать, что в типографике не существует четких правил относительно распределения белого пространства, а потому выбор одного из вариантов целиком остается на совести дизайнера, проектирующего облик будущего издания.

Для полноты рассказа следует напомнить, что качество типографской печати многих газет оставляет желать лучшего (скорость печати оказывается важнее качества). И хотя существуют газеты с высоким качеством издания, с цветными страницами, большинство газетных изданий испытывает трудности с печатью мелких деталей и оттенков. Поэтому многие дизайнеры избегают использовать полутона (оттенки серого), мелкие и тонкие шрифты в работе.

Что такое мультиколонки?

Основная идея мультиколонок заключается в том, что вы можете взять фрагмент содержимого и поместить его в несколько колонок, как в газете. Вы делаете это с помощью одного или двух свойств. Свойство column-count задаёт количество колонок, на которое вам бы хотелось разбить содержимое. Свойство column-width задаёт идеальную ширину, давая возможность браузеру самому определить, сколько колонок при этом поместится.

Неважно, какие элементы находятся внутри блока, который вы превращаете в многоколоночный контейнер, все элементы остаются в обычном потоке, но разбиваются на колонки. Это делает CSS Columns непохожим на другие методы вёрстки, которые у нас есть в браузерах сегодня. Flexbox и Grid, например, берут дочерние элементы контейнера, а затем эти элементы участвуют в flex или grid макете. В случае с CSS Columns, у вас всё ещё имеется обычный поток, только не внутри самой колонки.

В примере ниже я использую column-width , чтобы сделать колонки шириной как минимум 14em. CSS Columns определяет, сколько колонок шириной 14em поместятся в контейнере, а затем распределяет между ними оставшееся пространство. Колонки будут иметь ширину не меньше 14em, кроме ситуации, когда помещается только одна колонка, в этом случае она может становиться уже. CSS Columns стал первым случаем, в котором мы столкнулись с подобным поведением в CSS, создавая колонки, которые по умолчанию были отзывчивыми. Нет необходимости добавлять медиа-выражения и изменять количество колонок на разных контрольных точках, вместо этого мы указываем оптимальную ширину и браузер будет работать с ней.

Стилизация колонок

Блоки колонок, созданные с помощью свойств CSS Columns, не могут быть выбраны для стилизации. Вы не можете выбрать их с помощью JavaScript или стилизовать отдельный блок, чтобы задать ему цвет фона или настроить padding или margin. Все блоки колонок будут одинакового размера. Единственное, что вы можете сделать, — это добавить разделительную линию между колонками, используя свойство column-rule , которое работает как border. Вы также можете настраивать отступ между колонками, используя свойство column-gap , которое имеет значение по умолчанию 1em, однако вы можете изменить его на любую другую допустимую единицу длины

Это базовый функционал CSS Columns. Вы можете взять часть содержимого и разделить на колонки. Содержимое будет заполнять колонки, создавая их в линейном направлении. Вы можете контролировать промежуток между колонками и добавить разделительную линию, указав те же значения, что и у border. Пока что всё идет хорошо, а всё вышеперечисленное очень хорошо поддерживается в браузерах и уже на протяжении длительного времени, что делает эту спецификацию очень безопасной для использования с точки зрения обратной совместимости.

Существуют особенности функционала CSS Columns и некоторые потенциальные проблемы, которые следует учитывать при использовании колоночного макета в вебе.

Охват колонок

Порой вам может потребоваться разбить некоторый контент на колонки, но затем один элемент разместить поперек, охватив блоки колонок. Достигнуть этого можно, применив свойство column-span к потомку колоночного контейнера.

В примере ниже, я заставила элемент охватить колонки. Заметьте, когда вы делаете это, содержимое разбивается на набор полей выше этого элемента, затем начинает новый набор колонок ниже него. Содержимое не перепрыгивает через охватывающий элемент.

На данный момент свойство column-span по умолчанию работает во всех браузерах, кроме Firefox. В нём оно еще разрабатывается и скрыто за флагом

Имейте в виду, что в текущей спецификации значением свойства column-span может быть только all или none . Вы не можете охватить только некоторые колонки, но можете получить такой результат, комбинируя колоночный макет с другими методами вёрстки. В следующем примере у меня есть Grid-контейнер с двумя столбцами. Левый столбец имеет ширину 2fr, а правый — 1fr. В левом столбце я обернула статью в колоночный контейнер с двумя колонками, также имеющими охватывающий элемент.

Справа остаётся содержимое, которое располагается во втором Grid-столбце. Играя разными доступными нам методами вёрстки, мы можем точно определить, какой из них лучше всего подходит в конкретной ситуации — не бойтесь совмещать их.

Контроль переноса содержимого

Если в колоночном контейнере содержатся заголовки, вы наверняка хотели бы избежать ситуаций, в которых они разрываются и часть заголовка или текст под заголовком переносится в следующую колонку. Если у вас есть изображения с подписями, было бы лучше, чтобы и изображение и подпись оставались одним целым, без разрыва между колонками. Специально для таких ситуаций, в CSS есть свойства для управления переносом содержимого.

Разделяя содержимое на колонки, вы выполняете так называемую фрагментацию. То же самое справедливо, если вы разделяете ваш контент между страницами, например, когда создаёте стили для печати. Следовательно, колонки ближе к Paged Media, чем к другим методам разметки в вебе. Из-за этого, в течение нескольких лет способом контроля переносов в содержимом было использование свойств page-break- , которые были частью CSS 2.1.

  • page-break-before
  • page-break-after
  • page-break-inside
  • break-before
  • break-after
  • break-inside

К сожалению, поддержка этих свойств в CSS Columns довольно неоднозначна. Но даже там, где они поддерживаются, их следует рассматривать как предложение из-за того, что необходимо делать так много запросов, чтобы контролировать перенос, что браузер, по сути, не может делать перенос в любом месте. Спецификация определяет приоритеты в этом случае, однако для вас это может быть даже более полезно контролировать только наиболее важные ситуации.

Проблема колонок в вебе

Одна из причин, почему мы не видим массового использования CSS Columns в вебе, заключается в том, что это привело бы к изменению взаимодействия читателя со страницей, вынуждая его прокручивать не вверх-вниз, а в сторону. Согласитесь, это не очень удобно.

Если вы зафиксируете высоту контейнера, например, используя единицу измерения области просмотра vh, а содержимого будет слишком много, тогда переполнение произойдет в строчном направлении и мы получим горизонтальную прокрутку.

Указанная проблема делает использование CSS Columns в вебе тем, с чем мы должны работать очень осторожно с точки зрения количества размещаемого в нём содержимого.

Колонки, переполняющие блок

Для уровня 2 спецификации CSS Columns мы рассматриваем, как включить метод, с помощью которого переполненные колонки, те которые в данный момент приводят к появлению горизонтальной прокрутки, вместо этого увеличивались в блочном направлении.

Это значит, что вы можете иметь колоночный контейнер с фиксированной высотой, и как только содержимое создаст колонки, заполняющие этот контейнер, новый набор колонок будет создан ниже. Это было бы в чем-то похоже на наш пример выше с охватывающим элементом, однако вместо охвата, вызывающего новый блок колонок, это будет переполнение, вызванное контейнером с ограничением в блочном измерении.

Этот функционал сделал бы колонки существенно более полезными в вебе. Хотя мы всё еще далеки от этого, вы всё же можете следить за этой проблемой в репозитории рабочей группы CSS. Если у вас есть дополнительные примеры использования этого функционала, напишите о них, это действительно помогает, когда разрабатывается новый функционал.

Чем мультиколонки полезны сегодня?

С текущей спецификацией не рекомендуется разделять всё содержимое на колонки без учета возможных проблем с прокруткой. Тем не менее, есть некоторые ситуации, когда колонки идеально подходят. Существует достаточно примеров, достойных рассмотрения, когда вы ищете шаблоны проектирования.

Сокращение небольших элементов интерфейса или текста

Мультиколонки могут быть полезны в любом месте, где имеется небольшой список элементов, который должен занимать меньше пространства. Например, простой список чекбоксов или список имен. Часто в подобных ситуациях посетитель не читает до конца одну колонку, после чего возвращается наверх к началу следующей, а ищет в содержимом чекбокс для нажатия или ссылку для перехода. Даже если возникнет ситуация с появлением прокрутки, это не должно быть проблемой.

Вы можете видеть пример подобного использования колонок на сайте DonarMuseum


Заранее известное небольшое количество содержимого

Бывают ситуации, когда при разработке сайта нам заранее известно, что количество определенного содержимого будет небольшим и поместится на большинстве экранов, не вызывая нежелательной прокрутки. Я использовала колонки на страницах презентации на Notist для введения.

Andy Clarke разработал прекрасный пример для сайта Equfund


Чтобы избежать ситуаций возникновения прокрутки на очень маленьких экранах, помните, что можете использовать медиа-выражения для проверки высоты области просмотра так же, как и ширины. Если включите колонки только на тех контрольных точках, которые имеют минимальную высоту min-height больше достаточной для содержимого, это может спасти пользователей очень маленьких устройств.

Masonry-подобное отображение контента

Другой пример, когда колоночный макет отлично работает — в ситуациях, когда вы хотите отобразить содержимое в стиле Masonry. Колонки в данный момент — это единственный метод разметки, который создаст этот тип разметки с элементами разной высоты. CSS Grid не оставит отступ или растянет элемент, чтобы строго соответствовать двухмерной сетке.


У Veerle Pieters есть отличный пример использования колонок для этих целей на её вдохновляющей странице.

Grid и Flexbox фолбеки

Свойства column- также могут быть использованы как фолбек для Grid или Flex макета. Если вы укажете одно из колоночных свойств для контейнера, а затем превратите этот контейнер во Flex или Grid макет с помощью display: flex или display: grid любое поведение колонок будет отменено. Если у вас есть, например, карточный макет, который использует CSS Grid, и при этом будет удобочитаемым в нескольких колонках, можно использовать колонки как простой запасной вариант. Браузеры, которые не поддерживают CSS Grid, получат колоночное отображение, те которые поддерживают, получат Grid-сетку.

Не забывайте про мультиколонки!

Довольно часто, отвечая на вопросы о выборе между Grid или Flexbox, вместо них я рекомендую мультиколонки. Возможно, вы не будете использовать их на каждом сайте, но когда столкнетесь с подходящей задачей, они могут стать действительно полезными. На MDN присутствуют полезные ресурсы по CSS Columns и связанным с ними fragmentation properties.

Если вы используете колонки в своем проекте, возможно вам стоит оставить упоминание об этом в комментариях, чтобы поделиться другими способами использования этого функционала

Основной особенностью оформления любой газеты является многоколоночная верстка. Поскольку трудно себе представить строку длиной во всю полосу газеты, дизайнер разбивает полосу на отдельные колонки; число их зависит от формата газеты.

При верстке дизайнер примерно определяет объем статьи и соответственно отводит ей место на полосе. Высота и ширина статьи не должны резко отличаться. Считается неудачным решением, если статья занимает всего одну колонку, но растянута на бульшую часть полосы по высоте; точно так же нежелательно делать статью шириной в полосу, но с колонками в 10–20 строк высотой.

Примечание

Заголовок статьи растягивается по ширине на все колонки, чтобы было сразу видно, что он относится ко всему материалу. Если в статье дополнительно есть подзаголовки, они верстаются отдельно в каждой колонке.

На рис. 3.1 схематически показаны различные варианты компоновки материалов и их заголовков на газетной полосе.


Рис. 3.1. Компоновка материалов на газетной полосе

При компоновке материалов следует учитывать, что ширина и число колонок не могут меняться от полосы к полосе. К примеру, нельзя сделать пять колонок на первой полосе и восемь на последней. Однако при размещении материалов дизайнер может вдвое (втрое, вчетверо) увеличить ширину колонок материала – так, чтобы в статье стало вдвое меньше колонок или же она оказалась сверстанной в одну колонку (по сути, вообще без колонок).

При таком кратном увеличении ширины достигается необходимый эффект, и в то же время остальные материалы на полосе не подвергаются изменениям. Однако не принято так верстать все материалы; как правило, часть полосы оставляют сверстанной обычным образом.

Чаще всего полосу делят на две части по вертикали, одну из которых верстают на обычное количество колонок, а во второй кратно увеличивают их ширину (рис. 3.2).


Рис. 3.2. Неправильное (слева) и правильное (справа) изменение числа колонок на странице


Рис. 3.3. Неправильное (слева) и правильное (справа) размещение иллюстраций в колонках текста

Примечание

При многоколоночной верстке иллюстрации заверстываются посреди текста с их обтеканием текстом. Такая верстка называется глухой версткой.

Не все варианты заверстывания иллюстрации в текст используются в газетной верстке. Мы подробнее рассмотрим их в главе 4.

Если фотография, иллюстрация или врезка разрывает колонку (а надо сказать, что такое будет случаться постоянно, ведь трудно представить себе фотографию настолько узкую, чтобы она была меньше одной колонки по ширине), то текст должен продолжаться под фотографией (рис. 3.4, справа). Начинающие дизайнеры иногда верстают колонки так, что, дойдя до фотографии, текст начинается в следующей колонке сверху, а это неверно (рис. 3.4, слева).


Рис. 3.4. Схема неправильного (слева) и правильного (справа) продолжения текста при разрыве колонки иллюстрацией или врезкой

При многоколоночной верстке необходимо выполнять следующие требования (рис. 3.5):

• соседние колонки должны быть выровнены по высоте (за исключением последней колонки, которая может быть короче остальных, чтобы вместить подпись автора, указание на то, что статья продолжается на другой странице, и т. д.);

• строки в соседних колонках должны совпадать по высоте (одно из требований приводной верстки, которая имеет особое значение при верстке газетной полосы);

• подзаголовки в соседних колонках не должны совпадать по высоте.


Рис. 3.5. Неравные по высоте колонки (слева вверху), совпадающие по высоте подзаголовки (слева внизу) и правильный вариант (справа)

В газетной верстке существует специфическое правило белого пространства, связанное с распределением пустого пространства на странице. Точнее даже будет сказать, что существуют два варианта этого правила, почти полностью противоположные.

Первый подход более распространен в русской традиции верстки. Он гласит, что на странице не должно быть пустых мест. Таким образом, например, заголовки должны заполнять всю ширину статьи, без свободного пространства по сторонам, а статьи не должны отделяться друг от друга пустым пространством, вместо этого используют тонкие разграничивающие линии (рис. 3.6, слева).


Рис. 3.6. Плотная верстка (слева) и верстка с белым пространством (справа)

В последнее время можно заметить тенденцию параллельного использования обоих подходов; разграничение происходит сообразно тематической направленности издания. Для новостных и деловых газет характерна лаконичная, плотная верстка без пустого пространства, которая визуально подчеркивает информационную наполненность выпуска. В то же время развлекательные издания часто сверстаны более свободно, что забавно согласуется с более легковесной информацией, публикуемой такими газетами.

Однако следует признать, что в типографике не существует четких правил относительно распределения белого пространства, а потому выбор одного из вариантов целиком остается на совести дизайнера, проектирующего облик будущего издания.

Для полноты рассказа следует напомнить, что качество типографской печати многих газет оставляет желать лучшего (скорость печати оказывается важнее качества). И хотя существуют газеты с высоким качеством издания, с цветными страницами, большинство газетных изданий испытывает трудности с печатью мелких деталей и оттенков. Поэтому многие дизайнеры избегают использовать полутона (оттенки серого), мелкие и тонкие шрифты в работе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Многоколоночная верстка

Многоколоночная верстка Многоколоночная верстка — это то, чего давно не хватало в Web-дизайне. Отдельные энтузиасты уже давно реализовывали ее с помощью таблиц или контейнеров.Но теперь у них есть "законные" средства разбить текст на произвольное число колонок,

Многоколоночная верстка

Многоколоночная верстка Основной особенностью оформления любой газеты является многоколоночная верстка. Поскольку трудно себе представить строку длиной во всю полосу газеты, дизайнер разбивает полосу на отдельные колонки; число их зависит от формата газеты.При

Верстка с иллюстрациями

Верстка с иллюстрациями Еще одна особенность журнальной верстки, о которой важно помнить, – большее количество изображений. Если для газетной статьи (более короткой, занимающей часть полосы) достаточно одной-двух иллюстраций, то более длинные журнальные статьи требуют

Конечное оформление и верстка листовки

Окончательная верстка полосы

Окончательная верстка полосы Окончательная верстка полосы в нашем случае сведется к следующим операциям:• постановка на полосу служебной информации (например, колонтитулов);• наполнение полосы реальным текстом (настоящими программами телепередач, подбор настоящих

Верстка текста

Верстка текста Первой задачей по верстке станет назначение стилей импортированному тексту. Следует также удалить лишние пустые строки (которыми обычно отбиваются в наборе заголовки и врезки), оставив только пустую строку между текстом врезки и последующим обычным

7 Верстка

7 Верстка ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТЕНТА и элементов интерфейса, применяемые при разработке дизайна обычных сайтов, несомненно, могут быть полезны и при проектировании мобильных веб-приложений. Но как быть уверенными в том, что эти принципы будут актуальны для любых

При многоколонной верстке (особенно часто используемой при верстке журналов, а также при издании словарей, энциклопедий и справочников) каждую колонку верстают по правилам одноколонной верстки.

Например, нельзя начи­нать колонку концевой строкой и заканчивать абзацной; нельзя в начале колонки размещать формулу; не следует в колонке размещать несколько изображений подряд без текста между ними и т. д. Но, кроме этого, существуют и специфические правила многоколонной верстки. В частности, все строки основно­го текста в колонках должны точно держать единую ли­нию, каждый случай неприводной верстки резко ухуд­шает общий вид полосы. Колонки отделяют друг от дру­га пробелами (средниками), входящими в формат набора. Расстояние между колонками обычно составляет 6-24 п. Иногда по указанию издательства в средниках ставят линейки (в этом случае пробел от линейки с левой стороны должен быть на два пункта меньше, чем с правой) или орнаменты.

В некоторых журнальных изданиях довольно часто используется прием верстки полосы из колонок разного формата. Это позволяет разнообразить оформление жур­нала, придать полосам большую красоту и, кроме того, выделить главный материал. В случаях, если текст раз­ных колонок набран разными кеглями, соблюсти приводность строк, конечно, нельзя, однако общая высота коло­нок должна быть одинаковой.

Многоколонная верстка иллюстрированных изданий, а также изданий с таблицами и формулами относится к сложным видам верстки и, как правило, выполняется строго по макету.

Колонтитулы и колонцифры при многоколонной верстке

Колонтитулы при многоколонной верстке набирают на полный формат полосы. Размеры отбивки колонтитула от текста колонок задает издательство, однако она должна быть примерно равна ширине средников между колонками. Если колонтитул и средник содержат линейки, то линейка средника должна упираться в нижнюю линейку колонтитула.

Если в издании колонцифры ставят на каждой полосе, то их верстают также как и при одноколонной верстке. Если при двухколонной верстке нумеруют каждую колонку, то обычно колонцифру левой колонки выключают в правый край, а правой ко­лонки - в левый край. Если в трех- и многоколонной верстке нумеруют колонки, то колонцифры всегда набирают отдельной строкой (не объединяют с колонтитулом) и выравнивают по центру по отношению к каждой колонке.

Рубрики при многоколонной верстке

В многоколонных изданиях все рубрики делятся на два вида: рубрики, относящиеся к одной колонке (напри­мер, подзаголовки в тексте, заголовки отдельных статей, размещаемых в одной колонке, и т. п.), и рубрики, отно­сящиеся к нескольким колонкам (или ко всем колонкам). Первый вид рубрик верстают по правилам обычной одно­колонной верстки с выполнением всех требований к их отбивкам. Не следует только размещать в двух соседних колонках рубрики по одной горизонтали, ибо они будут восприниматься как общая рубрика и ухудшат внешний вид полосы. Избежать этого возможно за счет вгонки или выгонки нескольких строк. Рубрики, относящиеся к нескольким колонкам (второго вида), заверстывают на весь формат колонок, к которым они относятся, с вык­лючкой по центру, в край и т. п. в зависимости от ха­рактера оформления всего издания.

Нужно учесть, что рубрики второго вида разрезают полосу, т. е. весь текст, предшествующий рубрике, дол­жен располагаться над ней, а текст, к которому рубрика относится, - под ней (см. рисунок). Поэтому в ходе верстки весь текст, предшествующий рубрике, размещают равномерно по всем колонкам. При этом разрешает­ся в последней колонке иметь на одну строку меньше. Начальные строки текста в колонках к которым относится рубрика должны быть заверстаны по одной горизонтальной линии независимо от наличия в колонках заголовков, рисунков, таблиц и т.д.

Размещение сносок при многоколонной вер­стке

Сноски при многоколонной верстке набирают на фор­мат одной колонки и подверстывают в той колонке, где находится соответствующий знак выноски. Если сноска относится к заголовку или другому элементу издания, набираемому на полный формат полосы, то ее разме­щают в первой колонке. Разрешается разбивать сноску на две части, размещая вторую часть в следующей ко­лонке, но не следует переносить сноску из последней колонки нечетной полосы в первую колонку четной.


Рис. Схемы заверстки (1 - рубрик на общий формат полосы, 2 - таблиц (рисунков) при двухколонном наборе)

Таблицы и формулы при много­колонной верстке

Таблицы всегда желательно, а формулы всегда обязательно заверстывать на формат одной колонки. Допускаются переносы формул, набор их снижен­ным кеглем, но размещать формулу, являющуюся частью текста одной колонки, на две колонки или вразрез текста полосы категориче­ски запрещено. Таблицы мо­гут быть набраны на фор­мат двух или нескольких колонок (нельзя только наби­рать их на какие-то промежуточные форматы, например на 1,5 колонки с оборкой). При этом желательно чтобы таблица не разрезала текст полосы (хотя в некоторых случаях по указанию издательства это происходит), т. е. текст в каждой колонке пе­реходит через таблицу сверху вниз (см. рисунок). Отбивку таблиц и формул выполняют по обычным правилам.

Особенности верстки иллюстраций

В многоколонной верстке предпочтительным форма­том для изображения является формат колонки, однако далеко не всегда возможно все рисунки сделать именно такого формата. В отдельных изданиях, например, в энци­клопедических справочниках, многие рисунки делают ма­лого формата и помещают в оборку в одной колонке, при­чем во всех случаях, как на нечетных, так и на четных полосах такие иллюстрации выключают в правый край ко­лонки.

Могут встретиться также изображения, заверстываемые вразрез колонки, вразрез двух или более колонок или вразрез по всему формату полосы. Такие изображения не разрезают полосу - текст колонок перехо­дит через рисунок сверху вниз (аналогично верстке таблиц).

Два изображения в рядом стоящих колонках нельзя размещать на одном уровне, также нежелательно размещать рисунки непосредственно под заголовком или в конце раздела.

Похожие документы:

. верстки. Виды верстки. Верстка текста с таблицами и выводами. Верстка формульного набора. Многоколонная верстка. Верстка драматических произведений. Верстка стихотворного текста. Верстка .

Министерство образования и науки республики казахстан восточно-казахстанский государственный университет первые шаги в pagemaker (учебно-методическое пособие)

. особенностей, хотелось бы выделить еще одну. При грамотной верстке . процессором программы PageMaker. В режиме верстки основное внимание уделяется оформлению макета, а . колонок. При разработке композиции многоколонной полосы следует учитывать, что .

МНОГОКОЛОННАЯ ВЕРСТКА — верстка полос в две, три и более колонки. М. в. подчиняется следующим техн. правилам:

1) если при М. в. в книжных изданиях заголовок заверстан на все или на несколько смежных колонок, текст перед таким заголовком и после него равномерно заверстывается над или под ним на все или несколько колонок соответственно;

2) смежные строки колонок ровняют по горизонтали;

3) заголовки в отд. колонках по возможности располагают так, чтобы они не совпадали в смежных колонках по горизонтали;

4) если при М. в. в книжных изданиях заверстанные на все или на несколько смежных колонок таблицы или иллюстрации разрезают текст, то его разверстывают так, чтобы текст каждой колонки переходил через таблицу или иллюстрацию, продолжаясь под нею; напр.:


5) сноски размещают внизу колонки с фрагментом текста, у которого стоит знак сноски, а если сноска относится к заголовку, разверстанному на все колонки, то ее располагают в первой слева колонке;

6) формулы в книжных изданиях, в отличие от техн. журналов, размещают в формат колонки, даже если для этого потребуется делать перенос формулы.

В книжных изданиях для детей М. в. регламентирована нормами ОСТ 29.127—96.

Исходя из гигиенических требований, стандарт запретил в этих изданиях даже двухколонную верстку осн. текста:

1) в книжных изданиях для детей до 6 лет включ. (кроме стихотворного текста);

2) в книжных изданиях для детей 7—14 лет (кроме стихотворного текста и текста научно-популярных изданий).

В научно-популярных изданиях для детей двух указанных ниже возрастных групп стандарт допускает двухколонную верстку при следующих условиях:


Стандарт допускает двухколонную верстку осн. текста в книгах для детей 15—17 лет при следующих условиях:

Читайте также: