Миротворцы и сеятели вражды сообщение

Обновлено: 18.05.2024

В основном патрулирование. Миротворцы берут на себя преимущественно полицейские функции, так как в зонах этнических конфликтов ( а миротворцы как правило посылаются чаще всего туда ) отсутствует легитимная власть, и соответственно легитимные и независимые силовые структуры. Так же миротворцы осуществляют охрану наблюдателей, различные миссии гуманитарного характера ( раздачу воды, провизии, вакцинацю и т. п. ).

Создать буферные зоны возможно не всегда, свойство этнических конфликтов таково, что зачастую два, три враждующих народа перемешены друг с другом анклавами, и покидать "свою" землю не хотят. Задача миротворцев в таких случаях - разоружение незаконных группировок, и принуждение к этому, остановка активной фазы конфликта до решений международных органов по будущему региона и границам расселения народов.


Этого можно достичь в первую очередь тогда, когда человек находит возможным для себя отказаться от своих интересов, стремлений, желаний, в какой-то степени даже от своей воли в этой конкретной ситуации. Ведь в основе любого конфликта − в семье, или на работе, или между двумя различными политическими партиями, или двумя государствами − практически всегда лежит то, что одна из сторон или обе стороны ставят свои интересы над интересами своих оппонентов. И дальше начинается борьба, в которой та сторона, которая сильнее, навязывает свою волю и свои желания другой, более слабой. Или же это происходит с переменным успехом. Так начинаются затяжные конфликты, так начинаются войны информационные, и так порою начинаются войны самые настоящие − кровопролитные. Но если у одной из сторон появляется благое произволение снять остроту конфликтной ситуации, то не исключено, что и у второй не останется возможности конфликтовать.

Те миротворцы, которых мы видим по телевизору и о которых читаем в газетах, вряд ли являются миротворцами в евангельском смысле этого слова

Но оттого, что очень мало миротворцев на таком житейском, бытовом уровне, так же мало возможностей способствовать миру и в каких-то глобальных конфликтах. А миротворцы, которых сегодня называют голубыми касками, то есть солдаты, направляемые в определенные зоны и в определенные участки мира, занимаются все-таки в первую очередь не примирением людей, а принуждением к миру. А это, в свою очередь, часто сопряжено с подавлением той или иной стороны конфликта, и, главным образом, только потому, что так кому-то нужно. Поэтому, безусловно, те миротворцы, которых мы видим по телевизору и о которых читаем в газетах, вряд ли являются миротворцами в евангельском смысле этого слова, здесь налицо колоссальная подмена понятий.


Да, бывают ситуации, когда усилия этих миротворцев, пусть сопряженные с каким-то силовым воздействием, все-таки ведут к миру. Но это верно лишь отчасти. Конечно, если куда-то вводится контингент миротворческих сил, то, как правило, боестолкновения прекращаются, но в то же время мы прекрасно понимаем, что в окружающем нас мире действуют определенные механизмы, которые служат реализации интересов наиболее сильной стороны. А в качестве наиболее сильной стороны почти всегда выступает та, которая этот конфликт породила, непосредственно в нем не участвуя.

Например, и сегодня можно было найти на Youtube выступление руководителя крупнейшего американского частного разведывательного агентства Stratfor Джорджа Фридмана, в котором он прямо говорил, что Соединенные Штаты не должны участвовать непосредственно в каких-то вооруженных конфликтах, поскольку это слишком накладно. Но они могут ссорить различные государства, не допускать между ними партнерских взаимоотношений. В частности, речь шла о недопустимости союза России и Германии, так как это является самой главной угрозой для Соединенных Штатов и для их гегемонии в современном мире. То же относится и к странам Европы, которые надо разобщать и, разобщая и разделяя, таким образом властвовать. В словах этого человека была также обозначена необходимость того процесса распада ЕС, который сейчас запустила Британия, и, как следствие, вооруженных конфликтов внутри Европы. Поэтому мы можем наглядно видеть, как рождаются конфликты, точнее, как они планируются. Перефразируя известную поговорку, можно утверждать, что если войны начинаются, значит, это кому-нибудь нужно.

Но здесь же можно вспомнить и замечательные слова покойного Патриарха Грузинского Ефрема о том, что если из двоих людей хотя бы один умный, то ссоры не будет. И вот если из двух сторон, которые понуждаются к тому, чтобы вступить в конфликт, хотя бы одна, скажем так, умная, то конфликта и войны не будет. Ведь всегда в интересах народа − от войны в любом случае уклониться, если только речь не идет о войне освободительной, когда на нашу территорию кто-то уже вторгся, и нам необходимо ее защищать.

Поступаться самолюбием, но не верой


При желании уклониться от конфликта и уступить существует опасность перейти к другой крайности − к человекоугодию, к малодушию, к искусительной для потенциальных агрессоров слабости. Необходим здравый смысл, чтобы четко понимать, где проходит та линия, дальше которой отступать уже нельзя.

− Любой конфликт есть дело человеческого эгоизма

И очень важно не в других людях отыскивать то неразумие или даже безумие, которые приводит их к конфликтам по мелочам, а усматривать всё это в себе самих. И, пренебрегая этими мелочами, можно от большей части конфликтов и ссор в своей жизни уйти. Безусловно, любой конфликт есть дело человеческого эгоизма. И тот, в ком эгоизма меньше, скорее способен к тому, чтобы конфликт купировать, завершить, выйти из него с честью и хотя бы в какой-то степени стать миротворцем и сподобиться блаженства миротворцев.

Сильному не страшно казаться слабым


− У зла есть такая особенность: когда ему не противишься, оно нарастает

Дело в том, что у зла, к сожалению, есть такая особенность: когда ему не противишься, оно нарастает. Существуют разные способы бороться со злом, самое главное − эти способы не должны быть сопряжены с тем, что зло умножается в тебе. Поэтому лучше к каждой подобного рода ситуации относиться, скажем так, технически: не поддаваться первому импульсу выпустить огнедышащего дракона, который опалит всё вокруг огнем гнева, раздражения, досады, а сделать, образно говоря, шаг назад и дать себе время, хотя бы самое короткое, вспомнить, что я не просто разумный, взрослый и самостоятельный, но еще и верующий, который хочет быть христианином и пытается им быть. Поэтому у меня должно хватить твердости, но в то же время и кротости, и любви, чтобы не родился конфликт. И если человек вступит со мной в конфликт, я не отвечу − я, Бог даст, окажусь тем самым умным человеком, о котором говорил Патриарх Ефрем.

И не надо бояться, что, поступая так, мы будем казаться слабыми, забитыми, окажемся на последнем месте в коллективе. Зачастую человек гневается, раздражается на самом деле потому, что он чувствует в себе слабость и боится уступить. И, напротив, человек сильный и самодостаточный понимает, что никто не заставит его делать ничего помимо его воли. И поэтому он может общаться корректно, вежливо, с любовью, по-христиански и в то же время знать, что вот это он себе позволит сделать, а этого − нет. И другие люди в коллективе, как правило, чувствуют эту силу. К тому же человек, который хорошо делает свое дело, мужественный, твердый и в то же время спокойный, на последнем месте не оказывается, как правило.

Сыны Божии и сыны вражии

− Нужно хорошенько подумать: не тщетно ли ты благодушествуешь и не всуе ли помышляешь о том, что причины раздора ничтожны?

Конечно, порой бывает не до размышлений, когда на твоих глазах люди друг друга убивают, − тут приходится думать о том, можешь ли ты реально способствовать прекращению этой драки, бойни, или лучше позвать кого-то на помощь. Ведь христианство не предполагает неразумия, поэтому, когда мы к какому-то делу приступаем, мы должны рассудить, что нужно делать для того, чтобы это дело было успешным.

В Евангелии сказано: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5,9), что эти слова значат? Господь пришел в мир для того, чтобы осуществить это удивительное таинство примирения человека с Богом, дать человеку возможность примириться, в том числе и с самим собой, и возвратиться в состояние богосыновства. Поэтому те, кто подражает Христу, главному Миротворцу, в этом превращении вражды в мир, настолько Богу угодны и настолько Богу милы, что они становятся Ему сынами. И напротив, те, кто сеет вражду, становятся сынами не Божиими, а сынами вражиими.


Само слово миротворец говорит нам о том, чем заняты эти люди. Они творят мир, пытаются урегулировать конфликт. Их направляют для восстановления и сохранения мира.

В светском понимании миротворец — это человек, нередко в военной форме, религиозный, политический или общественный деятель, который пытается примирить стороны конфликта.

Миротворцем может выступать и священник, который встал между враждующими сторонами и призывает договариваться, а не решать вопрос насилием.

Быть миротворцем — значит, спасать от войны?

Соблюдая заповеди, стараясь жить по Писанию, христиане пытаются творить другой Мир, отличный от жизни, полной земных радостей.

Работа над собой

Показать, чем прекрасен мир нельзя без собственного примера. Люди тянутся к тому, у кого есть мир в душе. Прославить Господа своей земной жизнью — тоже означает быть миротворцем, творить добро.

Быть миротворцем значит:

  • Молиться о мире;
  • Призывать сложить оружие;
  • Бороться с грехом;
  • Прославить Господа своими помыслами и делами.

29 мая отмечается международный день миротворцев ООН*. Эту дату в 2002 году приняла Генеральная Ассамблея ООН своей Резолюцией № A/RES/57/129). Праздник призван воздать должное самопожертвованию и преданности миротворцев, несущих службу по всему миру. Она знаменует собой то, что было сделано ООН в различных странах для облегчения страданий и примирения враждующих сторон.


Права и обязанности миротворцев

Главная обязанность миротворцев — примирить противоборствующие стороны. С этой целью они выполняют следующие задачи:


  • Следить за соблюдением международных договорённостей участников конфликта;
  • не допускать вооруженных столкновений между участниками конфликта;
  • не допускать снабжения внешними силами участников конфликта вооружением;
  • регулировать спорные вопросы и не допускать провокаций;
  • обеспечивать охрану различных делегаций;
  • помогать мирному населению.

Есть ли у миротворцев право на использование оружия?

Существуют два вида миротворческих операций ООН, которые имеют разные права на использование оружия:

Георгий Александров.

  • миссии наблюдателей – безоружны, имеют дипломатический статус и неприкосновенность.
  • операции с участием миротворческих сил - оснащены лёгким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны и защиты местного населения.

В то время, пока миротворцы обеспечивают мир на местах, посредники из ООН встречаются с руководством воюющих сторон или стран и пытаются найти мирное решение.

При этом миротворцам запрещено использовать оружие в отношении гражданских лиц и принимать какую-либо сторону конфликта.

Какие существуют виды миротворческих операций ООН?

Миротворческие операции подразделяются на два вида:


  1. операции по поддержанию мира – проводятся с согласия всех основных конфликтующих сторон и направлены на контроль и выполнение уже достигнутых соглашений о прекращении огня;
  2. операции по принуждению к миру – проводятся с целью создания обстановки для перемирия или прекращения огня. Они могут включать операции по восстановлению порядка, насильственное разведение воюющих сторон, установление запретных зон и контроль за их соблюдением

Кто принимает решение об отправке миротворцев?

По мере развития конфликта, ООН проводит серию консультаций, в которых обычно принимают участие следующие стороны:

  • все заинтересованные стороны ООН;
  • правительство принимающей страны;
  • государства-члены, в том числе государства, которые могли бы предоставить воинский и полицейский контингент для операции по поддержанию мира;
  • региональные и другие межправительственные организации (Лига арабских государств, европейская конференция гражданской авиации, латиноамериканская комиссия гражданской авиации и др.).


Затем Секретариат направляет миссию по технической оценке в страну, где предполагается развёртывание операции ООН. Она проводит оценку безопасности, политической, военной и гуманитарной ситуации. На основании выводов и рекомендаций этой миссии Генеральный секретарь ООН делает доклад, в котором предлагает варианты для развёртывания операции. В него включается информация о финансовых последствиях и предварительная смета затрат.

После этого Совет Безопасности официально санкционирует проведение операции путём принятия резолюции. В резолюции определяются мандат и масштабы операции и подробно излагаются задачи, которые должна выполнить операция.

* Миротворческие силы ООН — это вооружённые контингенты стран - членов ООН, выделенные по решению Совета безопасности ООН в связи с вооруженным конфликтом между двумя и более субъектами международного права, если меры экономического и политического характера (санкции, экономическая изоляция) окажутся или оказались недостаточными. Представляют собой многонациональные формирования. Такие войска на протяжении многих лет участвуют в миротворческих операциях в Африке, Азии, Европе, Центральной Америке, на Ближнем Востоке. Миротворцев ООН легко узнать по эмблеме ООН и голубым беретам, которые они носят, находясь на службе. Голубые каски, ставшие символом миротворцев ООН, надеваются во время любых операций, когда существует опасность. Миротворцы носят военную форму своих стран.

Миротво́рец — 1) Бог; 2) Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос; 3) рели­ги­оз­ный, поли­ти­че­ский или обще­ствен­ный дея­тель, про­сла­вив­шийся в исто­рии борь­бой за мир или устро­е­нием мира; 4) всякий миро­лю­би­вый чело­век, ста­ра­ю­щийся избе­гать ссор и раз­до­ров; стре­мя­щийся, по мере умест­но­сти и воз­мож­но­сти, при­ми­рять кон­флик­ту­ю­щих, бра­ня­щихся, враж­ду­ю­щих людей; 5) чело­век, спо­соб­ству­ю­щий ста­би­ли­за­ции мира.

Может ли миро­тво­рец опи­раться в своей миро­твор­че­ской дея­тель­но­сти на воен­ную силу? Может ли миро­тво­рец тво­рить мир с мечом в руке?

Первым Миро­твор­цем в самом точном и исклю­чи­тель­ном смысле этого слова явля­ется Бог, всегда дей­ству­ю­щий на осно­ва­нии побуж­де­ний к добру и нико­гда — из побуж­де­ний вражды. Он и назван в Писа­нии Богом мира ( 1Кор.14:33 ).

Но мыс­лимо ли, чтобы миро­творцы, осу­ществ­ляя миро­твор­че­скую дея­тель­ность, при­бе­гали к силе оружия? Не про­ти­во­ре­чит ли это Боже­ствен­ному Домо­стро­и­тель­ству? — Вопрос слож­ный. Здесь многое зави­сит от теку­щих обсто­я­тельств, бли­жай­ших целей при­ме­не­ния оружия и усло­вий его исполь­зо­ва­ния.

Держа это в уме, важно отме­тить и другое. Несмотря на подоб­ные биб­лей­ские при­меры, мы всё же должны созна­вать, что в целях дости­же­ния мира оружие можно исполь­зо­ваться лишь как край­нее сред­ство: тогда, когда другие спо­собы исчер­паны или же бес­по­лезны, бес­смыс­ленны.

Как пред­став­ля­ется, лучший метод исполь­зо­ва­ния оружия в миро­твор­че­ских целях — демон­стра­тив­ный, тот, посред­ством кото­рого у потен­ци­аль­ного про­тив­ника даже и не воз­ни­кает жела­ния напа­дать.

А.И. Иса­енко, воен­ный наблю­да­тель ООН в 1973–1976 гг.

Beati pacifici quoniam fili Dei vocabuutur ( Mt 5,9 ).

Обра­тимся к Цер­ковно-Сла­вян­скому сло­варю. В нем гово­рится, что миро­тво­рец — тот, кто и сам не подает ника­ких пово­дов к раз­дору и несо­гла­сию, и других враж­ду­ю­щих между собою при­ми­ряет и согла­шает, упо­доб­ля­ясь по дея­тель­но­сти сыну Божию, при­ми­рив­шему небо с землею, Бога с чело­ве­ком, он и назы­ва­ется сыном Божиим 1 .

Рас­смат­ри­ва­е­мая запо­ведь бла­жен­ства счи­та­ется седь­мой. Еван­гель­ские бла­жен­ства — девять запо­ве­дей, данных Иису­сом Хри­стом в Нагор­ной про­по­веди ( Мф. 5:3-12 и Лк. 6:20-23 ) и содер­жа­щих в себе суще­ствен­ные черты хри­сти­ан­ского учения. Бла­жен­ствами эти изре­че­ния Иисуса Христа названы потому, что в них содер­жаться не кате­го­ри­че­ские пове­ле­ния, а лишь ука­за­ние тех наград-бла­женств, кото­рые даны будут от Бога обла­да­ю­щим тою или иною доб­ро­де­те­лью. Подроб­ные тол­ко­ва­ния еван­гель­ских бла­женств даны отцами церкви: Гри­го­рием Нис­ским, Зла­то­устом, бла­жен­ным Авгу­сти­ном и дру­гими 2 .

В книге Тол­ко­ва­ние Еван­ге­лия за 1870 год даются неко­то­рые экзе­ге­ти­че­ские пояс­не­ния. Миро­творцы: те, кото­рые, живя в мире со всеми, упо­треб­ляют свои сред­ства, свое вли­я­ние, свои усилия для уми­ро­тво­ре­ния людей в каких бы то ни было отно­ше­ниях, предот­вра­щают распри, раз­доры, мирят про­тив­ни­ков и тому подоб­ное 3 . Сыны Божии все веру­ю­щие суть дети одного отца небес­ного ( Рим. 8:17 ; Гал. 4:5 ), — но осо­бенно миро­творцы. Бог есть Бог мира ( 1Кор. 14:33 ); то есть, кто про­из­во­дит мир между людьми, осо­бенно в сем упо­доб­ля­ется Богу и в осо­бен­но­сти достойны быть названы сынами Божи­ими. Они осо­бенно упо­доб­ля­ются и Бого­че­ло­веку, при­шед­шему на землю именно для того, чтобы при­ми­рить Бога и людей и — в этом случае суть истин­ные чада Бого­че­ло­века (ср. Зла­то­уст). Наре­кутся: то есть будут дей­стви­тельно тако­выми.

Уста­но­вить посто­ян­ный, ничем невоз­му­ти­мый мир внутри себя; мы должны всеми силами стре­миться к тому, чтобы мир был и внутри нас, среди ближ­них наших; для этого мы должны пода­вать пример другим, должны со всеми посту­пать дру­же­любно, не пода­вать повода к несо­гла­сию, предот­вра­щать его всеми мерами и мирить враж­ду­ю­щих; а если не можем сами поми­рить их, то молить Бога о их при­ми­ре­нии.

Будьте в мире между собою, и Бог любви и мира будет с вами. Так учил Апо­стол Павел ( 1Фес. 5:13 ; 2Кор. 13:11 ).

Посмот­рим, как изла­га­ется данный вопрос в Тол­ко­вой Библии А.П.Лопухина за 1913 год.

Что под миро­твор­цами разу­ме­ются не одни только мирные, спо­кой­ные люди, кото­рые и сами никого не тро­гают, и их никто не тро­гает, но и люди тру­дя­щи­еся в целях дости­же­ния и водво­ре­ния мира на земле, в этом едва ли можно сомне­ваться.

Бла­жен­ство соеди­не­ния людей вместе.

Рас­смот­ре­ние седь­мого бла­жен­ства мы можем начать с выяс­не­ния неко­то­рых про­блем зна­че­ния 3 .

В Библии мир значит не только отсут­ствие непри­ят­но­стей; это значит поль­зо­ваться всем добрым.

Во-вторых, надо особо ука­зать, что выра­жает это бла­жен­ство. Бла­женны миро­творцы, а не обя­за­тельно миро­лю­би­вые. Чело­век часто непра­вильно про­яв­ляет свое миро­лю­бие, спо­соб­ствуя больше воз­ник­но­ве­нию непри­ят­но­стей, чем мира. Многие пола­гают, что любят мир, тогда как сами нагро­мож­дают про­блемы для буду­щего.

Библия счи­тает бла­жен­ным не тот мир, что явля­ется резуль­та­том ухода от про­блемы, а тот, что явля­ется резуль­та­том оценки дей­стви­тель­но­сти и ее про­блем, их реше­ния и пре­одо­ле­ния. Это бла­жен­ство тре­бует не пас­сив­ного при­ня­тия про­блем из страха перед труд­но­стями, оно тре­бует актив­ного пре­одо­ле­ния про­блем и миро­твор­че­ства даже в том случае, когда путь к миру лежит в борьбе.

Это значит сле­ду­ю­щее: бла­женны миро­творцы, потому что они будут делать Боже­ствен­ное дело. Чело­век, тво­ря­щий мир, делает то же самое, что делает и творит Бог ( Рим. 15:33 ; 2Кор.13:11 ; 1Фес.5:23 ; Евр. 13:20 ).

Смысл этого бла­жен­ства искали по трем глав­ным направ­ле­ниям.

Многие бого­словы ранней церкви пони­мали это бла­жен­ство в чисто духов­ном смысле и счи­тали, что оно имеет такое зна­че­ние: блажен чело­век, уста­но­вив­ший мир в своем сердце и в своей душе. В каждом из нас идет внут­рен­няя борьба между добром и злом, и нас всегда тянет сразу в две сто­роны. Счаст­лив чело­век, добив­шийся внут­рен­него мира, в кото­ром пре­кра­ти­лась внут­рен­няя борьба и кото­рый отдал свое сердце Богу.

Слово мир имеет ещё одно зна­че­ние. О нем рас­суж­дали рав­вины, и Иисус, воз­можно, имел в виду именно это зна­че­ние. Высшая цель, кото­рую может достичь чело­век, — это уста­но­вить пра­виль­ные отно­ше­ния между людьми.

Неко­то­рые люди часто явля­ются источ­ни­ком непри­ят­но­стей, обид, раз­до­ров. С другой сто­роны, есть люди, кото­рые наво­дят мосты между враж­ду­ю­щими, могут уте­шать в горе. Такие люди делают Божье дело, ибо вели­кая цель Божья заклю­ча­ется в том, чтобы уста­но­вить мир между людьми и Богом, а также между самими людьми. Чело­век, соеди­ня­ю­щий людей, выпол­няет Божье дело.

Лите­ра­тура

1 Полный Цер­ковно-Сла­вян­ский Сло­варь. Г. Дья­ченко. М., 1993, стр. 306.
2 Энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь Ф.А. Брок­гауза. Стр. 189.
3 Тол­ко­ва­ние Еван­ге­лия от Матфея. Уильям Баркли. БСБ — 1986, стр. 116.
4 Тол­ко­вое Еван­ге­лие. М., 1870.
5 Тол­ко­ва­ние Еван­ге­лия. Б.И. Глад­ков. Спб., 1907, стр. 118.
6 Тол­ко­вая Библия. Том 3. А.П. Лопу­хин. Петер­бург. 1911—1913, стр. 86.

Читайте также: