Миланский собор готический стиль сообщение

Обновлено: 04.07.2024


3400 статуй, 200 барельефов, 135 шпилей, 96 водосточных труб, а так же 55 витражей с 3600 персонажами, всего 11700 м² внутренней площади и 635 лет истории — это цифры последнего, по времени начала строительства, из великих готических соборов Европы — Миланского собора, Duomo di Milano. Но величие его не только в цифрах.

Классики литературы о Миланском соборе


Миланский собор всегда очаровывал великих путешественников.

Мрамор Миланского собора


Миланский собор — это своего рода пережиток средневековья. Дошёл он до наших дней таким, каким мы его видим благодаря материалу, из которого он создан. Это особенный вид мрамора, который, несмотря на то, что изначально очень твёрдый, со временем начинает отслаивается. Происходит это потому, что, в отличае от других видов мрамора, например каррарского, в состав его входит кварцит и пирит, которые под воздействием влажности и атмосферных осадков начинают расширяться, то есть расслаивать этот вид мрамора. Это говорит о том, что Миланский собор нуждается в постоянном уходе и реконструкции.

В XIV веке, во времена начала строительства собора, в Милане и по всей Италии основным строительным материалом был кирпич, но европейские соборы строились в основном из каменных блоков. Здесь решили не отступать от сложившейся традиции строить церкви из мрамора. Вспомним Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, собор в Пизе, в Орвието — мрамор в религиозных строениях Италии был главным действующим лицом.

Откуда везли мрамор


Мраморные карьеры были не то, чтобы за углом. Они находились в десятках километров от Милана, в карьерах Кандольи. Кандолья — это маленькое поселение, между Пьемонтом и Ломбардией. Здесь находится живой источник Миланского собора — карьеры его особенного мрамора с розовыми и серыми прожилками. Отсюда на баржах отправлялись огромные мраморные блоки на строительство собора. 100 км дороги по воде, то же расстояние, что и в современное время, но на другом транспорте, преодолевал этот ценный материал. С 1337 карьер Кандольи беспрерывно поставляет исходный материал для строительства этой архитектурной мечты.

Статуи Миланского собора


Джан Галеаццо Висконти , 1-й миланский герцог, первым уполномочил использовать карьер Кандольи для строительства собора.

Согласно легенде, строительство Миланского собора началось благодаря кошмару, который приснился Джану Галеаццо Висконти. Ему приснился дьявол, люцифер собственной персоны, приказавший Висконти построить храм в его честь, полный образов страшных монстров и жутких существ, в противном случае гореть ему в аду. Герцог был очень напуган ночным кошмаром. Единственным спасением своей души он видел в строительстве собора во славу Господа Бога — самого большого, самого торжественного, во славу победы добра над злом.

У Миланского собора есть еще одна особенность. Это единственный собор в мире, на крыше которого можно гулять, причем в компании 3400 статуй не только королевских особ, а и почтенных горожан. Здесь есть святые, среди которых Святая Лючия, защитница глаз каменотёсов, а так же императоры, папы римские и короли. Поскольку строительство Миланского собора заняло не одно столетие, то персонажи статуй не обязательно связаны с давней историей, одной из последних статуй была статуя итальянской звезды бокса 50-х Примо Карнера.

Не должно пугать присутствие на соборе монстров. Речь идёт о своеобразных завершениях водосточных труб, из пасти которых извергается вода. Монстры украшают исключительно внешнюю сторону и установлены там специально, чтобы отпугивать дьявола. По другой версии они воплощают кошмары, страхи и грехи, которые готовы в любой момент наброситься на вас, но от которых можно спрятаться войдя в церковь.

Стиль Миланского собора


Стиль Миланского собора принято относить к стилю поздней готической архитектуры. Он действительно заимствовал характеристики самых важных соборов Европы, которые ему, в некоторой степени, удалось превзойти. Миланский собор, например, по размеру намного больше, чем Парижский Нотр-Дам, и не только. Его протяжённость занимает 4-е место среди церквей во всём мире, а именно 11700 м².

Внутри собора представлены всевозможные воплощения человеческого гения — это и картины художников XVII века, которые рассказывают о жизни и чудесах святого Карла Борромео, и огромный свод, возвышающийся на высоте 45 метров. Но самое впечатляющее — это невероятный лес каменных столбов, пилястров, 25 м длиной, с диаметром более 3 м. Находясь внутри создается впечатление, что гуляешь среди фантастического каменного леса. У этих пилястров есть одна особенность, характерная только Миланскому собору — на каждом из них расположены капители с нишами, а в нишах находятся статуи, изображающие святых и пророков. Каждая статуя по размеру превосходит человеческий рост — высота их более 2 метров. Самое удивительное в том, что первые капители были возведены ещё до открытия Америки.

Строительство Миланского собора


Нетрудно представить, что в течении более 6 веков в строительстве собора участвовал не один десяток архитекторов, инженеров, художников, целые поколения каменотесов. Это была хоровая работа, своего рода оркестровая симфония возможностей человека. Участвовали в работах не только местные жители, но и другие итальянские архитекторы и иностранные специалисты, которые приезжали из Франции, Германии, Голландии, привозя с собой опыт строительства соборов. Именно поэтому Миланский собор смело можно считать собором Европы.

Строительство собора началось с его задней части, апсиды, постепенно продвигаясь вперед. Интенсивность строительства постоянно менялась — временами был большой всплеск, а иногда оно практически останавливалось, всё зависело от финансовых возможностей.

Главной проблемой стала реализация фасада. Причина этому была очень простая — к тому времени готический стиль уже вышел из моды. С конца XVI века было представлено огромное количество проектов, но постоянные сомнения и неудовлетворенности привели к тому, что фасад так и не был завершён вплоть до начала XIX века, оставаясь кирпичным. Точки над i расставил Наполеон — он приказал завершить строительство фасада Миланского собора к 1805 году, ко дню его коронации королём Италии.

На какие средства строился Миланский собор


Создание такой красоты на протяжении многих веков не могло финансироваться исключительно за счёт средств королевской казны. Собор стал смыслом жизни всех горожан. Кто был богатым — жертвовал немало денег, кто был победнее — кормил и поил строителей, а кому нечего было предложить — часто участвовал в качестве рабочей силы. Такая особая характеристика отношения горожан к собору продолжается и до наших дней. Например, орган в соборе — самый большой орган в Италии, но он очень хрупкий, за ним нужен постоянный уход. Сегодня, как и 600 лет назад, миланцы сами вызвались участвовать в реконструкции органа, тем самым подтверждая его звание народного собора.

Витражи Миланского собора


Витражи — одна из самых впечатляющих характеристик европейских соборов. Витражи считаются новинкой в готической архитектуре. Раньше, в романском стиле, их не использовали. Церкви строились из массивного камня, были похожи скорее на замки веры. Внутри они были практически тёмными. Это была весьма угрюмая, мистическая темнота.

Готические церкви совсем другие. В них яркое освещение, они возносятся высоко вверх, благодаря так же внешней структуре, дающей опору и делающей стены более стойкими. Поэтому сами стены могут быть более тонкими, они становятся почти что занавесями, спускающимися вниз и открывающими вид на величественные витражи.

В витражах Миланского собора изображены 3650 фигур персонажей и историй из Старого и Нового Заветов и Апокалипсиса. Во времена, когда большинство населения было безграмотным, эти световые рисунки, как фрески в большинстве соборов, служили источником просвещения. Самые первые витражи здесь относятся к XV столетию, последние были созданы совсем недавно, в 1978 году. В XIX столетии были проведены серьёзные реставрационные работы витражей, которые можно заметить невооружённым взглядом по резкому цветовому контрасту более молодого стекла. В витражах, рассказы Нового и Старого Завета, повествует не слово, а свет, и мы их слушаем не ушами, а глазами.

Самые древние витражи


Самые старинные витражи Миланского собора находятся в задней его части за главным алтарем и относятся к XV столетию. Это очень сложное произведение, и, чаще всего, теряешься в нем, начиная рассматривать детали. Но, как не стоит всматриваться в детали фасада, а стараться воспринимать его в целостности, так и витраж нужно охватить взглядом полностью.

В самом его центре выделяется гигантская розетка, солнце, испускающее лучи, которое, вместе со змеем, изображалось на гербе рода Висконти. Каждое большое окно Миланского собора было тщательно спроектировано Джаном Галеаццо Висконти и его архитекторами. Строительство собора поддерживалось спонсорством разных сообществ и организаций, что так же отображено на витражах собора, где целые разделы изображают нотариусов, часовщиков и купцов. Одним словом, витражи представляют собой миланское общество тех времен, или, как минимум, её самую авторитетную часть. Любопытно, что когда, со временем, стёкла иногда разбивались, восстанавливали их не учитывая первоначального рисунка. Стёкла лепились как попало, поэтому часто можно заметить таких себе монстров с ногами вместо лица или руками, торчащими из ушей. Но, несмотря на это, витражи своей масштабностью и зрелищностью всегда вызывали восхищение каждого, кто перед ними оказывался.

Шедевр маньеризма в Миланском соборе


Не сразу заметная взгляду, под главным алтарем, находится крипта — место, производящее ошеломляющее впечатление. 8 колон из красного мрамора создают своего рода окружность вокруг алтаря. Невероятно зрелищный здесь так же свод, полностью украшенный лепниной и фресками. И вся эта красота не какое-то спрятанное помещение, а пульсирующее сердце литургической жизни. Крипта, в свою очередь, соединена с еще одним очень важным помещением, где в драгоценном серебряном гробу хранятся мощи Святого Карла Борромео.

Раннехристианский период


Миланский собор представляет из себя воображаемую книгу истории, в которой один на другой наслоены её периоды. В самом низу находится еще один слой, который переносит нас в раннехристианскую эпоху. На глубине 3 м под центром города, а именно под папертью, находился баптистерий, от которого остался центральный восьмиугольный бассейн и периметральная структура в форме восьмиугольника. Такая форма имела важное символическое значение — цифра 8 символизировала восьмой день, Судный День, в надежде на воскресение, как воскресение Христа.

Мадоннина


На самом высоком шпиле находится самая главная статуя Миланского собора — статуя Мадонны, которую миланцы ласково называют мадоннина. Вместе с мадонниной общая высота собора составляет 108,5 м. Статуя выполнена из стали, покрытой листами золота. Блеск её настолько яркий, что во время Второй мировой войны мадоннину покрывали тканью, чтобы она не служила ориентиром для бомбардировщиков.

Очень важным заключением будет мысль о том, что тот, кто задумывал строительство собора прекрасно себе представлял, что при жизни ему не удастся его увидеть. Что же тогда объединяло всех этих людей так вкладываться в его строительство? Конечно же вера, она была главным мотором, но не только. Был определённый дух общества. Миланский собор стал символом самого города, но и это не всё. Собор должен был воплощать в себе что-то такое, чему время неподвластно. Тело разрушается, жизнь кончается, но, несмотря на это, люди надеялись, что создание собора, бросая вызов времени, никогда не остановится. Поэтому помимо веры, собор представляет из себя что-то намного более человеческое и земное. Глядя на него, сердце наполняется восторгом, а разум насыщается внутренним спокойствием. В нём помимо красоты есть что-то такое, что проходит сквозь века и становится понятием вечным — это любовь к жизни.

Миланский собор

Миланский собор представляет истинную гордость всех итальянцев, но его красота заключается не столько в масштабности размаха, сколько в мельчайших деталях. Именно эти нюансы являются настоящим украшением здания, выполненного в готическом стиле. Стоит только взглянуть на многочисленные лики, библейские мотивы, скульптурные композиции, начинаешь понимать глубину проработки каждой линии, а также причины столь длительного строительства и декорирования.

Другие названия

Стены Миланского храма

У церкви есть еще и официальное название в честь Девы Марии, покровительницы города. Оно звучит Санта-Мария Нашенте. На крыше собора установлена статуя святой Мадонны, которую видно с разных точек Милана.

Общая характеристика

Соборная площадь в Милане

Архитектурный памятник находится в центральной части Милана. Площадь перед Миланским собором называют Соборной, отсюда открывается потрясающий вид на сооружение с множеством шпилей. Несмотря на сочетание стилей, подавляющим является готика, при этом весь собор сделан из белого мрамора, что почти не встречается в других подобных строениях Европы.

Скульптуры Миланского собора

Массивная церковь строилась более 570 лет, зато теперь в ней может вместиться около 40 000 человек. Длина собора составляет 158 м, а ширина – 92 м. Самый высокий шпиль устремляется в небо на расстояние 106 м. И, хотя размеры фасадов впечатляют, гораздо интереснее, сколько скульптур было создано для их украшения. Количество статуй – около 3400 единиц, а лепного декора и того больше.

Исторические вехи Дуомо

Окна Миланского собора

История подарила немного средневековых храмов, ведь большая их часть была разрушена за последующие столетия. Миланский собор – один из представителей того века, хотя по архитектуре это трудно сказать. Базилика считается настоящим долгостроем, так как основу под нее начали закладывать еще в 1386 г.

До начального этапа строительства на месте будущей базилики стояли другие святилища, сменяющие друг друга по мере завоевания территории разными народами. Среди предшественников известны:

  • храм кельтов;
  • римский храм богини Минервы;
  • церковь Санта-Такла;
  • церковь Санта-Мария-Маджоре.

Архитектура собора Дуомо

Статуя Мадонны в Милане

В годы правления герцога Джана Галеаццо Висконти решено было создать новое творение в готическом стиле, так как ничего подобного в этой части Европы еще не существовало. Первым архитектором стал Симоне де Орсениго, но он с трудом справлялся с возложенной на него задачей. Несколько раз создатели проекта менялись один за другим: назначались то немцы, то французы, то вновь возвращались к итальянцам. К 1417 г. уже был готов главный алтарь, который освятили еще до того, как была возведена полная конструкция храма.

Дверь Миланского собора

В 1470 г. значимый пост по возведению собора достался Джунифорте Сопари. Чтобы привнести в строение уникальности, архитектор нередко обращался за советами к Донато Браманте и Леонардо да Винчи. В результате было решено разбавить строгую готику элементами Ренессанса, входящими в моду в то время. Только через сто лет, в 1572 г., состоялось открытие Миланского собора, хотя он все еще не был полностью украшен. Из описаний исторических событий известно, что в 1769 установили самый высокий шпиль, а также появилась позолоченная статуя Мадонны высотой в 4 м.

Крыша собора в Италии

Многим интересно, сколько лет заняло строительство Миланского собора с учетом всех декораторских работ, ведь изобилие деталей подтверждает трудоемкость процесса. Общее число лет составило 579. Мало какие сооружения могут похвастаться столь серьезным и длительным подходом к созданию уникального произведения искусства.

Архитектура

Шпили Миланского собора

Дуомо способен удивить каждого туриста своим необычным исполнением. Можно часами разглядывать его фасады с тысячами скульптур и целыми композициями из Библии, которые настолько искусно сделаны, что каждый герой будто пропитан жизнью. Очень тяжело изучить все украшения собора, так как многие из них высоко расположены, зато картинки помогут получше рассмотреть внешнее оформление. На одной из стен выделено место под имена архиепископов города, список которых ведется уже очень давно. Тем не менее, еще остались места для нанесения новых записей для будущих представителей церкви.

Кафедральный собор в Милане

Немало сюрпризов скрыто внутри Миланского собора. Во-первых, здесь есть необычная достопримечательность – гвоздь, которым был распят Иисус. При проведении службы в честь Воздвижения Честного Креста Господня над алтарем спускается облако с гвоздем для придания мероприятию большего символизма.

Статуя Святого Варфоломея

Во-вторых, в храме в качестве купели используется египетская ванна, датированная 4 веком. Также огромную значимость имеют статуя Святого Варфоломея и мавзолей Джан-Джакомо Медичи.

Собор Дуомо внутри

В-третьих, внутреннее убранство настолько богато и изысканно, что не обратить на него внимание просто невозможно. Огромные колонны уходят далеко ввысь, всюду роспись и лепнина. Главная красота заключается в окнах, где находятся витражи, созданные в 15 веке. Фотографии не способны передать игры цвета так, как это видно при личном присутствии внутри храма.

Интерьер Миланского храма

Конструкция собора такова, что можно прогуляться по крыше и полюбоваться на исторический центр. Кто-то разглядывает оформление статуями, кто-то любуется на городские пейзажи, а кто-то делает различные фото в окружении филигранных шпилей из мрамора.

Интересные факты

Внутренний декор собора

В Милане существует особый декрет, запрещающий зданиям загораживать статую Мадонны. При строительстве небоскреба Пирелли пришлось пренебречь условием, но, чтобы обойти закон, решено было установить на крыше современного здания идентичную статую покровительницы города.

Кафедральный собор Милана

Величественный собор Дуомо, что переводится как кафедральный собор, – главная достопримечательность Милана и гордость итальянцев, находится в центре города на Соборной площади. Полное название собора, выполненного в стиле пламенеющей готики, – Санта Мария Нашенте (собор Рождества Девы Марии). Здесь молятся и католики, и прихожане русской православной церкви.

Возникновение и строительство

На месте Миланского кафедрального собора испокон веков совершались религиозные обряды. Здесь в своё время располагалось кельтское капище, церковь Санта-Текла и базилика Богородицы.

Дуомо сегодня

Фундамент Миланского собора заложили в 1386 году по распоряжению герцога Джангалеаццо Вискони, выдающегося правителя Милана, который стремился объединить итальянское государство.

Трудности возведения здания

Герцог Вискони распорядился построить собор в модном готическом стиле, непривычном для Италии. К строительству здания по проекту итальянского архитектора Симоне де Арсениго правитель Милана подключил зодчих из Франции и Германии.

Собор в готическом стиле

Строили Дуомо медленно: правители, сменяя друг друга, беспрестанно вносили свои поправки, ведь собор олицетворял величие власти очередного герцога. Случалось, что новый хозяин велел переделывать постройки предшественника.

Интересно! За 600 лет – время создания Дуомо – в проект собора внесены многочисленные изменения.

Пламенеющая готика

Окончание строительства

В 1805 году в неоконченном храме короновали короля Италии Наполеона Бонапарта, выходца из итало-корсиканской семьи. Собор завершили в основном в 1813 году архитекторы Карло Амати и Джузеппе Занойя.

Дуомо в 19 веке

Для работы по украшению здания привлечено 180 итальянских мастеров: скульпторов, архитекторов, художников. Официально строительство собора, вмещающего одновременно 40 000 человек, закончилось в 1965 году.

Длина Дуомо – 158 м, ширина – 92 м, высота – 157 м, фасад украшают скульптуры. Самый высокий шпиль устремлён ввысь на 108,5 м. Для отделки здания использовали белый мрамор с розоватым оттенком из карьера Кандолья.

Фасад Дуомо

Беломраморный фасад – эклектика с элементами римской церковной архитектуры и барокко, в которой доминирует готический стиль. Главный вход обозначен бронзовыми воротами. Красота сооружения пленяет посетителей: фасад отделан особым видом мрамора, который меняет цвет в зависимости от времени суток.

Оригинальный фасад Дуомо

Фасады и шпили украшают множество изящных скульптур, тонких колонн и башенок. 2300 статуй неодинакового размера и 700 фигур, вставленных в мраморные горельефы, выражают идею христианского спасения. Здесь изображены пророки и патриархи, мученики и святые, а также херувимы, горгуньи и химеры: символы храма формировались шесть веков, которые оставили на здании архитектурный отпечаток.

Многочисленные скульптуры

Главная скульптура собора Дуомо – шпиль с четырехметровой статуей Мадонны, который появился в 1769 году. Тогда же власти издали декрет, запрещающий строить здания выше шпиля с Мадонной.

Позолоченная бронзовая статуя покровительницы города весом 399 кг. венчает самый высокий шпиль Дуомо. Облицовывают фигуру Мадонны листы чистого золота весом 6,75 килограммов. На остриях каменных игл – голуби и боксёры, мифические чудовища, призванных отгонять злых духов. С высоты шпилей видны Альпийские горы.

Шпиль со статуей Мадонны

На крышу Дуомо, оборудованную как террасу, поднимаются на лифте или по лестнице. По периметру – статуи ангелов и химер, библейских персонажей и святых, выполненных настолько изящно, что хочется стоять и любоваться настоящим искусством.

На крыше собора

Интерьер собора

Внутреннее помещение кафедрального собора Милана кажется необъятным, внутри – восемь нефов, в отделке которых мрамор, серебро и золото, драгоценные камни. Центральный неф превышает по размерам соседние.

Внутри миланского собора

В интерьере Дуомо – лес из колонн, завершённый высокими оригинальными капителями. Устремлённые ввысь 52 монументальные колонны уходят к сводчатому готическому потолку. Высокие своды украшает тонкая лепнина и изумительная роспись.

Роскошное убранство

Витражи и алтарь

Миланский собор Дуомо украшают 45 витражных панно, изображающих сцены из Ветхого и Нового Заветов, Апокалипсиса и Жития Иисуса Христа. Огромные окна – в форме вытянутых витражей, созданных в XV веке. Витражи над малой часовней Креста посвящены деяниям святой Елены.

Витражи

По бокам от главного прохода – ниши, в которых располагаются алтари, надгробия и саркофаги. Главный алтарь создан из мрамора и бронзы, позади алтаря – балдахин в форме храма, который покоится на 12 колоннах, символизирующих 12 апостолов Иисуса Христа.

На заметку! На одной из стен собора – огромная каменная таблица с выгравированным перечнем имён и фамилий всех архиепископов Милана.

Священный гвоздь

Прямо над алтарём, под куполом на высоте 45 метров, – небольшой красный огонёк: гвоздь с распятия Иисуса Христа в хрустальной капсуле с серебряными гранями. Священный гвоздь привезён из Святой земли равноапостольной Еленой, матерью императора Константина Великого,

Священный гвоздь

Один раз в год – 14 сентября – в День Воздвижения Креста Господня, епископ Милана поднимается к дарохранительнице с гвоздём на платформе в виде облака с Ангелом. Реликвию торжественно опускают вниз и устанавливают на центральном престоле собора.

Интересно! Подъёмный механизм придумал и расписал Леонардо да Винчи. Церемония сопровождается звуками органа и транслируется на мониторы, установленные в храме.

Статуя святого Варфоломея

Справа от алтаря – каменное изображение святого Варфоломея. Один из двенадцати апостолов Иисуса Христа, покровитель рыбаков, погиб мученической смертью.

Статуя святого Варфоломея

По наущению языческих жрецов во время пыток с него сняли кожу. Скульптура изображает мученика, на теле которого виден каждый мускул. Он, будто накидкой, прикрывается собственной кожей.

Крипта

Внутри католического собора Дуомо часто хоронили умерших – влиятельных особ своего времени. Здесь – мавзолей маркиза Джономо из семейства Медиче. Под мавзолеем – крипта Карла Борромео, архиепископа, причисленного к лику святого.

Он прославился, избавляя город от эпидемии чумы. Архиепископ Милана, рискуя заразиться, ухаживал за больными, кормил бедствующих горожан за свой счёт.

Крипта Карла Борромео

Карло Борромео распорядился вынести священную реликвию из храма и возглавил покаянную процессию со святым Гвоздём, чтобы страшная болезнь отступила. Итальянские живописцы запечатлели сцены из жизни архиепископа в серии из 54 полотен и поместили в крипте.

Камень в основание Миланского собора заложили еще в конце XIV века, но строительство затянулось почти на шесть столетий.

В самом центре Милана

Когда-то давно на том месте, где сейчас возвышается величественный миланский дворец, находилось маленькое кельтское святилище. С приходом римлян его заменили на храм Минервы, богини мудрости.

Миланский собор.

Простоял он почти до IV века и уступил место церкви Санта-Текла, а та, в свою очередь — церкви Санта-Мария-Маджоре. Последнюю снесли, когда расчищали территорию для постройки Дуомо. Место это пользовалось такой популярностью не случайно — Миланский собор находится в самом центре исторической части города.

От готики до барокко

В 1386 архиепископ Антонио де Салуззо заложил первый камень в основание Миланского собора. К началу работ власть перешла в руки Джана Галеаццо Висконти, знаменитого герцога и по совместительству двоюродного брата архиепископа. Собор должен был послужить наградой для народа, угнетенного тираном Висконти Барнабо.

Жители города были преисполнены энтузиазма, и кузены собрали большое количество пожертвований на еще не достроенный собор.

Первым архитектором Дуомо был Симоне де Орсениго. Он планировал возвести здание в стиле традиционной готики. Но Висконти хотел непременно следовать современным тенденциям и решил обратиться к архитектуре барокко.

Итальянский долгострой

Вскоре на должность архитектора заступил французский инженер Николя де Бонавентура. Он привнес в проект собора французский дух, а также решил, что кирпичное здание будет облицовано мрамором.

Снимок экрана 2020-04-04 в 08.48.24.jpg

Его позволили брать дорогой материал из лучших каменоломен, к тому же Галеаццо освободил Дуомо от налогов. Впрочем, архитекторы менялись один за другим, каждый раз добавляя в проект новые детали. К 1402 году почти половина собора была завершена, но до конца XV века работа застопорилась: не хватало денег и новых идей.

Сомнительной казалось и техническая сторона проекта. Однако в 1417 главный алтарь собора освятил папа Мартин V, а в 1572 Дуомо торжественно открыл кардинал Карло Борромео, который впоследствии был причислен к лику святых. В XIX веке собор все-таки достроят, но некоторые работы будут продолжаться вплоть до 1965 года.

Миланская Мадонна

В начале XVI века принялись за отделку еще недостроенной церкви. В начале столетия возвели восьмиугольный купол, отдав дань моде на барокко.

Снимок экрана 2020-04-04 в 08.48.32.jpg

Изнутри собор украсили четырьмя рядами статуй по 15 в каждом, изображающими святых, пророков и других персонажей из Библии. Лишь к концу XVIII века наконец появился главный шпиль высотой в 106 метров. Его венчает четырехметровая позолоченная статуя Мадонны. Это не случайно — собор посвящен Рождеству Пресвятой Девы Марии. Интересно, что в Милане действует закон, согласно которому в городе нельзя возводить здания, которые бы закрывали собой заступницу.

План собора

Высота нефа составляет около 45 метров — своды Дуомо выше, чем у всех других готических церквей. Миланский собор нельзя назвать в числе рекордсменов по высоте. Однако по вместимости это второй крупнейший готический собор в Европе — Дуомо уступает только храму в Севилье. В нем могут одновременно поместиться около 40 тысяч прихожан.

Собор-рекордсмен

Но все-таки Миланскому собору есть чем похвастаться. Для украшения Дуомо были созданы около 3400 скульптур. Одна из них, например, очень сильно напоминает Статую Свободы. Если очень постараться, можно даже найти изображение Муссолини — правда, его переделали до неузнаваемости.

Снимок экрана 2020-04-04 в 08.48.41.jpg

Главной святыней Дуомо считается гвоздь, которым, по преданию, был распят Христос. Обычно он находится под куполом, но раз в год в сентябре святыню спускают вниз, чтобы показать прихожанам.

Читайте также: