Михаил юрьевич лермонтов сообщение опричнина

Обновлено: 28.04.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Знание истории своей Родины во все времена считалось делом необходимым. Оно давало человеку право гордиться своей принадлежностью народу, имеющему славное прошлое, оно учило любить Родину, служить ей и защищать ее.

Искусство всегда интересовалось историей, находя в ней сюжеты для своих произведений, героев, чья слава не увядает с веками. Княгиня Ольга, князь Владимир, Минин и Пожарский, Иван Сусанин, Степан Разин, М.И. Кутузов, И. Грозный – это не только исторические личности, но и литературные герои, художественные образы многих произведений, картин, спектаклей, кинофильмов.

История сохранила имена героев и антигероев, среди которых есть личности настолько противоречивые, что единого мнения, однозначной оценки их жизни и деятельности нет, и не может быть. Такой сложной, но удивительно интересной личностью был Иван IV.

Мы разделяем точку зрения исследователей, которые считают главным произведением Лермонтова, посвященным теме исторического прошлого России, поэму “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Подобно тому, как в стихотворении “Бородино” поэт обращается к теме войны 1812 года, одного из важнейших событий русской истории, когда решалась судьба всей страны, в “Песне. ” объектом внимания Лермонтова становится сложное и кровавое время правления Ивана Грозного, один из наиболее драматичных моментов истории Руси. Именно в такие значимые периоды, по мнению Лермонтова, открываются наиболее сильные и важные черты русского характера.

Одним из центральных персонажей поэмы представлен царь Иван Васильевич. Именно он вершит судьбы людей, казнит или милует. Недаром его так прозвали Грозным: как только речь заходит о нем, в воображении каждого из нас встают опричники, кровавые забавы, жестокие казни, беспощадное покорение Новгорода Великого, взятие Казани…

Актуальность исследования заключается в том, что представленный в работе материал поможет кадетам глубже понять общекультурный контекст эпохи Ивана Грозного, а также получить информацию о том, как в современной науке изучаются личности исторических деятелей. Уже очевидно, что надо учиться анализировать и сопоставлять факты, так как не только увеличивается число научных исследований, но меняются и сами подходы и оценки, переосмысливается деятельность Ивана Грозного, в том числе. Все это подтверждает необходимость развития у учащихся навыков исследовательской работы, работы с научными источниками, умений анализировать и делать грамотные выводы.

Цель исследовательской работы - сопоставить образ царя Ивана Васильевича в поэме М.Ю. Лермонтова и личность Ивана Грозного, представленную на страницах исторических документов.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

- изучить историю создания поэмы М.Ю. Лермонтова;

- исследовать исторические документы данного периода правления Ивана Грозного и его историческое описание как государственного деятеля, как личности;

- проследить, какие качества Ивана Грозного определяет М.Ю. Лермонтов как доминирующие в отношениях с другими персонажами поэмы;

Объект исследования – личность Ивана IV Васильевича Грозного в литературе и истории.

Предмет исследования – противоречивость образа Ивана Грозного в

Методы, использованные в работе: исследование, сравнительный анализ, характерологический анализ.

Перспективность исследования – начатая работа по изучению обозначенной проблемы может быть продолжена по целому ряду направлений на более высоком научном уровне с использованием последних научных источников российских и зарубежных исследователей.

Практическая значимость работы – данный материал может быть использован на уроках литературы и при подготовке кадет к экзаменам и олимпиадам по литературе, при подготовке тематических классных часов.

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы, а также приложением является презентация в электронной форме.

Глава 1 Теоретические аспекты изображения исторических деятелей в художественной литературе

Глупый Иван, неразумный Иван!
Где ты, Иванушка, перво был?
Ныне Настасья просватана,
Душа Дмитревна запоручена…

Как и Кирибеевич, герой былины опоздал со своей любовью. Известно, что, приехав в Тарханы зимой 1836 года, Лермонтов устроил между крестьянами кулачный бой (традиция проводить кулачные бои к этому времени стала угасать). Он был доволен увиденным, подарил крестьянам несколько участков леса и особенно одарил победителя – молодого парня из Тархан. Поэта занимала картина кулачного боя – распространенной в прошлом русская национальная потехи. [10]

Все это достаточно убедительно объясняет интерес М.Ю. Лермонтова к личности Ивана Грозного и самой эпохе, а также его решение создать художественное произведение, в котором известные исторические факты приобретут эпическое звучание.

1.2 Дискуссионные вопросы о личности Ивана Грозного и его роли в развитии государства

Мы обнаружили, что рядом с высокой оценкой царя, так же убедительно и доказательно следует осуждение его в жестокости, неумолимости в пролитии крови: множество народу от мала до велика при царстве своем погубил, и тут же: многие блага сотворил, воинство свое любящим и заботящимся показан. Похоже, современник стал в тупик перед многогранностью человеческого характера. Этому есть объяснение.

Последующие историки, кроме В.О. Ключевского, порой как бы бравировали свободой от моральных оценок прошлого, говорили, что надо не судить, а понять людей минувших. С конца 30-х годов оценка деятельности Ивана IV становится почти единодушной. На страницах ученых трудов, романов, на киноэкранах и в театрах Ивана стали изображать, как великого патриота Русской земли, беспощадно и справедливо расправлявшегося с изменниками боярами. Причины такого отношения лежали за пределами науки. Террор казался привлекательным для оправдания событий в стране в этот период.

Но Иван Грозный был не только тираном. Если мы обратимся к историческим документам, то узнаем много интересного и, может быть, неожиданного для себя.

Проведенный нами анализ источников показал, что Иван Грозный имел разум превосходный, не чуждый образования, соединенный с необыкновенным даром слова. Обладал редкой памятью, знал наизусть Библию, историю греческую, римскую, нашего Отечества. Был монарх, ревностный, неутомимый, часто проницательный в государственных делах. Расширил границы государства, завоевав Казань, Астрахань, начав освоение Сибири. Любил правду в судах, сам нередко разбирал тяжбы, выслушивал жалобы, читал всякую бумагу, решал немедленно. Казнил утеснителей народа, сановников бессовестных, лихоимцев, телесно и стыдом.

Оставил после себя Руси войско, какого она не имела прежде: лучше устроенное и многочисленное.

Строил новые города для безопасности границ и развития торговли: Лаишево, Чебоксары, Козмодемьянск, Орел, Кокшанск, Тетюши, Алатырь, Арзамас…

Не знать этого или забывать об этом нельзя. Время правления Ивана Грозного – это не только время опричнины, но и важный этап в становлении сильного и обширного Российского государства, а Иван Васильевич не только жестокий и подозрительный человек, но и правитель державы, очень много сделавший для нее.

Позади его стоят стольники,

Супротив его все бояре да князья,

По бока его все опричники.

Не родилась та рука заколдованная

Ни в боярском роду, ни в купеческом.

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его все бояре да князья,

По бокам его все опричники.

Проведенный нами анализ текста поэмы и соотнесение его с историческими источниками сделал возможными следующие выводы и заключения.

Как полюбишься — празднуй свадебку,

Не полюбишьсяне прогневайся.

Глава 2 Практическое обоснование специфики создания образа исторической личности в художественной литературе.

Для более убедительного подтверждения правоты нашей рабочей гипотезы нами была предпринята попытка сопоставительного анализа Ивана Грозного как исторической личности и художественного образа героя, который создает талантливое перо поэта на основе реальных исторических деталей и фактов.

Образ Ивана Грозного глазами историков

«Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

« Вот нахмурил царь брови черные

И навёл на него очи зоркие,

Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Стремление властвовать над душой подданных.

« Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?

Когда всходит месяц – звёзды радуются,

Щедрость по отношению к любимцам.

«Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышленой покланяйся

Соблюдение некоторых законов нравственности.

«Как полюбишься – празднуй свадебку,

Стремление показать свою милость.

«Я топор велю наточить – навострить,

Палача велю одеть – нарядить,

В большой колокол прикажу звонить,

Чтобы знали все люди московские,

Оказание помощи семье осужденного.

«Молодую жену и сирот твоих

Из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня

По всему царству русскому широкому

Щедрым по отношению к своим любимцам.

«Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышленой покланяйся

Поставленные задачи решены в полном объеме: мы изучили историю создания художественного произведения и специфику изображения образа героя на основе реальных фактов и событий, зафиксированных в исторических документах.

Литература и история – это две дисциплины, которые как нельзя лучше дополняют друг друга, убедительно подтверждая, что настоящее искусство всегда соприкасается с реализмом науки в изображении истории.

Мы считаем, что цель исследования достигнута в результате решения поставленных задач. Однако с ледует добавить, что данная тема представляется перспективной для дальнейшей разработки на более серьезном научном уровне: в ходе исследования обозначились новые аспекты в изучении обозначенной проблемы и возможные варианты их решения. Работа может быть продолжена.

Иван IV Грозный. Сочинения.- СПб., 2000.

Иловайский Д.И. История России. Царская Русь. (Московско-царский период. Первая половина или 16 век).-М. :Чарли, 2005.

История России с древнейших времён до конца XVII века. М., 2008.

Карамзин Н.М. Предания веков. - М: Правда, 1988.

Ключевский В.О. Сочинения. Том II . Часть 2. Лекция XXX . Характеристика царя Ивана Грозного // Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: Позднее средневековье. М.,2000.

М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича… -М.,Дрофа, 2000

Михайловский Н.К. Иван Грозный в русской литературе, Соч., т. 6, СПб., 1987.

Опричник

Кирибеевич чувствует свою приближенность к царю, поэтому он считает себя лучше других. Он думает, что ему все дозволено, что он может делать все, что его душе угодно. Герой ощущает свое превосходство, он знает, что он окажется безнаказанным, поэтому нарушает законы нравственности.

Отношение к семейным ценностям

Семейные ценности для Кирибеевича ничего не значат. Когда он предлагает свою любовь замужней Алене Дмитриевне, он думает лишь о себе и собственном счастье. Кирибеевич не понимает, что любовь нельзя купить за богатства, которые он предлагает жене купца Калашникова. Он не боится посрамить честь своей возлюбленной, эгоизм становится превыше любви. Чувства Кирибеевича к Алене Дмитриевне нельзя назвать чистой и искренней любовью. Он отмечает ее красоту, а не нравственность. То, что чувствует Алена Дмитриевна, оказывается незамеченным Кирибеевичем.

Внутренние качества

Помимо эгоизма, Кирибеевич имеет ряд других отрицательных качеств. Он не признается царю в том, что его возлюбленная замужем. Иван Грозный так и не узнает всей правды.

В момент боя с купцом Калашниковым Кирибеевич вел себя развязно, он чувствовал, что за него заступятся опричники и сам царь. Если Калашников кланяется не только царю, но и народу, то Кирибеевич – только царю. Это еще раз подчеркивает то, что герой не уважал простой народ, ставил себя превыше всех остальных.

Кирибеевич оказывается убитым купцом Калашниковым, который хотел отстоять честь своей жены Алены Дмитриевны. Опричник царя оказался не таким сильным, как говорил о себе. Он понес наказание за свои безнравственные поступки.

План урока:

Историческая основа поэмы

Фольклорные традиции в поэме Лермонтова, жанровое своеобразие и повествовательная манера народного сказа

В зачине поэмы, как в былине, гусляры объясняют, о чем они сложили свою песню. Иван Грозный замечает во время пира, что дорогой ему опричник пригорюнился. Он стал расспрашивать, отчего тот приуныл. Кирибеевич открылся царю, что ни слава, ни богатство не радуют его. Он просит у царя позволения покинуть государеву службу, чтобы в вольных степях искать погибели в сражениях с басурманами [1] . А причина его страданий в неразделенной любви. Царь советует послать сваху с подарками к избраннице. Но умолчал Кирибеевич, что обвенчана эта женщина с другим по христианскому обычаю.

Пир Ивана Грозного

Подкараулил Кирибеевич у церкви после вечерней службы Алену Дмитриевну, стал ее силой удерживать, сулить богатые подарки и положение знатное, хвастаясь, что он из известной семьи Скуратовых. Вокруг зло шептались соседки, глядя на них. Удалось женщине освободиться и убежать.

Калашников, воротившись из лавки, почувствовал дома неладное: жена не встречает, на столе нет ужина, свеча догорела у образов. Работница сказала, что хозяюшка не возвращалась, а детки никак не заснут без матери и плачут. Вид появившейся Алены Дмитриевны изумил купца: бледная, с безумными глазами, с непокрытой головой, одежда растрепана. Калашников разгневался, а она кинулась к мужу и обо всем поведала. Калашников, призвав к себе младших братьев, сообщил о решении покарать обидчика завтра на потешном кулачном бою.

Картины исторических бытописаний жизни народа Руси XVI в

Образы купца Степана Калашникова и опричника Кирибеевича. Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича. Судьба Алены Дмитриевны

Кирибеевич и Алёна Дмитриевна

Образ Алены Дмитриевны, молодой красивой женщины, близок народному идеалу женщины, жены, матери. Она родилась и выросла в патриархальной купеческой семье, но родители ее уже умерли. Она с любовью и уважением относится к мужу, главе семьи и кормильцу, называет его ясным солнышком, государем.Для нее семейные ценности основаны на христианских законах, чести и верности.Она набожна, посещает церковные службы. После нанесенной опричником обиды, она к мужу обращается, как к своему заступнику. Ей не страшна худая молва и смерть, боится она только гнева и немилости мужа. После казни Калашникова Алена Дмитриевна стала вдовой с осиротевшими без отца детьми. Она вынесет с достоинством эту участь, как вынес бой и мучительную казнь ее муж, лишь бы их детям не довелось расти в опороченной семье.

Образ Ивана Грозного

Авторская позиция, народная оценка поведения и морали героев

Лермонтов изобразил Ивана Грозного, как в старинных русских песнях, без похвалы или порицания, таким, каким он был на самом деле. Поэт показал двойственность образа Грозного, противоречия в его характере. Широта его натуры и великодушие совмещаются с деспотизмом, жестокостью, мстительностью и коварством. Это развращенная властью личность, царь казнит и милует не по закону, а по собственному желанию. Грозный нарушает даже собственное царское слово. Он велит казнить победившего в честном бою Калашникова, хотя обещал награду победителю. Но своей милостью обещал одарить родных казненного купца. Царский суд притворно милостивый, преступный и лживый. Звучит горькая авторская ирония в описании веселого и нарядного палача, готовящегося на плахе к страшному представлению для потехи царя.

Значение поэмы в истории русской литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление знаний учащихся о личности поэта; дать представление об исторической основе произведения; выявление фольклорных элементов в поэме.
2) Выяснение смысла столкновения Калашникова и Кирибеевича; защиты Калашниковым человеческого достоинства; его готовности стоять за правду до конца.
3)Развивать умение определять конфликт между личностью и властью.

Компьютер, мультимедийный проектор

Репродукции картин художников И.Билибина В.Васнецова, Б.Кустодиева.

I.Организационный момент.

(Презентация 1)

Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ.1814 - 1841

Михаил Юрьевич родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой.

После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.
Детство поэта прошло в имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками.

В Тарханах Лермонтов получил домашнее образование. Для занятий была отведена отдельная комната – классная.

Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Неудовлетворенность Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров непочтительными ответами и пререканиями студента, привели к тому, что он подал заявление об увольнении и покинул университет в 1832.

В 1830-31 - вершинный этап юношеского творчества Лермонтова. Он работает необычайно интенсивно: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры. Он касается и общих вопросов бытия, и нравственной жизни личности. Драма "Странный человек" - своего рода фокус автобиографических мотивов его лирики этого периода

4 ноября 1832 он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Вскоре Лермонтов был переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ, и 19 марта он выехал на Кавказ через Москву.

В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся гениальные стихотворения (в. т. ч. указанные выше).

Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к "вечно печальной дуэли" (В. В. Розанов) и гибели поэта.

Дуэль состоялась между Лермонтовым и Мартыновым 15 июля 1841 года между шестью и семью часами вечера. Ввиду стремительно наступавших из-за гор грозовых туч секунданты поторопились избрать местом поединка небольшую поляну у дороги.

Первый в России памятник М. Ю. Лермонтову расположен в Пятигорске. Открыт 16 августа 1889 года за счёт народных пожертвований. Бронзовая статуя отлита в Санкт-Петербурге, а гранит для постамента завезён из Крыма.

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы.

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея Тёмный дуб склонялся и шумел

III. Слово учителя. ( Презентация 2)

Песня.." была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе. Это героическая гуслярная застольная песня, описывающая страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного. Но в поэме автор не отразил те ужасные факты (казни людей, насильное пострижение в монахи, страшные пытки и издевательства, похищения красивых жён знатных людей). 16 век в изображении Лермонтова - высокое героическое прошлое: в поэме нет ни одного ярко выраженного отрицательного персонажа, ужасы опричнины остаются вне поля зрения поэта.

"Песня :" была написана в один год со "Смертью поэта" (1837г.), этим стихотворением поэт откликнулся на гибель Пушкина, пожертвовавшего жизнью ради чести своей семьи. 1

Задание 1. Определите художественное время, художественное пространство поэмы, назовите главных героев произведения.

Художественное время – 16 век, годы опричнины (1565 – 1572).

Художественное пространство – Москва (царский дворец, торговые ряды, дом купца, площадь, где произошел кулачный бой).

Иван Грозный – историческая личность.

Герои произведения: царь Иван Грозный, купец Калашников, его жена Алена Дмитриевна, опричник Кирибеевич, московский люд.

Слайд 5. Задание 2.

В чем своеобразие жанра? Как мы узнаем о том, что происходит в произведении?

Определите эпизоды, соответствующие основным элементам сюжета.

экспозиция – пир у царя; завязка – встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем; кульминация – кулачный бой; развязка – победа Калашникова и его смерть.

Рассказчики – гусляры, ведут повествование – “песню”.

Особенности жанра песни: запев, припев, концовка. Тонический стих.

У Карамзина есть рассказ о чиновнике Мясоеде Вислом и его красавице жене, обесчещенной опричниками.

(У Лермонтова Алёна Дмитриевна - жена купца, а Кирибеевич - один из опричников Ивана Грозного. )

а)с историей похищения гусаром жены московского купца;

б)видели в ней отражение и семейной драмы Пушкина.

Песни о Мастрюке Темрюковиче, записанные Киришей Даниловым и П. В. Киреевским, и другие, в том числе разбойничьи песни.

У Карамзина Иван Грозный - деспот и тиран, жестокость которого объясняется извращённостью его натуры

В фольклоре, в частности в исторической песне о Мастрюке, царь стоит на стороне народа, справедливо соблюдая условия кулачного боя.

Иван Грозный - могучая натура, но искаженная безграничностью власти. Лермонтов не щадит своего героя: он страшен в гневе, болезненно мнителен и подозрителен. И в то же время есть в нем величественность, масштабность. 3

1.Что вы испытываете, когда смотрите на этот портрет? Почему возникают такие чувства?

2.Что особенно поражает в лице Иоанна?

Какой представляется вам жизнь этого человека?

Иван IV ( Иоанн IV), Иван Васильевич по прозвищу Грозный родился в 1530 г.Великий князь Всея Руси в 1533-1547 гг.Первый русский царь в 1547-1584 гг.

Иван Грозный – сын великого князя Всея Руси Василия III. Потерял отца в 3 года. За малолетнего Ивана правили разные группы бояр. Митрополит Макарий и Боярская Дума венчали великого князя на царство, не ожидая от него большой самостоятельности. Но постепенно одаренный государь вышел из-под контроля олигархии и сосредоточил в своих руках фбсолютную власть. За годы правления Ивана IV московское государство превратилось в настоящее царство: к Москве были присоединены Казанское и Астраханское ханства,заселен Центрально-Черноземный район,завоеваны Северный и Центральный Урал, а также Западная часть Сибири.

Иван Васильевич провел важные административные реформы: принял Судебник – первый свод законов Московского государства, разделенный на параграфы, создал профессиональную армию, государственные ведомства, ввел наказания для чиновников. 3

Для расправы над видными представителями знати было создано государство в государстве – Опричнина.

Насилие породило страх, царя стали называть Грозным. В конце концов царь сам обличил опричников как изуверов и уничтожил их. 3

Опричнина просуществовала до 1572 года.

Митрополит Филипп открыто выступил против карательной политики царя, а в 1568 году в знак протеста уехал в монастырь.

В 1571 году на русскую земле вторглись войска Девлет-Гирея и была сожжена Москва. Опричное войско оказалось не способным противостоять этому нашествию. И лишь ополчение с земщины, созданное в помощь опричникам, смогло разгромить войска Девлет-Гирея.

В этом же году опричнина была преобразована в “государев двор”. 3

- Как гусляры поют об опричнике в первой главе? Во второй?

Что можно сказать о характере героя?

Почему скрыл правду от царя?

С чем связаны советы царя?

О каких вечных законах забыл опричник?

Какие законы мы можем назвать обязательными для исполнения и царям, и купцам, и простым смертным?

Не возжелай жены ближнего своего!

Не сотвори себе кумира!

Почитай отца и мать!

Возлюби ближнего своего!

-Как опричник говорит о своей любви к Алене Дмитриевне?

- Настоящая ли его любовь?

-Все ли нравственные законы соблюдает Кирибеевич?

- Каким чувством проникнуто описание смерти опричника?

- Как говорят гусляры о нем в третьей главе?

- А как Лермонтов относится к участи своего героя?

Слайд 24. Пройдет стар человек—

А пройдут гусляры — споют песенку. 4

IV. Итог урока. "Какими изобразил своих героев автор и кого из героев можно назвать центральным?"

"Кто является в поэме "настоящим" героем и почему?"

Класс делится на 4 группы и готовит рассказ о своём герое по плану. Группа должна не только представить своего героя, но и попытаться найти в нём и хорошее, и плохое, дать оценку его поступкам, поведению (объяснить мотивы).

Читайте также: