Международный туризм кратко сообщение
Обновлено: 07.07.2024
Международный туризм берет свое начало в середине XIX в., т.е. со времени упрочения капиталистического строя в наиболее развитых странах мира. Международный туризм развивается в тесной взаимосвязи с другими сторонами международной жизни и реагирует не только на общее политическое и экономическое положение в мире, но и в отдельных странах. Этим объясняется неравномерность развития туризма в разные годы.
Стать самостоятельным, естественным и обычным видом путешествий туризм смог лишь на определенной ступени развития общественных отношений, на базе высокоразвитого и устойчивого экономического, политического и культурного общения между народами. Это совпадает с периодом формирования международного рынка, роста международной торговли и появления средств транспорта.
Колыбелью туризма стала Европа, на ее долю приходиться почти 2/3 количества иностранных туристов, такую ж долю в мировом туристском потоке составляют европейцы, которые, как правило, мало выезжают за пределы континента.
Поскольку каждому туристскому району необходимо было обеспечить прием, размещение и питание пассажиров – туристов, появилась потребность в строительстве туристских объектов, возводившихся железнодорожными управлениями, взявшими на себя финансирование, рекламу и создание фирм, обслуживающих путешествующих.
Одной из первых стран , в которой победила буржуазная революция и начал развиваться капитализм, была Англия. Именно здесь и образовались первые туристские организации, развившие свою деятельность сначала внутри страны, а затем и за ее пределами.
Первым известным туристским агентом был англичанин Томас Кук, который на льготных условиях в июне 1841 г. закупил оптом 570 билетов для общества трезвости на турпоездку из Лейстера в Лафборо поездом.
Этому событию в большей мере способствовал промышленный переворот и связанные с ним возрастание подвижности населения и появление массового транспортного средства-железных дорог. Т. Кук начал активно использовать открывшиеся возможности. Когда в 1851 г. в Лондоне состоялась первая Международная промышленная выставка, только из Йоркшира им была организована отправка 165 тыс. посетителей. В 1854 г. в Англии издается первый справочник по гостиницам, адресованный путешественникам и туристам. в нем было указано около 8 тыс. гостиниц.
Активное развитие туристского бизнеса внутри страны побудило Т.Кука к организации зарубежных поездок. Первая из них была осуществлена во Францию в 1855 г., та как в Париже начала свою работу Всемирная выставка. С 1856 г. он начинает организовывать туристские путешествия в другие европейские государства.
В 50-70 годах англичане составляли большую часть иностранных туристов, которые посещали Европу.Большую роль в развитии туризма в Европе во второй половине ХIX в.сыграло увеличение протяжности железных дорог. В 1888 г. на европейском континенте побывало уже 500 тыс. туристов из Англии. С середины 60-х годов начинает развиваться туризм между Англией и США. Заслуга здесь также принадлежит Т. Куку, который в 1865 г. организовал турпоездки и из Америки в Англию и из Англии в Америку. В 1866 г. первые группы английских туристов посетили США.
Фото на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. Тридцатка - это выбор тех, кто приезжает в этот заповедный край, чтобы пройти свой путь к облакам и заглянуть в себя в медитативном молчании вершин.
Фото на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. В горах не любят громких слов. Горы - это особый мир. Люди там любуются радугой ПОД НОГАМИ, варят кашу, живут высоко в магнитном поле вершин, и ещё там БЬЕТ в лицо ветер - ВЕТЕР ОТ ВРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ.
Туристы на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. на фоне горы Оштен в переводе "собиратель туч". Склоны этой горы населяют горные серны, занесенные в Красную книгу, туристы часто видят их своими глазами. Кроме серн здесь на протяжении многих лет обитали козлотуры Сиверцева, недавно покинули Оштен. А вот благородных оленей здесь еще можно встретить.
С 1867 г. начинаются морские туристские путешествия Кука. Не ограничиваясь заключением договоров с железнодорожными и пароходными компаниями, владельцами гостиниц и ресторанов, общество внимательно изучало спрос, составляло маршруты поездок и программы пребывания. Новый бизнес заинтересовал многих предпринимателей. Вслед за фирмой Т.Кука в Англии возникают туристские организации Треймза и сэра Генри Ланна, образуются Велосипедный туристский клуб, политехническая туристская ассоциация, Кооперативная ассоциация отдыха и т.д. Несколько позже туристские фирмы и агентства появляются во Франции, Италии, Швейцарии и других странах европейского континента. В 1885 г. в Петербурге начинает свою деятельность первая туристская компания Л. Липсона. О развитии туризма в России в то время следует сказать особо. Во второй половине XIX в. большое внимание здесь уделяется экскурсионной деятельности. В этот период получают широкую известность: Общество любителей естествознания, которое имело свои филиалы в ряде городов империи, в том числе и в таких, как Петербург, Москва, Казань, Тифлис, Екатеринбург; Крымский горный клуб. Действовавший в Одессе; Кавказское горное общество, находившееся, а Пятигорске. Начиная с 1899 г. в Москве при Педагогическом обществе работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся.
Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием различных выставок, музеев, исторических и культурных памятников. Несмотря на элитарный характер и определенную разобщенность в деятельности, эти организации сыграли важную положительную роль в привлечении молодежи к познанию исторических, культурных и природных достопримечательностей.
Вторая половина XIX в. в России ознаменовались распространением горного туризма. Крымский горный клуб, образовавшийся в 1890 г. в Одессе, открывает свои филиалы в Ялте и Севастополе.
Распространение пеших походов и велосипедных прогулок, горных восхождений и экскурсий, внимание, которое уделялось туризму со стороны многих учебных заведений, научных и профессиональных обществ, стремление русской интеллигенции использовать туризм и экскурсионную деятельность для просвещения народа все это сформировало необходимые предпосылки для объединения любителей туризма в специализированные организации. В 1895 г. создается Российское общество туристов, в 1901 г. – Русское горное общество. Эти две организации, возникшие на рубеже веков, до октября 1917 г. являлось ведущими туристскими организациями России.
Международный туризм — один из самых распространённых видов международных экономических связей. Конец XX и начало XXI века ознаменовались настоящим туристическим бумом, которому способствовали повышение благосостояния людей, их культурного и образовательного уровня, развитие транспорта и т.д.
Индустрия туризма стала одной из сфер международной специализации многих стран мира, однако крупнейшим туристическим регионом мира по-прежнему остаётся зарубежная Европа (особенно Франции, Испании и Италии), на которую приходится около 60% иностранных туристов, резко возросла роль США, Канады, Китая и многих развивающихся стран (например, Кипр, Турция, Малайзия, Тунис, Египет, острова Карибского моря, Мексика и др.).
В 2014 году объем международного туризма увеличился на 4,7%, и составил 1,138 млрд. человек.
Одной из самых быстро развивающихся форм международного разделения труда стал международный туризм (его изучает рекреационная география и география туризма). Международный туризм использует разнообразные рекреационные ресурсы как природного, так и антропогенного происхождения (приморские и горные районы, памятники человеческой культуры и т. д.).
Международный туризм — важное звено мировой экономики, на долю которого приходится около 1/10 мирового валового внутреннего продукта. В некоторых странах этот показатель намного выше. Так, в островных странах Карибского бассейна он составляет около 1/3, а в Испании примерно 1/5.
Туризм стал важной сферой приложения труда — в нем сосредоточена десятая часть всех рабочих мест в мире.
Туризм ежегодно приносит доход более 3 трлн. долл. (в 1993 г. — 3,4). Для многих стран это важнейший, а для некоторых — единственный источник валютных поступлений (малые островные государства).
В мире сформировалось несколько типов туристских районов. Наиболее известные и самые посещаемые приморские курорты расположены в Средиземноморском бассейне и находятся на берегах трех континентов — Европы, Азии и Африки. Благодаря развитию приморского туризма Средиземноморье стало главным туристическим регионом мира. За пределами Средиземноморья в Западном полушарии наибольшей известностью пользуются пляжи Калифорнии, Флориды, часть мексиканского побережья с всемирно известным курортом Акапулько, южное бразильское побережье (в первую очередь Рио-де-Жанейро, где еще О. Бендер хотел разгуливать в белых брюках).
В восточном полушарии известных приморских курортов гораздо меньше. Установление мира на Ближнем Востоке способствовало развитию рекреационной зоны в северной части побережья Красного моря (Акабский залив, где Иордания и Израиль имеют небольшие участки морского побережья). Из быстро растущих новых центров можно назвать Таиланд, где приморский туризм переживает период подъема.
В мире существует практически единственный классический крупный район горнолыжного туризма — Альпы. На территории всех альпийских стран (в первую очередь Швейцария и Австрия) создана мощная сеть хорошо оборудованных лыжных трасс, множество подъемников, отелей и т. д. Все остальные районы не могут составить Альпам какой-либо серьезной конкуренции.
Основная часть туристов не только проводит время на пляжах и в горах, но и посещает наиболее интересные города. Самые посещаемые туристами города мира расположены в Европе. Больше всего их в Италии.
При характеристике современного населения мира мы говорили о священных местах для приверженцев определенных религий. Как правило, эти священные места являются центрами религиозного паломничества, которое стало специфическим видом международного туризма. Особенно важным считается посещение святых мест для мусульман и буддистов. Каждый правоверный мусульманин ставит перед собой цель совершить хадж (паломничество) к святым аравийским местам. Учитывая, что мусульман в мире сотни миллионов (по некоторым оценкам, намного больше миллиарда), можно себе представить количество паломников, приезжающих в Саудовскую Аравию.
Основная часть иностранных туристов приходится на долю Европы (более 2/3), 1/5 — на долю Америки и 1/10 — на Азию (рис. 106). Мировыми лидерами по количеству принимаемых туристов являются четыре страны: США, Франция, Италия и Испания. Сказать точно, какова численность туристов, посещающих эти страны, затруднительно, т. к. часто в статистике приведены данные как о туристах, так и об экскурсантах. Последние отличаются от туристов тем, что не останавливаются на ночлег в той или иной стране. Особенно велика доля экскурсантов в центральноевропейских странах, находящихся на перекрестке важнейших транспортных магистралей.
Бесспорным лидером в международном туристском бизнесе являются США. Интересно отметить, что основная часть иностранных туристов в пределах Европы и Америки приходится на людей, проживающих в этих же частях света.
Более 2/3 всех иностранных туристов какую-то часть своего отдыха проводят на море, т. е. можно сказать о морской направленности мирового туризма. География международного туризма представлена на рисунке.
В ближайшей перспективе сохранятся высокие темпы развития туризма (в т. ч. и международного). За полтора десятка лет численность иностранных туристов в мире почти удвоится.
Международный туризм и туристические услуги с 20-х гг. XX века становятся объектом международного регулирования. Еще Лига Наций и первый международный съезд туристских организаций (1925) обращают свое внимание на определение туризма, туриста, а также смежных понятий.
Период времени между 1937 и 1990 годами характеризовался разработкой определений и классификаций для международного туризма.
Содержание
Современное понятие туризма
Обратимся к современному понятию туризма в международных актах и юридической литературе. В Манильской декларации по мировому туризму 1980 года туризм определяется как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений.
В Гаагской декларации 1989 года отмечается, что
Туризм, по определению Международной академии туризма (Монте-Карло, Монако), представляет общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
В юридической литературе международный туризм определяется следующим образом — это поездки с туристическими целями за пределы страны постоянного жительства. Это система путешествий, осуществляемая на основе международных договоров с учетом действующих международных обычаев.
Туризм представляет собой деятельность лиц, путешествующих или пребывающих в местах за пределами своего обычного проживания непрерывно в течение не более одного года в целях досуга либо в деловых и иных целях, не связанная с осуществлением какой-либо оплачиваемой деятельности в месте пребывания.
Признаки туризма
Таким образом, определение туризма базируется на следующих признаках:
- туризм есть результат передвижения людей;
- туризм всегда включает два элемента: путешествие в пункт назначения и остановку там;
- путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;
- путешествие — являет собой временное движение туриста по туристскому маршруту.
К специальным принципам международного туризма можно отнести такие, как:
- свобода передвижения и свобода выбора местожительства в пределах каждого государства (ст. 13 Всеобщей декларации прав человека 1948 года);
- свобода передвижения и отсутствие дискриминации (ст. 1 Хартии туризма 1985 года)
- уважение государственного суверенитета и др.
Виды услуг, потребляемые туристами
Все виды потребляемых туристами продуктов (услуг) можно классифицировать следующим образом:
- Гостиницы и рестораны (включая обеспечение питанием)
- Услуги бюро путешествий и туристических агентств
- Услуги экскурсионных бюро
- Прочие
В документах о статистике туризма приводится следующий перечень типичных туристских продуктов.
Читайте также: