Методическое сообщение в дши по фольклору

Обновлено: 05.07.2024

Содержание методического доклада
1. Фольклорный ансамбль;
2. Детский фольклор;
3. Народная манера пения;
4. Основные принципы обучения;
5. Список используемой литературы.

Детский фольклор – особая система ценностей. К нему относятся колыбельные песни, потешки, детские колядки, щедровки, считалки, заклички и тд. Большая часть из них, в связи с разрушением семейного уклада, ныне забыта.
Составляя репертуар детского фольклорного ансамбля надо использовать песни различных жанров, адаптировать их для исполнения детьми, учитывая их голосовые данные и возможности. Отбор произведений всегда был и остается острой практической проблемой. Выбор репертуара – процесс творческий, требующий знаний законов восприятия и умения моделировать сочетание песен различных жанров. Руководитель также должен знать закономерность вокально-певческого развития ученика и уметь предугадать динамику этого развития.
Подбирая музыкальный материал, надо учитывать его доступность и посильность для данного коллектива. Известно, что утомляемость, поющих резко повышается, если разучивание песни слишком сложны, не продумана методика ведения занятия.
Репетиционную работу следует сочетать с концертами. Участие в концерте выявляет все возможности коллектива, демонстрируют его сплоченность, музыкальность, сценичность, эмоциональность. К тому же концертные выступления имеют большое воспитательное значение. Участникам ансамбля должно быть не все равно, поймут ли, оценят ли их совместный труд слушатели.
К каждому концертному выступлению ансамбль готовится специально. Проводятся репетиции, завершает их генеральная репетиция, на которой устраивается прогон программы, отрабатываются мизансцены, вход, выход, ведение программы.
Иногда концерт можно сопровождать рассказом об исполняемых песнях, о самом коллективе. Разговор с аудиторией облегчает контакт со слушателями, способствует восприятию услышанного. Беседа не должна быть длинной, утомительной, её цель – пропаганда народной песни. Вести беседу может сам руководитель, ему помогают дети-ведущие.
Проводить концерты следует не слишком часто, но и не очень редко. Первое обстоятельство стирает свежесть впечатлений, превращая концерт в будничное дело, второе – расхолаживает коллектив.
Полезно записывать выступления ансамбля и даже создавать специальную фонотеку, по которой можно будет судить о творческом росте фольклорного ансамбля.

• проговаривать конкретную фразу в разговорной манере;
• проговаривать эту же фразу нараспев медленнее, следя за артикуляцией. В разговорной речи при помощи языка, губ, нижней челюсти фиксируется положение только ударной смысловой гласной, но при распеве и неударные требуют фиксации, но без опускания нижней челюсти.
• проговаривать фразы нараспев на одном звуке в ритме песни. При этом следить, чтобы посыл звука опять же был разговорным, идущим от слова;
• петь мелодию песни, сохраняя разговорный посыл звука.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:

1.Развивать голос следует исходя из примарных тонов, совершенствовать звучание наиболее естественных звуков, постепенно расширяя диапазон до чистой 8. Народные песни благодаря мелодичности и удобству диапазона составляют благоприятную почву для естественного развития детских голосов;
2. Работать в определенном диапазоне.
3. Использовать мелодичный материал, особенно на начальных этапах обучения.
4. Не усложнять мелодический материал, не увеличивать диапазон, при этом постепенно повышать требования, осознанность.
5. Добиваться оптимизации тембра, достижения наилучшего тембра.
6. Многократно отрабатывать основные качества звучания (близкий посыл звука, звонкость, певучесть звука, компактность звучания) совершенствовать их и закреплять в повторении. Работа эта не завершится никогда.
7. К работе над качеством звука подходить через эмоцию, что особенно важно в работе с детьми. На первых этапах работы, используя не столько методические принципы, сколько формировать звук с помощью эмоционально-художественных представлений.
8. Постоянно использовать связь речевого стереотипа и певческого.
9. Поощрять сильные стороны, не слишком акцентируя внимание на недостатках.
10.Проводить индивидуальную работу (развитие индивидуальных задатков и работа над недостатками).
11. Приобщать к самостоятельной работе (декламация слов песни, скороговорки на примарных тонах, правильное открытие рта)
12. Корректировать вокальный слух (приучать слушать себя).
13. Связывать обучение и сценические выступления.
14. Постоянно рассказывать о песнях, обрядах, традициях, истории.
15. Работать постепенно без торопливости, не допускать форсирования звучания.
16. Среди всех певческих навыков особое внимание уделять звукообразованию: петь естественным, светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, гибельно отражается на голосовых связках ребенка. Для отработки певческих навыков использовать не только певческий репертуар, но и специальные упражнения, распевания. Упражнения следует тщательно подбирать, чтобы они были разнообразны по мелодическому материалу и техническим задачам, а именно: развивать голос, расширять его диапазон, укреплять дыхание, настраивать позиционно высоко, вырабатывать кантилену, ровность голоса, его подвижность, четкость дикции.
Начинать надо с простейших упражнений, диапазон которых небольшой, тесситура удобная, затем усложнять. Никогда не начинать упражнения с громкого пения, а в определенном порядке, пополнять их новыми интересными примерами. На первых занятиях упражнения будут занимать значительное время. Иногда целесообразно им посвятить не 10–15 минут, а гораздо больше.
17. Помнить о том, что на первом этапе развития детского голоса, 7–10 лет голоса мальчиков и девочек в общем однородны, деление на 1-е и 2-е условно. Голосовой аппарат еще не сформирован, дыхание поверхностно. Требуется осторожное, бережное отношение к детскому голосу.

Для обучения детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, развития их вокальных возможностей необходимо систематическое вокальное воспитание. Приобрести необходимые навыки помогут специальные вокально-хоровые упражнения, которые следует подбирать тщательно, чтобы они были разнообразны по музыкальному материалу и техническим задачам; работа над ними должна пробуждать интерес к хоровому пению.

Оценить 745 0

Для обучения детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, развития их вокальных возможностей необходимо систематическое вокальное воспитание. Приобрести необходимые навыки помогут специальные вокально-хоровые упражнения, которые следует подбирать тщательно, чтобы они были разнообразны по музыкальному материалу и техническим задачам; работа над ними должна пробуждать интерес к хоровому пению. Упражнения могут быть самыми различными и преследовать многообразные цели: развивать голос, расширять его диапазон, укреплять дыхание, настраивать позиционно высоко, вырабатывать кантилену, ровность голоса, его подвижность, гибкость, чистоту интонации, развивать гармонический слух, четкость дикции, единую манеру звукообразования и т.п. Также есть упражнения, которые носят комплексный характер, то есть развивают различные навыки одновременно. Упражнения должны использоваться не бессистемно, а в определенном порядке, предполагая постепенность и разносторонность развития голоса и вокальной техники. Только овладев следующими вокальными навыками, можно получить характерные черты звучания народного голоса:

Большое значение в вокальной практике придается такому навыку, как нахождениеверной позиции, то есть естественному, без напряжения звучанию голоса с первого тона. С этой целью многие педагоги используют в упражнениях различные восклицания: ой, ох, ах. Этот прием помогает непроизвольно найти хороший и верный тон. Затем следует перевести найденное звучание на все другие звуки.

упражнений, которые способствуют выработке хорошей дикции и артикуляции, помогают детям в овладении наиболее важным качеством пения - естественной напевностью и широкой кантиленой. Таким образом, отчетливая дикция является средством донесения текстового содержания произведения и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа.

Одна из самых серьезных певческих задач при обучении детей народному пению - это выработка единой манеры пения у всех певцов хорового коллектива. Под единой манерой формирования звука подразумевается правильное звукообразование с одинаковой степеньюокругления гласных. Несмотря на то, что народная манера пения характеризуется так называемой открытой манерой, но и в ней должен присутствовать элемент округления гласных, в противном случае пение будет плоским, резким, неприятным по тембровой окраске. Чтобы добиться от исполнителей единой манеры пения, руководитель сам должен отчетливо представлять, какую именно манеру, стилистику песенного фольклора будет осваивать его коллектив. Обычно это местный говор и манера пения.

Итак, в основе хорового пения лежит правильная вокально-техническая культура исполнения. Поэтому главная работа руководителя (педагога) – это работа над развитием певческих навыков, ведь они являются тем стержнем, вокруг которого разворачиваются все остальные элементы учебно-хоровой работы и что еще важнее – передача следующим поколениям традиций русской вокальной школы, основанной на достижениях народных умельцев.

Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

























По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение народной манере пения в детской школе искусств.

Развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста. Методика работы по обучению детей народному пению.Заключение.

Методическая разработка.Эффективность использования игровых технологий в учебном процессе художественного отделения детской школы искусств

Содержит первичный опыт применения элементов игровых технологий на занятиях изобразительным искусством в детской школе искусств.


Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус.


Задача данной работы – дать представление о приемы воспитания музыкального слуха младших школьнико.


Электронные музыкальные инструменты как средство современного музыкального образования в детских школах искусств (методические рекомендации)

Данная работа представляет клавишный синтезатор, как средство современного музыкального образования в детских школах искусств и предназначена для преподавателей и учеников, осваивающих эле.


Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра.


Тест по искусству Передней Азии с ответами для обучающихся детских художественных школ и детских школ искусств.

Этот тест даётся обучающимся детских художественных школ и отделений изобразительного искусства детских школ искусств для контроля и оценки знаний по предмету "История искусств".


К ПРОБЛЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как известно многогранность бытия проявляет себя в процессе становления культуры, на пересечении материального и духовного начала жизни. Именно на уровне культуры аккумулируется и воспроизводится в повседневной практике исторический опыт человечества. История культуры - процесс удержания, накопления, обновления и дополнения прошлого опыта, его адаптация к постоянно меняющимся условиям, что находит отражение не только в системе культуры, но и в науке, образовании, общественных отношениях и т.д.

При таком подходе отдельные звенья народной традиционной культуры - фольклор, художественный промыслы, хореография и т. д. - вытесняются за пределы естественных форм культурного процесса, меняют свои существенные характеристики на уровне функционирования, смыслового содержания, включаются в сферу коммерческого искусства (сферу культурного обслуживания, культурного потребления).

Восстановление духовного здоровья человека и всего российского общества возможно лишь на путях возрождения основ национальной культуры; естественных форм самого культурного процесса согласующего все виды деятельности со здравым смыслом, с историческим опытом народа.

Тяга к прошлому объясняется, желанием приспособится к переменам, адаптироваться, не поддаться убыстряющемуся влиянию времени, сохранить историческую культурную преемственность. Объяснить интерес к культурному наследию предшествующих поколений, в том числе и к традиционной культуре народа, можно и повышением уровня культуры общества, когда оно начинает в полной мере осознавать ценность традиций народной культуры. Знание прошлого даёт твёрдую основу для развития человека, как личности и человечества в целом.

Фольклор - это особый, изменяющийся тип художественной культуры, возникающий и существующий в определённых социальных условиях (В.Е. Гусев). Мировоззрение народа формируется и реализуется в различных сферах жизнедеятельности. Оно является стержнем культуры и частью этнического самосознания, через который человек, как индивидуум ощущает себя не просто членом узкого конкретного общения, но и осознаёт себя как личность и свою принадлежность к народу - этносу. Как показывает анализ, традиционная народная культура представляет широкие возможности для преодоления бездуховности, пассивного потребительства. Это связано с тем, что в народной культуре заключена многовековая мудрость житейского опыта. Многие приёмы, советы, рекомендации представляют интерес для современности, благотворно влияя на личность, так как отражают мировоззрение, психологию, идеалы народа, его представления о нравственности и красоте.

Как известно, фольклор - это целая система передачи социального и бытового опыта следующим поколениям в художественной форме. Несмотря на распространённое в широких кругах мнение об устарении вековых традиций по отношению к современному обществу, нужно иметь в виду, что до сих пор мы сталкиваемся в повседневной жизни с выработанной веками структурой внутрисемейных отношений, поведенческими нормами и т.д.. Поэтому традиционный фольклор, как показывает практика, очень просто адаптировать для понимания молодёжи. Так, изучая народные музыкальные традиции, мы пытаемся их оживить в детской молодёжной среде посредством организации фольклорных и этнографических коллективов. Востребованность этого более чем очевидна.

Изучение фольклора в ДМШ и ДШИ имеет огромное музыкальное воспитательное воздействие и большую перспективу, так как вся система обучения осуществляется лишь на добровольных началах. Дополнительное образование создает возможности для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам. Методы обучения и их содержание рассчитаны на интеллектуальное развитие ребенка, и корректируются в зависимости от его конкретных возможностей, способностей и запросов. Образовательный процесс имеет развивающий характер, направленный на развитие природных задатков заложенных в каждом ребенке, на развитие общих, творческих и специальных способностей. Все это преимущество системы дополнительного образования в процессе обучения.

Таким образом, при попытке осуществления комплексности в обучении от преподавателя требуется большая работа по переосмыслению методических принципов, педагогических и психологических задач. Можно предложить некоторые формы взаимосвязи учебных предметов в ДМШ и ДШИ. В первую очередь это касается соотношения различных предметов с песенным фольклором и проявляется в применяемых формах работы.

Взаимосвязь песенного фольклора и сольфеджио происходит с использованием фольклорных песен Белгородской области при написании диктантов, пения с листа, изучение интервалов и ладов на основе этих песен. Также проблемы интонирования, формирование, развитие и закрепление певческих навыков у учащихся находится в центре внимания преподавателя с самых первых занятий. Поэтому при работе над вокальными распевками, над дыханием, пением одноголосных упражнений, сольфеджированием, освоением многоголосия, также можно использовать песенный фольклор, так как все формы работы являются значительными на начальном этапе и обязательными в течение всего периода.

В основу работы школ заложена гибкая система музыкального обучения, дающая возможность учащимся с различным уровнем музыкальных способностей достичь определенной ступени в музыкальном развитии. Одновременно решается задача отбора наиболее перспективных учащихся для специального, целенаправленного профессионального обучения.

Учебные планы и программы имеют различную степень сложности. Соответственно применяются разнообразные методы преподавания, моделируются соотношения групповых и индивидуальных форм занятий. Таким образом, следует использовать максимальную индивидуализацию при групповом методе обучения, позволяющую преподавателю учитывать степень продвижения каждого учащегося в овладении музыкальным материалом.

Для активизации творческой деятельности учащихся в условиях организованного обучения необходимо учитывать не только специфику фольклора и обучаемых, но и объективные закономерности педагогического процесса. В его основе - наглядность, повторность, образно-игровая подача исходного материала, органичное соединение произвольных и непроизвольных действий, включающих имитацию, подражание, рекомбинации, подводящие к индивидуально выраженному творчеству, и при этом - совместные коллективные действия с учетом возникающих определенных связей и зависимостей от сообща решаемых задач.

Сегодня ДМШ и ДШИ области ведут работу фольклорных отделений по своим учебным программам. К сожалению, в программах не всегда уделяется должное внимание репертуару различным регионам Белгородской области, нет последовательности и системного изложения в изучение устного и музыкального материала.

Изучая на занятиях песенный фольклор разных регионов Белгородчины, нужно стремиться к исполнению приближенному к оригиналу. Активный интерес к традиционному народному творчеству способствует возрождение его в быту, что в свою очередь способствует продлению жизни уходящих пластов народной культуры. Для создания у обучающихся реальных представлений о звуко-интонационности песенного фольклора необходим подбор фонограмм, записей, которые являются эффективным средством для устно-слухового усвоения песенного фольклора с голоса народных исполнителей.

Жиров, М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры. Белгород, 2003. - 189 с.

Жиров, М.С. Алексеева, О.И. Русская народная песня: история и современность. - Белгород, 2007. - 218 с.

Кабалевский, Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. Эстетическое воспитание. Статьи, доклады выступления / Д. Б. Кабалевский. М.: Педагогика, 1973.-334 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет преподавателям при занятих по народному вокалу с детьми младшего школьного возраста. В ней указана методика, особенности работы при обучении народному пению. Так же здесь есть описание последовательности занятий и ход урока.

Методическая разработка

«Развитие музыкальных способностей детей

Разработала:

Коренево 2017 г.

Глава 1. Взаимосвязь музыкально-эстетичекого воспитания

и вокально-технического развития младших школьников

1.1. Особенности развития музыкальных способностей ………………………5

детей дошкольного и младшего школьного возраста
1.2. Влияние методики А.Н. Стрельниковой на развитие ……………………8

детского организма (в частности, певческих способностей)

Глава 2. Методика работы с детьми младшего школьного возраста преподавателя народного пения Климовой Е.В.

2.1. Занятия по ансамблевому пению…………………………………………11

Список используемой литературы …………………………………………19

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней развития ребенка. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом возможно восполнить впоследствии.

Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлено и тем, что музыкальное развитие имеет ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и “энергия мышления” даже у самых инертных детей. “Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека”, - утверждает известный педагог Сухомлинский.

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания.

Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятия по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.

По мнению древних индейцев, приобщение к музыке сулит наслаждение, достижение благочестия и благополучия. В античной Греции сызмала обучали детей пению в хоре, игре на фортепиано, лире, кифаре, в надежде умножить тем самым свои благодетели, а музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечнососудистой системы. Древнегреческие философы считали, что музыка влияет на рост клеток, отвечающих за интеллектуальное развитие человека. Неслучайно занятия математикой в Пифагорейской школе проходили под звуки музыки, считалось, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

Известный японский музыкальный критик Масару Ибука исследовал интересный феномен, что звуки музыки. Их исполнение, оказывает огромное воздействие на человека. Поэтому он рекомендует пользоваться методом “полного погружения музыку”, в полной уверенности, что музыка влияет на внешность, то есть делает ребёнка красивым.

Глава 1. Взаимосвязь музыкально-эстетичекого воспитания и вокально-технического развития младших школьников

1.1. Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста

Упражнение №1 – ЧИТАЕМ СКАЗКИ: читаем очень выразительно, подражая голосом сказочным персонажам, позволяем ребенку повторять за взрослыми какие-то звуки или слова или интонацию.

Упражнение №2 – ЧИТАЕМ СТИХИ: опять же читаем очень выразительно коротенькие стихи в 2 - 4 – 8 строчек, чтобы ребенок смог без труда повторить их; когда ребенок хорошо знает это стихотворение, попробуем рассказать его, отстукивая ритм ладошками, кулачками, ногами, равномерно распределенными по стихотворной строчке ударами; знакомое стихотворение рассказать с совершенно разной интонацией, как бы от имени разных чтецов или разных действующих лиц. Важно, чтобы при этом главный смысл предложения менялся на противоположный.

Упражнение №3 – ИГРА ИНТОНАЦИИ: Выбираем слово или звук (междометие), на котором можно угадать интонацию. Тему игры можно часто менять, возгласы заменять словом, но, опять же, с различной интонацией, чтобы был очевиден совершенно различный смысл, который приобретает одно и то же слово. Эти упражнения подготавливают слух ребенка, развивают его голосовые возможности.

Упражнение №4 – ПОЕМ: Выбираем песни с несложной мелодической линией и понятным для ребенка текстом. Можно включить запись песни и петь вместе с ребенком или по очереди, стараясь, чтобы ваш голос сливался с голосом певца.

Упражнение №5 – РАЗВИВАЕМ ЧУВСТВО РИТМА: Прохлопать любую ритмическую формулу, чтобы ребенок повторил ее, начать с простых форм, постепенно усложняя их. Хлопать можно в ладоши, по коленям, по столу. Важно также одновременно развивать координацию у ребенка, поэтому стучать нужно обязательно разными руками вместе и по очереди, можно подключить и ноги, и веки глаз, и брови, и уши. Главное уметь контролировать каждый орган в отдельности, то подключая его к общему хору движений, то отключая.

Упражнение №6 – РАЗВИВАЕМ КООРДИНАЦИЮ: Координация обоих полушарий головного мозга и общая двигательная активность ребенка – взаимосвязанные процессы: развивая одно – мы помогаем другому. Общая координация: круговые одновременные вращения руками в разные стороны: правая рука – вперед, левая рука – назад; затем поменять направления. Отстукиваем каждой рукой свою ритмическую формулу одновременно (сначала запомнить каждой рукой свою, а затем наложить одну на другую; потом обязательно поменять). Петь и одновременно отстукивать ритм песни разными руками, возможно ногами. Петь мотив одной песни на слова другой. Все эти упражнения одновременно развивают устойчивое внимание у ребенка.

1.2. Влияние методики А.Н. Стрельниковой на развитие детского организма (в частности, певческих способностей)

При занятиях народным пением преподаватель и автор разработки использует данную методику дыхания, которая не только формирует опору звука и улучшает вокальные данные обучающихся, но и способствует оздоровлению.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой представляет собой несколько сотен быстрых движений тела, при которых вдохи выполняются в конце движений со сжатой или не имеющей возможности расширяться грудной клеткой.

Этот метод открыла для себя мать Александры Николаевны – Александра Северовна Стрельникова, которая, так же как и дочь, была преподавательницей пения. Она занималась постановкой голоса, к ней старались попасть на занятия люди, работа которых была связана с пением.

Преимущества данного метода:

- после первых занятий объем легких значительно увеличивается;

- дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетки;

- активизируется иммунная система и защитно-приспособленческие механизмы организма;

- способствует преодолению стрессовых состояний;

- сокращается частота простудных заболеваний.

Дыхательная гимнастика является эффективным дополнительным средством при использовании других методов терапии (традиционных и нетрадиционных), в особенности при лечении длительных хронических заболеваний.

Упражнения активно включают в работу все части тела: руки, ноги, голову, брюшной пресс, позвоночник. Поэтому гимнастика дает хорошие результаты при лечении детей и подростков, страдающих сколиозами: она ликвидирует сутулость, а тело делает более гибким и пластичным.

Излечивает гимнастика Стрельниковой и заикание, причем самое сильное, когда попытки помочь заикающемуся подростку со стороны логопедов и даже гипнотизеров оканчиваются неудачей. В этих случаях помимо дыхательной гимнастики необходимы еще и специальные звуковые упражнения для преодоления ларингоспазма, которые назначаются каждому заикающемуся индивидуально.

Читайте также: