Методическое сообщение по вокалу роль распевки

Обновлено: 05.07.2024

Развитие певческих навыков у детей способствует не только формированию слуха, речи и мышления, но и эмоционально-нравственной сферы учащихся младшего школьного возраста и его творческой любознательности. Сфера исполнительского искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности.

Содержимое публикации

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования Можгинского района

на тему:

Распевание как эффективное средство

для развития певческих навыков

Развитие певческих навыков у детей способствует не только формированию слуха, речи и мышления, но и эмоционально-нравственной сферы учащихся младшего школьного возраста и его творческой любознательности. Сфера исполнительского искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности.

Голос – инструмент общедоступный, поэтому певческая деятельность является стержнем всей работы по музыкальному воспитанию. Ребёнок 6 – 7 лет открыт для мира, для любой деятельности. Он впитывает в себя всё интересное, новое, он ещё полностью доверяет взрослым и хочет у них учиться всему на свете. Поэтому каждая встреча с музыкой должна быть радостью для детей.

Певческая работа немыслима без распевания, задачей которого является настройка голосового аппарата, подготовка его к пению. Необходимо помнить главные правила:

- распевания исполняются в виде секвенции 4 -5 раз (метр и ритм менять нельзя);

- начинать распевания с примарной зоны, выстраивая первый звук;

- распевания длятся на уроке 6-10 минут;

- исполнять часть распеваний a’ capella, так как оно позволяет лучше слышать себя и ансамбль.

Приведенное выше упражнение может пропеваться закрытым ртом (при разжатых зубах) на слоги лю, лё, ли, ле. Постепенно музыкальные фразы упражнений становятся длиннее. Делается это прежде всего для отработки тянущегося звука, мало свойственного детям младшего возраста, поскольку, как уже было сказано, пение детей в младшем возрасте почти не отличается от их разговора. Упражнения этого периода, как правило, кантиленные, небольшие по диапазону.

На первоначальном этапе работы для распеваний служат русские народные попевки , заклички, а также три первых упражнений А.Яковлева.

Вокальные упражнения для формирования гласной У

Вокальные упражнения для формирования гласных О, А

Полезно пропевать различные скороговорки с употреблением различных словосочетаний с крещендо и диминуэндо, тр и рр.

Часто вокальными упражнениями становятся отрывки, и не только из исполняемых произведений, но и отрывки из будущего репертуара. Обычно эти отрывки исполняются на определенные слоги или закрытым ртом.

Распевание должно органично вписываться в интонационный процесс урока как тематически, так и драматургически. Подбор музыкального материала для распеваний позволяет органично включить этот раздел работы в урок, даёт возможность расширить музыкальный кругозор, обогатить интонационный словарь.

В младшем школьном возрасте определяющим звеном является певческое развитие детей, формирование у них правильных и устойчивых вокальных навыков, навыков пения в ансамбле. Разный уровень певческих способностей у детей создает большие трудности в разучивании песен. Эффективным приемом на развитие координации между слухом и голосом – пение с закрытым ушком. Этот прием формирует мелодический слух, самоконтроль и желание петь слитно со всеми. В ходе целенаправленной, планомерной и систематической работы у детей младшего школьного возраста возрастает интерес к исполнительской певческой деятельности. Создавая выразительные художественные образы, дети демонстрируют высокие показатели в музыкальной, творческой деятельности.

Список литературы:

1. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства, Ростов н/Д: Феникс, 2007.

2. Емельянов В.В. ''Фонопедический метод развития голоса. Первый уровень: развивающие голосовые игры.''СПб, 1999 г.

3. Стулова Г.П. ''Развитие детского голоса в процессе обучения пению'', М., Издательство ''Прометей'', МГПУ им. В.И.Ленина,1992 г.

Документ содержит описание роли распевания на занятиях вокального кружка, дыхательные упражнения, фонопедические упражнения.

ВложениеРазмер
ped_tema.docx 24.98 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Роль распевания на занятиях вокального кружка.

Для развития творческой индивидуальности детей в условиях дополнительного образования, применяется тщательно продуманная и организованная совместная работа педагога и воспитанников.

В работе по подбору музыкального материала для занятий, я использую произведения, обладающие выразительной мелодией, грамотным поэтическим текстом, помогающие воспитывать у детей культуру исполнения и творческого самовыражения.

Но чтобы красиво исполнять произведения, детей нужно сначала научить петь. Я изучила много различных методик и программ и пришла к выводу, что начинать нужно с элементарных приёмов освоения вокальных навыков.

Цель моей работы :

  • Подготовка голосового аппарата;
  • Развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости.

В основе моей работы лежат методики: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика и фонопедическая методика развития голоса.

Первый этап на моих занятиях – это дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой показана всем детям и подросткам и как метод лечения, и как метод профилактики. Она помогает при восстановлении певческого голоса, помогает избавиться от сутулости, формирует лёгкую походку, делает тело более гибким и пластичным.

Главным этапом при распевании является фонопедический метод развития голоса (В.В. Емельянова). Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажёрных задач над голосом. Эти упражнения стимулируют мышцы, принимают участие в голосообразовании. При использовании фонопедических упражнений я, как педагог, добиваюсь следующего:

  • Расширение диапазона воспитанников;
  • Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребёнка;
  • Усиление насыщенности звука;
  • Полётности звука;
  • Улучшение вибрато;
  • Большей певучести звука;
  • Свободы;
  • Раскрепощённости певческого звучания.

В своей работе из 6 групп упражнений я использую три. Это: артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения и голосовые сигналы доречевой коммуникации.

Следующий этап распевания – это использование всевозможных распевок закрытым ртом, на буквы и слоги, по трезвучию и на одном звуке. Когда я начинала работу в объединении, дети не понимали, для чего нужны распевки. Многие считали – петь можно итак, главное знать мелодию и слова. С прошествием времени ребята всё больше убеждаются в необходимости этого вида деятельности на занятии и уже сами проявляют инициативу, предлагая те или иные формы распевания, и с радостью откликаются на разучивание новых упражнений.

Таким образом, работая по данной теме, я вижу результат – изменение отношения воспитанников к обучению:

  • положительная мотивация к музыкальной деятельности;
  • рост активности воспитанников;

- позитивная динамика в исполнении произведений.

Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова

Фонопедический метод развития голоса, имеющий, прежде всего, технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Из существующих уровней голосовой авктивности (доречевой, речевой и певческий), певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат - саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.

Что дают фонопедические упражнения при обучении вокалу? Это:

  • Расширение диапазона
  • Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка
  • Усиление насыщенности звука
  • Полетность
  • Улучшение вибрато
  • Большая певучесть звука
  • Свобода
  • Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

Фонопедический комплекс состоит из 6 групп упражнений, каждая из которых имеет свое особое значение, но все эти группы взаимосвязаны.

1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Она состоит из 21 упражнения, где работают язык, губы, мышцы лица, применяется массаж лица. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. В дальнейшей работе также желателен визуальный контроль.

Пятое упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.

Шестое упражнение. Является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных.

Седьмое упражнение. Аналогично предыдущему с включением звонких согласных.

Основная цель упражнений - активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого.

З.ГОЛОСОВЫЕ СИГНАЛЫ ДОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

1-4 упражнения - Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и так далее)

Упражнения этой группы объединяет работа над громкостью звучания голоса в разных регистрах, по выявлению максимальных возможностей. Упражнения дают возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном, незамаскированном эстетической обработкой виде, механизмы перехода из регистра в регистр и сопутствующие голосо-телесные ощущения.

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

Из четырех функций органов дыхания: дышать, говорить, кричать и петь - пение самая сложная. Следовательно, гимнастика, которая восстанавливает даже певческий голос, то есть, самую сложную функцию, по дороге к цели неизбежно восстанавливает функции более простые, и прежде всего дыхание.

Гимнастика А.Н. Стрельниковой - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.

Тренируя шумный, короткий, активный вдох носом, она в кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание.

Стрельниковская дыхательная гимнастика показана всем детям и подросткам и как метод лечения, и как метод профилактики.

Как метод лечения: ее нужно делать два раза в день: утром и вечером по 1200 вдохов-движений до еды или через час-полтора после еды.

Как метод профилактики: по утрам вместо общепринятой гимнастики или вечером, чтобы снять дневную усталость.

Учителям в середине урока рекомендуется "пошмыгать" с учениками по-стрельниковски в течение 5-6 минут. Сразу же повышается работоспособность и легче усваивается материал.

Гимнастика Стрельниковой помогает избавиться от сутулости, формирует легкую, пружинистую походку, делает тело более гибким и пластичным.

При регулярных тренировках можно добиться великолепных результатов у подростков, страдающих сколиозами. Очень хороший эффект она дает при прогрессирующей близорукости: гимнастика либо приостанавливает ухудшение зрения, либо улучшает его на 2-3 диоптрии.

Исходное положение (и.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды - пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.

Помните! Активный вдох носом - абсолютно пассивный. Неслышный выдох через рот. Плечи в момент вдоха неподвижны!

Норма: "прошмыгайте" носом 24 раза по 4 вдоха.

Упражнение "Ладошки" можно делать стоя, сидя и лежа.

В начале урока возможно легкое головокружение. Не пугайтесь: оно пройдет к концу урока. Если головокружение сильное, сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10 секунд).

И.п.: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов движений.

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение "Погончики" можно делать стоя, сидя и лежа.

"Насос" " ("Накачивание шины)

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка - о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.

Помните! "Накачивать шину" нужно в темпоритме строевого шага.

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение "Насос" можно делать стоя и сидя.

Упражнение "Насос" очень результативное, часто останавливает приступы бронхиальной астмы, сердечный и приступ печени.

"Кошка" ("Приседание с поворотом")

И.п.: Станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении на должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо - влево, вдох справа - вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Коленки слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение "Кошка" можно делать также сидя на стуле и лежа в постели (в тяжелом состоянии).

"Обними плечи" (вдох на сжатии грудной клетки)

И.п.: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым "объятием" резко "шмыгайте" носом. Руки в момент "объятия" идут параллельно друг другу (а не крест на крест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встерчного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение "Обними плечи" можно делать также сидя и лежа.

"Большой маятник" ("Насос" + "Обними плечи")

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу - вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад - руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед - откидывайтесь назад, вдох с "пола" - вдох с "потолка". Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Роль распевания на занятиях по вокалу.

Роль распевания на занятиях по вокалу.

Для развития творческой индивидуальности детей в условиях дополнительного образования, применяется тщательно продуманная и организованная совместная работа педагога и воспитанников.

В работе по подбору музыкального материала для занятий, я использую произведения, обладающие выразительной мелодией, грамотным поэтическим текстом, помогающие воспитывать у детей культуру исполнения и творческого самовыражения.

Но чтобы красиво исполнять произведения, детей нужно сначала научить петь. Я изучила много различных методик и программ и пришла к выводу, что начинать нужно с элементарных приёмов освоения вокальных навыков.

Цель моей работы :

Подготовка голосового аппарата;

Развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости.

В основе моей работы лежат методики: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика и фонопедическая методика развития голоса.

Первый этап на моих занятиях – это дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой показана всем детям и подросткам и как метод лечения, и как метод профилактики. Она помогает при восстановлении певческого голоса, помогает избавиться от сутулости, формирует лёгкую походку, делает тело более гибким и пластичным.

Главным этапом при распевании является фонопедический метод развития голоса (В.В. Емельянова). Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажёрных задач над голосом. Эти упражнения стимулируют мышцы, принимают участие в голосообразовании. При использовании фонопедических упражнений я, как педагог, добиваюсь следующего:

Расширение диапазона воспитанников;

Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребёнка;

Усиление насыщенности звука;

Большей певучести звука;

Раскрепощённости певческого звучания.

В своей работе из 6 групп упражнений я использую три. Это: артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения и голосовые сигналы доречевой коммуникации.

Следующий этап распевания – это использование всевозможных распевок закрытым ртом, на буквы и слоги, по трезвучию и на одном звуке. Когда я начинала работу в объединении, дети не понимали, для чего нужны распевки. Многие считали – петь можно итак, главное знать мелодию и слова. С прошествием времени ребята всё больше убеждаются в необходимости этого вида деятельности на занятии и уже сами проявляют инициативу, предлагая те или иные формы распевания, и с радостью откликаются на разучивание новых упражнений.

Таким образом, работая по данной теме, я вижу результат – изменение отношения воспитанников к обучению:

п оложительная мотивация к музыкальной деятельности;

р ост активности воспитанников;

- п озитивная динамика в исполнении произведений.

Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова

Фонопедический метод развития голоса, имеющий, прежде всего, технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Из существующих уровней голосовой авктивности (доречевой, речевой и певческий), певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат - саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.

Что дают фонопедические упражнения при обучении вокалу? Это:

Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка

Усиление насыщенности звука

Большая певучесть звука

Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

Фонопедический комплекс состоит из 6 групп упражнений, каждая из которых имеет свое особое значение, но все эти группы взаимосвязаны.

1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Она состоит из 21 упражнения, где работают язык, губы, мышцы лица, применяется массаж лица. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. В дальнейшей работе также желателен визуальный контроль.

Пятое упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.

Шестое упражнение. Является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных.

Седьмое упражнение. Аналогично предыдущему с включением звонких согласных.

Основная цель упражнений - активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого.

З.ГОЛОСОВЫЕ СИГНАЛЫ ДОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

1-4 упражнения - Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и так далее)

Упражнения этой группы объединяет работа над громкостью звучания голоса в разных регистрах, по выявлению максимальных возможностей. Упражнения дают возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном, незамаскированном эстетической обработкой виде, механизмы перехода из регистра в регистр и сопутствующие голосо-телесные ощущения.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

Из четырех функций органов дыхания: дышать, говорить, кричать и петь - пение самая сложная. Следовательно, гимнастика, которая восстанавливает даже певческий голос, то есть, самую сложную функцию, по дороге к цели неизбежно восстанавливает функции более простые, и прежде всего дыхание.

Гимнастика А.Н. Стрельниковой - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.

Тренируя шумный, короткий, активный вдох носом, она в кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание.

Стрельниковская дыхательная гимнастика показана всем детям и подросткам и как метод лечения, и как метод профилактики.

Как метод лечения: ее нужно делать два раза в день: утром и вечером по 1200 вдохов-движений до еды или через час-полтора после еды.

Как метод профилактики: по утрам вместо общепринятой гимнастики или вечером, чтобы снять дневную усталость.

Учителям в середине урока рекомендуется "пошмыгать" с учениками по-стрельниковски в течение 5-6 минут. Сразу же повышается работоспособность и легче усваивается материал.

Гимнастика Стрельниковой помогает избавиться от сутулости, формирует легкую, пружинистую походку, делает тело более гибким и пластичным.

При регулярных тренировках можно добиться великолепных результатов у подростков, страдающих сколиозами. Очень хороший эффект она дает при прогрессирующей близорукости: гимнастика либо приостанавливает ухудшение зрения, либо улучшает его на 2-3 диоптрии.

Исходное положение (и.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды - пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.

Помните! Активный вдох носом - абсолютно пассивный. Неслышный выдох через рот. Плечи в момент вдоха неподвижны!

Норма: "прошмыгайте" носом 24 раза по 4 вдоха.

Упражнение "Ладошки" можно делать стоя, сидя и лежа.

В начале урока возможно легкое головокружение. Не пугайтесь: оно пройдет к концу урока. Если головокружение сильное, сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10 секунд).

И.п.: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов движений.

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение "Погончики" можно делать стоя, сидя и лежа.

"Насос" " ("Накачивание шины)

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка - о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.

Помните! "Накачивать шину" нужно в темпоритме строевого шага.

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение "Насос" можно делать стоя и сидя.

Упражнение "Насос" очень результативное, часто останавливает приступы бронхиальной астмы, сердечный и приступ печени.

"Кошка" ("Приседание с поворотом")

И.п.: Станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении на должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо - влево, вдох справа - вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Коленки слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение "Кошка" можно делать также сидя на стуле и лежа в постели (в тяжелом состоянии).

"Обними плечи" (вдох на сжатии грудной клетки)

И.п.: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым "объятием" резко "шмыгайте" носом. Руки в момент "объятия" идут параллельно друг другу (а не крест на крест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встерчного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение "Обними плечи" можно делать также сидя и лежа.

"Большой маятник" ("Насос" + "Обними плечи")

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу - вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад - руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед - откидывайтесь назад, вдох с "пола" - вдох с "потолка". Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох!

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представленны основные задачи в процессе распевания.

Распевание как важное средство развития вокально-слуховых навыков в детском хоровом коллективе.

Детское хоровое пение – один из самых распространенных, общедоступных видов музыкально-эстетического воспитания детей, это – коллективное музицирование, процесс творчества, процесс обучения; это – возможность обратиться к хоровой музыке как к источнику и способу развития ребенка.

Воспитательные и образовательные возможности хоровых занятий влияют не только на развитие эмоционально-эстетической сферы ребенка но и на его интеллектуальное развитие, на формирование речи, мышления.

В процессе хоровых занятий развивается и воспитывается певческий голос, музыкальный слух, вырабатываются певческие умения и навыки. А необходимым условием выработки певческих навыков являются вокальные упражнения, то есть целенаправленные повторяемые специально организованные вокальные действия используемые при распевании.

Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию вокально- слуховых навыков. Распевание- это путь к овладению техническими основами вокального искусства. Распевание проводится в начале занятия , дает определенную настройку певческому аппарату , упражнения должны органично связываться с работой над репертуаром, должны носить универсальный характер, принципиальное значение имеет стабильность некоторых приемов используемых из года в год , так же необходимо периодически пополнять группу приемов.

Систематическое пение определенного количества стабильных упражнений облегчает наблюдение за певческим развитием детей из урока в урок, из года в год, способствует быстрейшему возникновению у поющих устойчивых певческих навыков.

Вокальные задачи в процессе распевания:

Одной из главных задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

певческое дыхание и опору звука;

высокую вокальную позицию;

ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

использование различных видов звуковедения;

дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Все вокальные навыки тесно взаимосвязаны , поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

1. Элементарные навыки певческо­го вдоха и выдоха. Правильное формирование гласных.

Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей. На первом этапе обучения вполне до­статочно объяснить детям три общих правила, ка­сающихся певческого дыхания:

1. Вдох надо делать быстро, легко и незамет­но (не поднимая плеч);

2. После вдоха перед пением следует на корот­кое время задержать дыхание.

3. Выдох производить ровно и постепенно (как будто ты дуешь на зажженную свечу).

С этими приемами дыхания можно вначале познакомить детей без пения, по знаку учителя. Но дыха­ние — это часть единого певческого комплекса, и поэтому отдельно взятые дыхательные упражнения мало приносят пользы. Качество зву­ка определяется лишь в процессе пения, с участи­ем всех компонентов певческого аппарата, и нель­зя надеяться, что если ученик научится делать долгий выдох без пения, то он обязательно будет хорошо петь. Умение петь связно, красивым, округленным и ровным звуком зависит, прежде всего, от правиль­ного формирования гласных. Согласные же играют роль в искусстве дикции.

Для этого необходимо знать артикуляционные свойства гласных при пении:

Гласный А лучше всего раскрепощает голосовой аппарат, освобождая его от зажатости и напряжения, больше, чем другие гласные, требует округленности звучания, что достигается путем его при­ближения к О

.Гласный О обладает теми же свойствами, что и округленный звук А, но более затемнен по тембру. Глоточная полость на О принимает его округлую форму и несколько более расширена, чем при пе­нии на А.

Работа над И полезна для устранения таких недостатков, как тусклое и глухое звучание голоса. Но в случаях зажатости звука применение этого гласного должно быть весьма осторожным и педа­гогу следует сначала обратить внимание на устра­нение этого недостатка.

Имеются еще сложные, йотированные звуки Е, Ю, Я, Ё, представляющие собой сочетание гласных Э, У, А, О с полугласным Й. Так, например, е состоит из Й+Е. Особен­ность пения йотированных гласных состоит в том, что в них сразу же после Й звучит простая гласная, то есть Е-Э. Йотированные гласные приносят большую поль­зу, помогая устранению вялости, тусклости и ин­тонационной расплывчатости звука.

В работе над гласными важно добиваться округленности звука, его высокой позиции, иначе говоря, звонкости, остроты звучания.

При работе над высокой позицией практикует­ся предварительное пение закрытым ртом, при ко­тором поднимается мягкое нёбо и во рту создается ощущение купола . До­стижению остроты и звонкости помогает также ис­пользование йотированных гласных и слогов с на­личием полугласного Й , который ставится не впе­реди, а позади гласной: Ай, Ой, Эй. Эти слоги-меж­дометия часто употребляются в русских народных песнях и составляют одну из характерных особен­ностей национальной народно-песенной кантилены.

При обучении детей правильному пению глас­ных звуков следует тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуля­ционного аппарата.

2. Развитие протяженности дыха­ния. Работа над кантиленой и дикцией.

Протяженность дыхания достигается работой над экономным и более или менее продолжитель­ным выдохом. Для продолжительного выдоха не­обходимо научиться делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. При небольшом вдо­хе дыхание расходуется быстро, а слишком глубо­кий вдох приводит к неровному и напряженному выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного дыхания можно петь длинные фразы на одном вдохе. Вторая задача на­учить детей связному и отчетливому исполнению гласных в сочетании с согласными, иначе говоря, певческой кантилене и дикции. Все согласные делятся на звонкие и глухие. При произнесении звонких согласных включаются голосовые связки (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р). Глу­хие согласные имеют шумовой характер и произно­сятся без помощи голосовых связок (к, п, с, т, ф, х. ц, ч, ш, щ).

3. Выработка подвижности голоса.

4. Элементарные навыки много­голосного пения.

Основой красивого многоголосного пения явля­ется интонационно чистый унисон. Начальным этапом изучения многоголосия яв­ляется пение на два голоса. При разучивании двухголосных упражнений наиболее целесообразно вначале использовать знакомые детям, простые по структуре напевы ти­па русских народных прибауток в двухголосном из­ложении, а затем, по мере их освоения, предлагать новые, более сложные задания. Перед разучиванием двухголосных упражнений следует разделить хор на две группы. В первую группу, которая будет петь основной напев, можно отнести большую часть хора, в том числе и де­тей с более узким диапазоном. Во вторую группу, исполняющую второй голос, можно отобрать детей с нормальным диапазоном. При исполнении трехголосных упражне­ний третья группа голосов может состоять из не­скольких учеников с наиболее хорошим слухом и голосом. Приступая к разучиванию двухголосных упражнений необходимо просольфеджировать каждый голос всем хором. Выбирать упражнения для хора нужно в зависимости от уровня певческого развития участников хора, а так­же наличия тех или иных певческих недостатков.

К распеванию, как и ко всякому другому раз­делу урока, необходима тщательная и серьезная подготовка, продуманность общих за­дач и цели каждого занятия. Только в этом случае работа будет эффективной и поможет наиболее бы­строму усвоению основ певческого искусства. Следует особо обратить внимание на то, что любое упражнение, помимо главной задачи, решает целый ряд дополнительных задач. В хоровой практике упражнения обычно делят на две группы. Одни из них применяются в связи с каким-либо конкретным произведением и имеют связь с конкретными задачами, обусловленными разучиваемым репертуаром. Обычно они целиком основываются на музыкальном материале какого-либо произведения или подчеркивают определенную трудность. Другие упражнения направлены на подготовку певческого аппарата к работе в целом.

Стоит отметить, что цель каждого упражнения должна быть понятна детям, только тогда они смогут активно работать над ее осуществлением. Во время пения упражнений педагог должен быть предельно внимателен к каждому ребенку, чаще вызывать петь по одному, анализировать качество исполнения. Доступность и сравнительная легкость музыкального материала даст возможность каждому певцу в полной мере проявить свои способности. А это приведет к росту исполнительского мастерства хорового коллектива в целом. Кроме того при распевании очень важна выразительность. Таким образом при пении распевок важна и техническая работа и работа над музыкальной выразительностью и только тогда вокально-хоровое развитие де­тей будет носить более широкий и гармонический характер.

Примеры упражнений для распевания:

Задача 1. Элементарные навыки певческого вдоха и выдоха. Правильное формирование гласных.

1.Песенка-дразнилка. Формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты.


2. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания.


3.Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.



4.Формирование гласных.

Задача 2. Развитие протяженности дыхания. Работа над кантиленой и дикцией.

1. В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте.


2.Усложнённый вариант предыдущего упражнения


.

3. Упражнение, требующие более широкого дыхания и ровности звука по всему диапазону.


4.Преодоление зажатости гортани, ровность звука по всему диапазону, сглаживание регистров, использование резонаторов.


5.Высокая позиция звука, активность артикуляции, дикции.


Задача 3. Выработка подвижности голоса.

1.Упражнение, помогающее развить лёгкость и подвижность голоса.


Швейцарская народная песня,

русский текст Е. Манучаровой



Задача 4. Элементарные навыки двухголосного пения.

.

Используемая литература:

1.Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

2.Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учебное пособие для студентов педагогических высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

Читайте также: