Подготовьте сообщение о лирике пушкина последних лет опираясь на примеры анализов

Обновлено: 02.07.2024

Александр Пушкин – гениальный писатель. Его творчеством восхищаются по всему миру. Свои уникальные произведения он создавал как для взрослой публики, так и для детей. Философские мысли и чувственные стихи поэта затрагивали души многих поколений читателей. Творчество этого великого поэта навсегда останется в истории русской литературы.

Особое внимание можно уделить лирике Александра Сергеевича. В своих стихах он использовал множество тем и мотивов. Не каждый писатель может сравниться с ним в многогранности и разнообразности лирических ходов и мыслей.

Основной темой лирики писателя была любовь. Это чувство Пушкин считал важнейшей ценностью в жизни человека. В стихах поэта описаны различные явления любви, которыми наслаждаются герои. Любовные муки во время расставания и разлуки, через которые должен пройти каждый влюбленный, считались истинным счастьем и жизненной мудростью.

Тема дружбы также была очень ценна для поэта. Он уважал и любил своих друзей, но некоторые из них рано ушли из жизни. В произведениях, посвященных дружбе, часто проскальзывали трагичные ноты. Но, несмотря на это, стихи были пропитаны счастливыми моментами и теплыми чувствами.

Глубокие мысли о человеке, о его истинном предназначении в мире, вечные вопросы жизни и смерти встречались в произведениях Александра Сергеевича. Жестокие и сердечные начала, сущность бытия и другие философские мотивы тесно переплетались с некоторыми лирическими тематиками в его стихах.

Часто в работах поэта можно встретить патриотические позывы. Пушкин очень любил свою Родину и искренне переживал за ее будущее. В своих работах он затрагивал проблемы людей его поколения, которые существовали в стране. Поэт даже мог пожертвовать собой ради благополучия и процветания России.

Изображения пейзажей в произведениях Александра Сергеевича встречались очень часто. С их помощью мастер слова показывал настроение произведения, отображал характеры героев, представлял свое отношение к ситуации. С помощью природных пейзажей он передает читателю всю красоту окружающего мира, а также собственное состояние на момент написания произведения. Пейзажи для поэта – это возможность ощутить гармонию и свободу, вдохновение и душевное спокойствие.

Александр Пушкин один из первых понял свое истинное предназначение в мире. Он считал своей главной задачей нести людям божественное начало. Своим творчеством поэт далеко продвинул прогресс поэзии, пробуждая и по сей день круговорот чувств, размышления и сочувствия.

Рассуждение 2

А. С. Пушкин – русский поэт, писатель мирового значения. Гений русской культуры создал культурные ценности, которые распространились далеко по всем географическим широтам. Его лирические произведения – единый многоголосый оркестр, художественно выразительный и многообразный. Поэтические произведения Пушкина затрагивают разнообразные темы, но все творчество поэта является многожанровым произведением, сюжет которого изображает творческую и человеческую судьбу.

Сам Пушкин сравнивает поэта с эхом, откликающимся на всякий звук. Его поэзия – многоголосье, которое царит в самой жизни. Его стихи – отклик и отражение действительности, в которых находят воплощение мотивы свободы и роли поэта и поэзии, любви, свободомыслия, дружбы, величавой красоты природы.

Легкое, певучее и драгоценное поэтическое слово поэта очень часто обращается к мотивам природы. Именно через нее он передает свои мысли, чувства, переживания. Пейзажные зарисовки передают законы истины, добра и красоты. Внутренний мир, духовность и величие человека передается через его отношение к природе.

В каждом лирическом произведении Пушкина можно найти разнообразие тем и мотивов, объединенных в единое целое. Каждое его стихотворение многогранно и заключает в себе искренность, мудрость и неподкупность.

Основные темы и мотивы лирики Пушкина

Основные темы и мотивы лирики Пушкина

Популярные сочинения

Основная тематика произведения заключается в изображении автором пороков русского общества на примере борьбы двух поколений посредством иронии и юмора.

А. П. Чехов является мастером короткого рассказа. Обладает умением в небольших, незатейливых рассказах раскрыть сюжет и характер персонажей.

О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии:

Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум.

Я обратил внимание на то, что непременным условием творчества поэт считает свободу. Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин, Капнист. Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина

Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты “от ума” . Их творчество холодно и тенденциозно.

Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. Там все в норме: ритм, форма, содержание.

Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ли в многолюдный храм, Сижу ль средь юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам.

Так начинается одно из самых блистательных стихотворений Пушкина. Музыкальное

повторение у и ли не кажется нарочитым, но создает особую мелодию стиха, всецело подчиняемую общей идее произведения. Поэта мучает мысль о скоротечности жизни, о том, что на смену ему придут новые поколения и он, возможно, будет забыт. Эта печальная мысль развивается на протяжении нескольких строф, но затем, по мере того как она уступает место философскому примирению с действительностью, меняется и звуковой настрой стихотворения.

Элегическая протяженность исчезает, последние строки звучат торжественно и спокойно: И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.

Исключительное художественное чутье Пушкина руководило им в выборе ритма, размера. Удивительно точно воспроизводится тряска дорожного экипажа:

Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком?

Когда читаешь стихотворение “Обвал” , невольно приходит на память гулкое горное эхо, возникают в воображении угрюмые очертания скал и обрывов.

… И ропщет бор, И блещут средь волнистой мглы Вершины гор.

Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений. Тема дружбы – одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее. Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам.

Таким является стихотворение “К Чаадаеву” . В строках, лишенных всякой иносказательности, поэт призывает друга отдать свои силы освобождению народа.

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Столь же недвусмысленный призыв к восстанию содержится и в знаменитой оде Пушкина “Вольность” . Главная мысль оды в том, что “вольность” возможна и в монархическом государстве, если монарх и народ строго следуют законам, в том числе и моральным. Пушкин призывает к этому, но вместе с тем звучит предупреждение тиранам: Тираны мира! трепещите!

Поэтические проклятия в их адрес занимают целую строфу.

Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу Твою погибель, смерть детей. С жестокой радостию вижу. Читают на твоем челе Печать проклятия народы.

Ты ужас мира, стыд природы, Упрек ты богу на земле.

Царь рассвирепел, прочитав эти строки. “Пушкина надо сослать в Сибирь, – заявил он. – Он бунтовщик хуже Пугачева” .

На зловещем контрасте безмятежной природы и ужасов крепостничества строится “Деревня” . Стихотворение условно можно разделить на две части. Первая часть – это “приют спокойствия” , где все полно “счастья и забвенья” . Казалось бы, по тону первой части ничто не предвещало взрыва негодования. Даже подбор оттенков говорит нам о радужных картинах сельской природы: “душистые скирды” , “светлые лучи” , “лазурные равнины” . Иначе, “везде следы довольства и труда” . Но вторая часть стихотворения несет антикрепостническую направленность.

Именно здесь, в деревне, Пушкин видит зловещую причину всех бедствий – крепостное право, “рабство тощее” , “барство дикое” . Заканчивается стихотворение риторическим вопросом: Увижу ль, о друзья! народ не угнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы посвященной Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?

Но царь не внял призывам поэта. Пушкина ожидала ссылка. Правда, благодаря Жуковскому, северную ссылку заменили южной.

Во время восстания декабристов Пушкин жил в Михайловском. Здесь его застала весть о жестокой расправе над ними. Он пишет замечательное стихотворение “В Сибирь” , которое передает декабристам через Екатерину Трубецкую. Он посылает друзьям слова утешения:

Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье Пушкин был не только единомышленником декабристов, его стихи воодушевляли их. Каждое новое произведение было событием, переписывалось из рук в руки. Об этом говорится в стихотворении “Арион” :…..

А я – бесконечной веры полн, – Пловцам я пел…

Певец оказывается единственным, кто уцелел после “грозы” . Но он остается верен своим убеждениям: “я гимны прежние пою” .

Быть с друзьями в беде – священный долг каждого человека. Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье. Любовь для Пушкина – высочайшее напряжение всех душевных сил.

Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалась ему действительность, приходит любовь – и мир озаряется новым светом.

Самым изумительным стихотворением о любви, на мой взгляд, является стихотворение “Я помню чудное мгновенье” . Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека: Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.

Женский образ дан лишь в самых общих чертах: “голос нежный” , “милые черты” . Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного.

В стихотворении “Я вас любил” показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, повседневные. Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота:

Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим Особое внимание хотелось бы обратить на стихотворение “Мадонна” . Это стихотворение Пушкин посвятил своей жене. Радость и счастье от долгожданного брака (он трижды делал предложение Н. Н. Гончаровой) выразились в строках:

Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец

Поэзия Пушкина обладает удивительным даром. Она как живительный бальзам воздействует на человека. Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет, но только через какое-то время, иногда, много лет спустя, мы открываем для себя заново сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться ее кристальной чистоте, ясности, одухотворенности.

Философские мотивы лирики А. С. Пушкина

Конечно, браться за Пушкина сложно и ответственно, но писать сочинение необходимо. Предлагаемые материалы никак не претендуют на новое слово в пушкинистике, но, может быть, они окажутся полезными, например, начинающему учителю.

Поэзия А. С. Пушкина представлена в экзаменационном списке четырьмя темами и тремя отдельными стихотворениями, имеющими прямое отношение к этим темам. Рассмотрим, какие стихотворения, кроме тех, что названы, стоит разобрать в рамках той или иной темы.

Главное — выстроить концепцию сочинения. Предлагаем несколько вариантов.

Философичность свойственна поэзии Пушкина в целом, но философские размышления усиливаются в зрелой лирике. Всё чаще звучат мотивы постижения бытия человеческого, неизбежности ухода, переосмысления прожитого.

Пушкинская философия жизни гармонична: смерть в ней воспринимается не как трагический конец всего, а лишь как одно из звеньев бытия, как естественный финал земного существования. Зрелость и старость драматичны, но не трагичны, так как любой возраст человека связан с какими-то важными этапами осмысления жизни, понимания её сути. Прошлое, настоящее и будущее, как правило, не противопоставлены. Поэт не отказывается от прошлого, хотя видит в нём немало ошибок.

В центре пушкинской философской лирики, какие бы вопросы в ней ни поднимались, всегда находится человек: его внутренний мир, взаимоотношения с окружающим его природным миром, обществом, властью. Следовать за мыслью великого поэта не только занимательно, но и поучительно, поскольку стихи нисколько не утратили своей значимости, а совершенство их художественной формы по-прежнему воспринимается как эталон простоты и безупречности.

Деление поэзии Пушкина на темы (поэта и поэзии, свободы, философскую лирику и так далее) бесконечно условно. Очевидно: о чём бы поэт ни писал, философские размышления пронизывают и стихотворения о любви, и о творчестве, и, конечно, о свободе, так как именно в ней Пушкин видит основу гармоничного существования личности.

Одна из принципиальных мировоззренческих идей пушкинской философии — это мысль о необходимости нравственного совершенствования. “Жить… чтоб мыслить и страдать” — вот один из ключевых тезисов зрелого Пушкина. Другой заключается в том, что, “с отвращением читая” страницы прожитой жизни, не следует забывать прошлого (“строк печальных не смываю”).

Вторая строфа стихотворения вовсе не мрачная, а, наоборот, оптимистичная. Каждым словом поэт утверждает радость осмысленного бытия, называя все самые важные составляющие человеческой жизни. Первое утверждение — “жить… чтоб мыслить и страдать” — нисколько не парадоксально. Пушкинский идеал всё больше приобретает христианские очертания: “страдать” — значит в первую очередь сострадать. Поэт не отрекается и от “наслаждения”, однако мера его в сравнении с другими сторонами жизни невелика.

…И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья…

Что же называет Пушкин наслажденьем? Об этом последние строки стихотворения: “гармонией упьюсь”, “над вымыслом слезами обольюсь”, “блеснёт любовь”. Те ценности, которые не подвержены тлению, остаются с поэтом навсегда: это красота, искусство и любовь.

В воспоминаниях о годах, проведённых здесь, “в пустынном уголке”, вплетаются другие:

…глядел На озеро, воспоминая с грустью Иные берега, иные волны…

Картина природы: “нивы златые”, “пажити зелёные”, “неведомые воды” — контрастна “убогой” жизни крестьянина: “скривилась мельница, насилу крылья ворочая при ветре…”. Мотив запустения и мотив печали, смерть близкого человека, своё личное и общее, народная судьба изображаются как единое целое.

Далее в стихотворении наступает резкий интонационный, а за ним и смысловой перелом. Изображаются дорога и три сосны. Эта картина окрашена лирическим чувством. Оптимистический финал стихотворения предсказан той переменой, которая произошла с соснами:

…около корней их устарелых (Где некогда всё было пусто, голо) Теперь младая роща разрослась…

Мотив семьи перерастает в тему смены поколений, вечного, непрестанного обновления жизни. Обращение “племя младое, незнакомое” символично. Оно относится и к юным деревьям, и к будущим поколениям. Так, к финалу стихотворения мотив смерти (“уже старушки нет”) преобразуется в мотив памяти (“обо мне вспомянет”), а воспоминания о своём, личном приобретают характер всеобщий, философский. В этом небольшом стихотворении уместилась не только жизнь Пушкина, но и жизнь человека вообще, и жизнь природы, и — ещё шире — смысл бытия.

Молитвы сложены святыми старцами не только для того, чтобы “сердцем возлетать во области заочны”, но и для того, “чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв”, то есть в обычной мирской жизни. Молитва, о которой говорит поэт, звучит в храме “во дни печальные Великого поста” и обладает “неведомою силой”. По своему звучанию стихотворение действительно напоминает молитву. Этому способствуют и употребление архаичных слов, и обилие глухих согласных, и ассонанс (“вО
О
Бласти за
О
Чны”, “одн
А
”, “мен
Я
”, “умил
Я
Ет”, “та”, “повтор
Я
Ет”, “печ
А
Льные”, “пост
А
”, “он
А
”, “уст
А
”), и размеренный спокойный ритм — шестистопный ямб.

О чём же просит Всевышнего тот, кто произносит эту молитву? Он хочет, чтобы Господь помог ему избавиться от тоски и уныния, которые влечёт за собой праздная жизнь, чтобы жизнь была трудовой и осмысленной. Он хочет победить в себе “любоначалие”, то есть властолюбие, желание управлять другими людьми. Ему важно, чтобы “празднословие” тоже исчезло из его жизни.

Среди пороков, упомянутых Пушкиным, нет таких, которые большинство людей не находит в себе, но далеко не каждому приходит в голову задуматься об этом. Какие же качества привлекают поэта, чему он хотел бы научиться? Ответ простой: видеть и осознавать свои недостатки, быть терпеливым, смиренным и целомудренным.

На протяжении жизни А. С. Пушкина темы его любовной лирики менялись. Совершенствуя мастерство, накапливая жизненный опыт, Пушкин добивался безупречности формы, полноты и глубины содержания. Поэтическая философия гармонии — это одна из особенностей, свойственная всей лирике Пушкина, и любовной тоже.

Это стихотворение уникально по звуку и мелодике. Чаще всего повторяются в нём согласные звуки, входящие в состав слова Любовь

, а также мягко звучащие согласные [ш], [с], [н]. Интересно заметить, что звук [р] встречается только в словах: “тревожит”, “робостью”, “искренне”, “другим”. В этих словах есть особая “изюминка”: они не нарушают общей гармонии, а, напротив, создают её, ведь пушкинская философия предполагает не безмятежную идиллию, а примирение противоречий.

Заключительные строчки можно понимать по-разному: как искреннее и великодушное пожелание счастья или как ироничное предположение, что такой искренности и нежности “она” уже никогда ни в ком не встретит. Такая неоднозначность привлекает, так как лирический герой стихотворения воспринимается как личность сложная, полностью не раскрывающаяся. При желании можно услышать и такой смысловой оттенок: лирический герой сожалеет, что его сильные, глубокие чувства остались безответными. Не случайно он повторяет: “любил так искренне, так нежно”.

Стихотворение тем и замечательно, что при всей своей простоте и кажущейся ясности оно позволяет размышлять и трактовать его так, как вы его чувствуете.

Мы так и не узнаем, идёт ли речь о взаимном чувстве, окрепшем за время разлуки, или о неразделённой любви. Однако мы понимаем, что любовь у Пушкина есть смысл и средоточие жизни.

Эта тема многократно и всесторонне освещена в учебных пособиях (такие её аспекты, как “поэт и толпа”, свобода творчества, назначение искусства), поэтому ограничимся небольшими комментариями.

…В заботах суетного света Он малодушно погружён…

В эпитете “малодушный” есть оттенок осуждения, но Пушкин смотрит на поэта реалистично. Лирический конфликт в первой строфе заключается в противопоставлении высокого и низкого: “священной жертвы” и “суетного света”, “святой лиры” и души, вкушающей “хладный сон”. Этим противопоставлением подготавливается резкая перемена: поэт, которого коснулся “божественный глагол”, мгновенно отрешается от всего земного и уходит в область природного и “внутреннего”. Принятая в обществе система ценностей, сословные отношения отвергаются им безоговорочно и безвозвратно.

Разбор этого стихотворения может быть, например, построен как ответ на вопрос: как избранная поэтом строгая форма сонета отвечает той художественной задаче, которую решает автор? Можно проследить от строфы к строфе развитие лирического сюжета, динамику ключевых образов (народ — толпа; поэт — царь — высший суд — взыскательный художник — алтарь — огонь). Обратите внимание на смысловые связи между рифмующимися словами (народной — холодной, ум — дум, суд — труд, бранит — горит). Исследуйте все контекстуальные синонимы и антонимы, рассмотрите поэтические особенности синтаксиса (обращение, инверсии, параллелизм, повторы, риторические вопросы). Строгость и стройность пушкинского сонета, несомненно, покажутся вам адекватной формой для разговора на столь важную для поэта тему. Важна и сама традиция: сонет — это и “суровый Дант”, и Петрарка, и “творец Макбета”.

Среди творчества А. С. Пушкина философская лирика всегда занимала особое место. Главным отличительным признаком его произведений стал глубоко личный характер каждого из них — все актуальные вопросы поэт пропускал через призму собственных чувств и взглядов. Список тем его стихотворений богат: писатель размышлял о любви, дружбе, гражданском долге, смысле жизни, вере и безбожности, зле и добре.

Анализ философской лирики Александра Сергеевича Пушкина

Направление лирики

Особенности тем и мотивов его произведений на разных этапах жизни поэта

Основные философские мотивы в лирике Пушкина постоянно менялись — видна чёткая периодизация. В начале своих писательских лет поэт имел мировоззрение романтика, больше всего заботившегося о развлечениях и весёлых днях с друзьями. Позже, во времена революции, ссылок и цензуры, он пережил несколько духовных и личностных кризисов. Тяга к геройским начинаниям и романтизм постепенно сменяются жёстким реализмом и цинизмом.

Под конец своей жизни писатель приходит к гармонии с собой. В своих произведения он начинает рассматривать глубокие вопросы природы человеческого бытия, жизни и смерти. Одновременно с этим явно выражены нотки ностальгии по былым весёлым временам.

Философия поэта, а вместе с ней и мотивы стихов, кардинально поменялись к началу двадцатых годов. Культурная революция и политические события того времени склонили его на сторону романтизма. Он больше не находил удовлетворения в бессмысленном прожигании времени за весельем, вместо этого стремясь к героическим поступкам. Кумирами писателя в те года были Байрон и Наполеон.

Мотивы в лирике Пушкина

В середине двадцатых годов Пушкин переживает очередной личностный кризис. Романтизм в его стихотворениях сменяется холодным реализмом. Появляются раздумья о проблемах и трудностях, жестокости правды, бессмысленности жизни. Причиной такой перемены стало поражение декабристов и чувство вины писателя за то, что он не помог друзьям в свержении царского режима.

Поздняя поэзия Александра Сергеевича пропитана грустью и одиночеством, которые он тогда испытывал. Частыми в ней становятся размышления о природе жизни и смерти, раскрытие религиозных тем. Поэт старался не описать традиции и внешние атрибуты церкви, а проникнуть глубже и разобраться в непростых вопросах веры.

Анализ произведений

Чтобы лучше понять природу размышлений и жизненных ценностей писателя, стоит провести анализ философской лирики Пушкина по стихам. Немаловажно рассматривать произведения в контексте жизненной ситуации поэта, чтобы полностью проникнуться идеями и чувствами Александра Сергеевича на разных этапах его жизни и творчества.

Ода Пушкина Пророк

Литература Пушкина

Главной темой произведения стал поиск поэтом места в мире, осознание своего предназначения и роли в обществе. Именно он является метафорическим пророком — Пушкин использует религиозную тематику, чтобы скрыть истинное значение стиха. В стихотворении поэт приходит к выводу, что главное для него — нести народу свет и направлять на правильный путь, а не искать людское признание.

Стих написан в возвышенном стиле, но Пушкин не идеализирует пророка и не считает его путь единственно правильным. Он подчёркивает, что стать настоящим поэтом можно только через упорную работу, страдания и развитие талантов, а это выдержит не каждый. Только пройдя через испытания, человек сможет возвыситься духовно и нести свои идеи другим. Кроме того, тяжёлую работу вряд ли вознаградят при жизни, что Александр Сергеевич хочет донести до молодых коллег.

Стихотворение Узник

  • Александр Сергеевич намекает на вседозволенность самодержавного правительства, при котором каждый человек свободен только мнимо и может в любой момент попасть за решётку из-за неправильного слова.
  • Поэт попал в заключение в очень молодом возрасте, при котором личность только формируется, а потому подобное насилие над ним может серьёзно повлиять на характер и судьбу.

 Разбор отдельных работ писателя

Свободный орёл предлагает запертому собрату улететь в далёкие земли, избавленные от насилия и гонений. Это отражает стремление писателя к свободе. Возможно, в стихотворении автор намекает на его подготовку к побегу за границу, который он планировал в середине двадцатых годов.

Произведение Цветок

Сюжет незатейлив — лирический герой находит среди страниц книги давно забытый цветок и размышляет о его судьбе. В лирике прослеживается параллель жизненного цикла растения с жизнью самого поэта:

Философская лирика Пушкина

  • цветение — беззаботная молодость, во время которой человек преисполнен радостных надежд и думает, что перед ним открыт весь мир;
  • момент, когда кто-то срывает красивый цветок, не задумываясь о том, что тем самым лишает его жизни — это метафора для внезапной ссылки Пушкина, не подозревающего ничего о надвигающейся опасности;
  • зажатый в страницах книги, цветок лишается возможности благоухать и радовать людей своей красотой — как и поэт иссыхает в заточении, неспособный нести народу своё творчество.

В коротком стихе также чувствуется сопротивление поэта попыткам власти сделать его произведения личной собственностью — как сорвавшие цветок хотели оставить его красоту только для себя. Но прямо высказать свои мысли он не мог из-за страха разгневать Николая I, который освободил его.

Размышления о судьбе увядшего растения остаются туманными, без намёков на конкретных личностей. Поэт упоминает, что оно было сорвано и подарено как символ памяти, а затем стало свидетелем любовных историй и страстей людей, которых уже может и не быть в живых. В стихотворении рассматривается тема быстротечности жизни, раскрывается проблема людей, неспособных ценить её лучшие годы, а затем разочаровывающихся.

Если жизнь тебя обманет

Стихотворение было написано во времена михайловской ссылки Пушкина в 1825 году. Оно было посвящено Е. Вульф — женщине, в которую писатель некоторое время был влюблён, но потом отношения переросли в крепкую дружбу. Много дней он проводил в доме её семьи, скрашивая своё одиночество.

Анализ произведений Пушкина

Александр Сергеевич не хотел, чтобы девушка, отличающаяся добротой и жизнерадостностью, слишком рано разочаровалась в жизни и познала её жестокости. Потому он написал стихотворение в оптимистичном, жизнеутверждающем ключе. Он говорит, что даже если настоящее кажется тусклым и безрадостным, человек всегда может изменить ситуацию к лучшему в будущем. Раскрывается проблематика поиска счастья — нужно не ждать, пока оно наступит, а самому создавать его путём тяжёлой работы.

Погасло дневное светило

Это стихотворение Пушкин написал в 1820 году, когда на корабле направлялся из Феодосии в Гурзуф. Это философское произведение с элементами пейзажной лирикой отражает контрасты и противоречивость в эмоциях поэта: с одной стороны, он был опечален и взволновал вечной ссылкой, с другой — не мог не восхищаться красотой южной природы. В строках стихотворения можно найти отголоски многих чувств:

Произведение Цветок

  • уныние и неопределённость — Пушкин не знал, что его ждёт впереди и не представлял, вернётся ли он когда-нибудь на родину, потому воспоминания о прошлой любви, друзьях, надеждах и желаниях вызывают у него грусть и слёзы;
  • покорность — поэт сравнивает несправедливую власть с непреклонным морем, подчёркивая её неприступность и бессилие обычного человека, являющегося всего лишь песчинкой;
  • разочарование — писатель в некоторой степени рад своему изгнанию с родины, ведь именно на ней он лишился былых наивных иллюзий о свободе и справедливости, понял лицемерную натуру современников, к которым теперь чувствовал презрение.

Лирический герой этого произведения соответствует классическому определению одинокого морского путешественника. Интересным его делает глубокая личная связь с Пушкиным, который не только видел море впервые, но и был настоящим изгнанником со своей родины, что сделало его впечатление очень реальными и глубокими.

Телега жизни

Телега жизни произведение Пушкина

Это произведение литературы было написано в 1823 году, когда Пушкин перебывал в южной ссылке. Он был вынужден заниматься скучной канцелярской работой, вгоняющей в депрессивные размышления. Это отразилось на настроении стихотворения, в котором автор символически описывает разные этапы своего жизненного пути.

Герои в стихотворении представлены обобщённо. В нём Пушкин описывает психологию взросления обычного человека, а не делится личным опытом. Себя поэт считает частью общей народной массы, подчиняющейся законам вселенной.

Читайте также: