Методическое сообщение по сольфеджио в дши

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 1606 2

Министерство культуры Российской Федерации

ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СОЛЬФЕДЖИО

В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ ДМШ И ДШИ

1) название учебной дисциплины

2) специальные вокальные упражнения для развития голоса и слуха

3) раздел музыкальной науки

Каковы же цели и задачи дисциплины сольфеджио на сегодняшний день? Давайте поговорим об этом более подробно.

Главнойцелью предмета сольфеджио является развитие природных способностей учащихся и формирование их художественного вкуса. Поскольку это комплексная дисциплина, как следствие, она включает в себя огромное количество задач, которые должны быть выполнены для достижения обозначенной нами цели. Таким образом, основными задачами курса сольфеджио являются:

воспитание устойчивого интереса к занятиям музыкой

воспитание музыкального слуха

развитие чувства метро-ритма

изучение основ теории музыки

приобретение навыков сольфеджирования, развитие устойчивой интонации

развитие памяти, моторики и координации

развитие образного мышления

развитие особых качеств слуха: слухового внимания, слуховой остроты, слуховой реакции, способности запоминать и воспроизводить музыкальный текст

развитие творческих навыков учащихся (умение подбирать аккомпанемент, сочинять собственные мелодии и импровизировать)

Сольфеджио, как и другие музыкальные дисциплины, изучаемые в детской музыкальной школе, направлено на музыкальное воспитание учащихся и должно основываться на ряде принципов, которые вполне могут считаться общими для всего процесса обучения музыке.

Таковыми являются следующие принципы:

принцип связи музыки с жизнью

изучение музыки как живого искусства, неразрывно связанного с деятельностью человека

принцип интереса, увлеченности

принцип образного мышления как основы восприятия музыки

Иначе говоря, еще одной немаловажной задачей педагога является обогатить урок сольфеджио интересным, насыщенным разнообразным содержанием, опирающимся на лучшие образцы художественной музыкальной литературы, и даже изобразительного искусства.

С этими принципами тесно связаны методы, которые могут обеспечить плавный переход от игровой деятельности детей к учебно-познавательной, позволяя добиваться наиболее высоких результатов, используя материал его повседневной работы и опираясь на те особенности детского мышления, которые могут стать стимулом развития творческих способностей ребенка. Одно из таких качеств – образность мышления, свойственная детям. Эта ценнейшая особенность ученика заслуживает пристального внимания педагога, особенно в преподавании музыки, поскольку в этой сфере деятельности образное мышление человека играет важнейшую роль.

1) анализ музыки на слух

3) работа над ритмом

4) чтение с листа

5) запись музыкального диктанта

Кратко охарактеризуем каждый из перечисленных аспектов.

1) Анализ музыки на слух включает в себя сразу несколько задач: угадывание элементов музыкального языка: ладов, интервалов, аккордов, определение формы музыкального произведения. Важнейшим навыком для исполнительства является знание формы произведения. Ученик, который знает и чувствует форму, в процессе исполнительства способен мыслить ясно и цельно.

2) Интонирование, как одно из основных средств воспитания музыкального слуха, предполагает поурочную работу как в ладу, так и за его пределами. Особое внимание на уроке уделяется воспитанию ладового слуха: пению звукорядов, неустоев с разрешением, тонического трезвучия. Через подобный навык осуществляется работа над чистотой интонирования, а также воспитывается ощущение осмысленного и выразительного пения.

3) Работа на ритмом также является неотъемлемой частью сольфеджио. Как известно, все процессы в жизни подчинены ритму. В связи с этим ритм воспринимается не только сознанием, но и на физиологическом уровне. Эмоциональное воздействие ритма также очень великό. Как ни странно, именно ритм является первым показателем музыкальности. В курсе сольфеджио ритмической стороне уделяется большое внимание: изучаются длительности, музыкальные размеры (простые и сложные), ритмические группировки, воспитывается ощущение долей (сильных, слабых и относительно сильных), осваиваются различные ритмические фигуры.

4)Процесс чтения с листа – пожалуй, один из наиболее кропотливых и постепенных в практике дисциплины сольфеджио. Чтению с листа невозможно научиться мгновенно, оно требует определенного багажа знаний. Чтение с листа на уроке также состоит из нескольких этапов: проводится анализ мелодии, в ходе которого определяется тональность, размер, знаки (ключевые и случайные), рассматривается рисунок мелодии (плавное поступенное, наличие скачков, опеваний, повторов). Чтение с листа всегда осуществляется с дирижированием. Дирижирование помогает выработать координацию, а также влияет на выразительность исполнения того или иного музыкального отрывка.

Список использованной литературы:

Агажанов, 1985 – Воспитание музыкального слуха: Метод. пособие. Вып . 2 / Сос. А. Агажанов. – М.: Музыка, 1985 – 120 с.

Давыдова, 1975 – А. Е Давыдова. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1975 – 161 с.

Калугина, Халабузарь, 1989 – М. Калугина, П. Халабузарь. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио: методическое пособие для ДМШ. – М.: Музыка, 1989, 121 с.

Островский, 1970 – А. Л. Островский. Методика теории музыки и сольфеджио. – Л.: 1970, 296 с.

Шатковский, 1986 – Г. И. Шатковский. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования. – М.: Музыка, 1986, 91 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Управление культуры Администрации г. Свердловска и Свердловского района

Государственное учреждение Свердловская детская школа искусств № 3

Луганская Народная Республика

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Современные методы обучения

Баранова Юлия Владимировна

2016-2017 уч. год

Вопрос о выживаемости сольфеджио в отечественном музыкальном образовании стоит сегодня как никогда остро. И содержание учебного предмета, и методика его преподавания переживают кризис и вынуждены доказывать свою многостороннюю эффективность. Один из главных вопросов преподавания сольфеджио в XXI веке стоит следующим образом: как, не упрощая существо предмета, сделать сольфеджио привлекательным и личностно востребованным новым поколением учащихся?

Непосредственно направленное на разностороннее развитие музыкального слуха, сольфеджио имеет две цели:

• профессиональная - воспитывать музыканта-исполнителя высокого класса

• социальная - воспитывать активного слушателя и любителя музыки.

Сольфеджио - многопрофильная дисциплина, охватывающая несколько вполне самостоятельных, но взаимосвязанных задач:

• выработка навыков пения

• освоение теории музыки

• освоение музыкально-языковых средств

• развитие музыкального мышления

• обособленность от нужд концертной практики

По существу речь идет о кардинальном вопросе всего нашего музыкального будущего. Найти результативный подход к воспитанию и обучению детей — это, может быть, самый корень проблемы. На что можно опереться, преодолевая кризис?

• Повышать роль творческих работ учащихся на уроках и дома - импровизации и сочинения.

• Развивать методику преподавания сольфеджио на базе современных достижений психологии

• Реформировать музыкальную базу предмета, включая в нее современную музыку XXI века, а также, фольклор, джазовую и популярную музыку.

• Сближать сольфеджио с современной концертной практикой, учитывая конкретную исполнительскую специфику музыканта - исполнителя

• Активно использовать технические средства обучения - синтезаторы, компьютерные программы.

Сольфеджио, несомненно, останется прикладным предметом музыкально - теоретического цикла. Однако, новая эпоха требует от него способности быть многосторонне применимым. Важно, чтобы любой ученик, приходящий на урок сольфеджио, понимал, что именно на этих занятиях он приобретет навыки быстрой концентрации внимания, разовьет свою память и ассоциативную базу. То есть, все то, что пригодится в самых разных областях его будущей деятельности, независимо от того, станет он профессиональным музыкантом или нет. Для этого сольфеджио в XXI веке надо преподавать так, чтобы на деле убедить ученика в поистине удивительных возможностях этого предмета.

Анализируя историю развития сольфеджио, отметим, что в XVIII веке предмет представляет собой лишь систему вокальных упражнений, зародившихся в придворных и церковных певческих капеллах и целиком подчинённых задаче развития голоса. В XIX веке кроме упражнений для интонирования появляются рекомендации по развитию навыков слухового анализа. В 1891 году издаётся первое в России руководство по написанию диктанта Н.М. Ладухина, до сих пор широко применяющееся в педагогической практике. В начале XX веков методические основы сольфеджио расширяются введением ритмических и тембровых упражнений и диктантов. Характерной особенностью этого этапа в истории сольфеджио является использование инструктивных примеров и ограниченное обращение к музыкальной литературе. XXI век – это преподавание сольфеджио на стилевой основе, весомая роль ладового сольфеджио и использование методов психологии и синестезии.

Во второй половине XX века начинается новый этап в становлении российского сольфеджио. Методика преподавания разрабатывается такими выдающимися педагогами, как А.Агажанов, Б. Алексеев, Д. Блюм, Е.Давыдова, Т. Мюллер, A. Островский , Б.Незванов, И.Способин, и представляет собой мощную, развитую систему детально разработанных приёмов освоения языка классической музыки. Долгое время казалось, что этого вполне достаточно. В 60-е годы традиционное сольфеджио развивается по линии накопления материала и усиления дидактической базы. Создаются новые учебники, хрестоматии по слуховому гармоническому анализу, сборники диктантов. К началу 80-х годов стала ощущаться необыкновенно остро необходимость коренной перестройки методики сольфеджио с целью сокращения разрыва между уровнем подготовки музыкантов и требованиями современной музыкальной практики.

A. Островский выдвигает концепцию преодоления ладовой инерции при восприятии и интонировании музыки XX века. В цикле из четырёх учебников сольфеджио он воплощает идею стилевого воспитания музыкального слуха. Заметным явлением стали сборники диктантов Н.Ф. Тифтикиди на материале музыки С.С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича.

Преподавание сольфеджио на стилевой основе становится одним из важнейших направлений в современной музыкальной педагогике. Считается необходимым, чтобы слух как бы прошел через все исторически важные этапы развития музыки. Поэтому выбор тематического материала основывается на последовательном обращении к творческому наследию композиторов разных эпох. В рамках этого направления О. Хромушин стал автором первого в России "Джазового сольфеджио", а также "Учебника джазовой импровизации для ДМШ". Педагог - новатор внес большой вклад в дело расширения педагогического репертуара детских музыкальных школ за счет классического и современного джаза.

Труд Б.М. Теплова, посвященный исследованию психологии музыкальных способностей положил начало серьёзному изучению психологических проблем сольфеджио, интерес к которым станет особенно заметным к концу XX века. В научных работах В. Медушевского, Ю.Холопова, Л. Маслёнковой, Ю.Рагса, Е.В. Назайкинского, А.Милки, Д.Кирнарской, М.Карасёвой стало уделяться пристальное внимание именно психологическим закономерностям музыкального восприятия, памяти и развития слуха.

а) кинестетические (связанные с постановкой рук, раскрепощением мышц, координацией движений и т. д.);

б) метакинестетические, то есть проблемы "ретрансляции" эмоций (индивидуального улавливания их в музыкальном произведении и донесения до слушателя).

Таким образом, в начале XXI века из вспомогательной дисциплины, направленной на слуховое освоение теории музыки сольфеджио превращается в практическую часть психологии музыкального восприятия. Суть сольфеджио теперь составляет многоуровневая обработка слуховой информации, соединяющая эмоциональное впечатление с рациональным анализом и осознанным воспроизведением услышанного в пении, игре на инструменте, нотной записи или мысленном представлении.

1 этап - Мотивация к пению

2 этап - Пение педагога

4 этап - Пение вслух

XX век отмечен печатью многочисленных авторских методик преподавания сольфеджио, как у нас в стране, так и за рубежом. Одна из них- венгерская релятивная система Золтана Кодая, основанная на методе относительной (ладовой) сольмизации и использования ручных знаков. Главным видом музыкальных занятий Кодай считал хоровое пение народных песен в сочетании с разнообразными движениями, хлопками в ладоши, ритмичным аккомпанементом, играми и т.д.

"Музыкальная графика", или синестезия была вызвана к жизни австрийским педагогом и искусствоведом Оскаром Райнером, который обосновал и долгое время возглавлял "Институт музыкальной графики" в Вене. Работа музыковеда с детьми выявила связь между звуком и цветом, помогла раскрыть ценность "музыкальной графики" как художественно-педагогического приёма. Применение синестезии в педагогике стимулирует интерес учащихся к музыкальному искусству, способствует развитию творческой фантазии, колористического и интонационного мышления.

Петербургские композиторы и педагоги О. Булаева и О. Геталова выпустили ряд интересных пособий по сочинению и импровизации, помогающих творческому развитию детей с самых азов постижения музыкальной грамоты.

• транспонирования мелодий в 12 ладотональностей

• исполнения двумя руками от любой клавиши фортепиано простейшего песенного аккомпанемента

• свободу ориентации в звукорядах, интервалах, аккордах

• ориентацию в понятиях, письме и на клавиатуре фортепиано и др.

Татьяна Боровик – музыковед-исследователь, автор уникальной методики преподавания сольфеджио. Она стажировалась в Швеции как музыкотерапевт. Увлечение музыкотерапией открыли для Т.Боровик значение музыки для психофизического развития ребёнка. На урока сольфеджио она использует пение с движением, юмор и метафору, сказку и театр.

Отличительной чертой развития сольфеджио на рубеже XX-XXI веков стала компьютеризация и привлечение информационных технологий. Назрела необходимость признать, что музыкальная педагогика сегодня не может не быть электронной.

• электронная поддержка музыкально-теоретических дисциплин

• технология электронного слухового тестирования

В последние годы появилось множество обучающих мультимедийных программ. Например, американская - Soft Way to Mozart, автор - Елена Хайнер. Отличительными признаками этой программы являются:

1. Изобретение Азбучного Нотного стана – такой нотной записи, которую способен понять любой человек, начиная с двухлетнего возраста

3. Изобретение нового поколения программного обеспечения, которое делает обучение игре на фортепиано высоко интерактивным.

1. Сольфеджио в контексте музыкальной теории

2. Новые подходы к практическому сольфеджио

3. Вопросы методики преподавания

4. Сольфеджио в зеркале истории

В частности, огромный интерес вызвали доклады гостей. О методике Джазового сольфеджио в США и Канаде. Или, например, о том, что сольфеджио во Франции ведется 2 часа ( для младших) и 4 часа в неделю (для старших),

Сольфеджио на современном этапе – это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество. Оно направлено, прежде всего, на развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром.

Разумеется, в рамках небольшого доклада невозможно рассмотреть с желаемой подробностью поднятые вопросы. И вместе с тем, думается, удалось показать, что вопрос об обучении сольфеджио в современной системе музыкального воспитания достаточно серьезен и настоятельно требует своего решения, для которого нужны совместные координированные усилия методистов, преподавателей исполнительских музыкально-теоретических дисциплин, исследователей истории педагогики, психологов и лингвистов.

Абелян JI.M. Забавное сольфеджио. – М., 1992.

Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М., 1991.

Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М, 1983.

Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.

Барабошкина А.В. Методика преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. – Л., 1963.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1966.

Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. – М., 1966.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.

Вопросы методики начального музыкального образования. – М., 1981.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3–е изд. – М.,1991.

К моему большому сожалению, родители и дети не знают и не понимают, что это за предметы- сольфеджио, слушание музыки и музыкальная литература. Зачем их изучать когда есть предмет специальность.

Не секрет, что в ДШИ на первое место ставится обучение игре на инструменте (специальность), а музыкально-теоретические дисциплины отодвинуты на второй план. Отсюда на мой взгляд и такое отношение к этим предметам, как к далеко неглавным.

Сольфеджио, слушание музыки и музыкальная литература – теоретические предметы, изучаемые в современной школе искусств. Они изучаются на протяжении всего курса обучения в музыкальных образовательных учреждениях, начиная со школы искусств и заканчивая консерваторией. Основными задачами теоретических дисциплин являются:

• выявление и развитие задатков и способностей детей;

• выработка качеств личности и деятельности, обусловливающих проявление творчества в любом деле;

• личностно-ориентированный подход и создание условий для самовыражения;
Сoльфеджио – дисциплина практическая, предполагающая выработку в первую очередь ряда практических навыков. Пoэтому для успешных занятий необходимы следующие составляющие:

• хорошее знание предмета самим педагогом: владение теорией и грамотное её использование на практике

• умение заинтересовать и передать свои знания ученикам – в данном случае речь идёт именно о творческом подходе преподавателя к свoей деятельности;
•любовь к детям.

1.Интонационные упражнения- чистое пение каждой ноты. Разучивание: ознакомление, слушание, запоминание путем многократного повторения, умение точно, красиво и быстро воспроизвести. Нужно услышать, разучить, спеть и проверить себя-выучить.

2.Сольфеджирование, чтение с листа. Для чтения с листа необходимы теоретические знания, развитый слух, чувство метроритма, вокальные навыки, понимание музыкальной формы. Многое зависит от индивидуальных особенностей учащихся и поэтому не следует ставить непосильные задачи. Техника чтения с листа требует обязательной тренировки, приобретаемой в упорной работе.

Педагогу следует неустанно и терпеливо работать над воспитанием внутренних представлений, над способностью, видя записанные ноты, слышать их. Одним из важнейших принципов в обучении чтению с листа является последовательность в нарастании трудностей.

Следует добиваться чистого, выразительного пения по нотам без поддержки инструмента; уметь мысленно представлять себе звуки; понимать нотный текст. Это умение охватить в целом музыкальную мысль. Обязательно с дирижированием, с правильным и чётким дирижёрским жестом. В учебниках это пение номеров. На уроке они разбираются, анализируются, разучиваются. Выясняем размер, длительности нот, счёт, дирижирование. Направление и движение мелодии, тональность. Добиваюсь осмысленного пения.

Формы чтения с листа весьма разнообразны:

пение мелодии c одновременным проигрыванием её на фортепиано;

пение мелодии с одновременным проигрыванием её на фортепиано в другой октаве;

пение с тактированием под импровизируемый преподавателем гармонический аккомпанемент;

пение в различных темпах выученного примера;

пение с транспонированием;

пение на слоги и с текстом.

В дневнике есть задание - сольфеджировать № или диктант. Дома-проиграть со счётом, послушать мелодию, вспомнить. Можно учить по такту с проверкой. Добиваться чистоты пения в данной тональности.

5.Музыкальный диктант. Запись мелодии по памяти. В процессе записи диктанта участвуют самые разные стороны слуха и разные свойства психологической деятельности: мышление, обеспечивающее осознание слышимого; память, дающая возможность, припоминая, уточнять слышимое; внутренний слух, способность мысленно слышать и представлять себе звуки, ритм и другие элементы. Кроме того, диктант предполагает наличие теоретических знаний, помогающих грамотно записать услышанное, нужно применять все знания и навыки. Эта форма работы является одной из сложных в курсе сольфеджио. Уметь слышать, анализировать мелодию. Как анализ на слух, так и диктант – это итог знаний и навыков, определяющий уровень музыкально-слухового развития ученика. Работа над диктантом в основном проходит в классе, на уроках. Руководствуясь работой класса, педагог должен знать индивидуальные особенности каждого ученика и учитывать их. Его роль в процессе написания диктанта очень ответственна – он направляет ученика. Одна из важнейших задач методики сольфеджио – показать как писать диктант. Я предлагаю учащимся план написания диктанта и разрешаю пользоваться им во время работы. На ранних стадиях следует требовать, чтобы все ученики дирижировали при записи.

Формы диктанта различные и моя задача - привлечь внимание, увлечь процессом записи музыки:
• ритмическое оформление записанных на доске нот;

• традиционный диктант.
Кроме того, не стоит забывать и о творческих формах работы над диктантом:
• транспонирование диктанта в разные тональности как устно, так и письменно;

• подбор басового голоса к диктанту;

• сочинение ритмической вариации на основе мелодии диктанта.

Творческие задания различных видов необходимо включать в работу как можно чаще, так как они стимулируют активность учащихся, способствуют их раскрепощению. Творчество, как альтернатива механическому, пассивному заучиванию – это обучение через активное обращение с материалом, возможность проявить себя, создать что-то новое, приобрести опыт. Творческий подход значительно ускоряет усвоение материала, облегчая процесс обучения, делая его занимательным и радоcтным.

Компьютерную презентацию можно использовать не в течение всего урока, а на отдельном этапе. Это экономит время на уроке. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в школе.

Важно, чтобы любой ученик, приходящий на урок сольфеджио, понимал, что именно на этих занятиях он приобретет навыки быстрой концентрации внимания, разовьет свою память и ассоциативную базу. То есть, все то, что пригодится в самых разных областях его будущей деятельности, независимо от того, станет он профессиональным музыкантом или нет. Для этого сольфеджио в XXI веке надо преподавать так, чтобы на деле убедить ученика в поистине удивительных возможностях этого предмета. Учителю необходимо выполнить следующие задачи:

• развитие общей музыкальности и творческого отношения к музыке;

• развитие музыкального cлуха, как основы для практичеcких навыков (чтение и запись музыки);

• развитие слуха на лучших образцах классической и cовременной музыкальной литературы, а также народных песнях;

• применение принципа единства обучения и воспитания, развитие мышления и самостоятельности.

Вопрос об обучении сольфеджио в современной системе музыкального воспитания достаточно серьезен и настоятельно требует своего решения, для которого нужны совместные координированные усилия методистов, преподавателей исполнительских, музыкальнотеоретических дисциплин, исследователей истории педагогики, психологов и лингвистов.

Итогом обучения являются выпускные экзамены по сольфеджио: письменный и устный. Письменный: мелодический диктант, слуховой анализ. Все 6 заданий выполняются письменно, а именно

1 мелодический диктант

2 ступени в ладу

3 аккордовая последовательность в тональности

4 интервалы от звука

5 аккорды от звука

6 лады и их виды

Устный - ответ по билету. Это задания: построение гамм, интервалов, аккордов. Выполняется письменно, а затем чисто спеть все построенные элементы. Сольфеджировать одноголосный и двухголосный номер. Рассказать правило и ответить на дополнительные вопросы экзаменационной комиссии.

Список используемой литературы:

2 Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио в ДМШ. 1986.

3 Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. 1987

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интенсивное развитие и внедрение информационных технологий во все сферы человеческой деятельности повлекло за собой существенные изменения и в системе музыкального образования. Школа искусств – это учебное заведение, в котором дети получают дополнительное образование, тем не менее, это очень важный социально-педагогический институт, имеющий свою историю развития… в наши дни ДШИ представляет собой усовершенствованное, модернизированное учебное заведение, имеющее огромный потенциал и возможности внести весомый вклад в воспитание, мировоззрение и образование детей. Ребенок, получивший музыкальное образование, другими глазами смотрит на мир, умеет увидеть и оценить прекрасное, поэтому обучение в музыкальной школе дает человеку неоценимый жизненный опыт. Но для музыкальной школы уже несколько лет существует большая проблема – каким образом заинтересовать детей музыкой, чтобы они хотели учиться? С каждым годом все меньше и меньше детей, желающих учиться музыке, не все дети доучиваются в музыкальной школе до конца. Многие дети не хотят обучаться в музыкальной школе, т.к. считают, что музыка – это скучно, не интересно. Необходимо сделать учебный процесс настолько интересным, чтобы ребенок посещал музыкальную школу с удовольствием, чтобы обучение здесь было для него не в тягость. В наш современный век компьютеризации новые технологии смогут помочь преподавателю сделать учебный процесс в школе интересным и насыщенным.

В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках, урок сольфеджио из скучного можно превратить в очень занимательный и увлекательный с помощью электронных досок или медиаклавиатур, компьютеров со специальными программами, в которых можно сочинять и записывать мелодии, подбирать нужные аккорды и гармонии и т.д.. Введение в процесс обучения музыкально-компьютерных технологий, безусловно, преобразит учебный процесс, вовлечет детей в творчество.

Урок, как известно, предусматривает реализацию в комплексе образовательной, развивающей и воспитательной функции обучения. Они связаны с формированием определенных качеств личности ученика (эмоциональной отзывчивости, работоспособности и т.д.)

Педагог свободен в выборе структуры урока, здесь самое главное – высокая результативность обучения и воспитания. Этапы комбинированного урока: организация работы; повторение изученного материала (актуализация знаний); изучение нового материала, формирование новых умений; закрепление, систематизация, применение; задание на дом.

Комбинированный урок позволяет достигать нескольких целей, его достаточная гибкость позволяет соединять этапы в любой последовательности. Время на уроке необходимо распределять целесообразно: средняя продолжительность различных видов деятельности не должна превышать – 10 минут; количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) норма – не менее трех; чередование видов преподавания не позже, чем через 10-15 мин. Наличие положительных оздоровительных моментов - физкультминутки, релаксация, упражнения на развитие различных видов мышления, (как считают психологи, эти упражнения помогают закрепить знания по предмету, формируют интерес к нему).

На уроке педагогу необходимо учитывать момент наступления утомления у детей (младшие – чрез 25 минут, средние – через 35 минут, старшие – через 40 минут).

Управление учебной деятельностью осуществляется за счет организации урока, стимулирования мотивации на учебную деятельность.

Электронные презентации, используемые на уроках, позволяют более наглядно представить себе иллюстрированный материал к уроку, реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения. Показ презентаций активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся.

При использовании презентаций нужно учитывать возраст детей. Я использую разные виды презентаций (активные, познавательные, обучающие).

Как показывает практика, максимального эффекта в процессе обучения можно добиться, используя в образовательном процессе интерактивные дидактические игры и тренажеры, направленные на формирование профессиональных умений и навыков. Наличие тестов и тренажеров позволяет определить уровень знаний по определенным темам.

Использование компьютера, электронных пособий для музыкально-теоретических дисциплин в области проверочных упражнений и тренировке слуха является эффективным средством экономии времени. Несомненным достоинством компьютерных программ является то, что они превращают тренировку слуха и форму проверки знаний в увлекательный процесс, весьма приветствуемый учащимися.

Использование компьютерных программ способствует качественным изменениям в области знаний учащихся, в частности, созданию конкретных образов, подкрепляющих абстрактные знания, делающими их более осмысленными и личностно принятыми. На своих уроках я использую в работе пальчиковые игры. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, в нашем случае игре на музыкальных инструментах. Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся детям. Использование на уроках детских шумовых и ударных инструментов развивает музыкально – ритмические, творческих способности учащихся. Развивают индивидуальные способности детей, их творческое мышление. Каждому ребенку дается возможность и шанс выразить себя, показать своё отношение к музыке в различных движениях, жестах, игре на музыкальных инструментах. Применение на занятиях шумовых и ударных инструментов способствует развитию музыкально-ритмических способностей, общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, двигательной реакции, что очень важно для детей младшего школьного возраста.

Несомненно, использование информационных и коммуникационных технологий на уроках сольфеджио способствует совершенствованию учебного процесса, оптимально распределяя информацию, положительно влияя на особенности познавательной деятельности учащихся.

На уроках с младшими школьниками я применяю методики Екатерины и Сергея Железновых на уроках.

Характерной особенностью этой методики является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает урок в весёлую обучающую игру.
Хочется сказать, что з анятия весёлой музыкально - ритмичной деятельностью: развивают музыкальный слух, ритм и память, речь, эмоциональность, внимательность, творчество, навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания. Воспитывают умения взаимодействовать в коллективе, добиваясь взаимопонимания и компромиссов. Ускоряют обмен информацией между левым и правым полушариями, в результате чего стимулируются процессы восприятия, распознавания, мышления.
Современные дети вырастают с цифровыми технологиями. Учитель, который не освоил компьютера, скоро в окружении своих учеников будет выглядеть неандертальцем. И если мы сейчас сами не будем учиться новому, то мы не найдем уже через несколько лет общего языка с детьми.

Компьютеризация в значительной степени преобразовала процесс образования. Современный урок невозможен без применения передовых педагогических и информационных технологий, что делает образовательный процесс более интенсивным, повышает скорость восприятия, понимания и усвоения объема знаний. Однако для разработки уроков с применением компьютера прежде всего сам преподаватель должен хорошо знать компьютер, его функциональные возможности и области применения.

Занятия с компьютером вызывают живой интерес у учащихся и превращают такой трудный предмет как сольфеджио в занимательную учебную дисциплину с использованием привычных для современного ученика форм обучения.

Компьютер при этом остается всегда средством обучения в арсенале педагога, который в определенных ситуациях выбирает – отдать ему предпочтение или нет. Стоит отметить, что в процессе образования достижение успеха обеспечивается только совокупностью традиционных и инновационных форм, средств, методов обучения.

На данный момент существует огромное количество компьютерных обучающих музыкальных программ и тренажеров, нацеленных на различные стороны развития музыкальной грамотности, музыкального слуха и мышления.

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках теоретического цикла делает уроки познавательными, разнообразными, а самое главное – современными. Дети становятся активными участниками процесса обучения, что формирует положительное отношение к предмету.

Использование ИКТ способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации.

Читайте также: