Методическое сообщение концертмейстера в классе хореографии

Обновлено: 04.07.2024

фразу, определять характер му зыки, ритмичес кий рисунок, динамику .

Слушая му зыкальное сопровожде ние, ребенок составляет общее

представлен ие о структуре произведения, определяет его х арактер. На

занятиях хореографии учащиеся приоб щаются к лучшим образцам народной ,

классической и со временной музыки, и таким образом фор мируется их

музыкаль ный кругозор , развивается их музыкальный слух, это по могает

воспринимать музыку и хореографию в ед инстве. Концертмейстер знакомит

учащихся с лу чшими образцам и музыкальн ой ку льту ры, которую создали

великие композиторы–хоре ографы: Глинка, Чайковский, Гл азунов, Штра ус,

В процессе обу чения хореографии осу ществляются задачи

танцевальных движений. Движения должны раскрывать содержание музыки,

соответствовать ей по характе ру, динамике, темпу, мет роритму . В ито ге

обучаемые п олучают такие знан ия , умения и навыки:

 Умение согласовывать характер движения с х арактер ом

Концертмейсте ру приходится работать с детьми разного возраста (от

начинающи х школь ников до выпу скников), с п едагогам и разных

танцевальных направлений – народной хореографии и классическ ого танца.

Музыкальное оформление каждого занятия должно быть в со ответствии с

возрастом танцоров, реперту аром данной возрастной катег ории и

танцевальным направлением. Это сложный путь постоянного

Необходим о выделить задачи, которые решает концертмейстер в

процессе своей работы. Итак, в об язанно сти концертмейстера

 Подбор му зыкальн ых произведен ий для занятий, постоянное

 Изучение опыта работы по музыкальному развитию детей в

Успешность обучения в классе хореогр афии возмо жна тольк о в

единстве хореографа и музыканта - концертмейстера . Для настоящего

творчества нужна атмосфера взаимопо нимания. Только с позиции

творческого подхода можно осу ществить все замыслы, иметь в ысоку ю

результативность в исполнительск ой деятель ности учащихся.

Хореограф планиру ет р аботу урока. Концертмейстер обязан знать

программу и план к аждого занятия и подобрать со ответству ющее

Эмоциональны й отклик о бучаемы х, активность их восприятия музыки

и урока в целом зав исит от тог о каким бу дет му зыкальное построе ние урока.

Технология подбора музыкальных произведений б азиру ется на знаниях

 Знание школ и на правлени й танцевального искусства;

К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по

 квадратность му зыкального мат ериала(16 тактов и т. д.)

Музыкальное сопровождение к танцевальным упражнениям

необходимо постоянно пополнять. Постоянное зву чание на уроках о дного и

того же музыкального сопров ождения ведет к отсутствию эмоц иональн ого

выполнения упражнений обучающимися.В то же время не следует часто

менять сопровожде ние, это отвлек ает , ухудшается зап оминание движен ий.

На уроках хорео графии музыкальное развит ие осуществляется

определенными методами и приемами . В о - первых, идет работа по

накоплению о пыта сл ушания музыки. Во - вторых, источником по лу чения

знаний является объ яснения педагога и концертме йстера, которые помогают

раскрыть образ музыкальных произведен ий . В - третьих, музыкальное

развитие осуществляется через музыкально - танцевальн ую деятельность

 словесный (педагог п омогает понять содержа ние музыкаль ного

произведения, побу ждает воображ ение, способству ет проявлению

 наглядно - слуховой (слу шание му зыки во время показа )

 практически й (конкретная деятель ность в виде систематических

В плане музыкального воспитания концертмейстер имеет возможность

 передавать движением различный художественный образ, чер ез

Обучаемые приобретают навык слушать музыку, выд елять г лавн ое :

мелодию, ритм; Слышать чередование сильных и слабых долей и определять

какой жанр музыки звучит: марш, полька, вальс и т.д. Определять темп, как

единая скорость движения в музыке и в танц е. Все эти характерист ики

танцующие дети дол жны понимать. Концертмейст ер учит выполнению

окончание движения. Воспитывается у мение ис полнять движен ия п о

музыкальным фразам, в танцевальных движен иях важно следовать

Рассмотрим основные этапы ознакомления детей с му зыкальным

сопровождением н а у роках классическо го и народно - сценическ ого экзерсиса.

Первый этап – первоначальн ое знакомство с музыкальным

произведением. Здесь ставятся задачи: ознакомить у чащихся с

музыкальными фрагментами, нау чить их эмоци онально исполнять д виже ния

под музыку , уметь точно исп олнять preparation во врем я всту пления.

На начальном этапе матер иал дается в целостном виде, а не раздробленно.

Педагог - хореог раф показывает движения под музыкально е сопровож дение

Второй этап – формирование умений и музыкальног о исполнения

движений, восприятия музыкаль ного сопровождения в единстве с

движениями. Здесь ставятся задачи: умение исполнять д вижения в

соответствии с х арактером музыки. Н а этом этапе выявляются все

неточности в исполнении, исп равляются ошибки, п остепенно

вырабатываются оптим альные приемы выполне ния хореографиче ских

заданий. Этот этап продолжа ется длительное время. Идет тщательная

подборка музыкального материала для каждого движения классич еского и

народно - сцени ческого экзерсиса в соответствии с п редъявляемы ми

требованиями (квадратность, ритмический рисунок, характер мелодии,

наличие затакта, метроритми ческие ос обенности, тем п, размер).

Третий этап – образован ие и закреплен ие навыков, то есть

автоматизация способов выполнения заданий в точном со ответствии с

характером, темпом, ритмическим рису нком музыкаль ного фрагмента. Он

ставит следующие задачи: эмо ционально - выразительное выполнен ие

упражнений экзерсиса, развитие самостоятельной творческой активности

детей. На этом этапе закрепляется все то, ч то отрабатывал ось в процессе

обучения на втором этапе. Учащиеся сознательно решают поставле нные пред

ними задачи, опираясь на приобретенные навыки восприятия музыки и

Основополагающ ими дисципли нами в хореогра фии являются

классический и народно - сценический танец. Изучение классического танца

обычно начинается с разучивания классического экзерсиса, именно он

занимает основную часть урока (экзерсис у палки, на середине зала и allegro).

Изучение нар одно - сценическог о танца так же начинается с изу чения

экзерсиса у палки и на середине зала. Подбор музыкальн ого материала на

занятиях хореографии ведется концертмейстером в со ответстви и с

программными требован иями хореографа. Экзерсис у палки состоит из

конкретных упражнений, к каждому из которых предъ являются свои

определенные музыкальные требова ния. Н а первом - втором году обу чения

дети за нимаются общедосту пной хореографией. В этот момент

вырабатывается правильная коорд инация движений, постановка корпуса,

головы, рук, развивается муску латура ног. В процессе этих заняти й они

получают знания оритмическо й организации,размерах,му зыкальных образах,

В п роцессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим

рисунком марша, польки, вальса, ма зурки, полонеза, на не сложных

музыкальных примерах. Для развития обр азного мышления подбираются не

большие и не сложные для восприят ия музыкальные примеры, но очень

яркие по характеру и музыкальной окраске, благодаря чему дети, прослушав

данный музыкальн ый фрагмент, могли бы создать мини - этюд, или воплотить

На следующем этапе обучения дети вновь на уроках сталкиваются с

этими движениям и, но у же на более сложн ом музыкальном материале.

На третьем году обучения хореографи и вводится классический танец,

который в дальнейшем явл яется основ ой всех заняти й танцам и.

На первом году обучения классическому танц у д етям даются основные

начальные представл ения о н ем. На начальном этапе это делается на

знакомом или не сложном музыкаль ном материале, чтобы учащимся было

легче ор ганизовать свои движе ния в соответствии с музыкой. Далее

комбинации усложняются, усложняется музыкальный материал. Это можно

проследить на конкр етных примерах: мар ш под музыку используется на

уроке для развития чувства ритма и согласованност и движени й с музыкой. В

начале упражне ния идут в ед ином темпе, а по мере усвоения – в разных

темпах: с ускорением или замедлением, с паузами, с различной ритм ическо й

Музыкальное сопровождение уроков танца должны быть очень

точным, четко и качественно организованн ым, так как от этого зависит

музыкальное развитие у чащихся. Концертмейсте р должен очень четко

определить для себя задачи каждого года обучения , а также проявить

индивидуаль но - творческий подход в подборе музыкального оформления

Остановимся на принц ипах подхода концертмейстер а к подбору

музыкальных фрагментов для уроков классического экзерсиса у палки.

Классический экзерсис на протяжении всего обучения имеет определенны й

набор элементов, которые изучаются из года в год, но, по мере усвоения,

постоянно усложняются, ко мбиниру ются. Музыкальное оформление уроков

классического танца должно быть весьма р азнообраз но как по мелодике, так

и ритму. Характер ритмов часто ме няется в х оде у рока. Когда изу чается

новое д вижение или его отдельные элементы, ритм должен быть простым,

мелодия не сложной, доступной. Затем, в процессе работы, му зыкальный

материал усложняется, усложняется ритмический рисунок внутри такта,

изменяется форма и р азмер музыкального фрагмента, особенно в прыжках,

или при соед инении различ ных упражнений в ед иную комби нацию.

Музыкальные фрагменты для классического экзерсиса, должны

На начальном этапе очень ва жно, чтобы п роизведение мож но было

разбить на квадраты. Это значит, что одно движение делается 4 раза:

крестом–вперед, в сторону, назад, в сторону. Квадр ат состоит из 16 или 32

тактов в размере 2/4 или 3/4. В дальнейшем, по мере обретения танцевальной

техники, темп у скоряется, но ква дратность остается.

Для исполнения таких д вижени й, как Adagio,Ro nd de jam be part erre ,

ритмический рисунок не имеет особого значения, но имеет значение темп.

Он должен быть медленн ым и мелодия должна быть лирическо й, так как

движения исполняются плавно и медленно. Для исполнения движения

battements tendus – н еобход им четкий ритмический рисунок , а также

присутствие синкопирова нного ритма. В музыкальных фрагментах должны

присутствовать шестнадцатые и восьмы е длительности (размер 2/4 или 3 /4

Любой затакт имеет немаловажное значение в исполнении д вижения,

кроме того, он определяет темп всего упражнен ия. На начальном этапе, когда

дв ижение разучивается и исполняется на сильную до лю, затакт не играет

решающей роли, так как движения на этом этапе исполняются в медленном

темпе по квадратам на сильну ю долю (battements tendus , battem ents tendus

jetes , battements frappe). В дальнейшем же это качество играет немаловажну ю

роль. Любой затакт, помимо того, что о пределяет темп упражнения, делает

музыкальный фрагмент более четким, активизирует упражнения, акцентируя

слабую долю. Затак т может быть исполь зован во всех упражне ниям, так как с

Размер 2/4 может упо тре бляться для различных упражнений. Но темп

исполнения и сама техника всегда различны. Battements tendus , battements

tendus jetes , battements frappes могут исполняться в размере 2/4 в темпах

allegro , moderato. А упражнения battements fondues , plie , pass е parterre –в

размере 2/4 в темпах adagio , lento . Rondde ja m b p arterre может и сполняться в

размере 3 \4 ( одно движение на 1 такт ). Таким образом, темп замедляется до

adagio ( полный круг – на 4 такта ) . То же самое происходит и с размером 4/4.

Темп в этом размере может на р азличных движения х варьироваться от lento

На начальном этапе мелкие длительности могут исполняться в 2 раза

дольше, но при этом характер мелодии не долже н искажаться. На н ачальном

этапе, когда идет разу чивание движения, концертме йстер играет в медле нном

Рассмотрим,по каким признакам происходит отбор музыкальных

фрагментов дл я основных у пражнен ий классическ ого экзер сиса у палки.

Plie – размер 4/4, 3 \4, музыка плавная. Темп – m oderato или adagio .

Фрагмент должен быть квадратным, наличие четного ритмичес кого рисунка

не имеет значения. Желательно наличие затакта. Ритмическое разложение до

более д линны х длител ьностей не требуется. На это упраж нение подбирается

музыкальный ф рагмент на 4/4 , 3 \4 в медленном тем пе.

Battem ents tendu – размер 2/4; характер музыки – четкий, бодрый, темп

allegro или allegrett o . Для музыкального фрагмент а необходима квадратность.

Большое значение имеет ритмический рисунок. Кроме того, и меет значение

возможность метроритм ического р азложения. На начальном этапе движение

делается на 2/4 и 4/4 в медленн ом темпе, затем на 2/4 в быстром темпе. Так

Нажмите, чтобы узнать подробности

Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога- хореограф и концертмейтер. Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.

Методический доклад

Выполнила: Гриневич Евгения Александровна

Работа концертмейстера в школе искусств заключает в себе творческую и педагогическую деятельность. Музыкально-творческие аспекты проявляются в работе, с учащимися любых специальностей. Педагогическая сторона деятельности особенно отчетливо выявляется в работе с учащимися вокального и хореографического классов.

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики – в их взаимосвязях.

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.

Работа концертмейстера в классе хореографии

Рассмотрим деятельность концертмейстера-пианиста, работающего с детьми разных возрастных групп на занятиях хореографии.

Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.

Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.

Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров.

Задачи музыкального воспитания

В процессе обучения хореографии осуществляются следующие задачи музыкального воспитания:

Развитие музыкального восприятия метроритма;

Ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;

Умение согласовывать характер движения с характером музыки;

Развитие воображения, художественно-творческих способностей;

Повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения эмоционально воспринимать ее;

Расширение музыкального кругозора детей.

В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности. Ему приходится работать с детьми разного возраста (от начинающих школьников до выпускников), с педагогами разных танцевальных направлений – народной хореографии, классического и современного танца. Наполнить музыкой каждое занятие, в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром данной возрастной категории и танцевальным направлением, не просто. Путь один – постоянное совершенствование, серьезный творческий подход к работе.

Обязанности концертмейстера

В обязанности концертмейстера хореографических классов входит:

Репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное расширение музыкального багажа и знаний о природе танца, его характерных особенностей;

Изучение опыта работы по эстетическому воспитанию детей в хореографических коллективах, в частности, по музыкальному развитию;

Систематическая работа по музыкальному развитию танцоров, потому что музыкально образованные дети намного выразительнее в танцах.

Результативная работа в хореографических классах возможна только в содружестве педагога-хореографа и музыканта. И здесь можно говорить о субъективной позиции, потому что не малую роль играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и хореографа. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия непринужденности, взаимопонимания. Важно, чтобы концертмейстер был другом и партнером. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся хореографических классов.

Подбор музыкального произведения

Технология подбора музыкальных произведений базируется на глубоких знаниях концертмейстера системно-хореографического образования и предполагает:

Знание школ и направлений танцевального искусства;

знание традиционных форм и этапов обучения детей хореографии;

знание форм построения занятий, обязательных импровизационных моментов;

знание хореографической терминологии (в частности, на французском языке);

К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по следующим моментам:

метро-ритму (размер, акценты и ритмический рисунок);

форме музыкального произведения (одночастное, двухчастное, трехчастное, вступление, заключение).

Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и разнообразить, руководствуясь эстетическими критериями, чувством художественной меры. Постоянное звучание на уроках одного и того же марша или вальса ведет к механическому, не эмоциональному выполнению упражнений танцующими. Не желательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся; не способствует усвоению и запоминанию ими движений.

Методы работы

наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом);

словесный (педагог помогает понять содержание музыкального произведения, побуждает воображение, способствует проявлению творческой активности);

практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений).

В плане музыкального воспитания концертмейстер имеет возможность научить детей следующему:

выделять в музыке главное;

передавать движением различный интонационный смысл (ритмическое, мелодическое, динамическое начало).

Это можно делать на любых этапах занятий: и в упражнениях, и в танцевальных этюдах.

Основные этапы ознакомления детей с музыкальным сопровождением на уроках классического и народно-сценического экзерсиса.

Первый этап – первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставятся задачи:

ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами,

научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства.

Второй этап – формирование умений в области музыкального исполнения движений, восприятия музыкального сопровождения в единстве с движениями. Здесь ставятся задачи:

умение исполнять движения в соответствии с характером музыки,

углубленное восприятие и передача настроения музыки в движении,

координация слуха и характера движений.

На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения хореографических заданий. Этот этап продолжается длительное время. Идет тщательная подборка музыкального материала для каждого движения классического и народно-сценического экзерсиса в соответствии с предъявляемыми требованиями (квадратность, ритмический рисунок, характер мелодии, наличие затакта, метроритмические особенности, темп, размер).

Третий этап – образование и закрепление навыков, то есть автоматизация способов выполнения заданий в точном соответствии с характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента. Он ставит следующие задачи: эмоционально-выразительное выполнение упражнений экзерсиса, развитие самостоятельной творческой активности детей. На этом этапе закрепляется все то, что отрабатывалось в процессе обучения на втором этапе. Слуховой и зрительный контроль подкрепляется двигательным.

Автоматизируется способ выполнения задания. Учащиеся сознательно решают поставленные перед ними задачи, опираясь на приобретенные навыки слушания и танца. В процессе систематической работы, учащиеся приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее. Они проникаются содержанием произведения, красотой формы, образов. У детей развивается интерес и любовь к музыке. Через музыкальные образы дети познают прекрасное в окружающей действительности.

Основополагающими дисциплинами в хореографии являются классический и народно-сценический танец. Изучение классического танца обычно начинается с разучивания классического экзерсиса, именно он занимает основную часть урока (экзерсис у палки, на середине зала и allegro). Изучение народно-сценического танца так же начинается с изучения экзерсиса у палки и на середине зала. Подбор музыкального материала на занятиях хореографии ведется концертмейстером в соответствии с программными требованиями хореографа. Экзерсис у палки состоит из конкретных упражнений, к каждому из которых предъявляются свои определенные музыкальные требования. На первом году обучения дети занимаются ритмикой. В этот момент вырабатывается правильная координация движений, постановка корпуса, головы, рук, развивается мускулатура ног. В процессе этих занятий они получают знания о ритмической организации, размерах, музыкальных образах, которые они воплощают в танцах, этюдах.

На следующем этапе обучения дети вновь сталкиваются с этими танцами или движениями, но уже на более сложном музыкальном материале.

На втором году обучения хореографии вводится классический танец, как основа всего последующего обучения, построенного на лучших образцах мирового хореографического искусства.

В первый год обучения классическому танцу детям даются основные начальные представления о нем. На начальном этапе это делается на знакомом или не сложном музыкальном материале, чтобы учащимся было легче организовать свои движения в соответствии с музыкой. Далее комбинации усложняются, усложняется музыкальный материал.

Музыкальное сопровождение уроков танца должны быть очень точным, четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие учащихся. Концертмейстер должен очень четко определить для себя задачи каждого года обучения (как на уроках народно-сценического, так и на уроках классического танца), а также проявить не сухое следование рекомендациям нотно-музыкальных пособий для хореографии, а индивидуально-творческий подход в подборе музыкального оформления уроков.

Остановимся на принципах подхода концертмейстера к подбору музыкальных фрагментов для уроков классического экзерсиса у палки. Классический экзерсис на протяжении всего обучения имеет определенный набор элементов, которые изучаются из года в год, но по мере усвоения, постоянно усложняются, комбинируются. Музыкальное оформление уроков классического танца должно быть весьма разнообразно как по мелодике, так и ритму. Характер ритмов часто меняется в ходе урока. Когда изучается новое движение или его отдельные элементы, ритм должен быть простым, мелодия несложной, доступной. Затем, в процессе работы, музыкальный материал усложняется, усложняется ритмический рисунок внутри такта, изменяется форма и размер музыкального фрагмента, особенно в прыжках, или при соединении различных упражнений в единую комбинацию. Помимо использования нотного материала, возможны и желательны музыкальные импровизации пианиста.

Принципы подбора музыкальных фрагментов для классического экзерсиса.

Музыкальные фрагменты для классического экзерсиса должны обладать следующими свойствами:

Определенный ритмический рисунок и темп.

Темповые и метрические особенности.

Подводя итоги вышеизложенного, хочется еще раз отметить специфичность работы концертмейстера в классе хореографии. Он должен уметь применить свои знания, продемонстрировать владение техникой, при этом проявить артистизм и разносторонние музыкально-исполнительские дарования.

Специфика работы концертмейстера в хореографическом коллективе.

Концертмейстер – особая профессия, которой может овладеть далеко не каждый,даже очень одаренный, пианист. Стать хорошим концертмейстером в классе балета может лишь тот пианист, который умеет работать в паре с педагогом- хореографом, владеет хорошим чувством ритма и имеет в исполнительском арсенале большое количество балетной и танцевальной музыки. Музыка и танец в своем гармоническом единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. В концертной и учебной практике сложилось противоречие между востребованностью квалифицированных концертмейстеров в классах хореографии и слабой подготовленностью пианистов для работы в этой сфере. Сложившаяся ситуация обусловлена во многом традициями подготовки пианистов в профессиональных учебных заведениях, которые,как правило почти не затрагивают сферу хореографии.

В результате изучение специфики концертмейстерства в хореографическом коллективе, предполагающей наличие у концертмейстера представлений и знаний об особенностях построения урока хореографии, умение логично подобрать репертуар, - остается за рамками учебного процесса в музыкальных учреждениях. Все вышеизложенное и обосновывает актуальность выбранной темы.

Цель исследования – рассмотреть особенности музыкально-творческой деятельности концертмейстера в хореографическом коллективе и определить степень её важности.

Объект исследования – специфика работы концертмейстера в классе хореографии.

Задачи данной работы :

1. Проанализировать роль и значение хореографии в процессе обучения, воспитания и формирования личности.

2. Рассмотреть специфику работы концертмейстера с различными видами танца

3. Охарактеризовать технологию подбора репертуара для уроков хореографии

4. Обозначить профессионально-личностные качества, необходимые концертмейстеру для работы в хореографическом коллективе

В 1 главе моей работы говорится о роли и значении хореографии в процессе обучения, воспитания и формирования личности ребенка.

Уроки хореографии воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты.

Занятия хореографией способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение –те свойства характера, которые необходимы не только хореографическом классе, но и в быту. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной классической и современной музыки, и таким образом формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление.

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Концертмейстер может как привить любовь к музыкальному искусству, так и оттолкнуть навсегда от него. Поэтому для хореографического учебного процесса необходим квалифицированный концертмейстер, профессиональный уровень и творческая инициатива которого, несомненно, способствует музыкально – эстетическому воспитанию юных танцовщиков.

Деятельность концертмейстера требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально–исполнительских дарований, специальных навыков по импровизационной аранжировке,знаний по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, педагогики – в их взаимосвязях. Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.

Для хореографа концертмейстер – правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Право на такую роль может получить далеко не каждый концертмейстер – оно завоевывается большим трудом, багажом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе и в совместном музыкальном совершенствовании.

Во 2 главе рассматриваются разновидности танца.

Основополагающей дисциплиной в хореографии является классический танец. Для концертмейстера очень важно получить представления об уроке классического танца, его построении и основных методических принципах. Ведь именно в нем представлены сохраненные и приумноженные традицией элементы языка танца и осуществляется современная интерпретация классического наследия.

2. Вся балетная лексика на французском языке –так уж сложилось исторически. Пианист должен знать точный перевод каждого движения и характер его исполнения.

3. Урок классики –живое взаимодействие музыки и пластики. Строится он на импровизационном материале. Играть по нотам надо дома: нужно переиграть как можно больше балетных клавиров, что поможет войти в русло этой музыки, почувствовать её стиль.

4. На уроках необходимо иметь в запасе несколько вариантов маршей, полек и огромное количество вальсов.

5. Пианисты не должны бояться оторваться от нот, смелее играть, больше импровизировать.

3 глава посвящена Рекомендациям по подбору музыкальных фрагментов. Репертуар.

От качества подобранного материала зависит не только развитие музыкальных способностей и становление музыкального вкуса учащихся. Подбор музыки должен помочь постижению характера движения для танцовщиков. К сожалению, методических разработок по вопросу сопровождения уроков танца очень мало, и они скорее направляют музыканта к собственному поиску.

Технология подбора музыкальных произведений базируется на глубоких знаниях концертмейстера и предполагает :

1. Знание школ и направлений танцевального искусства;

2. Знание традиционных форм и этапов обучения детей хореографии;

3. Знание форм построения занятий, обязательных импровизационных моментов;

4. Знание хореографической терминологии (в частности, на французском языке)

К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по следующим моментам:характеру,темпу,метро –ритму (размер,акценты, ритмический рисунок,форме музыкального произведения (одно,двух или трехчастное)

Музыку для сопровождения танцевальных упражнений нужно постоянно пополнять и разнообразить, руководствуясь эстетическими критериями, чувством художественной меры. Постоянное звучание на уроке одного и того же вальса или марша ведет к механическому, не

эмоциональному исполнению упражнений учениками. Не желательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся и не способствует усвоению и запоминанию материала.

Проблема репертуара существует, наверное, для всех. И для начинающих, и для опытных концертмейстеров балета. У начинающих, как правило, музыкальный багаж для хореографии почти нулевой. У опытных концертмейстеров, естественно, есть заготовки на каждое движение. Но получается так, что происходит повторение одних и тех же произведений из года в год. А это, мягко говоря, скучно. Танцоры в большинстве своём очень чутко воспринимают музыку и прекрасно её запоминают. Нетрудно представить, с каким настроением они занимаются,если слышат одно и то же каждый год. Конечно, совсем без повторов не обойтись, но, как мне кажется, надо иногда удивлять.

Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога. Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену ему приходит фонограмма. Я еще раз хочу отметить, что концертмейстер – это помощник хореографа. Значит, должен до конца вместе с педагогом проходить путь от создания образа танца до выступления на сцене.

В процессе овладения профессией концертмейстера в хореографическом коллективе необходимо научиться, исполняя музыкальный материал, одновременно ощущая пластику движения. Этому делу нужно не только учиться, его надо любить. Ведь это вечное напряжение за секунды вычислить нужную музыку, да еще исполнить её, перестраиваясь на ходу, ловя каждое слова хореографа. Играть с полной подачей по пять –шесть часов в день утомительно даже для опытного музыканта. Люди ленивые, равнодушные в этой профессии не задерживаются надолго. В этом и заключается трудность профессии концертмейстера хореографии. Тем не менее,нужно стремиться к тому чтобы музыкальное оформление было на высоком уровне, так как от содержательности аккомпанемента зависит уровень профессиональной подготовки учащихся.

Я думаю что данная работа сможет хоть немного помочь молодым специалистам,начинающим концертмейстерам понять специфику данного направления исполнительского мастерства в области хореографии, круг проблем и пути их решения и расширить грани своей творческой деятельности.

3Светлана Роденкова, Наталья Карпович-Приморский театр Оперы и балета

4Н. Жильцов,А. Барышников, А. Качкаева- Тамбов

1. Н. Ревская Муз. оформление уроков классич. танца

2. Малашева Муз. хрестоматия для уроков танца

3. Климкович Хрестоматия для уроков танца

4А. Стрельникова Сопровождение уроков классического танца

5Наталья Штемпель Урок классического танца

6Галина Новицкая Урок танца

7Наталья Филлипова Музыка в классе хореографии. Репертуар концертмейстера

Коновалова Ольга Рафаиловна


Вятский колледж культуры

"Музыка - это невидимый танец, как

танец - безмолвная музыка."

"Главное в танце - умение слышать

музыку, чувствовать её скрытый смысл. Именно музыка рождает

осмысленность движения. Если

танцуем не в музыке, то никакого

успеха не будет."

Работа концертмейстера в хореографическом классе имеет свою специфику. Зачастую, пианист, попадая в балетный класс, начинает "терять сознание" от набора непонятных слов, незнания специфики балетного аккомпанемента и структуры урока.

Быть просто хорошим пианистом недостаточно для полноценной работы в балетном классе. Прекрасные пианистические данные далеко не всё, что нужно для аккомпаниатора на хореографии. Известный балетный концертмейстер Эмма Липа говорила: "Балетным пианистом может быть человек, который свободно обращается с клавиатурой, может сочинять, импровизировать. Балетный пианист может аккомпанировать опере, инструменталистам, кому угодно. Это легко и просто. Наоборот - никогда! Потому что балетный пианист должен не только знать длину движения, характер движения, он должен дышать балетом. Концертмейстер должен быть глубоким музыкантом, настоящим артистом, только тогда звуки рояля становятся не аккомпанементом, а частью единого образа, который создают танец и музыка [1].

Пианисты обычно не могут приступить к работе в балетном классе не имея специальных знаний и навыков в области хореографии. Остановимся на основных компетенциях балетного концертмейстера без которых урок классического танца, который называют лабораторией балета, не может быть продуктивным и качественным.

Пианист - аккомпаниатор должен обладать не только прекрасными пианистическими данными, хорошей техникой и музыкальностью. Его репертуар должен быть огромен и включать в себя произведения русских и зарубежных композиторов - классиков и современников.

Существуют определённые мелодическо - интонационные, темпо - ритмические, фактурно - аккомпанементные формулы характерные для конкретных танцевальных движений. Чтобы понять "балетную музыку", напитаться ею, начинающему концертмейстеру необходимо прослушать и переиграть множество балетных произведений, что поможет почувствовать её стиль, гармонию, форму, характерные особенности и принципы.

Так как в хореографии нет точной привязанности балетной музыки к какому - либо движению, концертмейстер должен использовать не только определённые музыкальные сочинения, но уметь импровизировать и сочинять. Такой вид аккомпанемента наиболее гибкий и точный, более соответствующий хореографическому материалу, и делающий музыку удобной для танца. Многие педагоги - хореографы предпочитают работать с концертмейстером - импровизатором, ведь заданные танцевальные комбинации, после показа педагогом, исполняются в классе впервые, и пианист, вместе с обучающимися, должен запомнить комбинацию и воплотить её с музыкальной стороны.

Учебные задачи, поставленные педагогом, являются для концертмейстера определяющими в выборе музыкального материала. Например, если характер движения плавный, спокойный, мягкий, то и музыка будет звучать в темпе Adagio, Largo, Grave, по характеру и штрихам - cantabile, legato и наоборот, если характер движений чёткий, отрывистый, то и музыка будет соответствовать по темпу - allegro, moderato и штрихам – staccato.

Импровизация должна быть ясной и чёткой. Обязательна квадратность структуры 8 - 16 - 32 - 64 такта, с выразительной мелодией, благозвучной, интересной гармонией, в гамофонно - гармонической фактуре.

Аккомпанемент в левой руке отражает темпоритмическую сторону комбинации, а правая рука - мелодия - соответствует ритмическому рисунку движения.

Не рекомендуется злоупотреблять мелизмами, одна нота соответствует одному движению. Динамика должна быть выразительная, агогика - чуткая, гибкая, отражающая все особенности танцевальных движений. Недопустимо играть "форсированным звуком", точно выверенный, филигранный звук лучше воспринимается учащимися.

Сочинение собственных композиций связано еще с тем, что использование одних и тех же музыкальных произведений приводит к "забалтыванию", механичности исполнения хореографических движений, к потере интереса и свежести восприятия музыки.

Собственные музыкальные сочинения концертмейстера так же способствуют одному из основных моментов хореографического искусства - соответствию фразировки движений и музыки. И концертмейстер, и танцор должны чувствовать фразу, понимать неделимость танца от музыки, раскрывать взаимосвязь элементов музыкального произведения и танцевальных движений.

Танцевальный концертмейстер должен помогать учащимся овладевать основными теоретическими музыкальными знаниями. Умением понимать и различать музыкальную форму, начало и окончание музыкального построения, размер, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике, типах и функциях кадансов. Улавливать жанровые и стилистические особенности музыкальных произведений, композиторов, эпох. Все эти знания и опыт облегчают будущим хореографам передачу эмоционального и идейного содержания музыкального произведения средствами танца.

В хореографическом искусстве большое значение имеет правильная метроритмическая организация музыки и танца. Во время показа танцевальной комбинации педагог проговаривает название движения, считает, а концертмейстер запоминает материал, и отображает заданную комбинацию в музыке, учитывая её метро - ритмические особенности. Знание и понимание технологии исполнения движений помогает концертмейстеру наиболее верно подобрать или сочинить музыкальный отрывок. Но при точной ритмической организации игра пианиста должна быть очень выразительной и разнообразной. Это осуществляется за счёт многообразия пианистической фактуры, штрихов, регистров, тембров, динамики, педали.

К одной и той же танцевальной комбинации можно подобрать сопровождение в разном музыкальном размере. Как же выбрать оптимально метрически удобную и подходящую музыкальную композицию?

Двудольные метры характеризуются упругостью, чёткостью, они более просты в восприятии, чем трёхдольные , которые воспринимаются как мягкие, закруглённые, более удобные к агогическим отклонениям. Для энергичных, акцентированных движений экзерсиса, таких как battement tendu, battement jete, frappe, petit battement и др., как правило применяются двудольные размеры 2/4, 4/4, а для более мягких, плавных, широких по дыханию комбинаций, таких как ronde jambes par terre, plie, adagio и др., выбираются трёхдольные, вальсовые размеры. Большие прыжки тоже удобно сопровождать вальсовой, трёхдольной музыкой, т. к. это не только подчёркивает полётность, широту движения, но и удобно с точки зрения агогических изменений.

Не менее важным для концертмейстера хореографического танца является выбор темпа для какой - либо комбинации или танца. Он зависит от многих составляющих: физических и творческих возможностей танцовщика, индивидуального "видения " танцора и концертмейстера, насыщенности танцевальных композиций, от стадии освоения движения ( на ранних стадиях изучения экзерсиса все движения исполняются медленно), характера исполнения самого движения ( плавные - в медленном темпе, активные и резкие - более подвижно).

Некоторые комбинации экзерсиса , например battement fondu и battement frappe, объединяют в себе несколько разных по характеру элементов и требуют темповых отклонений музыкального сопровождения. Концертмейстер должен чутко реагировать на это, музыкально подтверждая своей игрой.

Специфика работы концертмейстера в хореографическом классе предполагает зрительный контакт пианиста и танцующих. Только хорошее знание нотного текста, координация музыканта, умение играть не глядя на клавиатуру, навык " тройного видения" - сцены, нотного текста, клавиатуры - залог существования в единстве музыки и танца.

Все нюансы балетного аккомпанемента постигаются только через практику, постоянный поиск новых музыкальных композиций, установление творческого взаимного контакта с педагогом - хореографом.

Заинтересованность в своём деле, преданность искусству балета и тем, кто его представляет - танцовщикам, хореографам, желание с максимальной отдачей выполнить поставленные перед ним задачи - залог успешной работы и результатов концертмейстера - пианиста в хореографическом классе.

Читайте также: