Место гибели и захоронения ермака сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Сенсационная находка в Киргиз-Мияках может пролить свет на тайну захоронения легендарного атамана

Как известно, никаких подтверждений погребения Ермака в Сибири нет, хотя поиски его реальной могилы продолжаются уже не одно столетие. Еще Петр I отправлял гонцов в Сибирь с этой целью, но все оказалось тщетным. Местное население либо просто отказывалось общаться с исследователями на эту тему, либо намеренно направляло их по ложному пути.


— Прибыв на указанное место, мы действительно обнаружили могильный холм, полностью заваленный камнями, — продолжает Федор. — Внутри могилы находился дубовый гроб с останками. Костяк лежал головой на восток, что характерно для местных мусульман, а не на запад, как это принято у православных. Однако в изголовье лежал березовый веник, а это верный признак того, что погребенный был славянином.


После вскрытия могилы, по словам Жижилева, часть найденного в ней, а именно медные гвозди, с помощью которых был сколочен гроб, кусочки самого гроба, фрагменты ткани и, самое главное, фрагмент пяточной кости погребенного, была отправлена в лабораторию для определения возраста погребения. Анализы показали, что находке почти пятьсот лет, а более точную дату можно установить лишь при более тщательном, профессиональном археологическом исследовании.


— Нужно досконально изучить найденные останки, и заниматься этим должны профессионалы, а не краеведы-любители. В любом случае, делать какие-либо выводы сегодня слишком рано, необходимо всестороннее изучение объекта, — поделился своими соображениями с газетой ведущий специалист Научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия республики Илшат Бахшиев.


— Мы рассчитываем получить ответы на эти вопросы в самое ближайшее время, — заявил нам Федор Жижилев. — Уже 30 апреля начнутся новые раскопки. В числе участников экспедиции будут и специалисты по позднему средневековью. Приглашаем и вашу газету. Кстати, непосредственно на месте раскопок я смогу представить вам те доводы и доказательства, которые не предъявишь по телефону. Одним словом, приезжайте, сами все увидите.
Предложение известного на Южном Урале краеведа редакция принимает и обещает максимально подробно и оперативно информировать своих читателей о разворачивающихся в Миякинском районе событиях.


Доподлинно — ничего, хотя Википедия и выдает несколько версий. По одной из них, он был родом с берегов реки Чусовой. Благодаря знанию местных рек, ходил по Каме, Чусовой и даже переваливал в Азию по реке Тагил. По другой версии, Ермак являлся уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). Существует также версия о его поморском происхождении.

На земле, где сошлись пути трех тюркских народов – башкир, татар и казахов (киргизов), покоится тело русского землепроходца. Кто он? Как оказался на чужой стороне? Выискивая ответы на эти вопросы, поисковик разработал собственную теорию, версию, познавательную и не лишенную смысла.

Ермак Тимофеевич Аленин — русский казачий атаман, исторический покоритель Сибири.

О происхождении Ермака существует несколько версий. По одной из них, он был родом с берегов Камы, по другой — уроженцем Качалинской станицы на Дону.

Сначала Ермак был атаманом одной из многочисленных казацких дружин на Волге, защищавших население от произвола и грабежа со стороны крымских татар. В 1579 году дружину казаков (больше 500 человек) во главе с Ермаком пригласили уральские купцы Строгановы для защиты от набегов со стороны сибирского хана Кучума. В чусовских городках казаки жили два лета.

1 сентября 1581 года дружина казаков под началом Ермака выступила в поход за Каменный Пояс. Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по ее притоку, реке Серебряной, до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Два раза разбили они сибирских татар, на Туре и в устье Тавды. Кучум выслал против казаков своего военачальника Маметкула, но и его войско было разбито Ермаком на берегу Тобола, при урочище Бабасан. Наконец, на Иртыше казаки нанесли окончательное поражение татарам в битве на Чувашевом мысу.

Кучум бежал в Ишимские степи.

26 октября 1582 года Ермак вступил в покинутую татарами Сибирь. Иван Грозный принял послов от казаков из Сибири очень ласково, богато одарил их и в подкрепление отправил 300 ратников. Однако в битвах с татарами дружина Ермака быстро редела.

6 августа 1585 года погиб и сам атаман. Он шел с небольшим отрядом из 50 человек по Иртышу. Казаки заночевали в устье реки Вагай. Ночью воины Кучума напали на спавших казаков и истребили весь отряд. Сам Ермак, облаченный в тяжелые доспехи, пытаясь переплыть Иртыш, утонул.

— Мой интерес к этой теме, — рассказывает челябинский поисковик Федор Жижилев, — начался после того, как я прочел, что Петр I через сто пятьдесят лет после смерти Ермака приказал искать его могилу. Суля огромные деньги башкирским старшинам, посылая своих гонцов, он пытался отыскать ее. Но для чего?

— Хотя по разным данным известно, что именно в Башкирии, —продолжает челябинский поисковик, — было перезахоронено тело Ермака. Сначала его тело погребли на Иртыше на татарском кладбище, вернее, за татарским кладбищем, потому что атаман не был мусульманином. Под сосною, как указано в записи тобольчанина Ремизова. Мощи Ермака Тимофеевича, его одежда, доспехи и оружие высоко почитались местным населением, и, по некоторым источникам, даже использовались в шаманстве и лечебных целях.

Любовь и уважение к Ермаку, его душевным и физическим качествам, воспетым как у русских, так и у тюркских народов, были безграничны. Например, рассказывали, что атаман одним ударом мог разрубить человека от плеча до земли. Легенды о силе и могуществе покорителя Сибири передавались у ее коренных жителей, а также среди башкир, из поколения в поколение. Некоторые из них можно услышать до сих пор.

Земли нынешнего Миякинского района Башкирии — уникальное место. Еще до 1930-х годов по сыртовым (или сортовым) дорогам там проходили казахские караваны. Не случайно и поселок называется Киргиз-Мияки — Киргизский маяк. В старину, вероятно, здесь располагался некий караван-сарай для путников, караванщики делали остановку.

Одна из находок в Миякинском районе, сделанная в последнее время, — славянская булава необычной формы. Подобных ей еще не попадалось археологам… Несколько лет назад один местный житель рыл котлован под фундамент для нового дома и наткнулся на необычное старинное оружие.

Булава могла остаться в земле со времен Пугачевского восстания, а могла оказаться и древнее. То, что она именно славянская, а не тюркская, у специалистов не вызывает никакого сомнения. И если она относится ко временам первых русских землепроходцев, то значит, может иметь отношение к могиле уруса, тайну которой пытается разгадать Федор Жижилев.

— Мы взяли часть пяточного материала, гвозди, поясок усопшего, самоотвалившийся фрагмент гроба, —рассказывает Федор. — После радиоуглеродного исследования органического материала его удалось датировать. Возраст усопшего составил 560 плюс-минус 120 лет. Мы умышленно не переворачивали скелет, не трогали отложения на дне гроба, оставив все для дальнейшего изучения серьезных ученых.

Батюшка местного киргиз-миякинского храма обещал по православному обычаю освятить могилу. Над ней поисковики установили временный крест, а в октябре этого года собирались заменить его памятником.

— И все-таки не совсем понятно, на чем основывается твоя теория о том, что это могила Ермака? Он-то как мог оказаться в Башкирии?

— Хорошо, — поисковик не хочет особенно спорить, — пусть это будет просто версия, одна из версий… Между Тобольском, где погиб Ермак Тимофеевич, и Киргиз-Мияками 1100 километров. Расстояние не маленькое, но в то же время не такое уж непреодолимое даже для того времени. Я предполагаю, что башкиры, коих тогда много было и в сибирских землях, перевозили тело Ермака через Уральский хребет в Москву. Но на Руси началось Смутное время, это-то, видимо, и остановило башкир, и они захоронили атамана на своей земле. А мы до сих пор пользуемся достижением этого великого человека. Все углеводороды, энергоносители, лесные и водные богатства… Невозможно измерить подвиг Ермака.

Челябинский спелеоархеолог Владимир ЮРИН:

Слава великих людей и после смерти не оставляет их. Профессиональные исследователи и просто любители истории пытаются отыскать новые подробности в их жизни или, на худой конец, в обстоятельствах смерти.

Вот они, предполагаемые места захоронений Ермака: на одном из островов Иртыша неподалеку от устья Вагая, на кладбище татарской деревни Баишевская, на холме слева от трассы Вагай-Тобольск километрах в четырех от райцентра Вагай и в окрестностях села Старый Погост.

Самое посещаемое туристами последнее из перечисленных мест. Оно в виде десятиметровой высоты кургана располагается в иртышской пойме километрах в пяти от Старого Погоста. Здесь установлен высокий деревянный памятный крест и мемориалы из камня.

Считается, что курган - именно тот остров на реке Вагай, где в ночь на 6 августа 1585 года погиб Ермак. То, что курган располагается среди равнинных сенокосных угодий и до реки Вагай от него несколько километров, мало кого смущает.

Почему же холм стал главным памятным местом? Я долго не находил ответа на этот вопрос.

Разгадка появилась совершенно неожиданно, то есть не из книг и не от историков. В августе 2010 года, проверяя одну из версий о месте захоронения Ермака, я расспрашивал пожилую жительницу деревни Баишевской Анисью Шихову о могиле станичника на местном кладбище. Бабушка Анися эту гипотезу отвергла напрочь. По ее версии, Ермака и погибших вместе с ним казаков татары похоронили на холме, далеко лежавшем от места боя. Если следовать ее словам, то все указывает на окрестности Старого Погоста.

Описание картины гибели атамана выглядит следующим образом. Ермак спал на берегу реки, когда из камышей появились татарские воины. Один из лучников наткнулся на атамана: он спал в доспехах, а шлем, который, видимо, мешал заснуть, лежал рядом. Стрелок не стал убивать спящего. Своей ногой слегка пошевелил ногу Ермака. Атаман открыл глаза, схватился за саблю, но понял, что шансов выиграть единоборство у него нет. Между воинами вроде бы произошел следующий диалог:
- Пришло время, Ермак Тимофеевич, умирать, - сказал татарин.
- Дозволь же погибнуть, как пристало казаку: на ногах и перекрестившись, - попросил Ермак.
- Поднимайся, - разрешил татарин и отступил назад.

Ермак встал, в левой руке он держал саблю, а правой осенил себя крестным знамением. Стрела, коротко жигнув, ударила в голову атамана. В грудь, покрытую панцирями, стрелять было бы бесполезно.

Утром, сразу после ночного боя, татары всех погибших свезли к высокому холму, на котором и похоронили.

Эти сведения бабушка помнит с тех пор, как училась в школе. А было это более полувека назад. Местный учитель, опрашивая татар, составил именно такую картину гибели атамана. Написал статью, послал кому-то в Москву, но понимания в научных кругах не нашел. Зато ему никто не мог запретить рассказывать эту историю своим школьникам.

Упоминавшийся уже Степан Викулов говорит, что на самом деле Ермак не погиб на реке Вагай. Проштудировав все летописи, где упоминалось имя атамана, краевед пришел к выводу, что Ермак со своими казаками, собрав трофеи, покинул Прииртышье перед приходом войск из Москвы. Не хотел поступаться свободой. Где находится настоящая могила Ермака, сейчас вряд ли кто способен установить, считает Викулов.

Археологи из Тюменской области нашли первые подтверждения легенды о месте захоронения казачьего атамана Ермака. Они обнаружили возвышенность с сохранившейся пашней возле леса в районе населенного пункта Бегишевское, где, согласно преданиям, и был похоронен завоеватель Сибири.

На карте, составленной в 1806 году губернским землемером Василием Филимоновым, работают археологи. Он ее составлял со слов местных жителей. На своей карте Филимонов указал, что могила Ермака находится на возвышенности возле леса, где проходит пашня. Археологи проверили эту информацию и действительно в районе села Бегишевское нашли возвышенность. Она находится недалеко от места, где, согласно легендам, Ермак принял свой последний бой.

По словам ученого Александра Адамова, возвышенность, указанная на карте XIX века, оказалась нетронутой рекой Иртыш, которая разливается во время весеннего паводка. На возвышенности археологи уже нашли захоронения X-XI веков. Теперь они хотят исследовать ее методом геосканирования, чтобы найти в ее недрах другие захоронения. После того, как будут получены результаты геосканирования, ими будут проведены точечные раскопки.

Как на самом деле умер Ермак? Почему его похоронили мусульмане?

Как на самом деле умер Ермак? Почему его похоронили мусульмане?

Ерма́к Тимофе́евич (1532 — 6 (16) августа 1585, Сибирское ханство) — казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Русского государства.

В российской истории имя Ермака связано с покорением Сибири, ему присваивался титул героя. Много тайн в имени, происхождении и героических подвигах. Вся жизнь Ермака — загадка, так же загадочна и его смерть. Изучению личности Ермака историки уделяли достаточно времени и внимания. Самое правильное определение жизненного пути героя: пришел ниоткуда, ушел в никуда.

Происхождение Ермака

По дошедшим до наших дней сведениям, Ермак имеет корни из Суздаля, где проживал его дед. Отец же уехал из славного города, спасаясь от нищеты, и поселился на берегу речки Чусовой. Здесь же предположительно в 1533 году родился Ермак. Отца его, действительно, звали Тимофей: отсюда и Ермак Тимофеевич. А вот имя у сибирского покорителя было Василий.

Это лишь одна из версий по поводу происхождения легендарной личности. Другая версия гласит: якобы родился он вовсе не на реке Чусовой, а в селении Борок Архангельской губернии и имя дали ему Ермолай. Это больше подходит к Ермаку. Всегда отмечалось его знание сибирских рек, перемещение по которым не доставляло сложностей во время военных походов.

Другие историки отмечают наличие татарских корней, о чем свидетельствует еще одно имя Ермолай Тимофеевич Токмак. Приписывается Ермаку участие в Ливонской войне, где он командовал казачьей сотней и воевал под руководством Дмитрия Хворостинина, после чего началось формирование казачьей дружины для похода на Сибирь.

Покорение Сибири

По-разному историки определили роль казачьего атамана Ермака Тимофеевича в отношении сибирского похода. Одни уверены, что для Государя старался и процветания Земли русской, другие его казачью дружину расценивали, как шайку разбойников, которые позволяли себе грабить народ, унижать, избивать, насиловать.

Как на самом деле умер Ермак? Почему его похоронили мусульмане?

Однако казачье войско имело поддержку от купечества, на земли которых постоянно совершали набеги сибирские татары. Купец Строганов поддерживал Ермаково войско не только продовольствием и оружием, но выделил дополнительные силы в виде воинской дружины, в составе которой были профессиональные воины.

Но есть и другая версия этого события, про которую писали историки: якобы Строганов выгнал Ермака из земель своих, так как после победы над татарами стал бесчинствовать Ермак, а дружину купец послал не на помощь атаману, а с целью приструнить его. В это можно поверить, изучая картину гибели Ермака, когда его дружина напоминала разбойничью шайку, а не боевой отряд.

Смерть Ермака

Об этом событии писал русский поэт Кондратий Рылеев, который описывает гибель казацкой дружины и смерть атамана. Казаки остановились на отдых, Ермак думу думает, и размышления его касаются смерти.

Он понимает, что дело ратное приведет к неизбежной гибели, неизвестен только день и час. И не страшно погибать от рук врага, если знаешь, что Сибирь теперь русскому царю принадлежит. Размышления оказались пророческими, войско хана Кучума напало на лагерь в момент отдыха казаков, а атаман, пытаясь пробраться к лодкам, погибает под тяжестью собственных доспехов.

В том, что хоронили Ермака мусульмане, сходятся мнения многих историков. Главная версия, что ханские воины выловили его из Иртыша, сначала устроили пиршество у тела, а затем схоронили по мусульманским традициям А мусульманские легенды гласят, что с рождения Ермак был магометанином.

Читайте также: