Место где совершаются земные поклоны мини сообщение
Обновлено: 18.05.2024
Поклонами в церкви называется преклонение тела перед Богом во время молитвы. Они совершаются обычно после совершения крестного знамения. Во время богослужения человек кланяется много раз.
Существуют разные времена для совершения земных и поясных поклонов. В воскресные дни и церковные праздники совершаются только поясные поклоны, великие запрещено класть. А в Великий пост совершается больше всего земных поклонов, особенно во время чтения молитвы святого Ефрема Сирина. В период от Пасхи до Пятидесятницы нельзя делать великие поклоны.
Во время чтения Шестопсалмия запрещено делать даже малые поклоны, можно только креститься. При благословении священника надо просто склонять голову, но не кланяться. При благословении крестом надо совершить крестное знамение и совершить малый поклон.
Что означают поклоны
Мы кланяемся во время молитвы, показывая свое благоговение перед Творцом. Тело не отделяется от души. Поэтому поклонами человек выражает свое смирение, послушание. Преклоняясь душой и духом перед Богом, телом человек совершает то же самое. Гордость не любит поклонов, говорили святые отцы.
Но по воскресеньям и праздникам прихожане не должны класть земные поклоны, а стоять прямо на молитве, олицетворяя будущую вечную жизнь. После воскресения мертвых верующие будут сынами Божиими, а не рабами. Об этом говорил святой Василий Великий.
Святитель Антоний Храповицкий говорил, что земной поклон олицетворяет падение и восстание души человека. Когда мы падаем на колени, это показывает грехопадение, смирение. А когда затем встаем, это означает восстание, покаяние, исправление. Поэтому в церкви не принято долго стоять на коленях, это обычай не православный. Надо упасть на колени, а затем встать.
Священник Андрей Лобашинский говорит о том же, что грех ставит человека на колени, но покаяние затем восставляет его. Бог прощает его и делает Своим сыном. Этим характеризуется духовная свобода человека.
Как правильно совершать поклоны
При совершении земного поклона есть вероятность получить травму головы, ударяясь сильно о пол. Здесь стоит поступать разумно, класть поклон, слегка касаясь головой пола. Также есть вероятность повредить ладони, поэтому надо приземляться на костяшки согнутых пальцев. На пол желательно постелить коврик.
Когда правильно совершать поклоны
Перед Плащаницей надо положить три земных поклона: два до и один после того, как приложишься. То же самое надо проделать при прикладывании к святым мощам.
Заключение
Но необходимо помнить о том, что православие – это не свод законов. Внутри человека существует всегда свой собственный устав, который иногда не совпадает с установленными правилами. Поэтому если сердце человека просит преклонить колени перед Богом, можно поклониться даже тогда, когда это запрещается уставом.
И особенно не стоит одергивать грубо человека, кладущего земной поклон в неподобающее время, нарушая при этом благоговение и молитвенное настроение человека. Пусть лучше будет попран устав, чем разрушен молитвенный настрой. В этом случае не следует бездумно следовать букве закона, подобно фарисеям и книжникам. Все знают, чем закончилось это слепое соблюдение закона — распятием Христа.
Как и когда делать поклоны — вопрос непростой. Мало кто изучает матчасть и читает святых отцов в связи с этим вопросом. Как правило, новоначальный христианин на службах просто повторяет то, что делают опытные прихожане, но всегда ли они правы? Нужно ли стоять на коленях перед причастием? Можно ли делать земные поклоны в воскресенье? А если душа этого просит? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Александр Хворост.
Разбираемся с определением понятия
Поклон — древнейшее явление, связанное с культурой поведения человека и религиозным культом. Оно встречается повсеместно со времён язычества: в Древнем Риме, в восточных культурах и культах, в дохристианских культах славян, а также в мировых религиях — исламе, иудаизме и, конечно же, христианстве. Поклоны могут быть частью не только религии, но и элементом культуры общения между людьми — как, например, в Японии, где они стали выражением уважения и обозначением статуса приветствующих друг друга людей.
Поклоны на Руси были известны ещё в дохристианскую эпоху. Прикосновение лбом к земле служило знаком получения силы и благодати от природы. А обычай совершать земные поклоны перед князьями появился в период татаро-монгольского ига. Эта традиция пришла с востока, где правитель объединял функции политического главы и верховного жреца.
Поклоны в Священном Писании
Многогранное явление
В православии поклонам уделяется особое место — как в богослужении, так и в частной молитве. Разработана целая система земных, поясных поклонов и преклонения главы. Духовный смысл поклонов многогранен. Это аскетические упражнения, влияющие на тело и душу человека. Поклон в храме выражает смирение и преклонение перед Богом, уважение и страх, признание Его превосходства и величия перед нашей греховностью и несовершенством. Земной поклон также может считаться выражением любви к Богу, жестом выражения особого благоговения перед Ним. Это и жертва, и выражение любви, страха Божия и благодарности — в зависимости от того, что движет человеком.
Преклонение главы — одна из форм поклона. Мы преклоняем головы, когда:
Поясные поклоны православные верующие совершают:
Земные поклоны совершаются:
- в период Великого Поста, начиная со среды Сырной седмицы и до Великой среды включительно;
- при поклонении святыням: Кресту — на Крестопоклонной неделе Великого поста, в праздник Крестовоздвижения, при выносе Креста на праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста; Плащанице — на праздник Успения и на погребение Плащаницы в Страстную Пятницу Великого Поста;
- при поклонении святым мощам.
Земные поклоны не совершаются:
- в субботние и воскресные дни, начиная с вечерни в пятницу,
- в период от Пасхи до дня Святой Троицы,
- на Святки — с 7 по 17 января по новому стилю,
- во все двунадесятые и великие праздники,
- в день принятия Святых Христовых Таин.
Земные поклоны и коленопреклонённые молитвы
Таким образом, можно сделать вывод, что Вселенские соборы осуждали длительные молитвы на коленях в воскресные и праздничные дни. Однако это напрямую не относится к земным поклонам, которые человек может совершить быстро. У Церкви нет строгого запрета на земные поклоны в воскресные дни. Это скорее рекомендация, сопряжённая с традициями и уставом.
Земные поклоны в воскресные дни — нельзя или всё-таки можно?
Традиционно класть земные поклоны в воскресные и праздничные дни не положено, потому следует этого правила придерживаться из уважения к Церкви и той традиции, которая в ней сформировалась. Запрет совершать земные поклоны не строгий ещё и потому, что даже священник в алтаре во время литургии по современной традиции делает несколько земных поклонов: при входе в алтарь, в начале Божественной литургии, во время Евхаристического канона. Отмечу, что совершать земные поклоны не рекомендуется и по причине заботы об окружающих, что особенно актуально, если храм небольшой, а прихожан в нём много. Тогда такие поклоны даже технически выполнить сложно. В таких случаях лучше совершать земные поклоны в будние дни, когда это поощряется делать даже на Божественной литургии.
Почему совершать земные поклоны в воскресный день нет смысла? — потому, что это день радости, прообраз будущего воскресения, нового мира, который настанет после Второго Пришествия. Тогда не надо будет каяться, это день радости и свободы от всего, что нам мешало жить.
Особое время для земных поклонов — период Великого Поста, когда верующим о необходимости их совершения на службах напоминают звоном специального колокольчика. Однако если человек вне поста имеет особую нужду в усиленной молитве, выражает особое благоговение и почтение к святыне, он имеет возможность совершить земной поклон и в воскресенье — главное, чтобы это никому не мешало. Это можно сделать в углу храма или за колонной — то есть тайно, а Господь, видя тайное, воздаст ему явно.
Не лицемерить, не поучать и не кланяться для галочки
Категорически не рекомендую делать поклоны напоказ, это лицемерие и мерзость перед Богом. Господь всегда обличал лицемерие. Можно обманывать ближних, но Бога не обманешь. Когда прихожане бросаются на пол во внезапном приступе благочестия — это тщеславие. Ещё нельзя поучать и требовать от других, чтобы они совершали земные поклоны — это неправильно, потому что человек может по состоянию здоровья не иметь возможности кланяться. Такое поведение только отталкивает людей. Всё должно совершаться добровольно и по силам. Никто не требует совершать поклоны по принуждению — ведь тогда это не будет выражением ни любви, ни страха Божия.
Нельзя делать поклоны внешне и механически. Поклон должен быть наполнен смыслом, о котором мы упоминали: любовью, благодарностью, страхом Божиим и так далее. Когда мы делаем поклон, всегда надо помнить, перед кем или чем мы преклоняемся, где находимся — ведь в храме всё Духом Святым совершается, мы в святом месте пребываем. Не надо делать поклоны для галочки, без души, равнодушно.
Подытожу: поклоны имеют особое значение. У нас сложная система разных поклонов, совершать которые надо по уставу, но из всех правил есть исключения. Главное — чтобы в вашей жизни не было поклонов без веры, благоговения и страха Божия.
Сразу же после переселения в Медину Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) взялся за строительство мечети. Она отличалась простотой и представляла открытую квадратную площадку, огороженную стеной, вдоль которой шла колоннада, крытая пальмовыми листьями. С того времени мечети стали центром общественной и культурной жизни мусульман. Мечети действительно находились в центре селений: все дороги выходили к мечети.
Мечеть придаёт композиционную завершённость местности, вселяет спокойствие в души людей. Мечеть — это место очищения от мирской суеты и размышлений о вечном. В мечети читается Коран, здесь рассказывают о Пророке Ислама (салляллаху алейхи ва саллям). В мечети собирается джамаат, коллектив мусульман. Для мусульманина джамаат — это его семья, а мечеть — место встречи этой семьи, куда все её члены могут приходить без приглашения. В мечети верующие обмениваются между собой знаниями, жизненным опытом, решают личные и общественные проблемы, оказывают друг другу помощь и поддержку.
Пришедшие в мечеть — гости Всевышнего. Мечети, рассеянные по земле, — это представительства Байтуллаха, Дома Аллаха. Сюда приходят и те, чьи сердца светлы, кто очистился от нравственных проблем, и те, кто находятся в духовном поиске, пытаются обуздать мятежное сердце. Мечеть — это место возрождения, где люди набираются духовных сил и знаний. Мечеть создаёт особую атмосферу общения с Богом, настраивает на созерцание, тишину и размышления. Любой человек, сбившийся с пути, должен знать и помнить, что он всегда может найти в мечети духовный и физический приют. Отсюда верующие отправляются и в свой последний путь.
Мечеть — это ещё центр образования и культуры мусульман. В Исламе всегда уделялось повышенное внимание знаниям. По собственному признанию Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), он был послан Всевышним к людям как муаллим — учитель. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) лично давал уроки Ислама своим ученикам, асхабам суффа. Так называли неимущих мусульман, которые учились и жили при мечети Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Тем, кто принимал Ислам, наставники помогали изучать в этой мечети Коран, овладеть письмом и грамотой. Зачастую в мечети насчитывалось около 400 учеников, принадлежавших к разным племенам и пришедших из отдалённых местностей, чтобы больше узнать об Исламе. Мухаджиры (мусульмане, переселившиеся из Мекки в Медину) занимались торговлей, ансары (мусульмане, коренные жители Медины) — земледелием, а асхабы суффа полностью посвятили себя получению знаний. Имеющие достаток сподвижники Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) обеспечивали их всем необходимым. К числу асхабов суффа принадлежали такие выдающиеся мусульмане, как Абу Хурайра, Ибн Масуд, Ибн Умар, Биляль, Абу Зарр, Сухайб, Салман Фарси, Саад бин Абу Ваккас.
Мечети стали центрами образования. Например, мечеть Аль-Азхар в Каире открывалась для верующих лишь на пятничный намаз, в остальное время здесь не прекращались занятия. Со временем количество учеников увеличилось, и возникла необходимость построить медресе. Они повсеместно возводились рядом с мечетями. Со временем количество пристроек увеличивалось: возле мечетей появлялись библиотеки, больницы, столовые. Первые медресе были построены в 1066 году (459 по Хиджре) правителем Низамуль-Мульком в Багдаде, Нишапуре, Балхе, Мосуле, Герате, Мерве. Они получили название Низамийя. Программа обучения включала помимо религиозных дисциплин (Коран, тафсир, фикх, арабский язык, акыда) и науки: медицину, астрономию, математику, естествознание, географию, физику, философию, историю.
В это же время начали создаваться библиотеки. Каждый автор старался оставить рукопись для будущих поколений. Когда количество книг увеличилось, возникла необходимость собрать все труды в одном месте. Работников библиотек называли хафизу кутуб. Так мечети стали местом, где встречалось земное и вечное. Исламская цивилизация обязана своим быстрым расцветом знаниям, которые верующие приобретали в мечетях.
Покло́н – символическое действие, преклонение главы и тела, выражающее смирение и благоговение перед Богом.
Бывают поклоны великие, называемые также земными, – когда молящийся становится на колени и прикасается главой земли, и малые, или поясные, – поясное преклонение главы и тела.
Церковь никогда не отделяла души от тела. Поклоны – это молитва тела.
Малые поклоны совершаются при всех храмовых и домашних молитвословиях. На богослужении, когда священник благословляет рукой, малый поклон делается без крестного знамения.
Великие постовые поклоны – троекратные земные поклоны с крестным знамением и чтением молитвы св. Ефрема Сирина, разделенной на три стиха.
Церковный Устав требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием истово, чинно, неторопливо и своевременно. Поклоны, коленопреклонения надо совершать по окончании каждого краткого прошения ектении или молитвословия, а не во время его чтения или пения. Недопустимо класть поклоны одновременно с совершением крестного знамения.
О недопустимости земных поклонов в дни воскресные и великих праздников
Не положены земные поклоны в дни воскресные (20‑е правило 1‑го и 90‑е правило 6‑го Вселенских Соборов) и великих праздников, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, также причастникам в день причащения (см. обсуждение на форуме).
Также см. в Типиконе: “[Не до земли творит поклоны, но малыя, приклоняя главу, дондеже рукою достигнет до земли. В неделю бо и владычний праздник, и в пятьдесятницу всю, колена не преклоняют]”.
Глава 2. Чин великия вечерни, сиесть бдения всенощнаго и утрени воскресныя, в нейже и чин о Панагии. Типикон. М.: Издательский совет РПЦ, 2002. — С. 25.
Стояние на коленях ни во время Литургии, ни во время Всенощного бдения Уставом не предусмотрено. Следует различать поклоны и в целом неправославный обычай стояния на коленях. Преклоняя колени в земном поклоне мы выражаем смирение и благоговение перед Творцом вселенной, сразу же поднимаясь мы исповедуем, что Господь уже совершил наше искупление (дал нам всё необходимое для спасения).
Характерную иллюстрацию того, как по мере знакомства с обмирщенным христианством Запада православные русские люди стали больше смотреть на землю, чем на небо, как постепенно они стали забывать о своем Богом дарованном сыновстве и проникаться главным образом сознанием своего рабства, – характерную иллюстрацию этого мы находим в нашей иконографии, в частности в изображениях посещения Богоматерию преподобного Сергия Радонежского.
В XVI веке, когда русские люди еще твердо помнили о своем сыновстве, на иконах явления Богоматери преподобному, напр., на иконе, написанной в 1588 г. (Голубинский. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909, стр. 192) и находящейся в иконостасе Троицкого собора Лавры над южной алтарной дверью, преп. Сергий и его ученик изображены стоящими прямо. Они, как равные с равными, предстоят пред небожителями, откровенным лицом взирают на Богоматерь и внимают Ее словесам. Только в знак благоговейного предстояния преподобных Богоматери они изображены со слегка наклоненными главами, в то время как сама Богоматерь, в знак милостивого Ее благоволения к преподобному, изображена даже с несколько большим наклоном главы, чем как изображены преподобный и его ученик.
На иконах, писанных в XVIII веке, преподобный Сергий и его ученик изображаются уже стоящими пред Богоматерию на коленях. Потом стали изображать ученика преподобного Сергия не только стоящим на коленях, но и закрывшим лицо свое мантиею. А на написанной в средине прошлого столетия картине (снимок с которой был у меня, но, к сожалению, затерялся и я не могу вспомнить фамилию художника), и преподобный Сергий и преподобный Михей изображены повергшимися ниц пред Богоматерию в чувстве рабского трепета.
Это самый простой пример, но он-то и озадачивает: если прихожанам неведом смысл простейшей ектении, то какое же значение придается другим, более сложным, моментам службы, какой вкладывается в них смысл, каков вообще уровень понимания церковных священнодействий?
Приблизиться к умному деланию позволяет глубокая воцерковленность.
Примечания
Читайте также: