Медицина как сфера услуг сообщение
Обновлено: 05.07.2024
МЕДИЦИ́НА (лат. medicina, от medicus – врач), область профессиональной практической и науч. деятельности, имеющая своей целью распознавание, лечение и предупреждение болезней, сохранение и укрепление здоровья и трудоспособности, продление жизни людей. Совр. М. сложилась в результате длительного историч. развития народного врачевания (см. Народная медицина ) и традиционной медицины, М. древних цивилизаций и дальнейших этапов историч. процесса, европейской, а затем и мировой науч. М. Нового времени; её состояние всегда определялось степенью развития общества, достижениями естествознания и техники, общим уровнем культуры. В данной статье М. рассматривается преим. как комплекс науч. дисциплин; о вопросах мед. практики, обществ. здоровья и организации здравоохранения см. в статьях Диспансеризация , Здравоохранение , Профилактика , Родовспоможение и др. Мед. науки изучают строение тела человека и процессы его жизнедеятельности в условиях нормы и патологии; факторы природной и социальной среды, положительно или отрицательно влияющие на состояние здоровья человека; болезни человека – их причины, механизмы возникновения и развития, клинич. проявления, критерии диагностики, прогноз, а также возможности использования разл. физич., химич., биологич. факторов, средств и технич. устройств для предупреждения, выявления и лечения заболеваний.
Начнём с того, что затрачиваемые в процессе достижения результата труда медицинским персоналом энергоресурсы не соответствуют получаемому вознаграждению, а часто в несколько раз превышают его. Накопление неудовлетворенности ведет к так называемому эмоциональному выгоранию и связанным с ним психологическим проблемам. Объемы и темп эмоционального выгорания за десятилетие увеличились на глазах в несколько раз. Выгорание наступает уже у студентов старших курсов института. В ординатуре выгорает более половины молодых врачей. И эти данные имеются в психологических исследованиях. А поток не справившихся с навалившимися проблемами и ответственностью отправляется в другие профессии, причем уходят далеко не худшие специалисты.
Некоторые психологи могут сказать, что проблема надумана, что эмоциональное выгорание – это всего лишь проблема границ. Может и так, но кто же подскажет и научит наших врачей блюсти свои границы и, вместе с тем возможно ли истинное выздоровление пациента без вложения в его здоровье частички души врача?
Работая на износ, приобретая профессиональные заболевания, а их немало, погружаясь в тоску, запиваемую алкоголем (его всегда достаточно) – это же единственный способ, знакомый нашим людям снять стресс. Увеличение объёмов потребления табака, рост наркомании в среде врачей. Сколько разрушенных семей? Врач не живет дома… бесконечные дежурства, ночные вызовы, испорченные выходные, сломанные планы.
По закону переработки должны оплачиваться (но кто смотрит в такие законы? Всё чаще звучат слова о ненормированном рабочем дне. О чём вы, господа? Всё прописано, всё нормировано), как добиться официальной оплаты такого беспокойства? Ещё недавно врач был обязан отработать бесплатно четыре ночных дежурства в месяц (нормально? Просто так, за идею). Длительность же рабочего дня врача составляет 32 часа, плюс, вынужденные задержки - пациента не бросишь по причине того, что время рабочего дня вышло. В целом в неделю выходит не менее 80 рабочих часов. При таком режиме, часто возникает синдром врача скорой помощи, слышали? Это когда две ночи спится, а на третью не сомкнуть глаз, и проблема - то серьёзная, у некоторых остаётся навсегда. И это ещё верхушка айсберга. Всё вышесказанное разрушает и тело, и личность, возрастает потребность душеспасительных процедур, но где найти выход и помощь.
Таким образом, через семь лет профессионального стажа из тех, кто остался, кто умен, опытен, профессионален, с головой и руками на месте, осененный божьим благословением на свой труд и трудящийся на славу отечества, спасая жизни и здоровье, при этом, пытаясь достойно заработать в итоге надрывается. Эмоциональное выгорание крайней степени наступает у современных врачей в три раза быстрее, чем еще 10 лет назад.
Проходя существующее медицинское образование в нашей стране, молодые специалисты зубрят алгоритмы лечения, забывая о самом пациенте. А профессионализм в медицинской специальности воспринимают только как развитие профильных компетенций, забывая о развитии коммуникативных навыков.
В процессе работы эмпатия к пациентам вытесняется занятостью приемов и озлобленностью после прочтения ленты новостей о судах над медиками и собственной финансовой и моральной неустроенностью.
Эмоциональная выжимка не обходит ни одного врача. Только одни научились с этим справляться, а другие зависли в комфортной саможалеющей среде. Ее состав – это медицинские работники с заниженной самооценкой, эмоциональной нестабильностью и/или легко поддающиеся манипуляциям.
Между тем в сферу экспертных услуг, к которой и относится медицина, входят юридические, банковские и подобные услуги. Клиенты к таким специалистам обращаются за консультацией, зная, что им необходима высокопрофессиональная помощь. Но ни юристы, ни экономисты, ни другие специалисты сферы экспертных услуг не ассоциируют себя с обслуживанием.
В чем их секрет и где потерялась эмпатия у медиков?
[ Нажмите, чтобы прочитать ]
Почему-то многие медицинские сотрудники думают, что при обращении в медицинскую организацию для человека важно получить только качественную медицинскую помощь.
Безусловно, это важно и это первостепенно. Ни один пациент не готов терпеть непрофессионализм медицинского сотрудника. Но есть и другие психоэмоциональные потребности человека, которые влияют на его окончательное решение в выборе доктора, клиники и т.д.
Можно выделить основные потребности (ценности) при обращении пациентов в медицинскую организацию:
1) получение качественной экспертной услуги;
2) комфортное соотношение цена-качество;
3) внимание;
4) комфорт;
5) безопасность.
Все ценности важны, и все они присутствуют у каждого. Просто проявление какой-либо потребности в определенных условиях становится более выражено. Это и будет ведущая ценность для этого конкретного человека, в этой конкретной ситуации, в это конкретное время.
Говоря обо всех ценностях пациента, можно их объединить в 2 основных вида:
1. Потребность в надежности:
1) получение качественной экспертной консультации;
2) безопасность.
2. Потребность в психологическом комфорте:
1) персонализированное внимание;
2) комфорт (моральный и физический);
3) соотношение цены и качества услуги.
Все пять ценностей пациента находятся в активном состоянии при обращении в медицинское учреждение. Только степень их активности будет разная в различных ситуациях и временном промежутке. Как правило, на момент обращения ведущими могут быть 1—2 ценности пациента. При этом есть разница в приоритетах при обращении в государственные учреждения и коммерческие. Так же, как есть разница в психоэмоциональной настройке пациентов в медицинские учреждения этих разных структур.
К тому же, из пяти представленных потребностей пациента только две являются явными при обращении в медицинское учреждение. То есть это те потребности, которые мы изначально можем предположить. И это те потребности, которые могут быть озвучены самим пациентом.
Умение выявлять ведущую потребность клиента — это один из приоритетных навыков в экспертных консультациях.
А коммуникативные навыки и развитый эмоциональный интеллект - необходимые компетенции медицинского сотрудника.
В 20-е годы ХХ века великий русский мыслитель Питирим Сорокин сформулировал теорию социальной стратификации. Согласно этой теории, врачи признавались сверхважными персонами, а медицина — сверхважной профессией. В советское время врачи действительно составляли элиту общества. Они свято берегли свою профессию. И помогали страждущим. О том, что медицина — служение, а не бизнес, знали и пациенты, и врачи.
Сегодня медики, принадлежащие к той советской школе, которую ВОЗ назвала лучшей в мире, выражают крайнее беспокойство: храм медицины превращается в торговое заведение по оказанию медицинских услуг. Врач становится продавцом этих услуг, а пациент — клиентом. При этом оба они теряют субъектность.
Ведь нет и не может быть торговли с участием только лишь покупателя и производителя. В любой торговый процесс немедленно вклиниваются посредники. Они-то и превращаются в настоящих субъектов, извращая при этом содержание осуществляемой деятельности.
Такими посредниками становятся и чиновники, и всевозможные надзорные органы, и страховые компании. Вторгаясь в лечебный процесс, они не только перенаправляют финансовые потоки, но и убивают смысл деятельности. То, без чего нет и не может быть истинного врачевания. Это уже стало очевидным. Равно как и то, что под лозунги об оптимизации и модернизации уничтожается традиционная русская медицина. Что душу врача подменили не только деньги, но и технологии. Что наивная уверенность в непогрешимости инструментальной диагностики не только нивелирует, но и разрушает профессионализм медика.
Без глубокого понимания проблематики и действий, основанных именно на таком понимании, мы просто обречены на оптимизацию. Признав это, участники дискуссии перешли к обсуждению другой проблемы.
По словам Леонида Лазебника, на сегодняшний день существует несколько сценариев развития европейского здравоохранения, предложенных аналитиками из ЕС. Каждый сценарий отталкивается от различных прогнозов развития политической ситуации, климатических, технологических, миграционных, культурных, религиозных и других составляющих.
Где в этой модели место врача, с его практическими знаниями и живым опытом?
«Медицина не может быть источником обогащения государства и его конкретных представителей, руководителей здравоохранения, — уверен профессор Шмелев, комментируя вышесказанное. — Трагическая ошибка — дать сейчас разрушить то немногое, что осталось от здравоохранения советского, которое, — удачно ли, не очень, но всегда следовало главному предназначению медицины — оказывало помощь страждущим. Хотя бы поэтому ни один из вариантов развития европейской медицины для нас неприемлем.
Буквально до последнего времени нашему здравоохранению удавалось сохранять ярко выраженную социальную направленность медицины. Но сегодня — и где? В центре Москвы! — уничтожают больницы!
Главное, что мы теряем, называется традицией и преемственностью.
«Теряется искусство познания больного, искусство врачевания, — считает Леонид Лазебник. — На смену приходит предельно технократичная, автоматизированная диагностика и лечение по стандартам и схемам. Сколько, например, времени отводится врачу на прием? 8 минут! За 8 минут больного пощупать-послушать можно? А поспрашивать — анамнез собрать? Но именно эти возможности были неоспоримым достижением советского здравоохранения. Именно за эти способности советские врачи всегда ценились за рубежом. Это системный подход к состоянию больного. Нас ему обучали, мы им владеем, и он нас до сих пор выручает.
Обсудив профессиональные проблемы, наши гости сформулировали свою позицию, которая никак не сводится ни к протестной, ни к успокоительной. И которая, не будучи политической в узком смысле слова, является именно гражданской.
Читайте также: