Информационное сообщение минфина ис учет 29

Обновлено: 05.07.2024

1) Согласно п. 5 ФСБУ 6/2020 лимит по ОС предприятия устанавливаются организациями самостоятельно (не забудьте закрепить данное решение в учетной политике). Укажу, что это может быть лимит более 40 тыс. рублей, например приблизить его к налоговому 100 тыс. руб.

2) Также в п. 5 Стандарта прописано, что затраты на приобретение, создание несущественных активов (это активы, характеризующиеся одновременно признаками ОС, но имеющие стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах) признаются расходами в периоде их осуществления. Это касается малоценных ОС.

3) Переоценка объектов ОС, имеет несколько вариантов:

по первоначальной стоимости по справедливой стоимости (это цена, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки). Периодичность переоценки установлена п.15,16 Стандарта.

На предприятии может присутствовать инвестиционная недвижимость (это недвижимость, предназначенная для предоставления за плату во временное пользование и (или) получения дохода от прироста ее стоимости) ее переоценка проводится на каждую отчетную дату (закреплено в п. 21 и п. 22 ФСБУ 6/2020). При этом обратите внимание, что амортизация по ней не начисляется.

единовременно по мере начисления амортизации

4) Первоначальную цену ОС изменяет величина оценочного ликвидационного обязательства (это обязательства рисков и неопределенностей, а также достаточно вероятных будущих событий). Не забудьте, что изменения подтверждается документально. Сч. 01 не трогаем, сальдо не корректируется.

с даты признания объекта ОС, но допускается начинать начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем признания объекта основных средств в бухгалтерском учете прекращается с даты списания ОС с бухгалтерского учета. По решению организации допускается прекращать начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем списания объекта основных средств с бухгалтерского учета.

Рекомендуется все оформить локальным актом.

Хочу обратить внимание, что новым ФСБУ 6/2020 не регламентировано начисление амортизации ежемесячно, поэтому начисляем по-старому, то есть ежемесячно. Также, одно из новшеств по амортизации прописано в п. 30 Стандарта, приостановка начисления амортизации при ликвидации ОС, то есть амортизация стала больше или равна балансовой стоимости ОС.

Расчет амортизации согласно ФСБУ 6/2020 производится следующим образом

линейным способом способом уменьшаемого остатка способом пропорционально количеству продукции

Далее рассмотрим, как предприятиям безболезненно перейти на принятый Стандарт. Допустимы всего два способа:

ретроспективный п. 48 ФСБУ 6/2020, то есть применение Стандарта с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни. Данный способ позволяет формировать максимально точную информацию об объектах учета с сопоставлением показателей бухгалтерской отчетности за предыдущие годы. Для применения такого способа необходимо помнить о рациональности бухгалтерского учета. Требование о рациональности прописано в Приказе Минфина России от 06.10.2008 № 106н, напомню его, рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации. альтернативный п. 49 Стандарта. Данный способ допускает не пересчитывать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, произведя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному). Для целей указанной корректировки балансовой стоимостью основных средств считается их первоначальная стоимость (с учетом переоценок), признанная до начала применения настоящего Стандарта в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой, за вычетом накопленной амортизации. При этом накопленная амортизация рассчитывается в соответствии с настоящим Стандартом исходя из указанной первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования, определенного в соответствии с настоящим Стандартом.

Теперь немного о капитальных вложениях. Напомним, что является капитальным вложением — это затраты материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленные на восстановление и прирост основных фондов.

7) П. 15 ФСБУ 26/2020 предусмотрено, если в ходе осуществления капитальных вложений (например, при проведении пусконаладочных работ, испытаний) организация получает продукцию, вторичное сырье, другие материальные ценности, которые намерена продать или иным образом использовать, расчетная стоимость таких ценностей вычитается из величины капитальных вложений. При этом расчетная стоимость полученных ценностей определяется исходя из их справедливой стоимости, чистой стоимости продажи, стоимости аналогичных ценностей и не может быть выше суммы затрат, из которой вычитается эта стоимость. К данному расчету можно отнести и материальные ценности, оставшиеся неиспользованными при осуществлении капитальных вложений. Все вносимые изменения необходимо закрепить в учетной политике предприятия и локальными актами. Изменения по капитальным вложения необходимо отразить в бухгалтерской отчетности (п. 27 ФСБУ 26/2020) за первый отчетный период.

Дать отражение таким последствиям, согласно Стандарта, необходимо одним из способов, прописанных в нем:

ретроспективно (как если бы настоящий Стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни). перспективно (только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения настоящего Стандарта, без изменения сформированных ранее данных бухгалтерского учета).

Работа предстоит колоссальная, поэтому необходимо все внимательно отразить в бухгалтерском учете, пересчитать и отнести именно на те бухгалтерские счета, которые влияют на финансовый результат. Помните, что хозяйственная деятельность предприятия, отражаемая в отчетности, зависит от правильности применения принятых Стандартов.

и финансово-экономической судебной экспертизы Обвинцева Е. Ю.

Настоящий документ не является нормативным правовым актом
Минфина России и не может рассматриваться в качестве такового.
Он предназначен исключительно для информирования заинтересованных лиц.

Федеральным законом от 18 марта 2019 г. № 33-ФЗ уточнены и конкретизированы обязанности указанных лиц в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. С этой целью данным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон
№ 115-ФЗ.

Изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ вступили в силу 18 марта 2019 г.

Обязанности аудиторов по ПОД/ФТ/ФРОМУ при оказании аудиторских услуг

Аудиторы при оказании аудиторских услуг обязаны в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ:

1) разрабатывать правила внутреннего контроля. Такие правила разрабатываются с учетом Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.06.2012 № 667;

2) назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также требования к подготовке и обучению кадров определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492;

3) принимать иные внутренние организационные меры;

4) уведомлять Росфинмониторинг о наличии любых оснований полагать, что сделки и финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ[2].

Обязанности аудитора по ПОД/ФТ/ФРОМУ при оказании иных услуг

Аудиторы при осуществлении контролируемых операций обязаны в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ:

1) идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, устанавливать иную информацию о клиенте;

2) применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

3) организовывать внутренний контроль;

4) фиксировать и хранить информацию;

5) исполнять требования, установленные подпунктами 1, 3, 5 пункта 1, пунктами 3 и 4 статьи 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ в отношении приема на обслуживание и обслуживание публичных должностных лиц;

6) уведомлять Росфинмониторинг о наличии любых оснований полагать, что контролируемые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ.

При изучении Федерального закона от 18 марта 2019 г. № 33-ФЗ особое внимание должно быть обращено на нормы, посвященные применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также приему на обслуживание и обслуживанию публичных должностных лиц.

Применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества

Меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества применяются аудитором при осуществлении контролируемых операций незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень. Исключение составляют случаи, установленные пунктами 2.4 и 2.5 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

О применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества аудитор обязан незамедлительно проинформировать Росфинмониторинг. Порядок такого информирования установлен Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209.

Применение аудитором мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1, подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и пунктом 5 статьи 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности аудитора.

Прием на обслуживание и обслуживание публичных должностных лиц

Аудитор при осуществлении контролируемых операций обязан принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, публичных должностных лиц. Под публичными должностными лицами понимаются:

лица, замещающие (занимающие):

государственные должности Российской Федерации,

должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации,

должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации,

должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;

иностранные публичные должностные лица,

должностные лица публичных международных организаций.

Принадлежность лица к категории иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

В случае, если финансовым операциям клиента-публичного должностного лица Российской Федерации аудитор присваивает высокую степень (уровень) риска совершения в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, аудитор обязан:

а) принять на обслуживание такое лицо только на основании письменного решения руководителя либо его заместителя или руководителя обособленного подразделения, которому руководителем либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия;

б) принять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества такого публичного должностного лица;

в) на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении информацию о таких публичных должностных лицах, находящихся на обслуживании у аудитора;

г) уделить повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым такими публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц.

В отношении иностранного публичного должностного лица аудитор обязан:

а) принять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения его денежных средств или иного имущества;

б) уделить повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым такими лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц.

В случае, если финансовым операциям клиента-должностного лица публичной международной организации аудитор присваивает высокую степень (уровень) риска совершения в целях ОД/ФТ, аудитор обязан принять меры, установленные для публичных должностных лиц Российской Федерации.

Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России

С 2022 года вводится новый стандарт ФСБУ 6/2020, который не предполагает отражение основных средств с балансовой стоимостью равной нулю. У организации есть такие объекты, срок полезного использования которых уже давно вышел, балансовая стоимость равна нулю, но организация продолжает их эксплуатировать. Что делать с такими основными средствами - заново определить срок полезного использования, ликвидационную стоимость, пересчитать амортизацию с учетом нового СПИ и ликвидационной стоимости?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Для основных средств с нулевой остаточной стоимостью должна быть пересмотрена их балансовая стоимость. После пересмотра балансовая стоимость ОС должна быть больше нуля.

При этом первоначальная стоимость ОС (с учетом переоценки) не изменяется. Пересматривается СПИ, в связи с этим пересчитывается сумма амортизационных отчислений. Новый СПИ определяется исходя из того, в течение какого срока использование объекта ОС будет приносить экономические выгоды организации.

В учете корректировка амортизации оформляется проводкой Дебет 02 Кредит 84.

Условный пример пересмотра балансовой стоимости приведен ниже.

Обоснование вывода:

Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год организации обязаны перейти к применению ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (далее - ФСБУ 6/2020) (п. 2 приказа Минфина России от 17.09.2020 N 204н).

Одновременно с этим утрачивают силу ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

Согласно п. 8 ФСБУ 6/2020 организация определяет СПИ для каждого объекта основных средств, а сумма амортизации объекта основных средств за отчетный период должна определяться таким образом, чтобы только к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной нулю, или равной его ликвидационной стоимости (если она определена) (п. 32 ФСБУ 6/2020).

При этом сроком полезного использования считается период, в течение которого использование объекта основных средств будет приносить экономические выгоды организации (п. 8 ФСБУ 6/2020).

При переходе на ФСБУ 6/2020 необходимо провести анализ состава всех ОС на предмет:

признания их в составе ОС (пп. 4 и 5 ФСБУ 6/2020);

соответствия установленной первоначальной стоимости и СПИ требованиям ФСБУ 6/2020 (п. 12 ФСБУ 6/2020);

необходимости в результате такого анализа пересмотра остаточной стоимости (пересчета амортизации в соответствии с новыми данными, в т.ч. с учетом ликвидационной стоимости) (пп. 30-32 ФСБУ 6/2020).

Ликвидационной стоимостью объекта основных средств считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие; причем объект основных средств рассматривается таким образом, как если бы он уже достиг окончания срока полезного использования и находился в состоянии, характерном для конца срока полезного использования (п. 32 ФСБУ 6/2020).

Ликвидационная стоимость объекта основных средств считается равной нулю, если:

а) не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;

б) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;

в) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не может быть определена (п. 33 ФСБУ 6/2020).

В соответствии с п. 48 ФСБУ 6/2020 последствия изменения учетной политики организации в связи с началом применения ФСБУ 6/2020 отражаются ретроспективно - т.е. так, как если бы ФСБУ 6/2020 применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни (с даты приобретения основных средств, например).

Разница между новыми и старыми суммами накопленной амортизации относится на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" на начало периода, в котором применяется ФСБУ 6/2020 (п. 50 ФСБУ 6/2020).

Избранный организацией способ отражения последствий изменения учетной политики раскрывается в первой бухгалтерской отчетности, составленной с применением ФСБУ 6/2020. Следовательно, в пояснительной записке к бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год организации требуется раскрыть причину изменения срока полезного использования, а также сумму изменения величины амортизации.

Таким образом, на дату начала применения ФСБУ 6/2020 для основных средств с нулевой остаточной стоимостью должна быть скорректирована их балансовая стоимость. При этом первоначальная стоимость основных средств не изменяется. Пересматривается СПИ, в связи с этим пересчитывается сумма амортизационных отчислений. После пересмотра балансовая стоимость ОС должна быть больше нуля. Разница между амортизацией, определенной по новым правилам, и амортизацией, учтенной ранее, списывается на нераспределенную прибыль. Корректировка балансовой стоимости основных средств может быть произведена на 31.12.2021 или 01.01.2022.

Приведем условный пример с исходными данными:

На 1 января 2020 года в учете организации числится ОС, у которого:

первоначальная стоимость - 500 000 рублей;

срок полезного использования - 24 месяца;

истекший срок полезного использования - 24 месяца;

способ амортизации - линейный;

начисленная амортизация - 500 000 руб.;

переоценка - не проводилась.

На 1 января 2022 в отношении этого ОС организация установила:

ликвидационную стоимость - 0 руб.;

срок полезного использования - 36 мес.;

оставшийся срок полезного использования - 12 мес.;

способ амортизации - линейный;

корректировка амортизации проводится на 31.12.2021.

Рассчитаем сумму накопленной амортизации по правилам ФСБУ 6/2020 с учетом нового СПИ:

((500 тыс. руб. - 0 руб.) / 36 мес.) х 24 мес. = 333 333 руб.

Разницу в сумме 166 667 руб. (500 000 руб. - 333 333 руб.) 31.12.2021 нужно отнести на увеличение нераспределенной прибыли (скорректировать сумму амортизации):

Дебет 02 Кредит 84 - 166 667 руб.

После корректировки суммы амортизации по рассматриваемому ОС на счетах бухгалтерского учета на 01.01.2022 сформируются следующие данные:

сальдо по дебету счета 01 - 500 000 руб. (отражается первоначальная стоимость ОС, по которой оно ранее было принято к учету, т.е. первоначальная стоимость не изменяется);

сальдо по кредиту счета 02 - 333 333 руб. (скорректированная сумма начисленной амортизации).

С учетом изложенного выше, скорректированная балансовая стоимость ОС на 01.01.2022 г. составит 166 667 руб. (Дебет 01 (500 000 руб.) - Кредит 02 (333 333 руб.)).

В течение оставшегося СПИ (12 месяцев) должна амортизироваться сумма в размере 166 667 руб.

Рекомендуем также ознакомиться материалами:

- Вопрос: Как поступить с эксплуатируемыми основными средствами, полностью самортизированными на начало применения ФСБУ 6/2020? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2021 г.);

- Вопрос: Возможно ли изменить (уменьшить) СПИ отдельным ОС, в частности, в связи с началом применения с 2022 года ФСБУ 6/2020? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2021 г.);

- Разъяснения Минфина о применении ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (М.А. Липина, журнал "Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2020 г.);

- Вопрос: Как отражается в бухгалтерском и налоговом учете досрочное применение ФСБУ 6/2020 "Основные средства"? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2021 г.);

- Переход на ФСБУ 6/2020 в "1С:Бухгалтерии 8" (журнал "БУХ.1С", N 9, сентябрь 2021 г.).

21 октября 2021 г.

Приказом Минфина России от 17 сентября 2020 г. N 204н утвержден ФСБУ 6/2020 "Основные средства", который заменил собой Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 6/01) "Учет основных средств".

Стандартом введены новые понятия и нормативно закреплен ряд понятий, традиционно использовавшихся на практике, в т.ч. "балансовая стоимость", "ликвидационная стоимость", "элементы амортизации" и др.

Кроме того, стандартом уточнены признаки, характеризующие основные средства, изменен порядок учета малоценных предметов, инвентарных объектов, а также изменены правила амортизации и правила переоценки. Введена обязательная проверка основных средств на обесценение.

Также, в частности, дополнен перечень информации об основных средствах, раскрываемой в бухгалтерской отчетности.

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа

или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Читайте также: