Декоративно прикладное искусство южного урала сообщение

Обновлено: 05.07.2024

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Введение

Художественная культура Урала является составной частью истории культуры России. Вместе с тем она представляет собой не просто провинциальный вариант общенациональной культуры, а самостоятельное явление, обладающее собственными закономерностями и логикой развития. В этом заключена особенность существования такого феномена, как региональная культура.

Уникальное местоположение Уральского хребта – между двумя основными очагами мировых цивилизаций – Европой и Азией, создавало возможность для постоянного взаимодействия Востока и Запада; разнообразие природно-географических условий Урала приводило к пестроте культурно-хозяйственных укладов, возникших здесь ещё с эпохи палеолита и оказавших воздействие на весь дальнейший ход исторических событий.
История культуры Урала неразрывно связана с освоением русским народом уральских и сибирских земель. C XVI в. на колонизируемых территориях строятся города. В XVIII в. продолжается заселение и освоение края: Средний Урал становится горнозаводским центром страны. Здесь возникает уникальная горнозаводская культура, отличающаяся от культуры остальной крестьянской России, получившая наиболее полное воплощение в уральских художественных промыслах, соединивших традиции народного искусства и новые формы промышленного способа организации производства.

Становление профессионального искусства на Урале происходит довольно поздно, в основном в XIX - начале XX в., когда появляются первые уральские литераторы, живописцы, театральные коллективы. Это было время роста регионального самосознания, зарождения устойчивого интереса к истории края, его самобытности, возникновения краеведческих обществ, создания музеев.
Модернизационные процессы, разрушение традиционного уклада жизни начала XX в. и особенно революционные потрясения по-своему отразились на развитии уральской культуры, круто изменив её судьбу. Попытки создания социалистической культуры базировались на отрицании культурного наследия прошлого. Была предпринята попытка искусственного создания новой традиции профессионального художественного творчества на уральской почве.
Таким образом, целью данной работы является исследование художественной культуры Урала.

Отсюда вытекают следующие задачи:
 рассмотреть чугунное художественное литьё;
 проанализировать Златоустовскую гравюру на стали;
 изучить нижнетагильскую роспись по металлу;
 выделить керамические изделия на Урале.

Произведения уральского промышленного искусства при всём разнообразии характера и форм бытования промыслов отличает тесная связь с бытом, с практическими потребностями самой жизни. Однако при этом отсутствует узко утилитарное отношение к создаваемым вещам. Такой тип отношений характерен для традиционной народной культуры, которая в силу своего синкретизма не знает внеэстетического отношения к действительности. Смысл и основное содержание этого искусства не сводятся лишь к производству красивых предметов. Процесс изготовления любого предмета в этой культуре выступает в качестве не только практического, но и духовного освоения окружающего мира.
Народное искусство во все времена – это продолжающееся творение мира. Поэтому каждое произведение одновременно есть утверждение мира в целом и самоутверждение человека как члена рода-коллектива. Мир народной культуры – это целый космос: он включает все элементы жизни, что обусловливает высокий образный строй произведений народного творчества.

Особенности уральских народных промыслов, сформировавшихся в недрах горнозаводской культуры, определялись значительностью роли творческой индивидуальности, важностью, которую приобретал поиск собственных выразительных средств и художественной новизны, взаимодействием с технологиями промышленного производства, особенностями социального бытования как самих производителей, так и потребителей их продукции, среди которых были люди разных слоёв общества.

Феномен Мастера уходит корнями в народную культуру к мастеровому, отвечающему за свой труд, несущему ответственность за себя и за своих близких. Его труд мало механизирован, он скорее ручной, чем машинный, хранит тепло человеческих рук. Безусловно, работа ремесленника – это работа на рынок. Но это никогда не было бездумным тиражированием.

2.Чугунное художественное литьё

Чугунное литьё на Урале было связано прежде всего с хозяйственными нуждами: необходимость печных дверок, котлов, жаровен, форм для выпечки пряников и булок приводит к тому, что предметы домашнего обихода изготовляют на многих уральских заводах в XVIII – XIX вв. Долгое время изготовление предметов, даже относящихся к художественному литью, ставили в один ряд с другой продукцией чугунолитейных заводов.
В то время уральские чугунные изделия пользовались большой популярностью: их использовали для украшения архитектурных сооружений и в интерьерах особняков. Особую славу приобрели узорчатые чугунные решётки, до сих пор сохранившие очарование кружевной вязи. А в первой трети XIX в. наблюдается новый мощный подъём в русской архитектуре, создаются грандиозные ансамбли, архитекторы широко используют скульптуру и чугунное литьё. На протяжении XVIII – XIX вв. художественное чугунное литьё на Урале выпускается на многих предприятиях, как на частных, так и на казённых: на Каменскои, Кыштымском, Кушвинском, Верх-Исетском, Каслинском, Чермозовском, Пожевском, Нижнетагильском, Билимбаевском заводах.

3. Златоустовская гравюра на стали

В оружейной палате Московского Кремля и в коллекциях уральских музеев представлены уникальные экспонаты – украшенное гравировкой оружие. В начале XIX в. на Урале появился специальный центр по изготовлению холодного украшенного оружия в г. Златоусте. Наибольшим спросом оно пользовалось в то время, когда русская армия вела боевые действия, или во времена юбилеев славных побед русского оружия, когда возникала необходимость награждать отличившихся офицеров и генералов.

Первоначально Златоустовская гравюра на стали испытала влияние немецких оружейников: они работали на фабрике по приглашению правительства. Самыми значительными работами той поры исследователи называют сабельный клинок (1822), гравированный мастером Шафом. На клинке выгравирована летопись боёв времён Отечественной войны 1812 г. от Москвы до Парижа.
Уральские художники создают неповторимый стиль Златоустовской гравбры на стали в 20 – 30-е гг. XIX в. Они вводят в гравировку не только орнаментальные мотивы, как это было принято у немецких оружейников, но и сюжетные сцены.

Обычно мастера работали по трафаретам, но фантазия художника часто брала верх над регламентом, особенно когда изготовлялась не тиражированная, а заказная, подарочная вещь.

Виртуозное мастерство в изготовлении и украшении медных изделий в настоящее время почти утрачено: не стало медников, утеряны секреты древнего ремесла. Сейчас с их изделиями мы можем встретиться только в музее.

Чтобы изготовить сундук, требовались усилия мастеров разных специальностей, иногда число их доходило до семи: одни делали деревянные ящики, другие – металлические замки, третьи – ручки, петли, четвёртые – подготавливали железо и жесть, лакировали его, печатники и чеканщики украшали листы узорами.

До самого последнего времени в домах уральцев можно было увидеть сундуки с украшенными росписью передними стенками, окрашенными зелёной, синей или красной краской крышками и боковинами, обитые в косую клетку полосами железа.

8. Камнерезные изделия уральских мастеров

Екатеринбургская гранильная фабрика ведёт начало с 1726 г. с небольшой гранильной мастерской при Екатеринбургском заводе. Развиваясь, гранильный промысел создал множество ответвлений, отраслей обработки поделочных камней (в основном малахита, яшмы селенита). После отмены крепостного права многие гранильщики трудились дома: в одном доме семья делала брелки, в другом – пасхальные яйца, в третьем – пепельницы, в четвёртом – спичечницы; из малахита изготовлялись пресс-папье, доски для чернильных приборов. Со временем кустари стали использовать поделочный камень для изготовления украшений: бусы из хрусталя, аметиста, малахита, селенита, широко использовали яшму в брошах, браслетах, серёжках, запонках.

Уникальные изделия из уральских камней, мрамора и малахита, выполненные в XVIII – XIX вв., украшают многие музеи и дворцы Европы и нашей страны. В коллекциях Государственного Эрмитажа хранятся вазы, торшеры, подсвечники, изготовленные на Екатеринбургской гранильной фабрике.

Фарфоровая и фаянсовая посуда редко украшались ручной росписью. Обычно рисунок гравировался на медных досках, печатался на бумаге, которую затем наклеивали на посуду. При обжиге в печи бумага сгорала, оставляя красочный рисунок на изделии. Сюжеты рисунков в большинстве случаев заимствовались из журналов, гораздо реже изображали местные пейзажи или портреты любимого в народе Ермака Тимофеевича.

Заключение

Урал переступил порог XXI века. Он по-прежнему остаётся одним из ведущих промышленных, научно-технических и культурных центров страны. Продолжает сохраняться экономическое и этнокультурное единство региона. Вместе со всей страной Урал прошёл различные этапы в своём развитии. В перипетиях становления его художественной культуры как в зеркале отразились многие коллизии отечественной истории и его собственной судьбы.

Декоративное искусство – один из видов пластических искусств и формирует окружающую человека материальную предметно – пространственную среду, внося в нее эстетическое начало.

Прикладное искусство – это различные виды художественной деятельности, это вещи, сделанные не только как полезные, но и как прекрасные, имеющие свой художественный образ.

Доктор филологических наук, президент независимой академии эстетики и свободных искусств, Юрий Борисович Борев, отмечает, что умение человека выявить внутреннюю меру предмета и творить в соответствии с ней, придает всем вещам, созданным человеком, не только утилитарную, но и эстетическую ценность. Вместе с тем, прикладное искусство национально по своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа, производственной деятельности и быта.

Декоративно – прикладное искусство – искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными, эстетическими качествами и предназначенных не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения интерьера, одежды и многое другое.

В народном декоративно – прикладном искусстве проявляется родовая сущность человека, которая рассматривается как опыт народа: бытовой, нравственный, духовный.

Региональное декоративно – прикладное искусство вбирает в себя специфику местных условий, социально – исторические, национальные особенности региона, национальную психологию, своеобразие искусства и культуры края.

Структура культурной жизни уральского региона представляет собой своеобразную триаду: во – первых, это отечественная общенациональная культура как составная часть мировой культуры; во – вторых, смешанная культура различных наций и народностей России, и в – третьих: собственно, национальная культура наций, живущих на Урале.

Декоративно – прикладное искусство Урала исторически развивалось по своим законам, отличается своеобразием материалов, технологий, семантических смыслов. Многофункциональность уральского регионального искусства, разнообразие и богатство художественного материала создают широкие возможности для вариативного проявления педагогической деятельности в образовательном процессе.

Смысл взаимодействия взрослых и дошкольников в приобщении к произведениям уральского искусства заключается в развитии у детей эстетических ценностей, в художественном познании мира и в создании условий для саморазвития и самовыражения в изобразительном творчестве.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале уральского искусства - одно из главных условий художественно – эстетического развития личности ребенка дошкольного возраста.

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству Урала содействует расширению элементарных представлений дошкольников о произведениях уральского искусства.

Декоративно – прикладное искусство Урала представляет собой :

камнерезное искусство, художественную обработка металла (Златоустовская гравюра на стали, Кусинское и Каслинское чугунное литье, бурачный промысел, искусство домовой росписи, лаковая роспись (подносный промысел, шкатулки, сундуки) и многое другое.

Познакомимся поближе с некоторыми видами декоративно – прикладного

искусства Урала.

На занятиях по изо деятельности мы с детьми познакомились с русской избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т. д.). Выполнили узорные наличники из соленого теста, раскрасили их гуашью и поместили на макет избы.

Познакомились с юртой - жилищем башкирского и татарского народов.

Рисовали национальные (праздничные и свадебные) костюмы народов, живущих на Южном Урале.

Изготавливали тюбетейки и праздничные узорные ленты с татарским и башкирским орнаментом.

В ходе реализации проекта были расширены знания детей о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, народных играх, музыкальным творчестве, фольклоре.

Свое выступление хочется закончить словами Василия Александровича Сухомлинского:

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,

Спасибо за внимание!

Ценностно — смысловое содержание народного декоративно — прикладного искусства Ценностно - смысловое содержание народного декоративно – прикладного искусства[/b] Прежде чем раскрыть содержание данной темы, нам необходимо.

Уголок народного декоративно-прикладного искусства

Уголок народного декоративно-прикладного искусства Уголок народного декоративно-прикладного искусстваВведение Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изготовление посуды с орнаментом из меди получило свое развитие начиная с XVIII в. Это производство возникло в Екатеринбурге. Медную посуду делали в Невьянске, на Троицком заводе в Соликамске и на других заводах, в частности в Нижнем Тагиле.

Производство самоваров Свое развитие самоварное дело получило на Нижнесергинском заводе близ Красноуфимска. Дата изготовления первого самовара – 1746 год. В местном краеведческом музее находится самая богатая экспозиция самоваров местного производства.

Производство самоваров

Свое развитие самоварное дело получило на Нижнесергинском заводе близ Красноуфимска. Дата изготовления первого самовара – 1746 год. В местном краеведческом музее находится самая богатая экспозиция самоваров местного производства.

Уральская домовая роспись В любые времена сам человек стремится к тому, чтобы все вокруг было удобно и красиво. Традиция украшать дом росписью, а на Урале внутренние помещения избы расписывали красками — говорит нам о том же: если хозяин мог хорошо заплатить мастеру, то интерьер избы расписывался целиком. Украшались не только стены и потолок, но и мебель, утварь, орудия труда и быта: стол, табуретки, комод, деревянная кровать, тренога, люлька, прялка, швейка, детская стоялка, бочонок для кваса, деревянный дойник, бураки, посуда и многое другое. Роспись дома дополняли половики, занавески, лоскутные одеяла, домотканая яркая одежда, рушники и живые цветы.

Уральская домовая роспись

В любые времена сам человек стремится к тому, чтобы все вокруг было удобно и красиво.

Традиция украшать дом росписью, а на Урале внутренние помещения избы расписывали красками — говорит нам о том же: если хозяин мог хорошо заплатить мастеру, то интерьер избы расписывался целиком.

Украшались не только стены и потолок, но и мебель, утварь, орудия труда и быта: стол, табуретки, комод, деревянная кровать, тренога, люлька, прялка, швейка, детская стоялка, бочонок для кваса, деревянный дойник, бураки, посуда и многое другое. Роспись дома дополняли половики, занавески, лоскутные одеяла, домотканая яркая одежда, рушники и живые цветы.

Роспись по металлу Центрами росписи по металлу стали Невьянск и Нижний Тагил. Златоустовская гравюра на стали

Роспись по металлу

Центрами росписи по металлу стали Невьянск и Нижний Тагил.

Златоустовская гравюра на стали

Иконопись Невьянская иконописная школа относительно молодая, но достаточно известная. Она была основана в XVIII веке старообрядцами, бежавшими от церковной реформы, и отразила особенности аутентичной культуры Урала и традиции иконописи Древней Руси. Образцы невьянских икон можно увидеть в Невьянском доме иконы и Свердловском областном краеведческом музее.

Иконопись

Невьянская иконописная школа относительно молодая, но достаточно известная.

Она была основана в XVIII веке старообрядцами, бежавшими от церковной реформы, и отразила особенности аутентичной культуры Урала и традиции иконописи Древней Руси.

Образцы невьянских икон можно увидеть в Невьянском доме иконы и Свердловском областном краеведческом музее.

Художественная обработка оружия Первая четверть XIX века принесла уральской художественной культуре новый вид искусства – златоустовскую гравюру на стали, связанную с украшением холодного оружия.

Художественная обработка оружия

Первая четверть XIX века принесла уральской художественной культуре новый вид искусства – златоустовскую гравюру на стали, связанную с украшением холодного оружия.

Камнерезное искусство Урала

Камнерезное искусство Урала

Сундучный промысел Центрами развития этого ремесла в XIX веке стали город Невьянск и поселок Быньговский – здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной, бронзированной и многих других.

Сундучный промысел

Центрами развития этого ремесла в XIX веке стали город Невьянск и поселок Быньговский – здесь находились крупнейшие заводы.

Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей жести:

черненой, крашеной, печатной, чеканенной, бронзированной и многих других.

Декоративно-прикладное народное искусство – одно из самых многоцветных и прекрасных явлений в человеческой культуре. В нем выражаются художественные вкусы народа, его любовь к прекрасному, тончайшее техническое мастерство, смелость воображения. Неповторимые художественные изделия народных промыслов Урала любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие. На Урале получили развитие множество промыслов и ремесел, многие из них живы и по сей день, а некоторые не дошли до нашего времени. Таким образом, народное декоративно-прикладное творчество выступает и как высшее выражение коллективной памяти народа, и как способ человеческого бытия в мире, и как мир, творимый человеком.

Декоративно-прикладное народное искусство – одно из самых многоцветных и прекрасных явлений в человеческой культуре. В нем выражаются художественные вкусы народа, его любовь к прекрасному, тончайшее техническое мастерство, смелость воображения.

Неповторимые художественные изделия народных промыслов Урала любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

На Урале получили развитие множество промыслов и ремесел, многие из них живы и по сей день, а некоторые не дошли до нашего времени.

Таким образом, народное декоративно-прикладное творчество выступает и как высшее выражение коллективной памяти народа, и как способ человеческого бытия в мире, и как мир, творимый человеком.

МОУ гимназия №48Мировая художественная культура Декоративно-прикладное искусство

№ слайда 1

МОУ гимназия №48Мировая художественная культура Декоративно-прикладное искусство Южного Урала Межетова Мария Челябинск 2009

Южный Урал славится Каслинским и Кусинским художественным литьем из чугуна, злат

№ слайда 2

Южный Урал славится Каслинским и Кусинским художественным литьем из чугуна, златоустовской гравюрой на стали, камнерезным искусством, художественной ручной вышивкой.

Каслинское литьё Каслинское чугунное литье зародилось еще в 18 веке, а точнее в

№ слайда 3

Однако спустя некоторое время русские литейщики, работавшие на Каслинском заводе

№ слайда 4

Однако спустя некоторое время русские литейщики, работавшие на Каслинском заводе оставили далеко позади своих западных коллег и предложили вниманию публики по настоящему уникальные творения, многие из которых в настоящее время находятся в частных коллекциях и государственных музеях. Например, скульптуры П. К. Клодта "Лошади" или Н.А. Лаверецкого, "Россия".

Кусинское литьё Куса славится чугунным литьем, особо - художественным, которое н

№ слайда 5

Кусинское литьё Куса славится чугунным литьем, особо - художественным, которое не однажды отмечалось на российских и международных выставках. В прошлом кусинское художественное литье успешно конкурировало со знаменитым каслинским. В начале XX века оно было на выставках даже более приметно. Сейчас идет возрождение этого вида декоративно-прикладного искусства. Особым спросом начинает пользоваться архитектурное чугунное литье. Как всегда, пользуется спросом кусинская чугунная посуда.

Златоустовская гравюра на стали Златоустовская гравюра на стали зародилась в

№ слайда 6

Златоустовская гравюра на стали Златоустовская гравюра на стали зародилась в 1816 - 1817 годах. Искусство Златоуста впитало богатейшие традиции русских и западно-европейских оружейников ХVII-XVIII веков, однако скоро уральские граверы создали свой самобытный стиль декорирования оружия. Златоустовское оружие завоевало известность не только в России, но и далеко за ее пределами. Сабля. 1823. Мастер И. Бушуев

В конце 1830-х годов на фабрике начинают украшать бытовые приборы - различные шк

№ слайда 7

В конце 1830-х годов на фабрике начинают украшать бытовые приборы - различные шкатулки, ларцы, подносы. Во второй половине XIX века ассортимент изделий расширяется - появляются украшенные столовые приборы, ножи для разрезания бумаги, сигаретницы, портсигары, охотничьи ножи и топорики. Декоративное блюдце "Сюрприз". 1983. Декоративный стакан. 1983. Автор Н. Лохтачева Декоративный лоток. 1984. Автор О. Аверкин

Камнерезное искусство В начале 18 века уральские мастера-кустари научились обраб

№ слайда 8

Кроме малахита и лазурита уральские мастера чаще всего использовали обсидиан, ф

№ слайда 9

Кроме малахита и лазурита уральские мастера чаще всего использовали обсидиан, флюорит с его разнообразным сочетанием тонов от голубого до темно-фиолетового, прозрачный сверкающий горный хрусталь и сердолик, ценившийся не только за красоту цвета, но и за твердость.Традиции уральского камнерезного дела не были потеряны и забыты в потоке времени: передаваясь из поколения в поколение, они были бережно сохранены местными мастерами. Шкатулка. Змеевик, флюорит

Источники www.zlatoust.ru – сайт о Златоустеhttp://www.uralart.ru/ - интернет-ма

№ слайда 10

Читайте также: