Мечеть хана узбека сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Мечеть хана Узбека — один из самых известных памятников мусульманской культуры. К ней примыкают развалины одного из старейших медресе Европы. Мечеть представляет собой прямоугольное здание, выстроенное в форме шестистопной базилики, которую перекрывает двускатная крыша.

История создания

Самым интересным элементом мечети специалисты считают михраб — молитвенную нишу в стене — с узорочным обрамлением, высокохудожественный образец резьбы по камню. На михрабе сохранилась арабская вязь, на которой написаны 255 аятов и 2 суры Корана.

Пол изначально был выложен каменными плитами, которые не дошли до наших дней. Предполагается, что подшивной деревянный потолок когда-то был лакированным. Храм практически полностью сохранился. От минарета оставалось лишь основание, но его вновь отстроили.

К южной стене мечети примыкает медресе (учреждено в 30-х годах XIV века). В настоящее время от здания остались лишь руины. Медресе было значительным по размерам сооружением, с восточной стороны торжественный портал вел в обширный двор с фонтаном в центре. Главный зал медресе, где проходили занятия, был облицован черным мрамором, колонны имели высоту до 15 метров. В зале помещалась богатейшая библиотека, где особой ценностью являлся Коран (издание 850 года), богато украшенный рисунками и гравюрами (в настоящее время находится в фондах Эрмитажа).

Аудиториями для занятий служили расположенные по трем сторонам глубокие ниши — айваны. В стенах медресе изучали Коран, философию, арабский язык, риторику, астрономию, арифметику, логику и законоведение. После получения духовного образования выпускники могли стать муллами, кадиями (духовными судьями) или философами.

В деталях этих сооружений просматриваются стилистика и элементы средневекового зодчества генуэзцев, армян, крымских греков и других народов.

Хан Узбек и зарождение мусульманства

Перед воцарением хана Узбека шло жестокое противостояние между мусульманами и представителями кочевой аристократии, а взойти на престол ему удалось при содействии сторонников ислама в Ургенче и Хорезме.

Многочисленные исследования русских ученых признают определяющую роль хана Узбека в период наивысшего расцвета Золотой Орды. Вступая на престол, хан Узбек был язычником и удостоился чести принять ислам в 1320 году от потомка святого шейха всех шейхов и мусульман Баб Арслана-Зенги-ата и проводника странствующих и ищущих — святого Сейид-Ата. Он обещал своим мусульманским приверженцам сделать Золотую Орду исламским государством. Верные сторонники Чингисхана, отказавшиеся принять ислам, были убиты. Таким жестоким способом был подавлен заговор знати Золотой Орды. Для укрепления новой религии хан Узбек приказал умертвить всех шаманов, продолжительное время занимавших главенствующее место в татарском обществе.

Город Старый Крым, само название которого говорит о старине, примечателен своим незаурядным прошлым. В мире найдется не так много исторических столиц, которым удалось пережить стремительный взлет и такое же скорое угасание.

Период рассвета города, известного в прошлом как Эски-Кырым уместился на довольно коротком историческом промежутке длиной немного более века. Память его былой славы навсегда запечатлена в его исторических памятниках. Одним из таких наследий является мечеть Хана Узбека.

Фото Мечети от пользователей:

mechet-xana-uzbeka-5

mechet-xana-uzbeka-6

mechet-xana-uzbeka-7

mechet-xana-uzbeka-8

mechet-xana-uzbeka-9

История возникновения мечети

Самым знаменитым и впечатляющим среди памятников Старого Крыма значится Мечеть Узбек Хана. Сегодня к ней привлечено особенное внимание. Постройка здания относится к 1314 году, во времена правления ордынского хана Мухаммеда Узбека и при участии Абдуль Азиза, который, возможно, был архитектором мечети.

Время правления Узбека с 1313 по 1341 годы по праву считается эпохой наивысшего культурного и экономического расцвета Золотой орды.

Мечеть Хана Узбека в Крыму

Узбек-хан вошел в историю благодаря тому, что объявил ислам государственной религией своей державы. Именно при его правлении по всей огромной ордынской империи стали возводиться множественные культовые постройки

Вслед за мечетью появилась школа служителей культа — медресе. Надпись на каменной плите над входом указывала, что медресе была построена в 1332 году по приказанию и на щедрые пожертвования знатной дамы по имени Инджи-Бек-Хатум, которая была супругой ханского наместника в Крыму.

Видео обзор:

Обзор мечети Хана Узбека

Мусульманское культовое строение - Мечеть Хана Узбека

Внутри помещение разделено колоннами и освещается несколькими не большими окнами под потолком. Свет в зале приглушенный, что создает особое настроение. В южной стене каменный мехраб, в отличие от портала ниша для чтения молитв покрыта современной цветной раскраской, что помогает четче различить резной узор на нем и арабскую надпись, которая говорит о творце и о вере в него.

Высокий 12-ти метровый портал при входе в медресе, полуразрушенный, но еще не рухнувший окончательно, успел попасть на зарисовки художников XVIII века. Его ступени вели через портал во внутренний дворик большого здания. Сейчас на его месте сплошные развалины и по беспорядочным грудам камней очень трудно представить контуры былой постройки, но многие детали можно различить и среди руин.

Снаружи здание медресе было окружено глухими стенами с узкими окошками. В центре, вымощенного каменными плитами, внутреннего двора под открытым небом располагался небольшой бассейн с фонтаном. По четыре стороны от него стояли крытые галереи с колоннами и входами в жилые комнаты. Таких комнат, практически одинаковых с дверью, окошком и нишей в стене, насчитывается 14. Они служили жилищем для учащихся. Для каждого из учеников медресе становилось домом на несколько лет, пока преподаватели знакомили их со всем перечнем наук.

Разрушенная часть Мечети

Просторные здания с обрушенными полукруглыми сводами являлись помещением для занятий. Руины двух таких открытых залов видны с северной и южной стороны двора. У западной стены медресе несколько помещений меньшего размера. Они предназначались для занятий в зимнее время. Медресе проработала около столетия, и как выяснили археологи, около 1423 года сильно пострадало от землетрясения и с тех пор не восстанавливалось.

Исследователями сделано открытие, что мечеть Хана Узбека стоит сейчас не на своем первоначальном месте. Все детали были в прошлом разобраны и перенесены с другого участка. Это случилось на рубеже XV-XVI веков. Где стояла мечеть до этого, и что заставило ее перенести – остается загадкой.

Судьба здания в советское время оказалась не простой. В 1921 году мечеть закрыли для верующих, и она постепенно разрушалась и приходила в упадок. В 1980 г в ней началась профессиональная реставрация. Это позволило в последствии вернуть мечети ее первоначальное предназначение. После возвращения на родину крымских татар, верующие снова собираются в ней на молитву, как и многие века назад.

Как доехать до мечети

Из Феодосии до Старого Крыма в Кировском районе можно на транспорте добраться максимум за один час. Мечеть находится на ул. Победы 5.

В Крыму сохранилось не много построек эпохи Золотой орды. Тем ценнее должны быть для всех памятники седой древности.

Мечеть Хана Узбека

Солхат или Старый Крым, колыбель крымского ханства. Город, который на протяжении пяти тысячелетий принимал в свои объятья, народы Тавриды. Здесь же было положено начало новой истории полуострова и построена одна из древнейших святынь крымских татар, Мечеть Хана Узбека.

Духовная сокровищница, была не только центром религиозного, но и интеллектуального развития. При храме имелась медресе (специализированная школа), комплекс также включал: молитвенные залы, учебные классы, акведуки, фонтаны и библиотеки. К сожалению, большая часть строения пришла в упадок, но и сегодня можно услышать призывы к вечерней молитве, увидеть группы верующих, которые несмотря не на что, смогли сохранить святыню, придав ей новый окрас.

Мечеть Хана Узбека

Наследие Узбек Хана в Крыму

Эпоха знала множество монгольских правителей, отличающихся своей свирепостью и находчивостью. Одним из них был Хан Узбек, его выдающееся храбрость, интеллект и безжалостность к врагам, в корне изменила политику монгольской империи. Его правление ознаменовалось рассветом Золотой Орды. Монголы приняли ислам, оживилась торговля, активно начались строиться мечети и медресе. Древний торговый город Солхат, был центром торговых путей в Крыму и столицей юрта. Как и любой крупный торговый центр, он имел мощную оборонительную систему. Город был неприступен. Непоколебимость твердыни впоследствии и стала причиной ее перенаименования, новое имя, которое получил город — Кырым, что в переводе обозначает твердыня или крепость. Кырым стал первой столицей нового государства – Крымского ханства.

Главному городу – главная святыня. В 1314 по поручению правителя строится огромная по тем временам мечеть, на богослужение приглашаются лучшие муллы и имамы со всего мира, хранители исламской традиции. Позже в 1332 году к главному комплексу пристраивается медресе, дети помимо религии изучают, астрономию, математику и философию. Закладывается крепкий фундамент культуры полуострова. В городе прокладываются новые дороги, что бы привлечь больше детей, знатных семей полуострова, многие из этих путей сохранились и сегодня, и вам не составит труда их найти.

Мечеть Хана Узбека Медресе

Где находится Мечеть Хана Узбека в Крыму

Старый Крым небольшой городок в восточной части Крымского полуострова. Относится к Кировскому району. Согласно недавним историческим открытиям, возник за несколько тысячелетий до рождения Христа. Первые люди появились в этих местах, примерно 5 тысяч лет назад.

Для крымских татар Старый Крым важнейший населенный пункт полуострова, первая столица ханства и главный религиозный центр с древнейшей мечетью. Для них поездка сюда, это дань уважения исторического прошлого, а посещение Мечети Хана Узбека, вроде паломничества, который обязан совершить стоящий представитель этноса.

Мечеть Хана Узбека 5

Как добраться до главной святыни мусульман в Крыму

После открытия железнодорожного моста, стало возможно недорого добраться до Крыма. Мост объединил полуостров с материковой частью России. Прибыв в Симферополь на машине, поезде или самолете, вы без труда доберетесь до Старого Крыма. Выбирайте удобный для вас вариант и отправляйтесь в путь.

В Старый Крым можно добраться:

Мечеть Хана Узбека

Интересные факты Мечети Хана Узбека

Древняя мечеть полна загадок. Основная загадка касается перемещения зданий святыни. Опираясь на последние данные археологов, большая часть комплекса и руин медресе, была перенесена или повернута. Произошло это на рубеже 16-17 веков, кто и зачем это сделал до сих пор остается загадкой. Возможно, это была связанно с сильнейшим землетрясением, которое произошло в начале 15 века, во время него очень сильно пострадало здание медресе и библиотеки. А может, были и другие причины, которые нам не известны.

Мечеть Хана Узбека

Мечеть Хана Узбека пережила множество упадков и возрождений. Последнее, из которых произошло в 80 годах прошлого века. Более 50 лет до этого, святыня не слышала молитв, не принимала в своих чертогах верующих мусульман. Сегодня это огромный исторический комплекс с действующей мечетью. Реставрация проходит хоть и медленно, но активно. Оговариваются множество амбициозных проектов, от дома музея ислама, до восстановления медресе и строительства крупного научного центра. Для большинства крымских татар и жителей Крыма , чрезвычайно важно ее существования. Мечеть стала пунктиром, от которого расчертилась будущее нового Крыма, Крымского ханства. Именно здесь появился Крым. Город Александра Грина и Паустовского, город в котором творилась эпоха. Крупнейший религиозный и духовный центр средневековой Тавриды, отголосок которой за впечатлялся в руинах духовного комплекса мечети Узбек Хана главной святыни крымских мусульман.


19.05.2015 17:52


Вид на мечеть Узбек-хана с северо-западного угла

Как помнят жители Крыма, осенью прошлого года отмечалось семьсот лет со дня строительства одного из ценнейших исторических памятников полуострова: мечети Узбек-хана в Старом Крыму. За первенство в проведении этого незаурядного юбилея конкурировали сразу две державы: различные мероприятия к 700-летию старокрымской мечети были организованы и Киевом, и Москвой. В чем же заключается особая значимость этого сооружения?

Таким образом, среди дошедших до наших дней памятников ордынской эпохи мечеть Узбек-хана является самой масштабной, самой представительной и наиболее сохранившейся постройкой – причем не только в Крыму, но и на бывшей территории всей Золотоордынской империи. Мечеть Узбек-хана олицетворяет собой целую эпоху в прошлом Крыма (да и не только Крыма), и именно этим объясняется ее исключительная значимость. Архитектурные памятники ордынского времени вообще чрезвычайно редки и малочисленны, а памятники подобной сохранности – тем более. Что же помогло мечети так хорошо сохраниться до наших дней?

19_05_2015_uzor

Фрагмент резных узоров на входном портале мечети Узбек-хана

Каждый раз, подходя к этому зданию, я надолго задерживаюсь, рассматривая его входной портал. Высеченный на нем узор из переплетения листьев, стеблей и степных лилий великолепен. Он как будто перетекает в буквы каллиграфической надписи, которая гласит, что мечеть была выстроена в 714 (т.е. 1314/15) году в правление ордынского хана Мухаммеда Узбека и при участии некоего Абд-уль-Азиза, который мог быть либо жертвователем средств, либо архитектором.

Столица ордынских владений на полуострове, город Кырым (нынешний Старый Крым), благодаря влиянию проповедников из Восточной Турции и Средней Азии, к тому времени уже давно являлся местным центром мусульманской культуры, и еще за 50 лет до Узбек-хана в городе была выстроена первая известная мечеть.

Выбор Узбека оказался стратегически верным. Благодаря укрепившимся политическим связям Орды с мусульманским Ближним Востоком, Крымский улус (который, помимо того, наладил тесный торговый контакт с Западной Европой) очень быстро превратился из дальней окраины Чингизидской империи в самостоятельный центр международной торговли и мусульманской культуры. Отзывы путешественников, посетивших город Кырым в те времена, переполнены самыми восторженными эпитетами.

Однако пора покоя и богатства продолжалась не бесконечно. После благополучных правлений Узбека и его сына Джанибека Золотая Орда надолго погрузилась во мрак усобиц и внутренней вражды. Не прошло и ста лет после смерти Узбек-хана, как очевидцы уже писали о крымской столице, что когда-то это был самый крупный город Орды, но теперь большая часть его лежит в развалинах…

Мне, увы, слишком часто доводится рассказывать о памятниках крымскотатарской истории в прошедшем времени: уж слишком много их не уцелело, не сохранилось, не дошло до наших дней. Чаще всего причиной таких опустошений выступают либо войны, предшествовавшие российской аннексии Крыма 1783 года (практически сровнявшие с землей, например, Кефе), либо антирелигиозные кампании большевиков начала 20 столетия (в которых погиб ряд древних культовых построек крымских татар). Но Старый Крым – случай особенный. Упадок города и разрушение его замечательных построек – это следствие событий не 20 и не 18 столетий, а той дальней эпохи на рубеже 14 и 15 веков, когда в огне междоусобных войн рушилась Золотая Орда и рождалось Крымское ханство. Многочисленные претенденты на престол в боях вырывали Крым друг у друга, чтобы подкрепить тут свои силы перед броском на Нижнюю Волгу за главным призом: ордынской столицей Сарай. В этих усобицах древняя столица улуса сильно пострадала, соперники не раз осаждали и штурмовали ее, каждый раз причиняя новые разрушения. Эти схватки чужаков тяжким бременем ложились на крымцев, что, в конце концов, и заставило их создать на полуострове собственное независимое государство, отгородившись от гибнущей империи.

Со временем на руинах Орды расцвело Крымское ханство, но разрушенная в войнах древняя столица улуса так больше никогда и не возродилась из пепла. Развалины ее древних величественных зданий продолжали восхищать заезжих гостей, однако возрождать былое великолепие города Кырым правители из рода Гераев не стремились: вместо этого они предпочли обустроить новую столицу в более удобном и лучше защищенном Бахчисарайском ущелье.

Но, похоже, для одного здания в Эски-Кырыме ими было сделано исключение.

19_05_2015_1906 - web

Фото мечети Узбек-хана из издания 1906 г.

Когда археологи и архитекторы в 1980-х годах занялись реставрацией мечети Узбек-хана, они обратили внимание на странную особенность. Кладка роскошного входного портала, вопреки всем правилам строительства, никак не связана с кладкой северной стены мечети, к которой портал прилегает. Такого не могло бы случиться, если бы стена и портал строились одновременно друг с другом. Более того: исследования южной стены мечети, примыкающей к руинам медресе Индже-хатун, показали, что медресе уже стояло на своем месте, когда к нему была пристроена мечеть. Как такое может быть, если известно, что медресе почти на 20 лет младше мечети?

Это вполне возможно, если предположить, что мечеть Узбек-хана когда-то была полностью перестроена. По-видимому, ее портал, внутренние колонны и прочие детали когда-то были разобраны на блоки, перенесены сюда, к стене медресе, и заново сложены на новом месте. Дополнительные археологические данные подсказали, что это произошло примерно на рубеже 15 и 16 столетий. Но кто и зачем мог тогда перестраивать старую мечеть?

Известно, что в прошлом внутри мечети находилась надпись, которая сообщала, что в 918 (1512/13) году Менгли Герай-хан построил в этой мечети минбер. Но, похоже, участие Менгли Герая в судьбе здания было куда более значительным, нежели постройка минбера: ведь именно на его правление приходится время, когда здание было целиком перестроено. О Менгли Герае напоминает не только исчезнувшая надпись над минбером, но и прекрасно сохранившийся михраб. Если присмотреться к нему внимательно, то его узоры – а особенно увитые узнаваемыми спиральными побегами надписи – обнаруживают больше сходства с резьбой и надписями не столько на портале мечети Узбека, сколько на дюрбе первых крымских ханов в Салачике. Возникает впечатление, что украшения михраба в Старом Крыму и ханского мавзолея в Салачике спроектировали одни и те же мастера! И это вовсе не исключено: ведь хорошо известно, какое масштабное строительство вел тогда Менгли Герай в своей новой салачикской столице.

19_05_2015_mihrab

Резной михраб мечети Узбек-хана

Если дальнейшие исследования подтвердят этот вывод, то можно будет считать, что великий крымский правитель Менгли Герай решил сохранить наследие своего великого ордынского предшественника и восстановил из руин на новом месте основанную Узбек-ханом главную городскую мечеть Эски-Кырыма.

Что же могло разрушить старую мечеть? Это мог быть и пожар военных лет, и обвал грунта, и даже последствия землетрясения (например, того, которое в 1420-х годах обрушило купола и кровли медресе Индже-хатун). Точная причина бедствия пока что остается невыясненной – как неизвестно и то, где же первоначально могла располагаться мечеть Узбека. Но, так или иначе, этот главный памятник ордынской эпохи в Крыму сохранился – и, вполне возможно, не последнюю роль в этом мог сыграть Менгли Герай. Будучи занят обустройством и Салачика, и крепостей на Перекопе и Днепре, хан не имел возможности поднять из руин весь древний город. Однако можно представить, что он, по крайней мере, решил восстановить самую основную, первостепенную постройку бывшей столицы ордынского Крыма: главную городскую мечеть. Если это действительно так, историческая ценность мечети Узбек-хана становится для Крыма еще большей – как символ связи и преемственности исторических эпох, сменяющих одна другую на территории полуострова.

Читайте также: