Любовные адресаты есенина сообщение

Обновлено: 30.06.2024


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




АДРЕСАТЫ ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ С. А. ЕСЕНИНА


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Любовная лирика занимает в творчестве Сергея Есенина огромное место. Да это и понятно, ведь чувству любви подвластен каждый человек, это чувство дает силу и надежду на преодоление всех трудностей в жизни.

Не всегда в стихотворениях поэта мы видим лишь восторг и восхищение, мечту и надежду, красоту и гармонию. Многие его произведения проникнуты трагическими противоречиями и болью. В них звучат мотивы тоски, потерянности, ненужности, безысходности. Но даже в такие моменты человека спасает любовь. Она дает ему силы жить, помогает преодолеть отчаяние.

Святая святых есенинской лирики – изображение им всего многоцветного и многосложного ореола отношений к женщине. Любовная лирика Сергея Есенина… Это вечная тема мирового искусства. Поэзия Есенина, будучи изображением индивидуальных ситуаций и частных отношений, обладает поразительной всеобщностью…

Целью настоящего исследования является освещение творчества Есенина в связи с его жизненными переживаниями, судьбой; определить, какое влияние оказали женщины, с которыми Есенин пытался связать свою судьбу на его поэтическое творчество.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть мотивы любовной лирики С. А. Есенина и выявить стилистические особенности его поэзии;

2) определить новые подходы к анализу произведений Есенина, к изучению его жизненных и философских ориентаций.

Объектом исследования послужила поэзия С. А. Есенина, воспоминания современников о нем, литературоведческие работы о творчестве поэта.

Основная часть

Луна стелила тени,

За голые колени

Он обнимал меня.

«Низкий дом с голубыми ставнями

Дом священника Ивана Яковлевича Смирнова стал вторым родным домом Есенина. В Смирновском доме постоянно собиралась молодёжь, затевались игры, ставились спектакли, звенела гитара, звучали песни, стихи.[4] А там, где молодёжь, там, конечно же влюблённость, романы, и поиски, порывы, споры. Именно в этом доме он встретил Анюту Сардановскую…

В пятнадцать лет

Взлюбил я до печёнок

Лучшей из девчонок,

достигнув возраста, женюсь.

Пейзаж Есенина - это всегда нравственный итог: исповедь, восторг до опьянения от полноты жизни, покаяние до самобичевания, наставление (урок) и завещание.[1]

В этом стихотворении звучит мотив покаяния, без предваряющего и сопровождающего его раскаяния:

Кроток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом спасителя

За погибшую душу мою.

Засосал меня песенный плен.

Осуждён я на каторге чувств

Вертеть жернова поэм

Cам, тяготясь повседневной службой, Есенин настоял на уходе Райх с работы. Но поэзия кормила скудно, времена были тяжелые: война, разруха, да и Зинаида Николаевна по своей натуре могла долго мириться с бездействием. Трудно сказать, почему и когда именно произошёл разрыв. Можно только предполагать, каковы были причины, побудившие их разойтись. В известной мере виновато бурное время, разруха, лишения, неустроенность быта, частые разлуки, виновато окружение Есенина, сложившееся вскоре после переезда из Петербурга в Москву, в пору его увлечения имажинизмом.

По свету растерял,

Легко отдал другому,

И без семьи, без дружбы,

Ушёл в кабацкий омут.

Без просьбы уж к нам не придёт.

Луна стелила тени,

За голые колени

Он обнимал меня.

Августа Леонидовна Миклашевская

Этот любовный роман – наиболее романтический и возвышенный в жизни Есенина. Исходные мотивы этого цикла – сожаление о растраченных днях, отречение от кабацкого прошлого, очищение через любовь. Он клялся и обещал этой женщине то, что никогда и никому не обещал:

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонкой касаться руки

Сыпь, гармоника… Скука… Скука…

Гармонист пальцы льёт волной.

Пей со мною, паршивая сука,

Как будто перед нами строки другого поэта. Дергающийся ритм, речитативный язык, вульгарная лексика, озлобленный цинизм – всё это ничем не напоминает той нежности, поэтичности, временами даже сказочности, которые звучали в его прежних стихах о любви. Здесь любовь попрана, низведена до плотского чувства, женщина обезображена, сам герой деморализован, и его прерываемая буйством тоска лишь в самом конце сменяется ноткой жалостливого раскаяния.

Заключение

Стихотворения Есенина о любви, обращённые к женщинам с которыми он пытался связать свою судьбу, различны по степени художественного совершенства. Есть среди них и произведения невыдающиеся, а в раннем творчестве – и не самостоятельные. Но они безгранично искренни, предельно чисты, и большинство из них пронизано той задушевностью чувств, которая отличает неподдельную и вечную поэзию.

Стихи эти обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремлением к её торжеству. Очень сложная гамма эмоций сопровождает это страдание. В нём раскрывается личность поэта, вбирающая в себя большой мир социальных и нравственных ценностей. Этим в конечном счёте определяется общезначимость лирической поэзии, её способность вызвать у читателя сопереживание, заставить его применить к себе лирическую ситуацию, лирический сюжет. Есенин обладал этой способностью в громадной мере, когда разговаривал с современниками, и обладает ею теперь, когда разговаривает с людьми другой эпохи.

Список литературы

1) Автобиографии // Есенин С. А. собр. Сочинений в 5 тт. том 5 – М.: 1968.

Анна Изряднова: дружба на всю жизнь


Анну Изряднову нередко называют первой женой Есенина, однако официальный брак между молодыми людьми так и не был заключен. Они познакомились в типографии Сытина, куда будущий поэт устроился работать вопреки воле деспотичного отца, а после вместе посещали лекции Московского городского университета имени А. Л. Шанявского. Дружба, долгое время связывавшая Анну и Сергея, постепенно переросла в любовь. Они съехались и жили вместе, а в декабре 1914 года у пары родился сын Юрий.

Лидия Кашина: деревенский роман


Именно с помещицы Кашиной, по мнению исследователей, Сергей Есенин писал свою Анну Снегину — героиню одноименной поэмы. Молодых людей связывали близкие отношения, но они не стремились к браку. Нередко поэт навещал Лидию в ее поместье в родном Константинове, а позднее, лишившись крова, и вовсе жил в доме Кашиной, правда, уже в Москве.

Зинаида Райх: единственная любовь


Они познакомились весной 1917 года. Тогда Райх связывали любовные отношения с другом Есенина — поэтом Алексеем Ганиным. Втроем молодые люди отправились в Архангельскую губернию на родину Ганина. В пути Сергей сделал Зинаиде предложение, и она неожиданно согласилась. Влюбленные не только заключили официальный брак, но и обвенчались. Правда, ни такой серьезный шаг, ни рождение двоих детей не повлияли на знакомый уже финал: пара рассталась, чтобы до конца жизни жалеть о несбывшейся любви.

Надежда Вольпин: страх любви


Вместе они пробыли до 1924 года, а вскоре после расставания Надежда родила сына. Поэт, правозащитник, математический логик и философ Александр Сергеевич Есенин-Вольпин, как и его мать, прожил долгую и насыщенную жизнь, большая часть которой прошла в США.

Айседора Дункан: болезненная страсть


Американская танцовщица Айседора Дункан является, пожалуй, самой известной супругой поэта. Они встретились на шумной вечеринке в 1921 году. Он и она тут же прониклись друг к другу симпатией, а под конец вечера, мало стесняясь присутствующих, уже не скрывали своих чувств. По уверениям современников, женщина полулежала на софе и гладила по голове молодого поэта, который стоял возле нее на коленях. Тогда же состоялся первый поцелуй, — и через несколько дней Есенин переехал к новой возлюбленной в ее дом на Пречистенке.

Августа Миклашевская: без поцелуев


Свою холодность актриса объясняла боязнью противоположного пола: в прошлом она едва не потеряла ребенка из-за мужчины, а кроме того, в нее несколько раз стреляли. Правда, ее фобия отчего-то касалась только Есенина — другим поклонникам Августа позволяла намного больше. Со временем, не без участия Айседоры Дункан, общение поэта и Миклашевской сошло на нет. Танцовщица пообещала отравить Августу, и той пришлось оборвать все связи со своим поклонником.

Софья Толстая: жизнь по правилам


Софья Толстая, внучка великого русского писателя, стала последней женой поэта. Правда, в отличие от своей бабки, эта Софья Андреевна не спешила принимать мужа таким, какой он есть. Воспитанная в лучших традициях аристократического общества, она была строга, принципиальна и с отвращением относилась к образу жизни Есенина, даже несмотря на нежную привязанность к нему. Не раз в письмах к родственникам Софья упоминала, что сознательно пошла на брак с Сергеем, хотя и понимала, что легким он не будет. Причиной странного союза послужило желание Толстой вернуть поэта к нормальной жизни.

Софья и вправду исправно несла свой крест, не теряя надежды перевоспитать мужа, и даже не помышляла о том, чтобы расторгнуть отношения. Но Есенин относился к попыткам жены иначе. Незадолго до собственной смерти он сбежал от Толстой в Ленинград, предварительно забрав все деньги со счетов. А уже через несколько дней поэта нашли повешенным в гостиничном номере.

Галина Бениславская: незаметная любовь

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Научно – практическая конференция

Секция: русский язык и литература

Реферативно-исследовательская работа по литературе на тему:

Исполнитель :

ученица 10 класса

Тинькова Марина Андреевна

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Морозова Инесса Геннадиевна

hello_html_5092464b.jpg

Становое 2018

Целью настоящего исследования является освещение творчества Сергея Александровича в связи с его жизненными переживаниями, судьбой; определить, какое влияние оказали женщины, с которыми встречался поэт в течение всей жизни, на его поэтическое творчество.

Достижение предполагаемой цели связано с решением частных задач:

1) рассмотреть мотивы любовной лирики Есенина и выявить взаимосвязь его поэзии с образами конкретных женщин, находящихся рядом с поэтом в течение его жизни;

2) определить новые подходы к анализу произведений Есенина, к изучению его жизненных и философских ориентаций;

3)кратко проследить жизненный путь женщин, ставших дорогими сердцу Есенина.

Предмет исследования – образы есенинских женщин . Как я уже говорила, их было множество, но лишь немногие сыграли значительную роль в жизни и творчестве поэта, оставив в его душе неизгладимый след.

Материалом для данной работы послужила поэзия Есенина, воспоминания современников о нем, литературоведческие работы о творчестве поэта.

Методы исследования опираются на принципы историко-функционального, сравнительно-сопоставительного, семантико-стилистического изучения литературных явлений.

Работа состоит из введения, основной части, содержащей 9 подпунктов, заключения и списка использованной литературы.

9. Последняя жена поэта (Софья Андреевна Толстая) .……. 17

"Каждая строчка его говорит о чем-то конкретном,

имевшем место в его жизни. Все - вплоть до имен,

которые он называет, вплоть до предметов".

(Софья Виноградская, писательница )

Проблематика любви на протяжении веков интересовала человечество: о любви слагали песни, писали стихи и романы, увековечивали в скульптуре и архитектуре образы любимых – в любви искали человеческое в человеке. Сегодня такие поиски становятся как никогда актуальными.

Я не случайно выбрала именно эту тему для исследования. Сергей Александрович – мой самый любимый поэт. Уже более трёх лет я увлекаюсь его творчеством, именно благодаря ему открыла для себя удивительный, волшебный мир поэзии. К тому же, на мой взгляд, никто не мог столь проникновенно описать любовь как Есенин. Он не раз испытал её, а уж сколько женщин любило его… Их трудно перечесть, ведь Сергея Александровича невозможно было не любить.

Но вернёмся к теме исследования. Есенин не раз отмечал, что тема Родины – основное в его творчестве, однако современным читателям интересна прежде всего его любовная лирика. Поэтому возьму на себя смелость сказать, что любовь - главная тема его творчества, она проходит красной нитью через все его произведения. Она всеобъемлюща. Почти все поэты всех времен и народов в своем творчестве обращались к этой теме. Но так эмоционально, образно и светло воспеть это чувство, как воспел Сергей Александрович, вряд ли кому удалось.

II . Адресаты любовной лирики С. Есенина

На данный момент по теме адресатов любовной лирики существует всего несколько статей в газетах и журналах. В основном о взаимоотношениях Есенина с женщинами писали историки и биографы.

Очень большой материал воспоминаний людей, окружавших поэта в тот или иной период его жизни и творчества.

1. «Низкий дом с голубыми ставнями

(Анна Алексеевна Сардановская)

С самых ранних стихов в лирике Есенина – тема любви.

Но проходит совсем немного времени, и отношения Сардановской и Есенина резко меняются. Как считал сам Сергей – причиной послужила его дружба с лучшей подругой Анны Марией Бальзамовой. Но всё оказалось довольно просто – причиной изменений в отношениях Сардановской и Есенина послужило её знакомство с учителем Олоновским. Со временем их знакомство перерастает в дружбу, которая выливается в более близкие отношения. Все мысли Анны заняты только Владимиром Алексеевичем. Она решает выйти за него замуж.

Спустя некоторое время Есенин получает краткосрочный отпуск и возвращается на Родину. Здесь он узнаёт о намерении любимой выйти замуж за другого. Чувства ревности, разочарования поэта находят отражение в его стихотворениях.

Расстались они все же друзьями. В 1920 году Сардановская выходит замуж за Владимира Алексеевича. Их счастливый брак оказался недолгим. 8 апреля 1921 года при родах в возрасте 25 лет Анна умерла, родив двух детей, один из которых умирает вместе с ней при родах, а второго, Бориса – воспитывает отец.

Пусть сердцу вечно снится май

И та, что навсегда люблю я.

На родине Сергея Есенина, в селе Константиново, есть дом с мезонином. Когда-то в нем жила помещица Лидия Кашина, с которой, по мнению некоторых исследователей, великий лирик писал свою Анну Снегину - героиню одноименной поэмы.

В 1917 году Кашины уехали из усадьбы. Лидия вышла замуж за сельского учителя Николая Кашина, который стал исследователем творчества Александра Островского, одним из первых советских профессоров. Крестьяне села Константиново действительно хотели сжечь усадьбу. Это произошло бы, если б не вмешательство Есенина. Через год там открыли медпункт, а затем там жили учителя, преподававшие в окрестных школах.

В 1919 году Лидия Ивановна нанялась на службу в управление связи Красной Армии. В эти годы Есенин нашёл Кашину в Москве. И даже целый месяц гостил у нее.

3. «И придёт она к нашему краю

(Анна Романовна Изряднова)

Анна сумела в мальчишке, который был моложе ее на четыре года, увидеть настоящего поэта. В снятой ими комнате у Серпуховской заставы и начинается есенинская семейная жизнь.

Однако радость закончилась быстро. Через три месяца Есенин уехал в Петроград: то ли в поисках успеха, то ли просто сбежал от семейного счастья. Почти целый год мотался туда-сюда. Но ни любовь Ани, ни ребенок не смогли его удержать. Материально помогал, когда мог. Но вскоре завертела столица, закружила. И стал модный поэт в литературных салонах нарасхват.

Спустя 12 лет после гибели отца, 13 августа 1937 года Юрий Есенин будет расстрелян за контрреволюционные преступления. Затем посмертно реабилитирован.

(Зинаида Николаевна Райх)

Зинаида Райх очень тяжело переживала гибель поэта. Её горе было безудержным, безутешным, она говорила, что это такая душевная рана, которая никогда не затянется.

Её судьба оказалась невероятно трагичной. В ночь с 14 на 15 июля 1939 года Зинаида Райх была зверски убита в собственной квартире. Женщине нанесли 17 ножевых ранений, она умерла по дороге в больницу.

В строках этого стихотворения поэт как бы исповедуется, извиняется, а в конце желает любимой счастья, обещая помнить её всегда.

Но уже через несколько месяцев есенинская страсть угасла и начались скандалы. Видя, что ее любимый спивается, Дункан, чтобы спасти его, решила увезти за границу.

В поэме Есенин осуждает себя за ошибки, одной из которых, по-видимому, он считает роман с Дункан.

Именно поэтому, стихи, посвящённые Айседоре, наполнены грустью и горечью разочарования.

Что же касается танцовщицы, то она продолжала любить Есенина даже после того, как их брак распался. Айседора очень тяжело переживала гибель Есенина и спустя 2 года сама трагически погибла во время поездки в автомобиле.

Августа и Сергей познакомились в августе (заметьте, как символично) 1923 года, когда поэт вернулся из-за границы. Встреча произошла на улице, Есенин тогда был занят собственными мыслями (его вызывали к Троцкому), поэтому он практически не обратил на девушку никакого внимания. По настоящему они познакомились в доме Мариенгофа и Никритиной (коллеги Августы, актрисы). Потом часто встречались, гуляли или сидели в кафе. Сама Августа вспоминала, что с ней Есенин был совсем другим. Ей его описывали скандальным, грубым, крикливым. Но с ней он был тих и нежен, мог подолгу смирно сидеть рядом. Он так часто дарил ей цветы, что вскоре комната Августы превратилась в рощу. Первым стихотворением, которое Есенин написал для Миклашевской, было «Заметался пожар голубой.

В целом, читая воспоминания Августы, я пришла к выводу, что именно рядом с ней он был настоящим, без притворства демонстрировал свои лучшие качества, а может быть, даже воспитывал в себе новые. Их любовь была исключительно платонической, как вспоминала Миклашевская, они даже ни разу не целовались. На мой взгляд, как раз именно это доказывает, что их чувства были по-настоящему искренними.

Любовь Есенина к Августе Миклашевской оставила глубокий след в его душе и творчестве. Ей посвящены наиболее известные, искренние и нежные стихи. Можно сказать, что большинство читателей знают Сергея Александровича именно по ним. Они поистине прекрасны, потому что описывают настоящие чувства, любовь, а не вспышку страсти, как это было с Айседорой. Рядом с Августой он менялся, становился лучше, даже скорее был таким, какой он есть, не притворяясь и не скрываясь под масками. Сейчас мне кажется, что Миклашевская смогла бы спасти Есенина, если бы была рядом, ведь это всё, что было ему нужно в тот момент.

Встреча произошла в декабре 1924 года. Шаганэ работала в армянской школе вместе с сестрой Катей. Однажды, идя с работы домой, она заметила молодого человека, стройного, русоволосого, в мягкой шляпе. Это был Есенин. В этот же вечер они познакомились поближе, благодаря журналисту Повицкому, часто бывавшему в доме Шаганэ. Он сам захотел познакомиться с девушкой, а она была не против.

Позже они встречались довольно часто: гуляли вместе, Есенин читал Шаганэ стихи, причём не только свои, всегда приходил с цветами, которые сам любил, иногда розами, но чаще фиалками.

Что касается самого Сергея Александровича, насколько я могу судить об этом по воспоминаниям современников, испытывал к Шаганэ трепетное, нежное чувство, заботился о ней во время болезни, много беседовал, часто бывал у неё в гостях. Перед отъездом приходил проститься, взял на память фотографию Шаганэ и сказал, что никогда её не забудет. А в своих стихотворениях он увековечил образ женщины, ставшей прообразом персиянки Шаги.

Чувство, что возникло между ними, есть нечто среднее между дружбой и любовью. После расставания они остались в тёплых дружеских отношениях, но больше не общались. В стихотворениях же роман с персиянкой Шагой завершился её изменой, что явилось, конечно же, выдуманным эпизодом.

Галина помогала Есенину в любых трудностях, всегда была рядом. Только когда Есенин женился на Толстой, Галя устранилась совсем и куда-то уехала. В самые страшные часы возле Есенина не было Гали, - и он погиб.

Трудно представить, сколько страданий пережила Галина. Когда Сергей Александрович уезжал с Айседорой, она не находила себе места.

Последние месяцы жизни поэта стали для Гали новым испытанием. Есенин уехал на Кавказ, а по приезде женился на Софье Андреевне Толстой, внучке великого писателя. В тоске Бениславская вступила в отношения со своим давним поклонником – сыном Льва Троцкого. Ей не нужен был никто, но необходимо было забыть. А Есенин пишет ей убийственные слова: "Милая Галя, Вы мне близки как друг, но я Вас нисколько не люблю как женщину".

Перед роковым отъездом в Ленинград Есенин позвонил ей: "Галя, приезжайте на Николаевский вокзал". Она не приехала. Зачем? Все ясно, она не будет мешать ему. Смертная телеграмма застала ее в занесенной снегами деревне, куда она уехала после очередного нервного потрясения. На похороны она не попала.

После гибели любимого человека Галина "отрезала себя" от всего живого и жила прошлым. Все, что не касалось Есенина, ее не интересовало. Она привела в порядок бумаги Сергея, которые оставались в ее архиве, написала воспоминания о нем. А через год, в таком же вьюжном декабре, в каком хоронили ее любовь, она застрелилась на его могиле. Предсмертная записка Гали: "Самоубилась" здесь; хотя и знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина. Но и ему, и мне это будет все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое. ".

9. Последняя жена поэта (Софья Андреевна Толстая)

Софья Андреевна Толстая – внучка Льва Николаевича Толстого познакомилась с Есениным в марте 1925 года и вскоре стала его женой. Как и большинство интеллигентных девиц того времени, она была влюблена в поэзию Есенина и немножко в самого поэта.

В июле 1925 года состоялась скромная свадьба. Сонечка была готова, как и ее знаменитая бабушка, посвятить всю жизнь мужу и его творчеству.

Она с исключительной бережностью относилась ко всему, связанному с жизнью и творчеством Есенина, сохранила много документов последнего периода его жизни. В значительной степени благодаря ей до нас дошел целый ряд произведений Есенина. Среди них цикл коротких стихотворений, продиктованных Есениным в ночь с 4 на 5 октября 1925 года ("Снежная замять крутит бойко. " и пр.). Только в ее списках известны стихотворения: "Кто я? Что я? Только лишь мечтатель. ", "Сани. Сани. Конский бег. ", "Ты ведь видишь, что небо серое. " и др.

После смерти Есенина она усиленно собирала его рукописи, письма, воспоминания о нем. Многие документы были ею скопированы, и эти копии подчас остались единственным источником текста, поскольку подлинные письма и автографы стихотворений, хранившиеся у разных владельцев, оказались впоследствии утраченными. По существу, она явилась организатором Музея Есенина, существовавшего в 1926-1929 годах.

Тема любви является одной из центральных тем в творчестве С. А.

У многих героинь стихотворений, посвященных теме любви, есть свои

прототипы. Именно они вдохновляли поэта на создание шедевров.

Встречи с женщинами, их любовь к поэту и его любовь к ним нашли

своё отражение в творчестве поэта.

Любовная лирика Есенина именно потому и волнует нас до сих пор,

что она наполнена настоящими, искренними чувствами, испытанными поэтом.

● Благодаря лирике, раскрывающей чувства поэта, сейчас можно судить о его реальном отношении к женщинам, окружавшим его и бывшим ему близкими.

Стихотворения Есенина о любви, обращённые к ним, безгранично искренни, предельно чисты, и большинство из них пронизано той задушевностью чувств, которая отличает неподдельную и вечную поэзию. Стихи эти обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремлением к её торжеству. Очень сложная гамма эмоций сопровождает это страдание. В нём раскрывается личность поэта, вбирающая в себя большой мир социальных и нравственных ценностей.

Стихи поэта мелодичны, поэтому многие из них стали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни. Интерес к поэзии Есенина, к его любовной лирике не угасает. Читая стихи о любви, мы становимся духовно богаче, учимся бережнее относиться к этому святому чувству.

Мне было безумно приятно работать над данным проектом. В ходе исследования были достигнуты цели и решены задачи. Гипотеза, которая была приведена выше, подтвердилась.

Автобиографии. Есенин С. А. Собр. сочинений в 5 тт. том 5 – М.:

Воспоминания о Сергее Есенине – М.: 1965

Есенин и современность (сборн. под ред. М. Базанова,)–М.:

Прокушев Ю. Л. Юность Есенина – М.: Московский рабочий 1963.

Сергей Есенин глазами современников (сборн. под ред. Н.Н. Скатова) – М.: 2006

Гост

ГОСТ

Имажинизм – это сменившее русский футуризм литературное течение 1820-х годов, которое утверждало главенствующее значение словесного образа над идеей, смыслом.

Тема любви в раннем творчестве С. Есенина

Значительное место в творчестве Есенина занимает любовная лирика. Поэт в разговоре с А. Мариенгофом с грустью признавался, что у него до двадцати восьми лет не было ни одного произведения, которое можно было бы отнести к любовной лирике. Из этого разговора выяснилось, что Есенину не хватает настоящей любви, способной его подтолкнуть на написание стихов на эту тему.

Стихи о любви, встречающиеся в раннем творчестве Сергея Есенина, включены, как правило, в общую картину сельской жизни. В этих стихах присутствует любовный сюжет, однако они скорее изображают обобщенные чувства: смятение, юношескую пылкость, взволнованность, порывы страсти.

В эти года Есенин написал ряд лирических произведений, которые посвятил сестре друга детства Анне Алексеевне Сардановской:

Готовые работы на аналогичную тему

Прототипы Анны Снегиной

  • Лидия Ивановна Кашина,
  • Анна Сардановская,
  • Ольга Павловна Сно.

Происхождение фамилии и имени героини поэмы имеет свою историю. Не случайно имя Анна совпадает с именем Анны Сардановской, которой был увлечен поэт в юности.

Но сюжет и фамилию героине поэмы дала третья женщина, Ольга Павловна Сно – писательница, автор нескольких книг. Свои произведения она подписывала как О. П. Снегина, О. Снегина, Ольга Снегина, Снежинка. Есенин познакомился с ней в 1915 году в литературном салоне Сно. Писательница к этому времени уже была широко известна в литературных кругах. Гостями ее салона были И.Е. Репин, Ф. Шаляпин, С. Черный, Л. Андреев, И.С. Бунин.

В своих стихотворениях Есенин изображает разную любовь – от первого наивного чувства до преступной страсти, и разных женщин.

Зинаида Райх

Имя Зинаиды Райх упоминается в связи с историей советского театра, основанного В.Э. Мейерхольдом.

Зинаида Райх была ведущей актрисой театра, сыгравшая более 17 ролей. Сегодня Зинаида Райх представляется спутницей Мейерхольда на протяжении многих лет.

Пути Сергея Есенина и Зинаиды Райх соединились в сложное и необыкновенное время – между Февральской и Октябрьской революциями. Есенин был счастлив осознанием своих безграничных поэтических возможностей. Оба были молоды, хороши собой, независимы, полны нерастраченных сил, и оба жили в предвкушении радостных перемен. Казалось, что Есенин и Райх созданы друг для друга. Но время показало, что этот союз был чреват противоречиями.

Это время, проведенное под общим кровом с Зинаидой Райх, для Есенина стало временем творческого взлета. В его творчестве наступила пора широкого, яркого расцвета. Орешин, близкий друг Есенина, вспоминает, с какой гордостью и радостью Есенин говорил о том, что у него есть семья, любимая жена. Он был восхищен женой, восхищен семейной жизнью.

С первых проб пера и до самой смерти Сергея Есенина любовная лирика занимала особое место в его творчестве. Известно, что поэт был человеком очень влюбчивым, романтичным и падким на женщин — причём каждой новой пассии он отдавался полностью, словно первой и последней. Это нашло отражение во многочисленных стихотворениях, чарующий строки которых до сих пор задевают чувства людей.

Отличительные черты и особенности любовной лирики Есенина

Отличительные черты и особенности

Любовная лирика Есенина уникальная по искренности и глубине чувств, которые автор пытается донести до своих возлюбленных. В его стихах изображена гамма разнообразных эмоциях — счастливые мгновения меняются грустными, нежность — страстью, идеализация — озлобленностью и предательством. Особенности его творчества:

Лирика на разных этапах творчества поэта

Эволюция стихов

 Анализ отдельных произведений писателя

Тема любви в стихах поэта раскрыта с разных сторон. Есенин начинал как самоучка и со временем не только совершенствовал свой талант, но и менял точку зрения о взаимоотношениях мужчины и женщины. В раннем творчестве талантливого писателя лирический герой имел образ типичного деревенского парня — пылкого и страстного, но простого и неискушённого. Горячие юношеские переживания, описываемые в стихах, были пропитаны печалью, но им не хватало глубоких душевных переживаний.

Другая особенность стихов, написанных поэтом в годы юношества — переплетение любви к природе и девушке. Изумление красотой окружающего мира — реками, горами, лесами, животными — придавало поэмам лёгкости и непосредственности, от которой несколько его работ было опубликовано в детских журналах. Своеобразие стихов заключается в том, что природа была не просто фоном для взаимодействий мужчины и женщины, а и непосредственным участником событий — она давала паре лучше понимать чувства друг друга, влияла на развитие и развязку отношений. Сам образ любимой тоже был тесно связан с окружающими красотами.

Много женщин меня любило

Да и сам я любил не одну

Но от этого ль тёмная сила

Приучила меня к вину.

В поздней романтической лирике поэта прослеживается мотив патриотизма. Лирический герой эволюционирует в ответственного гражданина своей страны. Воспевается любовь к родине — её природе, бескрайним просторам, скромной и строгой красоте.

Женщины поэта

Есенин: взаимосвязь с его любимыми женщинами

Анализ произведений

Любовные и романтические произведения в творчестве Есенина разнообразны — от безобидного лёгкого увлечения и пылкой страсти до тяжёлого цинизма, страданий, разочарований и сожалений. Чтобы лучше понять их, стоит взглянуть на отдельные произведения гениального автора в отрыве от остальной литературы.

Одна из самых запоминающихся особенностей этого стиха — богатые средства выразительности. Особенно выделяются яркие эпитеты:

Любовная лирика Есенина

Они помогают лучше донести переживания героя, показать пробуждение чувств в его душе. Он тоскует по старым несбыточным мечтам и амбициям, но смиряется с этой нежной грустью и начинает идти к своим настоящим целям.

Стихи Есенина

Моральные терзания в сочетании с невозможностью открыться для новой любви доставляют лирическому герою много душевных мук, отчего он становится циничным и разочарованным в жизни. Именно страх наступления новых переживаний и дополнительных страданий мешает ему исцелиться и снова стать счастливым, в чём и заключается главная трагедия.

Творчество поэта Есенина

Этот стих поэта отражает приобретённые им цинизм и мрачный взгляд на жизнь. Лирический герой окончательно разочаровался в любви — он считает её обманом, приносящим только страдания и разочарования. Он пережил многочисленные предательства и неудачи в отношениях и не хочет повторят совершённые рание ошибки, предпочитая вовсе отказаться от романтики.

Любовные страдания в стихотворениях Есенина

Любовная лирика навсегда останется изюминкой творчества Есенина, ведь именно в ней чувства поэта проявляются наиболее ярко и многогранно. Выразительный язык написания в сочетании с раскрытием актуальных до сегодняшнего дня тем заставляет читателя невольно сопереживать каждому лирическому герою и, следовательно, самому автору. Больше всего подкупает то, что он остаётся искренним и открытым в своих чувствах, несмотря на все его недостатки — он признаёт несовершенство любви, но всё равно стремится к её торжеству.

Читайте также: