Любое сообщение которое человек воспринимает с помощью последовательности

Обновлено: 06.07.2024

Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств; их пять: органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.

Более 90% информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые, и осязательные ощущения тоже несут информацию. Например, почувствовав запах гари, вы узнаёте, что на кухне сгорел обед, о котором забыли. На вкус вы легко узнаёте знакомую пищу, оцениваете количество сахара или соли в блюде. На ощупь, т. е. через контакт с кожным покровом, вы узнаёте знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру внешних объектов. Мы их помним, т. е. они хранятся в нашей памяти. Значит это тоже наши знания, а стало быть информация.

Таким образом, существуют разные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает:

Можно сказать, что зрение, слух, вкус, обоняние, осязание являются информационными каналами между внешним миром и человеком. При утрате одного из таких каналов( например, зрения или слуха) усиливается информационная роль других каналов. Известно, что незрячие люди острее слышат, для них возрастает значение осязания.

Полученную информацию человек может запомнить или записать, а также передать другому человеку. Передача информации человеком чаще всего производится в знаковой форме, т. е. на каком-либо языке.

У каждого народа свой национальный разговорный язык. Эти языки – русский, французский, немецкий и др. – лингвисты называют естественными языками. Естественные языки имеют устную (фонетика) и письменную (грамматика) форму.

Сначала появилась речь, а потом – письменность. Письменность для того и нужна, чтобы зафиксировать, например, на бумаге человеческую речь.

· звуковая – отдельные буквы (знаки) или сочетания букв обозначают звуки речи (фонемы), а знаки препинания – паузы, интонации (используется в большинстве европейских стран);

· идеографическая – один значок (иероглиф) обозначает слово или его значительную часть (используется в Китае);

Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотную грамоту – формальным языком музыки.

Информация, воспринимаемая человеком в речевой или письменной форме, называется символьной (знаковой) информацией.

1. Текст на естественном языке в устной или письменной форме. Можно привести примеры разных способов знакового обмена информацией, заменяющих речь. Например, глухонемые люди речь заменяют жестикуляцией. Жесты дирижёра передают информацию музыкантам. Судья на спортивной площадке пользуется определённым языком жестов, понятным игрокам.

2. Символы формального языка : числа, математические формулы, ноты химические формулы, дорожные знаки и пр.

3. Графическая форма : рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы. Наглядность графической информации облегчает понимание заложенного в неё содержания.

Однако запахи, вкусовые и осязательные ощущения не могут быть переданы с помощью знаков. Безусловно, они несут информацию, поскольку мы их запоминаем, узнаём. Такую информацию будем называть образной информацией.

Образная информация – это идеальная форма восприятия человеком предметов и явлений материального мира.

К образной относится также информация, воспринимаемая зрением и слухом, например, шум ветра, пение птиц, картины природы, живопись. Образное восприятие информации чаще всего имеет место в результате непосредственного контакта с объектами внешнего мира.

3. Грамотный музыкант способен услышанную музыку записать нотами. Какое преобразование формы музыкального произведения он при этом производит? Опишите ситуацию обратного преобразования.

4. Попробуйте с информационной точки зрения объяснить такой феномен: ощущение человеком вкусов и запахов во сне.

В окружающем нас мире есть три субстанции: вещество, энергия, информация. Первые два мы умеем измерять, для них придуманы единицы измерения. Как измерить информацию?

Рассмотрим пример с подкидыванием монеты. Могут выпасть орёл или решка. Эти события равновероятны, т. е. ни одно из них не имеет преимуществ перед другим.

Метод поиска, на каждом шаге которого отбрасывается половина вариантов, называется методом половинного деления.

Удобнее всего измерять информацию, если N равна целой степени числа 2. Составим таблицу степеней двойки:

Информационный дизайн ‒ художественно-техническое оформление и представление информации. Информационный дизайн включает в себя:

  1. Функциональные возможности представления информации
  2. Психологические критерии восприятия информации человеком
  3. Эстетика визуальных форм представления информации.

90 % информации человек получает с помощью зрения

Свойства восприятия информации человеком

Не раз я становилась свидетелем спора: что и кто определяет качество обучения. Преподаватель, а точнее квалификация преподавателя, или наглядные материалы, в частности презентации? Для меня подобный спор беспредметен – в обучении нет мелочей. Что касается наглядных материалов, то этот спор давно решён самой природой – 90 % информации мы получаем через глаза.

Рассказывать или показывать? Почти гамлетовский вопрос. Обратимся к официальным данным. Что остаётся в головах у обучаемых после занятия?

Вид занятия Усвоенная информация
После 3 часов После 3 дней
Только рассказ 70 % 10 %
Только показ 72 % 20 %
Рассказ и показ 85 % 65 %

По окончании урока вы сможете:

1. Восприятие окружающего мира

Мы воспринимаем окружающий мир, благодаря пяти органам чувств:

  1. глаза (орган зрения),
  2. уши (орган слуха),
  3. нос (орган обоняния),
  4. кожа (орган осязания),
  5. язык (орган вкуса).

Восприятием называется процесс, в ходе которого происходит:

  • отражение человеком предметов и явлений объективной действительности в ходе их непосредственного воздействия на органы чувств;
  • создание чувственного образа предмета или явления, возникающего в процессе такого отражения.

Восприятие – процесс, имеющий две связанные между собой стороны:

Свойства восприятия

Восприятие является одним из этапов воздействия любой учебной информации на людей и занимает первое место в цепочке:

Для нас важно понять особенности зрительного восприятия потому, что оно обеспечивает человеку до 90 % всей получаемой информации.

Главные причины, по которым зрительная информация так важна:

Более подробно об этом можно почитать в любой работе по психологии, посвящённой свойствам восприятия.

Существуют объективные закономерности зрительного восприятия. Об этих закономерностях знают рекламщики и маркетологи. Воздействуя на наше восприятие, нас заставляют совершать зачастую не нужные нам покупки, запоминать не нужную нам информацию. Так почему мы не можем воспользоваться объективными закономерностями в благородных целях? А наша цель – создать красивые интересные запоминающиеся учебно-методические материалы и в конечном итоге поспособствовать успеху обучения.

Рассмотрим психологические критерии зрительного восприятия информации человеком или Свойства восприятия, так как нам важно понять, почему свойства зрительного восприятия следует учитывать при создании слайдов, да и вообще при любой визуализации информации.

Итак, перечислю по порядку свойства восприятия:

  1. Последовательность
  2. Избирательность
  3. Соотносительность
  4. Константность
  5. Целостность
  6. Иллюзорность
  7. Ассоциативность
  8. Запоминаемость
  9. Реакция на движение

2. Свойства восприятия

Любое изображение или объект – в общем, то, что находится у нас перед глазами, – состоит из деталей. По данным физиологов, при рассматривании объектов зрачок все время движется по сложным траекториям. Глаз устроен так, что за один раз позволяет распознать только один образ, затем переходит к следующему и т. д., то есть, человек смотрит последовательно. При знакомстве с объектом он как бы ощупывает его взглядом.

Смысловыми центрами называются элементы изображения, на которых человек фиксирует взгляд чаще всего. Последовательность зрительного восприятия – это последовательность восприятия смысловых центров.

При визуализации учебной информации необходимо заботиться о том, чтобы смысловыми центрами были не второстепенные элементы, а элементы, несущие непосредственную учебную нагрузку.

Свойства восприятия

Пример:

Выводы, которые я делаю при рассмотрении этой схемы

А теперь окончательный вывод по этой схеме. Смысловые центры расположены по схеме хаотично, не определены вес и значимость каждого смыслового центра. Обилие ломанных линий даёт иллюзию обилия связей, в которых тяжело разобраться. Глаза обучаемых при рассмотрении этой схемы наверняка будут двигаться хаотично, чтобы собрать эту схему в единое целое. Понять такую схему тяжело, а запомнить практически невозможно.

При анализе этой структурной схемы следует:

  1. Выделить главные и второстепенные смысловые центры.
  2. Определить связи между центрами и расположением подчеркнуть уровень связей.

При оформлении структурный схемы следует:

Человек воспринимает зрительные объекты избирательно, и одним элементам уделяет больше внимания, а другим меньше, то есть для нас существуют более и менее значимые элементы изображения. Точки, в которых при рассматривании изображения зрачок останавливается и меняет направление, называются точками максимальной кривизны (или точками излома) данного участка контура (иногда они бывают точками максимального контраста, как, например, глаза). Эти точки наиболее важны для распознавания визуальной информации. Повышенное внимание к таким точкам выработано эволюцией. Эти точки, то есть характер излома линий, служит первостепенным признаком для быстрого определения объектов, которые могут нести опасность.

Свойства восприятия

Резкие изломы линий часто используются художниками для достижения большей выразительности, для стилизации изображений. Перед вами стилизованное изображение бегущего человечка. На изображении кружками выделены точки излома:Когда нам полезно вспомнить об этом свойстве восприятия? Когда идёт сплошной текст (а это часто встречается в учебных презентациях), сдвиньте блоки текста относительно друг друга, добавьте картинку-перебивку, которая по смыслу подходит к тексту. А в таблице полезно сделать чередующие цветовые строки, разумеется, не злоупотребляя цветовым контрастом.

Свойства восприятия

Пример. Сплошной текст:При анализе этого текстового блока можно выделить различные объекты (см статью Технология работы с текстом):

  • Заголовки
  • Подзаголовки
  • Поясняющий текст.

Свойства восприятия

Заголовки и подзаголовки будут главными объектами, а поясняющий текст ‒ второстепенным объектом. При оформлении этого блока текста акцентируем цветом, размером и расположением различные уровни этих объектов (как это делалось в структурной схеме). В результате получаем точки излома в тексте:

Соотносительность ‒ особенность восприятия, которая выражает следующее: свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми же свойствами других предметов.

Если на картинке изображён только один объект, вы, скорее всего, не сможете сказать, большой он или маленький.

Следует поместить его в какую-то среду, сопоставить габариты с известными размерами других предметов.

Глаз воспринимает линию как длинную, если для сравнения перед ним находится другая, более короткая. Но та же линия будет казаться короткой, если рядом расположена линия большей длины.

Свойства восприятия

Подсознательное стремление человека сравнивать объекты иногда приводит к глазомерным ошибкам и иллюзиям. Поместите рядом с объектом предмет, размеры которого заведомо известны (спичечный коробок, мобильный телефон известной марки, взрослого человека), и размеры этого объекта станут узнаваемыми:

Константность (предметность), или постоянство восприятия величины и формы, — это относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.

Увиденный предмет по ряду признаков мгновенно сопоставляется с имеющейся в памяти абстракцией и приобщается к нужному классу:

Постоянство восприятия объектов, которые различаются между собой, но принадлежат к одному классу – свойство не врождённое, а приобретённое. Оно формируется у человека на основе накопленного опыта. В течение жизни в нашем сознании накапливается множество обобщённых образов, необходимых для опознания тех или иных предметов. И как только человек в очередной раз видит предмет этого класса, в его сознании всплывает обобщённый образ.

Свойства восприятия

Для иллюстрации данного утверждения приведу старинную детскую загадку:

Вы никогда не видели человека в сомбреро на велосипеде сверху? Я – нет. У меня нет опыта в распознавании сомбреро вид сверху

Человек способен воспринимать как отдельные части, так и все изображение одновременно.

Свойства восприятия

Информация о форме, цвете, яркости и других характеристиках объекта сливается воедино, формируя определённый образ:

Несколько произвольных кривых линий, воспринимаемые как единое целое, могут неожиданно породить новое изображение, причём человек подсознательно пытается наделить такое изображение смыслом.

Свойства восприятия

Пример:

На этой картинке заголовок настолько доминирует над всей остальной информацией, что взгляд постоянно будет обращаться к этому заголовку, а остальная информация будет ускользать от внимания. Когда вы сделаете усилие и начнёте изучать слайд, то пляшущие строчки не дадут вам целостной картины. Взгляд постоянно будет сбиваться. Хорошо, если в презентации один такой слайд, а если несколько? Ничего, кроме утомления, такой слайд не вызывает

Свойства восприятия

А на этой картинке заголовок акцентирован размером шрифта и неяркой подложкой. Текст является естественным продолжением заголовка. Благодаря использованию табуляторов смысловые части создают иллюзию вертикальных линий. Текст легко читается и воспринимается:

Существенной характеристикой зрительного восприятия является запоминаемость. Из множества элементов рассматриваемого изображения или другого объекта человек может одновременно воспринять и запомнить лишь ограниченное их число, а именно 7 плюс-минус 2 (так называемое число Миллера). По отношению к учебным пособиям это означает, что их нельзя перегружать лишними деталями, в которых человек не сможет разобраться с первого взгляда.

Свойства восприятия

Посмотрите в течение нескольких секунд на иллюстрацию, закройте глаза и попробуйте мысленно воспроизвести элементы сцены. Наверняка их будет не больше девяти:

При создании сложных композиционных произведений, плакатов и экспозиций, не забывайте это свойство восприятия, не перегружайте свою работу избыточным количеством деталей.

Свойства восприятия

Но в практике нам приходится в качестве иллюстрации давать сложную схему с большим количеством элементов. Попробуйте выделить в схеме функциональные блока, то есть группу элементов, отвечающих за один процесс. Разделите эти блоки интервалами (расстояниями). Для однотиповых элементов задайте определённый цвет:

На этой картинке выделены функциональные блоки, которые расстоянием отделены друг от друга и воспринимаются отдельными большими объектами. В результате мы имеем схему из четырёх объектов. Схема намного легче читается.

Зрительный аппарат устроен так, что когда в поле зрения появляется движущийся объект, взгляд почти мгновенно, через 150–170 миллисекунд, захватывает объект центральным зрением и отслеживает движение. Вот появилось пульсирующее сердечко – и ваш взгляд метнулся к нему и отвлёкся от текста.

Существует версия, что причина этого механизма кроется в истории эволюции человечества. Для первобытного человека движущийся объект часто представлял опасность. Это мог быть хищник, падающее дерево, летящий камень, лавина и т. д. Человек должен был быстро отреагировать на постороннее движение и принять меры предосторожности. Возможно, выжили те, чья реакция была лучше, и это свойство закрепилось на генетическом уровне.

Реакция на движение широко используется профессиональными дизайнерами: неизменно привлекают внимание анимационная презентация, рекламные ролики, бегущая текстовая строка, движущаяся инсталляция.

Очень осторожно применяйте анимацию в учебных презентациях. После анимации, особенно, экзотической, взгляду трудно перейти к статике, то есть к элементарному чтению текста, схемы, таблицы. Ничего, кроме раздражения, презентации, перегруженные анимацией, не вызывают.

Анимация должна быть только там, где это необходимо. Анимация, которая не утомляет глаза ‒ это должно стать всеобщим правилом

Ассоциативность – свойство восприятия, в силу которого человек устанавливает связи между, изображениями и возникающими при их восприятии зрительными образами с одной стороны, и идеями, понятиями, представлениями – с другой стороны.

Свойства восприятия

Разные ассоциации может вызывать и восприятие разных линий и фигур:

Ассоциативность и особенно образность восприятия в большой степени зависит от национально-культурной принадлежности человека, от его образованности и информированности. Поэтому, используя те или иные образы и рассчитывая на те или иные ассоциации, необходимо учитывать, на какую аудиторию нацелена реклама – для того, чтобы закодированная в ней информация была правильно интерпретирована.

Учет особенностей зрительного восприятия является значительным резервом повышения выразительности.

3. Характеристика хороших учебных материалов

Свойства восприятия

Квалифицированный преподаватель, показывающий хорошо сделанную презентацию, добьётся наибольших успехов:

Хорошо сделанные учебные материалы показывают уважение к аудитории, серьёзное отношение к информации и к мероприятию, работают на имидж компании и на личный имидж преподавателя.

Человек воспринимает сведения об объектах окружающего мира с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% — при помощи органов слуха и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания).

В зависимости от способов восприятия человеком информации различают следующие ее виды.

Принято считать, что человек различает около 10 тысяч запахов, и далеко не каждому можно подобрать подходящее название. Аромат клубники, например, создают 40 разных веществ. Американские химики составили их список, вычислили количество этих

От латинского visualis - зрительный.

Попытка искусственно воссоздать клубничный аромат привела к смеси, которая издавала резкий запах резины.

Человек может запомнить столько же запахов, сколько сможет различить.

Рекламное изображение, сопровождаемое определенным ароматом, будет иметь заметно большую эффективность воздействия, чем тоже изображение, но без этого аромата.

Хотя общая площадь всех клеток, воспринимающих запах, меньше чем воспринимающих вкус (составляет всего 2,5 кв. см), обоняние примерно в 10 тысяч раз сильнее, чем способность к восприятию вкуса.

Для получения более точной информации об объектах окружающего мира человек использует различные приборы. Например, для измерения температуры объекта используется термометр, размеров объекта - линейка. Для измерения освещенности в школьном кабинете применяется прибор, называемый люксметр. Существуют приборы, с помощью которых обнаруживают задымление в помещении при возникновении пожара.

Представление информации человеком

Полученную информацию человек может представить различными способами, в разных формах. С древних времен люди передавали сведения с помощью мимики, жестов, речи, рисунков, записей. С появлением фотографии и кино, радио и телевидения появились новые возможности для обмена информацией между людьми и передачи ее из поколения в поколение.

В зависимости от формы представления информации различают следующие ее виды.

Текстовая информация - информация, представленная в форме записи последовательности символов. Такими символами могут быть буквы алфавитов различных языков, знаки препинания, цифры и знаки арифметических операций, символы для записи нот и другие. Например, тексты книг, нотная запись музыкальных произведений, символы знаков зодиака и т.п.




Графическая информация - информация, представленная в форме изображения (например, рисунков, схем, фотографий, графиков и т.д.).

Видеоинформация - информация, представленная в форме изменяющегося изображения (например, кинофильмы, мультфильмы).

Очень часто используются комбинированные формы представления информации, которые сочетают в себе несколько перечисленных выше форм. Например, кинофильмы имеют звуковое сопровождение, а рисунки могут содержать текстовые надписи и т.п.

Вопросы и задания:

1. Перечислите органы чувств, с помощью которых человек воспринимает сведения об объектах окружающего мира.

Перечислите виды информации по способам восприятия ее человеком. Дополните ответ примерами.

4. Перечислите способы, с помощью которых люди могут передавать информацию друг другу.

5. Перечислите виды информации в зависимости от формы ее представления.

6. Какая информация называются текстовой? Приведите примеры.

7. Какая информация называется графической? Приведите примеры.

8. Какая информация называется звуковой? Приведите примеры.

9. Какие комбинированные формы представления информации вы знаете. Обоснуйте свой ответ.

Носители информации

С древних времен человек сталкивается с необходимостью хранения информации и передачи ее из поколения в поколение. Изначально человек сохраняет сведения об объектах окружающего мира в собственной памяти. В этом случае мозг человека является носителем информации.

Носитель информации - объект, используемый для хранения и передачи информации.

Постоянное накопление большого количества сведений, необходимость их использования и передачи следующим поколениям ведет к появлению и развитию новых носителей информации.

Наши давние предки оставили нам информацию о себе и своих знаниях в виде наскальных росписей в пещерах, где они обитали. Информация передавалась и устно в виде сказаний, легенд, песен. Со временем появились более компактные носители, которые при меньших размерах позволяли сохранять больше сведений об окружающем мире: глиняные таблицы, дощечки, папирус, пергамент. Изобретение бумаги и книгопечатания открыло новую эпоху в хранении и распространении информации.

Развитие науки и техники в XIX-XX столетиях привело к появлению таких носителей, как фото- и кинопленка, граммофонные пластинки, магнитная лента, компакт-диски. В настоящее время с помощью радио, телевидения, компьютеров огромное количество сведений передается во все уголки Земли. В памяти современного компьютера можно хранить информацию любого вида: текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.

Вопросы и задания:

1. Что такое носитель информации? Приведите примеры

2. Для чего используется носитель информации?

Человек воспринимает сведения об объектах окружающего мира с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% — при помощи органов слуха и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания).

В зависимости от способов восприятия человеком информации различают следующие ее виды.

Принято считать, что человек различает около 10 тысяч запахов, и далеко не каждому можно подобрать подходящее название. Аромат клубники, например, создают 40 разных веществ. Американские химики составили их список, вычислили количество этих

От латинского visualis - зрительный.

Попытка искусственно воссоздать клубничный аромат привела к смеси, которая издавала резкий запах резины.

Человек может запомнить столько же запахов, сколько сможет различить.

Рекламное изображение, сопровождаемое определенным ароматом, будет иметь заметно большую эффективность воздействия, чем тоже изображение, но без этого аромата.

Хотя общая площадь всех клеток, воспринимающих запах, меньше чем воспринимающих вкус (составляет всего 2,5 кв. см), обоняние примерно в 10 тысяч раз сильнее, чем способность к восприятию вкуса.

Для получения более точной информации об объектах окружающего мира человек использует различные приборы. Например, для измерения температуры объекта используется термометр, размеров объекта - линейка. Для измерения освещенности в школьном кабинете применяется прибор, называемый люксметр. Существуют приборы, с помощью которых обнаруживают задымление в помещении при возникновении пожара.

Представление информации человеком

Полученную информацию человек может представить различными способами, в разных формах. С древних времен люди передавали сведения с помощью мимики, жестов, речи, рисунков, записей. С появлением фотографии и кино, радио и телевидения появились новые возможности для обмена информацией между людьми и передачи ее из поколения в поколение.

В зависимости от формы представления информации различают следующие ее виды.

Текстовая информация - информация, представленная в форме записи последовательности символов. Такими символами могут быть буквы алфавитов различных языков, знаки препинания, цифры и знаки арифметических операций, символы для записи нот и другие. Например, тексты книг, нотная запись музыкальных произведений, символы знаков зодиака и т.п.

Графическая информация - информация, представленная в форме изображения (например, рисунков, схем, фотографий, графиков и т.д.).

Видеоинформация - информация, представленная в форме изменяющегося изображения (например, кинофильмы, мультфильмы).

Очень часто используются комбинированные формы представления информации, которые сочетают в себе несколько перечисленных выше форм. Например, кинофильмы имеют звуковое сопровождение, а рисунки могут содержать текстовые надписи и т.п.

Вопросы и задания:

1. Перечислите органы чувств, с помощью которых человек воспринимает сведения об объектах окружающего мира.

Перечислите виды информации по способам восприятия ее человеком. Дополните ответ примерами.

4. Перечислите способы, с помощью которых люди могут передавать информацию друг другу.

5. Перечислите виды информации в зависимости от формы ее представления.

6. Какая информация называются текстовой? Приведите примеры.

7. Какая информация называется графической? Приведите примеры.

8. Какая информация называется звуковой? Приведите примеры.

9. Какие комбинированные формы представления информации вы знаете. Обоснуйте свой ответ.

Носители информации

С древних времен человек сталкивается с необходимостью хранения информации и передачи ее из поколения в поколение. Изначально человек сохраняет сведения об объектах окружающего мира в собственной памяти. В этом случае мозг человека является носителем информации.

Носитель информации - объект, используемый для хранения и передачи информации.

Постоянное накопление большого количества сведений, необходимость их использования и передачи следующим поколениям ведет к появлению и развитию новых носителей информации.

Наши давние предки оставили нам информацию о себе и своих знаниях в виде наскальных росписей в пещерах, где они обитали. Информация передавалась и устно в виде сказаний, легенд, песен. Со временем появились более компактные носители, которые при меньших размерах позволяли сохранять больше сведений об окружающем мире: глиняные таблицы, дощечки, папирус, пергамент. Изобретение бумаги и книгопечатания открыло новую эпоху в хранении и распространении информации.

Развитие науки и техники в XIX-XX столетиях привело к появлению таких носителей, как фото- и кинопленка, граммофонные пластинки, магнитная лента, компакт-диски. В настоящее время с помощью радио, телевидения, компьютеров огромное количество сведений передается во все уголки Земли. В памяти современного компьютера можно хранить информацию любого вида: текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.


Ежедневно человека окружает огромное количество предметов. Вокруг него происходят различные события и явления. На этом занятии мы рассмотрим информацию, которая нас окружает. Узнаем, что информация по форме восприятия ее человеком, делится на визуальную, аудиальную, обонятельную, вкусовую и осязательную. А по форме представления информация делится на числовую, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Информация вокруг нас"


Ежедневно человека окружает огромное количество предметов. Вокруг него происходят различные события и явления. И конечно, он начинает получать информацию с самого рождения. Таким образом, человек учится понимать и разговаривать. Когда ребёнок подрастает и идёт в школу, обрабатывая различную информацию, он учится писать и читать. Ежедневно человек узнаёт что-то новое для себя, то чего не знал раньше. Давайте представим себе, что в течение дня мы не будем получать никакой информации, ни из Интернета, ни из газет, ни из книг. Мы не будем общаться с друзьями и одноклассниками, не будем смотреть телевизор и слушать радиоприёмник. Конечно, без получения информации существование человека невозможно.

Информация – это сведения о предметах, процессах и явлениях, которые нас окружают.

Это знания, которые мы получаем в школе на уроках и при разговорах с друзьями. Это сведения, которые мы черпаем из новостей, просмотра телепередач и чтения книг. Мир вокруг нас – это мир информации. Человека постоянно окружает информационное поле.

Информация воспринимается человеком с помощью органов чувств. Информация по форме восприятия ее человеком делится на визуальную, аудиальную, обонятельную, вкусовую и осязательную информацию.


Визуальная информация – это информация, которая воспринимается человеком с помощью органов зрения.

При помощи зрения человек получает основную часть всей информации. Таким образом, он может различать форму, цвета и положение окружающих предметов, воспринимать зрительные образы. Благодаря восприятию визуальной информации становится возможным ориентироваться в пространстве. Орган для получения визуальной информации – глаза.


Аудиальная или звуковая информация воспринимается человеком чувством, которое называется слух, а орган для получения звуковой информации – ухо. К такой информации относится музыка, шум машин, речь человека и вообще все услышанные звуки.


Обонятельная информация воспринимается человеком с помощью обоняния. Орган для получения этой информации – нос. Человек получает информацию об окружающих его запахах. Он чувствует аромат цветов, запах приготовленной пищи и запах парфюмерии.


Тактильная информация воспринимается человеком осязанием. Органы для получения тактильной информации – кончики пальцев и весь кожный покров. Таким образом, человек имеет возможность получать информацию о поверхности предмета: гладкий он или шершавый, о его температуре: холодный он или горячий, влажный или сухой.


Вкусовая информация воспринимается чувством, которое называется вкус. А орган для получения данного вида информации – язык. Вкусовые рецепторы дают понять, какой вкус у принимаемой человеком пищи: кислый, горький, сладкий или солёный.


Животные, так же, как и люди получают информацию с помощью органов чувств. Но эти органы развиты у них в разной степени, в зависимости от образа жизни определённого вида животного. Например, у крота совершенно не развито зрение, а в большей степени развито осязание. У орла, наоборот, сильнее всего развито зрение. У волка хорошо развито обоняние, у дельфина – слух.

А у некоторых животных развиты чувства, которые и вовсе не развиты у человека. Например, некоторые виды змей, которые охотятся на теплокровных животных, имеют на голове специальные углубления, позволяющие улавливать инфракрасное излучение. Даже после ослепления змея может продолжать безошибочно охотиться, пользуясь своим инфракрасным зрением.


У летучих мышей развито чувство – эхолокация. Эти животные издают звуковые импульсы, которые отражаясь от предмета, позволяют определить местоположение этого предмета и расстояние до него.


Даже некоторые растения имеют свои органы чувств, и они также как человек и животные умеют реагировать на окружающую среду. Например, мимоза стыдливая. При прикосновении какого-нибудь предмета с листочками она быстро опускает их.

Люди имеют дело с разными видами информации. И по форме представления информация делится на числовую, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.


Числовая информация указывает количественные характеристики окружающих нас объектов и явлений. Например, радиус планеты Земля – 6 371 км, начало эпохи Ренессанса – 14 век. Двоичный код в памяти компьютера представлен нулями и единицами.

Текстовая информация – это информация, которая напечатана или написана от руки на любом из существующих языков мира.

К графической информации относятся различные изображения: схемы, графики, картины, чертежи, рисунки, фотографии.

К звуковой информации относится все, что мы слышим: журчание ручья, пение птиц, музыка, речь, шум.

Видеоинформация состоит из последовательности изображений, кадров. К ней относятся фильмы и мультфильмы.


Развитие общества привело к необходимости фиксировать информацию. Ещё в древности получая информацию, человек пытался её сохранить. Подтверждением тому являются наскальные рисунки, глиняные таблички с надписями, записи на пергаменте, а позже на папирусе и бумаге. Сейчас для хранения информации используются ещё и электронные носители.


После изобретения письменности люди научились передавать другим людям информацию, не участвуя в непосредственном общении друг с другом. Примером такой передачи служит пересылка писем по почте. В наше время современных технологий всё чаще передача информации осуществляется с помощью сети Интернет.


Если человеку необходимо найти интересующие его сведения, он организует поиск информации. Найти необходимую информацию можно разнообразными способами: в книгах, журналах и газетах, при просмотре телепередач, в компьютерной сети Интернет.


Обработка информации подразумевает изменение ее формы представления или содержания. Например, ученик пишет под диктовку текст, который ему читает учитель. Он обработал звуковую информацию, а затем представил ее в виде текста.

В процессе обработки информации может измениться её содержание или появиться новая информация. Например, введённый на компьютере текст можно отредактировать: дополнить или сократить, заменить отдельные слова, а также отформатировать: изменить шрифт, цвет, начертание слов.

Все рассмотренные нами процессы (хранения, передачи, поиска и обработки информации) называются информационными процессами.

Подведём итоги урока:

Информация – это сведения о предметах, процессах и явлениях, которые окружают человека.

Информация по форме восприятия её человеком делится на звуковую, зрительную, обонятельную, вкусовую и осязательную информацию.

По форме представления информация делится на числовую, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.

Информационные процессы включают в себя процессы хранения, передачи, поиска и обработки информации.

Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах и состоянии, количественных и качественных проявлениях, которые воспринимают живые организмы, технические устройства или другие приёмники сведений в процессе их приспособления к условиям окружающей среды, жизни, деятельности или работы.

Кодирование – процесс представления сведений в какой-либо материальной форме.

Дегустатор – (лат. degusto – чувствовать вкус) – специалист, изучающий продукты питания и напитки.

Сигнал – информация, представленная в форме, удобной для её передачи, обработки, хранения и использования.

Знак – материальное отображение сигнала.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В. М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В информационных технологиях важно не только получать и усваивать информацию, но и передавать её другим, отправитель информации должен представить её в какой – либо материальной форме, доступной для восприятия. Для живых организмов материальная форма информации должна соответствовать имеющимся у них каналам восприятия информации. Соответственно для людей и многих животных – это зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Информация должна быть представлена наглядно, с помощью звука, запаха, химических веществ для восприятия их на вкус, механическим воздействием, температурой.

Хорошо развитые чувства вкуса и обоняния могут понадобиться при выборе профессии. Одной из таких профессий является профессия дегустатора. Дегустатор должен от природы различать тончайшие нюансы вкуса и запаха. Но он должен ориентироваться также на зрение, слух, а иногда и на осязание. Например, оценивая чайные листья, он внюхивается в них, оценивает их на ощупь, прислушивается к шороху. Затем он присматривается к цвету настоя и лишь после этого пробует его на вкус. Одну и ту же информацию можно передать её получателю разными способами. Процесс представления сведений в какой-либо материальной форме называется кодированием.

Нужно учитывать, что закодированная информация всегда имеет определённую форму выражения или представления. Поэтому кодированием можно назвать переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для передачи, обработки и хранения. При кодировании информации она представляется в виде совокупности или последовательности сигналов.

Сигналом называют информацию, представленную в форме, удобной для её передачи, хранения и использования. По существу, сигнал – это несущий информацию условный знак, принятый для передачи или записи каких-либо сведений. Условным он называется потому, что отправитель и получатель информации договорились, что они будут понимать под тем или иным сигналом. Например, сигналами при общении людей являются сказанные или написанные с помощью букв слова, определённые позы тела и рук, мимика (выражение лица), тембр и громкость голоса, их сочетания. Сигналы отображаются соответствующими знаками. Так, в языках большинства народов – это слова, выраженные буквенными знаками. Буквы или их сочетания соответствуют звукам при произнесении слов. Однако есть языки, в которых одним знаком может обозначаться целое слово или даже несколько слов. Такие знаки называют иероглифами. Они используются для представления информации народами Китая, Японии и некоторых других стран. Слова можно выражать не только буквами в привычном начертании, но и буквами в виде точек и тире, в виде положения рук.

Для букв и слов можно придумать и другие знаки, которые будут понятны только очень узкому кругу людей. Такое кодирование информации называется шифрованием. Некоторые знаки используют для представления информации о количестве чего-либо. Такими знаками являются цифры. Привычные нам по начертанию цифры были заимствованы европейцами у арабов. Поэтому они до сих пор называются арабскими цифрами. Первоначально каждая арабская цифра при изображении состояла из такого количества углов, которое соответствовало её количественному значению. Привычные скруглённые формы цифр образовались позже для быстроты и удобства их написания. Однако и сейчас на конвертах пишут почтовые индексы цифрами с углами для считывания информации компьютерами. Римские цифры, появившиеся две с половиной тысячи лет назад имеют особое начертание. Обозначение некоторых чисел состоит из нескольких римских цифр. При этом если меньшая римская цифра стоит слева от большей, то она вычитается из большей, если же меньшая цифра стоит справа от большей, то она прибавляется к ней. Для обозначения арифметических и алгебраических действий с числами также придуманы условные знаки. Например, сложение обозначается знаком плюс, вычитание знаком минус.

Для общения с компьютерами нужна другая система кодирования информации. Для компьютера информацию надо составлять из последовательности отдельных сигналов и пропусков между ними. Подача сигнала в записи на бумаге обозначается единицей, отсутствие сигнала – нулём.

Символы могут играть важную моральную и даже политическую роль. Примером этому служат Вечный огонь у монументов погибшим героям как символ памяти об их подвиге, георгиевская лента как символ беззаветного героического служения Родине, пять олимпийских колец как символ мирных соревнований людей пяти континентов, а не войны между ними.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Найди лишнее.

Правильный ответ:

Пояснение: Элемент, относящийся к другому органу чувств.

Задание 2. Решите кроссворд.


3. Сведения об окружающем его мире. 6. Безошибочное отражение текущего положения дел. Со временем информация может утратить это свойство. 9. Соответствие нуждам человека в конкретный временной отрезок. 10. Запрет на несанкционированную работу с информацией.

По вертикали:

1. С помощью какого органа чувств здоровый человек получает больше всего информации? 2. Устройство, помогающее человеку хранить, передавать и обрабатывать информацию. 4. Независимость от чего-либо суждения, оценки. 5. Исчерпывающие характеристики предмета или явления. 7. Информация, которую человек получает с помощью языка. 8. Информация, воспринимаемая человеком с помощью кожи.

Читайте также: