Литература ярославского края 19 века сообщение
Обновлено: 21.07.2024
Воспитательные цели:
— показать учащимся разнообразие поэтической жизни на ярославщине в 19 веке, её неограниченность именем только лишь Н. А. Некрасова;
План урока:
Введение: слово преподавателя
Ярославская литература, которую можно отсчитывать от 18 века, от Ф. Г. Волкова, за три века своего существования подарила и Ярославской земле, и большой русской литературе немало имён. Когда я начал готовиться к этому занятию, я думал сделать обзор всех трёх веков, но материала оказалось так много, что нужно было ограничиваться. И душа легла к 19 веку.
Так, к ярославской литературе можно, например, причислить тех писателей, которые родились ярославском крае (К. К. Павлова, И. З. Суриков) или тех, кто здесь умер (Игнатий Брянчанинов).
Можно считать, что ярославские писатели ― это те, кто записан в родословные книги дворян Ярославской губернии (А. В. Сухово-Кобылин, Н. А. Некрасов).
Можно исходить из того, что ярославские писатели ― это те, кто создал на Ярославской земле литературные труды с использованием местного материала (М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов), или те, кто публиковали свои сочинения на страницах ярославских изданий (Ф. Н. Глинка).
Мне ближе оказалось то мнение, что ярославские писатели ― это те, кто здесь жили и создавали здесь свои произведения (Ю. В. Жадовская, Л. Н. Трефолев, С. Я. Дерунов, К. А. Доводчиков и др). Они ярославцы в полном смысле этого слова. Они жили на этой земле, они видели ту реальность, которую видим и мы. Мы ― такие же, как они.
Рассказ о поэтах: имя и фамилия, биография, тема, стиль, отзыв, мотивы, жанры, особенности, романсы, место
ЮЛИЯ ЖАДОВСКАЯ
(Юлия Валерьевна Жадовская)
(1824-1883)
Имя и фамилия
От греч. «кудрявая, пушистая → утончённость внутренней жизни
Биография:
Родилась в селе Субботино Любимского уезда Ярославской губернии, в родовом имении отца
2. Физические недостатки: без левой руки, на правой только 3 пальца, плохое зрение → тема жестокой судьбы
3. Суровый отец, отставной флотский офицер, рано умерла мать → тема женского в жестоком мире
4. Роман с Петром Мироновичем Перевлесским, преподавателем отечественной словесности в Ярославской гимназии, который был прерван отцом: тот не хотел брака дочери с сыном рязанского дьячка (П. М. Перевлесский позже станет профессором в Александровском лицее) → драма и источник творчества
5. Под влиянием сперва тёти А. И. Готовцевой-Корниловой, поэтессы, собеседницы А. С. Пушкина, а затем учителя и возлюбленного стала писать стихи; позднее отец начнёт развивать её талант (в Москве она познакомилась с М. Погодиным, А. Хомяковым, И. С. Аксаковым, в Петербурге ― с П. Вяземским, И. С. Тургеневым) → соприкосновение с большой литературой
8. В её доме был литературный салон, на Духовской улице, где бывали молодые литераторы (Л. Трефолев)
9. Забота об отце, тяжело болевшем, о детях мужа, который был старше её → человек большой души
ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД
Стиль:
поздний романтизм: углублённый психологизм + демократические тенденции: от Лермонтова к Некрасову
Отзыв:
Мотивы:
Жанры:
Романсы
Республиканская (Духовская), между 24 и 28 домами.
ЛЕОНИД ТРЕФОЛЕВ
(Леонид Николаевич Трефолев)
(1839-1905)
Имя и фамилия
Биография:
ГРАЖДАНИН-ПОЭТ
Стиль:
Отзыв:
Мотивы:
Песни
Трефолева (Казанская, Большая Варваринская), 12∕15.
САВВА ДЕРУНОВ
(Савва Яковлевич Дерунов)
(1830-1909)
Имя и фамилия
Биография:
1. Родился в семье крепостного крестьянина д. Большие Ветхи Пошехонского уезда → в месте, наполненном патриархальностью, отсталостью, невежеством
3. В 1855 году Дерунов вернулся в деревню, купил небольшой участок земли в с. Козьмодемьянском на берегу реки Шексны и занялся сельским хозяйством ― по необходимости ― и писанием стихов по велению души → под влиянием И. З. Сурикова, в литературно-музыкальный кружок которого входил
4. Савва Дерунов ― земский деятель, защитник крестьянских интересов; как результат ― слежка полицейских властей и заключение в Пошехонскую тюрьму за неодобрительные слова об Александре II , спустя год выпущен на поруки → деятельное сострадание по отношение к крестьянам
5. В конце жизни внезапно ослеп, но не перестал трудиться, надиктовывая своей дочери стихи и воспоминания → человек большого упорства (в течение 40 лет занимался организацией народного образования)
ПОШЕХОНСКИЙ САМОУЧКА
Стиль:
Отзыв:
«Доля выпала суровая! –
Зашумели глухо елочки. –
Здесь стоит изба тесовая,
Вся новехонька, с иголочки.
Ребятишек стая целая
В этой школе обучается
И шумит, такая смелая!
И мешает нам дремать в глуши,
Видеть сны, мечты туманные.
Хороши ли, путник, - сам реши, -
Нет, лесочки бесконечные,
Ваша жизнь недаром губится.
Я срубил бы вас, сердечные,
Всех на школы. да не рубится!
Мотивы:
Песни
Село Большие Ветхи Пошехонского уезда
КИРИЛЛ ДОВОДЧИКОВ
(Кирилл Александрович Доводчиков)
(1824-1863)
Имя и фамилия
Биография:
3. В 1847 году сослан в Ярославль под надзор полиции → причина неизвестна, но можно предположить, что дело было в его язвительном характере
ЯРОСЛАВСКИЙ ЮВЕНАЛ
Отзыв:
Жанры:
Галерея портретов богатых дворян Ярославля, чиновников, горожан. В ней высмеиваются городские нравы, казнокрадство, взяточничество, подхалимаж, глупость.
Примеры:
Впечатление:
К. А. Доводчиков высмеивает чужие пороки, но в этом высмеивании зачастую чувствуется высокомерие и несправедливость: кто-то из упомянутых в поэме был рачительным чиновником, кто-то стал героем Крымской войны.
―
3. Заключение: слово преподавателя и мнение студентов
Каждый из поэтов, о котором мы говорили сегодня, поэт, с одной стороны, оригинальный, но с другой стороны, в творчестве каждого из них чувствуется влияние Н. А. Некрасова, главного нашего ярославского поэта.
А К. А. Доводчиков востребовал сатирические мотивы поэзии Некрасова с его высмеиванием власть предержащих.
[1] Г. В. Красильников. Ярославское литературное окружение Некрасова
Открытый урок
Курс
Форма урока:
Лекция.
Обучающие цели:
— организовать учебный разговор со студентами по малоизвестным поэтическим персоналиям ярославской земли 19 века;
Воспитательные цели:
— показать учащимся разнообразие поэтической жизни на ярославщине в 19 веке, её неограниченность именем только лишь Н. А. Некрасова;
План урока:
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
[1] Астафьев А.В. и Астафьева Н.А. Писатели Ярославского края. - Ярославль ,: Верх.-Волж. кн. изд., 1974. -С. 5-40.
[2] Астафьева Н.А. Ярославский краеведческий материал при изучении литературы в школе … – С. 100-118.
[3] Тарасов А.Ф. Карабиха. Музей-усадьба Н.А. Некрасова. Путеводитель. – Ярославль, 1961. – С. 101-119.
Исходными документами для составления рабочей программы являются:
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 No 373;
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 No 1897
8. Письмо Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности
11. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания программ внеурочной деятельности. Письмо Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672
Цель программы:
Создание условий для нравственно – эстетического, гражданского и патриотического воспитания обучающихся через приобщение к духовным истокам культуры при изучении литературных источников Ярославского края.
расширить знания об истории родного края через знакомство с литературными произведениями;
приобщить воспитанников к культурному наследию родного края;
способствовать воспитанию бережного отношения к памятникам истории и культуры; - формировать навыки научно-исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками;
способствовать формированию коммуникативных навыков и расширению кругозора;
мотивировать учащихся на творческую деятельность.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Литературное краеведения в школе является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Особенности развития России, её национальной культуры и традиций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека.
Любовь к Родине начинается с любви к тому месту, где родился и вырос, с любви к тем людям, которые тебя окружают. Кто, как не поэт и писатель, помогут лучше увидеть красоту и неповторимость родных мест, родной природы. Краеведению отводится значительная роль в решении различных задач, в первую очередь, в решении задач духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания.
Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания обучающихся о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края. Занятие литературным краеведением является важным источником духовно-нравственного, патриотического воспитания учащихся, позволяет придать процессу обучения характер поиска и исследования, выводит за рамки урока, за пределы школы, в окружающую действительность.
Цель литературного краеведения – воспитание духовно-нравственной личности с высокой гражданской, патриотической активностью. Краеведческий материал помогает нагляднее осветить связи поэта, писателя с жизнью, с историей родного края.
Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.
Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, заочная экскурсия, презентация, защита творческого проекта и другие. Данный курс предусматривает разнообразные типы уроков.
Формы контроля в ходе занятий могут быть различными: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть, возможны различные виды тестовых заданий и заданий поискового, творческого характера. Таким образом, традиционные формы проверки дополняются самопроверкой и коррекцией сформированности умений.
Содержание деятельности:
Изучение произведений устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, ярославские варианты сказок, былины и герои былин, связанные с ярославской землей, ярославские песни, народные таланты нашего края).
Изучение жизни и творчества писателей, поэтов, поэтов-песенников – наших земляков (Н.А. Некрасов Л.Н. Трефолев, И.З. Суриков, А.А. Сурков, Ю.В. Жадовская, С.А. Воронин, А.И. Новосёлов и др.).
Изучение жизни и творчества писателей и поэтов, побывавших на Ярославской земле или живших здесь какое-то время (А.П. Чехов, М. Горький, А.Н. Островский, А.Н. Радищев, А.И. Одоевский и др.)
Культурно-исторические (в том числе литературные) ресурсы:
Большесельский МР: родина И.З. Сурикова, поэта-самоучки, произведения которых включены в программу школьного курса литературы; других персоналий российской истории и культуры, связанных с Большесельским краем;
Некрасовский МР: Грешнево, Аббакумцево, Рыбницы, Вятское, Заболотье и другие места, связанные с жизнью и творчеством русского поэта Н. А. Некрасова, произведения которого включены в программу школьного курса литературы; иные места Некрасовского МР, связанные с другими персоналиями российской истории и культуры;
Переславский МР: село Купанское, где в годы Великой Отечественной войны жил и создавал свои произведения писатель М. М. Пришвин, произведения которого включены в программу школьного курса литературы;
Угличский МР: село Заозерье; усадьба русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина, произведения которого включены в программу школьного курса литературы; литературные экскурсии по городу Углич: места, связанные с жизнью и творчеством О. Берггольц и Михаила Чехова;
г. Ярославль и Ярославский МР:
- Карабиха, усадьба русского поэта Н. А. Некрасова, произведения которого включены в программу школьного курса литературы;
- литературные экскурсии о Пушкинском круге Ярославского края, о поэте – демократе Л. Трефолеве, о литературном кружке Ю. Жадовской, о судьбе и творчестве М. Петровых, произведения которых включены в программу школьного курса литературы;
- литературное объединение, отделение Союза писателей (встречи с современными ярославскими поэтами и писателями).
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Программа ориентирована на реализацию программы воспитания и социализации обучающихся в рамках направлений: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям), воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности), воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, толерантность, представление о духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, духовно-нравственное развитие личности).
Особый интерес проявлял Л. Н. Трефолев к культурной жизни старого Я рославля, к старинным Я рославским изданиям, много занимался историей северного края. Для него прошлое обладало реальностью, он умел дать живое дыхание историческим событиям.
Одна из улиц нашего древнего Я рославля носит имя Л еонида Н иколаевича Т рефолева. Которая располагается в Кировском районе города Ярославля. Она берет начало от улицы Советской и выходит на площадь Волкова. За свою жизнь эта улица сменила немало имен: была и Казанской улицей, и большой Варваринской, и большой Февральской.
Суриков родился 25 марта 1841года в деревне Новосёлово Угличского уезда Ярославской губернии.
Мальчик помогал отцу в работе, параллельно обучился грамоте, много читал — поначалу в основном жития святых (по которым его учили). Очень рано начал писать стихи, но его первые поэтические опыты не дошли до нас — автор уничтожил их.
В 1871 году у Сурикова выходит первый собственный поэтический сборник. В 1875 и 1877 годах еще два. Тогда же его избирают членом московского Общества любителей российской словесности.
В эти же годы Суриков организует литературно-музыкальный кружок, цель которого — помогать писателям и поэтам из народа, прежде всего крестьянам. В 1872 году они выпустили альманах "Рассвет".
Также к известным работам этого писателя можно отнести cледующие стихотворения:
Ивановой Дарьи 9Б
Биография и творчество Юлии Жадовской (1824 – 1883)
Тема трагической любви – основная в любовной лирике Жадовской. Пережитые страдания определили характер лирики окрашенной в печальные, трагические тона.
Читайте также: