Литература сибири 19 века сообщение

Обновлено: 03.07.2024

Хронотоп Сибири в русской классической литературе XVII - XIX вв.

Гудкова Е. Ф., г. Иркутск, ГОУ ВПО "ИГПУ"

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

И крепко на руку нечист .

Всегда сурова и дика

Сих стран угрюмая природа;

Ревет сердитая река,

Бушует часто непогода,

И часто мрачны облака.

Сибирь у К. Ф. Рылеева географически конкретна: вычленяются локальные пространства (Лена, Байкал, Кангалинский камень). Во временных параметрах Сибирь прочно ассоциирована с зимой, являющейся между тем и общерусской эмблемой.

Там гробовая тишина,

Как там возделаны нивы,

Как там обильны стада!

В творчестве А. Н. Некрасова хронотоп Сибири в продолжение традиций декабристских поэтов все отчетливее социологизируется , становясь символом народного заступничества. Это знаменовало собой переход от романтического восприятия земли снегов в недвусмысленно выраженной демократизации содержания образа Сибири.

Лиминальность хронотопа Сибири прослеживается в художественном космосе Ф. М. Достоевского. В Сибирь отправится без вины осужденный Дмитрий Карамазов, отправится на каторгу за убиение Родион Раскольников, вслед за ним Сонечка, его сестра Дунечка с Разумихиным будут строить планы переселения в Сибирь, да и сам Ф. М. Достоевский отбудет ссылку.

Гоголь, Н. В. Мертвые души // Гоголь Н. В. Избранные соч. : в 2 т. – Т. 2. – М. : Худож . лит ., 1984. – С. 370-478.

Гоголь, Н. В. Невский проспект // Гоголь Н. В. Повести. Ревизор. Женитьба. – М. : Худож . лит ., 1984. – С. 303-325.

Гоголь, Н. В. Ревизор // Гоголь Н. В. Мертвые души. Тарас Бульба . Ревизор. – М. : Альта-Принт , 2006. – С. 389-478.

Грибоедов, А. С. Горе от ума : комедия в четырех действиях в стихах / А. С. Грибоедов. – М. : Гослитиздат , 1957. – 128 с.

Достоевский, Ф. М. Записки из Мертвого дома : сборник / Ф. М. Достоевский. – Иркутск : Вост .- Сиб . кн. изд-во, 1981. – 464 с.

Достоевский, Ф. М. Собрание сочинений: в 9 т. / Ф. М. Достоевский. - М. : Астрель , 2003. - Т. 3 : Преступление и наказание. - 2003. - 720 с .

Короленко, В. Г. Сибирские очерки и рассказы / В. Г. Короленко ; сост. Е. И. Меламеда. – Иркутск : Вост .- Сиб . кн. изд-во, 1983. – 416 с.

Краснова, Т. В. Реальное и фантастическоее в сибирских рассказах В. Г. Короленко / Т. В. Краснова // Проблемы нравственно-психологического содержания в литературе и фольклоре Восточной Сибири. – Иркутск : [ИГПИ], 1982. - С. 102-110.

Литературное наследство Сибири. – Т. 4 : Николай Михайлович Ядринцев : художественные и публицистические произведения, воспоминания. – Новосибирск, 1979. – 352 с .

Пушкин, А. С. Стихотворения. Поэмы. Сказки / А. С. Пушкин. – М. : Худож . лит ., 1977. – (БВЛ, Сер. Вторая, Т. 103). – С. 253.

Радищев, А. Н. Полное собрание сочинений / А. Н. Радищев. – Т. 3. – М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1952. – 676 с.

Радищев, А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву / А. Н. Радищев. - Л. : Худож . лит ., 1974. - 272 с.

Распутин, В. Г. Сибирь без романтики // Распутин В. Г. Сибирь, Сибирь… - Иркутск : Издатель Сапронов, 2006. – С. 5-56.

Русская литература XVIII века / сост. Г. П. Макогоненко . – Л. : Просвещение, 1968. – 832 с.

Сибирские строки : русские и советские поэты о Сибири / сост. А. Преловский . – М. : Мол. Гвардия, 1984. – 463 с .

Ташлыков , С. А. Образ Сибири в древнерусской литературе / С. А. Ташлыков // Сибирь: взгляд извне и изнутри. Духовное измерение пространства : Международная науч . конференция. 24-26 сентября 2004 г . = Sibirien : blick von aussen und intern . Giistige ravmer messung : Internationale wissen schaftliche Konferenz . 24-26. September 2004. - Иркутск : Научная библиотека ИГУ , 2004. - С . 44.

Толстой, Л. Н. Воскресение : роман / Л. Н. Толстой. – М. : АСТ, 1999. –750 с.

Фонвизин, Д. И. Недоросль : комедия в пяти действиях / Д. И. Фонвизин // Д. И. Фонвизин Недоросль. А. Н. Радищев Путешествие из Петербурга в Москву. И. А. Крылов Подщипа / сост. и сопровод . текст А. Н. Архангельского. - М. : Просвещение, 1987. - С. 10-62.

Шахеров , В. П. Взаимодействие цивилизаций как фактор формирования социо-культурного пространства Азиатской России / В. П. Шахеров // Сибирь: взгляд извне и изнутри. Духовное измерение пространства : Международная науч . конференция. 24-26 сентября 2004 г . = Sibirien : blick von aussen und intern . Giistige ravmer messung : Internationale wissen schaftliche Konferenz . 24-26. September 2004. - Иркутск : НБ ИГУ , 2004. - С . 19 -20.

Юрьева, О. Ю. Символико-философский аспект названия романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" / О. Ю. Юрьева // Теория литературы в школе: поэтическое слово : сб. / Иркутский гос. пед . ин-т ; отв. ред. А. П. Московский. - Иркутск : ИГПИ, 1996. - С. 66-83.

С деят-тью Тобольского архиерейского дома связано и развитие агиогр. повествования: ярким примером является Житие Симеона Верхотурского, созданное в Тобольске в кон. XVII в. и, вероятно, частично принадлежащее перу сиб. митрополита Игнатия (см. Агиография сибирская XVII в.).

По мере расширения колонизуемых территорий особую – частную – линию сиб. летописания представляет Строгановская летопись, созданная в 1-й пол. XVII в. Самый известный памятник, связанный с деят-тью Туруханского Свято-Троицкого мон-ря – Житие Василия Мангазейского (между 1670 и 1676).

Рукоп. книжность, продолжающая традиции древнерус. литературы, культивируется в Сибири в течение большей части XVIII в., быстрого перехода к новому типу лит. развития не происходит. Причиной тому и естественная для периферии нац. культур. пространства инерция, и особый соц. состав рус. населения Сибири с преобладанием служилых людей и купечества. Это обстоятельство усиливало позиции Церкви. Кроме того, сохранение церк. пафоса ряда сочинений обусловливалось специфич. хар-ром просвет. политики на востоке России: так, в 1702 по инициативе Петра I началась актив. миссионер. пропаганда среди остяков (хантов) и вогулов (манси), проводимая священниками Тобольской митрополии.

Ист. повествование XVIII в. Сибири представлено крупнейшим памятником этого периода – Черепановской летописью, созданной тобол. ямщиком И.Л. Черепановым. Он основывал свою летопись как на архив. источниках, так и на опубликованных трудах ученых, в частн., Г.Ф. Миллера. Работа над рукописью была закончена в 1760, однако автор пополнял ее различ. сведениями до кон. своей жизни. Летопись И.Л. Черепанова – фундамент. памятник сиб. городового летописания, существовавшего на востоке от Урала до XIX в. и отразившего ранние этапы становления областного самосознания в Сибири.

Сиб. словесность не превратилась в суверен. литературу, аналогичную сев.-амер. и латиноамер. литературам. В результате освоения Сибири в XX в. было создано интегрир. экон. пространство, что лишало почвы идеи регион. сепаратизма.

Возвращение к областнич. контексту в новых условиях произошло во 2-й пол. XX в., в творчестве крупнейших писателей В.Г. Распутина, В.П. Астафьева.

В XIX в. Сибирь в культурном отношении не слишком отставала от других провинций России. Конечно, неблагоприятное воздействие оказывали огромные расстояния и низкая плотность населения. В наибольшей степени эти неблагоприятные факторы действовали на сферу образования. В первой половине столетия в Сибири, входившей в состав Казанского учебного округа, имелось только две губернских гимназии – Тобольская и Иркутская. Красноярская появилась только в 1868 г. Важным событием в сфере просвещения Сибири стало открытие первых женских учебных заведений – Сиропитательного дома им. Е. Медведниковой (1838 г.) и Девичьего института Восточной Сибири (1845 г.) в Иркутске, Мариинского училища в Тобольске (1851 г.). Уже в первой половине XIX в. из среды сибирских учителей, врачей, чиновников, священников, просвещенного купечества выдвинулись даровитые писатели и поэты, краеведы, исследователи, меценаты, любители искусства и литературы, организаторы библиотек и музеев.

Творчество самых заметных сибирских писателей – Н. М. Ядринцева, Н. И. Наумова, И. В. Федорова-Омулевского, И. А. Кущевского – находилось в русле критического реализма, они принадлежали к демократическому направлению. Наиболее близкими жанрами для большинства сибирских литераторов были социальный очерк, фельетон. Тематически это поколение сибирских литераторов занимали судьба сибирского крестьянства, приисковый быт, тюрьма и ссылка, жизнь переселенцев, сибирских инородцев.

С развитием литературы неразрывно связано появление в разных городах Сибири библиотек. Уже в первой половине столетия некоторые купцы (Дудоровский, Трапезников, Баснин, Полевой и др.), чиновники, учителя имели большие собственные библиотеки, по несколько книг имелось у очень многих образованных людей. Особыми библиотеками располагали учебные заведения. Попытка в обязательном порядке открыть в 1830-е гг. публичные библиотеки в губернских центрах не увенчалась успехом. Во второй половине века число библиотек и читателей быстро росло. Наибольшую роль играли библиотека при Сибирском отделе Географического общества, государственная и частная (В. И. Вагина и М. П. Шестунова) публичные библиотеки в Иркутске, частная библиотека П. И. Макушина в Томске, частные библиотеки Гуляева и Веснина и горная научно-техническая библиотека в Барнауле, библиотека при Минусинском музее. Особое место занимали библиотеки духовных ведомств. Известны и довольно крупные личные книжные собрания.

Светское изобразительное искусство в Сибири первой половины XIX в. представляли преимущественно художники-самоучки, писавшие портреты чиновников и купцов. Талантливыми художниками-любителями являлись некоторые декабристы – Я. М. Андриевич, И. А. Анненков, П. И. Борисов, В. П. Ивашев, Н. П. Репин и др. Особое место среди них занимал Н. А. Бестужев, художественное дарование которого и полученные еще до восстания профессиональные навыки выделяли его из общего ряда и приближали к хорошим профессионалам. В Сибири Н. А. Бестужев создал портретную галерею декабристов, запечатлел места их ссылки. Он регулярно выполнял по заказам купцов и крупных чиновников портреты их самих и членов их семей, что служило для ссыльного декабриста серьезным источником дохода.

Начиная с 1860-х гг. в Сибири периодически устраивались выставки картин и гравюр. А в 1870-е гг. к собиранию художественной коллекции приступил потомок знаменитой иркутской купеческой фамилии Трапезниковых В. П. Сукачев. Его собрание было впоследствии подарено городу и стало картинной галереей, а затем легло в основу Иркутского художественного музея. Коллекции живописных произведений и предметов декоративно-прикладного искусства хранились и в музеях Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского отделов Географического общества.

В середине XIX в. в крупных сибирских городах были сформированы центральные ансамбли. Были выстроены комплексы крупномасштабных административных зданий (присутственных мест, полиции, губернаторских резиденций), зданий хозяйственного значения и главные городские соборы. По проектам известных русских архитекторов К. А. Тона, Г. В. Розена и других построены кафедральные соборы в Омске, Томске, Красноярске, Иркутске. Со временем появляются здания, спроектированные местными архитекторами. В 1850–1860-е гг. по проектам омского городского архитектора Ф. Ф. Вагнера были построены дворец генерал-губернатора, здание Общественного собрания и др. В 1850–1870-е гг. в Иркутске появились здания Девичьего инстатута, Кузнецовской больницы, казначейства, автором проектов которых был А. Е. Разгильдеев.

В XIX в., как и ранее, деревянные города нередко страдали от пожаров. Так, в 1879 г. в Иркутске в результате двухдневного пожара выгорели 75 кварталов, 105 каменных и 3438 деревянных домов. Погибла лучшая часть города – гостиный двор, торговые ряды, здания почти всех учебных заведений, общественных и казенных учреждений, архива, библиотеки, музея Сибирского отдела Географического общества. В 1880–1890-е гг. центр Иркутска отстраивался заново. К числу наиболее значительных построек конца века относится новое здание музея Восточно-Сибирского отдела Географического общества (архитектор Г. В. Розен).

Во второй половине столетия повышается плотность и этажность застройки. Декоративное оформление фасадов жилых деревянных домов отражало влияние как классических, так и барочных форм. Последние вновь получили распространение в конце XIX в. Некоторые деревянные дома были богато украшены резным орнаментом.

За XIX столетие культура Сибири достигла серьезных успехов. Значительно увеличилось количество средних учебных заведений, как мужских, так и женских. В 1888 г. в Томске после длительной и упорной борьбы интеллигенции, поддержанной некоторыми представителями местного купечества и администрации, был открыт первый сибирский университет. Сибиряки выписывали множество различных периодических изданий, большим авторитетом пользовалась и местная печать. Появилась библиотечная сеть, в крупных городах были солидные публичные библиотеки. Заметное развитие получили изобразительное искусство и архитектура. Общесибирскую, а иногда и общероссийскую известность приобрели некоторые литераторы и художники – уроженцы Сибири.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Культура коренного населения

V ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В VI ВЕКЕ

V ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В VI ВЕКЕ В истории византийского искусства правление Юстиниана знаменует целую эпоху. Талантливые писатели, такие историки, как Прокопий и Агафий, Иоанн Эфесский или Евагрий, такие поэты, как Павел Силенциарий, такие богословы, как Леонтий

КУЛЬТУРА И НАУКА НИДЕРЛАНДОВ В XVI ВЕКЕ

КУЛЬТУРА И НАУКА НИДЕРЛАНДОВ В XVI ВЕКЕ Как и в предыдущем столетии, важнейшую роль в нидерландской культуре XVI в. играла живопись. Но под влиянием гуманистических идей и Реформации религиозная живопись в этот период утратила ведущее значение, уступив место развивающимся

КУЛЬТУРА АНГЛИИ В XVII ВЕКЕ

КУЛЬТУРА АНГЛИИ В XVII ВЕКЕ В истории английской культуры XVII века можно условно выделить три периода, обладавшие несомненным внутренним единством. Первый период охватывает почти половину столетия до 40-х годов XVII в. и начала Английской революции. Это была эпоха,

2. Распределение населения по территории Новороссии. Его этнографический состав, быт и культура

26. Культура в России в XVII веке

26. Культура в России в XVII веке Культура. Весь строй жизни в России того времени был отсталым, но хуже всего обстояло дело с грамотностью. Население огромной страны почти сплошь было неграмотным. Даже в столице государства — Москве — школ и грамотных людей было очень

Быт и культура населения Золотой Орды

Быт и культура населения Золотой Орды Довольно широко распространено мнение, что быт населения Золотой Орды был непритязательным и примитивным, поскольку он отражал простейшие функции кочевой жизни. Что же касается культуры государства, то уровень ее определяется чаще

Национальное самосознание населения и культура Гетманата

2. Культура народов России в XIX веке

2. Культура народов России в XIX веке Отличительной чертой русской культуры была не только её высокая идейность, но и её боевой дух. Вот почему русская культура оказывала мощное влияние на мировую культуру, на развитие передовых, прогрессивных идей. Начиная от великого

Культура русского населения Сибири в XVII веке

6. СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА НЕОЛИТИЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

6. СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА НЕОЛИТИЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ Многочисленные данные, полученные в процессе раскопок неолитических поселений и могильников на территории современной Украины и соседних районов, свидетельствуют о том, что для неолитического общества

3. Русском культура в XVI веке

3. Русском культура в XVI веке Развитие культуры в XVI столетии в значительной мере определили следующие факторы: образование единого Российского государства, свержение ордынского ига и формирование русской (великорусской) народности. Рост потребностей государства

1. Создание Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского комиссариатов

Н. А. Корсакова МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАЧЬЕГО НАСЕЛЕНИЯ КУБАНИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.

Н. А. Корсакова МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАЧЬЕГО НАСЕЛЕНИЯ КУБАНИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в. Кубань в силу специфики своего исторического развития является уникальным регионом, где на протяжении двухсотлетнего периода элементы традиционной восточноукраинской

21. Санитарно-бытовая культура сельского населения в 1920-1940-е гг.[147]

21. Санитарно-бытовая культура сельского населения в 1920-1940-е гг.[147] Жилищная санитарно-бытовая культура1. Какой дом имела Ваша семья? Крестовый, пятистенный, какой еще? Сколько комнат было в доме?2. Кто его строил? Из чего строили? Саманный, срубный, какой еще?3. Сколько окон

Бондаренко Алевтина Васильевна

ВложениеРазмер
dva_vzglyada_na_sibir.doc 103 КБ

Предварительный просмотр:

Два взгляда на Сибирь в краевой литературе 19 века

Руководитель : Бондаренко А.В.

учитель русского языка

г. Когалым, 2011год

1.Обоснование актуальности темы исследовательской работы………………………….3

II. Основная часть

1.Образ Сибири в массовом сознании общества ………………………. 4

2. Жизнь и литературная деятельность Н.М.Чукмалдина. ………………………….5

3.Литературная деятельность Г.А.Мачтета………………………………………………..5

4 Сопоставительный анализ произведений Н.М.Чукмалдина « Мои

IV. Список источников информации. …………………………………. 11

Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его привязанности к родным местам.

Приобщение к духовно - культурным ценностям малой родины, формирование патриотического отношения к Отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь, познать литературу и тех, кто создает её. Ведь именно там, где жил и творил писатель, в первую очередь, отлагаются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон биографии, его творчества.

Актуальность темы исследования:

Осмысление особенностей восприятия Сибири, выявление факторов, влияющих на содержание и эволюцию образа региона, приближают к пониманию истоков формирования стереотипов обыденного сознания.

В наше время в сознании общества и в художественной литературе доминирует взгляд на Сибирь, как на богатый нефтяной край.

Таков ли он был всегда?

Во многих литературно – критических статьях упоминается о том, что в недалеком прошлом этот край воспринимался не только как основа могущества государства, но и как суровая каторжная страна.

Основная цель: сопоставление взглядов на Сибирь 19 века в творчестве писателей нашего края.

1 .Д. Лихачев. Память культуры. Из писем о добром и прекрасном. Тюмень, стр 5

Образ Сибири в массовом сознании общества

Оглядываясь вокруг, мы видим, сколько красоты и чудес включает в себя Сибирская природа. Но не только природа является казной края. Сколько богатства в нашем художественном мире! Оно берёт свое начало из седой давности. Много писателей не раз обращались к образу Сибири.

2. П.Головачев. Статья. Тюменские известия, № 226, 2005.

Художественная литература относится к числу источников, которые в последние годы привлекают довольно пристальное внимание историков – исследователей, главным образом, благодаря усилиям специалистов.

Многочисленные разножанровые произведения о Сибири позволяют реконструировать её художественный образ, в значительной степени предопределивший особенности восприятия региона в массовом сознании читателей.

Как и всякий художественный образ, Сибирь имеет свою многозначность и разные оттенки. Можно сказать, самые разные, иногда и абсолютно противоположные качества, признаки могут его отличать. Все зависит от концепции автора, его творческой задачи.

Ярче всего это можно проследить, сопоставляя образ Сибири 19 века в произведениях Г.А. Мачтета и Н.М. Чукмалдина.

Жизнь и литературная деятельность Н.М.Чукмалдина

ЧУКМАЛДИН Николай Мартемьянович (1836-1901). Тюменский просвещенный купец-интеллигент, меценат, писатель. Основную часть своего дохода он направлял на развитие образования, культуры, общественной жизни родного края. Николай Мартемьянович всю жизнь собирал и хранил книги. (Приложение 1)

Для нашей работы представляют особый интерес этические взгляды Чукмалдина, которые явились основой его литературной деятельности. Мы считаем необходимым рассмотреть их достаточно подробно не только потому, что они проливают свет на нравственную культуру лучших представителей западносибирского купечества, но и потому, что с их помощью открывается возможность показать нравственные ценности, на которые опиралось русское сибирское общество.

В одном из самых ярких произведении Николая Мартемьяновича особо привлекает богатство смысловых оттенков концепции человека и природы.

Литературная деятельность Г.А. Мачтета

Мачтет Григорий Александрович — беллетрист; родился в 1852 г.; по отцу, члену уездного суда в Луцке, потомок англичанина Манспэда, поступившего на шведскую службу и взятого в плен под Полтавой, по матери — близкий к польскому шляхетству. Учился в Немировской и Каменец-подольской гимназиях, но был исключен за "увлечение идеями Чернышевского". В 1875 г., он выступил на литературное поприще с очерками американской жизни в "Неделе" и путевыми наблюдениями в "Отечественных Записках. «Очерки эти впоследствии составили книжку "По Белу Свету" (М., 1889). В 1876 г. Мачтет был арестован и сослан в Сибирь. (Приложение 2)

3. Мачтет Г.А. Избранные произведения. С. 246

Эта отстраненность становится условием сохранения красоты, первозданности природы. Природа в произведении Н. Чукмалдина выступает как начало, возвышающее душу, наталкивающее на раздумья, она открывает человеку самого себя. Осмыслить это позволяют картины природы : « Вот глушь лесная в вековом и девственном бору могучих великанов сосен и елей! Кто передаст человеческим языком всю гамму этих красок, всю мощь и красоту этой природы, где не ступала ещё человеческая нога? Вот ствол сосны в два охвата толщиною, за ним другой, третий, и целый ряд стволов, уходящих в небо за 15 сажен. Их вершины увенчаны серо-зелеными побегами ветвей. Кора внизу корня шероховатая с коричневым оттенком, а выше по всему стволу переходит постепенно в желтый, светло-желтый и чуть видно светит

палевым на сучьях и отростках. Смолистый аромат сосен наполняет воздух, а сама смола капает на землю прозрачными слезами янтаря. Серый дятел, где-нибудь

Повинуясь законам вечного обновления, и человек должен обращаться к своей прародительнице, воспринимать её красоту, открывать её тайны.

Н.М.Чукмалдину удалось создать завершенный образ природы, как это происходит, например, в сказке. Ведь там человек никогда не изменяет природу, он не воздействует на нее. В русской литературе сказочно завершенный образ природы встречается крайне редко.

4.Чукмалдин Н.М. Мои воспоминания: в 2-х ч. Ч.2. М., 1997.С.57.

5.Чукмалдин Н.М. Мои воспоминания: в 2-х ч. Ч.2. М., 1997.С.65.

6.Чукмалдин Н.М. Мои воспоминания: в 2-х ч. Ч.2. М., 1997.С.91.

Самое существенное отличие произведения писателя от произведений других авторов заключается в той роли, которую у него играет элемент чувства к описанию природы:

«Скучно в северной тундре.

7.Мачтет Г.А..В тундре и в тайге (Повесть из сибирского быта) . Русские повести XIX века 70-90-х годов. Том первый. Стр 1.

Описание сосны - также авторская находка: ее кора “шероховатая с коричневым оттенком”. Качество может фиксироваться как с помощью зрения, так и осязания, тем самым передается оттенок “шероховатости”. Образ так зрительно точен, что создается эффект прикосновения, осязательного ощущения шероховатости сосновой коры. Затем коричневый оттенок (для автора всегда важна переходность, отсутствие определенного тона) переходит в “желтый” и “светло-желтый”, затем “чуть видно светит палевым”.

Тайна природы и сказка, легенда живут рядом. Потому и помнятся автору походы

Какова “пространственная точка” пребывания в мире лица, ведущего повествование? Главным в повествовании становится не описание природы само по себе, а впечатления, например, человека, едущего зимней ночью на ямщицкой тройке.

8. Чукмалдин Н.М. Мои Воспоминания: в 2-х ч. Ч 2. М,. 1997.Стр.112

9. Мачтет Г.А. В тундре и тайге. Повести XIX века.1999. Том 1. Стр.28

Несмотря на такие разные восприятия данного образа, их мнения сходятся в одном, что природа Сибири - это живое существо мира. В ней чувствуется движение времени и одновременно вечности жизни, красота и молодость.

Читайте также: