Литература и искусство башкортостана сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Башкирская культура формировалась с начала формирования башкирского этногенеза в XII – XIV вв. и по настоящее время. На культуру оказывало внимание кочевой образ жизни, воззрения тенрианства, ислама. Своеобразие башкирской культуры заключалось языке, особенностях ведения хозяйства (полукочевое скотоводство и постепенные переход к оседлости), одежде ( длинные платья, украшения из кораллов и монет, тюбитейки, меховые шапки, сапоги, ичиги), жилищах (юрты, летние, жимние), пище (преобладание молочных и мясных блюд, малое количество овощей, каши, густые супы), социальной организации (объединение родственных семей – потомков одного предка по мужской линии в аймаки), семейных традициях и др.

Параллельно с башкирской культурой на территории РБ развивалась культура населяющих ее народов: русских, татар, украинцев, чувашей и др. С течением времени происходило взаимопроникновение культур, их влияние друг на друга.

До Великой Октябрьской социалистической революции в республике в основном развивалось самодеятельное искусство в виде народного творчества. После революции получила большое развитие профессиональная культура - музыкальная, театральная, живопись, хореография и др.

В 80-е годы в Башкирской АССР, как и во всем СССР сформировалась единая национальная общность - Советский народ. Соответственно, сформировались единые интернациональные культурные элементы, традиции. Единая культурная общность развивалась и после развала СССР.

В 90-е годы ХХ века в республике произошел уход от идеологии Марксизма-Ленинизма, нацеливание населения на строительство в республике капитализма без официальной идеологии. Культура мировоззрения населения сместилась в сторону религиозной культуры. Этому способствовало множество построенных в конце ХХ - начале ХХI века мечетей, синагог, православных и католическая церквей.

Современное состояние [ ]

Культура в ХХI веке в РБ развивается, как целостная система, как продукт художественной деятельности людей. Основным звеном художественной культуры является искусство. Искусство в Республике Башкирия существует и развивается в конкретных многочисленных видах: литература, театр, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественная фотография, музыка, хореография, кино, цирк, соответственно многообразию типов общественной практики человека в сфере художественного освоения мира. Все виды искусства находят поддержку и финансирование.

Развитие и поддержка культуры в республике оказывается созданными в республике творческими союзами: Союз кинематографистов Башкирии , Союз композиторов Республики Башкирия и др.

В республике работают театры: Башкирский государственный театр оперы и балета ; [1] .

Учебные заведения [ ]

В РБ работают учебные заведения культуры Уфимское училище искусств , Салаватский музыкальный колледж.

Наука [ ]

Всестороннее изучение культуры народов Башкирии началось с конца XIX — начала XX века учеными Н. А. Аристов, В. И. Даль, Р. Г. Игнатьев, М. В. Лоссиевский, П. И. Небольсин, Д. П. Никольский, С. И. Руденко, С. Г. Рыбаков, И. С. Попов, В. И. Филоненко и др.

Вопросами развития, функционирования культуры народов Башкирии занимались ученые РБ В.Л.Бенин, Д.Ж.Валеев, А.М.Кадыров, Ф.Т.Кузбеков, Л.Н.Попова, З.Г.Ураксин, К.А.Фёдоров, С.А.Халфин, Ф.Г.Хисамитдинова и др.

В Башкирском государственном университете на факультетах башкирской филологии и журналистики, философии и социологии, филологическом факультете, в Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой изучают национальную словесность народов РБ.

Создается реестр памятников культурного наследия Республики Башкирия.

Выдающиеся представители [ ]

Большой вклад в культуру народов Башкирии внесли поэты и писатели Салават Юлаев, Ш. Бабич, Мустай Карим, [2] , Интересные факты [ ]

В Российской Федерации на данный момент одна из лучших культур во всем мире, и разные уголки нашей большой страны дополняют в целом нашу Российскую культуру, одним из таких уголков России, является республика Башкортостан. Небольшая республика Российской Федерации с очень красивой и интересной культурой. Музыка в этой республики тоже играет огромную роль, симфонические оркестры, национальный сузыкальный инструмент курай, все это дополняют музыкальную культуру Республики Башкортостан.

Республика Башкортостан – это один из небольших регионов России, где культуре уделяют огромное внимания, чтя память своих предков, оставивших ее для своих потомков. На сегодняшний день культура Башкирии продолжает развиваться быстрыми темпами, открывается все больше культурных институтов, различных библиотек. Стоит отметить, что в Башкирии сегодня работают 12 театров, 4 филармонии, имеется свой академический ансамбль народного танца и многое другое, продолжает развиваться. В разных городах республики располагается множество музеев и библиотек, стоит отметить, что в Башкирии находится самое большое количество музеев, чем где-либо в России. Музеи в данной республике являются кладезю всего культурного наследия Башкирии, и ее достоянием.

Так же стоит отметить, что во времена Великой Отечественной войны, республика снабжала горючим не один фронт, так как в те года, было найдено множество скважин нефти, в Ишимбае и Ишимбайском районе. Башкортостан принимал огромное участие во времена войны, и сейчас в музеях хранится множество экспонатов оставшихся еще с тех времен.

Одним из самых крупных музеев РБ является его Национальный музей, где вы сможете найти множество интереснейших и красивейших экспонатов культуры Башкортостана. Стоит отметить, что на всей территории РБ располагается огромное множество памятников природы и культуры, на сегодняшний день их насчитывается около 4500 тысяч.

Башкортостан – это один из самых красивых регионов России, с огромной культурой, и традициями.

Сейчас у многих имеется юридическое образование, но все же, у большинства жителей его нет. Если у вас появились вопросы насчет юридических тем, то вы в любой момент можете обратиться и задай вопрос юристу (адвокату) и узнать, то, что вам было необходимо. Сейчас юридическая консультация стоит сравнительно не дорого. Юрист (адвокат) поможет вам разобраться в ваших вопросах связанных с законом или правом, задай вопрос юристу, и все вопросы исчезнут в миг.

Истоки башкирской литературы восходят к древнетюркским руничным и письменным памятникам типа орхоно-енисейских надписей и к рукописным произведениям 11 в. на языке тюрки ("Дивану лугат ат-тюрк" М. Кашгари, "Кутадгу билик" Ю. Баласагуни). О булгарском периоде развития башкирской литературы (11-13 вв.) свидетельствуют башкирские легенды об алпах (великанах), журавлях, дошедшие до наших дней в устной и письменной форме; путевые записки арабского путешественника Ибн-Фадлана, книга Якуба ибн-Нугмана "Таварихи Булгария" ("История Булгарии", 12 в.). В последующем отд. сюжеты "Таварихи Булгария" нашли отражение в произведениях историков и писателей Ш. Муслими, Т.Ялсыгула аль-Башкорди, Г. Сокороя. Классическим образцом художественной литературы 1-й половины 13 в. является поэма "Кисса-и Йусуф" Кул Гали. Сюжет о любви героев поэмы Зулейхи и Йусуфа заимствован из восточной литературы. Среди башкир сохранилось множество версий поэмы в письменной и устной форме. В период татаро-монгольского ига ряд ученых и писателей уехали в страны Ближнего Востока, Египет, среди них башкирские ученые и поэты Гильметдин Санджар аль-Башкорди и Насретдин аль-Насыри.

Башкиры создали богатый фольклор, связанный с ранним периодом их истории. В произведениях устного народного творчества художественно отражены воззрения древних башкир на природу, их житейская мудрость, психология, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческая фантазия. Жанровый состав башкирского народного творчества разнообразен: эпос и сказка, легенды и предания, загадки, песни (обрядовые, эпические и лирические), байты и мунажаты и др.

К жанрам фольклора, возникшим в глубокой древности, относится загадка. В загадках народ создает поэтический образ того, что его окружает; предметов, явлений, людей, животных и т.д. В основе большинства загадок лежит метафора, т.е. перенесение значения по сходству.

Письменное наследие прошлого и этапы развития башкирской литературы

Ранние этапы письменного художественного слова башкирского народа протекали под влиянием культуры Волжской Булгарии. Вполне правомерно предполагать, что башкиры посещали ее города, жили в них, обучались, знакомились с литературой, распространяли ее среди соплеменников.

В конце первой половины XIX в. распространилась суфийская поэзия. Видными ее представителями являются башкирские поэты - Т. Ялсыгул аль-Башкорди, Г. Усман, М. Кутуш Кыпсаки, А. Каргалы, Х. Салихов, Ш. Заки, Г. Сокорой.

Во второй половине XIX в. в башкирской литературе началось развитие просветительского направления. Видными представителями просветительского движения в Башкортостане стали М. Уметбаев, Р. Фахретдинов, М. Акмулла,. Мифтахетдин Акмулла широко известен не только в Республике Башкортостан, в Российской Федерации, но и в странах СНГ. Везде, где прошёл жизненный путь Акмуллы считают его своим земляком. Такое признание он заслужил за свое глубокое уважение ко всем народам, за его интернационализм, за его прогрессивные идеи, за его творчество.

После Октябрьской революции в башкирской литературе появилось два направления: национально-патриотическое, ратующее за башкирскую автономию, за самостоятельное развитие национальной культуры и революционно-демократическое, защищающее большевиков, борющееся за власть Советов. Известным представителем первого направления был Ш. Бабич. Второе направление возглавляли Д. Юлтый, А.Тагиров, Ш. Худайбердин, М. Гафури.

В 1920 году после разгона большевиками Башкирского правительства, убийства Ш. Бабича литература национально-патриотического направления перестала существовать. А революционно-демократическая литература получила дальнейшее развитие. Получили развитие почти все жанры литературы. В 20-х годах появились прозаические произведения М. Гафури, А.Тагирова, И. Насыри, стихи и поэмы Д. Юлтыя, С. Кудаша, Т. Янаби, М. Гафури, драмы Д. Юлтыя, Х. Ибрагимова, М. Бурангулова.

Великая Отечественная война изменила тематику башкирской литературы. Многие писатели, во-первых, ушли на фронт. Оставшиеся писатели, наряду с традиционными темами довоенных лет, приступили к созданию очерков, новелл, рассказов о войне, ее героях.

В послевоенные годы начинается новый этап в развитии башкирской литературы. Во-первых, в литературу приходит новое пополнение, прошедшее войну. Это такие писатели, как М. Карим, Я. Кулмуй, Н. Наджми, Х. Гиляжев. Они приносят в литературу новые темы, новые проблемы. Во-вторых, в литературу пришла талантливая молодежь. Это такие поэты, как Р. Гарипов, Р. Сафин, А. Игебаев, позднее Р. Бикбаев, А. Вахитов, И. Киньябулатов и др.

Тема Родины,труда,служению Отечеству в литературе и искусстве Башкортостана

Тема Родины, труда, служения Отечеству в литературе и искусстве

Тема Родины, труда, служения Отечеству в литературе и искусстве

Тема Родины, труда, служения Отечеству в литературе и искусстве Башкортостана.

Тема Родины в литературе Башкирии

Тема Родины в литературе Башкирии

Тема Родины в литературе Башкирии

Несмотря на постепенное становление и формирование национальных литератур, татарская и башкирская литературы до середины

Несмотря на постепенное становление и формирование национальных литератур, татарская и башкирская литературы до середины

Тема служению Отечеству в литературе

Тема служению Отечеству в литературе

Тема служению Отечеству в литературе Башкирии

Отечественная война 1812 года заметно отразилась на различных жанрах фольклора башкирского народа. Особенно она охарактеризована в исторических песнях и легендах.
Исторические песни о войне 1812 года были рождены в условиях огромного и душевного подъема башкир: во всех песнях повествование ведется устами народа, и в каждой из них отразились их мысли и чаяния.
В башкирском фольклоре чрезвычайно богато представлена на родная песня (йыр). Являясь сокровищницей башкирской музыкально-поэтической культуры, песни, наряду с кубаирами и эпическими поэмами, занимают выдающееся место в художественном творчестве народа. Содержание башкирского устного народного творчества, особенно песен, как эпических, так и лирических, представляет собой, в сущности, опоэтизированную историю и быт народа. В них в наиболее совершенной художественной форме выражен национальный характер народа, раскрыт высокий уровень его музыкально-поэтического творчества.
В народной песне, целостность которой достигается синтезом поэтического текста и мелодии, заложена особая сила идейно-эстетического воздействия. Русские краеведы и этнографы, интересовавшиеся бытом и культурой башкир, высоко оценили их музыкально-поэтическое творчество.
Тема традиционной дружбы, патриотический подъем и героический дух солдат пронизывают башкирские народные песни о войне с наполеоновской армией. В песне "Кутузов" воспевается слава великому русскому полководцу, в составе армии которого сражались и башкирские воины. Радость одержанной победы над врагом выражена в кавалерийской песне "Любизар«. Формы поэтического выражения патриотизма в башкирских песнях различны, но главная суть одна: патриотизм тех времен представляет собой сочетание в едином целом двух противоположных друг другу идей,- любовь к родине, гордость за неё и готовность защищать её, с одной стороны, сочетаются с ненавистью к существующим на родной земле несправедливым общественным порядкам и с протестом против социального и национального неравенства,- с другой. Разумеется, эта большая целостная идея проводится в песнях на разном уровне, на разной глубине.

Тема Великой Отечественной войны была и остается одной из главных тем башкирской литературы

Тема Великой Отечественной войны была и остается одной из главных тем башкирской литературы

Тема родины в живописи Башкирии

Тема родины в живописи Башкирии

Тема родины в живописи Башкирии

Театральная деятельность в Башкирии

Театральная деятельность в Башкирии

Театральная деятельность в Башкирии

Первыми башкирскими драматургами были

Первыми башкирскими драматургами были

Акмулла

башкирские писатели

Достоверных сведений о жизни этого человека практически нет. Все, что сейчас известно, больше относится к разряду легенд и рассказов. Принято считать, что всю свою сознательную жизнь поэт путешествовал по родной стране, не уставая при этом сочинять стихи.

Главные мотивы его творчества – это социальное неравенство, которое существовало между простым народом и баями. Одним из путей решения этой проблемы поэт видел в том, чтобы дать народу образование. Наверное, именно благодаря этой идее он начал преподавать детям.

Мустай Карим

Еще одна яркая звезда, которой может похвастаться башкирская литература, – это Мустафа Сафич Каримов, известный среди своих почитателей как Мустай Карим. Он родился вначале XX века, и эти тяжелые времена, несомненно, наложили отпечаток на его творчество.

башкирские писатели и поэты

То, что Мустай Карим сможет занять почетное место среди писателей Башкортостана, стало понятно еще тогда, когда мальчику исполнилось 16 лет. Именно в тот период вышла его первая публикация, после которой стало понятно, что башкирские писатели могут пополнить свои ряды новым алмазом, как назвали его тогда критики.

Активная гражданская позиция сделала из поэта настоящий пример, следовать которому пытались многие люди. Одним из способов выразить свою любовь к родине и стране стала поэзия. Она отличалась изобилием философских мыслей и идей, главная из которых заключалась в том, чтобы ценить свое государство и друг друга. Многие выказывали поддержку такой гражданской позиции поэта, считая её единственно верной.

Зайнаб Биишева

Башкирские писатели имеют в своих рядах не только известных мужчин, но и женщин. Одной из них была Зайнаб Биишева. Наверное, то, что девочка рано потеряла мать, а в подростковом возрасте – и отца, стало одной из причин, почему Зайнаб решила высказывать свои мысли на бумаге. Несомненно, этому способствовала и ее семья, которую на то время можно было отнести к интеллигенции. Её отец являлся муллой и учил деревенских детей, брат знал много иностранных языков, поэтому и сама Зайнаб не могла остаться в стороне.

 башкирская литература

Талант писательницы больше всего раскрылся после Великой Отечественной войны. Зайнаб владела как прозой, так и поэзией, и всего из-под её пера вышло более 60 книг. Кроме того, Зайнаб Биишева активно занималась переводом с родного башкирского языка на русский. Они предназначались как для взрослых, так и для детей, и были выполнены на профессиональном уровне.

Мажит

В последние годы XIX века башкирские писатели пополнили свои ряды ещё одним молодым дарованием. Им стал Мажит Гафури. На его творчество, как это часто бывает, повлияли трагические обстоятельства. Мажит рано потерял родителей, поэтому, чтобы иметь возможность жить и учиться, ему пришлось работать на богатых.

башкирские писатели

Перо писателя было нацелено на свержение царизма. Он сыграет огромную роль как творческий зачинатель башкирской и татарской литературы. Из-под его пера выходили легенды, поэмы, рассказы, пьесы, драмы, либретто к опере, стихи для детей.

Читайте также: