Основоположники метода проектов сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Метод проектов зародился во второй половине XIX-го века в сельскохозяйственных школах США. Основоположниками метода проектов считают американского философа, педагога, психолога Джона Дьюи (1859 – 1952) и его ученика Уильяма Херда Килпатрика (1871 – 1965).
Но в исторических исследованиях М. Холла указывается на то, что метод проектов не является полностью изобретением американской педагогики. Он возник в шестнадцатом веке в архитектурных мастерских Италии.

Содержимое работы - 1 файл

Metod_proektov.doc

Метод проектов зародился во второй половине XIX-го века в сельскохозяйственных школах США. Основоположниками метода проектов считают американского философа, педагога, психолога Джона Дьюи (1859 – 1952) и его ученика Уильяма Херда Килпатрика (1871 – 1965).

Но в исторических исследованиях М. Холла указывается на то, что метод проектов не является полностью изобретением американской педагогики. Он возник в шестнадцатом веке в архитектурных мастерских Италии.

Исторический путь становления и развития в педагогической практике метода проектов можно разделить на следующие этапы:

Условиями успешности обучения по Дьюи являются:

Джорж Дьюи ввел понятие опыта как источника образования (в противовес книжному знанию), настаивал на целесообразности образования, понимая ее как подчиненность усвоенного знания динамично представленным целям.

Опыт, по Дьюи, может быть блокирующим дальнейшее развитие. Образовательный опыт подталкивает к развитию, он должен закладывать основы развития в разных сферах, если опыт блокирует дальнейшее развитие он для своего продолжения требует настолько жестких и специальных условий, что мешает дальнейшему событию. Дьюи приводит пример избалованности, при которой для развития ребенку требуется особое устройство окружающего мира - его готовность потакать избалованному ребенку, а поскольку такие условия в широком мире невозможны, избалованный ребенок оказывается в нем несостоятельным.

Вводит принцип связи формируемого опыта с особенностями среды. Опыт всегда формируется внутри некоторой среды, где происходит рост ребенка. Традиционная школа создает сугубо искусственную среду обитания ребенка, образование, основанное на опыте, вводит ребенка в окружающую его широкую естественную среду, тем самым снимая проблему преодоления рамок обученности в дальнейшем. Следовательно, обучение через опыт не требует впоследствии дополнительной доводки, его результаты сразу оказываются пригодными за пределами обучения.

Так же вводит представление о возрастной адекватности создаваемых в обучении ситуаций, помогающих накоплению опыта. Задача педагога – обеспечить, с одной стороны, преемственность ситуаций, а с другой – выстроить их последовательность с учетом возможностей самого ребенка.

Также В.Х. Килпатрик предложил первую классификацию проектов.

С.Т. Шацкий утверждал, что вся деятельность ребёнка должна исходить от него самого, из его интересов и воли, от его инстинкта к исследовательской деятельности. С. Т. Шацкий подчёркивал, что к исследованию ребёнка побуждает жизненная необходимость, могучий инстинкт, доставшийся ему по наследству от предыдущих поколений.

Дж. Дьюи, В. Х. Килпатрик, С. Т. Шацкий, работая в рамках собственного педагогического опыта, пытались преодолеть характерное для традиционной школы расчленение содержания образования на отдельные предметные области, свести до минимума репродуктивность обучения.

Темы проектов, освещённые в сборнике:

Вместе с тем в зарубежной практике метод проектов успешно применялся и развивался (США, Великобритания, Бельгия, Израиль, Германия, Италия, Бразилия, Нидерланды, Финляндия и ряд других стран). В своей педагогической практике педагоги этих и других стран нашли разумное сочетание теоретических (предметных) знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

В зарубежной дидактике проектному обучению придавалось большое значение. В начале 60-х гг. ХХ веке в США была проведена переориентация школьных учебных программ на принципиально иные познавательные подходы. Обучение рассматривалось как превращение учебной информации в инструмент творческого и критического познания объективной реальности. В эти годы в Великобритании Наффилдским естественнонаучным институтом были созданы проекты для средних школ обычного и продвинутого обучения по физике, химии и биологии. Материалы этих проектов отличаются от обычных тем, что вместо учебников были разработаны серии исследовательских учебных материалов: рабочие тетради для практикумов и дискуссий, рабочие тетради для учителей. Роль же учителя состояла в организации помощи учащимся в нахождении способов преодоления трудностей, в организации ученического исследования.

При организации процесса обучения методом проектов широко применялось обучение в малых группах, кооперативное обучение. В качестве субъекта познания в проектном обучении выступает не столько каждый учащийся порознь, сколько вся малая группа сотрудничества. Специфической чертой обучения по данным программам и учебным пособиям является то, что поиск решения проблемы строится как совместная деятельность. Проектирование эксперимента, поиск, обсуждение, отбор предположений, выдвижение гипотез, обсуждение выводов и т.п. ведутся в обстановке межличностного взаимодействия.

Суть метода проектов

Метод проектов всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы, и, во-вторых, направлен на получение результата. Метод проектов – это таким образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата. В современной педагогике метод проектов применяется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Работа с проектами занимает особое место в системе школьного образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что школьники сами делают свой выбор и проявляют инициативу. С этой точки зрения хороший проект должен:

  • иметь практическую ценность;
  • предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований;
  • быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над ним, так и при ее завершении;
  • быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения; предполагать возможность решения актуальных проблем;
  • давать ученику возможность учиться в соответствии с его способностями;
  • содействовать проявлению способностей школьника при решении задач более широкого спектра;
  • способствовать налаживанию взаимодействия между обучающимися.

Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта/ теоретического продукта.

Учебный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.

Метод проектов в сравнении

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).

Метод проектов становится «интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания в нем теоретических знаний и их практическое применение для решения конкретных проблем.

Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснить эту систему и другие методы обучения.

Цели проектной деятельности:

  1. Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
  2. Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.
  3. Развитие исследовательских умений.

Типология проектов

  • доминирующая в проекте деятельность;
  • предметно-содержательная область проекта;
  • характер координации проекта;
  • характер контактов;
  • количество участников проекта;
  • продолжительность проекта.

Метод проектов направлен на:

обучение планированию:

  • учащийся должен уметь четко определить цель;
  • описать основные шаги по достижению поставленной цели;
  • концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы;

развитие критического мышления:

развитие творческого мышления:

  • пространственное воображение;
  • самостоятельный перенос теоретических знаний в практику;
  • комбинаторные умения;
  • прогностические умения.

умения работать с информацией:

  • отбирать нужную;
  • анализировать;
  • систематизировать и обобщать;
  • выявлять проблемы;
  • выдвигать обоснованные гипотезы их решения;
  • ставить эксперименты;
  • статистически обрабатывать данные;
  • генерировать идеи;

формирование коммуникативных компетенций:

  • работать в коллективе;
  • владеть культурой коммуникации;
  • умение адаптироваться к действительности;

умение составлять письменный отчет:

  • учащийся должен уметь составлять план работы,
  • четко презентовать информацию,
  • оформлять сноски,
  • иметь понятие о библиографии.

формирование позитивного отношения к работе:

  • учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм;
  • стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы.

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом:

  • выбор темы;
  • формулирование варианта проблем;
  • распределение задач по группам;
  • групповая или индивидуальная разработка проекта;
  • защита проекта.

Таким образом, проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Она способствует формированию ключевых компетенций учащихся:

  • коммуникативной – овладение учащимися всеми видами речевой деятельности (устной и письменной) в различных ситуациях; освоение и использование различных знаковых систем при изложении материала;
  • информационной - освоение необходимых знаний, умение осуществлять библиографический поиск и работать с различными источниками информации, работать с большими объёмами информации;
  • интеллектуальной – умение анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать и синтезировать, давать оценку фактам, прочитанным произведениям;
  • организационной - умение сформулировать цель своей деятельности, спланировать деятельность, осуществить её; владение навыками самоконтроля и самооценки.

Вся деятельность учащихся сосредоточивается на следующих этапах: подготовка, планирование, исследование, результаты и/или вывод, оценка результатов и процесса.

  • 1) Подготовка:
  • а) определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач;
  • б) выдвижение гипотезы их решения;
  • в) обсуждение методов исследования;
  • 2) Планирование:
  • а) определение источников информации;
  • б) определение способов сбора и анализа информации;
  • в) определение способа представления результатов;
  • г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
  • д) распределение задач (обязанностей) между членами команды.
  • 3) Исследование:
  • а) сбор информации;
  • б) решение промежуточных задач.
  • 4) Результаты и/или выводы:
  • а) анализ полученных данных;
  • б) формулирование выводов.
  • 5) Оценка результатов и процесса:
  • а) оформление конечных результатов;
  • б) подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.

Принципы организации проектной деятельности

Выдвигаются следующие основные принципы проектной деятельности:

  • проект должен быть посильным для выполнения;
  • создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку)
  • вести подготовку учащихся к выполнению проектов;
  • обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта (если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта);
  • обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Характер педагогической деятельности в методе проектов

«Учитель при этом выполняет следующие (задачи) функции:

Оценивание результатов проектной деятельности:

Трудности использования метода проектов

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Плюсы проектной деятельности:

Минусы проектной деятельности:

  • возрастает нагрузка на учителя;
  • ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);
  • психологические коммуникативные проблемы;
  • проблема субъективной оценки.

Проектная деятельность в работе и специфика метода проектов во внеурочной деятельности

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя.

Неоспорим тот факт, что тренировка и поощрение творческой деятельности должны начинаться в самом начале образовательного процесса и продолжаться на протяжении всей школьной жизни. Цель творческих заданий — выработка у учащихся определенных навыков:

  • проявления творческой активности при выборе темы в соответствии со своими интересами и требованиями преподавателя;
  • подбора литературы по данной тематике;
  • планирования своей работы с определением сроков выполнения;
  • проявления фантазии и выдумки при разработке результата задания;
  • грамотного оформления работы;
  • защиты работы.

Вовлеченность ученика в деятельность, удовлетворенность собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.

Достижение высокого уровня развития творческих способностей обучающихся при выполнении творческих проектов во многом определяется правильным выбором объекта проектирования. Тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные . Руководителю важно отследить, что выбор был обоснованным, не случайным, а продуманным.

Окончательный выбор темы проекта должен оставаться за руководителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, он может максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждого ученика или группы, учесть наличие учебно-методических материалов, свои возможности как руководителя-консультанта, степень участия других консультантов, сроки работы и т.п.

В работе над проектами руководствуюсь следующими принципами:

Цели внедрения в процесс воспитания

В современный учебный процесс внедряются новые методы обуче­ния, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики про­шедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активно­сти личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обуче­ние. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проекти­ровочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретиче­ские и практические составляющие деятельности человека, позволяет рас­крыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. Но, несмотря на многие плюсы данного метода, в современной школе он не очень распростра­нен. Его только начинают вводить в учебный процесс и, как правило, исполь­зуют его на факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.

Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения. Недаром данный метод относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Использованная литература:
  • 1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000
  • 2. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. – 326 с.
  • 3. Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926.
  • 4. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ "Белый ветер", 2000. – 285 с.
  • 5. Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. // Дисс. докт. психол. наук. - К.: 1981.
  • 6. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. – 110 с.
  • 7. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". – М., 2004.

Статья подготовлена на основе материала выпускной квалификационной работы "Метод проектов" Викторовой В.В.

Примеры индивидуальных проектов

Примеры индивидуальных проектов для родителей и преподавателей:

    1. Фотография одного и того же места на протяжении года. Ребенок научится дисциплинированному действию и увидит, что мир все время разный.
    2. Изготовление аквариума – от расчета количества материалов и эскиза, закупки материалов до заселения и кормления рыб по графику. В ходе работы ребенку можно прочитать лекции по процессам растворения в воде воздуха и дыхания рыб.
    3. Изготовление домашней системы аэропоники с датчиками влажности. В процессе ребенку можно прочитать лекции по фотосинтезу и питанию растений.
    4. Изготовление модели самолета с проведением испытаний полета. В процессе ребенку можно прочитать лекции по физике и механике.
    5. Фотографирование картины и монтаж видеофильма о рабочем процессе ребенка на протяжении всего рисования (несколько недель рисования, например, один день – один цвет). Ребенок научится терпению, дисциплинированному действию и увидит свою работу другими глазами.
    6. Помочь ребенку самостоятельно вырастить урожай чего-либо в миниатюре. От выбора семян и проращивания до сбора урожая и приготовления пищи.
    7. Помочь ребенку самостоятельно создать эскиз платья и сшить его или связать.
    8. Организовать сбор денег и пожертвовать их на благотворительность. Организовать автомойку/продажу чая (сока) в людных местах и пожертвовать прибыль на благотворительность.
    9. Организовать продажу чая в пользу благотворительной организации, раздавать листовки в пользу поисков доноров крови для детей.
    10. Используя микроскоп для студенческой работы, сделать целую серию лабораторных по поиску микробов и микроорганизмов. Можно изучить биологию на практике.

    Проекты могут быть любыми, их форма ограничена только фантазией преподавателей или родителей. Главная особенность проектов заключается в трех составляющих:

    Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

    Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

    Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи. Метод был направлен на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, а уметь применить эти знания на практике.

    Эти идеи Дьюи нашли отклик в современной школе. Обилие разнообразной научной информации, а также изменение и уточнение уже имеющейся, делают невозможным изучение всех предметов в рамках школьной программы. Следовательно, задача школы состоит в том, чтобы научить ориентироваться в мире информации, добывать самостоятельно, знания, рационально, подходить, к процессу познания, то есть научить учиться.

    Большое значение Дьюи придавал роли семьи и вовлечению родителей в осуществление педагогических задач. Понимание родителями этих задач, искренняя заинтересованность и включение в совместную деятельность с ребенком способствуют осуществлению связи между обучением и воспитанием в школе и вне нее.

    Педагогические идеи Дьюи оказали большое влияние на характер учебно-воспитательной работы в школах США и некоторых других стран.

    Пропагандировалась активность ребенка на основе свободы, а роль учителя сводилась к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их пытливости. Эти идеи нашли свое воплощение, главным образом, при начальной ступени образования.

    Недостатком в работе явилось отсутствие постоянных программ, отбор лишь тех знаний, которые могли найти практическое применение в жизни учащихся. Такая бессистемность изучения учебных дисциплин, их чрезмерная прагматичность приводила к тому, что учащиеся не получали полноценных научных знаний.

    Тем не менее, основные идеи Дьюи получили развитие в современном деятельно-личностном подходе к воспитанию, а именно:

    1. связь обучения с жизнью;
    2. развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
    3. развитие умения приспосабливаться к имеющейся действительности;
    4. умение сотрудничать с людьми во всех видах деятельности, в общении.

    Основоположником метода проектов считают Вильяма Кильпатрика. Он считал, что в основе метода лежит идея организации детской жизни, труда с обучением через сознание детей.

    Кильпатрик предполагал, что главным рычагом побуждения учащихся к деятельности для достижения определенной цели и связанной с ней необходимостью приобретения новых знаний является “рефлекс цели” (по И.П.Павлову). К этой идеи прилагался термин “проект” – нечто брошенное, пущенное вперед. Сам термин “проект” был узаконен в 1911 году. По мнению Кильпатрика, педагог должен ставить себе целью поддержать и использовать присущую детям любовь к разрабатыванию планов. Связь приобретенных знаний с новой целью – один из плодотворнейших источников новых интересов, особенно интересов интеллектуального свойства.

    Работа над проектом дает также отвлечение от эгоистического индивидуализма, ведь свое поведение необходимо сообразовывать с благополучием остальных членов коллектива. Проектом (по В. Кильпатрику) является любая деятельность, выполненная “от всего сердца”, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. В. Кильпатрик выделил четыре типа проектов:

    1. Воплощение мысли во внешнюю форму.

    2. Получение эстетического наслаждения.

    3. Решение задачи, разрешение умственного затруднения, проблемы.

    4. Получение новых данных, усиление степени познания, таланта.

    По предположению В. Кильпатрика проектом может быть постановка пьесы в школьном театре (I тип проекта), рассматривание и обсуждение картины (II тип проекта), освоение какой-либо деятельности, например, письма на уровне старшеклассников (IY тип проекта), т.е. все интересы учащихся находят отражение в разнообразных проектах. Но выполнение таких проектов не всегда приводит к приобретению учащимися новых знаний и умений, т.е. к их обучению.

    С другой стороны, интересы учащихся могут быть очень разнообразны и не всегда соответствовать требованиям жизни.

    Следовательно, идея В.Кильпатрика о построении учебного процесса, исходя только из интересов ребенка, не целесообразна: без структурирования изучаемого материала с учетом возрастных особенностей школьников, без школьной программы, руководствуясь сиюминутными интересами учащихся, сделать процесс эффективным невозможно.

    Но некоторые идеи Кильпатрика получили развитие и не потеряли актуальности в наши дни. Это – идея повышения эффективности обучения школьников посредством самостоятельно или спланированной и интересующей их деятельности.

    В 20-х годах XX века метод проектов привлек внимание советских педагогов, которые считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащегося в процессе обучения.

    В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

    Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающие, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

    Основные требования к использованию метода проектов:

    1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).
    1. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);
    1. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
    2. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

    Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

    Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    В теории и практике отечественной педагогической науки в последнее время инициируется интерес к методу проектов как к технологии, направленной на решение важнейших образовательных стратегий.

    Согласно ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, «общий объем обязательной части Программы… включает время, отведенное на:

    образовательную деятельность, осуществляемую в процессе различных видов детской деятельности (игровой, социально-коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной);

    образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

    самостоятельную деятельность детей;

    Формирование проектной деятельности необходимо воспитанникам для вооружения их универсальным умением решать различные проблемы, в том числе и образовательные. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как непосредственная образовательная деятельность.

    Основные концептуальные положения его теории таковы:

    истинным и ценным является только то, что дает практический результат;

    ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);

    усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;

    ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

    Условиями успешности обучения, согласно теории Д. Дьюи, являются:

    проблематизация учебного материала;

    познавательная активность ребенка;

    связь обучения с жизненным опытом ребенка;

    организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

    Идеи Д. Дьюи оказали огромное влияние на систему образования XX века. Они получили дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей – американских педагогов Е. Пархерст и В. Кильпатрика.

    Согласно классификации профессора Коллингса, проекты могут быть экскурсионные, трудовые (производственные), игральные и проекты рассказывания.

    Данные виды проектов впоследствии были пересмотрены в соответствии с задачами трудовой школы. В основу классификации на этот раз было положено участие детей в общественной работе и производительном труде. Предлагались проекты общественно-политические (пропаганда партийных и правительственных решений), хозяйственно-производственные (участие в посевных компаниях), культурно-бытовые (организация дошкольных учреждений, работа в клубе, избе-читальне).

    Большое внимание уделялось планированию работы. Для этого составлялись специальные вспомогательные таблицы (табл. 1).

    Читайте также: