Лирические виды народной словесности сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произве­дениях. Понятия рода, вида и жанра.

Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.

Устная народная словесность, ее виды и жанры (7)

Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.

Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словес­ности.

Лирические виды народной словесности: песня, частушка.

Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словес­ности.

Драматические виды народной словесности: на­родная драма, театр Петрушки.

Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.

Умение видеть особенности словесного выра­жения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.

Духовная литература, ее жанры (4)

Библия: уникальность жанра этой Книга. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.

Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, пса­лом.

Своеобразие стиля Библии.

Использование библейских жанров и стиля в рус­ской литературе.

Чтение Библии. Понимание библейских текс­тов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского по­вествования. Умение видеть своеобразие стиля в раз­личных библейских текстах. Умение заметить ис­пользование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.

Эпические произведения, их виды (10)

Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.

Литературный герой в рассказе и повести.

Языковые средства изображения характера: опи­сание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги ге­роев.

Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.

Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизо­дов, картин, героев. Художественная деталь.

Автор и рассказчик в эпическом произведении.

Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различ­ных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.

Лирические произведения, их виды (3)

Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.

Композиция лирического стихотворения.

Образ-переживание в лирике.

Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать в вы­разительном чтении идейно-художественное своеоб­разие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрываю­щее личное впечатление о стихотворении, об ис­пользовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.

Драматические произведения, их виды (2)

Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.

Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).

Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драма­тическом произведении.

Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматиче­ского произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специ­фических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.

Лиро-эпические произведения и их виды (4)

Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.

Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, нали­чие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.

Повести в стихах и стихотворения в прозе — со­единение в них признаков лирики и эпоса.

Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойствен­ных лирике и эпосу.

Понимание смысла произведений лиро-эпиче­ских жанров: их героев и сюжета, созданных посред­ством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.

Взаимовлияние произведений словесности (3)

Использование чужого слова в произведении: ци­тата, эпиграф, реминисценция.

Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.

Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение пере­дать это понимание в выразительном чтении произ­ведений. Использование мотивов народной словес­ности в собственном литературном творчестве.

Повторение изученного в 7 классе. (4)

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания;

- определять тему и основную мысль произведения;

- различать разговорный язык и разновидности литературного языка, их употребление;

- создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей;

- рассказывать о событии с использованием диалога;

- создавать собственный сказ, устный монолог в научном стиле;

- употреблять стилистически окрашенные слова в речи;

- создавать стилизацию и пародии;

- различать роды словесности, определять вид и жанр произведения;

- видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, своеобразие стиля в различных библейских текстах;

- понимать характер литературного героя с учётом всех средств его изображения;

- писать сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев;

- писать сочинение-эссе по лирическому произведению;

- создавать режиссёрский план эпизода, сценки с использованием языковых средств драматического рода словесности;

- писать сочинение: анализ эпизода пьесы; сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы;

- использовать мотивы народной словесности в собственном литературном творчестве;

- выразительно читать эпические и лирические произведения.

В ходе освоения содержания образования по родному ( русскому) языку обучающиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

- выполнение различных заданий исследовательского характера;

- умение работать самостоятельно, в группе, вместе с классом;

- изложение своих мыслей ясно, точно, и грамотно в устной и письменной речи;

- поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Литература и средства обучения

1. Алексеенко Л.П. Отбор дидактического материала к урокам подготовки сочинений по личным впечатлениям и наблюдениям.// Совершенствование работы по развитию речи школьников в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Межвузовский сборник научных трудов. – Л.: ЛГПИ имени А.И. Герцена,1987.

2. Афанасьев П.О. Методика русского языка в средней школе.// Хрестоматия по методике русского языка. Организация учебного процесса по русскому языку в школе. Пособие для учителя./ Авторы-составители: Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение,1991.

3. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка.//Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе: пособие для учителя/ Авторы-составители: Панов Б.Т., Яковлева Л.Б.- М.: Просвещение, 1991.

4. Буслаев Ф.И., Галахов А.Д. Программа русского языка и словесности. //Хрестоматия по методике русского языка. Организация учебного процесса по русскому языку в школе. Пособие для учителя./ Авторы-составители: Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение , 1991.

5. Гужва Ф.К. Морфология русского языка. Книга для учителя – Киев: Радняньская школа , 1987.

6. Данилов В.В. Методика родного языка.// Хрестоматия по методике русского языка. Организация учебного процесса по русскому языку в школе. Пособие для учителя./ Авторы-составители: Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение , 1991.

7. Державин Н.С. Основы методики преподавания по русскому языку и литературе в средней школе.// Хрестоматия по методике русского языка. Организация учебного процесса по русскому языку в школе. Пособие для учителя./ Авторы-составители Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение , 1991.

8. Иваницкая Г.М. Уроки развития связной речи: Пособие для учителя. – Киев : Радняньская школа,1990.

Презентация на тему: " Тема урока: Лирические виды и жанры народной словесности." — Транскрипт:

1 Тема урока: Лирические виды и жанры народной словесности

2 Что мы узнаем? Какие виды лирики народной словесности существуют? Какие виды лирики народной словесности существуют? На какие жанры делятся народные лирические песни и почему? На какие жанры делятся народные лирические песни и почему? Что такое частушка? Что такое частушка?

3 Чему мы научимся? Видеть особенности народных песен разных жанров Видеть особенности народных песен разных жанров Замечать красоту и душевность языка народных песен Замечать красоту и душевность языка народных песен Отличать шуточные песни от частушек Отличать шуточные песни от частушек

4 ВОПРОС УРОКА: Почему народные песни и частушки существуют до сих пор?

5 Виды эпических произведений народной словесности 1 – загадка 1 – загадка 2 – пословица 2 – пословица 3 – поговорка 3 – поговорка 4 – сказка 4 – сказка 5 – небылица 5 – небылица 6 – легенда 6 – легенда 7 – предание 7 – предание 8 – былина (старина) 8 – былина (старина) 9 - анекдот 9 - анекдот

7 Виды народной лирики ПЕСНЯ ПЕСНЯ ЧАСТУШКА ЧАСТУШКА

8 Жанры лирических песен

9 ОБРЯДОВЫЕ Магическое обращение к силам природы Соединение с христианскими праздниками

10 Подблюдные, свадебные, веснянки, проводы в армию

12 КОЛЫБЕЛЬНЫЕ Спи, усни, - Бай, бай, бай! Угомон тебя возьми… Спи, посыпай, Боронить поспевай. Мы те шапочку купим, Зипун сошьём; Зипун сошьём, Боронить пошлём – В чистые поля, В зелены луга.

13 СОЛДАТСКИЕ Солдатушки, браво-ребятушки, Где же ваши деды? - Наши деды – славные победы, Вот где наши деды! Солдатушки, браво-ребятушки, Где же ваши матки? - Наши матки – белые палатки, Вот где наши матки! Солдатушки, браво-ребятушки, А где ваши жёны? - Наши жёны – ружья заряжёны, Вот где наши жёны.

14 Ямщицкие, бродяжьи разбойничьи, бурлацкие

15 ШУТОЧНЫЕ Вот тебе помои – умойся! Вот тебе онучи – утрися! Вот тебе заслон – помолися! Вот тебе сухарь – подавися!

16 Жанры лирических песен Обрядовые Обрядовые Любовные Любовные Колыбельные Колыбельные Солдатские Солдатские Ямщицкие Ямщицкие Бродяжьи Бродяжьи Разбойничьи Разбойничьи Бурлацкие Бурлацкие Шуточные Шуточные

17 ? Котинька, коток, Котя, серенький хвосток! Приди, котик, ночевать, Мово Лёшеньку качать, Прибаюкивати. Я тебе, коту, За работу заплачу: Беленький платочек На шею навяжу, А другой, голубой, В ручки подарю…

19 Задания Выразительно прочитать Выразительно прочитать Определить, какие переживания выражены в частушке Определить, какие переживания выражены в частушке Определить, есть ли рифма и ритм Определить, есть ли рифма и ритм Отметить особенности языка частушки Отметить особенности языка частушки

20 Что общего ? Форма – четверостишье Форма – четверостишье Есть ритм и рифма Есть ритм и рифма Обращение к конкретному человеку Обращение к конкретному человеку Образность Образность Язык, присущий фольклорным произведениям Язык, присущий фольклорным произведениям

21 Домашнее задание Записать народную лирическую песню или частушку, исполняемую в вашей семье Записать народную лирическую песню или частушку, исполняемую в вашей семье Объяснить, почему она любима Объяснить, почему она любима

22 Долголетие песен и частушек объясняется так: Они часть нашей народной культуры Они часть нашей народной культуры Они выражают мысли и чувства, присущие русскому человеку в любые времена Они выражают мысли и чувства, присущие русскому человеку в любые времена Они образец красоты и выразительности русского языка Они образец красоты и выразительности русского языка

Одной из наиболее важных и богатейших частей художественной культуры народа является его устное словесное творчество. Сколько прекрасных жемчужин, богатых, интересных по смыслу, с яркой художественной формой имеет оно! И наибольшим украшением являются народные лирические песни. Вследствие того, что фольклорные произведения отображают все стороны народной жизни, разнообразнейшие проявления человеческой души, они группируются в три основных рода: народная лирика, народная драма, народный эпос.

В пределах каждого фольклорного рода различаются

жанры и поджанры. Основные жанры (виды) народной лирики такие: трудовые песни, календарно-обрядовые, родственно-бытовые, социально-бытовые. Ученые-фольклористы пришли к общей мысли, что трудовые песни появились в древнейшие периоды истории общества – вместе с утверждением звукового языка как средства общения между людьми.

Возникли они в процессе коллективной работы и сначала, очевидно, облегчали ее, помогая возбуждать силовые усилия многих людей и объединять их в одно трудовое движение. Сперва, это могли быть команды-восклицания одного человека или всех работающих, причем произносились они

Со временем к восклицаниям присоединялись и другие слова, которые составляли потом предложение, текст песни обогащался, усложнялся. В таких песнях выразилась и наивная вера первоначального человека в магическую силу слова: якобы оно могло обеспечить большую производительность работы. Развиваясь, эти песни стали выразителями и хранителями трудового опыта.

Позднее, из этого древнейшего жанра начали выделяться другие устно-поэтические виды, приобретая самостоятельность.

Ученые строят предположения, что первыми могли выделиться песни календарно-обрядовой поэзии, которые наиболее тесно связаны с трудовой деятельностью людей. Это – веснушки, колядки, щедровки, жатвенные песни, с которыми вы познакомились в предыдущих классах на уроках украинской литературы и музыки. Параллельно выделялись, очевидно, и песни-игры (“Мак”, “Просо” и подобные), которые позднее стали начальным, простейшим жанром народной драмы как фольклорного рода.

Думы, исторические песни, легенды, пересказы, басни, сказки представляют народный эпос.

В родственно-бытовых песнях воспроизведены все важные проявления семейной жизни. Основные темы этих произведений : счастливая и несчастливая супружеская жизнь, верность и измена, вдовство, сиротство, трагические случаи, пребывание на чужбине, отношения между членами семьи (между родителями и детьми, братьями и сестрами, свекровью и невесткой, мачехой и не родными детьми и т. п.). Разновидностями родственно-бытовых песен являются колыбельные, танцевальные, шутливые и т. п..

Особенно многочисленны песни о любви и событиях, ею обусловленные (влюбленность, свидание, верность и измена, соперничество, ревность, развод, тоска по милому человеку и прочие).

Воет Ветер на долину. Веет ветер на долину, Баюкает былину. Род к роду письма пишет Пишет письма разнообразные, Пишет, рассылает Где семью имеет.

Ой, род же мой, род, Ой, род же мой милый, Разошелся Как туманец седой. Туман седой, туман синий, Подымись вверх, Съезжайтесь род к роду На дорогой разговор. Ой, брат сестры спрашивается: “Ты, сестра, племянница, Привыкла ли ты там жить, Где врагов много?” “Ой привыкла, мой братец, Между врагами, Как в поле родничок Между дорогами.

Что кто идет, а кто едет – Водицы напьется, А из меня, несчастной.

Ø Семья – здесь: родственники. Имеется в виду семья мужа.

Примерные вопросы для самопроверки:

Какие фольклорные роды? Назовите основные жанры народной лирики. Когда и при каких обстоятельствах могли возникнуть народные песни? О чем поется в родственно-бытовых песнях?

Расскажите, когда и при каких условиях составлялись песни каждого из разновидностей социально-бытовых произведений. Какие темы в них освещаются? Какие образы-персонажи являются центральными? Какими признаками характеризуется содержание лирических песен?

Объясните, какую роль в песнях сыграют образы природы. Приведите примеры. Какие художественные средства языка характерны для лирических песен? Иллюстрируйте свой ответ примерами.

Вспомните особенности стихотворной формы думы. Чем подобны они к стихотворной форме лирических песен? Чем отличаются?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Лирические виды и жанры народной словесности

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: Лирические виды и жанры народной словесности

Тема урока: Лирические виды и жанры народной словесности

НАРОДНАЯ ЛИРИКА — произведения фольклора, раскрывающие чувства, переживания.

НАРОДНАЯ ЛИРИКА — произведения фольклора, раскрывающие чувства, переживания, ощущения человека, вызываемые его взаимоотношениями с другими людьми или его реакцией на события общественной жизни.


Виды народной лирики ПЕСНЯ ЧАСТУШКА

Виды народной лирики ПЕСНЯ ЧАСТУШКА

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ наиболее распространенный вид народной музыки, продукт коллект.

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ наиболее распространенный вид народной музыки, продукт коллективного устноготворчества. Отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразиемжанрового содержания, музыкального языка, структуры. Народная песня существует во множестве местных вариантов, постепенно видоизменяясь.

ЧАСТУШКА фольклорный лирический жанр, истоки которого таятся в древнерусском.

ЧАСТУШКА фольклорный лирический жанр, истоки которого таятся в древнерусском стихе и, возможно, у скоморохов, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, исполняемая в быстром темпе

ВОПРОС УРОКА: Почему народные песни и частушки существуют до сих пор?

ВОПРОС УРОКА: Почему народные песни и частушки существуют до сих пор?

Виды народной лирики ПЕСНЯ ЧАСТУШКА

Виды народной лирики ПЕСНЯ ЧАСТУШКА

Жанры лирических песен

Жанры лирических песен

ОБРЯДОВЫЕ Магическое обращение к силам природы Соединение с христианскими пра.

ОБРЯДОВЫЕ Магическое обращение к силам природы Соединение с христианскими праздниками



Подблюдные, свадебные, веснянки, проводы в армию

Подблюдные, свадебные, веснянки, проводы в армию


Любовные Мимо садику, мимо виноградного, Мимо виноградного Пролетал соловей.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ Спи, усни, - Бай, бай, бай! Угомон тебя возьми… Спи, посыпай, Бор.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ Спи, усни, - Бай, бай, бай! Угомон тебя возьми… Спи, посыпай, Боронить поспевай. Мы те шапочку купим, Зипун сошьём; Зипун сошьём, Боронить пошлём – В чистые поля, В зелены луга.

СОЛДАТСКИЕ Солдатушки, браво-ребятушки, Где же ваши деды? Наши деды – славные.

СОЛДАТСКИЕ Солдатушки, браво-ребятушки, Где же ваши деды? Наши деды – славные победы, Вот где наши деды! Солдатушки, браво-ребятушки, Где же ваши матки? Наши матки – белые палатки, Вот где наши матки! Солдатушки, браво-ребятушки, А где ваши жёны? Наши жёны – ружья заряжёны, Вот где наши жёны.

Ямщицкие, бродяжьи, разбойничьи, бурлацкие

Ямщицкие, бродяжьи, разбойничьи, бурлацкие



ШУТОЧНЫЕ Вот тебе помои – умойся! Вот тебе онучи – утрися! Вот тебе заслон –.

ШУТОЧНЫЕ Вот тебе помои – умойся! Вот тебе онучи – утрися! Вот тебе заслон – помолися! Вот тебе сухарь – подавися!

Жанры лирических песен Обрядовые Любовные Колыбельные Солдатские Ямщицкие Бро.

Жанры лирических песен Обрядовые Любовные Колыбельные Солдатские Ямщицкие Бродяжьи Разбойничьи Бурлацкие Шуточные

? Котинька, коток, Котя, серенький хвосток! Приди, котик, ночевать, Мово Лёше.

? Котинька, коток, Котя, серенький хвосток! Приди, котик, ночевать, Мово Лёшеньку качать, Прибаюкивати. Я тебе, коту, За работу заплачу: Беленький платочек На шею навяжу, А другой, голубой, В ручки подарю…

ЧАСТУШКИ


Задания Выразительно прочитать Определить, какие переживания выражены в часту.

Задания Выразительно прочитать Определить, какие переживания выражены в частушке Определить, есть ли рифма и ритм Отметить особенности языка частушки

Что общего ? Форма – четверостишье Есть ритм и рифма Обращение к конкретному.

Что общего ? Форма – четверостишье Есть ритм и рифма Обращение к конкретному человеку Образность Язык, присущий фольклорным произведениям

Долголетие песен и частушек объясняется так: Они часть нашей народной культур.

Долголетие песен и частушек объясняется так: Они часть нашей народной культуры Они выражают мысли и чувства, присущие русскому человеку в любые времена Они образец красоты и выразительности русского языка

Список использованных ресурсов: 1.https://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 132 человека из 45 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 414 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 03.11.2019 2491
  • PPTX 5 мбайт
  • 140 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Трефилова Ирина Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Лирические виды и жанры народной словесности

с помощью данного материала обучающиеся узнают какие виды лирики народной словесности существуют, на какие жанры делятся народные лирические песни и почему, что такое частушка. Обучающиеся научатся видеть особенности народных песен разных жанров, замечать красоту и душевность языка народных песен, отличать шуточные песни от частушек

Лирические виды и жанры народной словесности

Лирические виды и жанры народной словесности

Тема урока: Тема урока: Лирические виды и жанры Лирические виды и жанры народной словесности народной словесности

Лирические виды и жанры народной словесности

Лирические виды и жанры народной словесности

Что мы узнаем? Что мы узнаем? Какие виды лирики народной ► Какие виды лирики народной словесности существуют? словесности существуют? На какие жанры делятся народные ► На какие жанры делятся народные лирические песни и почему? лирические песни и почему? Что такое частушка? ► Что такое частушка?

Лирические виды и жанры народной словесности

Лирические виды и жанры народной словесности

Чему мы научимся? Чему мы научимся? Видеть особенности народных ► Видеть особенности народных песен разных жанров песен разных жанров Замечать красоту и душевность ► Замечать красоту и душевность языка народных песен языка народных песен Отличать шуточные песни от ► Отличать шуточные песни от частушек частушек

Лирические виды и жанры народной словесности

Лирические виды и жанры народной словесности

ВОПРОС УРОКА: ВОПРОС УРОКА: Почему народные песни и Почему народные песни и частушки существуют до частушки существуют до сих пор? сих пор?

Лирические виды и жанры народной словесности

Лирические виды и жанры народной словесности

Виды эпических произведений Виды эпических произведений народной словесности народной словесности 1 – загадка ► 1 – загадка 2 – пословица ► 2 – пословица 3 – поговорка ► 3 – поговорка 4 – сказка ► 4 – сказка 5 – небылица ► 5 – небылица 6 – легенда ► 6 – легенда 7 – предание ► 7 – предание 8 – былина (старина) ► 8 – былина (старина) 9 - анекдот ► 9 - анекдот

Лирические виды и жанры народной словесности

Лирические виды и жанры народной словесности

Лирические виды и жанры народной словесности

Лирические виды и жанры народной словесности

Лирические виды и жанры народной словесности

Лирические виды и жанры народной словесности

Лирические виды и жанры народной словесности

Лирические виды и жанры народной словесности

ОБРЯДОВЫЕ ОБРЯДОВЫЕ Магическое ► Магическое обращение к обращение к силам природы силам природы Соединение с ► Соединение с христианскими христианскими праздниками праздниками

Лирические виды и жанры народной словесности

Лирические виды и жанры народной словесности

Лирические виды и жанры народной словесности

Лирические виды и жанры народной словесности

Лирические виды и жанры народной словесности

Лирические виды и жанры народной словесности

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ Спи, усни, - Спи, усни, - Бай, бай, бай! Бай, бай, бай! Угомон тебя возьми… Угомон тебя возьми… Спи, посыпай, Спи, посыпай, Боронить поспевай. Боронить поспевай. Мы те шапочку купим, Мы те шапочку купим, Зипун сошьём; Зипун сошьём; Зипун сошьём, Зипун сошьём, Боронить пошлём – Боронить пошлём – В чистые поля, В чистые поля, В зелены луга. В зелены луга.

Лирические виды и жанры народной словесности

Лирические виды и жанры народной словесности

СОЛДАТСКИЕ СОЛДАТСКИЕ Солдатушки, браво-ребятушки, Солдатушки, браво-ребятушки, Где же ваши деды? Где же ваши деды? Наши деды – славные победы, - Наши деды – славные победы, Вот где наши деды! Вот где наши деды! Солдатушки, браво-ребятушки, Солдатушки, браво-ребятушки, Где же ваши матки? Где же ваши матки? Наши матки – белые палатки, - Наши матки – белые палатки, Вот где наши матки! Вот где наши матки! Солдатушки, браво-ребятушки, Солдатушки, браво-ребятушки, А где ваши жёны? А где ваши жёны? Наши жёны – ружья заряжёны, - Наши жёны – ружья заряжёны, Вот где наши жёны. Вот где наши жёны.

Читайте также: