Лесков и общественное мнение сообщение

Обновлено: 19.05.2024

Анатолий Фролов
Сентябрь 2012 г.

Даа. Интересная параллель. Спасибо! Есть над чем подумать.
Однако, жаль, что такую серьезную литературу и так глубоко никто не рассматривает. Да и не читают - лубок правит бал!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

— Редкий тип героини в русской литературе.

— Да, вы правы. Женщины-злодейки нравились европейским романтикам, но это были фам фаталь, а не преступницы. В русской литературе женщина-вамп — большая редкость, как в общем-то и в русской действительности. Русские женщины — серийные убийцы, жившие в позапрошлом веке, нам неизвестны. В Англии, Франции легко. В России, вероятно, они тоже встречались, но значительно реже. Шумных историй не было ни одной: забитость и богобоязненность русской женщины, думаю, сыграли тут свою роль.

Удивительно и то, что Лесков написал свою повесть о леди Макбет в один из самых счастливых периодов своей жизни в Киеве, когда был страстно влюблен в Екатерину Степановну Бубнову, с которой впоследствии прожил много лет и родил сына. Текст проникнут любовной негой, там нет откровенных сцен, но намеков на эротику и страсть множество. И героиню зовут Катерина. Хотя в Екатерине Бубновой не было ничего зловещего: на момент знакомства это была добропорядочная замужняя дама, мать четверых детей, что не помешало ей уйти от мужа, воссоединиться с Лесковым и родить пятого ребенка.

— В том-то и состояла его разорванность. Лесков был горячим, страстным и безудержным человеком, не всегда мог сдерживать себя, но понимал, что идеал находится совсем на другом полюсе, там, где тишина, покой, святость . Но кротость и жертвенная любовь ему не давались. Это, видимо, его надламывало. Он верил в очеловечивающую силу христианства: служение ближнему, чистота души, внутренняя цельность, для него все это было не безвкусной жвачкой из очередной воскресной проповеди, а предметом любви и веры.

Он искал тех, кто обладает этими сокровищами. Людей до такой степени кротких, героических, добрых, смелых, кажется, не существовало на белом свете, тогда он их придумывал. Лесков — христианский идеалист. Он никогда не был таким изощренным психологом, как Достоевский или Толстой; наоборот, ему особенно удавались персонажи, существовавшие словно вне психологических законов, люди-иконы, обладатели образцовой нравственности или умений: старичок-травник Крылушкин, молочник Голован, княгиня Протозанова, мастер-волшебник Левша, солдат на часах Постников.

— Были ли у него предтечи и последователи?

— Думаю, больше всего он любил анекдот в старинном смысле слова — короткую, ядреную историю, приправленную перчиком. Это связано с его вкусом к изложению устной речи на письме. Анекдот — это ведь разговорный жанр: важно, не что рассказано, а как. Роман — по крайней мере в те времена, когда сочинял Лесков, — это картины общественные и психологические, это про отношения и людей, вообще не про язык. Лескову это было не настолько интересно. Он делал попытки, но получались либо иконы, либо карикатуры. Это принципиально другой тип дарования, чем у Тургенева, Толстого и Достоевского.

Ключевые слова: Н.С. Лесков, биография, литературная и нравственная репутация, мемуары, рецепция личности и творчества

Abstract:
The article examines different memoirs dedicated to N.S. Leskov; the main object of analysis being the receptions of Leskov’s personality and the motives for such receptions. It studies some aspects of self-presentation of the writer in his conversations with the memoirists, analyzes the relatively insignifi­cant interest to the person of Leskov as bein­g due to his public reputation. It then goes on to show that the relatively little attention of the memoirists to Leskov was also partly defined by the marginal position he occupied in the literary milieu. Another reason being his “boring” biography with no place for a vivid “story”, or a “plot”. The statements of the writer, preserved in the memoirs, indicate diverse strategies by which he tried to overcome his marginalized position in the realm of literature.

Key words: N.S. Leskov, biography, literary and moral reputation, memoirs, reception of personality and creativity

Биография Лескова — это череда путешествий в пространствах географичес­ком и социокультурном: Орел и Орловская губерния — Киев — служба чиновником и сотрудником частной компании (с постоянными разъездами по России) — Москва — Петербург — литератор, опять чиновник — либерал, примыкающий к стану консерваторов, — искренний, но не во всем верный приверженец толстовского учения…

Еще одну из причин назвал уже упоминавшийся Боборыкин:

Человека с университетским образованием я в нем не чувствовал. Он совсем не был начитан по иностранным литературам, но отличался любознательностью по разным сферам русской письменности, знал хорошо провинцию, купечество, мир старообрядчества, о котором и стал писать у меня, и в этих статьях соперничал с успехом с тогдашним специалистом по расколу П.И. Мельниковым [Боборыкин 1965: 355].

Выступая в печати по самым различным поводам, под своим именем, под псевдонимами и без подписи, Лесков не оставил ничего похожего на лите­ратурный манифест и почти не писал и не печатал литературно-критических статей[6]. Воспоминания о писателе, вместе с его письмами, позволяют до некоторой степени понять его взгляд как на литературу вообще, так и на собственное творчество.

Но существует, по-видимому, и еще одна причина упрощенного объяснения Лесковым своей неповторимой стилевой игры. В последние годы жизни он — правда, более на уровне самосознания, в своих декларациях, а не на практике — видел главное достоинство своих сочинений не в прихотливости языка, а в идеях и темах: в новой постановке христианской темы, в образах праведников.

В другой раз Лесков прямо в беседе с Фаресовым перечислил свои любимые произведения, вошедшие в одиннадцатый том (1893) его собрания сочинений и написанные, по его словам,

за последние годы, когда я сам значительно изменился и мой взгляд на жизнь стал возвышеннее и ближе к христианскому идеалу. Нет-таки, не интересует публику этот нравственный перелом в чтимом ею писателе, и она не читает его последние произведения [Фаресов 1904: 378—379][8].

Книги и сотой доли не сказали мне того, что сказало столкновение с жизнью. О, какое преимущество! Всем молодым писателям надо выезжать из Петербурга на службу в Уссурийский край, в Сибирь, в южные степи… Подальше от Невского! запасаться опытом и размышлением о действительной жизни [Фаресов 1904: 21].

Собственный жизненный опыт и его воплощение в своих сочинениях Лесков, очевидно, рассматривал как в своем роде образцовые. А себя он оценивал очень высоко, остро, мучительно переживая свою непризнанность или недостаточное признание.

Много ли даже в литературе-то найдется лиц, перечитывающих меня в настоящее время, чтобы судить более правильно обо мне и прийти ко мне с миром? Много ли? — вопрошал он Фаресова. — А ведь меня мешком по голове не били, и не хуже я этих других в русской литературе. Ведь через пять-шесть десятков лет люди будут только читать наши книги, а не партийные счета. Желал бы я знать, много ли таких книг у моих врагов уцелеет для потомства… Очень желал бы! Ведь это всё одна письменность. Нужно же правду говорить, и о себе я скажу, что за последнее время настоящую литературу делали Толстой, Тургенев и я… Многие писатели дали нам широкие полотна русской жизни с большими фигурами, но они не умели открывать обществу новые горизонты, новые направления и вести его за собою к определенному идеалу. У нас он был. Не люблю я говорить о себе, а если придет­ся к слову, то и меня в родины мамка на пол головой не роняла [Там же: 140—141].

Видя — в соответствии с русской традицией — в писателях учителей жизни и наделяя их, а тем самым и себя, своего рода пророческой миссией[10], Лесков в то же время акцентировал и другую, не столь грандиозную, но насущно необходимую роль литератора. Фаресов в своей книге передает содержание беседы Лескова с государственным контролером Т.И. Филипповым. Собеседник Филиппова настаивал и советовал:

Пора в такой малокультурной стране, как Россия, ценить писателя выше чиновни­ка и принимать его на службу, не жалея денег и не сомневаясь в том, что государст­во выиграет и в частности, и в общем, если литературные люди войдут в его учреждения и салоны. Не страшиться надо литераторов, а литературная среда все-таки умная среда и уже, конечно, честнейшая из всех остальных [Фаресов 1904: 140].

Библиография / References

[Амфитеатров 1904] — И.Л. Икс Николай Семенович Лесков // Санкт-Петербургские ведомости. 1904. № 196.
(I.L. Iks Nikolay Semenovich Leskov // Sankt-Peterburgskie vedomosti. 1904. № 196.)

[Боборыкин 1965] — Боборыкин П.Д. Воспоминания. Т. 1. М.: Художественная литература, 1965.
(Boborykin P.D. Vospominaniya. Vol. 1. Mosсow, 1965.)

[Борхсениус 1983] — Борхсениус Е.И. Мои воспоминания о Николае Семеновиче Леско­ве / Публ. и коммент. А.Д. Романен­ко // В мире Лескова: Сборник статей. М.: Советский писатель, 1983. С. 337—363.
(Borkhsenius E.I. Moi vospominaniya o Nikolae Semenoviche Leskove / Ed. by A.D. Romanen­ko // V mire Leskova: Sbornik statey. Moscow, 1983. P. 337—363.)

[Бубнов 2000] — Из воспоминаний Н.М. Бубнова / Вступ. ст., публ. и коммент. В. Эджертона // Литературное наследство. Т. 102: Неизданный Лесков. Кн. 2. М.: Наследие, 2000. С. 322—340.
(Iz vospominaniy N.M. Bubnova / Ed. by V. Edzher­ton // Literaturnoe nasledstvo. Vol. 102: Neizdannyy Leskov. Book 2. Moscow, 2000. P. 322—340.)

[Валевский 1995] — Валевский А.Л. Биографи­ка как дисциплина гуманитарного цик­ла // Лица: Биографический альманах. Вып. 6 / Ред.-сост. А.И. Рейтблат. М.; СПб.: Atheneum; Феникс, 1995. С. 32—68.
(Valevskiy A.L. Biografika kak distsiplina gumanitarnogo tsikla // Litsa: Biograficheskiy al’manakh. Issue 6 / Ed. by. A.I. Reytblat. Moscow; Saint Petersburg, 1995. P. 32—68).

[Гольцев 1903] — Гольцев В.А. Н.С. Лесков. (Из воспоминаний и переписки) // Ито­ги. М., 1903. С. 44—46.
(Gol’tsev V.A. N.S. Leskov. (Iz vospominaniy i perepiski) // Itogi. Moscow, 1903. P. 44—46.)

[Дубин 1995] — Дубин Б.В. Биография, репутация, анкета (о форме интеграции опыта в письменной культуре) // Лица: Биографический альманах. Вып. 6 / Ред.-сост. А.И. Рейтблат. М.; СПб.: Atheneum; Феникс, 1995. С. 17—31.
(Dubin B.V. Biografiya, reputatsiya, anketa (o forme integratsii opyta v pis’mennoy kul’ture) // Litsa: Biograficheskiy al’manakh. Issue 6 / Ed. by A.I. Reytblat. Moscow; Saint Petersburg, 1995. P. 17—31.)

[Евдокимова 2001] — Евдокимова О.В. Мнемонические элементы поэтики Н.С. Лескова. СПб.: Алетейя 2001.
(Evdokimova O.V. Mnemonicheskie elementy poetiki N.S. Leskova. Saint Petersburg, 2001.)

[Лесков 1958] — Лесков Н.С. Собрание сочи­нений: В 11 т. Т. 9 / Под общ. ред. В.Г. Ба­­зано­ва, Б.Я. Бухштаба, А.И. Груздева, С.А. Рей­сера, Б.М. Эйхенбаума. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958.
(Leskov N.S. Sobranie sochineniy: In 11 vols. Vol. 9 / Ed. V.G. Bazanov, B.Ya. Bukhshtab, A.I. Gruzdev, S.A. Reyser, B.M. Eykhenbaum. Moscow, 1958.)

[Лесков 1984] — Н.С. Лесков о литературе и ис­кус­стве / Вступ. ст. и сост. И.В. Сто­ля­ро­вой; Коммент. А.А. Шелаевой. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1984.
(N.S. Leskov o literature i iskusstve / Ed. by I.V. Sto­lyarovoy; Komment. A.A. Shelaevoy. Leningrad, 1984.)

[Лесков 1996] — Лесков Н.С. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 3: Сочинения 1862—1864. М.: Терра, 1996.
(Leskov N.S. Polnoe sobranie sochineniy: In 30 vols. Vol. 3: Sochineniya 1862—1864. Moscow, 1996.)

[Лесков 2011] — Н.С. Лесков: Классик в неклассическом освещении. Волынский А. Н.С. Лесков. Измайлов А. Лесков и его время / Подгот. текста и коммент. А.А. Алек­сандрова, В.А. Котельникова и О.Л. Фетисенко; Отв. ред. О.Л. Фетисенко. СПб.: Владимир Даль, 2011.
(N.S. Leskov: Klassik v neklassicheskom osve­shche­nii. Volynskiy A. N.S. Leskov. Izmaylov A. Leskov i ego vremya / Ed. by. O.L. Fetisenko. Saint Petersburg, 2011.)

[Лотман 1982] — Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1982.
(Lotman Yu.M. Aleksandr Sergeevich Pushkin: Biografiya pisatelya: Posobie dlya uchashchikhsya. Moscow, 1982.)

[Лужановский 1980] — Лужановский А.В. Документальность повествования — жанровый признак рассказов Н.С. Лескова // Русская литература. 1980. № 4. С. 150—157.
(Luzhanovskiy A.V. Dokumental’nost’ povestvo­vaniya — zhanrovyy priznak rasskazov N.S. Les­kova // Russkaya literatura. 1980. № 4. P. 150—157.)

[Окрейц 1895] — С.С. Окр-цъ. Н.С. Лесков (Некролог) // Луч. 1895. № 16. 25 февраля.
(S.S. Okr-ts. N.S. Leskov (Nekrolog) // Luch. 1895. № 16. 25 February.)

[Паперно 1996] — Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский — человек эпохи реализма. М.: Новое литературное обозрение, 1996.
(Paperno I. Semiotika povedeniya: Nikolay Cherny­shevskiy — chelovek epokhi realizma. Moscow, 1996.)

[Пильд 2003] — Пильд Л. Иероним Ясинский: позиция и репутация в литературе // Блоковский сборник. Вып. XVI. Александр Блок и русская литература первой половины ХХ века. Тарту: Издательство Тар­туского университета, 2003. С. 36—51.
(Pil’d L. Ieronim Yasinskiy: pozitsiya i reputatsiya v literature // Blokovskiy sbornik. Issue XVI. Aleksandr Blok i russkaya literatura pervoy poloviny XX veka. Tartu, 2003. P. 36—51.)

[Пильский 1931] — Пильский П. Н.С. Лесков. К столетию со дня рождения // Сегодня. 1931. № 49. 18 февраля.
(Pil’skiy P. N.S. Leskov. K stoletiyu so dnya rozhdeniya // Segodnya. 1931. № 49. 18 February.)

[Ранчин 1998] — Ранчин А.М. К поэтике ли­тературной мистификации: легенды Н.С. Лес­кова по старинному Прологу // Тыняновский сборник. Вып. 10. Шес­тые — Седьмые — Восьмые Тыняновские чтения. М.: О.Г.И., 1998. С. 96—117.
(Ranchin A.M. K poetike literaturnoy mistifikatsii: legendy N.S. Leskova po starinnomu Prolo­gu // Tynyanovskiy sbornik. Issue 10. Shes­tye — Sed’mye — Vos’mye Tynyanovskie chteniya. Moscow, 1998. P. 96—117.)

[Толиверова 1895] — Толиверова А.Н. Памя­ти Николая Семеновича Лескова (Из моих воспоминаний) // Игрушечка. 1895. № 9. С. 389—395.
(Toliverova A.N. Pamyati Nikolaya Semenovicha Leskova (Iz moikh vospominaniy) // Igrushechka. 1895. № 9. P. 389—395.)

[Фаресов 1904] — Фаресов А.И. Против течений. Н.С. Лесков. Его жизнь, сочинения, полемика и воспоминания о нем. СПб.: Типография М. Меркушева, 1904.
(Faresov A.I. Protiv techeniy. N.S. Leskov. Ego zhizn’, sochineniya, polemika i vospominaniya o nem. Saint Petersburg, 1904.)

[Хирьякова 2000] — Хирьякова Е.Д. Воспоминания о встречах с писателями / Публ. и коммент. А.Д. Романенко // Литературное наследство. Т. 102: Неизданный Лесков. Кн. 2. М.: Наследие, 2000. С. 460—470.
(Khir’yakova E.D. Vospominaniya o vstrechakh s pisatelyami / Ed. by A.D. Romanenko // Literaturnoe nasledstvo. Vol. 102: Neizdannyy Leskov. Book 2. Moscow, 2000. P. 460—470.)

[Ясинский 2010] — Ясинский И.И. Роман мо­ей жизни. Т. 1 / Изд. подгот. Т.В. Мисникевич и Л.Л. Пильд. М.: Новое литературное обозрение, 2010.
(Yasinskiy I.I. Roman moey zhizni. Vol. 1 / Ed. by T.V. Misnikevich, L.L. Pil’d. Moscow, 2010.)

[3] Впрочем, образ О.В. Лесковой лишь бледной и зыбкой тенью проходит по страницам воспоминаний: Н.М. Бубнов убежден, что она умерла прежде его матери — второй (гражданской) жены — сожительницы Лескова, в то время как Ольга Васильевна намного пережила и ее, и своего мужа [Бубнов 2000: 333], а Е.Д. Хирьякова утверждает, что супруга Лескова сошла с ума после четырех лет жизни с мужем и была помещена в киевскую больницу, тогда как на самом деле помещение в клинику произошло только в 1878 году и эта клиника — петербургская [Хирьякова 2000: 464].

[4] См. в этой связи о биографии как особом феномене культуре: [Дубин 1995; Валевский 1995].

[9] См. о рецепции этой книги современниками: [Паперно 1996].

[12] А.Н. Пешкова-Толиверова вспоминает: « [O]н говорил мне, как он работает и как любит свой труд.

— Ну, завтра вы, конечно, не будете работать? — спросила я его. — Завтра праздник!

— Почему? Мои праздники не отличаются от буден. С визитами я не хожу и живу, как человеку рабочему следует. Все дни, по-моему, равны — все они даны для труда. Какие тут праздники! Без труда является нищета, а с нищетою и попрошайничество! Помощь я не отвергаю, но помощь надо оказывать — старцам, женщинам, детям, больным, холодным и голодным. А здоровым надо дать возможность трудиться и зарабатывать. Больше ничего, ничего и ничего!

Провожая меня, он сказал:

Ко дню памяти писателя-орловца Н.С. Лескова (16.02.1831-05.03.1895).








Собрание цитат подготовлено научными сотруднкиами Дома-музея Н.С. Лескова

Сын Николая Лескова — Андрей Лесков, на протяжении долгих лет работал над биографией писателя, закончив её ещё до Великой Отечественной войны. Эта работа вышла в свет в 1954 году.


В этот период (до 1860 года) он жил с семьей в селе Райском Городищенского уезда Пензенской губернии.
Некоторое время спустя, однако, торговый дом прекратил своё существование и Лесков летом 1860 года вернулся в Киев, где занялся журналистской и литературной деятельностью. Через полгода он переехал в Петербург, остановившись у И. В. Вернадского.


Последние годы жизни
Писатель много лет страдал стенокардией. Зимой 1895 года у него случилось обострение болезни, и 21 февраля (5 марта) 1895 года Николай Лесков скончался. 23 февраля (7 марта) 1895 года прошли похороны писателя на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Личная и семейная жизнь
В 1853 году Лесков женился на дочери киевского коммерсанта Ольге Васильевне Смирновой. В этом браке родились сын Дмитрий (умер в младенческом возрасте) и дочь Вера. Семейная жизнь Лескова сложилась неудачно: жена страдала психическим заболеванием и в 1878 году была помещена в петербургскую больницу св. Николая, на реке Пряжке. Главным врачом её был известный в свое время психиатр О. А. Чечотт, а попечителем — знаменитый С. П. Боткин.
В 1865 году Лесков вступил в гражданский брак с вдовой Екатериной Бубновой (урождённой Савицкой), в 1866 году у них родился сын Андрей.

Читайте также: