Влияние силы тяжести на живую и неживую природу сообщение

Обновлено: 03.07.2024

Обеспечивать формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме.

Продолжить формирование умения характеризовать физические явления.

Организовать деятельность учащихся по первичному закреплению понятий данной темы.

Развивать познавательный интерес учащихся, критическое мышление.

Развивать умения анализировать, сопоставлять, выделять главное.

Развивать рефлексивную культуру.

Воспитывать уважение к науке.

Воспитывать чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе выполнения фронтальных заданий.

Что мы подразумеваем под взаимодействием тел? (Действие одного тела на другое не может быть односторонним, оба тела действуют друг на друга, т.е. взаимодействуют).

Приведите примеры взаимодействия тел (Притяжение двух магнитов, два автомобиля при столкновении, Земля и мяч при его падении…).

Хорошо, мы вспомнили, что же такое взаимодействие, а теперь давайте ответим на вопросы теста:

Может ли тело само изменить свою скорость без действия других тел?

А. Может. Б. Не может. В. Иногда может

Изменение скорости тела происходит…

А. Без действия на него другого тела.

Б. После действия на него другого тела.

В. Пока на него действует другое тело.

Г. До того, как подействует на него другое тело.

3. При взаимодействии двух тел…

А. Оба тела имеют одинаковую скорость

Б. Большую скорость приобретает тело с большей массой.

В. Большую скорость приобретает тело с меньшей массой.

Сделайте вывод по заданиям теста:

Что является причиной изменения скорости движения тел?

(Сила. Скорость тела меняется при взаимодействии его с другими телами).

Объявление темы и целей урока

Изучение нового материала

Часто не указывают, какое тело и как действовало на другое тело. Просто говорят, что на тело действует сила. Сила, действующая на тело, может не только изменить скорость всего тела, но и отдельных его частей. В таких случаях говорят, что тело деформируется. (Например, сжатие пружины, растяжение резинового жгута, изменение формы кусочка пластилина – ДЕМОНСТРАЦИЯ)

Тележка находится на горизонтальной опоре. Почему тележка не движется? С какими телами она взаимодействует? Что необходимо, чтобы тележка изменила свою скорость? (Если на неподвижную тележку, стоящую на опоре, не действуют другие тела, кроме Земли и опоры, она не изменяет своего положения. Если появится действие ещё какого-нибудь тела, скорость тележки изменится).

Сделайте вывод по рассмотренному опыту: почему тележка приобрела скорость?

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: Сила – причина изменения скорости тел.

Так что же такое деформация тела? (Деформация – это любое изменение формы и размера тела - ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ).

Рассмотрите рисунок 59 на странице 56 учебника, на нём также изображён пример деформации тела. Опишите, что вы видите на рисунке (Доска, лежащая на опорах, прогибается, если на неё садится человек).

(На штативе 2 динамометра, к ним подвешены грузы разной массы).

Где пружина растянулась сильнее? Почему? (Подвешен груз большей массы, который действует с большей силой на динамометр).

Значит, сила может быть разной по значению: может быть большей, может быть меньшей.

Сила – физическая величина, следовательно, её можно измерить. Прибор для измерения силы – динамометр (ДЕМОНСТРАЦИЯ динамометров). ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: Динамометр – прибор для измерения силы.

Сила обозначается буквой F, измеряется в ньютонах (в честь великого учёного 17 века Исаака Ньютона, внёсшего огромный вклад в развитие физики).

Сила – векторная величина. Что это означает? (Имеет не только значение, но и направление).

- Какую ещё векторную величину мы уже с вами изучили? (Скорость).

- Графически силу обозначают в виде отрезка прямой со стрелочкой. При этом важно указать, к какой точке тела приложена действующая сила (Точку ставим в центре тяжести тела).

МИНИИТОГ УРОКА. Давайте подведём небольшой итог уже изученному. Что же такое сила? (Си́ла — векторная физическая величина, являющаяся мерой интенсивности воздействия на данное тело других тел). Что необходимо знать при изображении силы на чертеже? (Точку приложения силы, направление действия силы, значение (модуль) силы).

Одна из самых значимых сил в природе – сила тяжести. Посмотрите внимательно опыт и скажите, в чём же проявляется её действие?

1) ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА. Пережигание нити, к которой прикреплён шарик, в результате шарик падает на стол (в песок).

Почему шарик до пережигания нити находился в состоянии покоя? Почему он начал падать после пережигания нити? (Действует притяжения Земли).

Почему, как бы ни старались мы высоко подпрыгнуть, всё равно опускаемся на землю? Почему листья, опадая с деревьев, тоже опускаются на землю? (Под действием силы притяжения к Земле).

Рассмотрим рисунок 62 на странице 57 учебника. Если мяч бросить в горизонтальном направлении, он не летит прямолинейно, его траекторией будет кривая линия. Почему? Искусственный спутник, запущенный с Земли, также летит не по прямой, а движется вокруг Земли.

2) Сила, с которой Земля притягивает все тела у её поверхности, называется силой тяжести.

ЗАПИСИ В ТЕТРАДИ: Сила тяжести – сила, с которой Земля притягивает к себе тело.

3) Сила тяжести обозначается Fтяж и направлена всегда вертикально вниз, к центру Земли, так как притягивает все тела именно ядро планеты.

4) Как вы думаете, во всех ли точках на поверхности Земли на тело действует одинаковая сила тяжести? (Земной шар немного сплюснут у полюсов, значит, тела, расположенные около полюсов, расположены немного ближе к центру Земли. В связи с этим сила тяжести на полюсе немного больше, чем на экваторе или на других широтах.)

А если два одинаковых тела находятся на одной географической широте, может ли на них действовать разная сила тяжести? (Да, если одно тело находится на равнине, а другое - на вершине горы.)

Сделайте вывод, от чего же зависит сила тяжести? (От расстояния между центром Земли и телом на её поверхности).

Рассмотрите иллюстрацию на экране. Как вы думаете, почему под медведем гамак провис сильнее? (У медведя масса больше, значит, он с большей силой действует на гамак).

От какой же ещё величины зависит сила тяжести? (От массы тела)

5) Изобразим силу тяжести, действующую на находящийся на поверхности предмет, и предмет, находящийся на подвесе.

МИНИИТОГ УРОКА. Сделаем небольшой вывод о силе тяжести. От чего зависит величина силы тяжести?

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: Сила тяжести зависит: 1) от расстояния между центром Земли и телом; 2) от массы тела.

Явление всемирного тяготения

Притяжение существует не только между Землёй и телами на её поверхности. Все тела притягиваются друг к другу. В этом заключается закон всемирного тяготения.

Приведите примеры проявления закона всемирного тяготения. (Например, Луна вращается вокруг Земли; планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца).

Как вы считаете, Луна притягивает Землю? Докажите. (Приливы и отливы на Земле – следствие притяжения Луны)

Закрепление изученного материала. Решение задач

Выполним следующие задания:

Какая сила вызывает образование камнепадов в горах? (Сила тяжести).

Имеются два одинаковых шара. Один из них лежит на берегу океана, а другой – на вершине горы. На какой из шаров действует большая сила тяжести? (Шар, лежащий на берегу океана, обладает большей силой тяжести).

Что нужно сделать, чтобы увеличить силу тяготения между телами? (Сблизить тела).

Подведение итогов урока. Объявление домашнего задания.

Причитать пункты:23,24, выполнить задания (см. упр.)

Оценим свою работу на сегодняшнем уроке. Прислушайтесь к себе, своему внутреннему состоянию и продолжите любое из предложений.

Я сегодня на уроке узнал для себя…

Я удовлетворён (не удовлетворён) своей работой, потому что…

Если бы я был учителем, то …

«Влияние силы тяжести

Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно изменяется. Сходят с гор лавины и оползни, движутся ледники, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады.

Луна – ближайшее к Земле крупное космическое тело, поэтому она оказывает значительное влияние на тела, находящиеся на Земле.

Именно Луна является причиной мощных приливных волн, заставляя перемещаться огромные массы воды. Высота приливов может достигать до 20 метров; если берега океана достаточно плоские, такая волна может на многие километры затоплять сушу.

Приливные явления, вызываемые Луной, мешают Земле вращаться, уменьшая её скорость вращения.

Приливы и отливы бывают не только в океане, но и на суше. В результате влияния Луны происходят вертикальные смещения земной поверхности до 50 сантиметров.

Полагают, что силы гравитации принимают активное участие в эволюции, влияют на развитие растений и животных, включая отдельные клетки. По-видимому, существенно было влияние гравитации при выходе организмов на сушу, так как это привело к их большой перестройке – уменьшению размеров тела, усовершенствованию энергетической базы и т. д.

Ученые считают, что этапы вращения вокруг центра галактики можно сопоставить с различными этапами развития органического мира и изменением гравитационного поля, особенно с различными критическими периодами. Так, гибель гигантских рептилий может связываться в числе других гипотез с резким изменением величины гравитационного поля. Однако при этом не исключают возможность существования и других причин – изменение магнитного поля, влияние слоя озона и т. д. Какой фактор преобладает, пока недостаточно ясно. Тем не менее, все ученые признают тот факт, что гибель группы животных происходит в результате изменения характеристик среды их обитания.

На Земле нет растений и животных, нейтральных по отношению к действию силы тяжести. Известно, что организмы имеют специальные органы ориентации. У одноклеточных эту функцию берут на себя отдельные органеллы внутри клетки – митохондрии, аминопласты, пищевые вакуоли и др.

Сегодня хорошо известно о геотропизме – свойстве растений принимать определенное положение под влиянием земного притяжения. Это свойство жизнедеятельности растений и направляет стебли всегда вверх, а корни – вниз.

Англичанин Т.Э. Найт сделал огород, используя обод колеса действующей ветряной мельницы, где размещались подопытные растения. Он убедился, что семена фасоли дали ростки по направлению к ступице колеса, а корни – наружу. ВРАЩЕНИЕ КОЛЕСА ДЕЙСТВОВАЛО на РАСТЕНИЯ также, КАК СИЛА ТЯЖЕСТИ. Опыт был поставлен для проверки гипотез, высказанных философами. Французские материалисты XVIII века придавали большое значение силе тяжести и считали ее единственной причиной, которая вынуждает корень направлять свой рост к центру планеты, а стебель – наружу.

В начале 20 столетия были обнаружены особые клетки в чехликах корешков и верхушках самых первых листков, устройство которых было похоже на органы равновесия беспозвоночных животных, так называемые статосциты. В основе чувства клеток, реагирующих на силу тяжести, лежит подвижное крахмальное зерно: перемещаясь под действием силы тяжести, оно оказывает давление на протоплазму, что ощущается клеткой. Дальше действие силы тяжести ведет к изгибу стебля. Примерно 30 лет назад ученые выяснили, в чем дело: оказывается, верхушки ростков вырабатывают особое вещество ауксин, являющийся регулятором роста. С его помощью объясняется искривление стебля – неравномерное распределение ауксина ведет к изменению скорости роста тех или иных частей растения. Дарвин был прав в своих тонких наблюдениях за природой.

Изменяя скорость вращения колеса клиностата, можно ослаблять или, наоборот, усиливать действие силы тяжести. При этом выяснилась очень большая чувствительность растений к полю силы тяжести – даже когда центробежная сила становилась в 10 тысяч раз меньше поля силы тяжести Земли, растения ее чувствовали. Растения в какой-то степени страхуются и на случай резких изменений силы тяжести, которые могут встретиться в их жизни. Ослабление влияния силы тяжести, моделируемой при вращении колеса и пробирок, показало, что у растений в пробирках после всходов замедляется рост стеблей листьев, а потом некоторые из них пожелтели и завяли. Плоды образовались лишь на половине растений. Выжили те растения, которые своими чувствительными датчиками ощутили небольшое действие силы тяжести. Растения, которые не смогли этого сделать и приняли вращение за полную невесомость, погибли. Эта работа выполнена группой литовских ботаников под руководством А.И. Меркиса.

По словам Э. Синиоста, сила тяжести служит как бы остовом, в отношении к которому регулируется весь характер роста растений. Высказываются соображения о том, что именно из-за силы тяжести мы видим леса и поля такими, какие они есть. Отметим, однако, что другие ученые говорят о преобладающем действии электромагнитного поля. Скорее всего, все поля своими совместными действиями определяют облик окружающего нас мира.

В то же время известны исследования о влиянии сил гравитации на организм позвоночных животных. В связи с этим Г.С. Франтов (1994 г.) в своей работе писал: «П.К. Коржуев выявил ряд конкретных путей воздействия гравитации на их организмы. В основу исследования был положен факт о крови, о ее составных частях – эритроцитах и гемоглобине – и органах, их производящих. Ученые долго думали о таком факте: почему водные позвоночные – рыбы имеют небольшое количество крови, небольшое количество гемоглобина, тогда как позвоночные животные, живущие в условиях суши, обладают существенно большим количеством крови и гемоглобина. Возник еще вопрос, почему выход на сушу позвоночных животных привел к увеличению крови по сравнению с тоже позвоночными, но рыбами?

Вот тут и появилась гипотеза о возникновении кроветворной функции скелета и о гравитации как о кроветворной функции скелета. С физической точки зрения, количество гемоглобина в организме характеризует энергетический баланс организма.

Наблюдаемые параметры крови, гемоглобина и веса скелета показывают, что рыбы обладают существенно меньшим количеством крови и гемоглобина, птицы и сухопутные млекопитающие имеют в 5–6 раз большее количество крови и гемоглобина. Наблюдаемое соотношение в обеспечении гемоглобином рыб и наземных животных свидетельствует о том, что энергетическая потребность рыб в 5–6 раз меньше по сравнению с более молодыми представителями – птицами и млекопитающими. Объяснение этому факту П.К. Коржуев находит в том, что в воде и на суше имеет место различное действие гравитационных сил.

Мы знаем, что при купании в соответствии с законом Архимеда в воде значительно легче передвигаться, чем на суше; в водной среде организмы из-за высокой плотности воды как бы взвешены, поэтому им не приходится затрачивать энергию на поддержание собственного тела, в отличие от наземных собратьев. Различие в поведении животного в воде и на суше послужило отправной точкой в исследованиях о выявлении конкретных путей воздействия сил гравитации.

Рыбы, как водные животные менее обеспечены гемоглобином, чем наземные животные. Очагами синтеза гемоглобина у рыб является селезенка и почки, тогда как у позвоночных – скелет, а именно его костномозговая часть. Сразу же возникает вопрос, почему произошла замена органов синтеза гемоглобина и его носителей – эритроцитов? Почему природа отказалась от более простого способа усиления деятельности той же селезенки или почки при переходе позвоночных животных на сушу?

Мы уже сталкивались с изменениями функций живой ткани, она всегда находит нагрузку для работы, соответствующую имеющимся возможностям.

Однако увеличение объема почек и селезенки, связанное с усилением их работы, могло неблагоприятно сказаться на нормальной работе других органов, а с другой стороны, увеличенные почки и селезенка при работе на суше не смогли бы нормально работать из-за необходимости преодолевать гравитационное тяготение при движении организма. В наземных условиях нормально и усиленно функционировать могут органы синтеза гемоглобина, охраняемые самим скелетом, поскольку он выносит основную нагрузку от действия сил тяжести в наземных условиях. Более того, действие органов синтеза гемоглобина – костного мозга – регулируется по мере изменения нагрузок на разные части скелета.

…Итак, при освоении суши скелет взял новую функцию – он стал новым очагом кроветворения. О мощности кроветворной функции скелета высших представителей позвоночных животных – птиц и млекопитающих – можно судить из следующих цифр: на долю кроветворной части скелета приходится 45 % веса скелета и до 7 % веса тела, а на долю собственно костной части приходится в этом случае лишь 55 % всего скелета. Наибольшее количество костномозгового вещества по отношению к весу скелета свойственно наиболее активным и подвижным представителям среди млекопитающих, наименьшее количество – самым пассивным по подвижности.

На этом основании П.А. Коржуевым был выдвинут тезис, по которому все способы передвижения животных, в первую очередь наземных позвоночных, представляют собой не что иное, как способы преодоления сил гравитации, требующие в каждом отдельном случае особых затрат энергии. Силы гравитации представляют при этом как один из самых мощных факторов, определяющих эволюцию наземных позвоночных животных.

Сегодня мы сталкиваемся с тем, что невесомость резко действует на космонавтов, на растения, с которыми делаются опыты, и на кристаллы. Но и здесь мы сталкиваемся с несколько изолированным подходом: а электромагнитное поле? Ведь оно тоже действует на воде и на суше, и в космосе, и во всех случаях несколько по-разному, но в конечном случае мы имеем дело все же с общим итогом.

Интересно, что, используя анализ внешних воздействий, К.Э. Циолковский разбирает возможное действие поля. Он пишет очень интересно: «Животное – есть сложное сочетание из твердых, полутвердых, жидких и газообразных тел.

Конечный органический продукт, поэтому будет зависеть от тяжести и даст при малой тяжести огромные тела.

В природе одни тела действуют на другие с определенными силами. К каким последствиям это приводит? Рассмотрим на конкретных примерах.

С гор текут реки, срываются камни и снежные лавины, из об­лаков падает дождь, снег, град, с деревьев на землю опадают листья и зрелые плоды (рис. 97). Эти явления происходят благо­даря существованию силы тяжести. Вследствие действия этой силы все живое и неживое притягивается к поверхности Земли. Например, самое легкое перышко, покружив в воздухе, несом­ненно опустится на землю.

Человек, как и все другие живые организмы, приспособился к действию силы тяжести. Однако пренебрежение ее действием часто приводит к травмам и повреждениям. Вспомните, как во время бега или игры из-за резких движений мы падаем и оказы­ваемся на земле.

Благодаря силе тяжести тела удерживаются на поверхности Земли.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Составитель: Аксенова Наталья Петровна, учитель физики, ОБЖ МБОУ «ООШ № 100 и.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Составитель: Аксенова Наталья Петровна, учитель физики, ОБЖ МБОУ «ООШ № 100 и.

1. Сила тяжести в животном мире. Самые крупные представители животного мира.

1. Сила тяжести в животном мире. Самые крупные представители животного мира обитают в воде, именно вода есть наиболее благоприятная среда для развития величины животных, так как, с одной стороны, в ней уменьшается вес тел, а с другой стороны, обширные водные пространства дают возможность свободного движения в воде даже самым крупным организмам. Состоящие в основном из воды, морские обитатели обладают почти тем же весом, что и окружающая их среда. Иными словами, вода придает им плавучесть и противодействует силе земного притяжения, воздействующей на них.

У животных, обитающие на суше, вес тела не уменьшается и потому они должны за.

У животных, обитающие на суше, вес тела не уменьшается и потому они должны затрачивать большую работу сил для своего передвижения с места на место. Кит на суше беспомощен, а в воде резвится как котенок. Прежде чем выйти на сушу, сухопутным животным пришлось обзавестись прочными скелетами, крепкими конечностями и мышцами, которые были бы в состоянии выдержать тяжесть их тел. Чем крупнее сухопутное животное, тем больше сил оно должно тратить на поддержание собственного веса. Это ограничивает его размеры.

Морские же животные могут достигать гораздо большей величины. Самый крупный о.

Морские же животные могут достигать гораздо большей величины. Самый крупный обитатель океана, синий кит, весит в 30 раз больше среднего слона, крупнейшего сухопутного животного. Киты, выбросившиеся на берег, зачастую гибнут от удушья, потому что огромный вес их тела, лишенного опоры, сдавливает им легкие.

Морские животные тратят меньше энергии, чем обитатели суши, на преодоление с.

Морские животные тратят меньше энергии, чем обитатели суши, на преодоление силы тяжести, зато больше используют ее для перемещения, так как обитают в более плотной среде. Чтобы подняться с земли на воздух, нужно преодолеть притяжение Земли для всей массы тела, и чем эта масса будет больше, тем большая потребуется и сила. Но так как сила животного пропорциональна развитию мышечной массы, то с увеличением силы увеличивается и вес животного, что требует нового увеличения силы, и т. д. Вследствие такого соотношения между силою животного и его весом воздушные животные вообще отличаются небольшой величиной.

Например, в классе птиц, а также среди животных, приспособленных к обитанию в.

Например, в классе птиц, а также среди животных, приспособленных к обитанию в воздухе, наиболее крупные птицы (страус, казуар) или вовсе не могут летать, или летают очень плохо (яркий пример – многие куриные). Единственные млекопитающие, на самом деле способные летать, – рукокрылые. Например, летучие мыши. Они отличаются весьма незначительной величиной тела.

Сила тяжести препятствует увеличению роста животных на Земле. Механика строг.

Сила тяжести препятствует увеличению роста животных на Земле. Механика строго доказывает, что масса мозга сходных по форме животных пропорциональна кубу уменьшения силы тяжести, которой подвергаются животные. Так, на Марсе и Меркурии, где тяжесть в два раза меньше, чем на Земле, объем мозга мог бы быть раз в 8 больше, чем у нас. Рост этих существ был бы в два раза больше, чем на Земле. На Луне рост был бы в 16 раз больше, а масса мозга в 216 раз.

У некоторых животных внутри тела имеется твердая опора, которая может оказыв.

У некоторых животных внутри тела имеется твердая опора, которая может оказывать значительное сопротивление силе тяжести. Вследствие этого позвоночные животные, имеющие внутри тела твердый костяной или хрящевой скелет: киты, кашалоты, дельфины, акулы, слоны, крокодилы могут достигать очень большой величины тела.

Некоторые из беспозвоночных, например, немертины и некоторые ленточные глист.

Некоторые из беспозвоночных, например, немертины и некоторые ленточные глисты иногда достигают весьма значительной длины в несколько метров; но это нисколько не противоречит сказанному, так как эти животные весьма малоподвижны, живут в воде или в других животных и притом, несмотря на огромную длину, масса тела их очень невелика. Морской червь немертина, один из длиннейших организмов на земле

2. Сила тяжести в мире растений. Почему стебель любого растения обычно растет.

2. Сила тяжести в мире растений. Почему стебель любого растения обычно растет вверх, а корень вниз? Оказывается, стебель и корень по-разному отвечают на действие силы тяжести, и потому их движения, геотропизм, направлены в разные стороны (гео – земля, тропос – направление). Стебель растет в направлении, противоположном действию силы тяжести, а корень – по направлению действия этой силы

В условиях невесомости (где устранено одностороннее действие силы тяжести).

В условиях невесомости (где устранено одностороннее действие силы тяжести), растения не могут осуществить весь цикл своего развития и погибают. Зеленое растение — необходимое звено замкнутой системы жизнеобеспечения в космосе. Именно оно должно снабжать космонавтов свежей, богатой витаминами пищей, генерировать кислород, поглощать углекислый газ и т. д.

Почему же растения не могут без гравитации? Дело в том, что за длительную ист.

Почему же растения не могут без гравитации? Дело в том, что за длительную историю в условиях земной жизни у растений образовался своеобразный вестибулярный аппарат. Его работа выглядит примерно так: относительно тяжелые крахмальные зерна, плавающие в клетках, под действием силы тяжести собираются с той или иной их стороны и раздражают цитоплазму клеток. К гнущейся части стебля направляются тут же гормоны роста и вызывают там активный рост тканей, выпрямляя изгиб. Таким образом, растение ориентирует свой рост в пространстве. Следовательно, сила тяжести - необходимый экологический фактор для роста, образования органов и размножения растения.

Какие трудности приходится преодолевать растениям на суше? Прежде всего, доб.

Какие трудности приходится преодолевать растениям на суше? Прежде всего, добывать воду и доставлять её ко всем своим органам. И силу тяжести, которая давит к земле и мешает подставлять листья солнечному свету. Водные растения от этого избавлены. Вода вокруг и плавучесть есть. И именно в этом причина хорошо заметных даже для невооруженного взгляда различий между ними. Надо только вынуть растение из воды.

Сухопутные растения вынуждены формировать механические ткани, которые поддер.

Сухопутные растения вынуждены формировать механические ткани, которые поддержат их стебли и листья, не дадут им бессильно лежать на земле. Иными словами, они прочные, жёсткие - гораздо жёстче, чем водные. Предельный случай - стволы деревьев, которые позволяют кроне гордо возвышаться над окружающим пейзажем. Но даже нежные травы старательно приподнимают свои верхушки, поддерживают свои листья в правильном положении по отношению к свету, не давая им поникать под напором ветра, дождя и просто собственной тяжести.

3. Проявление силы упругости в живой природе. Как известно, условие возникно.

3. Проявление силы упругости в живой природе. Как известно, условие возникновения силы упругости – это наличие деформации тела, то есть изменения его размеров или формы под действием внешних сил. Человеческое тело испытывает достаточно большую нагрузку от собственного веса и от усилий, прикладываемых во время различных действий, поэтому на примере тела человека можно проследить все виды деформаций.

Деформацию сжатия испытывают позвоночник и ноги. Деформацию растяжения – рук.

Деформацию сжатия испытывают позвоночник и ноги. Деформацию растяжения – руки и все связки, сухожилия, мышцы. Деформацию изгиба – кости таза, позвоночник, конечности. Деформацию кручения – шея при повороте, кисти рук при вращении. Мышечные связки, лёгкие и некоторые другие органы обладают большой эластичностью, например, затылочная связка может быть растянута более чем вдвое.

Природа наделила человека и животных трубчатыми костями и сделала стебли зла.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ: (забавные задачки Г. Остера) 1. Самое крупное животное в зоопар.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ: (забавные задачки Г. Остера) 1. Самое крупное животное в зоопарке - слониха Александра. Ее масса достигает 5 т, особенно после завтрака. Определите вес Александры после завтрака и сравните его с весом позавтракавшего без всякого аппетита самого мелкого существа в зоопарке попугая Шурика, масса которого 100 г. 2. Вороне, масса которой 1 кг, бог послал кусочек вкусного сыра. Ворона сидит на ветке. Ветка дерева под тяжестью вороны и сыра согнулась. Сила упругости, с которой согнувшаяся ветка давит действует снизу на ворону с сыром, равна 10,8Н. Сможет ли лиса, облизывающаяся внизу и владеющая знаниями по физике на уровне седьмого класса, вычислить массу божественно вкусного сыра? 3. Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600Н, бабка до 100Н, внучка до 50Н, жучка до 30Н, кошка до 10Н и мышка до 2Н. Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791Н?

2.Сможет. Лисе известно, что сила упругости опоры, то есть ветки, действующая.

2.Сможет. Лисе известно, что сила упругости опоры, то есть ветки, действующая снизу на того, кто на ней сидит, равна силе, с которой сидящий, то есть ворона с сыром, действуют на опору сверху. Короче: сила упругости ветки равна весу вороны с сыром. Масса вороны - один килограмм, значит ее вес 9,8Н. А снизу действуют 10,8Н. Не хватает одного ньютона. Это и будет вес сыра. 1кг : 9,8Н/кг = 0,102кг. Бог послал вороне кусочек сыра массой примерно в 102 грамма. 1. Вес Александры 49000Н, а вес Шурика 0,98Н. Сравниваем, сравниваем, сравниваем. - сравнили. 3. Модуль равнодействующей силы, равный сумме модулей сил, с которыми дедка тянет за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, жучка за внучку, кошка за жучку, а мышка за кошку, будет равен 792Н. Вклад мускулистой мышки в этот могучий порыв равен 2Н. Без мышкиных ньютонов дело не пойдет. ОТВЕТЫ:

В презентации использовались: Литература: 1. Е. А. Безденежных, И. С. Брикман.

Краткое описание документа:

Презентацию можно использовать при повторении и систематизации знаний, а так же при проведении факультатива по физике.

  • Сила тяжести в животном мире (на примере морских обитателей, различных видов птиц, беспозвоночных);
  • Сила тяжести в мире растений;
  • Проявление силы упругости в живой природе

(на примере различных видов деформации тела человека).

Почему на Марсе и Меркурии (если бы там была жизни), объем мозга у живых организмов мог бы быть раз в 8 больше, чем у нас и почему в условиях невесомости растения не могут осуществить весь цикл своего развития и погибают.

Читайте также: