Лермонтов поэт и поэзия сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Мы знакомимся с творчеством и жизнью М.Ю. Лермонтова в школе на уроках литературы. Поэт открывается нам как личность с пессимистичным укладом и образом мыслей, человек, несчастный в любви, одинокий в обществе людей. Диапазон тем, которые были освещены Лермонтовым в стихотворной форме, огромен. Разумеется, как и многие литературные деятели, Михаил Лермонтов не мог не выделить страничку своей жизни раскрытию темы поэта и поэзии.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,

Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет…
Тогда напрасно вы прибегните к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Таков поэт: чуть мысль блеснет,
Как он пером своим прольет
Всю душу. .
И вдруг хладеет жар ланнт,
Его сердечные волненья
Все тише, и призрак бежит!

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

Со смертью великого гения А.С. Пушкина тема поэта и поэзии в лирике не умерла. Лермонтов стал достойным продолжателем этой темы, внося свои детали, даря читателям возможность по-новому взглянуть на творчество поэта.

Михаил Юрьевич Лермонтов посвятил значительную часть своего творчества теме поэта и поэзии. Мотив этой темы понятен — поэт одинок и гоним. Его не понимают, из-за этого Лермонтов рисует лирического героя в своих стихотворениях замкнутым, лирический герой отдаляется от общества.


Стоит отметить, что Александр Сергеевич Пушкин был кумиром у юного Лермонтова. Существуют даже догадки, что Лермонтов, писав свои произведения словно разговаривал с Пушкиным. Конечно, критики восприняли это как подражательство, но на самом деле это был односторонний диалог одного поэта с другим. Михаил Юрьевич Лермонтов мечтал познакомиться с Пушкиным, но не хотел идти с "пустыми руками", он хотел принести ему стихотворение достойное пера Пушкина, но Лермонтов был очень самокритичным человеком, из-за этого знакомство не состоялось.


У Лермонтова самыми актуальными в современное время являются стихотворения "Пророк" и "Поэт". Стихотворение "Пророк" было продолжено поэтом, а название произведения, начало, тема и смысл были взяты у Александра Сергеевича Пушкина. Однако есть различия у этих стихотворений. Если у Пушкина пророк видит улучшение будущего, он жизнерадостен, ему присуща вера в лучшее, то у второго поэта всё наоборот: пророк — разочаровавшийся романтик, символизирующий жизнь Лермонтова. Ставши изгоем, пророк уходит в пустыню, ведь только природа принимает его.


Произведение "Поэт" построено на сравнении поэта с кинжалом. В начале Лермонтов описывает кинжал, предназначение его. Ценность кинжала заключалась в остроте. В этом стихотворении поэт сравнивает остроту поэтического слова и остроту оружия. Лермонтов считает современное лживое общество "потерянным". Все люди настолько испорчены, что "скрывают это под блеском кинжала".
В конце произведения поэт всё-таки оставляет надежду, что найдётся гений, который снова обнажит кинжал и направит его остриё на общество.


Таким образом, тема поэта и поэзии в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова нашла своё отражение, которое возводит поэта как гения творческого духа.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+




В этих строках Лермонтова звучит упрек в адрес современной ему поэзии. Он мечтает возродить те времена, когда


В этом произведении Лермонтов продолжает тему пророка, начатую Пушкиным, и продолженную им в стихотворении, о котором мы говорили выше. В последних строфах он объединяет сравнение поэта с кинжалом и с пророком, сравнивая остроту слова с остротой оружия:



Устами читателя Лермонтов бросает упрек литературным критикам, журналистам. Публицистика, как таковая, еще не оформилась, и все журналисты кормились тем, что критиковали литераторов, писателей. Не все писатели могли выдержать нападки журналистов. Лермонтов страдал повышенной мнительностью, был самокритичен к себе. Он не сразу решился печататься. Первые его произведения печатали его друзья, как говорится, за его спиной.
Лермонтов устами писателя признается, что он хорошо знает свет, его тайны, пороки, И даже если он пишет об этом, потому что строки сами рвутся на бумагу, то этим он топит свой камин.


В этом стихотворении Лермонтов с горечью говорит об упадке русской литературы: нет умных тонких поэтов и писателей, которых бы хотелось читать, нет в достаточной степени образованных критиков. Да и читатель стал невзыскательным.


Лермонтов часто сравнивает литературное творчество с пророчеством. Он осознает, что писатель, литератор не просто должен идти за толпой, показывая, какое оно. Литератор должен идти впереди толпы, вести ее за собой, вскрывая общественные пороки, писатель должен показывать, каким должно быть общество, свет, люди вообще.

Вопрос о том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии, всегда волновал и волнует представителей искусства. Поэтому тема назначения поэта — центральная тема поэзии XIX века.

Во всём, о чём бы ни писали поэты, скрывался передовой человек времени, сказывалось не примирение с действительностью, а активная воля и стремление к уничтожению всего, что теснило, подавляло, калечило народ и жизнь личности.

А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, как представители передовых кругов русского общества XIX века, возглавили дальнейшее движение литературы вперёд, определили её последующее развитие.
По-своему решает тему поэта и поэзии М.Ю. Лермонтов. Подхватив эстафету своего предшественника, он создал более широкий и сложный образ поэта. Сложность эта объясняется теми условиями жизни, которые были связаны с последствиями разгрома декабристов.

Уже в юности Лермонтов имеет ясный и определенный взгляд на то, что должен воспевать в своем творчестве настоящий поэт. Он хотел, чтобы поэзия звала людей активно любить родину и свободу. Об этом он говорит в своем стихотворении “О, полно извинять разврат”, посвященном Пушкину: поэт должен воспевать свободу и не склоняться ни перед кем. Поэт – это человек, одаренный “высокой мыслью и душой”, ни перед кем не склоняющий “гордого чела”, ничего не страшащийся. Однако в современной действительности Лермонтов почти не видел таких поэтов. Острая и меткая характеристика литературы тех лет дается поэтом в стихотворении “Журналист, читатель и писатель”. В связи с политической реакцией в 30-е годы XIX века значительная часть русских литераторов стремилась уйти от острых вопросов жизни, старалась замкнуться в кругу мелких интересов, ограничиться незначительными безопасными темами. Такими писателями литература превращалась в развлечение.

Среди различных впечатлений,
На мелочь душу разменяв,
Он гибнет жертвой общих мнений.

Такое положение тревожило Лермонтова, и он задавался вопросом:

Когда же на Руси бесплодной,
Расставшись с ложной мишурой,
Мысль обретет язык простой
И страсти голос благородный?

В 1837 году после безвременной гибели Пушкина прозвучал “голос страсти благородной” Лермонтова. Он создал стихотворение “Смерть поэта”. Его волновали противоположные чувства: любовь и ненависть, скорбь и гнев, восхищение и презрение. Для него Пушкин – идеал поэта и человека, увенчанный при жизни “торжественным венком” славы. Он “дивный гений” с “чудной силой” таланта и “чудными песнями”. Особенно восхищает Лермонтова его “свободный, смелый” поэтический дар. Лермонтов восторженно относится к поэту и глубоко скорбит о его гибели, в ней он обвиняет “жадную толпу, стоящую у трона”. Он бичует “завистливый и душный свет”, “палачей свободы* и считает, что смерть Пушкина должна быть отомщена:

И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Это обличительное гневное стихотворение быстро разошлось по всей стране и прославило имя автора, утвердив его как поэта.

История русской поэзии, пожалуй, еще не знала стихов подобной силы, с таким обнаженным политическим смыслом и, главное, со столь открыто названным адресом. Эпитетами “праведная кровь”, “вольное сердце”, “гордая голова”, “свободный, смелый дар”, “завистливый, душный свет”, “черная кровь”, “жадная толпа”, “ничтожные клеветники” Лермонтов выражает свое отношение к свету и Пушкину, активно направляя и чувства писателя, раскрывает трагедию одиночества поэта, живущего в таком обществе. Написав это стихотворение, Лермонтов заявил о себе не только как о поэтическом наследнике Пушкина, но и как о преемнике его вольнолюбия. Судьба Пушкина стала его судьбой.

В 1841 году Лермонтов написал стихотворение “Пророк”. Как и Пушкин, автор называет поэта пророком, роль которого заключается в том, чтобы “глаголом жечь сердца людей”. Пушкин в стихотворении “Пророк” показал поэта до того, как он приступил к высокому служению. Лермонтов в своем одноименном стихотворении изображает судьбу поэта, осмеянного людьми за свою проповедь. У Лермонтова это трагическое осмысление темы. В стихотворении пророк сам говорит о своей судьбе. Пророк-поэт, наделенный даром всеведения, научился читать “в очах людей” “страницы злобы и порока”.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья, –
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

То есть его проповедь и правда вызвала в людях озлобление, и пророк оставляет города, бежит в пустыню, где общение с природой приносит ему нравственное удовлетворение.

И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Лермонтов обвиняет общество в том, что оно презирает истинную поэзию. Белинский относил это стихотворение к лучшим созданиям поэта: “Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России”.

Молодой Лермонтов-романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника. Поэт живет своими мечтами, своими страданиями, которые не доступны “толпе”. В зрелый период творчества Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, глашатая “истин вековых”, а народного трибуна. Образ такого поэта, пророка и гражданина нарисован в стихотворении “Поэт”. Стихотворение построено на развернутом сравнении поэта и кинжала. В первых шести строфах автор рассказал историю кинжала, а в последующих пяти – высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни. Главный смысл истории кинжала – показ бесславности судьбы оружия, ставшего золотой игрушкой. Поэт вспоминает о боевой службе кинжала. Он служит много лет наезднику, “не по одной груди провел он страшный след и не одну порвал кольчугу”. Но погиб его господин, и кинжал “свое утратил назначенье”. Его продали купцу-армянину, и кинжал, отделанный золотом, превратился в блестящее безвредное украшение. То, что случилось с кинжалом, напоминает Лермонтову судьбу поэта. В прошлом судьба поэта была высокой и почетной. Поэт служил людям:

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.

Размышляя о роли и назначении поэзии, Лермонтов создает величественный образ поэта. Истинный поэт всегда связан с людьми, его поэзия всегда необходима. Используя глаголы-сказуемые (воспламенял, носился, звучал и др.), Лермонтов подчеркнул высокую роль поэзии. Однако истинные поэты не признаны в “ветхом мире”, их “простой и гордый язык” не нужен там, где тешатся “блестками и обманами”. В последней строфе образ поэзии и образ кинжала сливаются:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презрения.

Продолжив лучшие традиции Пушкина и декабристов в понимании места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая представление о ней как об остром боевом оружии.

В лирике Лермонтова выражен протест против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности. Личная судьба поэта и общественно-политическая обстановка эпохи наложили отпечаток на его творчество. Неудовлетворённость жизнью носит у Лермонтова активный характер. Стихи для него — орудие борьбы, а литература – могучее средство воздействия на читателей.

Все творчество Лермонтова представляет собой развернутый поэтический дневник, в котором автор выразил свое отношение к жизни, миру и писательскому творчеству. Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова является одной из главных. Как и другие, эта тема неразрывно связана с мотивом одиночества, непонимания и страдания.

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова

Стихи, посвященные данной теме

Наиболее актуальной эта тема становится для поэта во втором периоде его творчества. Смерть Пушкина болезненно отразилась на мироощущении Лермонтова. Произведение "Смерть поэта" не просто является величайшим образцом темы поэзии, но и открывает новый этап творчества самого Лермонтова. Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова обычно также изучается по таким стихам, как "Пророк", "Поэт", "Журналист, читатель и писатель".

Анализ стихотворения "Пророк"

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова и Пушкина

В литературе, как и в любом другом искусстве, без преемственности не обойтись. "Пророк" Лермонтова является своеобразным продолжением пушкинского стихотворения. Однако у Михаила Юрьевича оно окрашено в более мрачные краски. Попробуем сравнить два этих произведения, что в них общего? Во-первых, поэтический дар и в том и в другом стихотворении рассматривается как дар Божий. Поэт равен пророку, то есть он несет слово Божие на земле, он знает истину. Ему доступны и подвластны все стихии ("мне тварь покорна там земная", читаем мы у Лермонтова).

Однако если Пушкин изображает сам момент превращения обычного человека в поэта, то Лермонтов начинает уже с того момента, как человек преображен. Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова и Пушкина трактуется по-разному. Александр Сергеевич выражает надежду на то, что он будет жечь глаголом сердца людей, у Лермонтова этой надежды не остается. Из пророка его лирический герой превращается в изгнанника, презираемого людьми. Непонимающая толпа обвиняет его в гордости, в то время как он несет "правды чистые ученья". Лермонтов прав, люди с трудом могут признавать свои ошибки и видеть свои пороки. Обозленные, они изгоняют поэта. И в одиночестве, на лоне природы, он ощущает гармонию.

"Поэт": яркость символов и особенности построения стихотворения

Еще одно яркое стихотворение, в котором реализуется тема поэта и поэзии. В лирике Лермонтова очень много ярких образов, которые находят свое продолжение в виде аллюзий и реминисценций в последующих литературных произведениях. Это знаменитый парус, одинокий утес, листок и другие. Еще один образ - это кинжал, под которым подразумевается поэтический дар. Начало стихотворения "Поэт" необычно. Здесь рассказывается вовсе не о поэтическом творчестве, а о кинжале, который верно служил своему хозяину, но, к сожалению, после смерти его он долго валялся в лавке, а затем был кем-то куплен, повешен на стену в качестве аксессуара. Но у него другое предназначение. Его булат был создан для битв, для драк и походов, а не для того, чтобы быть блестящей игрушкой. И вот начинается вторая часть стихотворения. Читателю становится понятным, почему это стихотворение о поэзии. Ведь, подобно этому кинжалу, поэт перестал играть важную роль в жизни современников. И в этом виноват не только он сам, но и общество, которое привыкло слушать сладкую ложь, ублажающие слух речи. А ведь когда-то голос поэта был значим, к нему прислушивались, его боялись. Стихотворение заканчивается риторическим вопросом, в котором Лермонтов выражает надежду на то, что однажды "осмеянный пророк" проснется для мщения и вынет свой клинок.

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова кратко

"Журналист, читатель и писатель"

Даже названием стихотворение напоминает пушкинское - "Разговор книгопродавца с поэтом", по форме оно также представляет диалог. И это яркий пример того, как реализуется тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова. Краткое содержание стихотворения можно выразить следующими словами: в современности поэзия утратила свою былую мощь, она стала пустой и бесполезной. Отчасти оно перекликается со стихотворением "Поэт". Ведь в нем лирический герой Лермонтова снова задает вопрос:

"Когда же на Руси бесплодной,
Расставшись с ложной мишурой,
Мысль обретет язык простой
И страсти голос благородный?"

Это отчаянный крик поэта, который был отправлен в ссылку за свою смелость в стихах, это его надежда на то, что когда-то в России смогут думать и писать свободно.

"Смерть поэта" как переломный момент в творчестве писателя

За это произведение Лермонтов был отправлен в ссылку. С этого момента в его стихах не будет юношеского максимализма, категоричности. Теперь они будут более печальными и проникновенными. Одиночество углубится и усилится. Что касается самого произведения, то в нем Лермонтов обвиняет современное поколение в алчности, низменности, непонимании искусства. Толпа плела грязные сплетни вокруг святого имени поэта, не понимая, что тем самым губит его. Попутно Лермонтов поднимает и тему цензуры, говоря о гонениях на Пушкина.

Тема поэта и поэзии в лирике лермонтова краткое содержание

Что значит для Лермонтова поэзия?

Настолько печально звучит тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова! Стихи, названные выше, не единственные. Во многих произведениях автора звучит идея о том, что поэтический дар становится для него проклятьем. Например, в раннем стихотворении "Молитва", он называет творчество "всесожигающим костром". Его жажда писать стихи становится невыносимой, она губит лирического героя.

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова стихи

Было и еще одно яркое раннее произведение, которое называется "Поэт" ("Когда Рафаэль вдохновенный"). Это один из самых первых поэтических опытов Лермонтова. Особое звучание приобретает в нем тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова. Стихи, написанные лирическим героем, вскоре забываются, он сам охладевает к ним. Писательство Лермонтов сравнивает с живописью: вдохновленный художник, создав свое творение, падает пред ним, но спустя пару дней оно ему становится безразличным. Это своеобразная попытка осмыслить суть вдохновения. Под его действием поэту подвластно все, но как только это ощущение уходит, он забывает "огонь небесный".

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова (кратко)

Тмеа поэта и поэзии в лирике лермонтова урок в 9 классе

Подводя итоги, следует сказать, что для Лермонтова поэтическое творчество - это в первую очередь Божий дар. Он не просто так дан ему, не наработан, не натренирован. Он ниспослан для того чтобы поэт нес истину людям. Однако порой этот дар превращается в проклятие, ведь в современном мире люди не могут внять голосу поэта. Они не воспринимают стихи, ведь в них слишком много правды, слишком много обличающих слов. Боязнь осуждения и изгнания заставляет многих поэтов отказаться от своего истинного предназначения и стать "бесполезной игрушкой". Однако не таков сам Лермонтов. Он до последнего верит, что наступит время, когда сила поэта будет настолько же велика, как и в прошлом. Когда его слова "как Божий дух" будут носиться над толпой и вдохновлять ее на действия, когда слово сможет достучаться до сердец, открыть им истину. А истина проста - в любви к своему ближнему, к своей земле, в доброте и понимании. В том, чего так не хватало в жизни самому поэту.

Очень глубока и многопланова тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова. Урок в 9 классе, где сравнивается отношение к этой теме двух поэтов - Лермонтова и Пушкина, поможет лучше разобраться в проблеме. Также к этой теме обращаются в 10 классе, во время повторения.

Читайте также: