Леонид утесов джаз сообщение

Обновлено: 19.05.2024

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ (читать финальную, третью часть по ссылке)

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!

Российская почтовая марка, посвящённая Леониду Утёсову (из серии

Размышления о Леониде Утёсове (1895-1982) привели меня к желанию расширить традиционное представление о нём. Это отчасти связано с теми сторонами его творчества, которые, как правило, публично не обсуждаются. Тем не менее, они рождают сомнения и заставляют задуматься о том, что ещё не сказано, и том, что нуждается в пересмотре уже ставших привычными аксиом. К тому же личность легендарного артиста настолько обросла мифами, что появляется естественное желание докопаться до истины. Анализировать, а тем более переоценивать звёздные авторитеты нелегко. Но я всё-таки попробую…

Предыстория

Ted Lewis

Ted Lewis (George Grantham Bain collection, Library of U.S. Congress)

Леонид Утёсов (кадр из фильма

Сотрудничество с Дунаевским

Исаак Дунаевский

Исаак Дунаевский (коллекция РГАКФД)

Леонид Утёсов

Однако в это же время в США и Европе исполнялся и настоящий инструментальный джаз. Крупнейшие академические композиторы Европы с энтузиазмом восприняли хлынувшую из Америки музыку, в том числе и джаз. И отношение к нему было серьёзным, как к одной из составляющих всемирной музыки XX века. В Париже открылся знаменитый Hot Club, где выступал джазовый квинтет Quintette Du Hot Club De France c участием Стефана Граппелли и Джанго Рейнхардта.

Музыкальные приоритеты Утёсова

Плакат к к/ф

Широко бытует мнение, что одним из признаков джазового оркестра является определённый состав инструментов. Был период, когда утёсовский коллектив соответствовал традиционному биг-бэнду. Позже оркестр включал большую струнную группу. На самом деле — это внешний показатель, который не определяет суть джазового искусства. У него есть свои традиции, эстетика, техника игры, метроритмика. А играть его можно на любом инструменте и в любом составе, петь или танцевать. И хотя специальное образование помогает, но всё же определяющими являются любовь к своему делу, способность к самообразованию и творческая свобода музыкального высказывания. Для настоящего джазового музыканта любой материал, который он берёт за основу является лишь изначальным импульсом для творчества, а не объектом для репродукции или копирования. Конечно, между популярной и джазовой музыкой возможны любые формы взаимодействия и синтеза. Но когда мы говорим об оджазировании, то это означает поверхностное влияние джаза при доминирующей роли популярной или классической музыки. Именно поэтому нельзя согласиться с теми людьми, которые безгранично расширяют понятие джаза, включая в него не относящуюся к нему музыку.

В этот период сочинялось немало произведений, имеющих в названии (но обычно не в самой музыке) джазовые мотивы. Можно сказать, что в советской музыкальной эстраде господствовали косвенные связи с джазом. У Утёсова они тоже существовали, не без влияния его музыкального окружения, но проблема артиста заключалась в том, что он-то претендовал на связи прямые.

Среди многочисленных советских инструменталистов того времени наиболее близким джазовой культуре был, пожалуй, Александр Цфасман, композитор, аранжировщик и, конечно же, виртуозный пианист с консерваторским образованием. В отличие от Утёсова, Цфасман ориентировался на больших джазовых музыкантов и очень хорошо чувствовал и понимал эту музыку. Знал принципы и приёмы, используемые в джазе. Брал стандартные американские модели и делал профессиональную реаранжировку. Он создал и собственный концертный эстрадный фортепианный стиль. Правда, он не импровизировал спонтанно, а заранее сочинял свои соло (что тоже возможно). Но его композиции отличались высоким качеством музыки и блистательным исполнением. Нередко это был хорошо сделанный материал в стиле регтайма. К сожалению, уровень его владения этим стилем нельзя даже сравнить с уровнем ведущих американских регтаймистов. Но у себя на родине Цфасман превзошёл всех, поскольку не было ни эталонов, ни конкурентов, хотя и его большой талант к джазу так и не раскрылся по-настоящему.

Леонид Утёсов (фото из сборника

А сейчас обратимся к воспоминаниям следующего музыкального руководителя оркестра Владимира Старостина, приведённым в книге Матвея Гейзера:

Леонид Утёсов и Дюк Эллингтон, 1971, Москва

Леонид Утёсов и Дюк Эллингтон, 1971, Москва (фото: Феликс Соловьёв)

О реалиях и мифах

Утёсов — яркое артистическое явление. Он оставил неизгладимый след прежде всего как исполнитель советских песен, сделав их близкими, нужными и любимыми для огромной массы благодарных слушателей. Особенно хочу подчеркнуть его вклад во время Великой Отечественной войны. Понимая, что музыка нужна фронту не меньше, чем оружие, Утёсов сделал всё, чтобы не допустить призыва оркестрантов в армию и сохранить свой коллектив. Он давал сотни концертов на фронтах и в блокадном Ленинграде, рискуя жизнью не только своей и оркестра, но и единственной, горячо любимой дочери — певицы Эдит Утёсовой. Своими песнями артист возвращал людям желание выжить, способность радоваться и его популярность была очень высока.

Памятник Л.О.Утёсову в одесском Горсаду

Памятник Л.О.Утёсову в одесском Горсаду (скульптор Александр Токарев)

Утёсов Леонид Осипович (настоящее имя Лазарь (Лейзер) Иосифович Вайсбейн) – легенда советской эстрады и пионер джаза в СССР. Он известен как певец, актер, чтец и поэт. Многогранная личность артиста и неподражаемая манера игры сделала его культовой персоной советской эпохи.

Мальчик появился на свет вместе с сестрой близнецом, которую назвали Полиной. Всего в семье Иосифа Калмановича и Малки Моисеевны Вайсбейн было девять детей, четверо из которых умерли. Брат и сестры Лазаря и Полины были старше близнецов.


Леонид Утесов в молодости

В детстве мальчик хотел стать пожарным или капитаном корабля, но потом сосед-скрипач пристрастил его к музыке. Во времена учебы в коммерческом училище Файга, куда Лазарь был зачислен в восьмилетнем возрасте, будущий артист уже прекрасно играл на нескольких музыкальных инструментах и пел в оркестре. Окончить учебное заведение юноше не посчастливилось, он был отчислен за прогулы и неуспеваемость в возрасте 14 лет. По одной из версий, будущего артиста выгнали из училища за озорство и проделки.

Таланта молодого человека хватило, чтобы начать карьеру артиста в передвижном цирке. С 1911 года Лазарь выступал в балагане Бороданова, параллельно учась играть на скрипке. В 1912 году его пригласили в Кременчугский театр миниатюр, где актер работал уже под псевдонимом Леонид Утёсов. Смена имени была необходима по требованию начальства. Актер хотел иметь фамилию, которую никто прежде не слышал, и он сам ее выдумал. За несколько лет юноша успел не только показать быстрый творческий рост, но и побывать во многих крупных городах своей родины. Во время гастролей в Запорожье артист познакомился с будущей женой.

Музыка

Выступление Утесова на фронте, 1942 год

Театр и кино

Утёсов стал по-настоящему культовой личностью в истории советского искусства. О его жизни и творчестве снято множество телепередач. После смерти певца 9 марта 1982 года остался огромный архив фото, писем, записей, книг и личных вещей. Многие ценные артефакта утрачены, но часть переписки и семейных фотографий сохранила племянница артиста. По ее инициативе был открыт музей Леонида Утёсова. В настоящее время экспозиция сильно расширена благодаря стараниям Эдуарда Амчиславского. Музей-квартира находится в Одессе в доме детства и юности Утёсова.

Леонид Осипович написал четыре книги автобиографического характера, в которых поделился своими воспоминаниями и мыслями. Его именем названа одна из улиц в родной для него Одессе и астероид. Дискография избранных песен Утёсова насчитывает более 10 компакт-дисков. Похоронен Леонид Осипович на Новодевичьем кладбище в Москве.

Размышления о Леониде Утёсове (1895-1982) привели меня к желанию расширить традиционное представление о нём. Это отчасти связано с теми сторонами его творчества, которые, как правило, публично не обсуждаются. Тем не менее, они рождают сомнения и заставляют задуматься о том, что ещё не сказано, и том, что нуждается в пересмотре уже ставших привычными аксиом. К тому же личность легендарного артиста настолько обросла мифами, что появляется естественное желание докопаться до истины. Анализировать, а тем более переоценивать звёздные авторитеты нелегко. Но я всё-таки попробую…

Предыстория

Ted Lewis

Ted Lewis (George Grantham Bain collection, Library of U.S. Congress)

Леонид Утёсов (кадр из фильма

Леонид Утёсов (кадр из фильма "Весёлые ребята", 1934)

Сотрудничество с Дунаевским

Исаак Дунаевский

Исаак Дунаевский (коллекция РГАКФД)

Леонид Утёсов

Леонид Утёсов в киноролике к песне "Пароход" (из к/ф "Концерт на экране", 1940)

Однако в это же время в США и Европе исполнялся и настоящий инструментальный джаз. Крупнейшие академические композиторы Европы с энтузиазмом восприняли хлынувшую из Америки музыку, в том числе и джаз. И отношение к нему было серьёзным, как к одной из составляющих всемирной музыки XX века. В Париже открылся знаменитый Hot Club, где выступал джазовый квинтет Quintette Du Hot Club De France c участием Стефана Граппелли и Джанго Рейнхардта.

Музыкальные приоритеты Утёсова

Плакат к к/ф

Плакат к к/ф "Весёлые ребята", 1934

Широко бытует мнение, что одним из признаков джазового оркестра является определённый состав инструментов. Был период, когда утёсовский коллектив соответствовал традиционному биг-бэнду. Позже оркестр включал большую струнную группу. На самом деле — это внешний показатель, который не определяет суть джазового искусства. У него есть свои традиции, эстетика, техника игры, метроритмика. А играть его можно на любом инструменте и в любом составе, петь или танцевать. И хотя специальное образование помогает, но всё же определяющими являются любовь к своему делу, способность к самообразованию и творческая свобода музыкального высказывания. Для настоящего джазового музыканта любой материал, который он берёт за основу является лишь изначальным импульсом для творчества, а не объектом для репродукции или копирования. Конечно, между популярной и джазовой музыкой возможны любые формы взаимодействия и синтеза. Но когда мы говорим об оджазировании, то это означает поверхностное влияние джаза при доминирующей роли популярной или классической музыки. Именно поэтому нельзя согласиться с теми людьми, которые безгранично расширяют понятие джаза, включая в него не относящуюся к нему музыку.

В этот период сочинялось немало произведений, имеющих в названии (но обычно не в самой музыке) джазовые мотивы. Можно сказать, что в советской музыкальной эстраде господствовали косвенные связи с джазом. У Утёсова они тоже существовали, не без влияния его музыкального окружения, но проблема артиста заключалась в том, что он-то претендовал на связи прямые.

Среди многочисленных советских инструменталистов того времени наиболее близким джазовой культуре был, пожалуй, Александр Цфасман, композитор, аранжировщик и, конечно же, виртуозный пианист с консерваторским образованием. В отличие от Утёсова, Цфасман ориентировался на больших джазовых музыкантов и очень хорошо чувствовал и понимал эту музыку. Знал принципы и приёмы, используемые в джазе. Брал стандартные американские модели и делал профессиональную реаранжировку.

Он создал и собственный концертный эстрадный фортепианный стиль. Правда, он не импровизировал спонтанно, а заранее сочинял свои соло (что тоже возможно). Но его композиции отличались высоким качеством музыки и блистательным исполнением. Нередко это был хорошо сделанный материал в стиле регтайма. К сожалению, уровень его владения этим стилем нельзя даже сравнить с уровнем ведущих американских регтаймистов. Но у себя на родине Цфасман превзошёл всех, поскольку не было ни эталонов, ни конкурентов, хотя и его большой талант к джазу так и не раскрылся по-настоящему.

Леонид Утёсов (фото из сборника

Леонид Утёсов (фото из сборника "Советский джаз", 1987)

А сейчас обратимся к воспоминаниям следующего музыкального руководителя оркестра Владимира Старостина, приведённым в книге Матвея Гейзера:

Леонид Утёсов и Дюк Эллингтон, 1971, Москва

Леонид Утёсов и Дюк Эллингтон, 1971, Москва (фото: Феликс Соловьёв)

О реалиях и мифах

Утёсов — яркое артистическое явление. Он оставил неизгладимый след прежде всего как исполнитель советских песен, сделав их близкими, нужными и любимыми для огромной массы благодарных слушателей. Особенно хочу подчеркнуть его вклад во время Великой Отечественной войны. Понимая, что музыка нужна фронту не меньше, чем оружие, Утёсов сделал всё, чтобы не допустить призыва оркестрантов в армию и сохранить свой коллектив. Он давал сотни концертов на фронтах и в блокадном Ленинграде, рискуя жизнью не только своей и оркестра, но и единственной, горячо любимой дочери — певицы Эдит Утёсовой. Своими песнями артист возвращал людям желание выжить, способность радоваться и его популярность была очень высока.

Читайте также: