Культура россии сообщение 5 класс по однкнр

Обновлено: 03.07.2024

Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси.

ВложениеРазмер
rmo_gimnaziya_2019.docx 31.19 КБ

Предварительный просмотр:

Время проведения : 45 минут

Тип урока : урок – путешествие

Методы – словесный, наглядный, самостоятельная работа учащихся, работа в группах.

Цель урока : развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси.

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

2. Читать художественные и познавательные тексты, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

3. Устанавливать причинно-следственные связи.

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Планировать свои действия.

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.

Материально-дидактическое оснащение урока:

Эмоциональный настрой на урок.

Будем думать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Проверка готовности к уроку

-О чем поется в песне?

-Ка автор называет Русь?

- Всегда ли Русь была православной?

III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы Мотивация учебной деятельности учащихся

Что вы знаете о христианской вере?

-Когда Древняя Русь приняла христианство?

-Кто крестил Русь?

-Как вы думаете, повлияло принятие христианство на культуру Руси?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Работа учащихся в карте урока

(запись темы в карту уроку)

Сегодня у нас необычный урок, а урок – путешествие в историю Руси.

Словарная работа: Определение значения слов:

1 группа - культура,

2 группа - наследие ,

3 группа – культурное наследие

КУЛЬТУРА - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей (Словарь Ожегова)

НАСЛЕ́ДИЕ -какое-либо явление культуры, быта , полученное от предыдущих эпох, от прежних деятелей. Из словаря русского языка

Культу́рное насле́дие- часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое. Из энциклопедии

Как вы думаете, какую цель мы поставим на уроке?

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

1.Работа с учебником.

Исследовательская деятельность (самостоятельно)

( Откуда на Русь пришло христианство? Стр. 85)

Вопросы записаны в карте урока)

1 группа – 1 абзац

- Кто оказал влияние на распространение христианства на Руси?

На Руси христианство распространилось под влиянием Византии. Одной из первых приняла христианство княгиня Ольга. Случилось это в середине X века в городе Константинополе. Но народ не спешил принимать новую веру, даже сыновья Ольги осуждали её за отказ от язычества. Только десятилетия спустя, в 988 году, христианство пришло на Русь. Это произошло во времена правления Великого князя Владимира Красное Солнышко – внука княгини Ольги

-Какие изменения произошли в культурном развитии Руси после принятия христианства княгиней Ольгой?

2 группа – 2 абзац

- Кто из славян первым принял христианство?

- Как народ отнесся к принятию новой веры?

3 группа – 3,4 абзац

- В каком году христианство пришло на Русь?

-Что говорит летопись о принятии христианства?

2.Выступление ученика о принятии христианства князем Владимиром.

3.Рассказ учителя о Древней Руси после принятия христианства( с.86)

И сторики считают, что с принятием христианства Древнерусское государство вступило в новый этап развития. Вера помогла сплотить народы, православная церковь рассказывала о любви и милосердии к ближнему, уважении старших, семейных традициях, учила православным обычаям.

4. Влияние христианства на распространение образования.

Работа с учебником (с.87 – 88).Чтение и обсуждение свидетельсв.

Выделим исторические свидетельства о развитии образования.

Работа с картой урока.

1 группа -1 свидетельство (с.87)

Появились книги на славянском языке.

2 группа – 2 свидетельство(с.87)

Открытие школ и книжных училищ.

3 группа- 3,4 свидетельство (С.87-88)

Открытие школ для девочек , библиотек.

5.Влияние христианства на литературу.

Христианство нашло отражение в литературных произведениях. Писатели и поэты на библейские сюжеты написали произведения.

- О какой молитве написал поэт?

- Какому православному празднику посвятил Сергей Есенин свое стихотворение?

6. Влияние христианства на живопись.

Работа с притчами и репродукциями картин в группах.

Прочитайте притчу и сопоставьте и выберите репродукцию картины, соответствующую притче.

Работа в группах.

Притча о милосердном самарянине - №3 картина В.Сурикова

Притча о блудном сыне - №1 картина А.Потемкина

6.Влияние христианства на архитектуру.

- Каким образом повлияло христианство на архитектуру?

Первая церковь, построенная святым Владимиром тотчас после крещения киевлян, была церковь святого Василия. Она замечательна уже и потому, что построена была самим великим князем и во имя его ангела; построена на том самом холме, где прежде во дни своего язычества тот же великий князь поставил Перуна и других богатых истуканов и куда приходил вместе со своими подданными для совершения идольских треб.

Другую, и уже не деревянную, а каменную и великолепную церковь воздвиг Владимир во имя Пресвятой Богородицы. Место для новой церкви он избрал также вблизи своего двора теремного к юго-западу и именно место, орошенное кровию первых двух христианских мучеников на Руси — варягов Феодора и Иоанна, вкусивших смерть во дни Владимирова язычества.

Третий храм, построенный Владимиром, замечателен только по случаю самого построения. Вскоре после того, как великий князь отпраздновал освящение Десятинной церкви, он услышал о внезапном набеге печенегов на город Василев, находившийся неподалеку от Киева, и поспешил с малою дружиною для защиты города. Но при столкновении со врагами не в силах был устоять против них и, спасаясь бегством, едва укрылся от преследовавших под мостом. Среди такой опасности Владимир дал Богу обет, если опасность минует, создать в Василеве церковь. Молитва благочестивого князя была услышана, и он в чувствах радости и признательности к Господу тогда же исполнил свой обет, поставил в Василеве церковь во имя Преображения Господня, так как в тот самый праздник и произошла неудачная сеча с печенегами и избавление от них.

7.Работа с иллюстрациями ( с.92)

- Чем храм отличается от всех остальных зданий?

- Какую форму имеют храмы?

- Как вы думаете, что по форме напоминает купол?

-Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

- Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

Храмы – выдающиеся памятники архитектуры. снаружи храмы украшают резьбой, внутри – стены украшают фресками и яркой мозаикой на евангельские сюжеты.

8.Влияние христианства на музыку .

- Как вы думаете , каким образом повлияло христианство на музыку?

Учитель: Значительное место в православной культуре принадлежит духовной музыке. В храмах во время службы звучит богослужебная музыка, которая пришла из Византии.

Выдающиеся композиторы Н.А.Римский – Корсаков, П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский свои произведения посвятили духовной музыке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

Директор МБОУ СОШ №9

_________А.В. Сергеева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По ОСНОВАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

НАРОДОВ РОССИИ

Количество часов в неделю_ 1 _

Количество часов в год _ 34

учитель _Нуриева Ирина Николаевна

Должность _ педагог-психолог

Срок действия программы 2019-2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету основы духовно-нравственной культуры народов России для 5 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253(ред. от 21.04.2016 г.)"Об утверждении федерального перечняучебников, рекомендуемых к использованию приреализацииимеющих государственнуюаккредитацию образовательных программначального общего, основного общего, среднегообщего образования";

Учебный план МБОУ СОШ №9 г. Пушкино на 2019-2020 учебный год

Общей целью основного общего образования в духовно-нравственном воспитании является формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Цель рабочей программы: формирование у учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, содействие усвоению основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.

формировать основы гражданской идентичности и мировоззрения учащихся;

способствовать принятию моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

знакомить учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур;

развивать представления учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщать знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные учащимися в начальной школе, и формировать у них ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов основной школы;

развивать способности учеников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Программа разработана для учащихся 5 класса.

Количество часов в неделю:1 ч.

Всего в год: 34 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Введение (1ч.)

Планируемые результаты

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России

Усвоение правил работы с учебником.

Совершенствование навыков целеполагания;

формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей;

создания моделей и схем; установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами.

Знать особенности, основы вероучения и истории возникновения традиционных религий России. Понимать важность их наследия для культурного и духовного развития нашей страны.

Введение в тему. Традиционные религии России — неис­сякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.

Раздел 2. Православие (14 ч.)

Планируемые результаты

Знание основ культурного наследия своего народа; Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Развитие морального сознания.

Совершенствование навыков целеполагания;

формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей;

создания моделей и схем;

Иметь представления об основных событиях Крещения Руси и утверждении христианства в нашей стране. Характеризовать влияние Византии на русскую религиозную культуру. Объяснять смысл слов: поучение, уния, милосердие, нестяжание, справедливость, правдолюбие

Православие в Древней Руси. Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев — центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Рус­ское монашество. Митрополит Иларион. Антоний и Феодосии Печерские. Киево-Печерская лавра.

Православная Церковь в Московской Руси. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству. Православная Церковь и нашествие монголов. Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь — оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель.

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Приоритеты Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Понимание важности для христианина не стяжания и приоритета духовных ценностей (любви к Родине, к семье, к ближнему) над духовными.

Православие в Российском царстве. Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон.

Православие в Советской России. Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность во имя Отечества Русской Церкви в ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм — обязательное качество православного христианина.

Православие в современной России. Повторительно-обобщающий урок

Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь Заграницей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости. Благовещенский кафедральный собор – главный храм Воронежа.

Православие в традициях Русского народа. Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный Спас). Пословицы и поговорки религиозного характера.

Православие и традиционные ценности Русского народа. Православная вера — основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина.

Дом и семья в православии. Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православ­ных. Любовь к детям и почитание родителей.

Святые Петр и Феврония. Святые Петр и Феврония — образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии — Всероссийский день семьи, любви и верности.

Раздел 3. Ислам (6 ч.)

Планируемые результаты

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики. Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре и религии. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей;

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

Понимать важность в жизни современных российских мусульман ценностей милосердия, мира и согласия, здорового образа жизни и др.

Древняя история ислама на территории России. Проникновение ислама в Россию.Вхождение мусульманских народов в состав России.

Ислам в современной России. Мусульманское религиозное образование и мусульманские организации. Понятие имам.

Мусульманские ценности и идеалы. Ценности: милосердие, мир и согласие, здоровый образ жизни и др.

Дом и семья в исламе. Ценности семьи: уважения к старшим, милосердие.

Раздел 4. Иудаизм (6 ч.)

Планируемые результаты

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики. Формирование ответственного отношения к учению.

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

Знать основные события, связанные с историей иудаизма в России с древности до начала XX века. Осознавать масштаб трагедии Холокоста и значение патриотической позиции еврейского народа в годы Великой Отечественной войны.

Объяснять понятий: кагал, хедер и иешива, синагога.

Появление и развитие иудаизма в России. Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев.

Иудаизм в Российской империи. История иудаизма в Российской империи. Понятие «синагога

Иудаизм в СССР. История иудаизма в СССР. Трагедия Холокоста и значение патриотической позиции еврейского народа в годы Великой Отечественной войны.

Иудаизм в современной России. Историей иудаизма в современной России. Роль иудейской общины в проповеди идеалов и ценностей милосердия, любви к ближнему, взаимной терпимости разных народов и культур в современном российском обществе.

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа. Особенности иудейской культуры, связанные с особенностями существования иудейских общин в России. Ценности семьи, дома, любви к ближнему, взаимопомощи и милосердия в иудейской культуре.

Раздел 5. Буддизм (6 ч.)

Планируемые результаты

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей;

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики; Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

Знать основные события, связанные с появлением буддизма на территории России. Характеризовать особенности тибетского буддизма. Объяснять смысл понятий: гэлуг, лама, далай-лама, хурэ, хурул, даган. Иметь представление о патриотической позиции российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Понимать важность связанных с буддизмом ценностей патриотизма, проповедовавшихся Агваном Доржиевым идеалов добра и справедливости. Понимать важность ценностей милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются современными российскими буддистами в нашем обществе.

Урок 28

Тибетский буддизм. Тибетский буддизм (школа гэлуг) — направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама — духовный лидер буддистов Тибета.

Урок 29

Распространение буддизма среди народов России. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками.

Урок 30

Буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Понимание важности связанных с буддизмом ценностей патриотизма, проповедовавшихся Агваном Доржиевым идеалов добра и справедливости.

Урок 31

Буддизм в современной России. События, связанные с историей буддизма в современной России.

Понимание важности ценностей милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются современными российскими буддистами в нашем обществе.

Урок 32

Буддизм в культуре и традициях народов России. Буддийские традиции народов России, связанные с домом и семьей. Понимание важности буддизма для поддержания и развития национальных и культурных традиций народов России. Понятие лама, цам.

Урок 33

Раздел 6. Обобщение (1ч.)

Планируемые результаты

Умение сопереживать чувствам других, совершать поступки, направленные на помощь и обеспечение благополучия.

Воспитание российской гражданской идентичности, усвоение традиционных ценностей российского многонационального народа

Совершенствование навыков целеполагания;

формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей;

создания моделей и схем; установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами.

Понимать и принимать морально-нравственные ценности традиционных религий нашей страны

Урок 34

Повторительно-обобщающий урок. Защита проектов. Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия, справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, вернос­ти долгу и дружбе.

матрешки, балалайки и баранки

Поскольку в России проживают представители очень многих национальностей, то и ее культура отличается большим разнообразием. Важнейшие факторы русской материальной и духовной культуры — это православие, а также различные языческие традиции, которые сохранились в нашей стране еще с дохристианских времен. Немалое влияние оказали на него татаро-монгольское иго и влияние Западной Европы. Многообразное наследие в той или иной мере прослеживается почти во всех формах национального искусства.

Народное творчество представлено былинами и сказками.

Также нельзя не сказать о великих писателях и поэтах. Среди них: Гоголь, Достоевский, Тургенев, Толстой, Чехов, Горький, Булгаков, Бунин, Набоков, Платонов, Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев, Некрасов, Блок, Есенин, Маяковский, Цветаева, Пастернак, Ахматова, Бродский и многие-многие другие.

Важнейшим направлением изобразительного искусства является иконопись. Русская иконопись унаследовала традиции византийских мастеров. Однако русские иконы имеют свой неповторимый стиль, а имена таких иконописцев, как Андрей Рублев и Феофан Грек, известны всему миру.

Бюст великого русского поэта А. С. Пушкина

Русское музыкальное искусство объединяет творчество выдающихся русских и советских композиторов XVIII—XX веков, русский музыкальный фольклор, русский романс, популярную музыку советского и постсоветского периодов, русский рок и творчество бардов.

Былины и сказки народов, населяющих Россию, продолжают доносить из глубины веков мудрость простых людей.

Нельзя не упомянуть частушку — короткую русскую народную песню, нередко юмористического содержания. Частушка — непременный элемент фольклора.

Художественные промыслы развивались, опираясь на народное творчество, которое благодаря профессиональным художникам нашло свое воплощение в декоративном искусстве: дымковской игрушке, филимоновской игрушке, оренбургском пуховом платке, палехской миниатюре, абашевской игрушке, хохломской росписи, гжельской керамике, хлудневской игрушке.


В ходе урока раскрывается вопрос о том, что в наши дни сохранение межнационального мира и согласия, обеспечение бережного отношения к культурной самобытности многонационального народа России является одной из главных задач государства и современного общества.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Многонациональная культура России"

Россия – одно из крупнейших многонациональных государств в мире, в котором проживает более 190 народов. Они говорят на двухстах семидесяти семи языках и диалектах. Большинство из них сложились как этнические общности на территории нашей страны и сыграли огромную роль в формировании российской государственности.


Среди народов России есть многочисленные и малочисленные, даже такие, которые насчитывают несколько тысяч или даже сотен человек.

Пожалуй, ни в одной другой стране мира культура не испытывала такого разнообразного влияния от многочисленных народов и этнических групп.

А что такое культура? В широком смысле – это, прежде всего, всё то, что создано человеком. А в узком смысле – это традиции народа, поэзия и литература, фольклор, кухня и многое другое. Богатство национальных культур – это достояние всей страны.

Культура каждого народа, проживающего в нашей стране, уникальна, интересна и обладает своим темпераментом и национальными особенностями. Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это прежде всего язык, фольклор (сказки, песни, танцы), обычаи, обряды, национальная кухня, одежда, предметы быта и так далее.

Учёные-лингвисты насчитывают в нашей стране примерно двести семьдесят языков и диалектов. Ими на равных учтены и такой язык, как русский, которым владеют более девяноста семи процентов населения нашей страны, и язык негидальцев – маленького народа (менее шестисот человек), живущего на реке Амур.


Визитной карточкой культуры любого народа является национальный костюм. Уникальны и интересны не только покрой, но и цвета костюма, вид головного убора и орнаментальные вышивки на одежде.

Этнографы давно доказали, что одежда, кроме своего главного предназначения, – предохранять человека от воздействия внешней среды – напрямую связана с традициями народа, его верованиями, представлениями о добре и зле.

И хотя в повседневной жизни на улицах наших сёл и городов человека в таком костюме встретить практически невозможно, вышитые рубахи, сарафаны, черкески и бешметы, головные уборы, поясные подвески по-прежнему хранятся во многих семьях и, конечно, в многочисленных музеях нашей страны.

А представить себе народные танцы без национальных костюмов практически невозможно. Трудно определить, сколько народных танцев и плясок бытует в России. Их просто невозможно сосчитать. У каждой национальности есть свои народные танцы со своими неповторимыми особенностями и манерой исполнения. В наши дни народные танцы можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, детей и взрослых – людей самых разных возрастов и профессий.

Многонациональная культура народов России проявляется также в различных народных промыслах и ремёслах.

Возьмём, к примеру, европейскую часть нашей страны. Сколько здесь уникальных народных промыслов! Это и федоскинская лаковая миниатюра, и жостовская роспись, и абрамцево-кудринская резьба по дереву, и хотьковская резьба по кости, и богородский игрушечный и павлово-посадский платочный промыслы, гжельский фарфор и майолика, загорская роспись по дереву и множество других.

Огромное количество уникальных народных промыслов и ремёсел существует на бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока. Они продолжают древние традиции заготовки и обработки сырья, изготовления и украшения изделий из меха, шерсти, дерева, бересты, корня кедра и других материалов.

Сохранилось оригинальное искусство обработки бересты у народов Приамурья – нанайцев, ульчей, орочей, удэгейцев, нивхов; изготовление из неё различных вещей для своего хозяйства, в частности, посуды.

Широко известно в нашей стране и мире искусство обработки металлов у народов Северного Кавказа. Например, дагестанское село Кубачи является одним из крупных центров производства кованых и чеканных изделий из меди и латуни. Это разнообразные литые бронзовые котлы, латунные чеканные кувшины и сосуды, декоративные подносы, различные чаши и кубки.

Но наряду с традиционными ремёслами, творческая энергия нашего народа создаёт и новые, которые тоже обогащают культуру нашей страны.


Например, придуманная уральской художницей Верой Леонтьевой технология филигранной бересты. Эта технология позволяет создать из простой берёзовой коры настоящие произведения искусства.

Конечно же, в культуру России входят не только народные сказания, обряды, ремёсла, но и произведения писателей и поэтов – Александра Пушкина, Льва Толстого, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Владимира Набокова, Бориса Пастернака; композиторов и музыкантов – Мстислава Ростроповича, Сергея Прокофьева, Петра Чайковского, Дмитрия Шостаковича; художников – Казимира Малевича, Марка Шагала, Ивана Айвазовского, Исаака Левитана, Ивана Шишкина и представителей других творческих профессий, творческий путь которых связан с нашей страной.

Неотъемлемой частью культуры любой страны являются памятники архитектуры, которые являются своеобразными национальными символами. Например, для французов – это Лувр и Эйфелева башня в Париже, для итальянцев – римский Колизей и Пизанская башня, для американцев – Белый дом в Вашингтоне и статуя Свободы в Нью-Йорке.

В России, в том числе и благодаря многонациональной культуре, было построено такое огромное количество ярких, уникальных памятников архитектуры, что выбрать из них самые лучшие достаточно сложно.

Согласитесь, что, бывая за границей, мы с уважением относимся к народам, сохранившим своё национальное искусство, промыслы, ремёсла, национальную самобытность, но знаем ли мы и ценим ли национальную культуру народов своей страны?

Согласитесь, очень важно для взаимопонимания и взаимоуважения наших народов знать, что дорого и свято для каждого народа, что кощунственно, а порой неприемлемо и даже оскорбительно в силу их национальных традиций, нравственных ценностей, религии, национального воспитания и этики.

После написания диктанта многие с удивлением узнали, что табасаранский язык внесён в Книгу рекордов Гиннесса, потому что в нём около сорока шести различных падежей.

Средняя оценка за диктант составила пятьдесят шесть баллов из ста возможных. Итоги диктанта продемонстрировали, что вопросам изучения истории и культуры народов России необходимо уделять повышенное внимание.

Кстати, вы и сами можете оценить свои знания о культуре народов нашей страны, написав данный диктант. Найти его можно в Интернете. Интересно, сколько баллов вы наберёте.

Для нашей многонациональной страны чрезвычайно важно, чтобы всё наше культурное богатство не было замкнуто в пределах одного народа. Живя бок о бок, представители разных народов привносят в общество свою культуру, обычаи, взгляды на жизнь, обогащая тем самым культуры друг друга.


Автором слов песни является дагестанский поэт, аварец по национальности, Расул Гамзатов. На русский язык их перевёл русский поэт Николай Гребнев. Положил на музыку композитор, еврей по национальности, Ян Френкель.


В наши дни сохранение межнационального мира и согласия, обеспечение бережного отношения к культурной самобытности многонационального народа России является одной из главных задач государства и современного общества.

Читайте также: