Культура кочевников южного урала сообщение

Обновлено: 19.05.2024

ИСТОРИЯ ЮЖНОГО УРАЛА –
это история всех народов, заселявших его
территорию с глубокой древности. Его
территория с незапамятных времён являлась
ареной взаимодействия двух ветвей
цивилизаций - оседлых земледельцев и
кочевых скотоводов. Следствием их
взаимодействия на протяжении тысячелетий
явился неоднородный этнографический и
антропологический состав местного населения.

3. Андроновцы

4. АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА

распространена в Западной Сибири и Казахстане в
бронзовом веке. Погребения совершались в ямах под
курганами.Костяки лежат скорченно на боку, известны
случаи кремации. В керамике выделяются баночные
сосуды и горшки, часто с богатым геометрическим
орнаментом. Инвентарь включает бронзовое оружие,
украшения, кремневые наконечники стрел.

Развитие раннежелезного века на Южном Урале
охватывает время с VI в. до н. э. по V в. н. э.
Представление о нем дают савроматские, сарматские и
аланские курганы и городища. Савроматы и сарматы
жили на территории Южного Урала в то время, когда
господствовали скифы в Причерноморье.

6. Сарматская культура. Вооружение, конское снаряжение, сосуды:

САРМАТСКАЯ КУЛЬТУРА. ВООРУЖЕНИЕ,
КОНСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ, СОСУДЫ:
1-3 — железные мечи;
4 — бронзовый наконечник стрелы с
втульчатым креплением;
5 — железный наконечник стрелы с
черешковым креплением;
6 — костяной наконечник стрелы с
черешковым креплением;
7 — костяная концевая накладка на лук;
8, 9 — керамические сосуды;
10, 11 — бронзовые котлы;
12 — изображение конного боя на серебряном
кубке;
13 — железные удила с кольцами и
зажимами для крепления оголовных ремней;
14, 16 — серебряные конские украшения
(фалары) с зооморфными изображениями;
15 — реконструкция снаряжения коня;
17 — золотая обкладка рукояти железного
кинжала с зооморфными изображениями
(инкрустация бирюзой и сердоликом).

7. Сарматская культура —

САРМАТСКАЯ КУЛЬТУРА —
это культура периода разложения первобытнообщинного строя и формирования классового
общества, развитого кочевого скотоводства,
земледелия и ремесла. Все находки говорят о
том, что у сарматов существовала
металлообработка, керамическое, ткацкое и
другие производства.

8. Великое переселение народов

9. Башкиры

БАШКИРЫ
Среди современных
народов, живущих на
Южном Урале, первыми
обитателями края
оказались башкиры.
Первые исторические
сведения о башкирах
относятся к X веку.

Башкиры издревле обитали на
землях современной Башкирии,
занимая территорию по обеим
сторонам Уральского хребта, между
реками Волгой, Камой и верхним
течением реки Урала. Они были
кочевниками-скотоводами;
занимались также звероловством,
рыболовством, бортничеством. В
западной части Башкирии
развивалось земледелие,
уничтоженное татаро-монгольскими
завоевателями и восстановленное с
появлением в Башкирии русского
населения.

13. ремесло

РЕМЕСЛО
Ремесло у башкир было развито
слабо. Но все же, как
свидетельствуют письменные
источники, уже в X в. башкиры
умели кустарным способом
добывать железную и медную
руды и производить их обработку.
Они занимались выделкой кожи,
изготовляли из железа пики,
наконечники стрел, из меди
украшения конской сбруи.

14. Башкиры

БАШКИРЫ
Этнографам удалось восстановить родоплеменной состав
башкир в ХVII-ХIХ вв. Они выделили самые древние
башкирские этнические образования, состоявшие из ряда
самостоятельных племенных групп - это бурзяне, усергане,
тангауры, тамьяне и др.
Раньше башкиры обитали в степях и вели кочевой образ
жизни. Впоследствии, теснимые с юга другими кочевниками,
прежде всего киргизами, они оставили степи и переселились в
горные и лесистые местности Южного Урала. В конце XIX века
башкиры проживали, помимо Башкирии, на значительной
территории Челябинского, Троицкого, Верхнеуральского,
Орского и Оренбургского уездов.
За многие столетия фиксированной истории башкирский
народ создал уникальную, неповторимую и богатую культуру,
включающую в себя все виды человеческого творчества:
изобразительное искусство, зодчество, язык, музыку, танец,
фольклор, украшения, самобытную одежду и т. д.

16. Татары

ТАТАРЫ
Этнически близкими к башкирам
стоят татары, а их длительная
жизнь по соседству привела к
существенному стиранию многих
национальных различий.
Интересно отметить, что
значительная часть башкирского
населения Урала говорит потатарски и считает татарский
язык своим родным языком.

17. Переселенцы

ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ
Татары стали появляться в крае с основанием
в 1743 году города Оренбурга и строительства
укрепленных поселений по рекам Яику,
Самаре и Сакмаре. Это открыло широкие
перспективы для энергичного заселения и
освоения малолюдных и необжитых земель.
Основная масса людей прибывала сюда из
Среднего Поволжья. Переселенцы отличались
сложным этническим составом населения,
значительная доля которых приходилась на
татар - выходцев преимущественно из
Казанского ханства.

19. Татары

ТАТАРЫ
После падения в XVI веке Казанского ханства
значительная часть татарского населения
вначале осваивалась в Южном Приуралье, на
территории современного Башкортостана, а
затем они расселились по всему Уралу. В
городах они занимались преимущественно
мелочной торговлей, а в селах - земледелием и
скотоводством. Татары, как свидетельствует И.
С. Хохлов, - народ трезвый, трудолюбивый,
способный на тяжелые работы. Они
занимались земледелием, извозом,
скотоводством, но любимым их ремеслом
являлась все-таки торговля.

20. Казахи

23. Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История Урала уходит корнями в седую древность. Еще
историки античности писали о Рифейских (Уральских)
горах, по которым пролегала граница двух миров:
цивилизованного европейского и далекого,
таинственного азиатского. Здесь, на границе двух
континентов, скрестились судьбы разных мировых
цивилизаций, которые оставили неизгладимый след в
истории и культуре нашего края.
Главная цель моей работы рассказать на сколько
разнообразны народы, населяющие нашу область и их
культура.

Среди степных просторов Южного Урала можно увидеть молчаливых свидетелей прошлого – курганы кочевников. Археологическое изучение скрытых под ними погребений проливает свет на историю народов древности – их рождение и гибель, хозяйство и быт населения, обычаи и религиозные представления.

Особое место среди многообразия археологических древностей Южного Урала занимают курганные могильники с фигурными насыпями – наследие краткого, но яркого периода в истории евразийских номадов – II-III вв. н.э. Кому они принадлежали? Последним сарматам? Первым гуннам? Откуда они появились и почему так внезапно исчезли? Как выглядели люди, оставившие их, и на каких языках они говорили? Были ли они мирными пастухами или воинственными всадниками? В каких богов они верили?

Люди, погребенные в курганах могильника Мандесарка 6, жили и умерли в IIIв. н.э., во время, называемое археологами эпохой ранних кочевников степного пояса Евразии.

Череп обладает выраженным европеоидным краниологическим комплексом, что выражается в сильной горизонтальной профилировке лицевого скелета на орбитальном и среднем уровнях, значительно выступающем носе. Выполненная реконструкция демонстрирует распространенный среди позднего сарматского населения морфотип, который характеризуется комплексом признаков, сочетающим длинную черепную коробку, лицо крупных размеров с резкой горизонтальной профилировкой, и с сильно выступающим носом к линии профиля.

Примечательно, что исследование произвольно выбранных курганов подтвердило уже известную ученым картину кочевого объединения Урало-Поволжских степей II-IV вв. Погребений мужчин в позднесарматском обществе в 2 раза больше чем женщин. Крайне мало детских захоронений, а среди мужчин много переживших солидный для того времени рубеж в 40 лет . Мужчинам присущ высокий уровень травматизма – более половины известных скелетов имеют переломы нижних конечностей, ключиц, носовых костей, зафиксированы поражения нанесенные оружием – колотые и рубленые раны, зачастую приведшие к летальному исходу.

Как видно, далеко не все покинули степи Пруралья.

подписывайтесь на мой канал

Гунны, Народ, пришедший с Ямала. Аттила, каган гуннов из рода Вельсунгов

Крито-микенская культура и религия как часть индоевропейской культуры эпохи бронзового века

Савельев Н.С. К вопросу о поселенческих памятниках ранних кочевников Южного Урала // Уфимский археологический вестник: Сборник научных статей. Вып.1. Уфа: НМ РБ, 1998. – С.53 – 57.

Вопрос о существовании в эпоху ранних кочевников в степи и южной части лесостепи Южного Урала памятников поселенческого типа практически не ставился. В то же время для волго-донского варианта савромато-сарматской культуры такие памятники, хотя и единично, известны были давно.

Все вышесказанное в большей степени относится к лесостепи и к различным контактам кочевников с оседлым населением, близкие явления не раз отмечались и для Зауралья (см.: М.Г.Мошкова, 1974, С.29-38). Для степной же части Южного Урала, являвшейся основным местом обитания кочевого населения, считалось, что информация о нем может быть извлечена только из погребальных комплексов, о поселенческих же памятниках если и упоминалось, то только гипотетически (см.: В.Н.Васильев, 1992, С.130).

В последние годы на территории юго-восточной. Зауральской Башкирии было выявлено еще несколько местонахождений керамики, которая очень близка или идентична хорошо известной из савромато-сарматских курганов. Для полноты информации ниже приводится описание не только вновь выявленных, но и известных ранее и уже опубликованных, памятников.

1. Стоянка Ташла Левобережная. Выявлена археологической экспедицией НПЦ МК РБ в 1997 г., в ходе разведочных работ в зоне затопления Акъярского водохранилища. Стоянка расположена в 1,5 км к ССВ от крайних домов д. Федоровка Хайбуллинского района РБ, на первой никогда не распахивавшейся надпойменной террасе левого берега р.Ташла, прямо над заросшей ивняком узкой поймой Высота террасы от уреза воды около 3 м. В 250 м южнее площадки памятника в Ташлу впадает ручей Шайтан-Узяк.

Коллекция керамики, собранная исключительно на поверхности (рекогносцировочный раскоп площадью 14 кв.м подтвердил мнение о полной стерильности гумусного слоя), состоит из 19 фрагментов, причем типологически можно выделить 4-5 сосудов; 11 неорнаментированных стенок несут в себе только технологическую информацию.

Сосуд 1 представлен 4 фрагментами прямого, несколько утолщенного снаружи венчика с резким переходом в раздутое тулово. Диаметр по венчику 26 см, высота шейки 5 см. Орнамент – косые насечки - нанесен только на срез венчика.

Сосуд 2 представлен 1 фрагментом (плечо с переходом в шейку), Судя по сохранившейся части, орнамент из насечек был нанес на шейку сосуда.

Сосуд 3 также представлен 1 фрагментом и в общем, очень похож на сосуд 2, только имеет несколько более массивные стенки и полностью лишен орнамента.

Сосуд 4 – 1 орнаментированный горизонтальной елочкой из насечек фрагмент, представленный также переходом шейки в плечо. По фрагменту видно, что шейка сосуда была более толстостенной, чем собственно тулово. Возможно, что к этому же сосуду относится еще один аналогично орнаментированный фрагмент, представленный местом наибольшего расширения тулова.

В технологическом отношении вся керамика со стоянки очень похожа. Цвет ее варьирует от серого до красно-коричневого с преобладанием коричневых тонов. Примесь в тесте – тальк, в основном крупнотолченый, а в сосудах 1 и 3 – с дополнительной примесью крупной дресвы (с.1 – дробленые кварцит и коричневая галька, с.3 – только галька). На сосудах 1, 2 и 4 видны черные пятна нагара.

Судя по подъемному материалу, поселение занимает площадь около 10-12 тыс. кв.м. Визуально на памятнике фиксируется 1 жилищная впадина. Разведочный шурф, заложенный в центральной части поселения, дал представительную коллекцию алакульской керамики. В шурфе, сразу же под дерном, был найден очень массивный фрагмент прямого венчика от сосуда большого диаметра с сильно раздутым, возможно шаровидным, туловом. Орнамент, состоящий из ряда косых насечек, нанесен только по срезу венчика. С внутренней стороны шейка оформлена тремя мягкими горизонтальными каннелюрами. Цвет фрагмента светло-коричневый, тесто плотное, хорошо промешанное с обильной примесью талька.

3. Поселение Улак II выявлено в 1996 г. археологической экспедицией НПЦ, также входит в состав Баишевского микрорайона (Н.С.Савельев, 1997, С.16 – 23). Находится в 3,3 км от д.Баишево, на низкой террасе правого берега ручья Улак (правый приток р.Большая Уртазымка) протекающего примерно в 100 м севернее, в лесу. Вероятно, данное поселение составляет единый комплекс с укрепленным поселением Улак I, имеющим радиально-кольцевую планировку и расположенным восточнее Площадка памятника хорошо задернована и никогда не распахивалась. Примерно в 300 м западнее поселения долина, в которой оно расположено, резко сужается и переходит в узкий каньон с протекающим в нем ручьем.

Судя по распространению подъемного материала примерная площадь памятника составляет 32 тыс. кВ.м (320 ? 100 м). На поселении зафиксировано 5 жилищных впадин, древний родник с частично сохранившейся дренажной (?) канавой, 5 менгиров и 1 каменная выкладка. На противоположных концах поселения заложено 2 разведочных шурфа, давших срубно-алакульскую керамику.

4. Поселение Тайсара было открыто в 1983 г. разведочным отрядом ИИЯЛ БФ АН СССР под руководством Ю.А.Морозова. Находится на территории Абзелиловского района РБ, в 4 км от д.Тайсара Верхнеуральского района Челябинской области. Памятник расположен на краю высокой, около 5 м, распахиваемой надпойменной террасе правого берега р.Малый Кизыл. Примерная площадь распространения находок – 500 кв.м.

На пашне собрана небольшая коллекция керамики (10 фрагментов), в ее составе 2 венчика. 2 орнаментированные и 6 неорнаментированных стенок. Основная примесь к тесту – тальк. Венчики невысокие массивные, с утолщением, в одном случае с внутренним ребром в месте перехода шейки в тулово. Этот фрагмент орнаментирован рядом косых насечек по верху плеча и горизонтальной елочкой из таких же насечек по срезу венчика второй венчик не орнаментирован. Оба венчика сильнопрофилированные. что говорит о значительной раздутости тулова.

На одном из фрагментов стенок хорошо заметен горизонтальный округлый валик, причем стенка к верху сильно расширяется; на второй стенке сохранилась часть орнаментальной зоны – три (как минимум) горизонтальных ряда косопоставленных насечек. Среди насечек – вертикальные короткие налепные валики.

5. Кирсаевская стоянка была выявлена отрядом Ю.А.Морозова в том же году (1984, С.10). Находится на территории Абзелиловского района РБ. в 2 км от д.Кирса Верхнеуральского района Челябинской области. Площадка памятника расположена на высокой, около 5 м, распахиваемой надпойменной террасе правого берега р.Малый Кизил. На пашне найден 1 фрагмент стенки сосуда с примесью талька в тесте. Орнамент, насколько можно судить по представленной в отчете фотографии, состоит из треугольного резного фестона с несколь­кими подовальными вдавлениями внутри него (там же, С.10). Ю.А.Морозов посчитал возможным отнести данный фрагмент к эпохе раннего железа.

6. Поселение Кара-Бутак расположено в бассейне р.Суундук (северо-восточное Оренбуржье). Относится к эпохе бронзы.

При обследовании поселения Оренбургской археологической экспедицией ГИМ (Э.А.Федорова-Давыдова) в 1958 г. был найден обломок бронзового стремечкояидного удила (К.Ф.Смирнов, 1961, С.145; К.Ф.Смирнов, 1964 б, С.33). В 1965 г. среди подъемного материала на поселении был обнаружен 1 фрагмент массивного утолщенного венчика с переходом в раздутое тулово (М.Г.Мошкова, 1974, С.49). Примесь в тесте – тальк. В месте перехода венчика в тулово с внутренней стороны фиксируется ребро. Орнамент, состоящий из групп разнонаправленных косых насечек, нанесен только на срез венчика. Диаметр устья сосуда, судя по опубликованному рисунку, составляет около 24 см.

7. Местонахождение на реке Крепостной Зилаир. В начале 1990-х гг. геологами в Отдел археологии ИИЯЛ УНЦ РАН была передана небольшая (7 фрагментов) коллекция керамики, найденная ими южнее с.Кананикольское Зилаирского района РБ, на берегу небольшого левого притока р.Крепостной Зилаир. протекающей по восточной окраине сильно облесенного Зилаирского плато.

Вся представленная керамика по своим относится к бытовой (кроме, может быть, Крепостного Зилаира) и, в общем, не выходит за рамки савромато-сарматской тальковой.

Впрочем. Ю.А.Морозов определил тайсаровскую коллекцию как гафурийскую (1984, С.9), но А.X.Пшеничнюк. публикуя эти материалы, счел возможным соотнести ее с позднесавроматской и раннепрохоровской погребальной из этих же мест (1987, С.74). И действительно, ни в зауральской лесостепной, ни в гафурийской керамике традиция налепа на плечо сосуда вертикальных овальных либо прямоугольных валиков неизвестна. В то же время, такие налепы известны в савромато-сарматских степных памятниках, например на сосудах из к.1 и 3 могильника Переволочан (А.Х.Пшеничнюк, 1983 б).

Оформление массивного венчика внутренними каннелюрами, мало или совсем не известное в сарматской орнаментике, находит очень близкие параллели среди гафурийской керамики Касьяновского и Табынского городищ (А.Х.Пшеничнюк, 1983 а) Венчики этих сосудов, так же, как и происходящего с Баишевского поселения, орнаментированы по срезу рядом косых насечек, иногда – их комбинациями. Не распространенность в собственно сарматских памятниках приема нанесения каннелюр на внутреннюю часть венчика может быть объяснена как раз тем, что наша источниковая база по керамике ранних кочевников состоит в основном из погребальной посуды, а бытовой поселенческой мы практически не знаем.

Заполненные вертикальными резными линиями полукруглые гирлянды известны как в сарматских – к.2 Булатово (А.Х.Пшеничнюк, 1983 а), к.8 п.1 Мечетсай (К.Ф.Смирнов, 1975) и т.д., так и в гафурнйских памятниках, например, на Табынском городище (А.Х.Пшеничнюк, 1983 б). Но гафурийские сосуды с таким орнаментом имеют абсолютно другую, не степную форму. Остальные элементы рассматриваемой керамики (орнаментация насечками, особенности формы и состава теста) настолько ординарны для сарматских памятников, что отдельно останавливаться на них не имеет смысла. По общей схожести с погребальной, публикуемую керамику – с поселений можно очень предварительно отнести к V-IV вв. до н.э.

Определенный интерес представляет близкое соседство большинства описанных выше поселенческих памятников к синхронным савромато-сарматским курганам: Тайсара, Кирса – Муракаево, Булатово; Улак II, Баишево – Сосновка, курганная группа Манхар (хотя последние курганы и не раскапывались, но по конструктивным особенностям насыпей их можно отнести к савромато-сарматскому времени); Ташла Левобережная – Переволочен; Кара-Бутак – Аландские курганы.

Места расположения поселений (во всяком случае, той части, которая была обследована автором лично – Баишево, Улак II, Ташла Левобережная) имеют много общего в своей топографии. Как правило, это низкие участки надпойменных террас, закрытые окружающими холмами, и непосредственная близость воды. Примечательно, что Улак II, Баишево и Кара-Бутак расположены на площадках поселений эпохи бронзы, Ташла Левобережная – на противоположном от такого поселения берегу небольшой степной речки. Думается, что это не случайность, а сознательный выбор наиболее удобного места. Так, еще К.Ф.Смирнов, анализируя скудный материал сарматских стоянок Поволжья, отмечал для них как закономерность приуроченность к местам, которые были заселены и в предшествующее время (1964 а, С.55).

Важность открытия поселенческих памятников южно-уральских сармат не только и не столько в том, что началось заполнение давно пустовавшей лакуны, но и, в первую очередь, в возможности скорректировать и подтвердить на конкретном материале современные представления о типе хозяйства и системе кочевания ранних кочевников.

М.Г.Мошкова, основываясь на анализе костей животных из Аландских курганов, около половины погребений, которых содержали кости КРС, высказала мнение о малой подвижности оставившего их населения (1972, С.79; 1974, С.49). При этом она посчитала возможным даже сблизить хозяйственные уклады савромато-сармат, обитавших в этих местах и лесостепных зауральских племен (1974, С.49 – 50).

1. Акбулатов И.М., 1996, Характер и протяженность маршрутов кочевания номадов южно-уральских степей (VI в. до н.э. – IV в, н.э.) // Башкирский край. – Вып.6. – Уфа.

2. Васильев В.К, 1992. Савромато-сарматская культура Южного Урала VI – П вв. до н.э. // Археология Южного Урала. – Стерлитамак.

3. Железчиков Б.Ф., 1983. Экология и некоторые вопросы хозяйственной деятельности сарматов Южного Приуралья и Заволжья в VI в. до н.э. – I в. н.э.// История и культура сарматов. – Саратов.

4. Железчиков Б.Ф., 1984. Некоторые вопросы развития скотоводческого хозяйства сарматов Южного Приуралья // Памятники кочевников Южного Урала. – Уфа.

5. Морозов Ю.А., 1984. Научный отчет о результатах археологических исследований в 1983 г. // Архив ИА РАН; Архив МАЭ УНЦ РАН.

6. Мошкова М.Г., 1963. Памятники прохоровской культуры. САИ, Вып. Д.1-10.

7. Мошкова М.Г., 1972. Савроматские памятники северо-восточного Оренбуржья // Памятники Южного Приуралья и Западной Сибири сарматского времени. МИА.

8. Мошкова М.Г., 1974. Происхождение раннесарматской (прохоровской) культуры. – М.

9. Пшеничнюк А.X., 1973. Кара-абызская культур (население центральной Башкирии на рубеже нашей эры // АЭБ, 5. – Уфа.

10. Пшеничнюк А.X., 1983а. Культура ранних кочевников Южного Урала. – М.

11. Пшеничнюк А.X., 1983 б. Новые материалы с поселений Гафурийского района // Поселения и жилища древних племен Южного Урала. – Уфа.

12. Пшеничнюк А.X., 1987. Исследования по раннему железному веку // Вопросы древней и средневековой истории Южного Урала. – Уфа.

13. Пшеничнюк А.X., 1988. Об угорском компоненте в культурах Приуралья эпохи раннего железа // Проблемы древних угров на Южном Урале. – Уфа.

14. Савельев Н.С., 1997 Научный отчет об археологической разведке в Баймакском районе РБ в 1996 г. (Баишевский микрорайон) // Архив ИА РАН.

15. Смирнов К.Ф., 1961. Вооружение савроматов. – М.

16. Смирнов К.Ф., 1964 а. Производство и характер хозяйства ранних сарматов // СА. №3.

17. Смирнов К.Ф., 1964 б. Савроматы. – М.

18. Смирнов К.Ф., 1975. Сарматы на Илеке. – М.

19. Смирнов К.Ф., 1989. Савроматская и раннесарматская культуры // Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР. – М.

20. Таиров А.Д., 1993. Пастбищно-кочевая система и исторические судьбы кочевников урало-казахстанских степей в I тысячелетии до новой эры // Кочевники урало-казахстанских степей. – Екатеринбург.

Состоялась Итоговая сессия Археологическ…

Итоговая сессия Археологического обществ…

Новый фильм Археологического общества ра…

Период позднего средневековья и Нового времени на территории Южного Урала ознаменовался рядом важнейших событий. Это образование Золотой Орды и ее распад, принятие ислама и вхождение Башкирии в состав Русского государства.

Фильм о раннем средневековье опубликован…

Вышел в свет фильм об эпохе раннего средневековья, созданный в рамках проекта Археологического общества, поддержанный Фондом президентских грантов. Это четвертый выпуск из пяти запланированных в цикле "Археостан. Археология Башкирии". Эпоха раннего средневековья – яркий.

Вышел третий фильм Археологического обще…

Вышел в свет очередной фильм в рамках проекта Археологического общества "Археостан. Археология Башкирии", поддержанного Фондом президентских гантов. В третьем выпуске пятисерийного цикла повествуется об эпохе железа на территории Южного Урала.

Вышел второй фильм из цикла "Археос…

Вышел второй фильм из цикла "Археостан. Археология Башкортостана" в рамках проекта Археологического общества Республики Башкортостан.Выпуск посвящен эпохе бронзы, начиная с раннего этапа, связанного с носителями ямной культурно-исторической общности и вплоть.

В декабре 2020 г. выходит новая книга о …

Утерянная уникальная коллекция артефакто…


Коллекция уникальных артефактов из Башкирии найдена в московской школе № 1505. В коллекции, которая насчитывает более 800 тысяч единиц хранения, — изделия эпохи каменного века из глины, кости и камня.

Вышел в свет новый научно-популярный фил…


Вышел первый фильм из цикла "Археостан. Археология Башкортостана" в рамках проекта, поддержанного Фондом президентских грантов. Проект реализуется Археологическим обществом Республики Башкортостан. Всего запланирован выпуск 5 серий, каждая из которых посвящена определенной.

Ушел из жизни Геннадий Борисович Зданови…


Сегодня в возрасте 82 лет ушел из жизни один из самых известных отечественных археологов, доктор исторических наук, профессор Геннадий Борисович Зданович.С именем Геннадия Борисовича связано изучение известных памятников Аркаима и.

Председателем Общественного совета по со…


13 ноября состоялось заседание Общественного совета по сохранению объектов культурного наследия при Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан. Единогласным решением на должность Председателя Общественного совета избран кандидат исторических наук.

XIV Всероссийская научно-практическая ко…

Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук приглашает молодых ученых, аспирантов, студентов принять заочное участие в работе XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Этносы.

От энеолита до постоялого двора XVIII в…


Поселение Елкибаево-1, находящееся в Калининском районе Уфы, оказалось многослойным памятником, содержащим культурные слои от эпохи энеолита до XVIII в.: к таком выводу пришли участники Сейминско-Суджинской экспедиции Института археологии РАН и.

В Абзелиловском районе Башкортостана вед…

В Башкирии снимается цикл фильмов об уни…

В Зауралье обнаружены укрепленные кругло…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 04_Narody_naselyayuschie_Ural_1417172520_45719.pptx

Народы, населяющие Урал

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народы, населяющие Урал

Народы, населяющие Урал

ПОВТОРЕНИЕ!

Повторение предыдущей темы: ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ: 1.От какого тюркского слова.

Аркаим – древний город 1.Название произошло, возможно, от названия сопки и ур.

НАРОДЫ, НАСЕЛЯЮЩИЕ УРАЛ!

НАРОДЫ, НАСЕЛЯЮЩИЕ УРАЛ!

Народы Урала имеют очень древнее происхождение. По мнению археологов, этот ра.

Народы Урала имеют очень древнее происхождение. По мнению археологов, этот район был заселен со времен окончания последнего оледенения – 10 тысяч лет назад. Сегодня Урал – многонациональный, исторический, промышленный и экономический район.

Древнее население Урала Общепризнано, что за 3-4 тысячи лет до нашей эры не т.

Древнее население Урала Общепризнано, что за 3-4 тысячи лет до нашей эры не только весь юг и восток нынешней России, но и Урал были заняты скифскими племенами, а затем сарматами и савроматами. Северная граница этой полосы проходила по линии Пермь - Нижний Тагил -Тобольск.

Коренные народы Урала Коренными народами Урала являются ненцы, ханты, манси.

Коренные народы Урала Коренными народами Урала являются ненцы, ханты, манси, башкиры, удмурты, коми, коми-пермяки и татары. Так же на территории Урала проживают русские (более 80% населения), марийцы, мордва, чуваши, украинцы и др.народы.

Коренные народы Урала Ханты, манси

Коренные народы Урала Ханты, манси

Ханты (остяки). Манси (вогулы)

Ханты (остяки). Манси (вогулы)

Идолы, которым поклонялись предки коренных жителей

Идолы, которым поклонялись предки коренных жителей

Торговля коренных жителей с европейцами

Торговля коренных жителей с европейцами

Башкиры Башки́ры (башк. башҡорттар) — тюркоязычный народ, проживающий на терр.

Башкиры Башки́ры (башк. башҡорттар) — тюркоязычный народ, проживающий на территории Республики Башкортостан и одноимённой исторической области. Автохтонный (коренной) народ Южного Урала и Приуралья. Башкиры. Фотография М. Букаря, 1872 год

Башкиры Советский филолог и историк античности С. Я. Лурье считал, что «предш.

Башкиры Первое упоминание о башкирах относится к X веку. Они занимались охото.

Башкиры Первое упоминание о башкирах относится к X веку. Они занимались охотой, кочевым скотоводством, рыболовством и бортничеством (сбором меда).

Башкиры В XIII—XIV веках вся территория расселения башкир находилась в состав.

Башкиры В XIII—XIV веках вся территория расселения башкир находилась в составе Золотой Орды.

Башкиры Первыми (зимой 1554 года) московское подданство приняли западные и се.

Башкиры Первыми (зимой 1554 года) московское подданство приняли западные и северо-западные башкиры, подвластные ранее казанскому хану. Вслед за ними (в 1554—1557 годах) связи с Иваном Грозным установили башкиры центральной, южной и юго-восточной Башкирии, которые сосуществовали тогда на одной территории с Ногайской Ордой.

Башкиры В XV веке Башкирия вошла в состав России, и начался активный приток р.

Башкиры В XV веке Башкирия вошла в состав России, и начался активный приток русского населения в этот район. Сегодня Башкирия – важный экономический, торговый и промышленный регион Урала.

Башкиры

Татары Тата́ры (самоназвание — тат. татар, tatar, мн. ч. татарлар, tatarlar).

Татары Тата́ры (самоназвание — тат. татар, tatar, мн. ч. татарлар, tatarlar) — тюркоязычный народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, СУАР и на Дальнем Востоке.

Татары После похода Батыя (1236 г.) Южный и Средний Урал вошли в состав улуса.

Татары После похода Батыя (1236 г.) Южный и Средний Урал вошли в состав улуса Джучи (Золотой Орды), северная граница которого в пределах Среднего Урала проходила опять же по линии заселения Урала тюрками (Пермь-Тобольск). Татарка в национальном костюме. XVIII век

Татары После распада Золотой Орды (XV век) образовались следующие татарские г.

Татары После распада Золотой Орды (XV век) образовались следующие татарские государства: Астраханское, Казанское, Крымское, Касимовское, Сибирское ханства и Ногайская Орда. Южный и Средний Урал отошли к последней. Северная граница совпадала с границей Золотой Орды, то есть доходила до Перми.

Татары

Коми Коми – народ финно-угорской ветви. Известно, что народ коми живет на сев.

Коми Коми – народ финно-угорской ветви. Известно, что народ коми живет на северных землях с 1 тысячелетия до нашей эры. Коми нередко называют зырянами, слово зыряне в переводе с коми языка означает живущий на границе.

Коми Коми проживающие в таежной области и изначально занимались охотой на наи.

Коми Коми проживающие в таежной области и изначально занимались охотой на наиболее распространенных животных этого района – песца, белку, горностая, и рыбной ловлей.

Коми

Коми-пермяки Коми-пермяки появились на территории Пермского края еще в конце.

Коми-пермяки Коми-пермяки появились на территории Пермского края еще в конце первого тысячелетия и с XII века активно торговали с новгородцами. Как и коми, они относятся к финно-угорской группе народностей.

Коми-пермяки В XV веке пермское княжество присоединилось к Москве и с тех пор.

Коми-пермяки В XV веке пермское княжество присоединилось к Москве и с тех пор местные жители не разделяли себя с Россией. Язычники коми-пермяки приняли христианство, но языческие корни искусства сохранились в таком явлении как пермская культовая деревянная резная скульптура.

Коми

Удмурты Обитатели Прикамья – удмурты (вотяки) – были известны грекам еще с V.

Удмурты Обитатели Прикамья – удмурты (вотяки) – были известны грекам еще с V века до н.э. Довольно рано удмурты разделились на южных и северных.

Удмурты На северных удмуртов значительное воздействие оказал русский Север, у.

Удмурты На северных удмуртов значительное воздействие оказал русский Север, у южных удмуртов ощущается влияние тюркского степного мира

Удмурты Современная территория Удмуртской Республики занимает западную часть.

Удмурты Современная территория Удмуртской Республики занимает западную часть Среднего Урала. Костюм крестьянки северной Удмуртии. Начало XX века. Зуевский р-н, д. Березник, Кировская область

Удмурты

Башкирский дом

Дом башкира (Яхъя). Фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910 год

Дом башкира (Яхъя). Фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910 год

Татарское жилище

Традиционное жильё ханты, манси

Традиционное жильё ханты, манси

Жилище удмуртов

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ!

1.Какие народы из населяли Урал в древности? 2.Что общего у всех народов, нас.

1.Какие народы из населяли Урал в древности? 2.Что общего у всех народов, населяющих Урал?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ!

Домашнее задание: Записи в тетрадях

Домашнее задание: Записи в тетрадях

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Выбранный для просмотра документ разработка урока.docx

Тип урока: урок лекция

Дидактическая: формирование представления обучающихся о народах и культуре Южного Урала в древности;

Развивающая: формирование умений и навыков работы с историческими источниками, текстом учебника;

Воспитательная: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших Южного Урала;

формировать умения, применять понятие (клинопись), закрепить умения извлекать информацию из текстовых, анимационных источников и обобщать их по заданной теме;

познакомить учащихся с занятиями жителей Урала, их культурой;

воспитывать детей в духе уважения к истории прошлого;

формировать навыки самоконтроля;

развивать умения связной речи, логично выстраивать предложения;

развивать коммуникативные действия: умение полно и точно выражать свою мысль в соответствии с поставленными задачами.

Оборудование урока:

компьютер, экран, мультимедиа, презентация

орг. момент. 3 мин.

Опрос домашнего задания по тестам. 8 мин.

Опрос ранее пройденного материала с помощью слайдов презентации. 2 мин.

Освоение новой темы

Закрепление по теме 2 мин .

Подведение итогов 1 мин..

Запись домашнего задания в дневники.

5. Народы Урала имеют очень древнее происхождение.

По мнению археологов, этот район был заселен со времен окончания последнего оледенения – 10 тысяч лет назад.

Сегодня Урал – многонациональный, исторический, промышленный и экономический район.

Общепризнано, что за 3-4 тысячи лет до нашей эры не только весь юг и восток нынешней России, но и Урал были заняты скифскими племенами, а затем сарматами и савроматами.

Северная граница этой полосы проходила по линии Пермь - Нижний Тагил -Тобольск.

Коренными народами Урала являются ненцы, ханты, манси, башкиры, удмурты, коми, коми-пермяки и татары.

Так же на территории Урала проживают русские (более 80% населения), марийцы, мордва, чуваши, украинцы и др.народы.

Башки́ры (башк. башҡорттар) — тюркоязычный народ, проживающий на территории Республики Башкортостан и одноимённой исторической области. Автохтонный (коренной) народ Южного Урала и Приуралья.

Первое упоминание о башкирах относится к X веку. Они занимались охотой, кочевым скотоводством, рыболовством и бортничеством (сбором меда).

В XIII—XIV веках вся территория расселения башкир находилась в составе Золотой Орды.

Первыми (зимой 1554 года) московское подданство приняли западные и северо-западные башкиры, подвластные ранее казанскому хану.

Вслед за ними (в 1554—1557 годах) связи с Иваном Грозным установили башкиры центральной, южной и юго-восточной Башкирии, которые сосуществовали тогда на одной территории с Ногайской Ордой

Тата́ры (самоназвание — тат. татар, tatar, мн. ч. татарлар, tatarlar) — тюркоязычный народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, СУАР и на Дальнем Востоке.

После похода Батыя (1236 г.) Южный и Средний Урал вошли в состав улуса Джучи (Золотой Орды), северная граница которого в пределах Среднего Урала проходила опять же по линии заселения Урала тюрками (Пермь-Тобольск.

После распада Золотой Орды (XV век) образовались следующие татарские государства:

Южный и Средний Урал отошли к последней. Северная граница совпадала с границей Золотой Орды, то есть доходила до Перми.

Коми – народ финно-угорской ветви.

Известно, что народ коми живет на северных землях с 1 тысячелетия до нашей эры.

Коми нередко называют зырянами, слово зыряне в переводе с коми языка означает живущий на границе.

Коми проживающие в таежной области и изначально занимались охотой на наиболее распространенных животных этого района – песца, белку, горностая, и рыбной ловлей.

Коми-пермяки появились на территории Пермского края еще в конце первого тысячелетия и с XII века активно торговали с новгородцами.

Как и коми, они относятся к финно-угорской группе народностей.

В XV веке пермское княжество присоединилось к Москве и с тех пор местные жители не разделяли себя с Россией.

Язычники коми-пермяки приняли христианство, но языческие корни искусства сохранились в таком явлении как пермская культовая деревянная резная скульптура.

Обитатели Прикамья – удмурты (вотяки) – были известны грекам еще с V века до н.э. Довольно рано удмурты разделились на южных и северных.

На северных удмуртов значительное воздействие оказал русский Север, у южных удмуртов ощущается влияние тюркского степного мира

Вы не можете посетить текущую страницу потому, что:

  1. просроченная закладка/избранное
  2. поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
  3. пропущен адрес
  4. у вас нет прав на эту страницу
  5. Запрашиваемый ресурс не был найден.
  6. В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Пожалуйста, попробуйте одну из следующих страниц:

Если у вас возникли сложности, пожалуйста, свяжитесь с Администратором этого сайта.

Читайте также: