Сообщение для педагогов на педсовете на тему сказка как средство развития связной речи дошкольников

Обновлено: 02.07.2024

Сказки. Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства. Какие сказки нам читали родители, какие сказки мы полюбили больше всего, и какие сказки мы бы хотели подарить нашим детям? Конечно же, прежде всего, это должны быть добрые, мудрые сказки, развивающие правильное восприятие мира, пробуждающие в ребенке все самое лучшее и доброе; интересные сказки, полные таинственности и чудес; красивые сказки, прекрасные и содержанием, и иллюстрациями; сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение. Дошкольный возраст – это, бесспорно, возраст сказки. Именно в этот период ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному.

Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Своим содержанием сказка развивает творческий потенциал детей, креативность, открывает простор для детского творчества, развивает речь детей, воображение, память, учит коммуникации, выражению и пониманию эмоций другого человека. Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира – он оживает для ребенка в новых образах, ассоциациях, интегрируя частное, индивидуальное.

Сказочная композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Она помогает им понять на доступном для них языке красоту окружающего мира и становится незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.

Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине, осуждают такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость и одобряют трудолюбие, смелость, верность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек может стать красна девица - (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка станут далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Сегодня потребность дошколят в сказке особенно велика. Ребёнка буквально захлёстывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя психика у малышей достаточно пластичная, всё же она имеет свои границы. Ребёнок легко и быстро переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мысли о том, почему всё происходит так, а не иначе.

Кроме того, сегодня дети часто воспитываются не столько на русских народных сказках, сколько на диснеевских мультфильмах. Русские же сказки незаслуженно забыты, что, на наш взгляд, является большой ошибкой и непростительным упущением со стороны взрослых. С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку становится всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга и помочь ребёнку овладеть родным языком.

Между тем овладение ребёнком дошкольного возраста родным языком является важнейшим приобретением, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. С самого детства малыш должен привыкать к красивой повествовательной речи, полной неповторимого звучания родного языка, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Сказка в любом возрасте оказывает благотворное влияние на развитие дошкольников в целом и их речь в частности. Устное народное творчество помогает ребёнку не просто говорить, описывая последовательность событий, а ещё и обогащает его речь. Чудесное влияние сказки на развитие речи ребёнка и его внутренний мир трудно сравнить по значимости с чем-либо ещё. Добрые и поучительные сказки обязательно оставят в душе дошкольника неизгладимый след, наполнят душу его разнообразными чувствами и эмоциями, а речь – красивыми словами и оборотами, стремлением говорить чище, лучше, грамотнее.

Е.А. Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия. Мы полностью согласны с Евгенией Александровной, что искусством рассказывания сказки, должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки.

Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа, пожалуй, ни в чём не проявляет себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая сказкам необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать данный вид устного народного творчества, как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Именно поэтому мы решили использовать сказки для развития связной речи.

К концу старшей группы мы с ребятами стали инсценировать сказки и показывать их детям. Театрализация сказок способствовала раскрепощению детей, проявлению их творчества, корректировало коммуникативные отклонения. Даже застенчивые дети постепенно стали принимать активное участие в инсценировках сказок. Данная работа проводилась во время кружковой работы во вторую половину дня. Для драматизации мы брали готовые тексты сказок, совместно с музыкальным руководителем подбирали музыкальное сопровождение, разучивали с детьми диалоги, танцевальные композиции для выхода героев; родители помогали готовить костюмы.

В результате выстроенной нами системы работы со сказками у детей появился интерес к языку, самостоятельность в поиске точного выразительного слова, способность выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события. Изображая героев сказок, дети научились двигаться, выразительно говорить, образно воспринимать сказочных героев, раскрывать особенности их характера. Рассказы детей стали свидетельствовать о более высокой ступени восприятия ими литературных произведений (сказок). Это, в свою очередь, сделало их творчество более поэтичным и эстетически осознанным.

Также итогом нашей работы стало оформление в группе уголка сказок, включающего в себя несколько выставочных экспозиций:

- выставка книг со сказками;

- разные предметы, относящиеся к сказкам;

- герои сказок (игрушки);

- выставка поделок по сюжетам любимых сказок (сотворчество родителей и детей).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила: Тулаева Наталия Сергеевна

«Сказки могут помочь воспитать ум,

дать ключи для того, чтобы войти в действительность

новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир

Д. Родари

Сказки есть в каждом доме. В дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов, и дети их очень любят. Из сказок они черпают множество познаний: первое представление о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

Русская народная сказка - это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность ("сказка ложь, да в ней намек"). Русская сказка- один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Существует несколько классификаций сказок:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. (психолог, директор института сказкотерапии) предложила типологию сказок, которая включила в себя:

-художественные (народные и авторские) сказки;

-психотерапевтические сказки ( обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Эти сказки должны оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму) ;

-дидактические (Цель дидактической сказки скромна- передать ребёнку некое новое знание, умение, навык, а также показать смысл и важность этого умения);

-медитативные ( самые сложные, т.к. требуют создание насыщенного эмоционального состояния у слушателей, ярких сказочных образов, которые без труда смогут визуализировать слушатели, глубокое погружение слушающего в сказочный процесс).

2. В фольклористике принята классификация сказок Проппа В.Я. (русский филолог-фольклорист), в которой выделяются:

-сказки о животных;

-сказки о людях (волшебные, новеллистические, анекдоты);

-кумулятивные (многократное повторение одних и тех же действий или элементов).

3. В педагогике на сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

-Сказки о животных ( человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая, отсюда очеловечивание животных и птиц…)

-Волшебные сказки (с казки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические сюжеты, в их основе лежит чудесный мир-это предметный, фантастический, неограниченный мир).

-Бытовые сказки (характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы).

Строение сказки одинаково во всех типах:

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников - это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются учителями-логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для данной категории должны быть простыми в восприятии, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это- сказка. И постепенно малыши запоминают, что "Курочка Ряба", "Теремок" - это сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои (необходимо вспомнить их основные черты и поступки) сказки.

В старшей группе дошкольники учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняют специфику.

Работая со сказкой в области развития связной речи преследуются такие цели, как:

-создание коммуникативной направленности речевых высказываний;

-совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

-развитие диалогической и монологической речи;

-приобщение детей к истокам народной культуры.

Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму:

Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой- организовать внимания детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.

Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

Каждая организованная образовательная деятельность, в том числе работа со сказкой, сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.

Самостоятельное сочинение сказок, сказочных историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.

Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связанной, логической речи. На решение этих проблем направлен раздел речевая зарядка. Кроме спонтанного формирование устной речи требуется специальное обучение. В этом плане большое значение имеют конструирование слов, словосочетаний и предложений. Нужно обратить внимание на важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности, а и спользование нетрадиционных методов и приёмов в работе со сказкой помогут поддержать интерес ребёнка к книге и чтению.

Предлагаю Вашему вниманию некоторые игры и игровые приемы с использованием сказок:

Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное. Например,: из ряда слов Лиса, заяц, избушка, собака, петух- ребенок определяет лишнее слово- избушка.

В последующей работе со сказкой, дети, рассматривая картинки, пытаются уже сами объяснить их значение.

Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке.

Воспитатель предлагает детям, поставить себя на место героя: Как бы вы поступили в такой ситуации?

Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, мышления.

Воспитатель говорит название сказки, а ребёнок, шагает по группе и на каждый шаг называет героя из этой сказки.

Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, внимания.

На столах сюжеты из 2-3 сказок. Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением сказочных героев, и дети к каждому сюжету приносят своего сказочного героя.

Цель. Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.

Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке.

Цель. Развитие связной речи, творческих способностей, мышления.

Воспитатель предлагает детям представить, что они встретились с героем сказки. - Что вы спросите? Как вы думаете, что ответит герой?

Цель. Учить детей через мимику и жесты передавать черты характера героя, развивать воображение, наблюдательность.

Воспитатель предлагает детям продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жестов.

Цель. Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.

Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знают из сказок (Сим-сим, открой дверь, Сивка-бурка, вещая каурка… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т.д.).

Цель. Развитие речи, памяти, мышления.

Воспитатель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё качества характера, пожелания и т.д. Например: Соберите в шкатулку все, что необходимо герою с вашей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем.

Цель. Развитие творческих способностей детей, связной речи.

Воспитатель предлагает детям придумать и продолжить предложение, например: Что было бы, если бы колобок укатился от лисы?

Цель. Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умения внимательно слушать друг друга.

Воспитатель читает предложение, а дети должны согласиться или не согласиться. Например: Дедка за репку, внучка за дедку тянут, потянут, вытянуть не могут… Позвала внучка мышку… Снесла курочка яичко, не простое, а фарфоровое.

Цель. Формировать умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации.

Например: Мышка прибежала вытянуть репку. Это хорошо. Почему? (Мышка помогла вытянуть репку.) Это плохо. Почему? (Кошка могла съесть мышку).

Цель. Развитие связной речи, мышления, интерес к сказке.

Воспитатель предлагает детям прорекламировать (рассказать), чем понравилась сказка.

Цель. Развитие внимания, связной речи.

Цель. Активизировать словарь, учить правильно, воспринимать содержание сказки, развивать внимание и память.

Воспитатель предлагает детям выбрать сказку, из которой они будут собирать цепочку. Затем дети пересказывают собранную сказку. Затем все дети участвуют в пересказе сказки, по цепочке продолжая сюжет.

Цель. Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью карточек из мнемотаблицы.

Ребенку предлагается разложить карточки и составить рассказ. Карточки позволяют точно передать сюжет, от начала до конца.

Сказка для ребёнка- это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое объединение воспитателей дошкольных образовательных организаций

"Развитие связной речи дошкольников посредством русских народных сказок"

Подготовила: Айдарова А.П.,

воспитатель средней группы

МАДОУ Детский сад № 15

Речь − исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций. Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении. В возрасте 5-6 лет речь детей должна быть сформирована полностью, они должны не только правильно строить предложения, но и правильно отвечать на вопросы и рассказывать о своих наблюдениях. Детей с самого раннего возраста привлекает смысловая сторона языка. Они придумывают новые слова, сами того не замечая.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Таким образом, связная речь – смысловое, развернутое высказывание, которое должно обеспечивать взаимопонимание между людьми. Повышение уровня развития связной речи детей возможно через сказки.

Мир сказки удивителен и уникален. В этом мире уживается добро и зло. Именно сказка учит детей нравственным нормам поведения. Дети черпают из русских народных сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из нее ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Она вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Игра в сказку − способствует активизации разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи.

Систему развития связной речи детей посредством русских народных сказок мы разделили на этапы: рассказывание, пересказывание, игра в сказку, "сочиняем сказки сами".

С детьми мы учимся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать сказки и небылицы, рисовать сюжет из сказки, героев. Тексты сказок читаем детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используем прием завершения детьми отдельных предложений. Разбор содержания сказок проводим в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

Используем такие виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал.

Важным моментом в развитии связной речи является умение самостоятельно придумывать сказки и рисовать содержание сказки. Как показала практика, девочки и мальчики придумывают сказки по-разному, создают образ героев сказок на рисунке и получают от этого удовольствие. Дети с наиболее веселым характером рисуют яркие, красочные, веселые образы, а у застенчивых, замкнутых детей образы бывают скованными. Работа со сказкой сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.

В работе над сказками мы используем такие методики:

1. Рассказ о сказочных героях.

Приносим волшебный мешочек, в которой находятся изображения сказочных героев, и предлагаем детям выбрать своих любимых. Дети рассказывают, почему они выбрали того или иного персонажа, описывают его характер, рассказывают, что в нем нравится и что у них общего.

2. Пересказ сказки.

Обращаем особое внимание на то, как перескажет сказку ребенок: что окажется в ней для него важным, а что – нет, на чем он заострит свое внимание, какие подробности добавит, а от каких, наоборот, предпочтет избавиться. Это важно потому, что рассказчик расставляет акценты именно на те детали, которые значимы лично для него.

3. Рассказ сказки по кругу.

Каждый из детей рассказывает небольшой отрывок хорошо известной сказки,

При этом следующий рассказчик начинает повествование с того места, на котором остановился предыдущий.

4. Рассказ сказки от лица различных персонажей.

Здесь нужно обращать внимание детей на чувства, которые испытывают герои в той или иной ситуации.

5. Переписывание сказки.

Благодаря этой методике у ребенка есть возможность закончить любую сказку так, как пожелает он сам. Например, почему бы не переделать отрицательных персонажей? Наши дети по мотивам сказки "Крошечка -Хаврошечка" сочинили свою сказку, в которой мачеха и ее дочери перевоспитываются, становятся добрыми и трудолюбивыми.

6.Калькирование – переписывание старой сказки на новый лад в совершенно ином жанре. Например, мы с детьми переделали сказку "Курочка Ряба" в детективную историю.

7.Сказка "наизнанку" – придание сказочным героям противоположных черт характера.

Одним из любимых видов работы является инсценирование сказки. Мы шьем костюмы, придумываем декорации, приглашаем зрителей.

Автор: Заверехина Екатерина Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №106"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Сказка как средство развития связной речи у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в

действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир

Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин

народе были всегда, но о большинстве из них не осталось никаких сведений. Однако

уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и

систематизировать устное народное творчество.

Ярким собирателем русских сказок был А.Н.Афанасьев. С 1857-1862 годы им

создаются уже сборники русских народных сказок. В словаре В.И.Даля сказка

определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть,

целостность и особый смысл.

Сказки есть в каждом доме, это благодатный материал для развития детей во

многих отношениях. В дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов, и

дети их очень любят. Легкая по форме и содержанию она формирует множество

познаний: первое представление о времени и пространстве, о связи человека с

природой, с предметным миром, а также выполняет терапевтическую функцию.

Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и

зло. Востребована сказка и как средство развития речи детей дошкольного возраста,

поскольку ее можно слушать, пересказывать, дополнять, обыгрывать.

Русская народная сказка- это сокровище народной мудрости. Её отличает

глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная

направленность ("сказка ложь, да в ней намек"). Русская сказка- один из самых

популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только

занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке

присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир

человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а

также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Существует несколько классификаций сказок:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. (психолог, директор института сказкотерапии)

предложила типологию сказок, которая включила в себя:

-художественные (народные и авторские) сказки;

-психотерапевтические сказки (обладают наибольшей силой воздействия, они должны

быть глубокими, красивыми и мудрыми. Эти сказки должны оказать своевременную

поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации,

вылечить психоэмоциональную травму);

-дидактические (Цель дидактической сказки скромна- передать ребёнку некое новое

знание, умение, навык, а также показать смысл и важность этого умения);

-медитативные (самые сложные, т.к. требуют создание насыщенного эмоционального

состояния у слушателей, ярких сказочных образов, которые без труда смогут

визуализировать слушатели, глубокое погружение слушающего в сказочный процесс).

2. В фольклористике принята классификация сказок Проппа В.Я. (русский филолог-

фольклорист), в которой выделяются:

-сказки о животных;

-сказки о людях (волшебные, новеллистические, анекдоты);

-кумулятивные (многократное повторение одних и тех же действий или элементов).

3. В педагогике на сегодняшний день принята следующая классификация русских

-Сказки о животных (человек издавна чувствовал родство с природой, он

действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и

понимая, отсюда очеловечивание животных и птиц…)

-Волшебные сказки (сказки волшебного типа включают в себя волшебные,

приключенческие, героические сюжеты, в их основе лежит чудесный мир-это

предметный, фантастический, неограниченный мир).

-Бытовые сказки (характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение

в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что

порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности

противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое

неприятие (жадность, злоба, зависть). Как правило, в бытовых сказках больше иронии

и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или

единичность его победы).

Строение сказки одинаково во всех типах:

Зачин (эта часть сказки всегда обозначает место и время действия и знакомит с

некоторыми героями, зачину иногда предшествует присказка, обычно шутливая, она

украшает сказку. Она обычно ритмична и рифмована. Цель её- привлечь внимание

слушателей к тому, о чем далее пойдет речь).

Основное повествование (развитие сюжета, события и приключения)

Концовка (любая сказка имеет счастливый конец, кроме концовки может быть

конечная присказка, которая иногда соединяется с концовкой: «Свадьбу сыграли,

долго пировали; и я там был, мед-вино пил, по губам текло, в рот не попало. Да на

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства,

известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного

возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы,

успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить.

Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста,

имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности,

вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так

как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими

Формирование навыков и умений связной речи у дошкольников - это одна из

важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит

дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. В

обычной жизни полученных навыков и умений связной речи не достаточно для

полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать

Слушая сказку, ребенок ставит себя на место главного героя. До наступления

старшего дошкольного возраста воображение ребенка перемещает его в фантазийную

среду, и только после 6 лет он выступает в роли слушателя и воспринимает сказку как

Дошкольник может включаться в событие сюжета неосознанно, а может и

сознательно называть себя сказочным персонажем. В любом случае образы помогают

ребенку запоминать целые эпизоды увлекательного текста, а затем их пересказывать,

и использовать для придумывания своих историй.

Творческое воображение помогает детям соединять фрагменты разных сюжетов. В

одной сказке восхитил характер героя, в другой – волшебное действо, из третьей

запомнилось рифмованное заклинание. И вот уже детская фантазия выдает новый

продукт. Дети пытаются мотивировать поступки своих персонажей, придумывают

пояснения их действиям.

«Интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства- регулятор

внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной

деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать

причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня

сказки используются учителями-логопедами, обеспечивая комплексный подход в

В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для

данной категории должны быть простыми в восприятии, с ярким динамичным

развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о

животных. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том,

что это- сказка. И постепенно малыши запоминают, что "Курочка Ряба", "Теремок" -

это сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием

героев сказки. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После

чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои (необходимо вспомнить их

основные черты и поступки) сказки.

В средней группе каждый месяц следует знакомить дошкольников с новой сказкой.

Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка- знакомство с новыми

словами (лавочка- деревянная длинная скамейка, скалочка- деревянная каталочка,

которой раскатывают тесто и др.). Во втором полугодии с помощью упражнений

необходимо выяснить, как дети понимают те или иные обороты речи, могут ли

заменить слово синонимом. Например: сдуру- не подумав, бранится- ругается, насилу

нашел- долго искал (сказка "Лиса и козел"; кинулась туда- сюда - в разные стороны;

кликала- звала ("Гуси-лебеди"). После прослушивания сказки желательно провести с

детьми беседу по её содержанию. Можно задать несколько вопросов. Чтобы ещё раз

подчеркнуть идею сказки, можно вторично рассказать сюжет, содержащий данную

идею. В средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев,

самостоятельно находить нужные слова и выражения.

В старшей группе дошкольники учатся определять и мотивировать свое отношение к

героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста

самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняют

В подготовительной к школе группе особую роль играет анализ текста сказки. При

первом чтении важно показать сказку как единое целое. При вторичном ознакомлении

следует обращать внимание на средства художественной выразительности. Здесь

особую нагрузку несут вопросы: " О чем говорится в сказке? Что вы можете

рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного

действующего лица? Что произошло с героями сказки?". С помощью вопросов можно

выяснить, какие средства выразительности используются в сказке. Необходимо давать

детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов.

Работая со сказкой в области развития связной речи преследуются такие цели, как:

-создание коммуникативной направленности речевых высказываний;

-совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

-развитие диалогической и монологической речи;

-приобщение детей к истокам народной культуры.

Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму:

Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой-

организовать внимания детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок

о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний,

содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.

Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении

используется прием завершения детьми отдельных предложений.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы

направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их

последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали

Каждая организованная образовательная деятельность, в том числе работа со сказкой,

сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.

друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам,

состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.

Самостоятельное сочинение сказок, сказочных историй приближает ребенка к тому

уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой

ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания

как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с

опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что,

различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании

правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют

словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие

связанной, логической речи. На решение этих проблем направлен раздел речевая

зарядка. Кроме спонтанного формирование устной речи требуется специальное

обучение. В этом плане большое значение имеют конструирование слов,

словосочетаний и предложений. Нужно обратить внимание на важность взаимосвязи

речевой и умственной деятельности, а использование нетрадиционных методов и

приёмов в работе со сказкой помогут поддержать интерес ребёнка к книге и чтению.

Предлагаю Вашему вниманию некоторые игры и игровые приемы с использованием

Определение лишнего слова.

Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное.

Например: из ряда слов Лиса, заяц, избушка, собака, петух- ребенок определяет

лишнее слово- избушка.

Составление словаря по сказке.

Педагог знакомит детей с новыми словами из сказки, далее вместе с детьми

Затем в работе со сказкой, рассматривая картинки дети, пытаются уже сами

объяснить их значение.

Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке.

Педагог предлагает детям, поставить себя на место героя: Как бы вы поступили в

Шагаем в сказку.

Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, мышления.

Педагог говорит название сказки, а ребёнок, шагает и на каждый шаг называет героя

Помоги герою найти свою сказку.

Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, внимания.

На столах разложены сюжеты из 2-3 сказок. Педагог раздаёт детям картинки с

изображением сказочных героев, и дети сопоставляют каждому сюжету своего

Цель. Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного

героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.

говорить только глаголы: покатился, пел, ушёл и т.д. Далее педагог предлагает

вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.

Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке.

Диалог со сказочным героем.

Цель. Развитие связной речи, творческих способностей, мышления.

Педагог предлагает детям представить, что они встретились с героем сказки. – Что бы

вы спросили? Как вы думаете, что он ответит?

Цель. Учить детей через мимику и жесты передавать черты характера героя,

развивать воображение, наблюдательность.

Педагог предлагает детям продемонстрировать свое эмоциональное отношение к

герою, ситуации с помощью мимики или жестов.

Цель. Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному

Педагог предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знают из

сказок (Сим-сим, открой дверь, Сивка-бурка, вещая каурка… и т.д.) затем

перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в

стародавние времена…и т.д.).

Цель. Развитие речи, памяти, мышления.

Педагог предлагает заполнить шкатулку, положив в неё качества характера,

пожелания и т.д. Например: Соберите в шкатулку все, что необходимо герою с вашей

точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем.

Что было бы, если бы…

Цель. Развитие творческих способностей детей, связной речи.

Педагог предлагает детям придумать и продолжить предложение, например: Что было

бы, если бы колобок укатился от лисы?

Цель. Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умения внимательно

слушать друг друга.

Педагог читает предложение, а дети должны согласиться или не согласиться.

Например: Дедка за репку, внучка за дедку тянут, потянут, вытянуть не могут…

Позвала внучка мышку… Снесла курочка яичко, не простое, а фарфоровое.

Цель. Формировать умение находить положительные и отрицательные стороны в

любом объекте, ситуации.

Например: Мышка прибежала вытянуть репку. Это хорошо. Почему? (Мышка

помогла вытянуть репку.) Это плохо. Почему? (Кошка могла съесть мышку).

Цель. Развитие связной речи, мышления, интерес к сказке.

Педагог предлагает детям прорекламировать (рассказать), чем понравилась сказка.

Цель. Развитие внимания, связной речи.

Педагог задаёт вопросы с помощью слов "или-или", но ни один из предлагаемых

цыплёнок? Кто раздавил теремок - заяц или волк? Кто помог вытянуть репку - дедка

Цель. Активизировать словарь, учить правильно, воспринимать содержание сказки,

развивать внимание и память.

Педагог предлагает детям выбрать сказку, из которой они будут собирать цепочку.

Затем дети пересказывают собранную сказку. Затем все дети участвуют в пересказе

сказки, по цепочке продолжая сюжет.

Что сначала, что потом.

Цель. Учить передавать правильную временную и логическую последовательность

рассказа с помощью карточек из мнемотаблицы.

Ребенку предлагается разложить карточки и составить рассказ. Карточки позволяют

точно передать сюжет, от начала до конца.

Сказка для ребёнка- это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько

поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы.

Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового

В заключении хотелось бы сказать: читайте и анализируйте с детьми сказки,

применяйте методы и приёмы в работе со сказкой, тем самым Вы поможете ребёнку

осознать, что добро побеждает зло, научите преодолевать трудности, воспитаете

любовь к книге и чтению. С помощью сказки Вы повысите уровень речевого развития

и творческих способностей ребёнка, что очень важно при подготовке к школе. И

самое главное вы оставите у ребёнка неизгладимые впечатления от общения с вами.

Статья

Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Овладение родным языком, развитие связной речи, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как основа воспитания и обучения детей.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы.

Одним из эффективных средств развития связной речи детей дошкольного возраста является русская народная сказка.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Народная сказка есть повествовательный фольклорный жанр, это рассказ, передаваемый из поколения в поколение путем устной речи.

Л.С. Выготский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения; ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком.

В. Оклендер считает, что сказки уникальны не только как литературный жанр, но и как произведение, которое полностью понятно ребенку, как никакая другая форма искусства. Сказки обладают глубочайшим знанием, смыслом, они действительно попадают в самую точку, когда речь идет об основных всеобщих эмоциях: любви, ненависти, страхе, гневе, чувстве одиночества, изоляции и утраты. Сказки и народные сказания, подобно народной музыке, имеют глубокие корни в истории человечества и заключают в себе борьбу, конфликты, печаль и радость, с которыми люди сталкивались веками

Л.Б. Фесюкова предлагает несколько методов и приемов, способствующих развитию связной речи посредством сказки:

Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой на современном этапе образования. Главной и отличительной чертой общества на данный момент является подмена живого человеческого общения общением через гаджеты, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

Русская народная сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно при подготовке ребёнка к школе.

Существуют эффективные методы и приёмы развития связной речи посредством сказки:

  • Наглядные: рассматривание иллюстраций, картин;
  • Словесные: пересказ, сочинение сказок, беседы после прочтение сказки (развитие умения рассуждать, отвечать на вопрос полным ответом)
  • Игровые: дидактические игры, игры-упражнения, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры.

Таким образом, роль русской народной сказки в развитии у дошкольников правильной устной речи огромна. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Делают устную речь эмоциональной, образной, красивой.

Читайте также: