Кровеносные сосуды сообщение для третьего класса

Обновлено: 17.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Краевой открытый конкурс

реферативных, научно-исследовательских,

СЕРДЦЕ И КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ

ученица 3 класса А

(Алтайский край, г.Барнаул)

Зайцева Ирина Викторовна

учитель начальных классов

Барнаул 201 7 г.

Актуальность исследования:

У каждого человека есть сердце, которое, подобно насосу, подает кровь ко всем тканям и органам. Кровь доставляет им кислород, полученный из легких, и питательные вещества из переваренной пищи. Без кислорода и питательных веществ – углеводов, белков и жиров - наши органы не могут ни существовать, ни работать. Если приложить ухо к чьей-нибудь груди, то можно услышать звуки, похожие на ритмичные удары большого барабана. У детей сердце делает от восьмидесяти до девяноста ударов в минуту. У взрослых сердце бьется немного медленнее. [2]

Сердце - это особая мышца. Она сокращается и расслабляется автоматически, без каких-либо усилий с нашей стороны. Многие дети думают, что сердце похоже на то, которое нарисовано на коробках с конфетами или на поздравительных открытках в день святого Валентина. На самом деле оно совсем другое. Внутри сердце полое и разделено на четыре части – камеры. Сердце – один из главных органов. Каждый день оно делает 12 тысяч ударов, и когда мы спим, и когда бодрствуем. Ежедневно оно прогоняет три литра крови через все ткани и органы по три тысячи раз. Мы должны беречь свое сердце и заботиться о его состоянии, так же как следим за зубами: ведь их мы регулярно чистим и два раза в год проверяем у зубного врача.

Физические упражнения укрепляют мышцы рук и ног и делают их сильными. Поскольку сердце тоже мышца, то регулярные занятия физической культурой и подвижные игры укрепляют и его. А если сидеть целыми днями без движения ничего не делать, то рано или поздно сердце перестает хорошо работать. Кроме того, если ты растолстеешь от переедания, твое сердце тоже растолстеет, а это очень вредно для здоровья. [1]

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью рассказать школьникам о работе сердечно-сосудистой системы, чтобы дать рекомендации, как себя вести, чтобы сердце и сосуды оставались здоровыми.

Цель исследования : Показать роль и значение сердечно-сосудистой системы в работе организма.

Гипотеза: физическая нагрузка заставляет сердце работать усерднее и чаще сокращаться.

Задачи исследования:

Изучить данные литературы, посвященной вопросам изучения работы сердечно-сосудистой системы

Оценить знания учеников о сердце и сосудах

Доказать, что физическая нагрузка заставляет сердце работать усерднее и чаще сокращаться

На основании полученных результатов дать рекомендации школьникам, как себя вести, чтобы сердце и сосуды оставались здоровыми.

Материалы и методы исследования:

Объекты исследования: ученики 3 класса А.

Предмет исследования: реакция сердечно - сосудистой системы на физическую нагрузку.

Использовались следующие методы исследования : гигиенические, социологические (анкетирование).

Исследовательская работа состояла из нескольких этапов.

Первый этап включал в себя обзор литературы, посвященной вопросам изучения работы сердечно-сосудистой системы.

На втором этапе проводилось анкетирование учащихся 3 классов (см. приложение 1).

На третьем этапе проводилось измерение пульса у школьников до и после физической нагрузки на уроке физкультуры.

Практическая значимость:

Структура и объем исследовательской работы : Работа изложена на 18 страницах, состоит из введения, обзора литературы, описания материалов и методов исследования, результатов собственных исследований, их обсуждения, выводов, предложений, списка литературы.

ГЛАВА 1. СЕРДЦЕ И КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ.

(ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

У каждого человека есть сердце, которое, подобно насосу, подает кровь ко всем тканям и органам. Кровь доставляет им кислород, полученный из легких, и питательные вещества из переваренной пищи. Без кислорода и питательных веществ – углеводов, белков и жиров - наши органы не могут ни существовать, ни работать. Если приложить ухо к чьей-нибудь груди, то можно услышать звуки, похожие на ритмичные удары большого барабана. У детей сердце делает от восьмидесяти до девяноста ударов в минуту. У взрослых сердце бьется немного медленнее. [2]

Сердце - это особая мышца. Она сокращается и расслабляется автоматически, без каких-либо усилий с нашей стороны. Внутри сердце полое и разделено на четыре части – камеры (рис.1) .

hello_html_m1b8d7070.jpg

Рисунок – 1. Строение сердца человека

Сердце – один из главных органов. Каждый день оно делает 12 тысяч ударов, и когда мы спим, и когда бодрствуем. Ежедневно оно прогоняет три литра крови через все ткани и органы по три тысячи раз. Мы должны беречь свое сердце и заботиться о его состоянии, так же как следим за зубами: ведь их мы регулярно чистим и два раза в год проверяем у зубного врача. [1]

Физические упражнения укрепляют мышцы рук и ног и делают их сильными. Поскольку сердце тоже мышца, то регулярные занятия физической культурой и подвижные игры укрепляют и его. А если сидеть целыми днями без движения ничего не делать, то рано или поздно сердце перестает хорошо работать. Кроме того, если ты растолстеешь от переедания, твое сердце тоже растолстеет, а это очень вредно для здоровья.

Когда ты бегаешь или играешь в какую-нибудь подвижную игру, сердце начинает сильнее биться и быстрее прокачивать кровь через все органы и ткани. Ты чувствуешь, как оно колотится у тебя в груди после быстрого бега. Это очень полезно, потому что такая тренировка укрепляет мышцу сердца. Иногда сердце может сильно забиться от испуга, но никакого вреда от этого не будет. Как только ты поймешь, что бояться уже нечего, оно начнет успокаиваться и вскоре вернется к своему ритму. Когда ты отдыхаешь или спишь, твое сердце тоже отдыхает и бьется медленнее. [2]

Артерии (сосуды, по которым кровь идет от сердца к органам) внутри покрыты гладкой оболочкой, и кровь быстро течет по ним. Кроме того, в стенках артерий находятся маленькие мышцы. Сокращаясь, они как бы подгоняют кровь, заставляя её быстрее двигаться. Когда эти мышцы расслабляются, кровоток замедляется, и кровь в сосудах начинает пульсировать. Так легко можно прощупать пульс у себя или у кого-нибудь другого. Для этого можно положить пальцы на запястье. Толчок крови в сосудах, который ты почувствовал, означает, что сердце сделало удар, то есть сократилось, и послало очередную порцию крови по артерии.

У детей и подростков норма сердечного пульса отличается от этого показателя у взрослых людей. Нормальный пульс у ребенка можно определить по этой таблице [3]:

Школьники должны уметь во время тренировки контролировать состояние своего здоровья. Одним из методов такого самоконтроля является подсчет пульса до начала тренировки и после ее окончания.

При подсчете пульса следует обращать внимание не только на частоту ударов, но и на их ритмичность. Между физической нагрузкой и частотой пульса существует прямая зависимость, т.е. чем выше нагрузка, тем чаще пульс. При занятиях физкультурой максимальная частота пульса регистрируется во время подвижной игры в основной части урока, пульс вырастает на 50-60% от исходной величины.

При этом нормальный пульс при беге и других видах тренировок должен восстановиться у юного спортсмена в течение 10 минут после прекращения нагрузки. Если же этого не происходит, то режим тренировки должен быть пересмотрен и физическая нагрузка снижена.

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧЕНИКОВ О СЕРДЦЕ И СОСУДАХ

В исследовании методом анкетирования оценивались знания учеников 3 классов о том, что такое сердце и сосуды. Всего на вопросы анкеты (приложение 1.) ответили 27 учеников. В результате установлено: 67% учеников считают, что знают, что такое сердце и сосуды , 33% считают, что знают, но хотели бы узнать больше. При этом ни один из опрошенных не ответил, что не знает (рис.1). 78 % опрошенных одноклассников занимаются спортом в школе и посещают спортивные секции, как это и рекомендовано. 11% опрошенных занимаются физкультурой только в школе, а 11 % в дополнение к этому, так же делают зарядку по утрам дома (рис.2).

hello_html_m4ce64aed.jpg

Рисунок – 1. Распределение учеников 3 класса по их знаниям о сердце и сосудах, %.

hello_html_m3eed7717.jpg

Рисунок – 2. Кратность занятий спортом у школьников, %.

78% опрошенных отметили, что знают, что такое пульс, 11% думают, что это количество вдохов в минуту, и 11% не знают, что такое пульс (рис.3).

hello_html_m60b763b.jpg


ГЛАВА 3. ИЗМЕРЕНИЕ ПУЛЬСА У УЧЕНИКОВ ДО И ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ

Пульсом называются толчкообразные периодические колебания стенок артерий, которые обусловлены сердечными сокращениями. Норма пульса у детей в первую очередь определяется возрастом ребенка: чем он старше, тем реже частота сердечных сокращений. Помимо возраста частота пульса зависит от общего состояния здоровья ребенка или подростка, тренированности организма, температуры тела и окружающей среды, условий, в которых производится подсчет, а также от многих других факторов. Это объясняется тем, что изменением частоты сокращений сердце помогает организму ребенка адаптироваться к изменениям во внутренней или во внешней среде.

Не только медицинские работники, но и родители должны знать, какой пульс в норме и уметь производить его подсчет. Ведь характер пульса позволяет оценить состояние сердечно-сосудистой системы ребенка.

На занятии физкультурой школьники научились подсчитывать свой пульс. Для подсчета пульса необходим секундомер или часы с секундной стрелкой. У детей старшего возраста это удобнее делать на лучевой артерии.

Подсчет пульса проведен за 15 секунд и затем полученный результат умножен на 4 (рис. 1-2.).

hello_html_f793e27.jpg

hello_html_7aa90644.jpg

В результате исследования установлено, что пульс у учеников 3 А класса составил в среднем 87 ударов в минуту - до физической нагрузки, во время активной части урока он увеличился в среднем до 132 ударов в минуту (таблица 1). В заключительной части занятия пульс начал снижаться, а через 3 минуты после занятия вернулся к исходному уровню. Таким образом, можно сделать вывод, что сердце и сосуды одноклассников здоровы и правильно отвечают на физическую нагрузку.

Частота пульса у учеников 3А на занятии физкультурой до физической нагрузки

Частота пульса у учеников 3А на занятии физкультурой во время активной части урока

Кровь — это жидкость красного цвета. Она постоянно движется и переносит от одного органа к другому разные вещества. В твоём организме около трёх литров крови, а у взрослого человека — пять-шесть литров крови.

Заставляет кровь передвигаться по сосудам сердце . Оно находится в левой части грудной клетки. Это плотный мышечный мешок величиной с кулак.

10-12-2018 12-13-28.jpg

Сердце непрерывно сокращается и расслабляется и работает как насос. Оно никогда не останавливается и делает за день более ста тысяч сокращений.

Когда сердечная мышца расслабляется, в сердце по кровеносным сосудам вливается кровь. Когда сердце сжимается, оно выталкивает кровь в другие кровеносные сосуды. Крупные сосуды разветвляются на всё более мелкие и проникают во все части нашего тела.

Кровеносные сосуды, по которым кровь движется от сердца, называют артериями , а те сосуды, по которым кровь возвращается в сердце, называют венами . Мелкие сосуды, пронизывающие все органы — это капилляры .

Из сердца по кровеносным сосудам кровь попадает во все органы. Она снабжает органы питательными веществами и кислородом и забирает образовавшийся в них углекислый газ.

Чтобы сердце было здоровым, надо много двигаться: заниматься физическим трудом, делать зарядку, играть в подвижные игры.

Кровообращением называют движение крови в организме человека. Оно состоит из трех основных частей: крови, кровеносных сосудов (артерий, вен, капилляров) и сердца.

Мы решили подготовить ознакомительный материал, чтобы каждый из вас был осведомлен обо всех нюансах работы сердечнососудистой системы. Это важно, чтобы вы вовремя могли понять, с какой проблемой могли или можете столкнуться в дальнейшем, а также, чтобы терминологические выражения нашего специалиста на очной консультации не казались вам иностранным языком.

Сердце – основа системы кровообращения

Сердце представляет собой мышечный орган размером с человеческий кулак, который располагается в левой части грудной клетки, чуть спереди легких. Этот орган фактически является мощным двойным насосом с четырьмя камерами, перекачивающим кровь и поддерживающим ее движение по всему телу.

Сердечная мышца совершает более 3 миллиардов ударов в течение жизни.

Кровеносные сосуды

Кровеносные сосуды имеют разную форму, структуру и объем, в зависимости от их роли в организме.

1. Артерии являются самыми прочными сосудами в теле человека. Их стенки плотны и эластичны, состоят из трех слоев – эндотелия, волокон гладкой мускулатуры и фиброзной ткани. Задача артерий обстоит в насыщении всех органов и тканей кровью, обогащенной кислородом и питательными веществами. Исключением являются артерии малого круга кровообращения, по которым венозная кровь течет от сердца к легким. Самым крупным артериальным сосудом является аорта.

2 . Вены выполняют функцию перемещения отработанной крови, насыщенной углекислым газом, обратно к сердцу. Эту жидкость вены получают из капилляров. Как и артерия, вена состоит из нескольких слоев – эндотелиального, мягкого соединительного, плотного соединительного и мышечного. Венозные стенки в несколько раз тоньше и уязвимее артериальных. По этой причине, по мере удаления от сердца, движение венозной крови может нарушаться – давление в капиллярах практически равно атмосферному, и нормального тока не создается. Поэтому в гемодинамике сосудам содействуют венозные клапаны и венозный пульс.

3. Капилляры – тончайшие сосуды, схожие по объему с человеческим волосом. Они являются ответвлениями крупных периферических артерий. Именно через них ткани и органы снабжаются кислородом и нутриентами. Они также обладают коммуникацией с венами, чтобы отдавать им клеточные отходы. Следовательно, эти крошечные сосуды одновременно являются кормильцами и санитарами нашего организма.

Нормальную циркуляцию крови внутри сосудистой системы обеспечивает артериальное давление.

Клеточное строение крови

Кровь состоит из двух компонентов: плазмы (50-60%) и взвешенных форменных элементов (40-50%).

Ко второй категории относятся:

· Эритроциты (красные кровяные тельца) – самые многочисленные из форменных элементов. Согласно данным официальных исследований, одна капля крови содержит порядка 5 миллионов эритроцитов. Красные кровяные тельца отвечают за транспорт газов – кислорода и диоксида углерода. Содержат в себе белок гемоглобин, обеспечивающий связывание молекул кислорода в легких. Эритроциты доставляют кислород ко всем тканям и органам, после чего вбирают в себя углекислый газ и несут его к легким. Он удаляется из организма в процессе дыхания.

· Лейкоциты (белые клетки крови) – элементы, защищающие наш организм от чужеродных тел и соединений, являются частью иммунной системы. Белые клетки крови распознают и атакуют патогенные микроорганизмы посредством вырабатываемых антител и макрофагов. Когда в организм проникает инфекция, продукция лейкоцитов существенно усиливается. В норме их количество уступает концентрации в крови других форменных элементов.

Все форменные элементы синтезируются костным мозгом и распространяются при помощи плазмы – жидкой части крови.

Распространенные проблемы с кровообращением

К категории самых распространенных заболеваний кровеносной системы следует отнести:

1. Атеросклероз – хроническая патология, характеризующаяся отложением холестерина и других липидов на стенках артериальных сосудов, которая приводит к нарушению тока крови и окклюзии артерии;

2. Аневризма – выпячивание части артериальной стенки на фоне неудовлетворительной регуляции тонуса сосуда (его растяжения или истончения);

3. Инфаркт миокарда – некроз части миокарда, обусловленный полной или частичной недостаточностью его кровоснабжения на фоне истончения местных сосудов;

4. Артериальная гипертензия (гипертония) – устойчивое повышение кровяного давления, обусловленное нарушением регуляторных факторов деятельности сердечнососудистой системы;

5. Варикозное расширение вен – хроническое заболевание, обусловленное необратимой деформацией вен, связанное с недостаточностью венозных клапанов и нарушением венозного тока крови.

Нормальное кровообращение является важнейшей составляющей здорового организма. Если вы отмечаете у себя характерные признаки того или иного заболевания сердечнососудистой системы, не медлите с обращением к сосудистому хирургу или флебологу. Помните, что игнорирование симптомов в данном случае может стоить вам жизни.

Задачи урока: познакомить учащихся с составом крови и её функциями в организме; сформировать представление о системе кровообращения; способствовать развитию навыков работы с текстом, схемами; воспитывать бережное отношение к сердцу; прививать навыки здорового образа жизни.

  1. Учебник: О.Т. Поглазова “Окружающий мир, 3 класс”;
  2. Таблицы: “Органы пищеварения”, “ Органы дыхания”, “Органы кровообращения”;
  3. Муляж сердца;
  4. С.И. Ожегов “Толковый словарь”;
  5. Бинт, медицинский жгут, вата, йод, раствор бриллиантовой зелени, клизма;
  6. Фрагмент мультфильма “Молодильные яблоки” (русская народная сказка).

Повторение пройденного материала:

  1. Зачем человек питается?
  2. Какие питательные вещества должны содержаться в пище?
  3. Для чего нужны белки? жиры? углеводы? минеральные соли? витамины ?
  4. Как беречь зубы?
  5. Как правильно есть?
  6. Нужна ли организму простая вода?

Вы уже многое знаете о своем организме. Я думаю все правила. О которых мы с вами говорили, будете выполнять, чтобы быть здоровым и крепким.

Изучение нового материала:

Сейчас посмотрите небольшой отрывок из мультфильма “Молодильные яблоки”. Как вы думаете, о какой воде говорится в сказке. Существует ли такая вода? Я с вашим мнением не согласна.

В нашем организме есть такая “живая” вода. Это кровь. В сказке всегда волшебство и поэтому живой водой только спрыскивают. А в нашем организме “живая” вода течет.

Сегодня на уроке мы и будем говорить об этой “живой” воде – крови и органах кровообращения. Что такое кровообращение мы узнаем из “Толкового словаря”. (Дети читают объяснение из книги). Что относится к этой системе мы узнаем на уроке.

Если вы уколете или обрежете палец, то вы увидите кровь. Какого цвета кровь? Почему?

Работа с учебником:

На это вопрос мы с вами ответим. Когда прочитаем статью в учебнике на странице 32. (Дети читают статью вслух).

Работа по таблице:

Посмотрите на доску. На таблице изображена капелька крови под микроскопом. Что вы увидели? Бесцветная жидкость, к которой плавают тельца – плазма. Эта жидкость несет все красные и белые тельца по сосудам. В вашем организме около литра плазмы. Вы её видели. Когда ранили коленку. Замечали, что из царапины вытекала желтоватая жидкость. Она помогает крови свертываться и образует корочку на ранке. Плазма выполняет ещё одну важную функцию – она переносит питательные вещества, полученные из переваренной пищи и выделяет вредные вещества из всех клеток организма. Как называются красные кровеносные тельца? Красные кровеносные тельца – эритроциты. Они выполняют важную функцию – принимают участие в газообмене легких. Что такое газообмен? Кровь, насыщенная кислородом, несет его всем клеткам организма человека.

При ранении человек теряет много крови, клетки его организма перестают получать “живую воду” и начинают задыхаться. Человек умирает.

Эритроциты недолговечны. Они живут 3-4 месяца. А затем заменяются новыми. В одной капле крови 300млн. красных телец. Ими можно 4 раза обернуть земной шар, такой цепочкой красных телец одного человека.

Между красными тельцами есть ещё тельца. Что это? Это белые тельца – лейкоциты, их в 4 раза меньше. Они являются защитниками организма от микробов. Как только в кровь попадают микробы, лейкоциты мгновенно собираются в большие отряды и мчатся к месту болезни. Они убивают микробы. Лейкоциты живут 2-4 дня и заменяются новыми.

Вывод.

Какие функции выполняет кровь? Кровь питает каждую клеточку организма и несёт к ним кислород, а забирает углекислый газ, выводит вредные вещества, защищает от микробов. В вашем организме 3 литра крови, у женщин около 5 литров крови, а у мужчин до 6 .

Повернитесь, сидящие на первом варианте к соседу спиной, а на – втором варианте. приложите ухо к спине своего соседа. Что вы слышите7 Вы слышите удары сердца. С какой частотой оно бьётся, мы сейчас определим. Найдите пульс на левой руке. Посчитайте, сколько ударов в минуту делает ваше сердце.

Физкультминутка.

Необходимо при проведении физкультминутки интенсивно подвигаться. А затем посчитать количество ударов сердца. (80-90 ударов в минуту).

Какое количество ударов у вас? У взрослых в спокойном состоянии 60-70 ударов в минуту, а у детей 80-90 . При физической нагрузке количество ударов увеличивается. Каждый день сердце делает до 12000 ударов в сутки.

Пульс у слона – 25 ударов, у кошки – 130 ударов, у лошади – 35 ударов в минуту.

Сердце и кровеносные сосуды – органы кровообращения. Вы привыкли видеть сердце на картинках, открытках или коробках конфет. (Показать) На самом деле оно совсем другое. (Показать муляж сердца) Сердце – особая мышца. Она сокращается и расслабляется автоматически, без физических усилий; выталкивает кровь в сосуды. Оно напоминает сосуд, Вернее два насоса, в одной упаковке.

Работа сердца напоминает работу клизмы. (Показ) Расслабляясь всасывает, сокращаясь – выталкивает её.

У ребенка сердце размером с апельсин. У взрослого – с небольшой грейпфрут, весом 350гр. (Показ) Внутри сердце полое и разделено на 4 части – камеры. (Работа по таблице)

В правую сторону по сосудам – венам поступает кровь, которая “пропутешествовала” по всем органам. Она темно- красного цвета и несет углекислый газ. Затем кровь поступает в лёгкие. Где обогащается кислородом каждый миг. 1/4 часть всей крови находится в лёгких. Потом кровь возвращается в левую строну сердца, и уже алая кровь , идёт по сосудам. Эти сосуды называют артерии. Они очень эластичны, гибкие, как – будто резиновые.

По артериям кровь течет со скоростью 0,5 метра в секунду. Все вены и артерии ветвятся, делятся на более тонкие. Самые тонкие, называются – капиллярами. Они бывают такими тонкими, что если сложить 40 капилляров, то они будут тоньше волоса. Их очень много, если из них сложить одну цепочку, то земной шар можно обмотать 2,5 раза. Все сосуды между собой переплетаются. как корни деревьев, трав, кустарников.

Ежедневно сердце перегоняет кровь по всему организму человека до 3000 раз. За минуту в спокойном состоянии сердце перекачивает 4 литра крови, при физической нагрузке – 10-12 литров, за год до 3000 тонн.

Работа с учебником.

Прочитайте на странице 35 статью для любознательных про себя. Что нового вы узнали?

Вывод:

По каким сосудам кровь идет к сердцу и от него? Из чего состоят органы кровообращения? Артерии , вены, капилляры и сердце – органы кровообращения. Они требуют к себе особое внимание

Работа по памятке.

Вывод:

Конечно, каждый хочет быть здоровым. Вы хотите побыстрее вырасти и быть похожими на взрослых. Подражая взрослым, вы часто перенимаете их вредные привычки. Какие вредные привычки вы думаете, влияют отрицательно на работу сердца? Наркотики - “белая” смерть. Они высасывают все силы. Нарушают работу сердца, сосуды тончают. Человек умирает. Также опасен табак и алкоголь.

Практическая работа:

Бывают случаи, когда у вас открывается носовое кровотечение .Какую помощь необходимо оказать пострадавшему?

Надо умыть лицо холодной водой, но переносицу положить холод, но голову необходимо держать прямо, не наклонять, а то сгусток крови может попасть в глотку и вызвать рвоту. Если кровь не остановилась через 5 минут, то нужно заложить в ноздри жгутики из ваты , смоченные в перекиси водорода (Показать)

Иногда из раны кровь бьёт толчками. Это очень опасная рана - повреждена артерия. Необходимо наложить жгут, продезинфицировать рану, наложить чистую повязку и доставить пострадавшего в больницу. (Показать)

Теперь вы можете оказать помощь пострадавшему.

Назовите органы кровообращения.
Почему нужно укреплять сердце?
Какое значение имеет кровь для организма человека?

Читайте также: