Крестьяне восприняли сообщение о том что принадлежат другому барину

Обновлено: 05.05.2024

В поэме Н. Некрасова "Кому на Руси хорошо" главной темой является получение свободы крестьянами после отмены крепостного права. Также в произведении повествуется о жизни других сословий, одно из них — помещики. Отдельное место в поэме занимают описание взаимоотношения крестьян и дворян.

Описывая отмену крепостного права автор использует метафору "порвалась цепь великая".

Она ударила "одним концом по барину, // другим по мужику". Так автор показывает, что от этой реформы пострадали и помещики, и крестьяне.

Один из персонажей — Гаврила Оболт-Оболдуев — "божиею милостью российский дворянин". Он рассказывает главным героям о жизни до реформы и тоскует по утраченным временам. Раньше помещики жили "чужим трудом" и были очень счастливы: устраивали балы, охоты, а теперь должны трудиться, хотя не умеют этого. Дворянин рассказывает и о отношениях с "мужиками". Он был строгим помещиком, но считает, что по "отечески" любил крестьян. Хотя так же Оболт-Оболдуев сообщает: "закон — моё желание", то есть крепостные были полностью зависимы от своего дворянина, а не каждый "барин" был добрым, справедливым и умным. Из всего рассказа помещика мы узнаем, что до отмены крепостного права всем было лучше. Дворяне жили за счёт "казны народной" и "чужого труда", — богатые и счастливые. Крестьянам помещик был, как отец. Сейчас некому жалеть их и они не знают, как жить. Оболт-Оболдуев считает, что был больше добр: "по-братски" беседовал с "мужиками" и разрешал молиться в своем доме. Главные герои переглядываются и посмеиваются над рассказом помещика, но признают долю правды в его словах.

Другой персонаж — "холоп примерный Яков верный". Главные герои не знакомы с ним лично, но слушают песню о его истории. Яков был предан своему хозяину, который относился к нему очень жестоко, бил в зубы каблуком. Но крестьянин всё равно очень любил помещика. У Якова в жизни было всего две радости — "холить" барина и качать "племяша". Помещик был очень суров даже со своими родственниками, на крепостных всегда вымещал свою злость. Он не разрешает любимому племяннику самого преданного слуги женится на девушке, потому что она нравится барину, хотя он и очень стар. Более того, помещик ссылает юношу в рекруты. Такого поступка Яков не смог простить любимому барину. Он завозит парализованного старого дворянина в лес. Жизнь крепостного принадлежит помещику, поэтому герой совершает самоубийство на глазах у "барина". Так автор показывает непокорство героя. Но Яков не уходит от жестокого помещика, не убивает его, потому что не представляет жизни без "барина". Таким образом автор показывает, что крестьяне полностью зависели от дворянства, которое очень жестоко обходилось с ними.

Подводя итоги можно сказать, что помещики на Руси были разными. Кто-то был добр к крестьянам, кто-то жесток, но все взаимоотношения между "барином" и "мужиком" строились на полной зависимости вторых от первых.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Скажи ж ты нам по-божески,
Сладка ли жизнь помещичья?
Ты как – вольготно, счастливо,
Помещичек живешь?

Пойдешь ли деревенькою –
Крестьяне в ноги валятся,
Пойдешь лесными дачами –
Столетними деревьями
Преклонятся леса!

А если и действительно
Свой долг мы ложно поняли,
И наше назначение
Не в том, чтоб имя древнее,
Достоинство дворянское
Поддерживать охотою,
Пирами, всякой роскошью
И жить своим трудом,
Так надо было ранее
Сказать. Чему учился я?

Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику.

Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Историческая справка.
19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.

Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп - временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину).

Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы.

Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: состоит из отдельных частей и глав, связанных мотивом дороги.

Урок литературы в 6 классе 12.10.2017

Планируемые результаты:

Ученик научится владеть: изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи. Научиться приемам устного иллюстрирования.

Метапредметные:

Познавательные:

уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные:

уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено
.
Коммуникативные:

уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

Беседа.

  1. Кто из героев вам понравился и почему? Кто вызвал неприязнь?
  2. Какие эпизода романа вам запомнились и чем именно?
  3. Как относились к Троекурову помещики-соседи, губернские чиновники? Чем можно объяснить грубость и своенравие героя?
  4. В чем же сходство и различие характеров Кирилла Троекурова и Андрея Дубровского?

2. Как жилось крестьянам у таких помещиков, как Троекуров? (собакам лучше жилось, чем людям)

3. Какие взаимоотношения сложились с крепостными у Андрея Гавриловича Дубровского?

4. После чего погиб Дубровский-старший? (передача жилья с крепостными Троекурову)

5. К чему это привело?

_Итак, ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего с вами урока.

Открываем тетр и записыв число, классная работа и тему урока

тема перед вами, а какие цели мы с вами определим ?

  1. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
  • Что мы узнаем о жизни Владимира Дубровского в Петербурге?
  • Каковы были отношения отца и сына Дубровских?
  • Как воспринял Владимир известие о болезни отца?
  • — Как развивались события после приезда молодого Дубровского в родное имение?

(Кистеневка официально отошла Троекурову. Владимир не мог разобраться в происходящих событиях и какую роль во всем этом играет Троекуров.)

  • — Почему Владимир велел выгнать Троекурова?

— Опишите, как ведут себя слуга, крепостные Дубровских и сам Троекуров.

(Слуга с радостью бежит исполнять приказание своего барина: передать ответ молодого Дубровского Троекурову. Крепостные с любопытством смотрят на Кирилла Петровича, в их взгляде торжество и радость за Владимира, что он не испугался Троекурова, а значит, заступится и за них. Троекуров же стал мрачнее ночи. Он грозно поглядел на дворню, и в его взгляде читалось: он им этого не простит.)

— Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать имение?

(Они пытались поднять бунт.)

— Как ведет себя Дубровский?

(Владимир останавливает крестьян, обещает просить милости у государя.)

— Как его это характеризует?

(Дубровский поступает благородно, спасая крестьян от наказания, а чиновников от расправы.)

Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

Физкультминутка.

Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца

Что затевал кузнец Архип?

(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)

Хотел ли Дубровский смерти приказных?

Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?

Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

– Где мы уже слышали эти слова?

Правдиво изобразив быт и нравы крепостников, Пушкин тем самым сурово осудил дворянский крепостной строй жизни. В образах Дубровских Пушкин смело выступил на защиту чести, справедливости, человеческого достоинства.

Рядом с помещиками и чиновниками Пушкин показал русских крестьян, их ум и сердечность, их ненависть к богатому барству. Доведенные до отчаяния жестокостью и хищничеством Троекурова и его слуг, крестьяне Дубровского смело вступают в борьбу со своими врагами.

Здесь барство дикое, без чувства, без закона Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца… Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.

– С каким героем хотел бы встретиться?

– Какие вопросы по тексту остались?

– Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?

Подготовить рассказ об отношениях Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Ответить на вопросы к главам XIII — XIX на стр.148 учебника. Выучить определения: роман, сюжет.

Литература 6 класс ___.___.___

Планируемые результаты:

Ученик научится владеть: изученной терми­нологией по теме, навыками устной монологической речи. Научиться приемам устного иллюстри­рования.

Метапредметные:

Познавательные:

уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные:

уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено
.
Коммуникативные:

уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.
Беседа.
III. Работа по теме урока.

1. Работа с текстом.

– Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

– Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

Обратите внимание на игру актеров, их речь, костюмы, музыкальное сопровождение, на сходство – несходство сюжетов текста А.С. Пушкина и эпизода из фильма Ивановского.

3.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
4.
Сравнительная работа.
– Фильм наглядно помог представить события, происходившие в Кистеневке.

– Актеры исполнили свои роли замечательно.

– Музыкальный фон отсутствовал, так как он заглушил бы речь героев

Костюмы персонажей соответствуют быту, времени.

– Сюжет фильма снят строго по тексту

Замечание учителя:

Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца

– Что затевал кузнец Архип?

(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)

– Хотел ли Дубровский смерти приказных?

– Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?

– Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

– Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

– Где мы уже слышали эти слова?

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Правдиво изобразив быт и нравы крепостников, Пушкин тем самым сурово осудил дворянский крепостной строй жизни. В образах Дубровских Пушкин смело выступил на защиту чести, справедливости, человеческого достоинства.

Рядом с помещиками и чиновниками Пушкин показал русских крестьян, их ум и сердечность, их ненависть к богатому барству. Доведенные до отчаяния жестокостью и хищничеством Троекурова и его слуг, крестьяне Дубровского смело вступают в борьбу со своими врагами.

Здесь барство дикое, без чувства, без закона

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца…

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.

Читайте также: