Краткое сообщение об романсе горные вершины

Обновлено: 01.07.2024

Существует романс к самому стихотворению Гёте, его сочинил венгерский композитор Ференц Лист [1] . Но данная статья рассматривает только романсы на лермонтовский стих-перевод.

Стихотворение было создано Лермонтовым в 1840 году [2] .

Стихотворение короткое, состоит из двух четверостиший.

В полном собрании сочинений поэта (Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений: В 5 т. — М.; Л.: Academia, 1935—1937) приводятся примечания к этому стихотворению из воспоминаний литературного переводчика 19 века А. Н. Струговщикова (перевел на русский язык много стихов Гёте [4] ):

На задушевность лермонтовских строк сразу стали откликаться музыканты.

Прослушать разные музыкальные варианты в разных исполнениях: здесь, здесь, здесь, здесь и кто где найдет.

Как признается гениальность или талантливость того или иного музыкального произведения?

Что такое гений и что такое талант их авторов?

Что такое вдохновение композитора? Как оно приходит?

Чем одарены композиторы?

Предшествует ли развитию одаренности в музыке какое-то особенное событие в жизни человека? Чем грозит композитору наличие у него дара? Навязчивая идея и аффективное расстройство обязательны, чтобы одаренность композитора смогла раскрыться?

Зачем рождаются композиторы?

Их гениальное искусство - только для избранных? Ведь понимать гениальную музыку как язык могут или одаренные музыканты или такие любители, для которых тайны музыки как будто открыты самим Богом. И все же концертные залы и оперные театры наполнены людьми. Многие из них не понимают музыки так, как хотел бы написавший ее композитор. Но все же их манит непостижимая тайна музыки. Музыка притягивает людей своим эмоциональным воздействием, как гипнозом.

Немецкий композитор и органист, непревзойденный мастер полифонии. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры.

Французский композитор, дирижер, музыкальный писатель. Создатель жанра романтической программной симфонии. Стремился к театрализации симфонического жанра.

Русский композитор,(один из создателей русской классической симфонии) и ученый-химик (с 1864 г.профессор), общественный деятель.

Немецкий композитор, пианист и дирижер.

Австрийский композитор и педагог: один из крупнейших симфонистов 2-й половины XIX века. Написал 11 симфоний. Прославился как органист-импровизатор.

Австрийский композитор и музыкальный критик. Представитель позднего романтизма. Работал главным образом в жанре песни-романса.

Австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.

Американский композитор и пианист. В творчестве использовал элементы джаза и афро-американского музыкального фольклора.

Русский композитор, основоположник национальной композиторской школы.

Австрийский композитор, реформатор оперной музыки. Сочинил свыше 40 опер.

Американский пианист и композитор.

Русский композитор и пианист. Ввел в музыку цвет, то есть впервые в истории использовал светомузыку.

Русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Польский композитор и пианист-виртуоз, педагог.Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры.



Романс А.Е Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова поет Олег Погудин. В ролике показаны картины М.Ю.Лермонтова.


Это небольшое произведение представляет собой вольный перевод стихотворения великого немецкого поэта – романтика Иоганна Вольфганга Гёте. В первых строках Лермонтов описывает картины горных вершин, погружённых в безмятежный ночной сон. Вся зарисовка наполнена невероятным покоем. Лирический герой очарован тем, что видит вокруг, ощущая единство с безмятежной красотой природы, способной укрыть его от одолевающих душу тревог и проблем.

В заключительных строках автор описывает долины, преисполненные прохладой: они словно остужают раскалённую от знойного ветра душу романтического героя. Затем в повествовании появляется дорога, по которой идёт герой, символизирующая поиск человеком своего предназначения в жизни.

Мы видим, глазами лирического героя, неподвижные листья, свидетельствующие о безветрии, абсолютной тишине и гармонии. Мы видим ночные деревья, растущие среди прохлады. Всюду ощущаются безмолвие и неподвижность, словно вся природа на мгновение застыла. Герой успокаивается, созерцая безмолвие окружающего мира: он будто растворяется среди целительной листвы. Природа дарит страдающей душе героя облегчение. Окончание произведения содержит прозрачный намёк на скорую смерть лирического героя, которая для него является вовсе не ужасом, а избавлением от терзающих душу мук.

История создания

Ставшего поручиком Тенгинского пехотного полка, Лермонтова дважды представляли к наградам за боевой дух и отвагу, но опала со стороны императора не позволяла ему получить заслуженную награду. В тот год поэт ожидал отставки, мечтая отдаться не войне, а творчеству. До даты трагической смерти Лермонтову оставался всего лишь год.

Жанр, направление, размер

Поэтический размер – хорей с перекрёстной открытой рифмовкой, что помогает передать читателям ощущение пугающего покоя и пустоты окружающего мира. Хорей в сочетании с открытой рифмой придаёт стихотворным строкам невероятную напевность: не случайно, на это произведение написали музыку многие композиторы 19 и 20 веков.

Композиция

По своей структурной организации произведение отличается абсолютной симметричностью, отсутствием привычного деления на строфы. С семантической точки зрения его можно поделить на две контрастные части – это небо (горные вершины) и земля (путник и дорога).

Образы и символы

В этом небольшом произведении представлена разнообразная образная палитра:

  • образ лирического героя – несмотря на то, что в стихотворении нет ни единого упоминания о герое, мы его чувствуем. Герой очарован видом спящей природы, он ощущает единение с окружающим миром. Все его тревоги и волнения на время затихают. Герой видит прохладные долины, остужающие его раскалённую от переживаний душу. Он желает освободиться от земных страстей, чтобы стать частичкой мироздания;
  • образ природы – только лишь созерцание природы способно принести лирическому герою чувство умиротворения. Он будто растворяется среди целительных образов окружающего мира, погружённого в ночной сон. Природа символизирует мир, уют и душевный покой. Также она служит символом вселенской мудрости и справедливости;
  • образ дороги – это яркий образ, олицетворяющий жизненные странствия, долгий поиск истины. Неподвижная листва сонных деревьев свидетельствует об отсутствии в мире даже малейшего дуновения ветерка. Дорога уводит путника в мир абсолютного покоя;
  • образ предчувствия – ощущением предчувствием проникнуто всё произведение. Усилению этого ощущения способствует описание картин спящей природы, ставшей на время обездвиженной.

Темы и настроение

Автор, вслед за Иоганном Гёте, поднимает популярную среди поэтов-романтиков тему одиночества творца перед враждебностью и непониманием окружающего мира. Произведение проникнуто настроением безысходной тоски и усталости. Известно, что Лермонтов всю жизнь страдал от непонимания окружающих его людей. После прочтения стихотворных строк ещё на протяжении долгого времени сохраняется печальный след и искреннее сострадание к лирическому герою.

Основная идея

Основная мысль заключается в следующем: лишь только смерть является единственным выходом и спасением для чувствительного человека от тотального одиночества мира, непонимания со стороны самых близких людей.

Средства выразительности

Читайте также: