Краткое сообщение о успенском соборе в коломне

Обновлено: 26.04.2024

В центре Коломенского Кремля высится величественный Успенский собор 1670-х годов, возведённый артелью знаменитых ярославских мастеров во главе с Мелентием Алексеевым. Типичный древнерусский пятиглавый храм с массивным двухсветным трехаписидным четвериком, он уже отразил новые веяния в зодчестве XVII столетия (например, членение фасадов не связано с внутренней организацией пространства; апсиды имеют увеличенную площадь и др.).


Мерой и подобием для него стал Успенский собор Московского Кремля. Коломенский собор сменил существовавший до того более ранний храм, довольно подробно описанный в писцовой книге 1577/78 гг. и кратко охарактеризованный архидиаконом Павлом Алеппским в 1650-х гг. Ясно, что в XVI – первой половине XVII в. собор уже стоял довольно продолжительное время. Но когда он был построен? В московском летописании имелись указания на существование храма в ещё более раннее время.

Рис 2.jpg


Успенский собор. Рисунок М. Ф. Казакова. 1777 г.

К большому сожалению, до середины ХХ в. о внешнем облике древнего Успенского собора Коломны ничего не было известно. Профессор А.И. Некрасов пытался найти детали XIV столетия в существующем здании собора. Он относил (но явно неудачно) к времени Дмитрия Донского нижние белокаменные части кладки его стен (высота примерно 2,5–3 м) и части порталов. Однако, как выяснилось, все это кладки и детали XVII в.

Рис 3.jpg


Обрушение собора в Коломне. Миниатюра Лицевого летописного свода. 1380 г.

В 1969–1970-х гг. раскопки коломенского Успенского собора возобновили Марк Хаимович Алешковский и Борис Львович Альтшуллер. Они вскрыли 2/3 внутренней площади интерьера и заложили несколько шурфов у фасадов. Выявленная картина оказалась очень сложной. Взгляды исследователей на полученные результаты эволюционировали. Первоначально они считали собор бесстолпным, о чём свидетельствовала беспрецедентная толщина стен. Раскопанные древние основания столпов Б.Л. Альтшуллер отнёс поначалу к XVI в., с чем не был согласен археолог М.Х. Алешковский. Соответственно, в строительной схеме собора появился промежуточный собор XVI в., когда здание Дмитрия Донского предположительно было кардинально перестроено. Соответственно, предполагалось, что писцовая книга и Павел Алеппский описали уже перестроенный Успенский собор. Однако позднее, в кандидатской диссертации, Б.Л. Альтшуллер признал основания столпов принадлежащими к 1379–1382 гг. Характеристики собора Н.Н. Ворониным по результатам масштабных раскрытий оказались пересмотрены. Он теперь обоснованно был представлен как трёхапсидный и четырёхстолпный. К сожалению, эти выводы были опубликованы лишь в 2013 г., более чем через 40 лет спустя после раскопок.

В 1979 г. при земляных работах у северо-западного угла собора были обнаружены редкие белокаменные детали. Для уточнения строительной истории исследования в Успенском соборе в 1982–1984 г. продолжили археолог Аркадий Анатольевич Молчанов и архитектор Вольфганг Вольфгангович Кавельмахер. Они заложили раскоп у северного фасада и проверочный шурф в центральной апсиде. В итоге у фасадов были обнаружены две разновременные кладки стен XIV–XV вв. В апсиде же в кладке стены был обнаружен ещё один загадочный камень с резьбой. В целом, работы 1980-х гг. показали отсутствие археологических следов собора XVI в.

Проведённый нами тщательный анализ итогов архитектурно-археологического изучения Успенского собора позволил утверждать, что сооружению 1379–1382 гг. предшествовал более ранний по времени также белокаменный храм.

Рис 4.jpg


Успенский собор 1379–1382 гг. Реконструкция Н.Н. Воронина

Что свидетельствует о существовании ещё более древнего собора? Это фундаментные кладки и резные блоки. Рассмотрим их подробнее. Фундаментная кладка, ориентированная по линии запад-восток, идущая в среднем нефе ныне существующего собора 1670-х г. и прорезанная основанием его северо-восточного столпа, заглублена в материк ниже, чем фундамент собора 1379–1382 гг., что говорит о её большей древности. К тому же кладка имеет выраженный угол в юго-западном окончании. К остаткам этого же здания можно отнести ранний фундамент одной из раскопок 1982–1983 гг. Если об интерпретации этих фундаментов неизбежны споры (как они увязываются в одно здание?), то находки обработанных белокаменных блоков однозначно говорят о наличии более древнего, чем эпоха Дмитрия Донского, собора. Так, к этому наиболее раннему белокаменному собору достоверно принадлежит оконная перемычка, обнаруженная в основании фундамента столпа собора 1379–1382 гг. Интересно, что на ней просматриваются неоднократные (не менее двух) следы побелок здания. Значит, оно простояло минимум несколько десятков лет. Выразительны и не имеют аналогов в хорошо изученных резных поясах и деталях декора раннемосковского зодчества конца XIV – первой трети XV вв. два резных фрагмента многообломной пучковой лопатки с трилистником и вьющимся стеблем с завитком. Один из них обнаружен в 1979 г. при случайных обстоятельствах, а другой – в кладке XVII в. при раскопках. Оба они были два раза использованы вторично: в фундаментных кладках соборов и конца XIV в., и 1670-х гг. Значит, датируются они ещё более ранним временем. Достаточно грубая обработка рельефа, совсем не гладкая теска лицевых поверхностей, не идеальные грани (свидетельствуют о кладке на густом растворе и широких швах), врубки на боковых сторонах (предположительно для облицовочных плит с рельефами) – всё это не позволяет относить эти артефакты к эпохе Куликовской битвы. Это явно более древняя резьба по камню. Перечисленные кладки фундаментов и детали фасадного убранства – материальные остатки древнейшего белокаменного собора Коломны.

Рис 6.jpg


План раскопок Б.Л. Альтшуллера и М.Х. Алешковского

Ближайшие аналогии орнаментированным блокам обнаруживаются в последнем по времени памятнике владимиро-суздальской домонгольской традиции – Георгиевском соборе Юрьева Польского 1230–1234 гг. Здесь многообломные пучковые лопатки украшены вьющимися стеблями с завитками. Похожий волнообразный побег с пальметтами, побегами с трилистниками и отростками (последние два элемента очень близки коломенским) представлен на древнем реконструированном карнизе притвора этого же собора. Становится очевидной связь резных блоков из Успенского собора Коломны с резьбой предмонгольской владимиро-суздальской архитектурной традиции. Для неё характерны уже не зрительно-объёмные композиции, как на памятниках XII в., а плоскостно-декоративный характер. Исследователи отмечали её схожесть с резьбой по дереву.

Как же могут датироваться блоки с резьбой, и соответственно, храм, которому они принадлежали? Впервые обративший внимание на резной камень с трилистником В.В. Кавельмахер писал, что древние камни принадлежат зданию, построенному за несколько десятилетий (если не столетий) ранее собора Дмитрия Донского и, вероятно, мастерами не московской, а иной школы. Сейчас у нас есть возможность на основании косвенных данных рассмотреть более конкретную датировку.

Весьма вероятно, что двухлетний перерыв в строительстве в Московском Кремле (1328–1329 гг.) после постройки Успенского собора и до церкви Иоанна Лествичника связан со строительством каменного городского собора в Коломне. Это кажется весьма уместным и обоснованным, ведь Коломна была вторым по значению после Москвы центром княжества. И после соборного храма в столице резонно было бы начать новое строительство одинакового по посвящению собора именно там. Нельзя исключать возведение первого каменного собора Коломны и после завершения всей серии храмов Ивана Калиты в Московском Кремле (1333 г.). Освободившаяся строительная артель могла быть переведена во второй по значению городской центр княжества. В качестве верхнего хронологического рубежа надо указать на основание Коломенской епархии на рубеже 1352–1353 гг. Первейшей заботой епископа (если он не застал тут уже стоявший каменный храм) становилось строительство своего каменного кафедрального собора. Таким образом, максимально широкая возможная датировка по косвенным данным древнейшего белокаменного собора Коломны лежит в рамках конца 1320–1350-х гг. Предпочтительными представляются более ранние даты в рамках указанного промежутка (1328–1329 гг.?).

Рис 5.jpg


Успенский собор 1379–1382 гг. Реконструкция М.А. Ильина

Для датировки рассматриваемых фундаментов и резных блоков важно выяснить, а сколько в принципе могли простоять раннемосковские храмы? Когда могла быть возможна кардинальная перестройка последних? Соборы Калиты простояли довольно долго – более полутора веков. Насколько нам известно, имеется только один пример относительно быстрой перестройки. Это Благовещенский собор Московского Кремля. Подклет его датируется концом XIV в., а последующая капитальная перестройка – 1416 г. Понимая всю относительность наших рассуждений, мы можем оценить период до капитальной перестройки не менее чем в четверть – треть века. Отнимая от 1379–1382 гг. эти промежутки, в качестве верхней даты наиболее раннего коломенского Успенского собора мы получаем 1340–1350-е гг. Как ни приблизительны эти расчёты, они всё же важны для хронологических привязок.

Являются ли всего два каменных блока с резьбой, оконная перемычка и два фрагмента фундаментов веским основанием для атрибуции и датировки памятника? Конечно, этого очень мало. Однако в самом Московском Кремле после тщательнейшей проверки всех данных А.Л. Баталовым и Л.А. Беляевым обнаружен всего один (!) белокаменный блок с резьбой, достоверно соотносимый с эпохой Ивана Калиты. Это небольшой фрагмент архивольта. Их новейшие исследования показывают, что древнейшее зодчество Москвы было действительно связано с владимиро-суздальской традицией (скорее всего, через строителей Спасо-Преображенского собора Твери, их учеников и последователей). Предполагается, что в Москве в первой половине XIV в. строились храмы очень простых форм. Все данные (в том числе по памятникам Ростова и Твери) свидетельствуют о последнем. Размеры раннемосковских соборов были невелики, а планы – весьма простыми. Белокаменная резьба в них применялась в минимальном количестве, скорее в виде исключения. Это могли быть порталы и, как показывают блоки из Коломны, обрамления лопаток.

Конечно, загадкой является молчание раннего московского летописания о строительстве в Коломне при Иване Калите. В то же время все московские строительные объекты отмечены летописными записями либо о начале и завершении работ, либо только о закладке, либо об освящении. Здесь надо присмотреться к характеру первых летописных известий о Коломне в XIV в. Упомянутая в предшествующем столетии в статье о разорении целого ряда городов при нашествии Дюдени в 1293 г., она полностью исчезает со страниц летописей ровно на 60 лет. Вновь внимание летописцев она привлекла в лишь в 1350-е гг. (причём это упоминания коломенских епископов). Не зафиксированы московскими летописцами оказались весьма значительные события – закладка в первые годы столетия огромного по масштабам Коломенского кремля и его значительная (и весьма трудоёмкая!) реконструкция на рубеже 1320–1330-х гг. опять же при Калите. Очевидно, раннее московское летописание первой половины XIV столетия интересовалось лишь общерусскими и внутримосковскими событиями, не отмечая аналогичных (закладка собора, перестройка крепости) в других городах.

Таким образом, в результате анализа археологической документации по раскопкам 1947, 1969–1970 и 1982–1984 гг. удалось доказать существование в Коломне древнейшего раннемосковского храма, более раннего, чем собор Дмитрия Донского 1379–1382 гг. Это был Успенский собор эпохи Ивана Даниловича Калиты.

Алексей Борисович Мазуров, доктор исторических наук, профессор Государственного социально-гуманитарного университета (Коломна). Материал опубликован в №4 (62) историко-краеведческого альманаха “Подмосковный летописец” за 2019 год.

Успенский собор Коломна Кафедральный

Строительство Успенского собора в Коломне Дмитрием Донским

Князь Дмитрий Иванович Донской заложил Успенский собор в Коломне после первой серьезной победы русского войска над золотоордынцами. То была битва при реке Боже (1378), имевшая серьезное влияние на дальнейшее развитие событий. Битва развеяла миф о непобедимости татарской конницы и укрепила решимость русских ратников. Спустя несколько месяцев, в 1379 году, в Коломне начали строить каменный Успенский собор.

В 1380 году, когда войска под предводительством Дмитрия Донского уже готовились выступить к месту Куликовской битвы, своды недостроенной соборной церкви обрушились. Естественно было счесть это недобрым предзнаменованием. Но князь продемонстрировал силу духа и, отслужив молебен, приказал отправляться в поход. Достраивали храм уже после победоносного возвращения русского войска.

Для своей эпохи коломенский Успенский собор представлял собой весьма грандиозное сооружение. Он был гораздо масштабнее современных ему московских православных храмов и ориентировался в большей степени на Успенский собор Владимира. Очевидно, Дмитрий Донской придавал немаловажное значение подобной преемственности.

Вполне возможно, что в работе над фресками Успенского собора принимал участие Феофан Грек.

Новый Успенский собор Коломны

Увы, в 1672 году Успенский собор, построенный при Дмитрии Донском, разобрали. Причиной была выставлена ветхость. Но, возможно, коломенскому архиерею Иосифу существующий соборный храм просто казался уже недостаточно торжественным. Благоговейного трепета перед старинными камнями тогда никто не испытывал, и, таким образом, ничто не мешало коломенскому владыке построить новый собор, сообразный с его представлениями о благолепии.

Строительство длилось около десяти лет, и епископ Иосиф его завершения уже не увидел. Освящали собор при епископе Никите, выходце из Кирилло-Белозерского монастыря. При нем же возвели и шатровую колокольню, сохранившуюся по сей день.

История Успенского Кафедрального собора Коломны

В начале 1770-х годов в соборе установили резной пятиярусный иконостас, сохранившийся до наших дней.

Гроза 1812 года обошла Коломну стороной — правда, весьма близко. Враг стоял в Бронницах, ждали, что он вот-вот займет и Коломну, пронесло.

Следующие сто лет Успенский собор пережил без каких-либо потрясений. В 1880 году в соборе торжественно праздновалось 500-летие Куликовской битвы. В 1904 году в нем совершил литургию св. Иоанн Кронштадтский, к тому времени уже обретший всероссийскую известность. После богослужения о. Иоанн возглавил крестный ход, в котором участвовала едва ли не вся Коломна.

В 1913 году в Успенском соборе служил настоятель Старо-Голутвина монастыря архимандрит Варсонофий (Плиханков), прославленный ныне в сонме Оптинских старцев.

Жизнь шла обыкновенным образом вплоть до прихода к власти большевиков. В 1929 году, после ареста епископа Коломенского Феодосия (Ганицкого; 1860—1937), ныне канонизированного, Успенский собор окончательно закрыли. Убранство его подверглось разграблению, равно как и могилы архиереев, погребенных в нем. Началась эпоха запустения.

Архитектура Коломенского Успенского собора

Архитектура Коломенского Успенского собора

Коломенский Успенский собор имеет весьма внушительные размеры и несколько архаичный — для своего времени — облик. Он значительно отличается от московских памятников своей эпохи и заставляет вспомнить о городских и монастырских соборах XVI столетия.

Успенский собор имеет пять куполов, четыре круглых столпа и три алтарные апсиды. Двухсветный четверик в плане представляет собой квадрат со стороной 22 м. Стены собора сложены в нижней части из белого камня, оставшегося от постройки XIV века (высота блока 25 см, длина —18—45 см); выше начинается кирпичная кладка (размеры кирпича несколько больше современных и составляют 29x15x9 см).

В сущности, главные достоинства собора — простота и монументальность. Мощный четверик, представляющий собой в плане квадрат, почти лишен какой-либо декоративной отделки. Исключение составляют лишь колончатые наличники, входные порталы и скромный профилированный карниз. Наличники, впрочем, тоже оформлены очень сдержанно. Например, наличники Софийского собора Тобольска гораздо более прихотливы.

Под стать четверику — величественное пятиглавие, сменившее трех-главие собора Дмитрия Донского. Высота его (без крестов) почти равна высоте четверика. Алтарные апсиды также имеют богатырский вид, в особенности средняя. Завершения оконных наличников верхнего яруса, решенные в виде треугольников, сливаются с карнизом.

Интерьер Успенского собора в Коломне

Интерьер Успенского собора в Коломне

Росписи собора выполнялись в начале XIX века, при настоятельстве протоиерея Михаила Дроздова, отца митрополита Московского и Коломенского Филарета. Поновили росписи в 1890-е годы, когда в соборе проводились масштабные ремонтные работы, о которых свидетельствует сохранившаяся надпись:

kolomna_27060427_std

Успенский кафедральный собор – не просто памятник архитектуры, это символ древней Коломны, ее духовное сердце.

Трёхкупольный Успенский собор был заложен в 1379 году великим князем Димитрием Донским в честь первой победы русских войск над Золотой Ордой при реке Воже. В 1380 году в этом строящемся храме святой Димитрий молился перед Куликовской битвой. Вскоре после победы собор был завершен и стал главным в Коломенской епархии, открытой в 1353 году.

Главной святыней храма стала Донская икона Божией Матери. Её брал с собой в поход Димитрий Донской, она сопутствовавшая великому князю во время его ратного подвига на поле Куликовом. Образ Пресвятой Богородицы, созданный православным изографом Феофаном Греком, был широко почитаем на Руси. Перед ним молился, отправляясь в Казанский поход, царь Иоанн Грозный, После победы он увез чудотворный образ в Москву, приказав составить для Коломенского Успенского храма два точных списка.

В соборе погребены многие из коломенских архиереев: епископы Варлаам (+1565), Иосиф (+1615), Рафаил (+1653), архиепископ Никита (+1704), епископ Антоний (+1716), митрополит Иоанникий (+1723), епископы Савва (+1749), Феодосий (+1787), Феофилакт (+1788).

Епископ Коломенский Иосиф вошёл в историю. В период Смуты в 1608 году при взятии Коломны польскими интервентами он был пленён. При осаде городов захватчики для устрашения привязывали святителя к пушке, смеясь над его саном и правоверием. Он мужественно претерпел все страдания, а после освобождения сумел удержать коломенцев от измены царю и Отечеству.

С 1581 по 1586 гг. в этом храме служил святитель Иов – первый русский патриарх, бывший в те годы епископом Коломенским.

Основанный святым князем Димитрием Донским собор простоял до 1672 года, когда при архиепископе Коломенском Никите (духовнике патриарха Никона) из-за ветхости был разобран, а на его месте за десять лет возведен новый храм – пятиглавый. Эту работой осуществил зодчий Мелетий Алексеев. В нижней части стен нового собора был использован белый камень древнего. В это же время была возведена шатровая колокольня собора, ныне примыкающая к стоящему поблизости Тихвинскому храму.

В 1804 году собор был вновь расписан. В начале XIX века его настоятелем был протоиерей Михаил Дроздов, отец митрополита Московского и Коломенского Филарета. Позже в храме неоднократно служил и проповедовал сам святитель Филарет.

В 1880 году в соборе проходили церковные торжества в связи с празднованием 500-летия Куликовской битвы.

В 20-ые годы ХХ столетия церковным старостой Успенского собора был святой мученик Димитрий Вдовин (1883-1942), прославленный Русской Православной Церковью в 2002 году в лике новомучеников и исповедников Российских.

В 1929 году храм был закрыт и разграблен, разорены захоронения коломенских архипастырей.

Лишь в 1989 году, после шести десятилетий безбожия, собор был возвращен верующим. Возрождение древней Коломенской святыни продолжалось десять лет.

Всего в храме было воссоздано более полутора тысяч квадратных метров настенной росписи. Успенскому собору были возвращены первобытные благолепие и красота. В 2001 году в соборе устроен новый пол из мрамора. Для сохранности росписей и икон собора в холодное время года пол подогревается.

Великое освящение вновь воссозданного собора 29 августа 1999 года совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Богослужения в Успенском соборе совершаются в летнее время ежедневно: утром и вечером.

Словно свеча, затеплился снова над небом златоверхий Успенский собор и вместе с ним зажегся огонь веры в душах многих людей.
Адрес храма: Московская область, г.Коломна, ул. Лазарева, д.16 А

Успенский Кафедральный собор - собор в городе Коломне (Московская область) на Соборной площади Коломенского кремля.

Успенский собор в г. Коломна

Трёхкупольный Успенский Кафедральный собор был заложен в 1379 великим князем Димитрием Донским после первой победы русских войск над Золотой Ордой в Битве при реке Воже. Строительство собора длилось один год, предположительно в росписи его принимал участие Феофан Грек.

С 1581 по 1586 год в этом храме служил святитель Иов, епископ Коломенский, ставший первым патриархом Русской церкви.

Собор простоял до 1672 года, когда был из-за ветхости разобран. На месте разобранного храма в течение 10 лет был возведён новый, сохранившийся до наших дней (зодчий Мелетий Алексеев).

В 1804 году собор заново расписали. В начале XIX века его настоятелем был протоиерей Михаил Дроздов, отец святителя Филарета. Позже в храме неоднократно служил и проповедовал сам святитель.

В 1820-е годы церковным старостой собора служил Димитрий Вдовин, прославленный Русской Православной Церковью в 2002 г. в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В 1929 году храм был закрыт и разграблен, захоронения коломенских архипастырей разорены.

В 1989 году собор был возвращён РПЦ.

Настоятелем Успенского кафедрального собора города Коломны является духовник Коломенской духовной семинарии, председатель православного братства имени Дмитрия Донского г. Коломны протоиерей Николай Качанкин.

Святыня храма, Донская икона Божией Матери, сопутствовала великому князю Дмитрию Донскому во время его ратного подвига на поле Куликовом. Образ Пресвятой Богородицы, созданный преподобным Феофаном Греком, был очень почитаем на Руси. Перед ним молился, отправляясь в Казанский поход, царь Иван Грозный. После победы он увёз чудотворный образ в Москву, приказав создать для коломенского Успенского храма два точных списка.

В соборе хранились частицы мощей святого Иоанна Предтечи и преподобного Стефана Савваита. Храм был богато украшен, имел иконы в серебряных окладах, шитые пелены, причём одна из них была собственноручно вышита великой княгиней Софией Палеолог. Собор славился обширной библиотекой.

Успенский собор в Коломне, находящийся на территории Коломенского кремля, восхищает своей строгой красотой, легкой летящей формой. Он стоит, как свеча, устремленная пламенем в небеса, горящая молитвами за Россию и ее народ.

Коломна Успенский собор

Собор многократно разрушался и восстанавливался, поднимаясь из руин вместе со своей страной. Он имеет небесных молитвенников, святых, которые здесь служили, большую любовь народа, всегда собиравшего огромные средства для ремонта церкви.

Кто построил Успенский собор в Коломне?

Когда русские войска победители в битве с Золотой ордой на реке Воже, вся Русь ликовала. Святой Дмитрий Донской заложил в память об этом событии Успенский собор в Коломне. В 14 веке произошла еще одна грандиозная победа в Куликовской битве над Мамаем. И как раз к этому моменту строительство церкви было завершено.

В этот период в соборе служил духовный отец и хранитель печати святого Дмитрия Донского митрополит Михаил. Необыкновенно одаренный человек, избранный главой Русской церкви, умер от загадочной смерти по дороге в Константинополь. Возведение храма стало символизировать избавление народа от татаро-монгольского ига.

Успенский собор в Коломне 14 век

Приделы Успенского собора

Один приход был посвящен Успению Божией матери, так как именно в этот праздник войска с победой вернулись в город, что показывало ее молитвенное заступничество. Ведь ей столько молились о победе и благословляли войско большой святыней – ее Донской иконой.

Успенский кафедральный собор Коломна

Другой нижний приход освятили в честь Дмитрия Солунского, так как его Дмитрий Донской считал своим небесным покровителем.

Для двух верхних приделов были выбраны святой Никита, известный многими чудесами, и святитель Леонтий Ростовский, который проповедовал в Ростове и был убит язычниками.

Храм при Дмитрии Донском

В то время двухэтажный многоглавый Успенский собор в Коломне казался огромным, по сравнению с другими церквями Москвы.

Успенский собор в Коломне автор

Созданный при Дмитрии Донском храм простоял в таком виде до 1672 года. Расписан он был уже после его кончины, организацией работ занималась его супруга, принявшая на себя управление многими делами.

Внутри собор имел богатое убранство. Святынями были Донская икона Богородицы, которая находилась в Успенском соборе в Коломне (автором ее был Феофан Грек), мощи Иоанна Крестителя. В храме была собрана большая библиотека.

Вся история Успенского собора в Коломне тесно связана с историей Руси, ее победами и драматическими событиями.

Коломенский храм и Иоанн Грозный

В годы царствования Иоанна Грозного 23 июня 1552 г. в Успенском соборе Коломны владыка Феодосий, благословляя войско на военные действия с татарами под Тулой, приказал всем не выходить из церкви, пока бог не покажет свою волю. После этого враги отступили.

Через десять дней русские полки пошли в поход на Казань, владыка вручил царю Иоанну святыню храма - икону Донскую Богородицы. Иоанн Грозный затем забрал икону в Москву, прислав храму два хороших списка взамен.

Павел Алеппский о храме

Белокаменный храм произвел неизгладимое впечатление на Павла Алеппского, он восторженно и подробно описал его в своей книге. В ней он восхищается его величественным видом, воздушностью, украшением куполов, деревянными фигурами и позолоченными крестами. Он подробно отметил алтари, окна, подвалы и склепы. Конечно, восхитительная звонница Успенского собора в Коломне, богато украшенная арками, тонкой резьбой, двенадцатью колоколами разных размеров, особенно радовала сердца верующих. Праздничные звоны больших колоколов были подобны грому, к которым потом добавлялись мелодические переливы и плыли воздухе на многие километры, а люди, слыша колокольные звоны, кланялись в сторону храма и крестились.

Колокольня собора

Отдельное здание большой колокольни было выстроено в 17-м веке. Высокое прямоугольное сооружение венчает конусообразный купол.

Успенский собор в Коломне кратко

Строгий вид здания подчеркивает важность происходящего в нем. После закрытия собора в 1929 году все колокола были уничтожены, сейчас звонница восстановлена, а самый большой тяжелый колокол назвали Пименом в честь Патриарха.

Восстановление и реставрация храма

Успенский собор в Коломне, построенный святителем Дмитрием Донским и простоявший несколько веков, решено было полностью перестроить. Для этого его разобрали в 1672 г., работы поручили архитектору Мелетию Алексееву.

В основание нового здания собора были положены белые камни разобранного храма, частично оставили старинный фундамент, отстроили заново кирпичом стены, хорошо сохранившиеся материалы были использованы при новой постройке. На работы ушло около десяти лет. Неоднократные ремонтные работы и реставрации постоянно меняли облик храма.

Некоторые изменения, произошедшие в конце 19-го века, были исправлены и восстановлены при крупных реставрационных работах в 1963 году. К 1999 году собор был полностью обновлен и заново освящен патриархом Алексием Вторым.

Отечественная война 1812 года и подвиг отца Иоанна

Успенский собор в Коломне история

Утренние звоны были знакомы тысячам людей. Они их слышали и понимали, что Коломна цела. Это был настоящий подвиг верности служению.

Святые храма

История Успенского кафедрального собора в Коломне неразрывно связана с историей России, ее народа и духовенства. Дмитрий Донской и Иоанн Грозный получали здесь благословение и вели к победе войска с образом Донской иконы Божией матери.

Кто построил Успенский собор в Коломне

В этом храме служил святитель Иов, епископ Коломенский - первый Патриарх Московский и всея Руси. Он получил хорошее религиозное образование, рано потянулся к монашеству, принял его вопреки воле родителей, чтобы ничто не мешало ему посвятить свою жизнь служению Богу и Отечеству. Царь Иоанн Грозный обратил на него внимание во время поездок по монастырям. Вскоре он стал последним митрополитом и первым патриархом всея Руси. Он занимался церковной реформой и миссионерской деятельностью, организовал печатание богослужебных книг.

Здесь молился великий русский святой Иоанн Кронштадтский во время приезда в Коломну, тысячи верующих приветствовали его, состоялся грандиозный крестный ход. Многие служители совершали здесь свои духовные подвиги, сподобились стать святыми, а многие несомненно этого достойны, и их имена известны Богу.

Новомученики храма

Десятки тысяч священнослужителей после революции подвергались страшным пыткам, расстрелам и ссылкам.

Сонм святых пополнился именами тех, кто принял благодать мученической смерти за Христа, не отрекся и умер с молитвой на устах.

Димитрий Вдовин родился и вырос в простой семье, занимался торговлей и служил в храме старостой. С 1922 года по 1927-й, когда было опасно для жизни даже признаться в том, что ты христианин, он служил старостой в Успенском соборе в Коломне. Кратко если рассказать о его судьбе, то нужно отметить главное: ему было предъявлено обвинение в антисоветской пропаганде. Он был арестован вместе с другим духовенством. В 1937 году на допросах он подтвердил, что верующий, поэтому был отправлен в лагерь, где умер от туберкулеза.

После окончания семинарии служил в Успенском соборе в Коломне дьяконом до 1918 года Сергей (Бажанов), затем был рукоположен в иереи, переведен в село Троицкие озерки. Первый раз его арестовали, держали 2 года в тюрьме, а затем отправили в исправительно-трудовой лагерь. Когда он освободился, то продолжил служение. Но в 1937 году отца Сергия снова забрали в Таганскую тюрьму, а через две недели расстреляли и погребли в безвестной могиле.

С 1920 по 1929 годы в храме служил епископ Федосий (Ганицкий). К моменту прихода его в Коломну он уже пережил гонения и аресты, за ним была установлена постоянная слежка. Несмотря ни на что, он служил, проповедовал и просвещал. Он сидел 2 года в Бутырской тюрьме, затем 5 лет в Коломенской. Он был причислен к лику святых в 2006 году как священноисповедник.

Прихожане активно отстаивали служителей, собирали подписи, обращались в органы НКВД. Вполне возможно, что кто-то из них тоже поплатился за это жизнью и свободой. После ареста епископа Феодосия в 1929 году Успенский кафедральный собор в Коломне закрыли, что могли, разграбили и осквернили, уничтожили все иконы, часть резного иконостаса. Но что может сравниться с кровью праведников, которой комиссары залили русскую землю.

Возрождение духовной жизни Коломны

Духовная жизнь Коломны стала быстро развиваться с 1989 года под руководством и молитвами Николая Качанкина.

Была открыта воскресная школа, в которой дети и взрослые могут изучать Евангелие и Писания, закон Божий, порядок Богослужения, песнопения.

Успенский собора Коломна кафедральный история

В пасхальные дни здесь проходит фестиваль духовной музыки, прекрасные концерты, на которых можно познакомиться с церковным певческим наследием, авторскими произведениями и интересными коллективами.

Благодаря народной любви, молитвам, подвигам святых, храм сегодня существует и открыт для всех желающих посетить богослужение, послушать чудное церковной пение, поставить свечи и подумать о сокровенном.

Читайте также: