Краткое сообщение о музыкальных произведениях созданных по сказкам пушкина

Обновлено: 05.07.2024

От фортепианной миниатюры до масштабной оперы – вспоминаем, на создание каких произведений вдохновляли композиторов царь Салтан и Золотая рыбка, Царевна-Лебедь и Кот-ученый.

Особое значение в партитуре оперы приобрели музыкальные картины природы и сцены волшебных и сказочных чудес, изображать которые в музыке Римский-Корсаков умел, как никто другой.

Литературно-музыкальная композиция по мотивам оперы Римского-Корсакова:

Мультфильм так и не вышел на экраны, остались лишь некоторые сцены, Шостакович же из готовых музыкальных номеров создал Сюиту (соч. 36а):

  1. Увертюра,
  2. Сон поповой челяди,
  3. Марш уток,
  4. Танец Попа с Чертом,
  5. Танец Звонаря,
  6. Танец мертвецов,
  7. Финал.

Над этой сказкой (сюжет которой, надо сказать, весьма трагичный: в самом начале произведения мужик убивает медведиху и забирает ее трех медвежат) Пушкин работал в 1830 г. во время своей знаменитой поездки в Болдино, но оставил историю медведихи незавершенной.

Каждая пьеса предваряется строками из сказки Пушкина, которые передают содержание музыкальной миниатюры.

Все пьесы отмечены ярким узнаваемым стилем автора, который за особый лиризм, мелодичность музыкального языка и искренность высказывания любим слушателями и исполнителями.

Задания по литературе для 5 класса Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны? Чем они вам интересны?

По мотивам сказок Пушкина было написано немало музыкальных произведений, вспомним некоторые из них.

На поэму "Руслан и Людмила" были написаны опера композитором Глинка и балет Глушковского на музыку Штольца.

На сказку " О попе и работнике его Балде" был написан балет композитором Чулаки.

Про "Царя Салтана" писал свою оперу композитор Римский-Корсаков и позже на его музыку был поставлен балет.

Оперу под названием "Сказка о рыбаке и рыбке" написала Елена Могилевская.

На сказку "О мертвой царевне" был написан балет композитором Лядовым.

А вот к сюжету "Золотого петушка" вновь обратился Римский-Корсаков, создав еще одну оперу.

Творчество Александра Сергеевича Пушкина всегда вдохновляло композиторов к созданию музыкальных произведений, основанных на его сюжетах. На сегодняшний день по произведениям этого гениального автора создано более 20 опер и более 10 балетов.

Что касается сказок Пушкина, то можно выделить такие музыкальные произведения, как:

Эти музыкальные произведения привлекательны, прежде всего, своими узнаваемыми, знакомыми с детства сюжетами, идеально прорисованными героями, и тем, что в них всегда добро оказывается сильнее зла.

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

пятница, 15 октября 2021 г.

Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны, 5 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 113-114

А. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

Часть вторая.

Прочитать ответы на вопросы разделов "Размышляем о прочитанном" и "Будьте внимательны к слову" можно, перейдя по ссылке.

Литература и другие виды искусства

1. Знакомы ли вы с иллюстрациями к этой сказке Мавриной, Пашкова, художников Палеха? Какие из иллюстраций этих художников, по-вашему мнению, точнее определяют внешний и внутренний облик героев?

Иллюстрации Мавриной и Пашкова показаны в учебнике. Мне же больше нравятся иллюстрации художников Палеха. Они более красочные, волшебные, а потому лучше соответствуют моему представлению о сказочных героях - красивых, смелых, удачливых.

2. Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны? Чем они вам интересны?

Эти музыкальные произведения мне интересны тем, что образы героев там раскрыты через музыку и танцы.

3. Какая музыкальная мелодия могла бы сопровождать стихотворные строки, посвящённые первой царице, царевне, богатырям, Елисею, мачехе?

Первой царице: грустная и медленная.

Царевне: быстрая, лёгкая, весёлая, местами грустная и медленная.

Богатырям: торжественная, спокойная, громкая.

Елисею: бодрая, громкая, и грустная, и весёлая.

Мачехе: быстрая, тревожная, резкая.

4. Какие фильмы на тему этой сказки вам известны? Какие события, эпизоды вы положили бы в основу фильма?

Мне известны фильмы:

Я бы обязательно положила в сценарий этого фильма эпизоды с рождением царевны, с зеркальцем, жизнь у богатырей, поиски Елисея, отравление яблоком, с гробом.

Фонохрестоматия

Сказка Пушкина напоминает сказку Жуковского сюжетом со спящей царевной, народным языком, торжеством добра.

2. Прослушайте диалог нищенки и царевны. Какие особенности характера персонажей сумел передать актёр?

Актёр сумел передать коварство царицы, переодевшейся нищенкой. Она умело претворялась доброй и слабой. Она говорит тихо и ласково, боится собаки, называет царевну "Мой свет".

А царевна показана доброй и доверчивой, простодушной. Она говорит прямо, открыто, бесхитростно.

3. Прочитайте описание яблока. Постарайтесь передать чувства царевны, которой так понравилось яблоко, что она не стерпела и надкусила его.

Передать чувства царевны можно, если прочитать описание и эпитеты, относящиеся к яблочку, с надрывом, предвкушением: свежо, душисто, румяно-золотисто, будто мёдом налилось!

4. Королевич Елисей трижды обращается к силам природы. Какие чувства, переживания слышим мы в голосе чтеца при каждом обращении?

При обращении Солнцу Елисей умоляет, тревожится.

При обращении к Месяцу Елисей повышает тон, что свидетельствует о ещё большей тревоге и волнении.

Обращаясь к Ветру, Елисей взывает с надеждой и верой.

С каждым новым обращением накал эмоций возрастает, Елисей всё больше волнуется.

5. Какими средствами звукописи передаётся радостное, праздничное настроение в традиционно счастливом конце сказки?

Радостное настроение передаётся в записи звоном колоколов, хотя автор использует для этого слово "Трубит", то есть победно играет.

Задания по литературе для 5 класса Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны? Чем они вам интересны?

По мотивам сказок Пушкина было написано немало музыкальных произведений, вспомним некоторые из них.

На поэму "Руслан и Людмила" были написаны опера композитором Глинка и балет Глушковского на музыку Штольца.

На сказку " О попе и работнике его Балде" был написан балет композитором Чулаки.

Про "Царя Салтана" писал свою оперу композитор Римский-Корсаков и позже на его музыку был поставлен балет.

Оперу под названием "Сказка о рыбаке и рыбке" написала Елена Могилевская.

На сказку "О мертвой царевне" был написан балет композитором Лядовым.

А вот к сюжету "Золотого петушка" вновь обратился Римский-Корсаков, создав еще одну оперу.

Творчество Александра Сергеевича Пушкина всегда вдохновляло композиторов к созданию музыкальных произведений, основанных на его сюжетах. На сегодняшний день по произведениям этого гениального автора создано более 20 опер и более 10 балетов.

Что касается сказок Пушкина, то можно выделить такие музыкальные произведения, как:

Эти музыкальные произведения привлекательны, прежде всего, своими узнаваемыми, знакомыми с детства сюжетами, идеально прорисованными героями, и тем, что в них всегда добро оказывается сильнее зла.

Опера

Сказки Пушкина послужили источником вдохновения для многих композиторов.

Например Глинка написал на сказку "Руслан и Людмила" оперу, а композитор Штольц - музыку для балета.

Также двумя операми отметился Римский-Корсаков, который положил на музыку "Сказку о царе Салтане" и "Сказку о золотом петушке"

Еще одна опера была написана по мотивам "Сказки о рыбаке и рыбке" композитором Могилевской.

Ну и можно упомянуть балет Лядова по сказке "О Мертвой царевне и семи богатырях".

Скажем сразу, сказки Пушкина "О спящей царевне" и сказка Жуковского "О спящей царевне" писались этими авторами почти одновременно и в виде некоего соревнования. У кого из них получился более интересный вариант судить даже не берусь. Но Жуковский оставил больше деталей традиционного сюжета сказки, Пушкин сделал ее более оригинальной, авторской.

Сказка Пушкина напоминает сказку Жуковского прежде всего общностью сюжета - молодая царевна погружается в мертвый сон, от которого ее спасает красавец принц/королевич. Причина сна разная - проклятие и отравленное яблоко, зависть или обида.

Также общим для сказок является попытка авторов следовать народным канонам построения сказок, хотя Жуковский отнесся к этому более вольно, шутливо.

Сложно сравнивать между собой два столь разных по настроению и стилистике произведения, как "сказка о мертвой царевне" Пушкина и "Спящая царевна" Жуковского.

Оба автора постарались создать сказки, похожие на народные и им это удалось, но Пушкин сделал это более удачно. У его сказки есть все признаки русской народной сказки, например волшебный помощник, троекратные повторы, герой, который проходит испытания, на пути к своему счастью, и конечно торжество добра, которое выразилось в наказании злой царицы.

Сказка Жуковского в этом отношении оказывается более авторской, поэт создал своих особенных героев, отличающихся от героев народной сказки. Это и царь Макар и рак, который никогда в народных сказках не выступал предсказателем, и отсутствие противостояния добра и зла.

Однако мне очень нравятся обе эти сказки и я не хочу выбирать из них лучшую.

Ритм - это основа всякого стихотворения. которая позволяет используя ударные и безударные слога, а точнее их чередование создавать настроение, показывать скорость чтения, управлять эмоциями читателя или слушателя.

В сказке в стихах "О мертвой царевне" Пушкина мы встречаем интересное использование непостоянного ритма автором.

Так первые две строчки идут с последним ударным слогом, а следующие две с предпоследним. И так на протяжении всей сказки. Такое чередование ритма создает необычный рисунок сказки, делает ее действительно сказочной, народной, помогает сделать акцент на чем-то.

Вот например строки

7PvTRmHusX95RH9FtjNySRtTtt6fJe2j.jpg

читаются более звонко не только из-за слова Трезвонить, но и из-за ударения на предпоследнем слоге. Ударение же на последнем слогу в строках:

s6tJaZMWFVOjXA4SsOPIGhMP2DB6Ah.jpg

делает их более убедительными, более емкими, утверждающими.

Стихотворение Пушкина "К няне" обращено к настоящей няне поэта, Арине Родионовне. Эта простая русская женщина подарила будущему поэту свою любовь и как говорят ученые познакомила маленького Сашу с богатством русского языка и народного фольклора. Маленький Пушкин очень любил сказки, которые рассказывала ему няня, любил слушать ее песни. И эти детские воспоминания оказали большое влияние на взрослое творчество Пушкина.

Данное стихотворение пронизано чувством глубокой любви и признательности к своей няне. Поэт передает свою заботу и тревогу, он отзывается о воспитавшем его человек с большой искренней теплотой.

Уже в первых строках стихотворения Пушкин называет няню Подругой и Голубкой. Слово Подруга показывает, что няня всегда поддерживала поэта, даже в годы тяжелых испытаний, его ссылки. А ласковое слово Голубка показывает отношение поэта к няне, его любовь.

"Сказка о мертвой царевне" Пушкина вызывает множество чувств, как любое произведение, в котором есть и зло и добро и в котором происходит борьба этих начал.

Злая царица вызывает страх и отвращение. Она любуется своим отражением, она готова убить красивую молодую царевну, просто потому, что она красивее ее. Читая, как царевну отводят в лес, или предлагают ей отравленное яблоко, мы переживаем за героиню, сочувствуем ей, и мечтаем, чтобы ничего у царицы не получилось.

Читая, как оживает царевна в хрустальном гробу, когда ее находит королевич Елисей мы радуемся. Финал сказки очень положительный и именно он создает общее настроение - чувство удовлетворения от победы добра, радость.

Читайте также: