Краткое сообщение на тему мифы приамурья

Обновлено: 17.06.2024

История Хабаровского края богата событиями. Но сколько в здешних местах кроется тайн и загадок? О некоторых из них людям известно. Например, ответы можно найти в легендах и сказках. Их коренные народы как самую большую драгоценность передают из поколения в поколение. И эти легенды живут, пока жив народ, его язык, пока жива мечта о счастье и свободе

Сколько легенд о нашем крае мы знаем сегодня? Пожалуй, одна история известна всем — про три солнца, которые в прежние времена светили так жарко, что плавились камни, а в реках закипала вода. От опасных лучей люди прятались под землей, пока на помощь не пришел охотник Кадо. На рассвете он вырыл яму и спрятался в ней. Когда взошло первое солнце, Кадо меткой стрелой сбил его. Во второе он не попал, зато третья попытка была удачной. Осталось на небе только среднее солнце. И пока камни еще не остыли, в память о победе охотника люди нарисовали на них изображения разных птиц и зверей. Сейчас мы называем их петроглифами Сикачи-Аляна.

Как оказалось, легенда о летающих людях очень широко распространена по Амуру. О них упоминали удэгейцы, жившие в этих местах. Согласно их сказаниям, летающие люди жили близ скал Надге и старались не встречаться с местными жителями. У китайцев этот мифический персонаж имеет даже имя Ли Чжен Цзы. Это сын грома и молнии, который попал на землю во время сильного светопреставления. Здесь он стал заступником обиженных и тщательно скрывал свое происхождение.

Удэгейская ганиги. Или русалка? Год назад я был в том самом месте, описанном Арсеньевым. Излучина реки с высокими скалами. Вокруг невысокий березняк, а прямо на берегу большая, размером со школьный стадион поляна с песчаными косами и невысокой травой. Совсем нетипичный для наших лесов пейзаж. Если бы в отрогах Сихотэ обитали русалки, то это, действительно, самое подходящее для них место.


Выходит, Приамурье богато не только природными красотами, но и сказаниями о них. И если знать об этих легендах, путешествовать по краю будет намного интереснее.

Есть сразу две истории о том, как Албазинская икона Божией Матери защищала амурскую землю от вторжений. Фото: Сергей ПЕТРОВ

Никому из нас не чужда вера в чудеса и чудовищ. Не зря некоторые до сих пор обходят стороной черных кошек и женщин с пустыми ведрами. Но одно дело - суеверия, и совсем другое - уверенные рассказы о привидениях, оборотнях и чудесах.

Явления Богородицы

Так как Амурская область заселялась в ту пору, когда в языческих богов никто из русских уже не верил, то наши предания связаны преимущественно с христианскими святыми. Сразу два из них рассказывают о том, как Албазинская икона Божией Матери защищала амурскую землю от вторжений.

- Первое предание относится к 1685 году, когда маньчжуры, которые вели осаду Албазинской крепости, добились отступления русских воинов, - рассказывает историк Владимир Пушкарев. - После этого они решили сжечь хлебные поля, оставленные русскими. Но увидели женщину на коне, которая не давала подойти к полям и наводила страх на маньчжуров. Они так и не подошли, и в результате, когда русские вернулись, то смогли даже собрать урожай. В защитнице же они сразу признали Богородицу.

Второй случай заступничества относится к лету 1900 года, когда амурская столица обстреливалась китайскими повстанцами. Ситуация была опасной, потому что в Благовещенске в то время не было регулярной армии - фактически, город был безоружен. При этом стояла сухая погода, и застроенный преимущественно деревянными зданиями Благовещенск легко мог загореться.

- Но в результате этот обстрел никакого урона нашему городу и людям не принес. Больше всего боялись, что китайцы начнут форсировать реку и вторгнутся в Благовещенск, - но и этого не произошло. Потом уже, когда русские воины штурмовали китайские города, от пленных они узнали, что над Амуром в то время ходила большая женщина с младенцем, вселяла в китайцев ужас и отводила снаряды и пули, - делится Владимир Анатольевич.

И эту ситуацию амурчане связали с заступничеством Богородицы. Надо сказать, у них на то были причины - и во время осады Албазина, и в Благовещенске русские молились перед иконой Албазинской Божией Матери. Вот и считается, что молитвы помогли.

Неуспокоенная купчиха

Есть в Амурской области и свои городские легенды. Иные жители Благовещенска еще помнят появившуюся в 60-е годы историю о Белой Даме. Тогда поговаривали о загадочной женщине в белом, которая появляется на закате в роще близ Левашовской дачи на реке Зее. Женщина эта стонет, плачет, переживает.

- Говорят, это жена купца Левашова, которая прожила с ним не очень счастливую жизнь, умерла трагической смертью и не может теперь найти себе успокоения, - рассказывает изучавшая амурский фольклор кандидат филологических наук Нина Архипова.

Дача Левашовых, возле которой водится привидение. Фото: esosedi.org

Колчаковский клад и наследник Романовых

- Также существуют фактологические легенды, в основе которых лежит не героическая личность, а факт, - продолжает рассказ Нина Архипова. - Среди них - легенда о колчаковском кладе, которую мы слышали в трех вариантах. В годы Гражданской войны затонула японская канонерка, которая везла колчаковский клад. И мотив легенды заключается в том, что потом слитки золота находили в огородах и некая соседка что-то на них купила. Причем каждый раз это новая соседка и разное количество золота.

Подобные легенды могут возникать из желания оказаться близкими к событию или персоне. Из этого же желания возникли легенды о дворянском происхождении: несколько человек рассказывали специалистам АмГУ, будто их соседи - потомки Николая II. А на свет они появились после визита тогда еще наследника русского престола в 1891 году. Так что, может быть, у нас в Приамурье и Романовы проживают.

КСТАТИ

Амурские легенды родом с запада

Большинство историй и легенд возникли не в самом Приамурье, а перекочевали к нам с запада страны. Например, и здесь и там славяне верили, что умерший насильственной смертью станет упырем, а мельники общаются с водяными. И даже легенды о Богородице порой оказываются тесно связанными с языческими мифами.

- Языческие корни имеют легенды о сердитой Богородице, которые бытуют среди староверов, - объясняет Нина Архипова. - По легенде, в июле существует неделя, когда женщинам нельзя стирать или заниматься другими связанными с водой работами. Якобы в этот период Богородица сердится, из-за чего возникают сильные громы и молнии, а нарушившие завет женщины погибают. Легенда эта происходит из мифов о громовержце Перуне, которые описывают период сильных июльских гроз. И это лишь один из примеров, когда мифы Древней Руси смешались с христианскими верованиями.

Возрастная категория сайта 18 +

№1 (17) • 2006 • Дальний Восток в пространстве мифа и легенды

Друзья и партнеры





Легенды и мифы амурского ландшафта

В настоящее время такие древние памятники этносов Приамурья, как святилища, жертвенники, места, связанные с родовыми и природными культами, шаманизмом, исчезли. Их никто не разрушал — они ушли из памяти последующих поколений, поскольку перестали входить в сферу религиозной практики, утратили мифологическую связь с этносами — ульчами, нанайцами, удэгейцами. Лишь некоторые из них рассматриваются как археологические и этнографические памятники, памятники первобытного искусства.

Вид на хребет Хехцир из поселка Петропавловка

Это непонятное и, кажется, во многом враждебное пространство раскрывается нам при обращении к материалам фольклора, мифам, записанным во время экспедиций дальневосточными учеными — этнографами, археологами.

Исследователями записано несколько легенд и преданий о Хехцирском хребте. Обратимся к записям В. К. Арсеньева:

«Давным-давно в одинокой фанзе жил гольд Хээкчир Фаенгуни. Он был хороший охотник и всегда имел достаточный запас юколы для своих собак. Хээкчир был однажды в Сансине на реке Сунгари и вывез оттуда белого петуха. После этого он начал тяготиться своим одиночеством, потерял сон и стал плохо есть. Как-то раз ночью Хээкчир Фаенгуни вышел на улицу и сел у крыльца своего дома. Вдруг он услышал слова: „Хозяин, закрой окна, перед светом будет гроза“. Хээкчир обернулся и увидел, что это петух говорил ему человеческим голосом. Тогда он пошел на берег реки, но тут услышал шепот над своей головой. Это говорили между собой деревья. Старый дуб шелестел листьями и рассказывал молодому ясеню о том, чему был свидетелем за двести с лишним лет. Хээкчир испугался. Он вернулся в свою фанзу, лег на кан, но, как только начал дремать, опять услышал шорох и голоса. Это говорили камни, из которых был сложен очаг. Они собирались треснуть, если их еще раз накалят.

А. Н. Липский записал сказку, в которой уже действует не человек Хехцир, а хребет Хехцир:

Вид на хребет Вандан из поселка Петропавловка

А. А. Пассар рассказал еще одну сказку о богатыре-мэргэне Хехцире:

«Где-то здесь, на берегу Мангбу-Амура, жила-была пудин (красавица. — Прим. А. А. Пассара) по имени Аню. Говорят, она была умна и красива, но братья однажды решили выдать ее замуж за самого достойного мэргэна (герой сказки или легенды. — Прим. А. А. Пассара). Объявили по всему округу большой праздник — мэлдеку. На праздник-состязание приехали женихи из разных мест и стойбищ. Прибыл с приамурских гор нанайский мэргэн Хехцир. Явился со снежных хребтов Баджала батор Вангдан и удэгейский силач Тормасу с Сихотэ-Алиня.

— Ха! Ха! Ха. Вы проиграли силачу Тормасу! — заговорила птица Кори человеческим голосом. — Не послушали мудрых советов своих матерей, что нельзя приземляться на моей волшебной земле. А теперь вам суждено окаменеть от стыда и позора!

В этом комплексе мифов и легенд мифологические образы воплощены в наиболее выдающихся точках Среднеамурской равнины (ее северной части) — Хехцире, Вандане, Тормасуне, Хабаровском утесе, горе Бичи. И связываются они прежде всего именно субстанцией культурного пространства этноса, издавна его освоившего — нанайцев. Формальная же, визуальная связь этих точек амурского ландшафта возможна, но не обязательна!

Сикачи-алянский петроглифический комплекс мы можем отнести к самому значимому культовому месту Приамурья — святилищу. Этот памятник отмечен природной уникальностью (петроглифы расположены на живописных базальтовых валунах вулканического происхождения); служил святилищем длительное время — несколько тысячелетий. В нем прослеживается несколько хронологических стилистических групп: от мезолитических изображений животных до средневековых рисунков всадников. Святилище, вероятно, было культовым центром для обширной округи, предназначалось для культовых коллективных действий.

Анализируя систему расположения сикачи-алянских петроглифов, можно заметить, что эпицентр скопления наиболее аттрактивных изображений (солнечный олень, антропоморфные изображения — т. н. личины) находится в районе утеса, пункте 2-м, по определению археолога А. П. Окладникова. Видимо, это наиболее сакральное место, где происходило мифо-ритуальное общение рода со своим (-ими) природно-родовым (-ыми) первопредком (-ами). Утес Гасиан, Гася — сакральный центр, отождествляемый с первопред-ком, а многочисленные отколовшиеся от скальной террасы валуны, нагроможденные на площадках, рассматривались древними людьми частями первопредка, его порождениями.

Несколько тысячелетий назад здесь в ритуалах, обрядах, коллективном творчестве воспроизводился миф о временах первотворения, странствиях первопредка, а также присходило общение с предками, ставшими шаманами и проникшими или ушедшими в иной природный мир. Этим можно объяснить многочисленные изображения сикачи-алянских масок-личин, представлявших шаманов-предков.

«Вначале на земле жило двое людей: брат Ходай и сестра Мяменди. Откуда они появились — неизвестно. Однажды сестра Мяменди укусила палец. Побежала кровь. Но только капля крови упала на землю, из нее сейчас же образовалось три человека: один мужчина и две женщины. У женщины стали рождаться дети, и таким образом произошли все люди, которые до сих пор живут на земле.

Мифо-ритуальное общение (обряд инициации, моление об обеспечении разнообразными благами) было связано с природными ритмами, повторялось (судя по этнографическим параллелям) весной и осенью, когда снижался уровень воды в Амуре и освобождались ритуальные площадки, а валуны с образами духов-предков появлялись из реки (в данном случае возможно прочтение реки как мифологической дороги мертвых).

Другое культовое место, датируемое более поздним этнографическим временем, было описано двумя известными исследователями, но не было осмыслено как культовый памятник сикачи-алянских нанайцев.

У нанайцев, как и у многих других народов Сибири, Дальнего Востока, сохранились представления
о женщине — хранительнице души рода, которая одновременно является хозяйкой потустороннего мира.

В легенде, записанной американским этнографом
Б. Лауфером в Сикачи-Аляне еще в конце XIX века, жена первопредка Мамелджи выступает как создательница мира мертвых, сотворившая его с благой целью:

История культовых памятников многомерна, они чрезвычайно разнородны по хронологии, этнической принадлежности, полифункциональны; отдельный памятник имеет порой только ему присущую семантику. Современные исследования культовых объектов возможны только на меж-дисциплинарной базе этнокультурного и археологического источниковедения, культурологии.

Культовые памятники Приамурья представляют собой большей частью природные объекты в устьях рек, на озерах, в горах (такие как Хабаровский, Калиновский, Мариинский и Тырский утесы, святилища у села Сикачи-Алян, на озере Болонь, культовые места и камни в заливе Эморон, на озере Удыль и ряд других).

Наталья СОБОЛЕВСКАЯ,
кандидат исторических наук, доцент кафедры архитектуры и урбанистики ТОГУ

Графика Миры ГОРНОВОЙ,
доцента кафедры архитектуры и урбанистики ТОГУ

Источники:

  1. Исследования дальневосточных ученых Арсеньева В. К., Штернберга Л. Я., Лопатина И. А., Лауфера Б., Липского А. Н., Шимкевича П., Окладникова А. П., Сема Ю. А.; рассказы писателя Пассара А. А., журналиста Чадаевой А. Я.

Для реконструкции культовых памятников использованы научные работы:

В фондах Амурского областного краеведческого музея имени Новикова-Даурского хранится удивительный артефакт — костюм черного шамана Александра Ростолова из рода Ниноган. Места кочевок этих эвенков были в бассейнах рек Уркан, Ольдой, Тында, Большой и Малый Джелтулак. У музейщиков собрана большая коллекция предметов шаманского культа северных аборигенных народов, некоторыми они поделились с филиалами в районах Приамурья, но этот экспонат особенный. Его история окутана мистикой, которую не могут отрицать даже закоренелые материалисты.

Шаманский кафтан в экспозиции висел с 1988 года, а после реставрации находится в фондах, где для его сохранности созданы особые условия. И пока он выставлялся, в зале археологии происходили странные вещи.


Металлический человечек с крыльями на шаманском костюме — агды, самый грозный дух грома и молнии. Фото: Амурский областной краеведческий музей


На костюме черного шамана Ростолова 177 лент — дороги в нижний мир, к душам умерших предков. Каждая лента несет массу информации. Например, по узелкам и плетению можно вычислить даже срок беременности зайца.

Шаманская одежда — целая энциклопедия. Кафтан черного шамана рода Ниноган из шкуры медведя шили незамужние девушки. На нем 29 фигурок духов-помощников, самый сильный агды — дух грома и молнии в виде металлического человечка с крыльями, а волосы, как языки пламени. Чтобы не принес никому беду, глаза прикрыты металлической пластинкой. Только когда вызывал духа, шаман открывал ему глаза.

Умирая, шаман должен освободить своих духов-помощников, а если он сам не смог это сделать, то одежду его вешали над могилой, где она должна истлеть. Трогать нельзя: иначе духи не выйдут на свободу, будут маяться, создавая опасность для людей. Но дело в том, что в музей костюм передал не эвенк, а начальник Верхнеселемджинской охотоустроительной партии. Это было еще в 1933 году. В те годы называться шаманом было опасно — их уничтожали, и ритуалы в стране торжествующего атеизма были запрещены. Эвенки всего боялись, шаманское одеяние отдавалось якобы добровольно.


Фото: Архив Амурской области

57

детей погибли в благовещенском доме ребенка за 1934 год из‑за недоедания. Факты скрывались, а по городу ползли слухи о похищении детей бандитами


В середине 1980‑х на Благовещенскую хлопкопрядильную фабрику прибыли вьетнамские рабочие — это делалось по межправительственному соглашению между Вьетнамом и СССР о профессиональном обучении вьетнамцев на промышленных предприятиях. Приехали 200 вьетнамок, а во главе этого десанта стояли семеро мужчин-переводчиков.

— Я тогда работал слесарем-ремонтником на фабрике, — вспоминает бывший журналист Евгений Гончаров, который может часами рассказывать байки и зарисовки из жизни любимого города и его горожан. — Вьетнамки приехали зимой, им выдали одинаковые драповые пальто с цигейковыми воротниками и валенки. В первые дни посещения фабричной столовой у многих случилось расстройство желудка, потом начались простудные заболевания. Наконец они адаптировались к нашему рациону и климату и вышли в цеха. Водку не пьянствовали, работу не прогуливали и в очередь на квартиру не вставали — идеальные работницы! Потом, когда язык межнационального общения был найден, мы узнали, что среди этих хрупких женщин было несколько зенитчиц, отбивавших атаки американских бомбардировщиков.


В 1997 году горожане решили возвести кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на месте первого в городе православного храма, разрушенного в советские годы. Строительство велось долгие шесть лет. Начало работ совпало с тяжелым для страны экономическим кризисом. Деньги собирали всем миром — предприятия, предприниматели и частные лица. Как это принято, по городу стояли ящики для сбора пожертвований.


— Но почему первый храм на амурской земле назвали именно в честь Благовещения? Ведь его могли назвать Святотроицким, Рождественским, в честь Спаса или Вознесения Господня? Я много лет задаю этот вопрос амурчанам — еще никто не ответил точно, оказывается, многие не знают нашу глубинную историю, — констатирует кандидат географических наук, доцент кафедры географии БГПУ Виталий Ямковой. — А предтечей будущего названия храма стали две славные победы наших казаков: в битве у Ачанского острога возле устья Сунгари 24 марта 1652‑го и три года спустя при обороне Кумарского острога к северу от города — штурм произошел опять же накануне Благовещения Пресвятой Богородицы 24 марта. Удивительное совпадение. Исход сражений тоже был сродни чуду: в первом русских было в 15 раз меньше, чем дауров и маньчжуров, а во втором — в 20 раз меньше, но они побеждали! Казаки посчитали это знаком свыше. Они с особым почтением относились к Благовещению. Когда Муравьев-Амурский уезжал на переговоры в Айгунь, и Святитель Иннокентий закладывал первый кирпич в основание будущего храма 8 мая 1858 года, то вспоминали две эти давние славные победы, произошедшие в канун Благовещения Пресвятой Богородицы. Поэтому решили назвать в ее честь храм, который затем дал название новому городу. Переговоры тоже прошли удачно — Айгунский договор навсегда закрепил левобережье реки Амур за Россией без единого выстрела.


Весной 1993 года Амурский областной драматический театр был закрыт на капитальный ремонт, а труппа временно переехала в другое здание — сегодня это Арбитражный суд Амурской области. Внутри здания театра все ободрали, на том и встало — деньги кончились. В театральном фойе долгое время был полный разгром: доски пола сняты, остались только балки, кругом мусор и пустые бутылки. На этом неприглядном фоне возвышался постамент, а на нем — каменный бюст первого режиссера театра Николая Уралова, который по каким‑то причинам не смогли вывезти до ремонта. Потом бюст исчез неизвестно куда. А потом в одном из городских СМИ появилась информация, что известный художник требует за Уралова выкуп у местной Мельпомены.

У директора Амурского областного театра драмы Татьяны Бединой своя версия.


— Я этой байки не знаю. Возглавила театр уже в 1997 году, когда ремонт еще шел, а бюста Уралова не было. Долгое время мы не знали, где он находился, тогда, действительно, к историческим документам, наследию относились варварски. Что‑то пропало и из мебели, реквизита — до сих пор по крупицам историю тетра собираем. В тот же год поздней осенью бюст обнаружили на задворках завода ЖБИ. Не помню, кто нам об этом сообщил, но я сама организовывала доставку в здание театра. Глыба тяжеленная, пришлось даже солдат привлекать для транспортировки. Мы отмыли бюст щетками, а реставрировал его Николай Леонтьевич Карнабеда. Подобрал по цвету эпоксидную смолу и восстановил отбитые ухо и нос. Все происходило в здании театра. Реставрационная работа проведена так тонко и профессионально, что заметить ничего невозможно. С той поры бюст все время находится в театре. Правда, мы его периодически переставляем. И сейчас думаем перенести в ту зону, где находится памятная стена — где фото заслуженных актеров, принесших славу нашему амурскому театру.

Читайте также: