Краткое содержание фильма михаила ильича ромма 9 дней одного года сообщение

Обновлено: 04.07.2024

"Самая шестидесятническая картина" по мнению кинематографистов. Фильм однозначно знаковый для отечественного кинематографа, а потому пройти мимо - нельзя. "Физики" в шестидесятых - самые популярные люди, они двигают прогресс, они приоткрывают тайну материи для того, чтобы людям лучше жилось; в данном случае - чтобы дать людям мощнейшую энергию.

Два друга - Дмитрий Гусев (Алексей Баталов) и Илья Куликов (Иннокентий Смоктуновский) - два ученых-физика. Гусев - идеалист, практик, человек, который ради готов науки отдать жизнь. Он горит своим делом и закономерно сгорает ради него. Куликов - физик-теоретик. Скептик, прагматик, человек вдумчивый, аккуратный и осторожный. Он не хуже Гусева, он другой. И таланта у него не меньше - не просто так Гусев консультируется с Ильей, когда возникает необходимость в теоретических познаниях.

А между ними - девушка Лёля (Татьяна Лаврова). Куликов любит Лёлю, готов жениться хоть завтра - да, собственно, фильм и начинается с того, что девушка собирается порвать с Гусевым, чтобы выйти за Куликова. Она любит Дмитрия, да. Но вот Дмитрий любит только науку: за шесть лет лишь несколько встреч и полное невнимание в остальное время.

Гусев считается положительным героем, но разве это так? Если бы Ромм хотел показать идеального человека, положившего себя на алтарь науки, он бы не стал вводить в повествование Лёлю, смысл которой в этой истории - показать душевную чёрствость Дмитрия, делающего всё ради человечества и не замечающего находящую рядом женщину, которая делает всё ради него самого. Причем, Гусев утверждает, что любит её.

Как тут не вспомнить строки из Евтушенко:

Похоже, не правда ли?

В основу сценария положена судьба неизвестного физика, облучившегося при проведении эксперимента, увы, оказавшимся неудачным. Метод этого ученого был неверным. Он погиб и был похоронен на родине, в небольшом городке; причем, даже родители не знали - чем занимался сын, от чего умер (родным сказали, что от онкологического заболевания). Но, хоть этот человек и остался неизвестным, умер он не зря - последователи, отвергнув ошибочный метод, пошли по другому пути и добились результата.

Эту историю Даниилу Храбровицкому (сценаристу фильма "Девять дней одного года") рассказал академик Игорь Тамм - он и был в числе тех, кто довёл исследования до успешного финала.

Вторым прототипом Гусева стал кинорежиссёр Владимир Скуйбин, который, будучи поражён тяжелейшей болезнью (БАС, то же самое было у известнейшего физика наших дней Стивена Хокинга), до последних дней продолжал работать.

Когда мы говорили Скуйбину, что он не может поставить еще одну картину, он отвечал, что если не будет ставить, то умрет послезавтра, а если будет, то проживет еще год. „Дайте мне прожить еще год“ — вот этой теме я и посвятил картину… (Михаил Ромм "Уроки послевоенных фильмов")

Сценарий переделывался Михаила Роммом и Храбровицким неоднократно - первоначальная версия была в чистом виде производственной драмой: Гусев получал дозу радиации лишь чуть меньшую, чем Синцов, его учитель. После смерти Синцова герой, зная, что ему остался лишь год жизни, пытается завершить исследования, но не успевает.

В следующем варианте собственно лучевая болезнь отошла в фон и на первый план вышла работа Гусева - он, уже больной, лихорадочно продолжает исследования, не сдаваясь даже после потери зрения.

В финальном варианте, как мы знаем, Гусев не ослеп, да и смертельной была не та доза, которую он получил ранее, а "добавка" при новом эксперименте. Честно говоря, на мой взгляд, здесь была ошибка.

Гусев (Алексей Баталов) и Куликов (Иннокентий Смоктуновский), кадр из фильма "Девять дней одного года" (1961)

Гусев (Алексей Баталов) и Куликов (Иннокентий Смоктуновский), кадр из фильма "Девять дней одного года" (1961)

Я считаю, что есть огромная разница в том, как было получено радиационное облучение. Одно дело - если это неконтролируемый процесс, случайная доза в результате чего-то, чего и предположить не могли. Другое дело - то, что можно назвать (если называть вещи своими именами) преступной халатностью. Именно второй вариант мы и видим в фильме - Гусев рискует без какой-либо необходимости.

При этом, прекрасно зная, что уже превысил все мыслимые пределы, к врачам не обращается. А зачем? Это же так не геройски - к врачам-то. То ли дело - довести себя до ручки, а потом требовать от медицины чуда.

Второе - отношения с Лёлей. Можно было бы понять его холодность, если бы ему оставался год - да, здесь всё понятно: и желание бросить все силы на работу, и желание отстраниться, чтобы любимой жене потом не было очень больно от его потери.

Но Гусев весь в себе с самого начала, все шесть лет их отношений. При этом он благосклонно принимает жертву Лёли и спокойно женится на ней. чтобы потом воспринимать как мебель или как кухарку. По-моему, полное свинство.

Да, конечно, можно сказать, что я придираюсь, но тогда я вообще не понимаю - зачем это было показано? Чтобы зритель понял: вот так и надо поступать - плевать на близких?

Ответ даёт сам Ромм в одной из своих лекций, говоря о фильме "Мичурин" Александра Довженко:

Под видом жизни Мичурина рассказывается история творца. Сажает ли он сад, ставит ли картину, пишет ли он или, подобно Микеланджело, высекает из мрамора — это не так важно, но вы явно чувствуете, как через историю Мичурина человек говорит, что, тот, кто обречен на творчество, превращается в своего рода страстотерпца. Он может стать грубым, злым, может не заметить собственную жену, вспомнит только, когда она умрет и окажется, что он всю жизнь обижал ее, потому что не замечал, потому что все было подчинено творчеству, но простите ему эту грубость, эту злость, он — человек, обреченный на творчество.

Скажите честно - кому-нибудь хочется быть рядом с таким человеком? Неважно кем - женой, мужем, родителем, ребенком, другом? Мне - нет. И если бы Лёля была моей сестрой или дочерью, я бы убеждал её бежать от человека, её не уважающего.

А сцена в больнице, когда Лёля и Илья ждут Гусева несколько часов в то время, как он (прекрасно зная, что его ждут) разгуливает по больнице и беседует едва ли не со всеми, кто попадается ему на пути. это инфернально, на мой взгляд. И нет, я не могу согласиться с Роммом, что надо прощать таких людей.

Если ты не помнишь от близких - уйди в "пещеру" и занимайся там творчеством, сколько влезет, а не эксплуатируй близких, воспринимая их как прислугу, обязанную дышать через раз потому, что такой великий человек позволил им убирать за собой и кормить "творческого барина". Я не прав?

Лёля (Татьяна Лаврова) и Куликов (Иннокентий Смоктуновский), кадр из фильма "Девять дней одного года" (1961)

Лёля (Татьяна Лаврова) и Куликов (Иннокентий Смоктуновский), кадр из фильма "Девять дней одного года" (1961)

А вот Илья Куликов. Он ироничен, умен, талантлив. Он на своем месте - и он занимается, в том числе, тем, чтобы теоретическими расчетами помочь другим не погибать от неизвестных опасностей. Он умеет любить, он умеет прощать, и он - настоящий Друг.

Мне лично импонирует Куликов - в том числе, отсутствием пафоса. Он честен, и он говорит истинную правду, отвечая на вопрос Гусева о том, ради чего он работает. "Мне просто интересно. Это упражнение мозга. Я не могу не думать". Это классно и это потрясающая искренность. Все творческие люди работают исключительно потому, что им интересно. Но одни умеют это признавать, а другим для чего-то надо нагромоздить высоких слов. Для чего? Чтобы выглядеть значительнее?

Ученое сообщество также неоднозначно восприняло героев - далеко не все симпатизировали Гусеву, и мнение коллег персонажей фильма разделилось: многие считали, что именно Илья Куликов является наиболее типичным представителем "физиков".

В заключение мне хочется отметить потрясающие диалоги в картине "9 дней одного года" - особенно, разговоры на свадьбе. Это уже потом подобные разговоры растащат по множествам фильмов, они станут избитым штампом, иногда похожим на пародию (как, например, в фильме "Семья как семья" ) , но тогда, в 61-м, это было необыкновенно свежо и интересно.


Михаил Ромм

1 Ромм М. И. Размышления у подъезда кинотеатра // Ромм М. И. Избранные произведения в 3-х т. Т.2. М.,1981. С. 289.


1. Отныне я буду рассказывать только о людях, которых я знаю, лично знаю.

2. Отныне я буду делать фильмы только на современном советском материале, потому что я его знаю.

3. Отныне я буду говорить только о том, что меня лично волнует как человека, как гражданина своей страны, притом как человека определенного возраста, определенного круга.

4. Отныне я буду рассчитывать на то, что среди двухсот двадцати миллионов моих сограждан найдется хоть несколько миллионов, которые думают о том же, о чем думаю я, и на том же уровне, на каком думаю я. Я буду делать картины для них.

5. Если я убежден, что исследовать человека нужно в исключительные моменты его жизни, пусть трагические, пусть граничащие с крушением, катастрофой, то я буду брать этот материал, не боясь ничего. В конце концов я советский человек, и все, что я думаю, — это мысли советского человека, и вся система моих чувств — это система чувств, воспитания Советской властью.

В это время Ромм преподает во ВГИКе. Молодые и не очень молодые режиссеры создают фильмы, которые позже назовут кинематографом оттепели. Ромм мечтает снять современную картину о современном человеке. Такой фильм, который мог бы понравиться его студентам.

2 Ромм М. И. [Мне удалось повидать жизнь с различных сторон] // Ромм М. И. Избранные произведения в 3-х т. Т. 2. М.,1981. С. 103.

3 Ромм М. И. Размышления у подъезда кинотеатра // Ромм М. И. Избранные произведения в 3-х т. Т. 2. М.,1981. С. 288.

Молодость Ромма пришлась на годы революции. Молодость и революция — для многих это было одно и то же. Революция. Оттепель. Как по-разному звучат эти слова.


Революционный держите шаг.
Неугомонный не дремлет враг.

Враг — буржуй, это понятно. Но враг — это и мещанство, быт, привычка, лень.

В 1957 Ромм читает студентам лекцию по истории советского кино.

Несколько одобрений Барнету, снисходительно — о Протазанове, лучшее для него:

Физики-герои нового времени, любимцы новых поэтов.

5 Ромм М. И. Размышления у подъезда кинотеатра // Ромм. М. И. Избранные произведения в 3-х т. Т.2.- М.,1981. С. 289.

6 Ромм М. И. Уроки последних фильмов // Ромм М. И. Избранные произведения в 3-х т. Т.3. С. 462.


Когда бы вдруг ученые смогли
Понятье расщепить, как ныне атом,
Тогда мы не узнали бы земли, —
Земля тогда бы тотчас стала адом!
Что жизнь? Что смерть? Что холод?
Что тепло?
Как зыбко все. Ни доброго, ни злого?

Винокуров Е. Слово. 1961 г.

«Разница между первым и вторым вариантом такова: первый вариант — это автобиография Довженко. Под видом жизни Мичурина рассказывается история творца. Сажает ли он сад, ставит ли картину, пишет ли он или, подобно Микеланджело, высекает из мрамора — это не так важно, но вы явно чувствуете, как через историю Мичурина человек говорит, что, тот, кто обречен на творчество, превращается в своего рода страстотерпца. Он может стать грубым, злым, может не заметить собственную жену, вспомнит только, когда она умрет и окажется, что он всю жизнь обижал ее, потому что не замечал, потому что все было подчинено творчеству, но простите ему эту грубость, эту злость, он — человек, обреченный на творчество. Вот была идея первого варианта. И когда я его смотрел, я плакал горькими слезами. Мы смотрели вместе с Вишневским 8 и оба хлюпали, глядя эту картину.

8 Всеволод Вишневский (1900-1951) — писатель, драматург, сценарист.

Небытовое пространство, как отказ от фальши, однозначности советского кино предшествующих лет. Если посмотреть проекты конструктивистских архитектурных сооружений 1920-х или фотографии построенных зданий, то создается впечатление, что это пространство будущего. Не мечты о далеком, фантастическом будущем, а завтрашний день: вот-вот въедут и будут жить. Пространство для людей, которым есть, что забыть. Чистый лист, начало.

Квартира Гусева и Лели полупуста: необходимые предметы интерьера, без декора, украшательств. На стенах один портрет и две репродукции в скромных рамах. Все вещи словно новые, такими и должны остаться.

Вещь сама по себе. Не как предмет гордости, вложения денег. Не как показатель достатка, принадлежности к определенной социальной группе. Автомобиль как средство передвижения (за сатирой к Рязанову). Просто до работы доехать. Хотя до работы двадцать минут пешком.

10 Храбровицкий Д. Я. Девять дней одного года (совм. с М. И. Роммом) // Укрощение огня. М., 1986. С. 99.

На переговорном пункте — панорама по лицам граждан через стекло телефонных кабин. Они нужны только для того чтобы показать отделенность Гусева и Лели в данную, решающую минуту. Два красивых человека на наклонной плоскости шахматной доски. В какой-то момент не слышно голосов, шумов переговорного пункта. Два красивых человека на наклонной плоскости шахматной доски решают свою судьбу.

11 Смоктуновский И. М. Быть! М., 1998. С. 166.

12 Лавров Г. Н. Кинопанорама. М.,1977. Вып.2.

14 Цит. по: Титова Г. В. Творческий театр и театр конструктивизма. СПб.,1995.

15 Тархов А. Искусство экрана. Сб. М., 1968.

16 Смоктуновский И. М. Быть! М., 2000.

17 Кузнецова В. А. Кинофизиогномика. Л., 1978. С. 88.

Герои фильма спорят, спорят так, что невозможно точно сказать, кто прав. В одно мгновение прав Куликов. Реплика и слова Гусева тоже точны, тоже — правда. Во всех разговорах и мизансценах — динамизм: нельзя успокоиться только на одной мысли.

Персонаж Евгения Евстигнеева, Николай Иванович, закончив математические расчеты на салфеточке, спускает с небес на землю молодого, красивого докторанта в исполнении Михаила Козакова. Здорово! Срезал! Следом ответ Валерия Ивановича… Еще лучше! Хоть плачь, так здорово.

19 Погожева Л. Полтора часа размышлений // Искусство кино. 1962. № 4.

20 Рунин. Б. Наука — экран — человек // Искусство кино. 1974. № 7.

21 Ромм М. И. Избранные произведения в 3-х т. Т. 3. М.,1981.

22 Лавров Г. Н. Кинопанорама.. М.: 1977. — Вып.2.

23 Ромм М. И. Избранные произведения в 3-х т. Т. 3. М., 1981.

24 Лавров Г. Н. Кинопанорама.- М.: 1977. – Вып.2.

25 Ромм М. И. Чистота видения // Ромм. М. И. Избранные произведения в 3-х т. Т.2.- М.,1981.


Кинодрама о советских ученых с Алексеем Баталовым, Иннокентием Смоктуновским и Татьяной Лавровой в главных ролях, снятая Михаилом Роммом.

Сюжет фильма Девять дней одного года

Главные герои фильма "Девять дней одного года" — сотрудники Новосибирского НИИ, ведущего разработки в области ядерной физики.

В результате сложного эксперимента профессор Константин Иванович Синцов (Николай Плотников) сделал важное научное открытие, но при этом получил смертельную дозу радиации. Вместе с ним у реактора находился его ассистент и ученик Дмитрий Гусев (Алексей Баталов), которому повезло больше: он был облучен в меньшей степени. Мужественный, волевой и бесконечно преданный своему делу человек, Синцов до последних мгновений своей жизни продолжал заниматься своими научными изысканиями. После смерти Синцова Гусев взялся продолжить дело своего учителя.

Выписавшись из московской больницы, Дмитрий встретился со своей девушкой Лёлей (Татьяна Лаврова) и старым другом, соперником и коллегой Ильей Куликовым (Иннокентий Смоктуновский). Лёля, уставшая от неопределенности и становившихся все более редкими свиданий с Гусевым, хотела рассказать ему о том, что она решила прекратить с ним отношения и выйти замуж за Илью, но серьезный разговор все время откладывался.

В конце концов, когда Гусев и Лёля остались наедине, Дмитрий признался, что ранее, при проведении опытов в своей лаборатории, он уже был облучен, и теперь случайно полученная сотня рентген может стать для него роковой. Но, несмотря на предупреждения врачей, ученый не собирался оставлять свою работу по изучению управляемой термоядерной реакции.

Узнав, что Дмитрий ради науки подвергает себя смертельной опасности, Лёля осознала, что любит его, и решила связать свою жизнь с Дмитрием. После свадьбы она переехала в Новосибирск и устроилась на работу в его институт. Заняв место Синцова, Гусев, так же, как и его учитель, невзирая на риск, проводил один эксперимент за другим, но безуспешно.

Дмитрий обратился за помощью к Куликову, и тот, несмотря на разницу во взглядах и несхожесть характеров глубоко уважавший и понимавший своего друга, прилетел из столицы, чтобы принять участие в опытах. Благодаря его поддержке в исследованиях наметился прогресс, и Дмитрий продвигался к намеченной цели.

Вскоре случилось то, чего так опасались Лёля и близкие Гусева: Дмитрий все же получил новую дозу облучения.

История создания фильма Девять дней одного года

Написание сценария картины "Девять дней одного года" заняло у Михаила Ромма и Даниила Храбовицкого два года, при том что съемочный процесс продолжался всего шесть месяцев.

Для режиссера, автора таких известных лент, как "Пышка", "Ленин в Октябре", "Корабли штурмуют бастионы" и "Адмирал Ушаков", фильм "Девять дней одного года" стал по-настоящему новаторской работой. Недаром первый вариант сценария был назван Роммом "Я иду в неизвестное".

Роль Ильи Куликова первоначально предназначалась Юрию Яковлеву, но незадолго до начала съемок актер серьезно заболел, и его заменил Иннокентий Смоктуновский. Его кандидатуру посоветовала Ромму его супруга — актриса Елена Кузьмина, снимавшаяся со Смоктуновским в фильме "Как он лгал ее мужу".

Роль Лёли досталась молодой актрисе театра "Современник" Татьяне Лавровой.

Сыгравший в картине в небольшом эпизоде Лев Дуров вспоминал, насколько тщательно подбирались актеры даже на самые незначительные роли:

В 1962 году фильм "Девять дней одного года" стал обладателем гран-при "Хрустальный глобус" Международного кинофестиваля в Карловых Варах (Чехословакия), главной премии МКФ трудящихся Чехословакии, почетного диплома кинофестиваля в Сан-Франциско (США), приза клуба польских кинокритиков "Варшавская сирена" за лучший зарубежный фильм в польском прокате. В 1965 году картина была отмечена почетным дипломом МКФ в Мельбурне (Австралия). В 1966 году создатели фильма — режиссер и автор сценария Михаил Ромм, автор сценария Даниил Храбровицкий, оператор Герман Лавров, художник Георгий Колганов и исполнитель главной роли Алексей Баталов — стали лауреатами Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

По результатам опроса читателей журнала "Советский экран" лента "Девять дней одного года" была признана лучшим фильмом, а Алексей Баталов — лучшим актером 1962 года. В советском прокате картину посмотрели без малого 24 миллиона зрителей.

Интересные факты о фильме Девять дней одного года

Рабочее название фильма — "365 дней".

Сцена, в которой Гусев, идя на работу, проходит на фоне кирпичной стены, была снята возле одного из павильонов "Мосфильма".

Специально для фильма была написана музыка, но Ромм решил отказаться от традиционного музыкального сопровождения, заменив его почти полностью шумовыми эффектами. Тем не менее, фамилия композитора не была убрана из титров.

На роль Дмитрия Гусева пробовался Валентин Зубков.

Консультантами фильма были видные ученые-физики, в том числе — академики Игорь Евгеньевич Тамм и Лев Давидович Ландау.

Съемочная группа фильма Девять дней одного года

Режиссер фильма: Михаил Ромм.
Авторы сценария фильма: Даниил Храбровицкий, Михаил Ромм.
В ролях: Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Лаврова, Николай Плотников, Сергей Блинников, Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Валентин Никулин, Павел Шпрингфельд, Александр Пелевин и другие
Оператор: Герман Лавров.
Композитор: Дживан Тер-Татевосян.

Дата премьеры фильма "Девять дней одного года": 5 марта 1962 года

постер фильм Девять дней одного года

Действие киноповести происходит в 1960-е годы. Молодые учёные-ядерщики - одержимый экспериментатор Дмитрий Гусев и скептически настроенный теоретик Илья Куликов - давние друзья, влюблённые в одну девушку по имени Лёля. Гусев возглавляет научные изыскания, начатые его учителем Синцовым, который в результате эксперимента получил смертельную дозу радиации. Облучён и Гусев. Врачи предупреждают об опасности, но, понимая важность своей работы, учёный продолжает опыты.

После ряда неудач он обращается за помощью к Куликову, талантливому теоретику. Гусев верит, что его новая установка станет прорывом на пути к управляемому термоядерному синтезу. При проведении эксперимента, закончившегося успешно, Гусев получает новую дозу облучения около 200 рентген. Он скрывает это ото всех, даже от Лёли, ставшей его женой, которая неверно истолковывает его замкнутость.

Работу продолжает Куликов. Он полагает, что открытый Гусевым эффект - значительный вклад в науку. Тем не менее анализ результатов экспериментов показывает, что к термоядерному синтезу открытие имеет косвенное отношение, хотя стало важным событием для астрофизики. Гусев решает бороться до конца и настаивает на проведении ему операции по пересадке костного мозга.

кадры из фильма "Девять дней одного года"

кадр Девять дней одного года 2

кадр Девять дней одного года 3

кадр Девять дней одного года 4

кадр Девять дней одного года 5

кадр Девять дней одного года 6

кадр Девять дней одного года 7

кадр Девять дней одного года 8

кадр Девять дней одного года 9

кадр Девять дней одного года 10

кадр Девять дней одного года 11

Алексей Баталов - Дмитрий Алексеевич Гусев, физик-ядерщик;
Иннокентий Смоктуновский - Илья Куликов, физик-теоретик;
Татьяна Лаврова - Лёля, жена Гусева, физик;
Евгений Евстигнеев - Николай Иванович, физик;
Михаил Козаков - Валерий Иванович, физик;
Николай Плотников - профессор Константин Иванович Синцов, физик-реакторщик;
Сергей Блинников - Бутов Павел Демьянович, директор института;
Николай Граббе - Василий, учёный-физик;
Валентин Никулин - молодой физик, произносящий тост на свадьбе;
Павел Шпрингфельд - гость-физик на свадьбе, просвещающий даму насчет дейтерия;
Александр Пелевин - гость-физик на свадьбе, просвещающий даму насчет дейтерия;
Евгений Тетерин - Евгений Григорьевич Покровский, профессор-биофизик;
Николай Сергеев - отец Гусева;
Ада Войцик - Мария Тихоновна, жена Синцова;
Валентина Беляева - Татьяна Абрамовна, врач медсанчасти института;
Люсьена Овчинникова - Нюра, младшая сестра Гусева;
Юрий Киреев - муж Нюры, земляк Гусева;
Борис Яшин - учёный-физик;
Игорь Добролюбов - физик;
Юрий Смирнов - высокий бородатый физик;
Анна Павлова - старшая сестра Дмитрия Гусева, жительница деревни;
Резо Эсадзе - физик;
Георгий Епифанцев - Митя, донор;
Лев Дуров - офицер КГБ;
Наталья Батырева - физик;
Зоя Чекулаева - дама с нарзаном;
Игорь Ясулович - Фёдоров, физик;
Валентина Ананьина - учёный-физик;
Илья Рутберг - пьяненький физик на свадьбе;
Валерий Бабятинский - молодой физик;
Алла Демидова - студентка;
Константин Худяков - молодой учёный;
Павел Винник - гость в квартире Гусева;
Владимир Липпарт - физик;
Бруно Ляуш - эпизод в столовой;
Герман Полосков - гость на свадьбе;
Олег Мокшанцев - служащий аэропорта;
Пётр Савин - официант;
Георгий Харабадзе - гость на свадьбе

Режиссер: Михаил Ромм;
Сценаристы: Михаил Ромм, Даниил Храбровицкий;
Оператор: Герман Лавров;
Композитор: Джон Тер-Татевосян;
Художник: Георгий Колганов;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1961;
Премьера: 5 марта 1962 (СССР)

Читайте также: