Красная девица в русском фольклоре сообщение 4 класс
Обновлено: 17.05.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Красна девица. Портрет русской красавицы Урок народного творчества
Цели: повторить виды женских и девичьих головных уборов в русском народном кос- тюме, традиции, связанные с ношением го- ловных уборов и нагрудных украшений на Руси; совершенствовать графиче-ские и живописно-декоративные умения и навыки в создании портрета; расширять знания о пропорциональных отношениях головы че- ловека; способствовать творче-скому само- выражению в работе над портретом.
Оборудование: для учителя: репродук-
I. Организационный момент.
Звучит русская народная песня, по окончании которой учитель читает стихо- творение (старинный заговор).
Пойду я во чистое поле Под красное солнце, Под светел месяц,
Под частые звезды, Полетные облака! Стану я во чистом поле
На ровное место, Облаками облачуся, Небесами покроюся, На голову свою кладу Красное солнце,
Подпояшусь светлыми зорями, Обтычуся частыми звездами От всякого злого недуга.
— Как вы думаете, от чьего лица написа- ны эти строки? Что могут означать эти сло- ва? Это стихотворение, песня, а может, раз- говор с природой, обращение к ней с прось- бой о защите?
Как можно положить на голову красное солнце, подпоясаться светлыми зорями?
II. Основная часть.
1. — Мы говорили, что дом на Руси мыс- лился как часть Вселенной, он и создавался по ее подобию. Он не только согревал в сту- жу, защищал от палящих лучей солнца, от дождя, но и оберегал от злых сил.
Старинный женский костюм — это то- же образ Вселенной, а значит, он выпол- нял не только практическую функцию, но и обереговую. Женский костюм — это це- лый мир. В нем все со всем связано: чело- век, животные, растения. Наденет женщи- на такой костюм и станет сама как мать- Природа.
Молодые, красивые женщины! Кто они? Что за люди? Можем ли мы назвать их рус- скими красавицами, красны девицами?
2. Активизация знаний о головных уборах.
— Сегодня каждому из вас предстоит создать свой образ красны девицы в рус- ском народном костюме — написать порт- рет. Своеобразие портрету нашей красны девицы придаст головной убор, ведь по не- му можно определить историческое время, эпоху, которой принадлежит человек. Вспомните, что головной убор служил свое- образной визитной карточкой. По нему можно было узнать, из какой местности его владелица, ее возраст, семейное положение. Мы сказали, что народный костюм — об- раз Вселенной. Тогда какой из миров сим- волизирует головной убор? (Головной убор символизирует верхний мир, небо. Там
царство света, солнца, небесных вод.) Значит, какие обереговые знаки-симво-
лы использовались на головных уборах? (Солярные знаки, изображения птиц, миро- вое дерево.)
Использовались в головных уборах и пушки — шарики из белого гусиного или
лебединого пуха. Девушки носили их с лен- тами, женщины с сорокой. Зачем они были нужны, как вы думаете?
А что символизировали на головных уборах бисерные подвески — рясны? (Дож- девые струи текут с неба на землю, как буд- то поят ее живительной влагой.)
Как вам известно, головные уборы за- мужних женщин отличались от головных уборов девушек. Что было характерно для девичьих головных уборов? Какие девичьи головные уборы вы знаете?
Обруч — в виде круга из древесной коры (или картона), обшитый тканью, декориро- вался бисером, цветами, перьями, жемчу-
гом (надевает на девочку стилизованный обруч).
Повязка, лента — полоска ткани с вы- шивкой, часто из парчи. Могла носиться поверх волос (показывает на девочке) и тогда сзади перевязывалась бантом или свободно спускалась по спине; могла впле- таться в косу, а к концу косы прикрепляли косник, сшитый из полосы ткани в виде тре- угольника, сердечка или сделанный в виде кисточки из мишуры или бисера.
Венок из искусственных и живых цветов
(надевает на девочку венок).
— Какие женские головные уборы вы знаете?
Сорока — кичкообразный головной убор, состоящий из нескольких элементов: самой кички, верхней украшенной части из ткани, позатыльника, налобника, подвесок из бисера, перышек и др. (показывает сти- лизованную сороку).
Кокошник — праздничный женский го- ловной убор, в некоторых местностях только свадебный. И если сороку умела шить каж- дая крестьянка, то кокошники изготавлива- ли специальные мастерицы в городах, боль- ших селах, в монастырях, их продавали на ярмарках. К кокошнику было очень трепет- ное, бережное отношение: женщина берегла его, носила только по большим праздникам, передавала по наследству дочери, внучке.
В конце XIX в. общераспространенным головным убором становится платок. Его носили как девушки, так и женщины в раз-
ное время года. Платки повязывались по- верх головного убора, позже их носили са- мостоятельно, по-разному повязывая на го- лове. Девушки завязывали под подбород- ком, а замужние женщины — концами на- зад. Платки обшивались кружевом или плетеным шнурком. Богатые крестьянки носили платки фабричного производства — яркие ситцевые, с набивным орнаментом, шелковые с золотым шитьем, с бахромой, вышитые.
3. Нагрудные украшения.
— А теперь закройте глаза. Представьте каждый свою красну девицу, чей портрет вы будете писать. Ее глаза какие они: боль- шие или маленькие, взгляд — добрый, мяг- кий или гордый, неприступный; какие у нее брови: густые или тонкие, как ниточки. Рас- смотрите портреты. Вы видите головной убор, который красной девице очень к лицу, которым она гордится. Он и защищает ее, и как бы обрамляет сверху лицо, делая его бо- лее завершенным. Но мне кажется, внизу нет такой завершенности. Как вы думаете, что мы можем добавить к портрету внизу, на уровне плеч, чтобы возникло ощущение полной завершенности, гармонии? Пра- вильно. Это позволяет сделать нагрудные украшения. У всех восточных славян тради- ционными нагрудными украшениями явля- лись гривны — металлические обручи из ме- ди, серебра или золота (показывает фо- тографии).
Носили большое количество ожерелий
и бус из драгоценных камней, стекла, бу- сины на шнурке или нитке, которые назы- вались гайтаны, носили цепочки и шну- ры, монеты, нанизанные на нитку. Это ог- ромное количество нагрудных украшений называлось сбруей. Ожерельем называ- лось и украшение типа воротника, плетен- ного из бисера, стекляруса (показывает на фотографии).
Богатые крестьяне для ожерелий ис- пользовали натуральный янтарь и жемчуг. Какие цвета вы можете взять для изображе- ния сбруи или ожерелья?
4. Повторение пропорций лица.
— Что нам осталось повторить, чтобы приступить к работе? Этот материал вам уже известен, поэтому, опираясь на схему, вспомните только основные моменты.
Что мы намечаем вначале?
Изображаем овал лица, так как наша цель — изобразить портрет красны девицы в головном уборе, поэтому оставляем место для него, для шеи и плеч;
проводим ось симметрии;
делим овал лица пополам, получаем линию разреза глаз, чуть выше — линию бровей;
если расстояние от линии бровей до подбородка разделить пополам, получим линию основания носа;
если нижнюю половину разделить попо- лам, но линию провести чуть выше, то по- лучим линию смыкания губ;
глаза: с краев оставляем расстояние, а оставшуюся часть делим на три равные час- ти, середина глаз — зрачки, чтобы оживить зрачок, в нем необходимо сделать блик, при изображении радужной оболочки штрихи наносим по радиусам;
если провести линии вниз от зрачков, получим ширину рта;
расстояние между слезниками глаз рав- но ширине крыльев носа;
ухо — от брови до основания носа. Несмотря на эту общую схему, у каждо-
го получится своя красна девица, ведь у од- ного человека лицо чуть вытянуто, у друго- го, наоборот, круглое; лоб может быть уз- ким, а может быть широким; у всех людей разные носы, губы, величина и цвет глаз, у каждого свой внутренний мир.
5. Порядок работы.
— Вспомните порядок работы над порт- ретом красками.
На листе без палитры составляем цвет лица. Какого цвета лицо считалось краси- вым у красны девицы?
В одной из былин князь ищет себе не- весту и хочет, чтобы она была:
Красотой бы красна и ростом высока, Да лицо-то у нее бы — как белый снег, Щеки у нее — будто алый цвет,
Очи ясные у нее — как у сокола, Брови черны у нее — как два соболя,
А ресницы у нее — как два чистых бобра, Походочка бы у нее была павиная,
Тиха-смирна бы речь лебединая.
Чтобы этого добиться, девицы белили лицо, красили щеки, сурмили (чернили)
брови, причем все это делали природными веществами.
Какой же цвет мы возьмем для изображе- ния лица и шеи? (Белый, желтый, красный.) Далее намечаем форму головного убора.
Решите, чей портрет вы будете писать: де- вушки или женщины, ведь от этого будет зависеть головной убор.
Пока сохнет краска, изображающая цвет лица и шеи, нужно закрасить фон картины. Это может быть пейзаж или просто цветной фон. Главное, чтобы он был ярким, контраст- ным. Так как работать мы будем гуашью, вы можете взять цветную бумагу (картон) для фона. Далее рисуем одежду.
Потом по высохшей краске прорисовы- ваем черты лица.
Портрет девицы дополняем нагрудны- ми украшениями, сбрую рисуем точками, мазками очень быстро, краски берем из ба- ночки, не смешивая, при этом цвета берем яркие, праздничные, но сочетающиеся друг с другом.
И помните, что если на портрете изобра- зить только черты лица, то портрета не по-
лучится. Человек — не лицо. Лицо — лишь окно, а оно может быть освещено изнутри разным светом. Надо передать чувства и мысли человека. Разные художники видят одного и того же человека по-разному и вно- сят в портрет свое видение, свое отношение. А теперь можете приступать к работе.
Желаю вам творческих успехов.
6. Самостоятельная работа учащихся.
III. Выставка детских работ и подведе- ние итога.
— Проходят годы. Меняются представ- ления о красоте лица. Но неизменным оста- ется мнение, что в человеке прежде всего должна быть прекрасна душа. Поэтому за- кончу наш урок следующими строками:
Фразеологизм – это устойчивое образное выражение, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов. Фразеология включает в себя:
- идиомы – фразеологизмы как переосмысленные образные значения;
- пословицы и поговорки, образовавшиеся в фольклоре;
- крылатые выражения – фразы афористического характера, относящиеся к какому-нибудь определенному автору, художественному, литературному или кинематографическому произведению.
Происхождение
Другие русские выражения
Другие значения и истории происхождения выражений, фразеологизмов, поговорок, пословиц и крылатых фраз на сайте из нашего словаря слов и выражений русского языка:
Красная нить
Красная строка
Красный призрак; красная опасность
Крез
Крепкий орешек
Сначала мы обратимся к словарю С.И. Ожегова.
Если мы переведём это выражение на современный язык, то получится: красивая, нарядная девушка.
Однако, в том же словаре Ожегова пишется, что «Красна девица (разговорное ироничное выражение) о чересчур скромном, застенчивом мужчине. Пример: он у нас скромник, красна девица. Скорее всего это понятие относится к более современному литературному творчеству России. А вышеописанное к произведениям древней Руси.
А давайте еще обратимся к истокам нашего языка.
Интересно, что славяне делили женский возраст на: красная, прекрасная, мудрая, премудрая, старка.
Мы проследили и узнали, как у одного выражения со временем менялся смысл. Понравилось вам история слова?
Поставьте лайк или напишите отзыв в комментарии! Нам важно видеть отклик на наши посты.
Не понимаю некоторые выражения, разъясните пожалуйста. Добрые молодцы, это понятно. Вот кто такие красные девицы, не могу понять. Это те которые нажрались и у них красные морды? молодец выражение морда девица
Раньше на Руси было так-в первый день свадьбы невеста наряжалась в белое платье и распускала волосы.Считалось,что для рода отца она умирает,поэтому её провожали якобы в загробный мир(а там все в белом-русалки,приведения и т.д)На второй день свадьбы добрый молодец спасал её из загробного мира и забирал в свой род,невеста переодевалась в красное платье и заплетала косу.С этого момента она являлась представительницей рода мужа.
Красная девица - 1) фольк. красивая девушка 2) шутл. о слишком робком, скромном, застенчивом молодом человеке Словарь Ожегова. девица. Дев и ца, ы и (в отдельных выражениях и в народной словесности) ДЕВИЦА, ы, ж. (устар.). То же, что девушка (в 1 знач.). Скромная дев ица. Молодая дев ица. Красная д евица (в народной словесности, обычно в ласковом обращении). Д евица-красавица.•
Эпитет "красная", помимо значения "красивая", "прекрасная", в данном сочетании включает еще ряд смыслов, связ. с понятиями добра, высоких нравств. качеств, совершенства и т. д. В большинстве песен К. Д. - героиня, одно из гл. действ. лиц, ей отданы симпатии и сочувствие.
И прежде чем писать о женщинах всякую фигню -включите мозг, если конечно он имеется у Вас.
Ещё никто на этот попросил правильно не ответил. Даже злые бабы Яни типа вас, которые почему то считают себя умными.
Ну уж не глупее Вас. у Вас вопрос дурацкий, а знасит и мысли так же.
Были бы Вы поумнее , то дурацких аопрлмов не задавали.
Чем человек переполнен , тем и делится.
Этот вопрос на знание значений старорусских слов и выражений. Их пока никто не знает. Я когда писал вопрос, предполагал как будут отвечать бестолковые, считающие себя умными и знатокам. Предположения оправдались.
Всё очень просто. В старину слово " красный " практически не употреблялось для обозначении цвета. Красный. означал - красивый. Помните. " Для красного словца " . " На миру и смерть красна.. " Ну и самый главный памятник этому слову. Красная Площадь в Москве.
Красные девицы, так называли девушек в древней руси. А красная от слова краса - красивая. Так все еще в наше время называют красную площадь. Не потому что красная, а красивая (вид площади).
Эпитет "красная", помимо значения "красивая", "прекрасная", в данном сочетании включает еще ряд смыслов, связ. с понятиями добра, высоких нравств. качеств, совершенства и т. д.
Читайте также: