Коррупция в россии сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Побороть коррупцию можно только в том случае, если знать истинные причины её возникновения. Для этого необходимо обратиться к истории. В первую очередь стоит сказать, что коррупция в России не появилась из ниоткуда. Её происхождение напрямую связано с традициями общества в период становления государственности на Руси в IX-X вв. Это период, когда представители государственной власти жили и обеспечивались материально благодаря общинной норме, установленной в государстве. Эти нормы не были одинаковы для всех чиновников. Согласно указанию в "Русской правде", с целью установления единых норм по обеспечению всех чиновников, были прописаны размеры данного обеспечения общиной.

За нарушение или несоблюдение данных положений не предусматривалось никаких санкций в законодательстве.

Это стало причиной неисполнения правовых норм со стороны государственных чиновников и со стороны членов общины. Это порождало конфликты между сторонами.

Такое развитие общественных отношений требовало решения в российском государстве. В первую очередь необходимо было менять судебную систему. Решение последовало в 1497 г., когда был принят "Судебник", который стал писанием для того, чтобы вершить правосудие. Согласно этому законодательному акту было впервые запрещено получение материальных ценностей при ведении судебных дел и жалоб государственными чиновниками.

Посулы – это получение должностным лицом, который осуществляет правосудие или занимается разрешением спора, поборов, взяток, подношений и т.п.

Надо сказать, что данная статья не предусматривала санкций за получение посула, но за совершение такого правонарушения должностное лицо наказывалось главой государства на свой взгляд. Из чего можно сделать вывод, что коррупция в качестве правового явления, которое направлено против интересов правосудия, появилось на Руси в форме получения взятки.

Царь Иван IV Грозный ввёл Судную грамоту в 1561 г. Она определяла санкции за получение взятки судебными чиновниками местного земского управления. В 1649 г. за взяточничество и другие формы корыстных побуждений была введена уголовная ответственность, согласно Соборного уложения. В десятой главе "О суде" данные виды преступлений интерпретировались как преступления, направленные против интересов правосудия.

При Петре I судебная система претерпевала существенные изменения, у том числе и уголовное законодательство России за проявление коррупции и взяточничество. Государя серьёзно волновали проблемы продажности государственных чиновников. Примечательно, что именно при Петре I коррупция возымела огромнейший размах, и царь принял решение жёстко с ней бороться.

Эпизодом, который хорошо описывает ситуацию, является тот момент, когда спустя многих лет следствия был разоблачён в своих коррупционных делах и повешен губернатор из Сибири Гагарин. Спустя ещё три года четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова, того самого, который разоблачил Гагарина.

Взяточничество и коррупция процветали в этот период ещё сильнее, чем прежде. Должностные лица быстро реагировали на ситуацию и принимали меры, которые помогали им по-прежнему получать выгоду от нахождения на государственной службе посредством наживи и использовании своего положения.

А. О. Ключевский рассказывая о периоде правлении Петра I, замечал: "При Петре I казнокрадство и взяточничество достигли размеров, небывалых прежде – разве только после".

История коррупции

Династия Романовых и весь период их правления в истории отмечен как время, когда коррупция представляла собой огромную статью дохода начиная от мелких государственных служащих и заканчивая сановниками.

После смерти Петра I за преступления, связанные с коррупцией в формах мздоимства, лихоимства, вымогательства и хищения, виновных больше не наказывали так жестоко. Об этом говорят многие исследователи.

В 1731 г. при Анне был арестован казанский губернатор Волынский за получение взятки размером 2500 руб. Он признался в преступлении и в качестве наказания был освобождён от занимаемой должности. Князья Иван и Алексей Долгорукие за хищение государево имущества были лишены всех чинов и сосланы в деревню.

При Екатерине II санкции за взяточничество также не были такими суровыми, как при Петре I.

В 1845 г. было принято "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных", которое предусматривало изменение и дополнение законодательства об ответственности за взяточничество и коррупцию. Новые нормы предусматривали в шестой главе пятого раздела уголовную ответственность за корыстные побуждения во время несения государственной службы, в том числе взяточничество.

За получение вознаграждения, которое не предусмотрено законодательством России, лицом органов государственной власти и управления, сопряжённое с нарушением обязанностей по службе, предусматривалась ответственность по ст. 402 Уложения. Определялось наказание в виде лишения свободы сроком от года до трёх лет или сечение розгами в количестве от 70 до 80 ударов и помещение в арестантские роты на срок от двух до пяти лет.

Смягчающим обстоятельством могло послужить раскаяние должностного лица, тогда наказание могло быть в виде строгого выговора суда или освобождение от должности.

Уложение было введено в действие в 1845 г. – это событие стало одним из самых знаковых в XIX в. касательно правового обеспечения и борьбы с преступностью в России. Указанный правовой документ подразумевал дифференцированную уголовную ответственность за любой вид и форму получения вознаграждения, которое не предусмотрено законодательством, должностными лицами государственных органов власти и управления. Наказание зависело от степени их опасности для общества и последствий, которые наступали после совершения конкретным лицом правового нарушения. Также принимались во внимание смягчающие обстоятельства.

Уложение, которое было принято о наказаниях уголовных и исправительных в 1866 г. в новой редакции в корне ничего не изменило, правовые нормы, регулирующие уголовную ответственность за взяточничество остались прежние.

Учёные-историки, которые занимаются изучением материалами статей, выходивших в XIX и начале XX вв., сходятся во мнении, что в качестве основного наказания за взяточничество в данный период времени применяли уголовную ответственность к представителям исполнительной власти, чьё положение не имело должностной ответственности.

В Судебной газете в 1895 г. был размещён материал об осуждении рядового московского жандармского дивизиона Б. за то, что ". находясь возле городского манежа и будучи обязан смотреть за порядком вообще и размещать извозчиков на указанных местах, он стал требовать от извозчиков, пользуясь своим служебным положением, по пять копеек за право стоять около манежа и в силу этого требования получил от одного извозчика семь копеек. Суд назначил ему наказание: отдачу в арестантские роты на один год с лишением всех особых прав и преимуществ воинского звания и исключением из воинской службы".

Стоит отметить, что самого большого размаха коррупция в России достигла во времена правления императора Николая II. В качестве примера можно вспомнить, как продавались и покупались высшие должности в правительстве. Активное участие в этом процессе принимал Распутин. Кроме того, история помнит случаи, когда за крупные взятки от промышленников формировались заказы в военной сфере. Здесь же можно упомянуть продажи планов военных наступлений в годы Первой мировой войны. Более того, беззастенчивый административный грабёж населения имел место быть в условиях военного времени.

Коррупция в России — её масштабы и как с ней борется власть

Противодействие коррупции в России, то есть противодействие незаконному использованию служебного положения или полномочий для получения каких-либо выгод, реализуется в ходе деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

В Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ выделены три составляющих противодействия коррупции: профилактика коррупции, борьба с коррупцией и деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Для противодействия коррупции в России применяется антикоррупционное законодательство, которое, помимо указанного федерального закона включает принимаемый Президентом РФ каждые два года Национальный план противодействия коррупции, ратифицированные международные договоры (Конвенция ООН против коррупции, Конвенция против транснациональной организованной преступности, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию), нормы о противодействии коррупции содержат ряд федеральных законов, указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ.

Оценки уровня коррупции

Сегодня можно встретить разные оценки уровня коррупции в России и негативного влияния коррупции на экономическое развитие Российской Федерации. Так, согласно методике оценки уровня восприятия коррупции в государственном секторе, используемой международным антикоррупционным общественным движением Transparency International, в Индексе восприятия коррупции-2019 Россия среди 180 оцениваемых стран по итогам 2018 г. заняла 137 место, набрав 28 баллов из 100 возможных. Наибольшее количество баллов набрали Дания и Новая Зеландия (87 баллов), возглавив список стран с наименьшим уровнем коррупции, более двух третей из оцениваемых стран набрали менее 50 баллов. Примечательно, что согласно оценкам Transparency International среди исследуемых стран мира не было выявлено ни одной страны, где коррупция отсутствует, что подтверждает тезис о невозможности полностью искоренить коррупцию, но при этом можно успешно ей противодействовать.


Рейтинг стран по индексу восприятия коррупции. Лидеры и антилидеры рейтинга

Согласно отчетным материалам МВД России за 8 месяцев 2019 г. ущерб по оконченным делам коррупционной направленности составил 102 млрд. руб. Что касается объема бюджетных нарушений со средствами федерального бюджета за 2019 г., то по оценкам руководителя Счетной палаты РФ А. Кудрина за 2019 год было выявлено нарушений на сумму около 804 млрд. руб. (в 2017 г. – 547,2 млрд. руб., в 2018 г. – 426,1 млрд. руб.), из которых треть преступлений являются уголовными преступлениями. Оценивая масштабы коррупции в России, Алексей Кудрин отметил, что ущерб от коррупции для экономики России можно измерять триллионами рублей (объем ВВП в 2019 г. составил 109,3 трлн. руб), в том числе по уголовным преступлениям с бюджетными средствами ущерб составляет 2-3 млрд. рублей в год.

Говоря об использовании в экономике конфискованных денежных средств, полученных в результате коррупционных правонарушений, следует отметить, что с 1 января 2019 года такие доходы зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и используются для выплат пенсий и решения задач, которые стоят перед Пенсионным фондом в свете последних изменений пенсионного законодательства.

Результаты работы по борьбе с коррупцией

Оценивая эффективность работы по борьбе с коррупцией в России можно констатировать, что в последние годы российскому правительству удалось имплементировать многие передовые практики из международного опыта превентивных мер борьбы с коррупцией, среди которых ограничение стоимости подарков, получаемых государственными служащими (опыт США, Великобритании, Сингапура), повышение уровня заработной платы и вознаграждений госслужащих и работников государственного сектора (Швеция, Сингапур), выстраивание адекватной системы внутреннего и внешнего контроля за деятельностью должностных лиц в органах государственной власти (Финляндия), контроль за крупными расходами и имуществом госслужащих и работников государственного сектора (Дания).

Помимо международного опыта, полезно учитывать и накопленный в советский период положительный опыт борьбы с коррупцией, показывающий, что действенное наказание за коррупцию является важным компонентом любых эффективных усилий в борьбе с ней. Можно отметить снижение коррупционной составляющей в результате ужесточения в период правления Н.С. Хрущева санкции за совершение коррупционных деяний. Согласно принятому в 1960 году Уголовному кодексу наказание за взяточничество было установлено до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Получение взятки должностным лицом, занимающим ответственное положение, и получение взятки в особо крупном размере каралось исключительной мерой наказания в виде смертной казни (подобные нормы сегодня применяются в антикоррупционной работе правительства КНР, при этом смертную казнь могут отсрочить, а пожизненное заключение заменить на длительный, но ограниченный срок).

Возможно ли власти добиться успеха?

Успешность дальнейшей работы по противодействию коррупции в России видится в последовательной реализации важных принципов управления финансами государственного сектора, — принципов прозрачности и открытости, включая развитие электронного правительства (интернет-ресурсы во всем мире доказали свою эффективность в качестве инструмента сокращения коррупции), поощрение участия граждан в принятии финансовых решений на макроуровне (например, в рамках партисипаторного бюджетирования), использование цифровых технологий в сфере государственных закупок, усиление роли органов внешнего аудита и стратегического аудита (в части работы аудиторов Счетной палаты РФ это активное использование риск-ориентированного подхода при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, который позволяет выявлять наиболее рискоемкие для коррупционных проявлений сферы и выявлять проблемы, требующие оперативного решения), требование подотчетности от политических лидеров, государственных служащих и субъектов частного сектора, работающих с государственными средствами.

Вместе с тем представляется, что главный инструмент минимизации коррупции заключается в воспитании культуры честности, этичного поведения и нетерпимости к коррупции в обществе, разработке сдерживающих социальных механизмов к использованию коррумпированных методов ведения бизнеса в государственном и частном секторах экономики. Согласно постулатам поведенческой экономики, люди редко выступают в качестве рациональных оптимизаторов затрат и выгод, их решения и мотивы подвержены широкому разнообразию предубеждений и влияний. Любое коррупционное поведение и действие имеет соответствующие социальные стимулы как минимум двух людей. Поняв и изменив эти стимулы, мы сможем разработать и применять эффективные методы противодействия коррупционному поведению.

Гост

ГОСТ

Зарождение коррупции в России

Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имуществ или услуг.

Для России коррупция стала основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения, реальной угрозой национальной безопасности, угрозой для любых преобразований.

Такое явление как коррупция сопровождает человечество с древних времен. Ещё 4 тыс. лет тому назад законы Хаммурапи предусматривали наказание за взяточничество.

Рисунок 1. История коррупции в России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Славяне, по утверждению историков переняли взяточничество у византийцев, где чиновники не получали жалованье, а доход получали от населения за свои услуги.

Во время Ярослава Мудрого чиновники по примеру византийцев брали взятки, чтобы кормить свою семью. Взятками являлись мздоимство и лихоимство. Мздоимство по закону не наказывалось, а лихоимство наказывалось, правда, реальных случаев наказания за это преступление было немного.

Высшей формой лихоимства считалось вымогательство.

При Петре Великом, как считают историки, бюрократический аппарат достиг огромных размеров, император пришел к власти, когда взяточничество уже считалось нормой в структурах государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Указами Петра была введена уголовная ответственность за взяточничество независимо от чина и положения, так же вводились нормы ответственности за попустительство и недонесение о взяточничестве, но это не принесло положительных результатов – взятки продолжали давать и брать.

Взяточничество во времена Екатерины Великой принимает новый оборот – императрица разрабатывает комплекс мер по борьбе с коррупцией и возвращает систему регулярных выплат жалованья чиновникам. Однако она тоже не сумела коренным образом изменить ситуацию, которая обострялась.

При Павле I обесцениваются денежные купюры, что приводит к снижению доходов чиновников и они, в свою очередь, увеличивают размер и частоту своих поборов.

О коррупции в стране говорили все, и многие политические деятели выход из ситуации видели в смене режима и политического строя.

С установлением советской власти молодое государство приступило к решительному искоренению воровства в государственной сфере – создавались отдельные структуры для слежения за чиновниками. Идея провалилась, потому что сотрудники этого надзорного органа тоже не отказывались от взяток. Практика становилась привычной и распространялась по стране.

Для кардинального изменения ситуации в стране издается декрет – наказанием за взятки становится реальный тюремный срок с конфискацией имущества в пользу государства. Позже меры были ужесточены вплоть до смертной казни. Взяточничество не было побеждено, оно приняло другие формы, а процесс стал скрытым. Взятки по-прежнему брали, только с большой оглядкой и страхом.

Разгул коррупции начался с распадом СССР – снизился контроль над чиновниками на местах, во власти оказывались люди с воровским менталитетом. Продавалось и покупалось всё, страна была разворована.

Сегодня борьба с коррупцией продолжается, ужесточаются законы, в производство уходят реальные уголовные дела. На скамье подсудимых оказываются не только мелкие чиновники, но и министры.

Причины коррупции в современной России

Комплекс субъективных и объективных причин коррупции имеет очень сложную природу, корень которых находится в фундаментальных социально-экономических проблемах жизни общества. В качестве важных обстоятельств многие авторы выделяют нестабильность в экономике, обнищание населения, неспособность государства обеспечить достойное содержание. В результате происходят нарушения, которые ведут к массовой низовой коррупции.

Часть ученых приходит к выводу, что в стране устарела законодательная база, которая регламентирует ответственность за проявление коррупции и не выдерживает никакой критики.

По мнению Н. И. Крюковой, детство современной молодежи проходило в 90-е годы, она успела адаптироваться к этому преступному явлению и относится к нему как к единственно возможному в реализации своих прав.

По выражению Президента страны В. В. Путина, новые собственники основных финансовых ресурсов, назначенные быть миллиардерами, приватизировали и само государство.

Ключевым фактором экономических отношений сегодня является коррумпированное чиновничество. Передел собственности во время приватизации, доступ на выгодные рынки, борьба с конкурентами, распределение и перераспределение бюджета государства, сопровождались коррупционными правонарушениями.

Благодатной сферой для коррупции является распределение бюджетных средств при неуклюжей налоговой системе, когда деньги регионов сначала идут в федеральный бюджет, а потом снова возвращаются в регионы.

Политические причины коррупции кроются в непрозрачности власти, но главное, по мнению М. А. Мушинского, они связаны с отсутствием политической воли к принятию адекватных решений со стороны политических лидеров.

Публицист, политолог и аналитик Г. А. Сатаров считает коррупцию сложным социальным явлением. Корни этого явления кроются в несовершенстве устройства властных механизмов, поэтому между уровнем развития коррупции и политической системой общества существует определенная закономерность.

Следствием этого является то, что чем больше в руках управляющей социальной группы сконцентрирована власть, тем сильнее она коррумпирована.

Условием подрыва коррупции может стать удаление от власти крупного капитала. Президент страны В. В. Путин отмечал, что для победы над системной коррупцией необходимо разделить власть и собственность, а также исполнительную власть и контроль над ней.

Рисунок 2. Коррупция и закон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Виды коррупций в современной России

Коррупция всегда связана с государственной службой и государственной властью. В широком смысле слова – это взяточничество и самостоятельное предпринимательство чиновников.

Различают верховую и низовую коррупцию и вертикальную.

Верховая коррупция в свой процесс вовлекает высших и средних чиновников. С помощью верховой коррупции решаются крупные проблемы бизнеса. Для государства это опасный вид политической коррупции. Часть среднего и нижнего чиновничества составляют низовую коррупцию. Она идет на уровне бытовой, с помощью которой решаются повседневные проблемы, например, взятка в судах, выплата гаишникам.

Помимо того, коррупцию можно дифференцировать по сферам общественных отношений на экономическую, социальную, военную, международную, политическую.

Решить вопрос борьбы с коррупцией путем ужесточения законодательной базы невозможно. Многочисленные исследования показывают, что в общественном сознании по своей форме коррупция становится обыденным явлением. Она носит массовый характер, а главное социально-приемлемый. Только законодательная база и само общество, его граждане смогут сдвинуть вопросы борьбы с коррупцией с мертвой точки.

что такое коррупция

На самом деле эта тема очень интересная, многосторонняя и распространённая. Так как сегодня о коррупции говорят все кому не лень, и винят во всех бедах и неудачах. Жалуются на чиновников, которые все сплошь и рядом взяточники, и знают, что это злейший враг социального благополучия и экономического развития страны. Но самое парадоксальное, что бороться с коррупцией по-настоящему особо никто и не стремится. Ну а зачем, если на самом деле коррупция это так удобно?

Что такое коррупция

Простыми словами, коррупция – это злоупутребление государственной властью с целью получения личной выгоды.

К лицам, которые злоупотребляют собственной властью могут относиться как политики, чиновники, так и представители медицины и образования. А сама коррупция включает в себя злоупотребление властью, мошенничество, вымогательство, отмывание денег и растрату.

Виды коррупции и ее формы

По направленности ее можно поделить на политическую, экономическую и криминальную:

Экономическая — осуществляется с целью получения материальных выгод от действий чиновников.

Это, как правило, подкуп, взятки, лоббистскую деятельность, направленные на принятие властью выгодных экономических решений. Сюда же включается незаконное отмывание денег.

Политическая — применяется для получения властных полномочий в обход установленного избирательного процесса путем вмешательства в выборы, незаконного финансирования партий, принятия решений, противоречащих принципам равноправия граждан и политических сил.

Криминальная — основана на насилии и преступной деятельности.

Предполагает втягивание должностных лиц в криминальные схемы с помощью угроз, шантажа, взяток.

В зависимости от отрасли, коррупция бывает:

  • судейской;
  • парламентской;
  • корпоративной;
  • политической;
  • экологической;
  • полицейской;
  • образовательной;
  • профсоюзной;
  • церковной и т. д.

Основные формы коррупции это:

  • Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция;
  • Мелкая коррупция;
  • Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция.

На самом деле это самый наименее опасный вид коррупции, который встречается очень редко и не способен повлиять на общие процессы в обществе.

Мелкая коррупция (маломасштабная и бюрократическая).

Это повседневная коррупция, которая происходит, когда государственные чиновники встречаются с общественностью. Это, как правило, взяточничество в связи с применением существующих законов, правил и положений, таким образом, что все выглядит якобы законным, но с вкраплением обходных путей. Данная форма коррупции связана с небольшими суммами, так как основывается на решении самых обыденных вопросов. Сюда можно отнести взяточничество в больницах, школах, местных органах лицензирования, полиции и налоговой.

Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

Политическая коррупция является самой губительной для страны, так как, политики, имеющие право создавать и применять законы от имени народа, используют эту власть для поддержания своей власти, статуса и богатства. Политическая коррупция не только приводит к нерациональному использованию ресурсов, но также извращает принцип управления государством. Правительство становится клептократическим.

Основные коррупционные методы

что такое коррупция

Для достижения своих целей коррупционеры используют множество метод, к самым основным и которых являются:

1.Взятки и подкуп.

Это самое распространенное средство влияния на чиновников. Как правило, самыми распространенными видами здесь являются деньги, подарки, сексуальные услуги, развлечения, занятость, льготы, политические выгоды, доли компаний и т.п..

2.Расхищение, воровство.

Этим методом пользуются должностные лица, имеющие доступ к материальным ценностям или контролирующим активам. Основной пример здесь – это вывод денег в оффшоры, фирмы-однодневки с последующей передачей средств коррумпированным сотрудникам.

3.Вымогательство и шантаж.

Здесь свои цели достигаются целей с помощью угроз, как с применением, так и без насилия, совершением преступления, обнародованием поступков или предоставлением ложной информации.

4.Мошенничество.

Подразумевает под собой обман владельцев активов, с целью завладения их имуществом.

5.Фаворитизм, кумовство, непотизм

Это предоставление должностей, привилегий или иных благ лицам, не обладающим должными качествами.

6.Лобби

Это поддержка, отраслей, регионов, предприятий или социальных групп в законодательных органах власти.

7.Злоупотребление полномочиями

Принятие неправомочных решений в силу принадлежности к власти. Например, отклонение дела судьей по надуманным причинам, или разрешение провоза запрещенных вещей через границу.

Причины появления коррупции

На самом деле причин появления такого явления как коррупция, великое множество. И рассматривать их все нет никакого смысла. Перечислим только некоторые и них, которые являются основными и самыми распространенными.

Самой основной и банальной причиной появления коррупции является ЖАДНОСТЬ. Да именно банальная человеческая жадность. Именно ОНА толкает людей на подобные поступки и заставляя забыть о моральных устоях.

Другими первоочерёдными мотивами выступают:

  • низкий уровень образования, воспитания, социальной ответственности, самосознания, отсутствие чувства долга и другие личные характеристики участников акта коррупции;
  • низкий уровень доходов, отсутствие возможностей роста и самореализации;
  • дисфункция правовой и судебной системы, отсутствие адекватного наказания за подобное правонарушение, двойственность законов (одна и та же статья может трактоваться по-разному);
  • отсутствие единства исполнительной власти, профессиональная некомпетентность, бюрократизм;
  • низкий уровень правовой грамотности населения;
  • заинтересованность обеих сторон-участников акта коррупции.

Основные меры противодействие коррупции

что такое коррупция

На сегодняшний день не существует таких мер противодействия коррупции, которые гарантировали бы полное ее исключение. Однако пример стран с низкой коррупцией позволяют выявить ряд действий, которые способствуют ее снижению:

Внутренний контроль — включает в себя стандартизацию действий чиновников и строгий надзор за госслужащими.

Внешний контроль — создание независимых механизмов наблюдения за чиновниками.

Демократическая система выборов — свободные выборы способствуют отстранению людей, совершивших преступление, от власти.

К мерам общего характера относятся снижение ограничений, вызывающих коррупцию, создание открытых ведомственных систем, повышение социальной обеспеченности чиновников и др.

Чем опасна коррупция

На самом деле коррупция – явление далеко не безобидное и несет в себе кучу негативных последствий и проблем:

  • неадекватное распределение и использование государственного бюджета и ресурсов или же нерациональное управление доходами и расходами компании;
  • недополучение налогов (прибыли);
  • снижение эффективности функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • ухудшение условий функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение инвестиционной привлекательности экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение качества предоставляемых услуг (речь идёт как об общественном сервисе, так и об услугах, предоставляемых коммерческим сектором);
  • нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что приводит к увеличению долгового бремени государства; нецелевое использование кредитных средств, что нередко приводит к банкротству предприятий;
  • увеличение социального неравенства;
  • рост организованной преступности;
  • рост социального недовольства и т.д.

В заключение….

В этой статье мы коротко и ясно дали определение коррупции, рассмотрели ее негативные последствия и то, как с ней бороться.

Коррупция оказывает губительное влияние на экономику и благосостояние страны, способствует росту и процветанию взяточничества, мы делаем хуже. Может быть вам кажется, что эта проблема вас не касается, но в действительности это далеко не так. Коррупция касается всех и каждого. Не нужно снимайте с себя ответственность. В конце концов, от каждого из нас зависит успех борьбы с разложением общества.

Хотя абсолютная победа над коррупцией невозможна, ее можно загнать в такие рамки, которые не будут влиять на развитие общества.


Коррупция была и остается одной из самых острых проблем современной России и серьезным препятствием на пути развития страны. Она, несомненно, наносит ущерб росту экономики и социальной стабильности страны, значительно уменьшая поступления в бюджеты различных уровней, вытесняя с рынка честных конкурентов и снижая степень доверия населения к органам власти и представителям социальных и финансовых структур. Обычно под коррупцией понимают превышение должностным лицом вверенных ему служебных полномочий в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и нормам морали.

Коррупция является широкомасштабной проблемой, которая касается каждого из нас, потому как это одна из причин снижения уровня жизни населения. Она оказывает воздействие на нас, даже если мы не сталкиваемся с ней напрямую. Отдельные члены общества обогащаются за счет средств, которые могли бы быть направлены в такие важные сферы, как образование, здравоохранение, инфраструктура, экономика. Они ставят свои интересы превыше общественных, требуют деньги за услуги, которые должны выполнять бесплатно. Данное отрицательное явление препятствует развитию бизнеса, что, в свою очередь, влечет за собой сокращение богатства страны и замедление роста ВВП. Группы людей, имеющие в своем распоряжении деньги и связи, могут влиять на изменение законодательства, преследуя личные интересы. Все это усиливает неравенство между слоями населения, усугубляет бедность и подрывает доверие граждан к сложившейся системе взаимоотношений, что в конечном итоге способно привести к массовым волнениям, протестам и даже к гражданской войне.

Для оценки уровня восприятия коррупция аналитиками и бизнесменами используется специальный индекс, рассчитанный на основе данных, полученных от независимых источников, и исчисляемый международной неправительственной организацией Transparency International, [1]. Это интегрированный показатель, ранжирующий страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. Однако стоит отметить, что измерить степень коррупции крайне затруднительно ввиду сложного поиска информации и оценки ее достоверности. Тем не менее рейтинг, составленный на основе индекса восприятия коррупции, позволяет получить приближенное значение уровня коррумпированности в стране.

По итогам 2013 года рейтинг охватывал 177 стран, в число которых входила и Россия. К первой десятке, то есть странам с наименьшим уровнем коррупции, относятся Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Сингапур, Швейцария, Нидерланды, Австралия и Канада. Индекс восприятия коррупции варьируется в этих странах от 81 до 91. Наиболее коррумпированными странами являются Афганистан, Северная Корея, Сомали, аналогичный показатель для этих стран находится на уровне 8. Россия с уровнем восприятия коррупции 28 находится на 127 месте, разделяя его с Азербайджаном, Ливаном, Мадагаскаром и Пакистаном, [2]. Динамика индекса России представлена на рисунке 1.


Рис. 1. Значение индекса восприятия коррупции в России с 2000 по 2013 гг.


Такой высокий показатель отрицательно влияет на имидж страны и инвестиционную привлекательность, которыми руководствуются иностранные партнеры, принимая решения о вложения средств. В конце 2012 года были проведены исследования Economist Intilligence Unit, [3], результаты которых показали, что одним из основных препятствий для сотрудничества иностранных компаний с российскими является коррупция — 28 % респондентов высказали настороженность по поводу данной проблемы.

Рост коррупции обусловлен сознанием низкой вероятности разоблачения преступных деяний, недостаточной подотчетностью и размытостью законодательных норм. Кроме того, коррупцию подпитывает низкий уровень доходов отдельных категорий населения, отсутствие возможности достижения своих целей честным путем, то есть у людей исчезает мотивация действовать в рамках закона. К примеру, официальная заработная плата медицинских работников и педагогов находится на несоответствующем уровне, что побуждает их брать взятки для обеспечения должного материального благосостояния.

Для снижения уровня коррупции России необходимо перенимать опыт стран, лидирующих в списке антикоррумпированных государств. Евросоюз предпринимал попытки ответить на вопрос, почему Дания занимает первое место по показателю честности правительства. Несмотря на то, что в датском законодательстве не так много законов, направленных на борьбу со взяточничеством и коррупцией, датчанам свойственна неуклонная приверженность принципам честности и высокая степень социальной сплоченности. Высокоразвитое гражданское чувство ответственности не насаждается сверху, а является неотъемлемой частью датского общества. Этим обуславливается невозможность перенести датскую модель на какое-либо другое общество. Для искоренения коррупции в России необходимо, чтобы большинство граждан сделали честность своим главным принципом.

Коррупция распространена во многих странах, и чем менее развита страна, тем выше в ней уровень коррупции. В России данная проблема имеет широкое распространение, и на протяжении уже многих лет общество не может найти пути ее решения. Рассматривая опыт некоторых зарубежных стран, мы пришли к выводу, что основным фактором снижения числа преступных деяний в сфере превышения должностных полномочий выступает формирование у граждан социально-психологических качеств, воспитание антикоррупционной устойчивости, которая позволила бы противостоять соблазнам удовлетворить личные интересы в ущерб общественным. В стране должна создаваться система развития правовой культуры, которая позволила бы продвигать идеологию противостояния коррупционным действиям и повысить социальный надзор за поведением человека, институтов, организаций и общества в целом. Кроме того, необходимо искоренить сложившуюся систему подбора кадров в государственные и муниципальные органы службы по принципу родства и дружеских отношений, а также ужесточить контроль за доходами должностных лиц и внедрить эффективную систему поощрения. В России необходимо создать условия полной свободы печати СМИ и содействия проведению их независимых расследований в сфере коррупции. Кроме того, целесообразно использовать прозрачную банковскую систему для совершения платежей по штрафам и другим денежным операциям. Одним из способов по снижения коррупции является повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса, что уже на сегодняшний момент активно развивается в современной России. Информационная открытость деятельности органов власти позволит обществу быть осведомленным обо всех принимающихся государственных решениях и отслеживать этапы их исполнения. Для обеспечения эффективного противодействия коррупционным действиям необходимо использовать все перечисленные методы одновременно, т. к. только комплексное воздействие позволит снизить уровень подобных преступлений.

1. Сулакшин С. С., Максимов С. В., Ахметзянова И. Р. и др., Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Монография в 2-х томах. Т. 1. / под ред. С. С. Сулакшина. — М.: Научный эксперт, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Китай, коррупция, Дания, индекс восприятия коррупции, современная Россия, уровень коррупции, число преступлений.

Читайте также: