Константин николаевич вентцель сообщение

Обновлено: 19.05.2024

ВЕ́НТЦЕЛЬ Кон­стан­тин Ни­ко­лае­вич [24.11 (6.12).1857, С.-Пе­тер­бург – 10.3.1947, Мо­ск­ва], рос. пе­да­гог, тео­ре­тик и про­па­ган­дист сво­бод­но­го вос­пи­та­ния . Дво­ря­нин, сын д. стат. со­вет­ни­ка. Учил­ся в Тех­но­ло­гич. ин-те (1875–76) и С.-Пе­терб. ун-те (1876–77). С 1880 уча­ст­ник революц. на­род­нич. дви­же­ния (в 1885 аре­сто­ван в Во­ро­не­же, вы­слан). С 1891 ра­бо­тал в ста­ти­стич. от­де­ле­нии Моск. гор. упра­вы. С 1919 в Во­ро­не­же: пре­по­да­вал в пе­да­го­гич. тех­ни­ку­ме и ун-те, был ор­га­ни­за­то­ром и пре­по­да­ва­те­лем Ин-та нар. об­ра­зо­ва­ния.

Вентцель Константин Николаевич (имя по метрической книге Константин Ромео Александр) (24 ноября 1857 — 10 марта 1947) - педагог.

Содержание

Биография

Цели воспитания

Всякая внешняя цель, которую ставят в воспитании, делает его несвободным. Воспитание и образование не должно служить никакой внешней цели, оно должно служить самому себе. Цель воспитания должна вытекать из природы того, кого мы воспитываем и образовываем. Цель нравственного воспитания – выработка в детях свободной творческой нравственности, а не стадной и массовой.

Основные педагогические идеи

К.Н. Вентцель самой важной и трудной областью воспитания считал воспитание нравственное, целью которого является пробудить в человеке лучшие стремления. Основу нравственного воспитания он видел в воспитании воли, потому что ребёнок должен научиться не только сознательно ставить перед собой цели, но и уметь их достигать.

Семья

Жена: Надежда Яковлевна ур. Ростовцева (1857 - 1898)

Дети: Михаил (1882 - 1963), ученый астроном. Маргарита (в замужестве Чуракова) (1888 - 1968), мать известного реставратора С.С. Чуракова

Жена: Софья Александровна ур. Станюкович (1871 - 1945), племянница писателя К.М. Станюковича, внучка скульптора П.К. Клодта

Дети: Александр (? -1963). Надежда (1900 - 1998), скульптор. Арий (1904 - 1979)

Труды

Источники

Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М.,2003.- С. 140.

Примечания

  1. ↑ Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б.М. Бим-Бада.- М.,2003.- С. 344.
  2. ↑ Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М.,2003.- С. 140.
  3. ↑ История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001.

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 24 ноября
  • Родившиеся в 1857 году
  • Умершие 10 марта
  • Умершие в 1947 году
  • Умершие в Москве
  • Педагоги СССР

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Вентцель, Константин Николаевич" в других словарях:

ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич — (1857 1947) российский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. С нач. 20 х гг. отошел от педагогической деятельности … Большой Энциклопедический словарь

Вентцель Константин Николаевич — [24.11(6.12).1857‒10.3.1947, Москва], русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. В студенческие годы участвовал в революционном движении, отбывал тюремное заключение (1885‒87). В годы 1 й мировой войны выступал против… … Большая советская энциклопедия

Вентцель, Константин Николаевич — (род. 1857) педагог, известный как один из крупнейших защитников свободного воспитания. Цель истинного воспитания, по В., содействие беспрепятственному, цельному и гармоническому развитию ребенка, пробуждению в нем творческих сил и способностей.… … Большая биографическая энциклопедия

ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич — [24.11(6.12).1857, Петербург, 10.3.1947, Москва], педагог, теоретик и пропагандист. свободного воспитания. Учился в Технол. ин те (1875 76) и Петерб. ун те (1876 77). С 1880 участник рев. народнич. движения (в 1885 арестован в Воронеже, выслан).… … Российская педагогическая энциклопедия

Вентцель, Константин Николаевич — (1857 1947) педагог. В русле педоцентризма (см. Детоцентризм) разрабатывал основы свободного воспитания и пытался реализовать их в Московском Доме свободного ребёнка (1906 09). Общечеловеческие ценности ставил выше классовых, считал, что… … Педагогический терминологический словарь

ВЕНТЦЕЛЬ — Константин Николаевич (1857 1947), педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания в России. Разрабатывал космическую педагогику, высшая цель которой раскрепощение личности, осознающей себя Гражданином Вселенной. С начала 20 х гг. отошёл… … Русская история

Вентцель — Вентцель фамилия. Известные носители: Вентцель, Елена Сергеевна (1907 2002) российский математик, педагог. Вентцель, Димитрий Александрович (1998 1955) учёный в области внешней и внутренней баллистики; действительный член… … Википедия

ВЕНТЦЕЛЬ — Константин Николаевич [24.11(6.12).1857, Петербург, 10.3.1947, Москва], педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Учился в Технол. ин те (1875 76) и Петерб. ун те (1876 77). С 1880 участник рев. народнич. движения (в 1885 арестован… … Российская педагогическая энциклопедия

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Вентцель Константин Николаевич (1857-1947). Презентация на заданную тему содержит 17 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич [24.ХI(6.ХII).1857 - 10.III.1947] Докладчик: Киреенкова Н.А Руководитель: Дюдяева Л.Г

Вентцель Константин Николаевич (24 ноября 1857 — 10 марта 1947) — русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания.

Цели воситания. Всякая внешняя цель, которую ставят в воспита нии, делает его несвободным. Воспитание и образование недолжно служить никакой внешней цели, оно должно служить самому себе. Цель воспитания должна вытекать из природы того, кого мы воспитываем и образо вываем. Цель нравственного воспитания – выработка в детях свободной творческой нравственности, а не стадной и массовой.

5. Ребенок во всех возрастах своей жизни в своей свободе и правах равен со взрослым совершеннолетним человеком. Если те или другие права не осуществляются им, то это должно быть обусловлено только отсутствием у него необходимых для осуществления этих прав физических и духовных сил. При наличности же последних возраст не должен служить ограничением к пользованию его этими правами. 5. Ребенок во всех возрастах своей жизни в своей свободе и правах равен со взрослым совершеннолетним человеком. Если те или другие права не осуществляются им, то это должно быть обусловлено только отсутствием у него необходимых для осуществления этих прав физических и духовных сил. При наличности же последних возраст не должен служить ограничением к пользованию его этими правами. 6. Свобода заключается в возможности делать все, что не наносит вреда физическому и духовному развитию ребенка и не вредит другим людям. Таким образом, пользование каждого ребенка своими естественными правами не должно встречать иных границ, кроме тех, которые диктуются законами нормального физического и духовного развития самого ребенка, и кроме тех, которые гарантируют другим членам общества пользование теми же правами. 7. Никто – ни родители, ни общество, ни государство не могут принуждать ребенка обучаться той или другой определенной религии или принудительно исполнять ее обряды. 8. Ни один ребенок не должен терпеть стеснения из-за своих убеждений, лишь бы их проявления не нарушали равные права других членов общества, взрослых и детей. 9. Ни один ребенок не может быть подвергнут лишению свободы, кроме тех случаев, точно сформулированных в законе, когда этого требует благо ребенка и окружающего его общества. Также ни один ребенок не может быть подвергнут никакому наказанию. С проступками и недостатками ребенка должно бороться при помощи соответствующих воспитательных учреждений, путем просвещения или лечения его, а не наказанием и всякими мерами репрессивного характера.

К.Н. Вентцель был убежден, что поскольку человек представляет собой часть космоса, постольку совершенно правомерным является вопрос о воспитании человека в качестве члена Космоса, как гражданина Вселенной. В данной связи К.Н.Вентцель приходит к выводу, что должно осуществляться космическое воспитание и что существует специальная отрасль антропологии — космическая педагогика, в которой проблема воспитания трактуется с совершенно особой точки зрения. Космическая педагогика имеет свои специфичные цели и требует приемов и методов для их достижения. По его мнению, новую культуру можно строить только на космическом базисе. При этом он подчеркивал примат социальной педагогики над индивидуальной, а космической — над социальной. К.Н. Вентцель был убежден, что поскольку человек представляет собой часть космоса, постольку совершенно правомерным является вопрос о воспитании человека в качестве члена Космоса, как гражданина Вселенной. В данной связи К.Н.Вентцель приходит к выводу, что должно осуществляться космическое воспитание и что существует специальная отрасль антропологии — космическая педагогика, в которой проблема воспитания трактуется с совершенно особой точки зрения. Космическая педагогика имеет свои специфичные цели и требует приемов и методов для их достижения. По его мнению, новую культуру можно строить только на космическом базисе. При этом он подчеркивал примат социальной педагогики над индивидуальной, а космической — над социальной.

После резкой критики своей педагогической концепции, которую назвали вредной и реакционной утопией, содействующей контрреволюции и буржуазии (1922 г.), Константин Николаевич отошёл от активной педагогической деятельности. Умер 10 марта 1947 г. в Москве.

Список литературы: Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996 Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. Изд. 2-ое. – М., 1915 Вентцель К.Н. Свободное воспитание: сборник избранных трудов /Сост. Филоненко Л.Д. – М., 1993 Чехов Н. В., К. Н. Вентцель (1857 - 1947). [Некролог], Начальная школа, 1947, № 5; Королев Ф. Ф., К. Н. Вентцель - виднейший представитель свободного воспитания (1857-1947), Советская педагогика, 1964, № 4; Винокуров С. В., Пчельников Т. С., К. Н. Вентцель, в кн.: Видные русские педагоги в Воронежском крае, Воронеж, 1972; Михайлова М. В., Дом свободного ребенка, Советская педагогика, 1983, № 4. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М.,2003.- С. 140. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., 'Советская Энциклопедия', 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

В 1891—1919 жил в Москве, работал в статистическом отделении Московской городской управы (до 1912), откуда вынужден был уволиться по требованию городского головы Н. И. Гучкова. Со второй половины 1890-х увлекался вопросами педагогики, стал видным представителем теории свободного воспитания; тогда же опубликовал первые статьи по педагогике. Принимал участие в работе Педагогического общества при Московском университете; в 1902—1905 — член комиссий по нравственному воспитанию и вопросам организации семейных школ при Отделении по вопросам семейного воспитания. Отстаивал неприкосновенность личности учеников, защиту от нравственного и физического насилия, право обучения на дому. В это же время работал над проблемами теории свободного воспитания.

В последние годы жил в Москве, развивал гуманистические традиций отечественной философии, занимался созданием религии творческой личности, основанной на культе ребёнка и понимаемой им как творческое и сознательное устремление духовно освобождённого человека к высшим нравственным идеалам. Под влиянием идей В. И. Вернадского разрабатывал новое направление в воспитании — космическую педагогику, высшей целью которой называл полное освобождение и раскрепощение личности, обладающей собственной нравственной религией и осознающей себя Гражданином Вселенной. В 1936 направил предложения к проекту новой Конституции СССР, в которых критиковал советское школьное образование и социально-политическую систему.

Обосновал принцип автономии школы от государства, позволяющий организовать независимое, самоуправляющееся, доступное и бесплатное учебно-воспитательное учреждение, которое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Ставя общечеловеческие ценности выше классовых, считал, что школа не должна служить орудием решения политических задач. Критиковал элементы милитаризма в дореволюционном и советском школьном воспитании.

Основные труды

• Как создать свободную школу (Дом свободного ребенка). М., 1906. (3-е издание: М., 1923.)

• Цепи невидимого рабства. М., 1906.

• Новые пути воспитания и образования детей. М., 1910. (2-е издание: М., 1923.)

• Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. М., 1915. (4-е издание: М., 1923.)

• Как бороться с милитаризмом. М., 1917.

• К вопросу о детском самоуправлении. Воронеж, 1921.

Литература

Королёв Ф. Ф. К. Н. Вентцель — виднейший представитель теории свободного воспитания (1857—1947) // Советская педагогика. 1964. № 6.

Толмачева Т. П. Педагогические взгляды К. Н. Вентцеля. Дис. … канд. пед. наук. М., 1992. (Автореферат).

Богуславский М. В., Корнетов Г. Б. Космическая педагогика Константина Вентцеля // Свободное образование. Вып. 2. М., 1993.

Стеклов М. Е. Четыре портрета: С. А. Рачинский, В. П. Вахтеров, Х. Д. Алчевская, К. Н. Вентцель. М.; Смоленск, 1995.

Дружников Ю. М. Явная и тайная жизнь Константина Вентцеля // Вопросы философии. 1996. № 5.

Богуславский М. В., Корнетов Г. Б. Пророк свободного воспитания // Вентцель. Антология гуманитарной педагогики. М., 1999.

Стеклов М. Е. Эволюция педагогических взглядов К. Н. Вентцеля. Смоленск, 1999.

Чмырёва Е. В. Теория свободного воспитания К. Н. Вентцеля и модернизация современной школы России. Пятигорск, 2001.

Богуславский М. В., Корнетов Г. Б. Жизнь и педагогические идеи К. Н. Вентцеля // Вестник университета Российской академии образования. 2003. № 2.

Стеклов М. Е. Л. Н. Толстой и К. Н. Вентцель: два взгляда на свободное воспитание // Педагогика. 2003. № 3.

Архивы

≡ Научный архив РАО. Личный фонд К. Н. Венцеля, ф. 23, 82 ед. хр., 1878—1938 гг.

Читайте также: